Закон Новгородской области
от 14 июля 2003 г. N 180-ОЗ
"Об областной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного
комплекса Новгородской области на 2003-2007 годы"
2 декабря 2004 г., 21 марта, 3 июня 2005 г., 12 января, 7 апреля, 5 октября 2006 г.
Принят Новгородской областной Думой 25 июня 2003 года
Во исполнение настоящего Закона изданы Постановления Администрации Новгородской области
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Областная целевая программа стабилизации и развития
агропромышленного комплекса Новгородской области
на 2003-2007 годы
(утв. законом Новгородской области от 14 июля 2003 г. N 180-03)
2 декабря 2004 г., 21 марта, 3 июня 2005 г., 12 января, 7 апреля, 5 октября 2006 г.
Паспорт
областной целевой программы стабилизации и развития
агропромышленного комплекса Новгородской области
на 2003-2007 годы
Наименование областной целевой программы |
Областная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса Новгородской области на 2003-2007 годы |
|||||
Основание для разработки |
Распоряжение Администрации Новгородской области от 23.05.2002 N280-рз "0 разработке комплексной программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса области на 2002-2006 годы" |
|||||
Заказчик программы- координатор программы |
Администрация области | |||||
Разработчик программы |
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства |
|||||
Исполнители мероприятий программы |
Администрация области Институт сельского хозяйства и природных ресурсов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (по согласованию) Департамент федеральной государственной службы занято- сти населения по Новгородской области (по согласованию) Институт экономики и управления государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (по согласованию) Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новго- родской области Комитет по управлению государственным имуществом области Комитет финансов области Федеральное государственное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов "Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса" (по согласованию) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Валдайский аграрный техникум" (по согласованию) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Аграрный техникум "Новгородский" (по огласованию) Государственное учреждение "Новгородский научно-исследовательский проектно-технологический институт сельского хозяйства" Российской Академии сельскохозяйственных наук (по согласованию) Учреждения начального профессионального образования Территориальная межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий Экономический комитет области Новгородское областное потребительское общество "Облпотребсоюз" (по согласованию) Федеральное государственное унитарное предприятие "Новгородская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (по согласованию) Ремонтно-технические предприятия системы АПК (по согласованию) Новгородский областной аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов (по согласованию) Управление строительства и инвестиционной политики области Некоммерческое партнерство "Новгородские рыбопромышленники" (по согласованию) Открытое акционерное общество "Бовис" (по согласованию) Федеральное государственное учреждение "Станция агрохимической службы "Новгородская" (по согласованию) Льносеменоводческие станции (по согласованию) Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Новгородской области" (по согласованию) Федеральное государственное учреждение "Государственная семенная инспекция по Новгородской области" (по согласованию) Управление Росгосхлебинспекции по Новгородской области (по согласованию) Федеральное государственное учреждение "Управление Новгородмелиоводхоз" (по согласованию) Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новгородской области (по согласованию) Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (по согласованию) Комитет по ценовой и тарифной политике области, Новгородская лаборатория - филиал Федерального государственного научного учреждения "Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства" (Новгородская лаборатория - филиал ФГНУ ГосНИОРХ) (по согласованию) Рыборазводные организации (по согласованию), Сельхозтоваропроизводители (по согласованию) Научно-исследовательские учреждения (по согласованию) Комитет охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области, перерабатывающие предприятия АПК (по согласованию), Администрации муниципальных образований (по согласованию) Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту области |
|||||
Цель программы |
Обеспечение стабильного товарного агропромышленного производства на всей территории области в целях повышения уровня занятости и доходов сельского населения и предотвращения обострения в перспективе кризисной ситуации на селе |
|||||
Основные задачи программы |
1. Ликвидация хронической кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий 2. Реализация системы мер по завершению аграрной и зе- мельной реформ 3. Ликвидация дефицита квалифицированных рабочих кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы в условиях рынка 4. Повышение эффективности и товарности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств 5. Повышение эффективности использования земельных ресурсов области 6. Обновление техники и технологического оборудования в сельскохозяйственных предприятиях; 7. Повышение генетического потенциала продуктивного скота и используемых в производстве сортов сельскохо- зяйственных культур; 8. Обеспечение выхода из кризиса льнопродуктового подкомплекса АПК; 9. Реализация системы мер по диверсификации производ- ства и формированию новых рабочих мест в сельской ме стности области. |
|||||
Период и этапы реализации программы |
Реализация программы осуществляется в период с 2003 по 2007 год Выделяются следующие этапы: 2003-2004 гг. - стабилизация и финансовое оздоровление сельхозпредприятий; 2005-2007 гг. - развитие ДИК; 2008-2015 гг. - постпрограммный рост производства в АПК |
|||||
Объем и источники финансиров ания |
Всего на период действия программы по плану-2864,3 млн. рублей, в том числе из консолидированного бюджета области - 550,3 млн. рублей На 2003 год-315,5 млн. рублей, в том числе из консолидированного бюджета области - 61,5 млн. рублей |
|||||
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экононо- мический эффект, важнейшие целевые показатели программы |
1. Будет повышен уровень занятости и доходов сельского населения и предотвращено обострение в перспективе кризисной ситуации на селе 2. Объемы производства составят (тыс. т): |
|||||
Виды | Годы | |||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
Зерно | 20 | 35 | 40 | 45 | 50 | |
Льноволокно | 1,2 | 2,0 | 2,4 | 2,8 | 3,2 | |
Картофель | 305 | 360 | 390 | 425 | 460 | |
Овощи | 130 | 136 | 140 | 145 | 150 | |
Скот и птица, в живой массе. |
37 | 38 | 40 | 42 | 45 | |
Молоко | 151 | 155 | 160 | 165 | 170 | |
Яйца (млн.шт.) | 130 | 131 | 132 | 133 | 135 | |
3. Общий учтенный экономический эффект по сельхоз- предприятиям за2003-2007 гг. составит 5z03 млн. рублей 4. Внедрение современных технологий обеспечит рост производительности труда и улучшение его условий 5. Будет обеспечено сохранение антропогенных агроланд- шафтов, создаваемых на протяжении тысячелетий предше- ствующими поколениями людей, населявших территорию современной Новгородской области 6. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней воз- растут в 2,8 раза |
||||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Исполнители Программы ежегодно к 1 марта до 2008 года представляют в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области информирует Администрацию области о выполнении Программы ежегодно к 15 марта до 2008 года. Администрация предоставляет ежегодно информацию в областную Думу к 1 апреля 2008 года |
Раздел 1. Содержание проблемы
1. Ресурсный потенциал развития сельского хозяйства
За годы реформ сельское хозяйство области претерпело значительные изменения.
