26 мая, 19 сентября, 8 октября 2008 г.
В целях улучшения репродуктивного здоровья женщин, снижения уровня материнской, младенческой заболеваемости и смертности, профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей, предупреждения детской инвалидности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую губернаторскую программу "Здоровая мать - здоровый ребенок" на 2007-2009 годы (далее Программа).
Постановлением Администрации Новгородской области от 26 мая 2008 г. N 184 в пункт 2 настоящего Постановления внесены изменения
2. Комитету финансов Новгородской области при формировании проекта областного бюджета ежегодно предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы исходя из реальных возможностей.
3. Рекомендовать:
3.1. Новгородскому областному фонду обязательного медицинского страхования принять участие в софинансировании мероприятий Программы;
3.2. Органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области:
3.2.1. При формировании проектов бюджетов городского округа и муниципальных районов ежегодно предусматривать средства для реализации мероприятий Программы исходя из реальных возможностей;
3.2.2. Разработать и принять муниципальные программы "Здоровая мать - здоровый ребенок".
Постановлением Администрации Новгородской области от 8 октября 2008 г. N 353 в пункт 4 настоящего Постановления внесены изменения
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области Алфимова В.Г..
5. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Губернаторская программа "Здоровая мать - здоровый ребенок"
на 2007-2009 годы
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 16 апреля 2007 г. N 103)
26 мая, 19 сентября, 8 октября 2008 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 8 октября 2008 г. N 353 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование губернаторская программа "Здоровая мать -
Программы: здоровый ребенок" на 2007-2009 годы.
Правовая основа основы законодательства Российской Федерации об
Программы: охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N
5487-1.
Заказчик Программы: Администрация области.
Разработчик комитет по охране здоровья населения области
Программы: (далее комитет).
Исполнители комитет, Новгородский областной фонд
мероприятий обязательного медицинского страхования (по
Программы: согласованию) (далее областной фонд ОМС), органы
местного самоуправления городского округа и
муниципальных районов области (по согласованию),
организации здравоохранения государственной и
муниципальной форм собственности (по согласованию)
(далее организации здравоохранения области),
управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
Новгородской области (по согласованию) (далее
управление Роспотребнадзора по области).
Обоснование в условиях демографического кризиса общества
Программы: проблемы матери и ребенка достигли предельной остроты
и их безотлагательное решение является жизненно
необходимым.
Медико-демографическая ситуация на протяжении
последних лет характеризуется неблагоприятными
тенденциями (низкий уровень рождаемости, рост общей
смертности). Превышение уровня смертности над
рождаемостью обусловило отрицательный показатель
естественного прироста населения.
Продолжает ухудшаться состояние здоровья
беременных женщин: анемия выявляется у 37,9 процента,
инфекции, передающиеся половым путем - у 96,4
процента. Резко сократилось число нормальных родов,
удельный вес которых составил в 2005 году 36
процентов. Служба планирования семьи развита
недостаточно.
Высокий уровень абортов, в том числе и среди
подростков, подтверждает отсутствие должного эффекта
от проводимой в этой области работы.
Показатель перинатальной смертности в 2005 году
составил 10,5 промилле, что соответствует
среднероссийскому уровню (10,6 промилле), но
превышает показатель по Северо-Западному федеральному
округу.
Показатель ранней неонатальной смертности в
последние годы постепенно снижался и составил 4,3
промилле в 2005 году. В то же время уровень
мертворождаемости имеет высокое значение и в 2005
году составил 6,2 промилле (по России - 5,8
промилле).
При анализе структуры причин мертворождений
выявлено, что 1 место занимают внутриутробные
инфекции, 2 место - врожденные пороки развития плода,
3 место - осложнения беременности и родов (тяжелый
гестоз, отслойка нормально расположенной плаценты,
перенашивание и т.д.). При этом 95 процентов всех
мертворождений - антенатальная гибель плода.
В 2005 году родилось 97 детей с различными
пороками развития. Только 86,6 процента беременных
прошли скрининговое ультразвуковое обследование на
сроке 18-20 недель беременности. Выявлено 35 пороков
развития плода, беременность прервана в 25 случаях.
