22 марта 2007 г.
В целях создания качественно нового уровня библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода по удовлетворению информационных, образовательных, культурных и досуговых интересов и потребностей, позволяющего достичь наибольших социальных результатов при оптимальных затратах экономических и материальных ресурсов, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", областным законом от 12.07.2002 N 57-ОЗ "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Новгородской области", решением Думы Великого Новгорода от 22.09.2005 N 179 "Об утверждении Положения о порядке осуществления библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода" Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Первоочередные мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода" (2006-2008 годы).
2. Предусматривать при формировании бюджетов Великого Новгорода на 2006-2008 годы в их расходной части средства на реализацию указанной Программы.
3. Контроль за исполнением указанной Программы возложить на Администрацию Великого Новгорода.
4. Установить сроки представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о ходе реализации указанной Программы ежегодно до 20 марта и отчета об исполнении указанной Программы - I квартал 2009 года.
5. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И. Гражданкин |
Муниципальная целевая программа "Первоочередные мероприятия по
модернизации библиотечного обслуживания населения Великого
Новгорода" (2006-2008 годы)
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 26 января 2006 г. N 244)
22 марта 2007 г.
Паспорт Программы
Наименование Муниципальная целевая программа "Первоочередные
Программы мероприятия по модернизации библиотечного
обслуживания населения Великого Новгорода" (2006-
2008 годы)
Разработчики комитет культуры и молодежной политики
Программы Администрации Великого Новгорода (далее -
комитет), муниципальное учреждение культуры
"Городские библиотеки", муниципальное учреждение
культуры "Библиотечный центр для детей и
юношества "Читай-город"
Основание для Модельный стандарт деятельности публичной
разработки библиотеки (принят VI Ежегодной сессией
Программы Конференции Российской библиотечной ассоциации
24 мая 2001 года);
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992
года N 3612-1 "Основы законодательства Российской
Федерации о культуре", федеральные законы от 29
декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле",
от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном
экземпляре документов",
от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", областной закон от
12.07.2002 N 57-ОЗ "О библиотечном деле и
обязательном экземпляре документов в
Новгородской области";
решения Думы Великого Новгорода от 24.04.2003 N
532 "Об утверждении Концепции развития сферы
культуры и искусства в Великом Новгороде на 2003-
2010 годы",
от 22.09.2005 N 179 "Об утверждении Положения о
порядке осуществления библиотечного обслуживания
населения Великого Новгорода"
Исполнители комитет, МУК "Городские библиотеки", МУК
Программы "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-
город", государственное учреждение культуры
"Новгородская областная универсальная научная
библиотека" (по согласованию), комитет по
образованию Администрации Великого Новгорода,
учреждения культуры города, государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Новгородский
государственный университет имени Ярослава
Мудрого" (по согласованию), государственное
образовательное учреждение "Областные курсы
повышения квалификации работников культуры и
искусства" (по согласованию)
Цель Программы обеспечение свободного и оперативного доступа
населения города к электронным ресурсам
библиотек и мировому информационному
пространству, содействие ликвидации
информационного неравенства в местном сообществе
Задачи оснащение библиотек оборудованием и программными
Программы продуктами, необходимыми для обеспечения
доступа населения к информационным и
телекоммуникационным технологиям, создание
автоматизированных рабочих мест пользователей и
специалистов, развитие локальных и корпоративных
электронных сетей
формирование информационной культуры
пользователей, обучение их компьютерной
грамотности, основам работы в сети "Интернет"
создание и развитие специализированных центров
правовой, деловой, социальной информации,
развитие информационных услуг
кадровое обеспечение процессов информатизации
библиотек
разработка нормативно-правовой базы,
обеспечивающей стабильность реализации
программы, перспективы ее развития
Сроки Программа рассчитана на 2006-2008 годы
реализации
Программы
Источники средства бюджета Великого Новгорода
финансирования средства бюджета Новгородской области
Программы внебюджетные средства
Контроль за Отчет о реализации Программы заслушивается
исполнением ежегодно в феврале на итоговой конференции, на
Программы коллегии комитета. Исполнители Программы
представляют информацию о ходе реализации
Программы в комитет ежегодно к 1 февраля. Отчеты
о ходе реализации Программы представляются в
Администрацию Великого Новгорода (далее -
Администрация города) ежегодно к 20 февраля, в
Думу Великого Новгорода -
к 20 марта. Контроль за расходованием бюджетных
средств в рамках реализации Программы
осуществляет комитет финансов Администрации
города
Механизм реализация Программы осуществляется в
реализации соответствии с заявленными в ней мероприятиями
Программы на основе принципов программно-целевого метода
управления
Ожидаемые повышение качества предоставляемых населению