Институциональные изменения и, прежде всего, смена форм собственности и организационно-производственной структуры в сельском хозяйстве сопровождались резким спадом объемов производства сельскохозяйственной продукции в одних отраслях и ростом его в других.
Таблица 1
Валовое производство основных видов сельскохозяйственной продукции
хозяйствами всех категорий, тыс. тонн
Виды продукци |
В среднем за год |
1991 1995 в%к 1986- 1990 |
1996 2000 |
1996- 2000 в%к 1986- 1990 |
1996- 2000 в%к 1991- 1995 |
2001 | 2002 | |
1986- 1990 |
1991- 1995 |
|||||||
Зерно | 137,3 | 82,8 | 60,3 | 39,5 | 28,8 | 47,7 | 19,5 | 17,5 |
Льноволокно | 4,6 | 3,2 | 69,6 | 1,8 | 39.1 | 56,2 | 1.3 | 0,6 |
Картофель | 256,1 | 261,9 | 102,3 | 313,6 | 122,5 | 119,7 | 296,2 | 304,6 |
Овощи | 35,5 | 66,1 | 186,2 | 108,1 | в 3 раза | 163,5 | 130,1 | 130,3 |
Мясо, в убойной массе |
57,5 | 41,7 | 72,5 | 20,5 | 35,6 | 49,2 | 21,3 | 23,1 |
Молоко | 341,4 | 259,1 | 75,9 | 169,8 | 49,7 | 65,5 | 156,4 | 150,0 |
Яйца, млн.шт. |
235,1 | 175,4 | 74,6 | 100,1 | 42,6 | 57,1 | 135,2 | 129,6 |
Наибольший спад в 1996-2000 гг. в сравнении с 1986-1990 гг. произошел в производстве мяса - в 2,8 раза, зерна - в 3,5 раза, льноволокна - в 2,5 раза, яиц - 2,3 раза и молока - в 2 раза. В тоже время за анализируемый период выросло производство картофеля на 22,5% и овощей - в 3 раза.
Следует заметить, что наибольший спад характерен для таких отраслей, как зерновое хозяйство, льноводство, скотоводство и кормопроизводство, которые имели повсеместное распространение и обеспечивали поддержание приемлемого состояния земельных угодий в границах сельскохозяйственной освоенности территории области, а также повсеместную занятость сельского населения.
Сельскохозяйственные предприятия сократили объемы производства по овощам в 2000 г. относительно 1991 г. в 2,3 раза, картофелю - в 3,5 раза, мясу и молоку - в 4,2 раза.
Следует отметить позитивные тенденции последних лет, которые закрепились в 2001-2002 годах в производстве мяса, молока и яиц.
Среди позитивных явлений следует особо отметить происходящие качественные изменения в продуктивности животных и птицы. В 2000 г. удой молока от одной коровы возрос на 269 кг (16,4%), в 2001 г. - на 326 кг (16,7%), в 2002г. -на 217 кг (10%) и составил 2468 кг; средняя яйценоскость куры-несушки, соответственно, на 38 шт. (17,4%), 13 шт. (5,1%) и 12 шт. (4%). Среднесуточный прирост бройлеров возрос в 2001 г. на 3 гр. (8%).
Отмечается тенденция укрепления дальнейших позиций в производстве и реализации мяса и мясопродуктов крупных специализированных предприятий: ЗАО "АПК "Великий Новгород", на долю которого приходится 37% мяса, производимого в хозяйствах всех категорий области, и 000 "Новгородский бекон", концентрирующий более 80% свинины, получаемой в сельскохозяйственных предприятиях.
Однако, позитивные тенденции в сельском хозяйстве коснулись локальных сельских территорий и не затронули основную часть сельской местности области.
