28 декабря 2001 г., 29 октября 2004 г.
Новгородский районный Совет решил:
утвердить прилагаемое Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Новгородского района.
Глава района |
А.Н. Филиппов |
Положение
о порядке управления и распоряжения муниципальной
собственностью Новгородского района
(утв. решением Новгородского районного Совета
от 16 февраля 2001 г. N 24)
1. Общие положения
Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Новгородского района (далее именуется Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", принятой Правительством Российской Федерации 09.09.1999 N 1024, другими законами и нормативными актами Российской Федерации, Новгородской области и Новгородского района.
Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью Новгородского района является предметом ведения органов местного самоуправления, гарантированным Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами и нормативными правовыми актами.
Субъектом права муниципальной собственности является муниципальное образование - Новгородский район.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Новгородский районный Совет, Глава Новгородского района, Администрация Новгородского района в пределах установленных полномочий, иные организации местного самоуправления, а также население Новгородского района непосредственно в случаях, предусмотренных Законами субъектов Российской Федерации и Уставом Новгородского района.
Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать иные сделки, не противоречащие действующему законодательству, определять в договорах и соглашениях условия и порядок использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
2. Состав муниципальной собственности
2.1. Собственностью Новгородского района являются объекты, находящиеся на ее территории и за ее пределами, переданные району в результате разграничения государственной и муниципальной собственности, полученные или приобретенные муниципальным образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2.2. Собственность Новгородского района составляют:
- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные предприятия, организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
- объекты муниципальной собственности, переданные в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;
- имущество, закрепленное на праве оперативного управления и безвозмездного пользования за органами местного самоуправления;
- имущество, созданное или приобретенное органами местного самоуправления за счет собственных средств или полученное безвозмездно;
- доли (паи) имущественных вкладов в предприятия различных форм собственности, акции акционерных обществ, иные ценные бумаги, находящиеся в муниципальной собственности района;
- доли (паи) в уставном капитале предприятий различных форм собственности;
- денежные и валютные средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
- объекты интеллектуальной собственности;
- иное движимое и недвижимое имущество.
2.3. Казна Новгородского района.
Средства районного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют казну Новгородского района.
Имущество казны может быть передано юридическим и физическим лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
Имущество казны может быть объектом взыскания по обязательствам района в случаях, предусмотренных законодательством.
3. Приобретение и регистрация собственности на имущество
и объекты муниципальной собственности
3.1. Право муниципальной собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке и наступают с момента их государственной регистрации.
Наряду с государственной регистрацией права муниципальной собственности подлежат государственной регистрации и ограничения прав на нее, в том числе аренда, доверительное управление, сервитут, ипотека.
Государственная регистрация прав и ограничений осуществляется как на вновь созданное или приобретенное имущество, так и на имущество, ранее учтенное в реестре муниципальной собственности.
3.2. Оформление документов для государственной регистрации осуществляют:
3.2.1. Права муниципальной собственности на недвижимое имущество, кроме земельных участков - комитет по управлению муниципальным имуществом района (именуемый далее КУМИ).
3.2.2. Права хозяйственного ведения и оперативного управления - правообладатели.
3.2.3. Права аренды нежилых помещений - арендаторы.
3.2.4. Ограничения прав собственности (залог, ипотека, сервитут) - лицо, в чью пользу устанавливается ограничение.
3.2.5. Отчуждение муниципальной собственности - приобретающее право собственности лицо.
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 название раздела 4 настоящего Положения изложено в новой редакции
4. Управление муниципальной собственностью и ее учет
4.1. Управление муниципальной собственностью - организационно - распорядительная деятельность органов местного самоуправления в области владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, направленная на обеспечение результативного функционирования районного хозяйства, решение задач социально - экономического развития района.
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 в пункт 4.2. настоящего Положения внесены изменения
4.2. Формами управления муниципальной собственностью являются:
- учет муниципальной собственности Новгородского района;
- учреждение муниципальных предприятий и учреждений;
- реорганизация, ликвидация муниципальных предприятий и учреждений;
- участие в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества; - учет муниципальной собственности; - учет муниципальной собственности осуществляется посредством ведения реестра муниципальной собственности; - функции по ведению реестра выполняет комитет по управлению муниципальным имуществом.
Управление закрепленными в муниципальной собственности пакетами акций (долями) открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, осуществляет КУМИ.
Для участия в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, имеющих в уставных капиталах акции (доли), являющиеся муниципальной собственностью, в соответствии с действующим законодательством назначаются представители, являющиеся муниципальными служащими, о чем издаются соответствующие распоряжения Администрации района.
Представители района в органах управления хозяйственных товариществ и обществ обязаны в установленном порядке согласовывать с КУМИ проекты решений органов управления хозяйственных товариществ и обществ, которые они будут вносить или поддерживать.
Представители района в органах управления хозяйственных товариществ и обществ представляют в КУМИ ежегодно в порядке, установленном законодательством, отчеты о деятельности соответствующих товариществ и обществ.