результаты информационных ресурсов и библиотечных услуг
реализации расширение доступа населения города к местным и
Программы мировым информационным ресурсам
формирование единого информационного
пространства, повышение информационной
грамотности населения города
приведение в соответствие с современными
требованиями технического оборудования и
программного обеспечения
адаптация библиотечной сферы города к новым
нормативно-правовым условиям
формирование механизмов рационального и
эффективного расходования финансовых средств на
библиотечное обслуживание населения города
сохранение, стабилизация кадрового потенциала и
повышение уровня профессиональных знаний
библиотечных работников
развитие информационного взаимодействия с
различными структурами городского сообщества
I. Анализ библиотечного обслуживания населения Великого
Новгорода, обоснование необходимости его модернизации
Особую роль в местном сообществе играют муниципальные библиотеки. В отличие от специализированных научных, университетских и других библиотек они обеспечивают прямой и постоянный доступ к информационным ресурсам для всех категорий населения. В условиях ограниченных возможностей для приобретения литературы, доступа к электронной информации муниципальные библиотеки остаются единственным источником для удовлетворения научных интересов, образования и обучения, профессионального совершенствования, цивилизованного досуга малообеспеченных категорий граждан. Один из основных принципов, определяющих содержание деятельности муниципальной библиотеки, - бесплатность обслуживания, становится особенно ценным в условиях рыночной экономики и современных социальных реформ.
Библиотечное обслуживание населения города осуществляют два муниципальных учреждения культуры: МУК "Городские библиотеки", объединение из 8 библиотек, и МУК "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город" - единая библиотека, размещенная в четырех помещениях в разных частях города. Детское население обслуживается МУК "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город" и пятью библиотеками МУК "Городские библиотеки", а также библиотеками общеобразовательных учреждений. По составу фондов муниципальные библиотеки, осуществляющие обслуживание практически всех категорий пользователей, являются универсальными. Совокупный библиотечный фонд муниципальных библиотек на 1 января 2005 года составлял свыше 758 тыс. единиц хранения, количество выдач документов в год - 1 млн. 539 тыс. экземпляров, количество читателей - свыше 66 тыс., количество посещений в год -590 тыс. (данные по итогам 2004 года). Библиотечное обслуживание осуществляют 147 библиотечных специалистов.
В последние годы муниципальные библиотеки, несмотря на условия жесткого финансового дефицита, разрушение системы книгоснабжения, отсутствие единой нормативной базы, оставались жизнеспособными учреждениями с востребованным населением широким спектром услуг. Благодаря выигранным грантам были созданы и оснащены новые структурные подразделения, предоставляющие специализированные услуги населению, такие как: центр муниципальной информации, Балашовский центр исторического чтения, центр поддержки чтения в составе МУК "Городские библиотеки" и зал окрытого доступа к Интернет-ресурсам в МУК "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город". На сегодняшний день все муниципальные библиотеки продолжают активно работать с детьми и молодежью, разрабатывают и реализуют интересные программы и проекты по поддержке чтения и библиотечному обслуживанию населения, участвуют в разнообразных целевых программах городского и регионального уровня, занимаются краеведческой, исследовательской и инновационной деятельностью. Библиотеки взаимодействуют с образовательными и культурными учреждениями, общественными организациями, коммерческими и иными структурами, реализуют проекты с участием международных партнеров.
Большое значение для местного сообщества имеет краеведческая деятельность и работа с муниципальной информацией - формирование наиболее полных коллекций краеведческих документов, информирование о краеведческих и муниципальных документах. Функции координатора и методического центра по работе с официальной документацией муниципальных органов власти выполняет центр муниципальной информации центральной городской библиотеки имени Д. Балашова. Развитие деятельности по продвижению муниципальных информационных ресурсов на основе взаимодействия с органами местного самоуправления является важным условием совершенствования работы муниципальных библиотек.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, федеральными законами от 22 августа 2004 год N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" в системе ответственности за предоставление библиотечных услуг населению возрастает роль органов местного самоуправления. Муниципальные библиотеки города имеют в свою очередь обязательство перед населением по организации свободного доступа к информации. Однако реализация этого права требует решения многих задач. Проведенный в 2005 году муниципальными библиотеками и комитетом анализ состояния библиотечного обслуживания населения города наряду с отмеченными достижениями в области библиотечного обслуживания выявил наличие целого комплекса острейших проблем. В настоящий момент особую тревогу вызывают неэффективное размещение библиотек в структуре города, объемы и содержание библиотечных фондов, отсутствие доступа к электронным ресурсам, слабая материально-техническая база, острый кадровый кризис и др.