Анализируемый период динамики численности сельского населения выглядит следующим образом: 1990 г.- 225 тыс. чел.; 1995 г. - 217 тыс. чел.; 1998 г. - 214 тыс. чел.; 2001 г. - 212 тыс. чел.; 2002 г. - 208 тыс. чел. Ежегодно сельское население области сокращалось почти на 1-1,5 тыс. чел. В относительном выражении сокращение составило всего 5,8%, в то время как объемы производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях уменьшились по отдельным видам в 2-4 раза (таблица 2).
Таблица 2
Динамика численности сельского населения и работников занятых в
сельскохозяйственном производстве
Годы | Численность сельского населения, на начало года, тыс. чел. |
Отношение численности сельского населения к 1990 г., % |
Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве, тыс.чел. |
Отношение среднегодовой численностий работников, занятых в с/х производстве 1990г., % |
1990 | 225 | 100,0 | 43,8 | 100,0 |
1995 | 217 | 96,4 | 26,9 | 61,4 |
1996 | 218 | 96,9 | 23,6 | 53,9 |
1997 | 216 | 96,0 | 21,3 | 48,6 |
1998 | 214 | 95,1 | 14,5 | 33,1 |
2000 | 213 | 94,7 | 14,4 | 32,9 |
2001 | 212 | 94,2 | 14,0 | 32,2 |
Процесс свертывания сельскохозяйственного производства, при незначительном сокращении численности сельского населения, предопределил 3-х кратное сокращение занятости в сельскохозяйственном производстве. Это в свою очередь вызвало практически адекватный рост безработицы на селе и резкое снижение доходов работников сельского хозяйства.
За период рыночных реформ существенно ухудшился качественный состав руководителей и специалистов хозяйств в целом. Среди руководителей сельскохозяйственных предприятий 53% не имеют высшего образования, а среди их заместителей 35%. Наиболее низкий образовательный ценз среди главных специалистов имеют ветврачи (70% без высшего образования) и бухгалтеры (74%), а среди специалистов - ветспециалисты (77%), инженеры-строители (76%), инженеры-механики (79%) и бухгалтеры (84%). Только 17% руководителей среднего звена и 12% работников кадровых служб имеют высшее образование.
Происшедшие институциональные и структурные изменения отрицательно отразились не только на динамике производства продукции агропромышленного комплекса, но и на экономической ситуации в нем.
Таблица 3
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве Новгородской области в
1990-2002 гг.
Показатели | 1990 | 1995 | 1996 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Удельный вес убыточных сельхоз- предприятий (в % к общему числу) |
5 | 92 | 98 | 95 | 82 | 75 | 70 | 74 |
Балансовая прибыль (+), убыток (-), всего, млн.руб. |
+122 | -78,6 | -213,4 | -211,6 | -53,7 | -12,2 | +17,0 | +23,0 |
Уровнь рентабельно сти,% |
+27 | -27,4 | -47,4 | -39,1 | -9,2 | -1,7 | +10,9 | +3,0 |
Если в 1990 г. только II сельхозпредприятий из 208 колхо[ов и совхозов были убыточными, то в 2000 г. -181 предприятие или 75Уо их общего количества (таблица 3). При этом, с 1998 г. наметилась тенденция улучшения экономической ситуации в отрасли, которая позволила за 1999-2002 гг. сократить удельный вес убыточных предприятий с 95 до 74%, ликвидировав в целом по области убыточность и добиться рентабельного ведения хозяйства. Неблагоприятная финансовоэкономическая ситуация в сельском хозяйстве области сформировалась под влиянием длительной убыточности производства животноводческой продукции (таблица 4) и, прежде всего, мяса крупного рогатого скота и свиней.
Таблица 4
Рентабельность "+", (убыточность "-") продукции, реализованной
сельскохозяйственными предприятиями Новгородской области
1990г | 1995г | 1996г | 1997г | 1998г | 1999г | 2000г | 2001г | |
Зерно | -10 | -18 | -18 | -25,4 | -22,1 | 5,4 | 28,6 | 44,3 |
Картофель | -24 | 53 | 11 | -26,8 | -26,9 | 32,3 | 44,1 | 17,1 |
Овощи | 14 | -11 | -26 | 56 | 18 | 49,3 | 16,2 | 57,5 |
Молоко | 64 | -17 | -47 | -52 | -41,6 | 4,3 | 15,3 | 21,9 |
Мясо КРС | 18 | -39 | -62 | -71 | -68,9 | -49,5 | -43,6 | -28,4 |
Мясо свиней |
39 | -30 | -46 | -39,3 | -34,3 | 3,0 | -19,1 | 28,8 |
Мясо птицы |
45 | -30 | -56 | -10,5 | -25,5 | 13,0 | 26,1 | 24,3 |
Яйца | 59 | -6 | -11 | -17,7 | -1,6 | 21,8 | 16,3 | 28,2 |
На 01.08.2002Г. 34% сельскохозяйственных предприятий практически прекратили свою деятельность. На их месте создали новые предприятия.
Из 288 зарегистрированных предприятий лишь 8 (2,8%) относятся к группе рентабельных хозяйств, находящихся в хорошем финансово-экономическом положении и способных к расширенному воспроизводству (1 группа),
Еще 17 хозяйств (5,9%), относящихся ко второй группе, являются средне рентабельными, успешно выживающими и не накапливающими долгов.
В III группу входят 52 предприятия (18%), имеющие низкий уровень рентабельности или небольшой убыток. Это хозяйства, находящиеся в затруднительном положении, накапливающие долги, но еще способные при некоторой поддержке перейти в категорию финансово-стабильных предприятий.
