Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Администрации Новгородской области от 12 января 2006 г. N 7 "Об утверждении Методических указании по разработке и реализации областных целевых программ"

2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

 

Первый заместитель Главы администрации

А.С.Бойцов

 

Методические указания
по разработке и реализации областных целевых программ
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 12 января 2006 г. N 7)

 

Введение

 

1. Областные целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития области, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем области.

2. Методические указания по разработке и реализации областных целевых программ (далее Методические указания) унифицируют способы и процессы формирования областных целевых программ (далее программы), регламентируют общий порядок, правила формирования и реализации программ.

3. Методические указания имеют обязательный характер при отборе областных проблем (далее проблемы), подлежащих решению программным методом, формировании и реализации программ.

 

1. Процедура отбора и обоснования проблем,
подлежащих решению программным методом

 

Процедура отбора и обоснования проблем, подлежащих решению программным методом, осуществляется в следующем порядке:

1.1. Отбор проблем, требующих решения:

1.1.1. Определение узких мест в развитии области, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыва между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);

1.1.2. Невозможность решить проблемы в приемлемые сроки за счет действующего рыночного механизма и необходимость областной поддержки для их решения;

1.1.3. Выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;

1.1.4. Структурный, качественный анализ выделенных проблем.

1.2. Обоснование решения проблем программным методом:

1.2.1. Выявление наличия у проблем программных признаков (конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);

1.2.2. Анализ параметров программы (желаемые результаты, настоящее состояние, разрыв между "желаемым" и "действительным", товары и услуги, которые должны быть произведены в количественном и временном периоде, необходимые действия для производства этих товаров и услуг);

1.2.3. Предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных и временных ресурсах);

1.2.4. Определение ресурсных возможностей и сопоставление их с потребностями для решения проблем;

1.2.5. Расчет полезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечных результатов;

1.2.6. Определение экономической эффективности реализации проблем программным методом;

1.2.7. Принятие решения о разработке конкретных программ.

При отборе проблем должен использоваться механизм обсуждения и принятия коллегиальных решений.

Инициаторами постановки проблем, подлежащих решению на программной основе, выступают органы государственной власти области, органы местного самоуправления, а также юридические лица независимо от форм собственности.

Инициаторы постановки проблем представляют в соответствующие комитеты, управления области первичную информацию, содержащую:

обоснование выбора данной проблемы;

распространение действия программы по кругу лиц;

сущность проблемы и возможные последствия без программного вмешательства;

описание остроты проблемы и какой период времени она сохраняется;

предпринятые действия для решения данной проблемы и их результативность.

Отбор проблем, подлежащих решению программным методом, осуществляется рабочей группой, которая создается из квалифицированных специалистов соответствующего профиля, специалистов комитета финансов и экономического комитета области. Состав рабочей группы утверждается заместителем Главы администрации области, курирующим данное направление деятельности.

Рабочая группа изучает специально подобранную и обработанную инициаторами предложений исходную информацию, обосновывает отбор проблем для программной разработки, намечает заказчика программы.

Результаты по обоснованию необходимости решения проблем программным методом представляются Губернатору области или заместителю Главы администрации области, который принимает решение о разработке программы, а также решения по любым значительным отклонениям в ходе данного процесса, назначает заказчика программы (комитеты, управления или другие юридические лица).

Состав участников процесса отбора и обоснования проблем, подлежащих решению программным методом, их обязанности изложены в приложении 1 к Методическим указаниям (этап I).

 

2. Процесс формирования программ

 

После принятия решения о начале разработки программы начинается процесс формирования программы. Он включает в себя следующие этапы:

2.1. Определение заказчиком программы состава группы разработчиков (специалистов), ответственных за подготовку отдельных подпрограмм. Группа разработчиков может быть сформирована в комитетах, управлениях области и иных юридических лицах.