В результате некачественного размещения статус библиотек в городском сообществе искусственно занижен. Особенно остро стоит проблема отсутствия детской библиотеки на Торговой стороне. В микрорайонах, не обеспеченных стационарным библиотечным обслуживанием, невозможно организовать работу передвижных библиотек из-за отсутствия у муниципальных библиотек транспорта.
Информационные ресурсы муниципальных библиотек находятся в критическом состоянии в результате недостаточного финансирования в течение последних десяти лет. С 1997 по 2004 год совокупный фонд муниципальных библиотек сократился на 131 тыс. экземпляров, то есть на 15 процентов. Для муниципальных библиотек Великого Новгорода характерна низкая обеспеченность документами на душу населения: она составляет 3,4 экземпляра (нормативный показатель согласно Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки - 5 - 7 экземпляров). Обеспеченность муниципальных библиотек периодическими изданиями также в среднем в 3-4 раза ниже рекомендуемых нормативов. Качественный состав фонда не соответствует современным потребностям городского населения. Нормативами обусловлено полное обновление фонда в течение 10 лет, фонд публичной библиотеки должен содержать до 50 процентов наименований новых изданий на различных носителях. При существующей средней обновляемости фонда муниципальных библиотек Великого Новгорода (2 процента) его полное обновление возможно только через 50 лет.
Острейшей проблемой в условиях ограниченного финансирования комплектования является отсутствие пользовательских мест доступа к электронной информации и Интернет-ресурсам, низкий уровень технической оснащенности библиотек, нехватка финансовых средств на программное обеспечение, модернизацию оборудования и организацию автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) не только для пользователей, но и для специалистов. С другой стороны, информационная грамотность пользователей библиотек находится на невысоком уровне, требуются специальные программы, поддерживающие ее развитие. Информационные технологии повлияли на изменение положения библиотек в социальной информационной структуре общества, что отражено в Федеральной концепции формирования и развития единого информационного пространства России. На библиотеки возложено решение важнейшей социальной задачи - обеспечение всеобщего и равноправного доступа к инфраструктуре и услугам открытого информационного общества. Включенность современной библиотеки в информационное пространство характеризуется наличием компьютерных терминалов (ПЭВМ), количеством точек доступа пользователей к ресурсам Интернет на душу населения, участием в корпоративных сетях, созданием собственных проблемно-ориентированных WEB-сайтов, формированием электронных каталогов, коллекций документов на электронных носителях, баз данных (в т.ч. полнотекстовых) и т.д.
Большим достижением новгородских библиотек было создание в 2000 - 2001 годах одними из первых в стране Региональной информационно-библиотечной сети (далее - РИБС), объединившей информационные ресурсы пяти самых крупных библиотек и библиотечных систем Великого Новгорода (в том числе и муниципальных) на уровне локальной корпоративной сети. РИБС позволяет пользователям иметь доступ к корпоративным электронным ресурсам библиотек-участниц из любой удобной для них точки. В настоящий момент сложность ситуации заключается в том, что после проведения огромной работы и освоения значительных грантовых средств, участники корпоративной сети, в том числе муниципальные библиотеки, не могут самостоятельно поддерживать ее функционирование из-за отсутствия ресурсного обеспечения. Необходимо срочно приобрести и адаптировать новое программное обеспечение (АИБС ИРБИС) и обеспечить АРМ для свободного доступа пользователей к более чем 700 тыс. записей корпоративного электронного каталога, другим созданным библиотеками электронным ресурсам, в том числе уникальным базам данных муниципальной и краеведческой информации.
Настоящая Программа является антикризисной, нацеленной на решение, прежде всего, первоочередных проблем информатизации муниципальных библиотек. Основными направлениями информатизации библиотек является обеспечение свободного доступа к информационным электронным ресурсам, находящимся внутри и вовне библиотек, и создание собственных электронных продуктов. Успех информатизации в решающей степени зависит от того, насколько персонал библиотек готов овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями и насколько четко он представляет себе цели и задачи информатизации.