К числу нерентабельных предприятий, сохраняющих производственные коллективы за счет накопления долгов, экономии затрат по заработной плате и др., нерегистрируемого производства и т.п. относятся 48 хозяйств IV-ой группы (16,7%). Предприятия данной группы могут быть сохранены в перспективе только при наличии существенной государственной поддержки.
Наконец, оставшиеся 49 предприятий (17%) V-ой группы являются абсолютно неплатежеспособными, накопившими очень большие долги. Это хозяйства с низкими производственными показателями и низкой оплатой труда. Производственные коллективы здесь практически развалились, а сами хозяйства находятся на грани банкротства.
Основные производственно-экономические показатели, характеризующие сельскохозяйственные предприятия по выделенным группам, приведены в таблице 5.
Таблица 5
Производственно-экономические показатели по группам сельхозпредприятий
Новгородской области в 2001 г., в среднем на одно хозяйство
Гру ппы пред- прия- тий |
Стои- мость ОПФ, млн. руб. |
Сель- хозу- годия, га. |
Численность работников, чел. |
Выруч- ка, от реали- зации млн. |
Прибыль (убыток) от реали- зации, тыс.руб |
Чистая при- быль (убы- ток), тыс. руб. |
Вало- вой до- ход, тыс. руб. |
|
всего | на 100га | |||||||
I | 23,8 | 154 | 205 | 13,3 | 361 | +5559 | +5552 | +13230 |
II | 13,2 | 1563 | 68 | 4,4 | 5,0 | +625 | +642 | +1924 |
III | 11,8 | 2087 | 65 | 31 | 11 | +4 | +24 | +1163 |
IV | 10,9 | 182 | 96 | 5,3 | 2,0 | -352 | -398 | -484 |
V | 12,8 | 204 | 44 | 2,1 | 1,1 | -675 | -717 | -183 |
Всего | 13,1 | 192 | 63 | 3,3 | 4,0 | +39 | -24 | +1251 |
Сложившиеся существенные различия финансовоэкономического положения сельскохозяйственных предприятий требуют применения дифференцированного подхода к путям их выхода из кризиса и развития. Одна из основных причин дифференциации финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий (наряду с квазирентой, получаемой от производственного потенциала, созданного в дореформенный период) - различия в уровне управления ими и, прежде всего, в типе руководителя, его квалификационных и личностных качествах.
Почти к нулю сведены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель.
Таким образом, почвенное плодородие является лимитирующим эле ментом в структуре агроприродного потенциала развития сельского хозяйства области, позволяющим использовать агроклиматические ресурсы лишь на 45-50% при интенсивных и на 60-70% при стандартных технологиях.
В настоящее время агропочвенный потенциал реализуется на 35-58%, а агроклиматический - на 17-36%, т. к. вносится лишь 7,3% органических и 33% минеральных удобрений, относительно уровня 1991 г. Известкование кислых почв практически прекратилось.
При этом, на один гектар посевных площадей вносится менее тонны органических и менее 10 кг действующего вещества минеральных удобрений.
При существующей ситуации с внесением минеральных удобрений количество элементов питания в почве через 30 лет достигнет значения, при котором, дальнейшее ведение земледелия станет экономически нецелесообразным.
Одновременно с отмеченным выше, происходит разрушение ранее созданных мелиоративных систем. В настоящее время 51% общей площади мелиорированных земель области требует вновь проведения мелиоративных мероприятий, а 35% их находится в неудовлетворительном состоянии. По этой причине 6,5 тыс. га мелиорируемых земель вообще не используется в сельскохозяйственном производстве.
Идет разрушение производственного потенциала. Выбытие основных фондов во много раз превышает их ввод.
На начало 2001 г. в сельском хозяйстве Новгородской области численность тракторов составляла 32,2%, а зерноуборочных комбайнов 28,1% от уровня 1991 года. При этом только 28,5 % тракторов и 9,6% зерновых комбайнов находились в пределах нормативного срока эксплуатации. На 1.01. 2002 г. ситуация еще более усугубилась: 84,2% тракторов имели срок эксплуатации 10 лет и более, а в ряде районов (Волотовский, М. Вишерский, Окуловский) этот показатель составил КЮ%.
Такое состояние позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие два-три года может произойти массовое выбытие техники и сельское хозяйство останется без механизированных средств производства.
Количество зерноуборочных комбайнов фактически является одним 113 основных лимитирующих факторов размера посевных площадей зерновых культур, а, следовательно, и развития зернового хозяйства в области. Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве в сопоставимых ценах до 1998 года сокращались. Падал и их удельный вес в инвестициях в народное хозяйство области в целом: 1990 г. - 20,4%; 1995 г. - 3,0%: - 1996 г.-1,1; 1997 г.-1,0%; 1999 г.-0,8; 2000 г.-1,0%.
Следствием произошедших изменений явилось формирование суженного типа воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. За анализируемый период резко сократилось, по некоторым позициям прекратилось, строительство объектов производственного назначения. При этом следует, однако отметить некоторое оживление в инвестициях в производственное строительство в 1999-2002 гг.
2. Социально-экономическое положение сельского населения
Уровень доходов, в том числе и заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве, значительно ниже, чем в промышленности и подавляющем большинстве других отраслей экономики области (таблица 6).