Для осуществления контроля за сохранностью муниципального имущества КУМИ создает постоянно действующую комиссию, состав которой утверждается решением комитета. Комиссия осуществляет контроль за сохранность имущества посредством проведения проверок о наличии, выбытии списания и ликвидации муниципального имущества. По результатам проверок оформляются соответствующие акты.
Контроль за использованием по назначению муниципального имущества КУМИ осуществляет посредством проверок соблюдения условий договоров хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, по результатам которых оформляются соответствующие акты.
Права, обязанности, ответственность сторон по договорам хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления определяются условиями договоров.
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 название раздела 5 настоящего Положения изложено в новой редакции
5. Реализация права муниципальной собственности.
Формами и способами реализации прав собственника в области распоряжения муниципальной собственностью являются:
прием в муниципальную собственность государственного имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), на основании решения Правительства Российской Федерации;
прием в муниципальную собственность государственного имущества, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации (областная собственность) на основании постановления Администрации Новгородской области или решения комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области;
прием в муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, акционерных обществ, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, принадлежащих им на праве собственности;
передача муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление;
сдача муниципального имущества в аренду, передача в безвозмездное пользование;
отчуждение муниципальной собственности;
залог, страхование;
иные формы и способы реализации прав собственника в случаях, установленных законом;
контроль за соблюдением условий договоров о хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренды и иных договоров.
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 в раздел 6 настоящего Положения внесены изменения
6. Порядок приема - передачи имущества в муниципальную
собственность
Прием в муниципальную собственность государственного имущества, принадлежащего на праве Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 N 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Прием в муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, акционерных обществ, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, принадлежащего им на праве собственности, осуществляется на основании их обращения и соответствующего постановления Администрации района или на основании договоров мены, дарения, купли - продажи, заключенных с Администрацией района.
Решения о передаче муниципального имущества в аренду сроком свыше одного года, в безвозмездное пользование, доверительное управление, залог принимает Глава района, о чем издаются соответствующие постановления.
Сделки по принятию имущества в муниципальную собственность, передаче муниципальной собственности в аренду, доверительное управление, продаже, безвозмездной передаче и другие подлежат государственной регистрации в областном учреждении юстиции по государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном порядке.
Сделки по признанию долга, сделки по отказу от прав, сделки, по которым требуется привлечение средств местного бюджета, от имени муниципального образования заключает Глава района.
Прием и передача муниципального имущества оформляется актами приема - передачи, которые являются неотъемлемой частью договоров купли - продажи, дарения, мены, безвозмездной передачи, аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления, а также иных сделок.
Функции КУМИ по реализации прав собственника в области распоряжения муниципальной собственностью:
принимает решения о включении (исключении) объектов и имущества в Реестр муниципальной собственности, а также о внесении изменений об объекте;
заключает договоры передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление;
заключает договоры сдачи в аренду, доверительного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, производит страхование муниципального имущества;
принимает решения, в том числе по представлению учредителя, об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению муниципального имущества в установленном законом порядке, о чем издаются соответствующие решения комитета;
принимает решения, в том числе по представлению учредителя, о перераспределении изъятого муниципального имущества по своему усмотрению, о чем издаются соответствующие решения комитета;
принимает решения, в том числе по представлению учредителя, о списании движимого и недвижимого имущества, о чем издаются решения комитета.
7. Отчуждение муниципальной собственности
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 пункт 7.1. настоящего Положения изложен в новой редакции
7.1. Под отчуждением муниципальной собственности понимаются купля - продажа, безвозмездная передача в собственность имущества физическим и юридическим лицам, иные сделки, повлекшие прекращение права муниципальной собственности.
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 в пункт 7.2. настоящего Положения внесены изменения
7.2. Полномочия собственника по отчуждению муниципальной собственности реализуются в следующих формах:
- участие в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых имеется доля муниципальной собственности;
- осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.
Полномочия Главы района реализуются органом исполнительной власти - КУМИ, уполномоченным от имени района осуществлять право и нести обязанности собственника в отношении имущества, принадлежащего Новгородскому району на праве собственности, а также права и обязанности представителя в органах управления хозяйственных товариществ и обществ, имеющих в уставных капиталах (доли), являющиеся муниципальной собственностью.
Учет муниципальной собственности осуществляется посредством ведения Реестра муниципальной собственности. Функции по ведению реестра выполняет КУМИ согласно действующему законодательству.
Учреждение, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений:
Решения о создании и ликвидации муниципальных унитарных предприятий принимаются Главой района на основании совместного представления КУМИ и структурных подразделений Администрации района, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (комитеты, отделы, управления) по согласованию с территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в случаях, предусмотренных законодательством.
Решения о создании и ликвидации муниципальных учреждений принимаются Главой района по представлению структурных подразделений Администрации района, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
В качестве учредителя муниципального унитарного предприятия выступают КУМИ или уполномоченное Главой района структурное подразделение Администрации района, на которое возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
В качестве учредителя муниципального учреждения выступает структурное подразделение Администрации района, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
Решение о реорганизации муниципального унитарного предприятия принимает учредитель по согласованию с территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в случаях, предусмотренных законодательством.
Решение о реорганизации муниципального учреждения принимается уполномоченным структурным подразделением Администрации района в случаях, требующих дополнительного финансирования - Главой района.