Финансирование деятельности муниципальных библиотек производится непосредственно из бюджета Великого Новгорода. Бюджет предусматривает, но не обеспечивает в полной мере содержание библиотечных учреждений по следующим расходным статьям: оплата труда, коммунальные услуги и услуги связи, содержание помещений и имущества библиотек, комплектование фондов. В 2004 году общее бюджетное финансирование составило 9228,5 тыс. рублей, привлеченные библиотеками внебюджетные средства - 1136,8 тыс. рублей, то есть около 11 процентов от общих затрат, что значительно выше среднего значения по библиотекам Российской Федерации (2 процента) и Новгородского региона (7,6 процента). На комплектование фондов из бюджета затрачено 972,2 тыс. рублей, что составляет около 12 процентов общего финансирования на содержание библиотек, на развитие материально-технической базы - 50 тыс. рублей (из средств, выделенных из бюджета Великого Новгорода на поддержку сферы "Культура"), что составляет 0,5 процента от общих затрат.
Очевидно, что для реализации Программы необходимо привлечение целевых средств при сохранении базового бюджетного финансирования. Плановое ресурсное обеспечение Программы является необходимым условием ее успешной реализации в указанные сроки.
Объемы финансирования на реализацию программных мероприятий в 2006-2008 годах уточняются ежегодно при утверждении бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год исходя из доходной части бюджета города.
II. Основная цель и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является обеспечение свободного и оперативного доступа населения города к электронным ресурсам библиотек и мировому информационному пространству, содействие ликвидации информационного неравенства в местном сообществе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
оснащение библиотек оборудованием и программными продуктами, необходимыми для обеспечения доступа населения к информационным и телекоммуникационным технологиям, создание АРМ пользователей и специалистов, развитие локальных и корпоративных электронных сетей;
формирование информационной культуры пользователей, обучение их компьютерной грамотности, основам работы в сети "Интернет";
создание и развитие специализированных центров правовой, деловой, социальной информации, расширение доступа к информации, отражающей жизнь местного сообщества, развитие взаимодействия с отделами-центрами по работе с населением по месту жительства;
предоставление специализированного доступа к информационным ресурсам для разных возрастных и социальных групп, в том числе детей и подростков;
развитие информационных услуг, внедрение удаленного доступа к информационным электронным ресурсам;
кооперация деятельности библиотек, создание единых информационных сетей и служб, информационное взаимодействие с российскими и зарубежными библиотеками;
развитие электронных каталогов и других информационных электронных ресурсов библиотек, в том числе отражающих жизнь местного сообщества;
формирование коллекций и массивов электронных ресурсов и предоставление их пользователям;
создание корпоративных информационных электронных ресурсов на уровне города и региона в целях формирования единого информационного пространства, расширения доступа к информации;
кадровое обеспечение процессов информатизации библиотек;
разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильность реализации настоящей Программы, перспективы ее развития.
III. Система программных мероприятий
Настоящей Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач в области автоматизации и информатизации муниципальных библиотек с целью расширения доступа населения города к информационным ресурсам.
Для успешной реализации настоящей Программы планируется создание координационно-методического совета (далее - КМС) при комитете, в состав которого войдут ведущие специалисты муниципальных и государственных библиотек, информационных и образовательных учреждений города. КМС должен обеспечить научно-методическое руководство реализацией настоящей Программы, координацию деятельности исполнителей, анализ и оценку ее мероприятий.
Реализация настоящей Программы будет способствовать развитию координационных механизмов на уровне РИБС, формированию системы информационного взаимодействия различных городских структур.
Основными мероприятиями настоящей Программы являются мероприятия по компьютеризации муниципальных библиотек, созданию в них такой технологической среды, которая обеспечит обучение сотрудников и пользователей новым информационным технологиям, формирование библиотеками собственных электронных ресурсов, свободный доступ к ним и ресурсам Интернет, автоматизацию библиотечно-библиографических процессов.
После создания необходимой технической базы библиотеки смогут наращивать информационные электронные ресурсы (в том числе краеведческого характера), расширять библиотечно-информационные услуги.