Таблица 6
Соотношение заработной платы в сельском хозяйстве, промышленности и
экономике Новгородской области в целом, данные за нояорь
Сферы народного хозяйства |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2001 к 1996, раз |
тыс. рублей | |||||||
Экономика в целом, тыс. руб. |
622 | 758 | 862 | 1246 | 1871 | 2667 | 4,3 |
Промышленность, тыс. руб. |
649 | 858 | 953 | 1624 | 2373 | 3634 | 5,6 |
Сельское хозяйство, тыс. руб. |
353 | 420 | 462 | 609 | 873 | 1238 | 3,5 |
Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к заработной плате: | |||||||
в экономике области в целом |
0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | x |
в промышленности |
0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | x |
Падение уровня заработной платы в сельском хозяйстве относительно других сфер экономики области привело к резкому ухудшению уровня жизни на селе. Низкий уровень заработной платы и задержки ее выплаты существенно снизили роль материального стимулирования в сельскохозяйственных предприятиях, породили негативное отношение к труду. Заработная плата в неплатежеспособных хозяйствах перестала выполнять свою основную функцию - роль экономического рычага роста производительности труда в сельском хозяйстве.
Под воздействием различий в результативности сельскохозяйственного производства по административным районам произошла территориальная дифференциация уровня жизни сельского населения, в основе которой находится финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий. В зависимости от различий производственноэкономических показателей в сельскохозяйственном производстве административные районы могут быть подразделены на 3 группы (таблица 7).
Таблица 7
Группировка административных районов Новгородской области по уровню
финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий в
2001 году
Районы | Число хозяйств | В среднем на одно хозяйство | |||||
Всего | I-III групп |
Прибыль (убыток), т.руб. |
Рентабель- ность ор- ганиза- ций % |
Выруч- ка на 100 га с/х уго- дий, т.руб. |
Работ- ников на 100 га с/х угодий чел. |
Зарп лата 1-го работ- ника в ме- сяц, руб. |
|
I-ая группа | |||||||
Новгородский | 16 | 10 | +2288 | +14,0 | 851 | 6,7 | 2896 |
Чудовский | 6 | 2 | +1493 | +11,3 | 351 | 3,2 | 3149 |
II-ая группа | |||||||
Валдайский | 12 | 7 | -326 | -13,3 | 308 | 5,1 | 2403 |
Крестецкий | 9 | 4 | +156 | +9,9 | 140 | 2,6 | 2225 |
Любытинский | 11 | 6 | -165 | -10,2 | 69 | 2,0 | 1553 |
М-Вишерский | 7 | 3 | -46 | +8,5 | 101 | 2,1 | 1561 |
Старорусский | 34 | 17 | +216 | +6,8 | 160 | 2,9 | 2047 |
Батецкий | 11 | 2 | -248 | -6,5 | 203 | 3,1 | 3155 |
Демянский | 17 | 5 | +127 | +5,4 | 90 | 2,8 | 2440 |
Мошенской | 29 | 2 | -94 | -3,5 | 236 | 5,8 | 2570 |
Солецкий | 14 | 3 | +171 | +5,0 | 172 | 3,7 | 2359 |
Хвойнинский | 8 | 2 | -538 | -13,0 | 179 | 3,2 | 2832 |
III-я группа | |||||||
Боровичский | 21 | 3 | -421 | -13,3 | 7 | 2,8 | 1841 |
Волотовский | 9 | 1 | -310 | -17,3 | 44 | 2,1 | 1729 |
Маревский | 9 | 1 | -95 | -19,3 | 63 | 5,4 | 1056 |
Окуловский | 21 | 3 | -307 | -26,0 | 113 | 2,6 | 1413 |
Пестовский | 17 | 1 | -311 | -19,2 | 60 | 22 | 1922 |
Парфинский | 7 | 1 | -2719 | -164,0 | 129 | 4,1 | 2027 |
Поддорский | 6 | 1 | -639 | -46,4 | 125 | 46 | 1649 |
Холмский | 14 | - | -196 | -44,0 | 136 | 9,2 | 1050 |
Шимский | 10 | 3 | -636 | -27,0 | 72 | 2,1 | 1939 |
В I группе районов финансово-экономическо состояние сельскохозяйственных предприятий более благоприятное, что создает соответствующие условия для социально-экономического развития сельской местности, решения проблемы занятости и доходов сельского населения.
В III группе районов сельскохозяйственные предприятия находятся в крайне сложном финансово-экономическом состоянии, что способствует формированию устойчивых негативных тенденций в их социально-экономическом развитии. В большинстве районов этой группы заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий является минимальной в области. II группа районов занимает промежуточное положение.
Данное распределение административных районов может быть положено в основу дифференциации мероприятий по активизации развития сельской местности области. В частности, из таблицы видно, что в III-ей группе районов следует особое внимание уделять развитию личных подсобных хозяйств населения и повышению уровня доходов жителей села за счет всех источников, в том числе и альтернативных видов занятости.
3. Обоснование целей и задач программы
Главной проблемой, которая характерна для аграрного сектора Новгородской области, является отсутствие на обширных сельских территориях стабильного товарного производства, являющегося основой обеспечения занятости и необходимых доходов сельского населения, что предопределяет в перспективе дальнейшее обострение кризисной ситуации на селе. Активизация агропромышленного производства в направлении развития птицеводства, свиноводства и переработки их продукции оказывает лишь локальное влияние на решение социально-экономических проблем села.
