26 мая, 27 декабря 2005 г., 28 августа 2006 г.
В соответствии с законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации и Новгородской области, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", иными федеральными и областными законодательными, нормативными правовыми актами, определяющими правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, Уставом Великого Новгорода, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в целях удовлетворения потребности населения в транспортном обслуживании, повышения его качества, свободного развития рынка услуг, защиты прав потребителей этих услуг, повышения безопасности движения и экологической безопасности в Великом Новгороде Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И.Гражданкин |
Правила
организации транспортного обслуживания
населения в Великом Новгороде
(утв. решением Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. N 112)
26 мая, 27 декабря 2005 г., 28 августа 2006 г.
I. Введение
1. Основные понятия и термины
В настоящих Правилах используются следующие основные понятия и термины.
Автобус - маршрутное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом сидячих мест (помимо сиденья водителя) более 8 и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками). По количеству мест автобусы подразделяются на большой, особо большой, малой и особо малой вместимости.
Троллейбус - маршрутное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками), получающее энергию для движения от контактных проводов линий электропередач.
Водитель - лицо, управляющее транспортным средством и принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Заказчик транспортного обслуживания населения (далее - Заказчик) - Администрация Великого Новгорода, заключившая договор по организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде в соответствии с законодательством Российской Федерации, Новгородской области и законодательством о местном самоуправлении с юридическими и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Договор по организации транспортного обслуживания населения Великого Новгорода (далее - Договор) - договор, заключенный Заказчиком с юридическими и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, предусматривающий обязательство сторон по организации транспортного обслуживания, в том числе осуществления пассажирских перевозок с учетом требований, установленных настоящими Правилами, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Маршрут - путь следования автобуса или троллейбуса между определенными пунктами по соответствующему расписанию и схеме, который подтверждается паспортом маршрута, утверждаемым соответствующим распоряжением Администрации города. Совокупность маршрутов представляет собой маршрутную сеть.
Маршрутное такси - транспортное средство (автобус) малой и особо малой вместимости, оснащенное соответствующими опознавательными знаками, осуществляющее пассажирские перевозки по установленным маршрутам с правом выбора пассажирами мест остановки там, где это не противоречит требованиям правил дорожного движения.
Линейный контроль - контроль на линии пассажирского автотранспорта, предусматривающий проверку качества подготовки подвижного состава к работе на линии, а также выполнение водителями, кондукторами и другими линейными работниками своих должностных инструкций.
Организация транспортного обслуживания населения - комплекс мероприятий, реализуемых уполномоченными органами в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.
Перевозчик - юридическое или физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, осуществляющее перевозку пассажиров и багажа в соответствии с настоящими Правилами и заключенным им в установленном настоящими Правилами порядке Договором с Заказчиком.
Паспорт маршрута - основной документ, подтверждающий правовой статус маршрута, устанавливаемого Заказчиком в соответствии с настоящими Правилами, содержащий существенные характеристики транспортного обслуживания на установленном маршруте, в том числе наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, физические параметры маршрута, и иную информацию, необходимую для осуществления транспортного обслуживания на установленном маршруте. Форма паспорта маршрута утверждается постановлением Администрации города.
Пассажир - лицо, имеющее проездной документ установленной формы или заключившее в иной предусмотренной законодательством форме договор перевозки пассажира.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время, необходимое для посадки или высадки пассажиров, загрузки или выгрузки багажа.
Пассажирские перевозки - регулярные перевозки пассажиров на маршрутных транспортных средствах (автобус, троллейбус), организуемые Заказчиком с юридическими и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в соответствии с настоящими Правилами и заключенными Договорами.
Коммерческие регулярные пассажирские перевозки - пассажирские перевозки, осуществляемые Перевозчиком на маршрутных транспортных средствах (автобус, троллейбус) по постоянному маршруту в собственных коммерческих целях, в том числе организованные Заказчиком по обращению любого юридического или физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, на осуществление которых заключен Договор с Перевозчиком.
Расписание движения - документ, содержащий сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса.
Схема маршрута - графическое изображение маршрута посредством условных обозначений, согласованное с отделом ГИБДД УВД Великого Новгорода и Администрацией Великого Новгорода.
Тариф - размер оплаты перевозки пассажиров и багажа, определяемый в установленном порядке.
2. Общие положения
2.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации и Новгородской области, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", иными федеральными и областными законодательными, нормативными правовыми актами, определяющими правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, Уставом Великого Новгорода, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Великого Новгорода.
2.2. Пассажирские перевозки в Великом Новгороде организуются с целью удовлетворения потребности населения в транспортном обслуживании, повышения его качества, свободного развития рынка услуг, защиты прав потребителей этих услуг, повышения безопасности движения и экологической безопасности.