Проектирование программы разработчиками должно начинаться с детального анализа исходного состояния проблемы и прогноза социальных, экономических и других последствий, углубленного изучения состояния проблемы, форм и способов ее решения, сбора исходной информации, необходимой для проведения последующих оценок и расчетов.

Заказчик программы осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью группы разработчиков и при необходимости разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты.

2.2. Проектирование программы.

2.2.1. Заказчик программы:

готовит исходное задание на формирование программы;

координирует действия разработчиков;

разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

формирует проект программы в сводном виде и представляет его на независимую экспертизу (правовую, экологическую, экономическую, финансовую);

2.2.2. Разработчики программы:

устанавливают возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно-проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичных программ;

проводят расчеты потребностей во всех видах ресурсов (материально-технические, природные, трудовых, финансовые), устанавливают способы их покрытия;

проводят расчеты по обоснованию наиболее эффективных путей ( средств достижения поставленных целей исходя из минимизации затрат, более полного решения проблемы, сокращения сроков, повышения надежности достижения целей программы;

оценивают риски от внешних и внутренних факторов и определяют показатели риска, которые ведут к негативным незапланированным последствиям или к нежелательным результатам и т.д;

определяют приоритеты в использовании ограниченных ресурсов;

проводят экологический анализ и оценку последствий выполнения программы и т.д.

При необходимости программы координируются с действующими федеральными программами.

При проектировании программы учитываются требования действующего законодательства.

2.3. На каждую программу заказчик оформляет паспорт - специальный формуляр, который содержит ее полную характеристику согласно приложению 2 к Методическим указаниям.

2.4. Заказчик организует проведение специализированной и независимой экспертизы, при необходимости осуществляет доработку программы, несет ответственность за своевременную и качественную подготовку программы.

2.5. Программы, срок реализации которых свыше 5 лет, утверждаются областным законом, со сроком реализации до 5 лет - постановлением Администрации области.

Состав участников процесса формирования программ, их обязанности изложены в приложении 1 к Методическим указаниям (этап II).

 

3. Ресурсное обеспечение областных целевых программ

 

3.1. Материально-технические ресурсы

При проектировании программы:

учитываются затраты материально-технических ресурсов на научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры, на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство и другие;

определяется номенклатура и объемы материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения программы на всех этапах ее реализации.

Перечень необходимых материально-технических ресурсов по программе устанавливается разработчиками и согласовывается с заказчиком.

При расчетах потребности в материально-технических ресурсах учитываются:

возможность замены одних ресурсов (в первую очередь остродефицитных) другими;

последствия обновления и повышения качества продукции, использования новых эффективных и экономичных материалов и конструкций;

повышение эффективности и комплексности использования вторичных материалов и энергетических ресурсов, местных видов сырья и материалов, попутных продуктов производства;

внедрение безотходных и малоотходных технологий и производств;

сокращение потерь и отходов;

оптимизация запасов товарно-материальных ценностей, сокращение их уровня и повышение мобильности.

К участию в расчетах могут привлекаться специалисты научно-исследовательских институтов и вычислительных центров.

3.2. Природные ресурсы

При обосновании программ:

устанавливается потребность в природных ресурсах в соответствии с проектируемым порядком размещения и развития программных объектов производственной и непроизводственной деятельности;

выявляются резервы по природным ресурсам, пригодным для использования, и разрабатывается экономический механизм их распределения и перераспределения на рыночной основе;

обеспечивается оптимальное использование природных ресурсов региона и комплексная их охрана; ,

оцениваются негативные тенденции и проблемы, сдерживающие рациональное использование природных ресурсов;

оценивается необходимость и наличие водных, биологических и других ресурсов.