Цель, которая должна быть решена в рамках реализации данной программы - обеспечение стабильного товарного агропромышленного производства на всей территории области в целях повышения уровня занятости и доходов сельского населения и предотвращения в перспективе обострения кризисной ситуации на селе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Ликвидировать хроническую кредиторскую задолженность сельскохозяйственных предприятий;
2. Реализовать систему мер по завершению аграрной и земельной реформ;
3. Ликвидировать дефицит квалифицированных рабочих и кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы в условиях рынка;
4. Повысить эффективность и товарность крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения;
5. Повысить эффективность использования земельных ресурсов области;
6. Обновить технику и технологическое оборудование;
7. Повысить генетический потенциал продуктивного скота и используемых в производстве сортов сельскохозяйственных культур;
8. Обеспечить выход из кризиса льнопродуктового подкомплекса АПК;
9. Реализовать систему мер по диверсификации производства и формированию новых рабочих мест в сельской местности области.
4. План реализации мероприятий программы
"Областную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного комплекса Новгородской области на 2003-2007 годы" следует рассматривать в качестве системного документа, увязывающего в единую совокупность общую стратегию развития АПК и региональные целевые программы "Повышения плодородия почв", "Лен", "Семеноводству зерновых культур, картофеля и многолетних трав", "Племенное дело", "Рыба", "Кадры" и др. Одновременно Программа исходит из основных позиций, определенных в "Концепции социально-экономического развития Новгородской области".
Мероприятия, сроки их выполнения и ответственные исполнители основных подпрограмм "Областной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса Новгородской области на 2003-2007 годы" приведены в приложениях:
подпрограмма "Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий" (приложение 1);
подпрограмма "Развитие аграрной и земельной реформ" (приложение 2);
подпрограмма "Кадры" (приложение 3);
подпрограмма "Социальное развитие села до 2010 года" (приложение 4);
подпрограмма "Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения" (приложение 5);
подпрограмма "Повышение плодородия почв на 2002-2005 годы" (приложение 6);
подпрограмма "Освоение новых технологий. Обновление техники и технологического оборудования" (приложение 7);
подпрограмма "Семеноводство зерновых культур, картофеля и многолетних трав" (приложение 8);
подпрограмма "Племенное дело" (приложение 9);
подпрограмма "Лен" (приложение 10);
подпрограмма "Рыба" (приложение 11);
подпрограмма "Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населени0" (приложение 12).
Конкретизация отдельных мероприятий подпрограмм может осуществляться Администрацией области.
Научное сопровождение программы осуществляется в соответствии с системой мероприятий в рамках реализации конкретных подпрограмм.
Законом Новгородской области от 5 октября 2006 г. N 723-ОЗ в подраздел 5 раздела 1 настоящей Программе внесены изменения, вступающие в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
5. Объемы финансирования и эффективность программы
Объемы финансирования по основным источникам поступления средств и показатели, отражающие эффективность сельскохозяйственного производства приведены в таблице 8.
Таблица 8
Объемы финансирования по основным источникам поступления средств и
показатели эффективности сельскохозяйственного производства
Показатели | 2001 г. | 2002 г. | Параметры программы | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Объемы финансирования, млн. рублей | |||||||
Средства федерального бюджета |
29,8 |
36,3 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
Средства консолидирован- ного бюджета области, в т.ч. |
32,8 |
29,1 |
51 |
57 |
69,6** |
102,5** |
133,2** |
подпрограмма "Кадры" |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
подпрограмма "Племенное дело" |
2,7 |
3,0 |
3,6 |
4,2 |
8,8 |
15,9 |
44,1 |
подпрограмма "Повышение плодородия почв" |
0,3 |
0,4 |
2,7 |
11,2 |
16,5 |
15,7 |
13,0 |
подпрограмма "Развитие аграрной и земельной реформ", всего из них: субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам сельхозтоваро- производителям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство |
- - |
- - |
5,0 5,0 |
5,0 5,0 |
1,1 0,1 |
6,0 4,3 |
28,0 23,6 |
подпрограмма "Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения" |
- |
- |
- |
- |
5,5 |
7,7 |
7,7 |
подпрограмма "Рыба" |
- |
- |
0,2 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
подпрограмма "Семеноводство зерновых культур, картофеля и многолетних трав" |
0,9 |
0,3 |
2,0 |
2,1 |
3,6 |
4,3 |
4,0 |
подпрограмма "Лен" |
3,8 |
1,2 |
3,0 |
3,4 |
2,6 |
3,6 |
3,2 |
подпрограмма "Освоение новых технологий. Обновление тех- ники и техноло- гического оборудования" |
- |
6,8 |
18 |
25,6 |
29,1 |
46,9 |
29,3 |
подпрограмма "Обеспечение занятости и повышение доходов сельс- кого населения |
- |
- |
- |
- |
1.0 |
1.0 |
1,0 |
подпрограмма "Социальное развитие села" (информационно- консультационно е обслуживание) |
- |
- |
- |
- |
1,2 |
||