Реализация настоящей Программы значительно увеличит и обогатит фонды муниципальных библиотек, позволит частично преодолеть дефицит книжных изданий, сложившийся в последние годы, через обеспечение массового доступа к электронным ресурсам. Система непрерывного образования библиотечных специалистов в сфере новых информационных технологий, а также комплекс нормативно-правовых документов, созданные в ходе реализации настоящей Программы, обеспечат необходимую базу для развития процессов информатизации.
Комитет осуществляет общий контроль над реализацией настоящей Программы, подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнование ее мероприятий на очередной финансовый год, рассматривает ход и итоги ее реализации на заседаниях коллегии комитета.
Настоящая Программа способствует адаптации библиотечной сферы города к условиям перехода от сметного финансирования к финансированию по результатам деятельности учреждений.
Основным источником реализации настоящей Программы является бюджет Великого Новгорода. Кроме этого, предполагается привлечение средств из бюджета Новгородской области по разделу "Культура", внебюджетных средств за счет платных услуг библиотек, федеральных программ, участия в конкурсах проектов всех уровней (региональных, российских, международных).
Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках реализации настоящей Программы осуществляет комитет финансов Администрации города.
IV. Оценка эффективности реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации настоящей Программы могут быть представлены качественными и количественными показателями. Социально-экономический эффект от реализации выражается такими категориями, как:
повышение качества предоставляемых населению информационных ресурсов и библиотечных услуг;
расширение доступа населения города к местным и мировым информационным ресурсам;
формирование единого информационного пространства, повышение информационной грамотности населения города;
приведение в соответствие с современными требованиями технического оборудования и программного обеспечения;
адаптация библиотечной сферы города к новым нормативно-правовым условиям;
формирование механизмов рационального и эффективного расходования финансовых средств на библиотечное обслуживание населения города;
сохранение, стабилизация кадрового потенциала и повышение уровня профессиональных знаний библиотечных работников;
развитие информационного взаимодействия с различными структурами городского сообщества.
Оценка качества выполнения настоящей Программы и достижения намеченных результатов осуществляется КМС по критериям, определенным Программой. Предпосылками для разработки критериев являются следующие показатели:
1) в области модернизации библиотечного обслуживания:
сохранение количества пользователей, количества посещений, книговыдач;
увеличение выдачи электронных документов, рост объема электронных и печатных баз, банков данных и объема корпоративного каталога, рост количества записей, введенных муниципальными библиотеками в корпоративный электронный каталог; создание полнотекстовых баз данных и собственных электронных документов;
компьютеризация всех муниципальных библиотек города, увеличение числа компьютерных терминалов для пользователей для доступа к сетевым, региональным и глобальным информационным ресурсам; увеличение количества АРМ для библиотечных специалистов, организация 44 АРМ, в том числе 14 АРМ - в детских библиотеках города, 10 АРМ - в специализированных информационных центрах;
рост числа пользователей, обученных библиотечными специалистами на занятиях по повышению информационной культуры;
увеличение количества библиотек, включенных в РИБС, подключение 5 библиотек города к оптоволоконным каналам связи;
внедрение экспериментальной электронной системы обслуживания пользователей;
организация системы внестационарного обслуживания населения города;
организация удаленного доступа, налаживание учета виртуального обслуживания населения, посещения библиотечных WEB-сайтов;
2) в области кадрового обеспечения процессов модернизации:
сохранение контингента ведущих специалистов муниципальных библиотек;
бюджетное финансирование обучения отдельных категорий специалистов в области информационных сетей, технологий и продуктов, на базе Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, других образовательных центров;
привлечение специалистов на выполнение работ по договорам, развитие форм консультационно-экспертной деятельности;
увеличение числа библиотекарей-библиографов, повысивших квалификацию в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Оценка результатов и эффективности реализации настоящей Программы имеет свои специфические особенности. Основные результаты этой деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в содействии развитию местного сообщества, увеличении интеллектуального и творческого потенциала его членов, повышении уровня доступности культурных благ населению. Подобные качественные изменения не поддаются обычным статистическим измерениям, поэтому за основу взяты показатели, характеризующие текущие результаты библиотечной деятельности.