2.3. Действие настоящих Правил распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
2.4. Настоящие Правила обязательны для исполнения на всей территории Великого Новгорода:
должностными лицами органов местного самоуправления, организующими и осуществляющими контроль за пассажирскими перевозками и состоянием транспортных средств;
владельцами транспортных средств, осуществляющими пассажирские перевозки;
водителями транспортных средств, участвующими в пассажирских перевозках;
пассажирами.
2.5. Функции Заказчика транспортного обслуживания выполняет Администрация Великого Новгорода.
2.6. Пассажирские перевозки в Великом Новгороде осуществляются на основании Договора, заключаемого в установленном законодательством о местном самоуправлении порядке, на определенный срок.
2.7. Полномочиями Заказчика являются:
управление и координация деятельности Перевозчиков;
разработка для принятия Думой Великого Новгорода и реализация программы развития пассажирского транспорта в Великом Новгороде в соответствии с перспективами хозяйственно-экономических и социально-демографических изменений;
организация транспортного обслуживания населения на территории Великого Новгорода;
принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации транспортных муниципальных предприятий и учреждений;
утверждение маршрутной сети и согласование расписания движения по регулярным маршрутам пассажирского транспорта, осуществляемым Перевозчиками;
привлечение в установленном действующим законодательством порядке на конкурсной основе к транспортному обслуживанию населения на территории Великого Новгорода организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, утверждение конкурсной документации, организация и проведение конкурсов;
регулирование в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, тарифов на пассажирские перевозки;
благоустройство остановок, используемых при пассажирских перевозках, если земельные участки, на которых они расположены, не предоставлены в установленном земельным законодательством порядке иным владельцам;
разработка и осуществление мер финансовой поддержки деятельности Перевозчиков за счет компенсации Перевозчикам в установленном законодательством порядке выпадающих доходов от предоставления льгот на проезд отдельным категориям граждан и за счет регулирования тарифов;
информирование населения об изменениях в работе пассажирского транспорта, а также предоставление иных сведений, необходимых потребителям транспортных услуг;
привлечение инвестиций в развитие муниципального пассажирского транспорта общего пользования;
взаимодействие с Администрацией Новгородской области по вопросам функционирования пассажирского транспорта.
Решением Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005 г. N 131 в пункт 2.8 настоящих Правил внесены изменения
2.8. Функции Заказчика по организации транспортного обслуживания населения:
изучение потребности населения в пассажирских перевозках и существующих пассажиропотоков, определение основных мест концентрации пассажиров;
учет и рассмотрение предложений населения и организаций по формированию маршрутной сети и графиков движения, жалоб на качество транспортного обслуживания, а также принятие мер по устранению недостатков;
разработка предложений по оптимизации маршрутной сети, комплексной транспортной схемы, открытию новых и закрытию ранее действовавших маршрутов;
разработка предложений по определению требований к вместимости, количеству и интервалам движения транспортных средств на каждом маршруте;
разработка предложений по формированию объемов и параметров пассажирских перевозок;
разработка предложений по размещению на конкурсной основе между Перевозчиками заказов с определением для каждого маршрута количественных и качественных показателей транспортных услуг;
осуществление маршрутного (линейного) контроля работы Перевозчиков по показателям регулярности движения, технического и санитарного состояния транспортных средств, соблюдению требований к водителям, правильности выдачи проездных документов и учета выручки, ведению учета дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием Перевозчиков, применение к Перевозчикам санкций, предусмотренных условиями Договоров, контроль выполнения Перевозчиками договорных обязательств;
внесение предложений об изменении условий Договоров, а также в установленных случаях об их расторжении;
сбор информации о наличии и состоянии пассажирских транспортных средств и кадровом составе Перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживание населения, а также тех, которые потенциально могут быть привлечены к перевозкам, организация стажировки водителей транспортных средств;
мониторинг пропускной способности уличной и дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия и сооружений на пути следования транспортных средств (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды и др.), условий, характеризующих безопасность дорожного движения;
паспортизация в установленном настоящими Правилами порядке маршрутов и нормирование в соответствии с Договором скоростей движения (продолжительности рейса) транспортных средств;
согласование расписания движения транспортных средств Перевозчиков с целью координации их работы между собой;
учет объема выполненной транспортной работы на пассажирских перевозках, осуществляемых в рамках Договоров;
сбор и обобщение данных о состоянии дорожного покрытия и предъявление соответствующих требований к дорожным службам;
контроль за оборудованием маршрутов необходимыми для обслуживания пассажиров и работы Перевозчиков объектами инфраструктуры, прекращение движения транспортных средств на маршрутах, не соответствующих требованиям безопасности перевозок;
диспетчерский контроль и оперативное управление пассажирскими перевозками, временное прекращение в установленном порядке движения пассажирских транспортных средств в случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий;
разработка конкурсной документации на право заключения Договора;
организация системы распространения единых проездных документов на основе отдельного договора между Перевозчиками.
II. Требования к организации городских пассажирских перевозок
3. Виды маршрутов и перевозок
3.1. Перевозки пассажиров классифицируются:
по способу (технологии) организации;
по назначению;
по виду заказа.