кроме того, подпрограмма "Социальное развитие села" (капитальные вложения) |
- |
- |
10,5 |
30,4 |
30,9 |
31,8 |
33,4 |
Итого бюджетных средств |
62,6 |
65,4 |
101,5 |
147,4 |
180,5 |
234,3 |
286,6 |
Кредиты банков | 65 | 56 | 74 | 100 | 120 | 140 | 160 |
Инвестиции в основной капитал за счет собственных средств сельхоз организаций |
45 |
125 |
140 |
200 |
260 |
320 |
400 |
Всего средств | 172,6 | 246,4 | 315,5 | 447,4 | 560,5 | 694,3 | 846,6 |
Объемы производства сельскохозяйственной продукции, тыс. тонн | |||||||
Зерно | 19,5 | 17,5 | 20 | 35 | 40 | 45 | 5O |
Пьноволокно | 1,3 | 0,65 | 1,2 | 2,0 | 2,4 | 2,8 | 3,2 |
Картофель | 296,2 | 304,6 | 305 | 360 | 390 | 425 | 460 |
Овощи | 130,1 | 130,3 | 130 | 136 | 140 | 145 | 150 |
Скот и птица (ж.м.) |
32,2 | 34,1 | 37 | 38 | 40 | 42 | 45 |
Молоко | 156,4 | 150,0 | 154 | 155 | 160 | 165 | 170 |
Яйца,млн. шт. | 135,2 | 129,6 | 130 | 131 | 132 | 133 | 135 |
Показатели экономической эффективности производствва, млн.руб. | |||||||
Прибыль сельхозпредприя тий |
56 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 |
Заработная плата в сель- хозпредприятиях |
214 | 299 | 468 | 560 | 660 | 776 | 890 |
Валовой доход сельхозпредприя тий |
270 | 359 | 548 | 660 | 780 | 910 | 1050 |
Налоговые пос- туплений сельхозпредприя тий в бюджеты всех уровней |
61,3 |
89,0 |
135 |
159 |
187 |
220 |
250 |
Платежи во внебюджетные фонды |
34,2 | 42,7 | 40,4 | 68 | 98 | 131 | 167 |
Итого налогов и платежей |
95,5 | 131,7 | 175 | 227 | 285 | 251 | 317 |
Учтенный суммарный экономический эффект |
365,5 | 490,7 | 723 | 887 | 1065 | 1161 | 1367 |
* Конкретные объемы финансирования предусматриваются бюджетами на соответствующий год.
** Средства областного бюджета
Бюджетная поддержка должна быть направлена на решение оперативных задач, в т. ч.:
субсидирование производства растениеводческой и животноводческой продукции в соответствии с подпрограммами "Племенное дело", "Семеноводство зерновых культур, картофеля и многолетних трав", "Лен", "Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения", "Рыба";
субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам;
субсидирование части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;
приобретение машиностроительной продукции и племенного скота на лизинговой основе;
субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования;
субсидирование комплекса мероприятий по повышению плодородия почв;
субсидирование комплекса мероприятий по повышению генетического потенциала сельскохозяйственных животных и птицы;
субсидирование сельхозтоваропроизводителям части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, использованных для проведения сезонных сельскохозяйственных работ;
финансирование участия сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий АПК во Всероссийских выставкахярмарках;
финансирование социального развития села и сельских территорий;
финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке кадров;
прочих мероприятий.
Реализация программы имеет своим позитивным следствием производственную (рост объемов производства), экономическую (рост валового дохода), социальную и экологическую эффективность.
Общий учтенный экономический эффект только по сельскохозяйственным предприятиям за 2003-2007 гг. составит около 5203 млн. рублей при 2779 млн. рублей затрат на выполнение программы. Таким образом, издержки на выполнение программы фактически окупятся в процессе ее реализации.
Кроме того, экономический и социальный эффект будет проявляться в постпрограммный период (2008-2015 гг.).
Помимо учтенных позиций, экономическая эффективность будет складываться по следующим основным направлениям:
экономия средств на пособиях по безработице, которые необходимо будет выплатить работникам обанкротившихся предприятий;
сохранение оставшегося производственного потенциала, как экономия на будущих инвестициях.
Социальная эффективность включает в себя следующие позиции:
предотвращение негативных последствий массовой безработицы на селе - роста пьянства, наркомании, преступности;
повышение уровня занятости, доходов и уровня жизни работников сельскохозяйственных предприятий;
сохранение элементов народной культуры, обычаев, традиций;
продолжение выполнения селом функции сохранения и воспроизводства генофонда нации.
Экологическая эффективность заключается:
в сохранении антропогенных агроландшафтов, создаваемых на протяжении тысячелетий предшествующими поколениями людей, населявших территорию современной Новгородской области;
в поддержании экологического равновесия за счет относительного баланса антропогенной нагрузки на территорию городов и сельские территории (с одной стороны), и равномерности распределения нагрузки между сельскими территориями (с другой стороны).
Экономический и производственный эффект будет, в значительной степени, обеспечен за счет выхода из кризиса неплатежеспособных хозяйств и стабилизации таких отраслей как зерновое хозяйство, льноводство, откорм крупного рогатого скота и свиноводство.
Обеспечение при откорме крупного рогатого скота затрат корма на один центнер прироста 5,5-6 ц к. ед., 800-900 гр. среднесуточного прироста, 450-500 кг среднего веса, реализуемого на мясо молодняка с откорма позволит получать конкурентоспособную говядину с рентабельностью 25-30%.