Решением Думы Великого Новгорода от 22 марта 2007 г. N 492 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Реализационные мероприятия
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
N Наименование мероприятий Срок Объем финансирования (тыс. Источ- Испол- Ожидаемый результат
п/п испол- руб.) ник нител
нения ----------------------------финанси ь
(годы 2006 2007 2008 итого ро-
) год год год вания
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Создание информационных ресурсов
1.1 Развитие ЭК библиотек, 2006- 25,0 35,0 35,0 95,0 ВБ библи обеспечение широкого
. ретроконверсия каталогов 2008 отеки доступа пользователей к
ценных коллекций информации о ресурсах
печатных документов, муниципальных библиотек
замена принтера для
ведения СБА в системе
"Ирбис"
1.2 Приобретение модулей 2007- 72,0 66,0 138,0 ОБ -"- приведение в
. автоматизированной 2008 соответствие с
библиотечно- современными
информационной системы требованиями
ИРБИС 32/64, базового технического
комплекта - 2 лицензии оборудования и
программного
обеспечения,
обеспечение стабильной
работы РИБС
1.3 Формирование коллекций 2006- 15,0 27,0 30,0 72,0 ВБ -"- обеспечение доступа
. электронных документов 2008 пользователей к
для приоритетных групп информационным
пользователей, ресурсам, создание
подключение к справочным качественного уровня
ресурсам Интернет справочно-библио-
графического
обслуживания
1.4 Создание и развитие -"- 9,0 9,0 СП -"- развитие информационных
. собственных ЭБД, WEB- 60,0 60,0 ОБ ресурсов
ресурсов библиотек, CD- 4,0 6,0 10,0 20,0 ВБ
дисков, создание АРМ 24,3 24,3 средств
редактора библиотечного а
WEB-сайта, приобретение комитет
а
WEB-сервера, цифровой
фотокамеры
1.5 Сбор и организация 2006- 10,0 15,0 15,0 40,0 ВБ МУК формирование
. массивов электронной 2008 ГБ краеведческих фондов,
информации, отражающей продвижение
жизнь местного краеведческой
сообщества, создание информации
полнотекстовых БД
1.6 Развитие регионального -"- 22,0 22,0 СП библи формирование единого
. ЭК, других корпоративных 24,3 24,3 ОБ отеки информационного
ресурсов, оборудование 141,6 141,6 средств пространства,
АРМ для ведения БД а расширение доступа
"Подписка", оборудование комитет пользователей к
2 АРМ библиографов для а информационным ресурсам
ввода информации в РИБС
в системе "Ирбис"
2. Информационное обслуживание
2.1 Реализация проектов по 2006- 45,0 45,0 СП библи формирование
. повышению 2008 15,0 15,0 15,0 45,0 ВБ отеки информационной культуры
информационной пользователей, обучение
грамотности населения, навыкам информационной
мониторинг уровня грамотности
знаний и навыков
старшеклассников школ
города, оборудование
зала для занятий по
развитию информационной
грамотности подростков
мультимедийным
проектором, издание
справочных буклетов для
подростков и других
групп пользователей
2.2 Разработка и 2007 20,0 20,0 ОБ библи создание модели и
. утверждение отеки действующей системы
межведомственной , взаимодействия
целевой программы КО учреждений и
поддержки чтения и организации территории
развития информационной по поддержке чтения и
грамотности детей информационной
грамотности детей
2.3 Создание ЛВС Колмовской 2006- 282,0 82,0 364,0 СП библи обеспечение доступа к
. городской библиотеки, 2008 24,3 24,3 средств отеки РИБС и Интернет-
ОБ "Диалог", а ресурсам
организация 4 АРМ комитет
пользователей и а
специалистов; оснащение
обрудованием 1 АРМ
пользователя библиотеки
мировой художественной
культуры, 4 АРМ
справочной службы и 5
АРМ Интернет-класса
молодежной деловой
библиотеки
2.4 Приобретение модуля 2006 36,0 36,0 средств -"- обеспечение доступа
. АИБС ИРБИС "Читатель" а на пользователей к
ГПСК информационным ресурсам
на базе АИБС ИРБИС
2.5 Оборудование 7 АРМ в 2006- 96,0 164,0 260,0 СП -"- создание, развитие,
. специализированных 2008 130,0 130,0 средств оснащение оборудованием
центрах ЦГБ а специализированных
им. Балашова комитет центров муниципальной,
(муниципальной а правовой, социальной
информации, информации,
экологическом, сотрудничество с
Балашовском), 3 АРМ отделами-центрами по
пользователей в Центре работе с населением по
социальной и правовой месту жительства
информации для молоде-
жи в рамках проекта