В последние годы лечебно-профилактические
учреждения области приобрели аппараты УЗ -диагностики
для проведения пренатального обследования беременных,
но качество диагностики врожденных пороков развития
плода пока остается на достаточно низком уровне.
Лабораторным обследованием на биохимические маркеры
врожденной и наследственной патологии плода охвачено
88,3 процента беременных.
Существующий потенциал службы охраны здоровья
беременных женщин и новорожденных детей не
обеспечивает высокий качественный уровень медицинской
помощи пациентам из группы высокого риска, ее
материально-техническое оснащение неадекватно
современным требованиям, нуждается в обновлении,
укреплении.
Ввиду отсутствия приемлемых условий во многих
родильных отделениях области до сих пор не
представляется возможным организовать совместное
пребывание матери и ребенка.
Заболеваемость новорожденных сохраняется на
уровне 350-400 промилле на 1000 родившихся (по России
- 602,0), при этом уже с рождения заболевания
выявляются у каждого третьего-четвертого
новорожденного.
Неблагополучные тенденции в состоянии здоровья
новорожденных создают предпосылки для формирования
высокой заболеваемости детей на первом году жизни,
детской инвалидности в раннем возрасте и младенческой
смертности.
При этом наследственная и врожденная патологии
становятся основной причиной инвалидности с детства.
На лечение и выхаживание этого контингента больных
расходуются огромные средства. Поэтому по-прежнему
актуальной является проблема совершенствования
медико-генетической службы области, поддержка
скрининговых программ, программ профилактики
инвалидизации детей.
Результатом реализации губернаторской программы
"Здоровая мать - здоровый ребенок" за период с 1998
года стало снижение показателя младенческой
смертности с 18,2 промилле в 1997 году до 9,8
промилле в 2005 году, но все же он остается довольно
высоким в некоторых районах области.
Оправдала себя организационно-функциональная
модель оказания помощи беременным и новорожденным
детям, включающая в себя областные больницы, 2
родильных дома в Великом Новгороде (III уровень),
родильные отделения и женские консультации
Боровичского, Старорусского районов (II уровень),
родильные отделения и женские консультации
центральных районных больниц (I уровень).
В то же время требует совершенствования система
поэтапного оказания медицинской помощи беременным
женщинам и детям в тяжелом и критическом состояниях с
централизацией такой помощи в учреждениях III уровня.
Необходимо улучшить систему дистанционного
консультирования и безопасной транспортировки
младенцев, организовать эффективную систему
взаимодействия организаций здравоохранения области и
учреждений III уровня.
Слабо внедряются современные научно обоснованные
технологии обследования и лечения пациентов с
врожденной и хронической патологиями, в том числе в
условиях амбулаторных учреждений и стационаров
дневного пребывания.
Необходимо улучшать качество диспансерного
наблюдения детей путем внедрения новых современных
технологий скрининговой диагностики.
Представляется очень важным укрепление
первичного звена здравоохранения, обеспечение каждой
больницы минимальным набором медицинского
оборудования для планового наблюдения, профилактики,
обследования и лечения детей раннего возраста.
Учитывая высокую распространенность фоновых
заболеваний среди детей раннего возраста (анемия,
рахит, гипотрофия), особое внимание необходимо
обратить на поддержку грудного вскармливания и на
обеспечение детей, лишенных грудного молока,
адаптированными молочными смесями, обогащенными
витаминами и микроэлементами.
По-прежнему сохраняют свою актуальность
качественная подготовка кадров врачей и среднего
медицинского персонала, обеспечение условий для
наиболее полной реализации их профессионального
потенциала.
Цели Программы: снижение уровней материнской смертности,
младенческой заболеваемости и смертности;
профилактика наследственных заболеваний и
врожденных пороков развития у детей;
предупреждение детской инвалидности.