3.3. Финансовые ресурсы

Потребность в финансовых ресурсах определяется на всех стадиях разработки и реализации программ, уточняется при переходе от одной стадии к другой:

3.3.1. На стадии проектирования программы:

осуществляется технико-экономическое обоснование общей потребности программы в финансовых ресурсах;

оценивается стоимость каждого мероприятия по годам программного периода с использованием важнейших затратных показателей;

проводятся оптимизационные многовариантные расчеты;

устанавливаются возможные источники финансирования;

3.3.2. На стадии экспертизы программы комитет финансов области осуществляет предварительную экспертную оценку финансовой емкости предлагаемой к реализации программы, при этом учитываются масштабы, сложность, наукоемкость, трудоемкость и предполагаемая продолжительность реализации программы, оцениваются возможности области по обеспечению программы, в первую очередь, за счет собственных финансовых ресурсов.

Подготовка проекта программы, проведение независимой экспертизы проекта программы финансируется заказчиком программы за счет областного бюджета;

3.3.3. В процессе реализации программы заказчик программы ежегодно с учетом очередности проводимых мероприятий уточняет размер необходимых финансовых ресурсов, проводит планово-экономические расчеты и прогнозные оценки, определяет трудно предсказуемые затраты.

Расходы на программу складываются из затрат на ее разработку и реализацию и включают вложения единовременного и текущего характера. Затраты включают:

стоимость научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ;

капитальные вложения;

расходы по закупке материально-технических ресурсов;

расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования;

стоимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

заработную плату исполнителей;

управленческие расходы и др.

Общие затраты на реализацию программы складываются из суммы прямых (необходимых для достижения целей программы) и сопряженных (связанных с развитием сопутствующих производств и объектов, обеспечением комплексного развития территорий, охраной окружающей среды, компенсацией негативных последствий программы) затрат.

Стоимость программы определяется в текущих ценах. В дальнейшем с помощью прогноза индекса цен стоимость периодически (ежегодно) корректируется с учетом темпов инфляции.

Стоимость определяется на весь период реализации программы с разбивкой по годам.

Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Кроме того, могут привлекаться (в установленном порядке) для выполнения программных мероприятий средства:

местных бюджетов;

федерального бюджета;

внебюджетных источников (в том числе кредитов).

Все перечисленные формы финансирования программ используются, как правило, одновременно (смешанное финансирование).

Ассигнования на финансирование программы включаются в областной бюджет в качестве самостоятельной статьи расхода (в расходной части областного бюджета предусматривается статья, отдельная строка по финансированию программы).

Затраты на программу должны быть сбалансированы в расходной части областного бюджета с доходной частью областного бюджета. Количество одновременно реализуемых программ, объемы и сроки программных работ определяются в зависимости от наличия в области финансовых ресурсов.

Заказчик программы:

ежегодно разрабатывает и подает бюджетную заявку на ассигнование из областного бюджета для финансирования программы с обоснованием затрат на реализацию конкретных мероприятий программы по форме согласно приложению 3 к Методическим указаниям;

готовит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняя затраты по ним;

при необходимости осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ, услуг (подрядчиков), а также поставщиков продукции и т.д.;

согласовывает бюджетную заявку с комитетом финансов области в период составления проекта бюджета на очередной финансовый год;

по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или местных бюджетов, подписывает соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;

при необходимости разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных средств;

после утверждения бюджета на очередной финансовый год и, соответственно, объема средств на реализацию конкретной программы готовит проект постановления об уточнении выделяемых средств на реализацию программы.

3.4. Трудовые ресурсы

При формировании и реализации программы производится расчет потребности в рабочих и служащих, устанавливаются источники обеспечения этой потребности.

Расчет потребности в кадрах для программы ведется с учетом отраслевой специфики, содержит сведения о потребности в квалифицированных рабочих различных профессий. Потребность в специалистах увязывается с этапами осуществления программы. При необходимости во время реализации программы осуществляется переподготовка кадров.

Состав участников процесса реализации программ, их обязанности изложены в приложении 1 к Методическим указаниям (этап III).

 

4. Управление программами

 

Программы являются самостоятельными объектами управления.