Аналогичный экономический результат будет получен и в свиноводстве при условии расхода корма на один центнер прироста 4,5-5,0 ц к. ед. при среднесуточном приросте на откорме 700-800 гр.
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции будет сопровождаться появлением новых рабочих мест, повышением уровня занятости сельского населения и его доходов, активизацией сельской местности на всей территории Новгородской области.
Внедрение современных технологий обеспечит рост производительности труда и улучшение его условий.
Включение в производственный процесс неиспользуемых в настоящее время зданий и сооружений позволит поднять уровень фондоотдачи в сельском хозяйстве, сократить потребность в дополнительных инвестициях для расширения производства.
Рост объемов реализации продукции АПК, создание новЬтх рабочих мест, оживление экономической активности неплатежеспособных хозяйств и дальнейшее укрепление финансово-экономического положения предприятий 1-ой и 11-ой групп будут способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2,8, а платежей во внебюджетные фонды - в 3 раза.
Программа позволит закрепить позитивные тенденции, наметившиеся в последние 2-3 года, распространив их на большинство сельских территорий области. Будут созданы благоприятные условия для аграрного сектора, развития и улучшения финансового состояния деятельности предприятий, возобновлен воспроизводственный процесс в АПК.
Формы взаимодействия между участниками реализации программы строятся как по вертикали, так и но горизонтали, объединяя всех участников программы.
Эту работу проводит Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области, как орган управления программой. Комитет является главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых ему в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год.
Неотъемлемым элементом механизма реализации программы является организация социально-экономического мониторинга ее выполнения. Мониторинг должен обеспечивать обратную связь с объектами и субъектами осуществляемых преобразований. С помощью мониторинга выявляется реакция последних на реализуемые мероприятия, последствия тех или иных мер, предусмотренных в программе. На основе поступающей в рамках мониторинга информации проводится дифференцированный анализ экономической и социальной ситуации на селе, отношения сельского населения, руководителей, специалистов и работников АПК к узловым вопросам проводимых преобразований. На основе результатов анализа в программу своевременно вносятся необходимые коррективы, что позволяет исключить издержки, неизбежно сопровождающие любое реформирование.
Система мониторинга организуется на базе службы информации, анализа и контроля органа управления программой.
Координация выполнения программы заключается в обеспечении согласованных действий всех уровней управления и исполнителей (предприятий и организаций), участвующих в ее выполнении. Система координации выполнения программы включает в себя два уровня иерархии.
На первом уровне осуществляется коллегиальность в принятии узловых решений по реализации программы и согласованность действий всех ее исполнителей. Координационную комиссию Администрации области по вопросам АПК возглавляет руководитель программы - председатель комиссии, заместитель Главы администрации области, руководитель департамента продовольственной политики области. Состав комиссии, ее функции утверждены постановлением Администрации области от 29.03.2001 N 127.
На втором уровне осуществляется координация и контроль за деятельностью исполнителей и соисполнителей мероприятий и работ в рамках той или иной подпрограммы.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области осуществляет свою деятельность посредством:
подготовки материалов о ходе реализации мероприятий подпрограмм для рассмотрения их на заседаниях координационной комиссии,
координации деятельности ответственных исполнителей мероприятий и работ; согласования планов и графиков работ исполнителей и соисполнителей; выявления в ходе реализации программы отклонений, оценки их влияния на достижение целей подпрограммы и принятие необходимых мер.
Координация работ в значительной степени может быть построена на оперативном (упреждающем) контроле. Исполнители мероприятий программы, в случае угрозы срыва сроков их выполнения и невозможности избежать этого, используя собственные силы и средства, предоставляют предупредительную информацию в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области, который обязан вмешаться в ход реализации находящегося под угрозой срыва сроков выполнения мероприятий и решить вопрос. В случае отсутствия возможности решения на данном уровне, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области представляет предупредительную информацию руководителю программы, который лично или с привлечением координационной комиссии решает вопрос. Наконец, в случае необходимости руководитель программы обращается в Администрацию области или областную Думу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Новгородской области от 14 июля 2003 г. N 180-ОЗ "Об областной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного комплекса Новгородской области на 2003-2007 годы"
Настоящий Областной закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 23 июля 2003 г. N 14
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Новгородской области от 4 декабря 2007 г. N 206-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
Закон Новгородской области от 9 октября 2007 г. N 168-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
Закон Новгородской области от 10 июля 2007 г. N 126-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
Закон Новгородской области от 11 апреля 2007 г. N 82-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
Изменения, указанные в подпункте "а" пункта 1 и пункте 4 статьи 1 названного Закона вступают в силу с 1 июня 2007 года
Закон Новгородской области от 4 декабря 2006 г. N 18-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
Закон Новгородской области от 5 октября 2006 г. N 723-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона
Закон Новгородской области от 7 апреля 2006 г. N 663-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона, и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года
Закон Новгородской области от 12 января 2006 г. N 606-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона, и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года
Закон Новгородской области от 3 июня 2005 г. N 478-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона, и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года
Закон Новгородской области от 21 марта 2005 г. N 442-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования названного Закона, и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года
Закон Новгородской области от 2 декабря 2004 г. N 349-ОЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 года