Задачи Программы: улучшение репродуктивного здоровья детей и
женщин;
совершенствование работы по планированию семьи,
в том числе по профилактике нежелательной
беременности среди подростков;
совершенствование системы прогнозирования
отдельных состояний у беременных женщин с выделением
групп риска;
улучшение качества диагностики и лечения
беременных женщин с тяжелой экстрагенитальной
патологией;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи
женщинам и детям;
улучшение ранней пренатальной диагностики
врожденных пороков развития и наследственных
заболеваний плода, особенно несовместимых с жизнью;
совершенствование системы поэтапного оказания
медицинской помощи беременным женщинам средней и
высокой групп риска течения беременности и
новорожденным при жизнеугрожающих состояниях с
централизацией интенсивной и реанимационной помощи в
учреждениях III уровня;
совершенствование диагностики, лечения,
медицинской реабилитации при заболеваниях у детей;
дооснащение организаций здравоохранения области
недостающим медицинским оборудованием;
внедрение современных ресурсосберегающих
технологий обследования, лечения пациентов в условиях
амбулаторных учреждений и дневных стационаров;
совершенствование системы дистанционного
консультирования и транспортировки младенцев и детей
из родильных и реанимационных отделений области;
укрепление материально-технической базы
подразделений детства и родовспоможения организаций
здравоохранения области;
внедрение программы поддержки грудного
вскармливания;
повышение квалификации специалистов педиатров и
акушеров-гинекологов по вопросам оказания
качественной медицинской помощи беременным женщинам и
детям раннего возраста;
систематическая работа со средствами массовой
информации по освещению вопросов, связанных с
формированием здоровой семьи, рождением здорового
ребенка.
Механизм реализации программа реализуется в соответствии с
Программы: прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе).
Сроки реализации 2007-2009 годы.
Программы:
Объемы и источники ориентировочная стоимость Программы 84766,0
финансирования тыс.руб.
Программы: (тыс.руб.)
-----------------------------------------------------
Источник Всего В том числе по годам:
финансирования ----------------------------
2007 2008 2009
-----------------------------------------------------
Областной 56470,0 9673,0 33584,0 13213,0
бюджет,
в том числе 35183,0 3407,0 26320,0 5456,0
средства
Программы
Бюджеты 28296,0 9412,0 9432,0 9452,0
городского
округа и
муниципальных
районов
области
-----------------------------------------------------
Итого 84766,0 19085,0 42016,0 22665,0
-----------------------------------------------------
Ожидаемые конечные снижение показателя младенческой смертности до
результаты 9,5 промилле;
реализации снижение показателя ранней неонатальной
Программы: смертности до 4,0 промилле;
снижение показателя материнской смертности до 0;
снижение показателя перинатальной смертности до
9,0 промилле;
снижение показателя мертворождаемости до 5,0
промилле;
снижение числа абортов до 35,0 на 1000 женщин
фертильного возраста.
Целевые индикаторы эффективности реализации Программы
Наименование целевого индикатора |
Базовый показатель (2006 год ) |
В том числе по годам: |
|
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Показатель младенческой смертности (промилле) |
11,1 |
10,0 |
9,8 |
9,5 |
|
Показатель ранней неонатальной смертности (промилле) |
4,2 |
4,5 |
4,2 |
4,0 |
|
Показатель перинатальной смертности (промилле) |
11,5 |
10,0 |
9,5 |
9,0 |
|
Показатель мертворождаемости (промилле) |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
|
Показатель материнской смертности (на 100 тысяч родившихся живыми) |
30,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Показатель количества абортов (на 1000 женщин фертильного возраста) |
39,0 |
38,0 |
37,0 |
35,0 |
|
Система исполнители мероприятий Программы представляют в
организации Администрацию области информацию о ходе выполнения
контроля за ежеквартально к 5 числу месяца, следующего за
выполнением отчетным периодом, до 2010 года;
Программы: комитет информирует Администрацию области о ходе
выполнения мероприятий Программы ежеквартально к 15
числу месяца, следующего за отчетным периодом, до
2010 года, Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации ежегодно к 1 февраля до
2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 16 апреля 2007 г. N 103 "О губернаторской программе "Здоровая мать - здоровый ребенок" на 2007-2009 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 24 апреля 2007 г. N 55
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 18 июня 2009 г. N 197
Постановление Администрации Новгородской области от 3 июня 2009 г. N 174
Постановление Администрации Новгородской области от 27 ноября 2008 г. N 424
Постановление Администрации Новгородской области от 8 октября 2008 г. N 353
Постановление Администрации Новгородской области от 19 сентября 2008 г. N 320
Постановление Администрации Новгородской области от 26 мая 2008 г. N 184