Система управления программами включает в себя 2 уровня:

4.1. Первый уровень осуществляется областной Думой и Администрацией области, которые:

утверждают новые программы;

координируют программы с основными направлениями социально-экономического развития области;

распределяют бюджетные средства между программами;

контролируют реализацию программ;

вносят изменения в действующие программы и т.д.

Администрация области создает условия для формирования и реализации программ, осуществляет методическое руководство программами.

4.2. Второй уровень управления осуществляет заказчик программы, в функции которого входят:

ответственность за подготовку проекта программы;

оформление паспорта программы и подготовка документов на утверждение программы;

координация исполнения программных мероприятий, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;

непосредственный контроль за ходом формирования и реализации программы;

составление отчетности о расходовании ресурсов.

Два уровня управления программами функционируют во взаимодействии и координируют процессы формирования и реализации программ.

Система управления программами в ходе ее исполнения может модифицироваться в случае, если она будет признана недостаточно эффективной.

Для повышения эффективности программа может корректироваться ежегодно по итогам аналитической информации, которую составляет экономический комитет области по отчетным данным заказчика и направляет первому заместителю Главы администрации области для принятия управленческих решений.

Функционально-организационная схема управления программами представлена в приложении 4 к Методическим указаниям.

 

5. Оценка эффективности программ

 

5.1. Фактически полученные результаты сравниваются с проектными заданиями. Эффективность может определяться в целом по программе, по отдельным этапам ее выполнения, по конкретным показателям.

Показателями эффективности для производственной программы могут быть:

увеличение выпуска продукции и выручки от ее реализации;

повышение производительности труда;

сокращение производственного цикла изготовления продукции;

повышение качества продукции;

выход на внешний рынок;

замена импортируемой продукции.

Фактически полученные результаты относятся к затратам и выражаются в конкретных показателях.

5.2. По каждой программе оцениваются социальные последствия ее реализации (увеличение рабочих мест, снижение уровня безработицы, обеспеченность жильем, детскими садами, уровень медицинского обслуживания, улучшение условий труда, увеличение отчислений на социальные нужды населения и т.д.).

 

6. Контроль и мониторинг программ

 

6.1. Контроль за подготовкой и реализацией программ осуществляется согласно схеме, изложенной в приложении 5 к Методическим указаниям.

6.2. Участниками контроля являются Губернатор области, заместители Главы администрации области, комитеты и управления области, независимые эксперты, заказчик программы, органы, уполномоченные в соответствии с законодательством осуществлять контроль.

Кроме того, участниками контроля могут быть Главы муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений (по согласованию).

6.3. Если по программе определено представление информации от нескольких исполнителей, то подготовку обобщающей информации с предложением о снятии с контроля программы в случае ее выполнения или с мотивированной просьбой о продлении контрольного срока организуют консультанты и помощники Губернатора области, заместителей Главы администрации области.

6.4. Срок представления информации о ходе выполнения программы в комитет государственной гражданской службы Новгородской области составляет не более 5 дней от срока, указанного в паспорте программы (раздел "Система организации контроля за исполнением программы"), при наличии 5 и менее исполнителей, и 10 дней, если исполнителей более 5.

6.5. Мониторинг программы осуществляет экономический комитет области. Основными задачами мониторинга являются: получение на регулярной основе и по единой методологии данных о реализации программ, финансировании, оценке выполняемых программных мероприятий и комплектование на основе полученных данных информационного банка данных. Мониторинг осуществляется на непрерывной основе. Сбор данных, анализ, использование и распространение информации о выполнении программ осуществляется по плану в назначенные сроки.

6.6. Ежегодно экономический комитет области по результатам реализации программы готовит аналитическую записку, которая доводится до сведения первого заместителя Главы администрации области для принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации Новгородской области от 12 января 2006 г. N 7 "Об утверждении Методических указании по разработке и реализации областных целевых программ"


Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 8 февраля 2006 г. N 21


Постановлением Администрации Новгородской области от 17 мая 2010 г. N 205 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169