"Точка опо-
ры", оборудование 3 АРМ
пользователей в
"Ресурсном центре
изучения иностранных
языков"
2.6 Оборудование 3 АРМ 2006- 186,0 172,0 358,0 СП библи обеспечение доступа к
. справочного отдела и 1 2008 56,7 56,7 средств отеки электронным ресурсам
АРМ в зоне открытого а для детей и подростков
доступа подростковой комитет города, создание
библиотеки, создание а условий для организации
Интернет-класса для библиотечно-
подростков города в библиографического
рамках проекта "Твое обслуживания детей
свободное время" на 6
АРМ, модернизация ЛВС
детской библиотеки
им. В. Бианки, создание
3 АРМ библиографической
службы, создание
компьютерного класса на
4 АРМ пользователей
2.7 Подключение детских 2007- 60,0 118,0 178,0 СП библи расширение доступа 72,0 СП -||-
. библиотек города к 2008 отеки населения к
РИБС, подключение к , информационным ресурсам 6,0
оптоволоконным каналам НО библиотек, повышение 3,0
связи детской УНБ комфортности 63,0
библиотеки МУК БЦ ЧГ, обслуживания
ЦДК, приобретение
коммуникационных
станций, создание
локальных сетей,
создание
4 АРМ пользователей
2.8 Обеспечение удаленного 2006- 15,0 15,0 15,0 45,0 ВБ библи организация справочно-
. доступа к 2008 отеки информационного
информационным ресурсам обслуживания в режиме
библиотек on-line
2.9 Приобретение лицензии 2007 54,0 54,0 ОБ -"- обеспечение удаленного
. на модуль ВЕВ-ИРБИС (с доступа пользователей к
компонентой Z39.50) информационным ресурсам
для организации работы библиотек- участниц
РИБС РИБС
2.1 Внедрение электронной 2008 44,0 44,0 СП МУК внедрение инновационных
0. книговыдачи в БЦ ЧГ форм работы,
"Молодежной деловой обеспечение эффективной
библиотеке" технологии обслуживания
2.1 Подключение к 2006- 180,0 134,0 314,0 СП библи развитие корпоративных
1. оптоволоконной связи 2008 40,0 40,0 средств отеки информационных сетей и
трех библиотек МУК ГБ, а , служб, повышение
организация 3 АРМ комитет НО качества информационно-
библиографов, 3 АРМ а УНБ, справочного
пользователей, замена НовГУ обслуживания населения
активного сетевого , на основе
оборудования НОСБС взаимодействия
библиотек в системе
РИБС, обеспечение
стабильной работы ЛВС
библиотек-участниц
2.1 Приобретение автомобиля 2006 160,0 160,0 ОБ библи создание благоприятных
2. "Соболь" отеки условий для организации
нестационарного
обслуживания
пользователей,
повышение эффективности
использования ресурсов
библиотек
2.1 Обеспечение библиотек 2006- 33,0 160,0 193,0 СП библи обеспечение услуг по
3. копировально- 2008 33,0 33,3 средств отеки копированию документов
множительной техникой а библиотек в 6
комитет библиотеках города,
а сохранность документных
фондов
3. Кадровое обеспечение модернизации
3.1 Создание КМС Программы 2006 комит формирование
. ет координационного
механизма, повышающего
уровень
межбиблиотечного
взаимодействия,
эффективность
реализации Программы
3.2 Организация системы 2006- 10,0 10,0 средств НО кадровое обеспечение
. непрерывного обучения 2008 а на УНБ, качественного
специалистов библиотек ГПСК НовГУ библиотечного
на базе НОУНБ, , обслуживания населения
НовГУ, НОКПКРКиИ библи города, сохранение,
отеки стабилизация кадрового
, потенциала, повышение
НОКПК уровня профессиональных
РКиИ знаний
3.3 Участие библиотек в -"- 20,0 20,0 СП КМС -"-
. российских и 25,0 20,0 15,0 60,0 ВБ
международных
семинарах, конференциях
по вопросам
информатизации
3.4 Сертифицированное -"- 10,0 10,0 СП -"- -"-
. обучение работе с 25,0 20,0 15,0 60,0 ВБ
программами
автоматизации библиотек
в учебных цен- трах
производителей
программного
обеспечения
3.5 Обеспечение норм охраны -"- 30,0 30,0 30,0 90,0 ВБ библи приведение рабочих мест
. труда, организация АРМ отеки в соответствие с
специалистов и , нормами охраны труда
терминалов для комит
пользователей, ет
установка копировально-
множительной техники в
соответствии с
требованиями охраны
труда, установка
заземления,
безопасность
электросетей,
аттестация рабочих
мест, профилактические
осмотры
4. Нормативно-правовое обеспечение, адаптация нормативно-правовой базы библиотечной сферы города к
современным условиям
4.1 Разработка Плана обучения 2006 КМС обеспечение
. и развития кадровых соответствия системы