Управление деятельностью муниципального предприятия или учреждения осуществляет руководитель в соответствии с трудовым договором (контрактом), заключаемым с учредителем. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей подлежит обязательному согласованию с заместителем Главы района, курирующим соответствующую отрасль.
Уставы муниципальных унитарных предприятий и учреждений утверждает учредитель.
КУМИ формирует совместно с учредителем имущество муниципальных унитарных предприятий и учреждений, уставный фонд и передает им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Решением Новгородского районного Совета от 29 октября 2004 г. N 267 в пункт 7.2.1. настоящего Положения внесены изменения
7.2.1. Приватизация муниципального имущества.
Под приватизацией муниципального имущества, за исключением приватизации земли и муниципального жилищного фонда, понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования Новгородский район имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с Перечнем объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации в текущем году (далее именуемым Перечень), утверждаемым решением Новгородского районного Совета. Объекты муниципальной собственности, не включенные в Перечень, не подлежат приватизации в текущем году, за исключением внесения в Перечень изменений решением Новгородского районного Совета. В пределах утвержденного Перечня и в соответствии с действующим законодательством комитет по управлению муниципальным имуществом района:
- принимает решения и осуществляет приватизацию муниципального имущества;
- создает комиссию по приватизации и устанавливает сроки подготовки планов приватизации предприятий;
- утверждает представляемый комиссией по приватизации план приватизации муниципального имущества, определяющий способ приватизации, сроки и условия продаж, начальную цену объекта;
- осуществляет в процессе приватизации преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. В случае приватизации посредством преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, сто процентов которого находятся в муниципальной собственности, в плане приватизации определяются способы и сроки преобразования, величина уставного капитала открытого акционерного общества, льготы, представляемые его работникам, категории (типы) акций открытых акционерных обществ, номинальная стоимость указанных акций, способы и сроки их продаж;
- по поручению Главы района принимает решения о внесении муниципального имущества в качестве вкладов в уставные капиталы коммерческих и некоммерческих организаций;
- по поручению Главы района принимает решения о закреплении в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, о чем издаются соответствующие нормативные акты;
- готовит информационные сообщения о приватизации муниципального имущества;
- выступает в процессе приватизации организатором продаж муниципального имущества, в том числе акций открытых акционерных обществ, закрепленных в муниципальной собственности.
В случае признания торгов несостоявшимися, Администрация района вправе снизить начальную цену объекта на 10 процентов. Оплата приобретаемого покупателем муниципального имущества производится единовременно или в рассрочку в соответствии с условиями договора купли - продажи, заключаемого между продавцом и покупателем.
Форма платежа и условия предоставления рассрочки определяется планом приватизации или распоряжением Администрации района. Денежные средства, полученные от приватизации муниципального имущества, распределяются следующим образом: 93 процента средств поступают в районный бюджет, 7 процентов - в КУМИ.
7.2.2. Отчуждение муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Муниципальные унитарные предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно может распорядиться самостоятельно.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств бюджета.
См. текст пункта 7.2.3.
См. текст пункта 7.2.4.
Решением Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85 в пункт 7.1.5. настоящего Положения внесены изменения
7.2.5. Безвозмездная передача в собственность специализированным организациям электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подсобных объектов.
Решения о безвозмездной передаче в собственность специализированным организациям электрических сетей, объектов энергообеспечения, газовых сетей и сооружений, водопроводных, канализационных объектов и иных сооружений инженерного обеспечения принимает районный Совет, о чем издает соответствующее решение.
7.2.6. Выкуп арендаторами нежилых помещений.
Предоставление арендаторам исключительного права приобретения в собственность арендуемых нежилых помещений наступает по истечении трех лет аренды и при условии, что арендатором с согласия КУМИ произведены значительные неотделимые улучшения арендуемых помещений.
Выкуп нежилых помещений арендаторы производят по рыночной стоимости.
Решение о предоставлении арендаторам исключительного права приобретения в собственность арендуемых нежилых помещений принимает Новгородский районный Совет по представлению Главы района.
Решение о предоставлении рассрочки при оплате стоимости выкупаемых объектов принимает Глава района, о чем издаются соответствующие постановления.
Решения об изъятии из хозяйственного ведения или оперативного управления излишнего, неиспользуемого по назначению либо иного имущества в интересах района принимает КУМИ, о чем издается соответствующее решение.
КУМИ выступает организатором продаж и заключает договоры купли - продажи, мены, дарения муниципального имущества, договоры безвозмездной передачи имущества в собственность специализированным организациям в соответствии с решениями Новгородского районного Совета или распоряжениями Администрации Новгородского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новгородского районного Совета от 16 февраля 2001 г. N 24 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Новгородского муниципального района"
Текст решения опубликован в газете "Звезда" от 5 ноября 2004 г. N 44
Решением Думы Новгородского муниципального района от 30 сентября 2010 г. N 477 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Новгородского муниципального района от 28 января 2008 г. N 228
Решение Новгородского районного Совета от 29 октября 2004 г. N 267
Решение Новгородского районного Совета от 28 декабря 2001 г. N 85