ресурсов муниципальных повышения квалификации
библиотек современным требованиям
пользователей
4.2 Разработка единых правил 2006- 2,0 3,0 5,0 ВБ комит расширение доступности
. пользования 2008 ет, и комфортности
муниципальными библи использования
библиотеками отеки информационных ресурсов
библиотек
4.3 Разработка инструкции по 2008 КМС создание единой
. формированию и электронной картотеки
использованию единой регистрации
электронной картотеки пользователей
регистрации
пользователей
муниципальных библиотек
4.4 Разработка положения о 2006 библи координация
. формировании единого отеки деятельности библиотек,
статистического учета , развитие системы
пользователей комит обслуживания на основе
муниципальных библиотек ет общих приоритетов
4.5 Разработка проекта 2007 КМС координация и
. формирования и кооперация работы по
продвижения созданию и продвижению
краеведческих и краеведческой и
муниципальных муниципальной
информационных ресурсов информации, сотруд-
ничество с отделами-
центрами по работе с
населением по месту
жительства
4.6 Разработка предложений 2006- комит развитие системы
. по внесению изменений в 2007 ет материального
решение Думы Великого стимулирования и
Новгорода от 26.02.2004 социальной защиты
N 689 "Об утверждении ведущих специалистов
Положения о порядке библиотек
установления и размере
ежемесячной
надбавки к должностному
окладу за стаж работы в
библиотеке"
4.7 Разработка предложений 2007 -"- создание благоприятных
. по внесению изменений в условий для организации
областной закон от библиотечно-
12.07.2002 N 57-ОЗ библиографического
"О библиотечном деле и обслуживания детей
обязательном экземпляре
документов в
Новгородской области"
4.8 Разработка проекта 2006 комит оптимизация ресурсов
. решения Думы Великого ет библиотек
Новгорода об обращении в
Новгородскую областную
Думу с законодательной
инициативой об
утверждении нормативов
комплектования
библиотечных фондов
муниципальных библиотек
Всего 821,9 1190, 1289,0 3301,2
3
в том числе 837 980 1817 СП
166 183 183 532 ВБ
160 170,3 126 456,3 ОБ
46,0 средств
а на
ГПСК
449,9 средств
а
комитет
а
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Сокращения, используемые в разделе V "Реализационные мероприятия":
АРМ - автоматизированное рабочее место
библиотеки - МУК "Городские библиотеки" и МУК "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город"
БД - база данных
ВБ - внебюджетные средства
комитет - комитет культуры и молодежной политики Администрации города
КМС - координационный методический совет
КО - комитет по образованию Администрации города
ЛВС - локально-вычислительная сеть
МУК БЦ ЧГ - МУК "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город"
МУК ГБ - МУК "Городские библиотеки"
НовГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"
НОКПКРКиИ - государственное образовательное учреждение "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства"
НОСБС - государственное учреждение культуры "Новгородская областная специализированная библиотека для слепых"
НОУНБ - государственное учреждение культуры "Новгородская областная универсальная научная библиотека"
ОБ - областной бюджет
ОБ "Диалог" - образовательная библиотека "Диалог" МУК "Городские библиотеки"
РИБС - Региональная информационно-библиотечная сеть Новгородской области
СБА - справочно-библиографический аппарат библиотеки
СП - целевые средства Программы
средства комитета - средства, выделенные комитету культуры и молодежной политики на приобретение основных средств и оборудования
средства на ГПСК - средства, выделенные из бюджета Великого Новгорода на поддержку сферы "Культура"
ЦГБ - Центральная городская библиотека МУК "Городские библиотеки"
ЦДК - центр детской книги
ЭБД - электронные базы данных
ЭК - электронный каталог
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 26 января 2006 г. N 244 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Первоочередные мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода" (2006-2008 годы)"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 22 февраля 2006 г. N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 28 ноября 2008 г. N 238
Решение Думы Великого Новгорода от 22 марта 2007 г. N 492