3.2. По способу (технологии) организации перевозки пассажиров подразделяются на маршрутные и внемаршрутные.
К маршрутным перевозкам относят перевозки по маршрутам, установленным комплексной транспортной схемой, и утвержденным расписаниям движения. Они выполняются автобусами, маршрутными такси и троллейбусами.
Маршрутные перевозки организуются с целью удовлетворения потребностей населения в транспортных передвижениях, а также по заказу юридических и физических лиц с целью удовлетворения определенных транспортных потребностей этих лиц (доставка сотрудников предприятий и организаций к местам работы в случае их удаленности от регулярных маршрутов пассажирского транспорта, обслуживание гостиничных и торговых комплексов и т.д.).
Внемаршрутные перевозки выполняются, как правило, автобусами и легковыми автомобилями вне маршрутной сети, предусмотренной комплексной транспортной схемой, по заказу юридических и физических лиц, в том числе органов власти, с целью удовлетворения их разовых транспортных потребностей.
Разновидностью внемаршрутных перевозок являются перевозки легковыми такси с оплатой их стоимости за наличный расчет с заключением гражданско-правового договора на перевозку в месте посадки пассажира.
3.3. По назначению перевозки пассажиров подразделяются на перевозки общего назначения, туристическо-экскурсионные и специальные.
К перевозкам общего назначения относятся перевозки любого гражданина транспортом общего пользования, выполняемые по соответствующему Договору. К этим перевозкам также относятся перевозки легковыми такси.
К туристическо-экскурсионным относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы. Туристическо-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне их.
К специальным относят перевозки, осуществляемые в целях доставки работников предприятий на производственные объекты, удаленные от общих линий городского транспорта, в том числе вахтовые, перевозки детей в школы и дошкольные учреждения, перевозки инвалидов и т.п. Специальные перевозки могут осуществляться по маршрутам, а также вне маршрутной сети по заказам юридических и физических лиц в соответствии с действующими правилами их организации.
3.4. По виду заказа перевозки подразделяются на:
пассажирские перевозки, осуществляемые на основании размещения в установленном законодательством порядке муниципального заказа и (или) Договора;
перевозки пассажиров транспортом, предоставляемым организациям и гражданам по договорам или отдельным заказам в соответствии с гражданским законодательством.
3.5. Городские пассажирские маршруты подразделяются:
по режиму работы;
по режиму движения.
3.6. В соответствии со спецификой обслуживания населения маршруты могут иметь несколько режимов работы:
маршруты постоянные, действующие в течение установленных периода суток, дней недели, месяцев;
маршруты дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы "пик";
маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, садово-огородных и дачных кооперативов и т.д.;
маршруты временные, вводимые при возникновении непредвиденных ситуаций на улично-дорожной сети, закрытии отдельных участков, транспортных узлов и площадей.
3.7. Маршруты по режимам движения подразделяются на:
обычные маршруты со всеми остановками (средняя длина перегона 0,4 - 0,6 км);
экспрессные (полуэкспрессные) маршруты, имеющие минимальное количество промежуточных остановочных пунктов, связывающие крупные пассажирообразующие районы.
4. Порядок организации и открытия городских пассажирских маршрутов
4.1. Заказчик отвечает за полноту удовлетворения транспортных потребностей граждан на территории Великого Новгорода.
Новый маршрут организуется и открывается на основании распоряжения Администрации города по предложениям населения, общественных организаций, коллективов крупных промышленных предприятий, организаций и учреждений. Инициаторами могут быть как юридические, так и физические лица.
Для получения обосновывающих материалов и подтверждения необходимости принятия организационно-технических решений Заказчик должен осуществить комплекс мер, обусловленных созданием и введением в эксплуатацию новых жилых зон и массивов, изменением дорожной и градостроительной ситуации, включением в городскую черту ряда пригородных зон, созданием новых крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и т.д.
4.2. В связи с возможным перераспределением пассажиропотоков, связанным с открытием новых маршрутов, их изменением в часы "пик", а также предпочтениями населения в отношении использования различных видов транспорта Заказчик на основании сплошного или выборочного изучения пассажиропотоков, материалов транспортно-социологических опросов и предложений граждан:
определяет (прогнозирует) ожидаемые объемы перевозок, величины устойчивых пассажиропотоков между вновь образованными местами концентрации пассажиров и адреса корреспонденций с целью удовлетворения возникших потребностей в перевозках путем организации новых маршрутов;
выявляет наличие финансовых и материальных ресурсов и возможность привлечения Перевозчиков (муниципальных или иных форм собственности, индивидуальных предпринимателей) для обслуживания вновь организуемых маршрутов;
разрабатывает технико-экономическое обоснование целесообразности организации и открытия маршрута;
выбирает оптимальную трассу движения и обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие требованиям безопасности движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерное оборудование, наличие необходимых объектов инфраструктуры и т.д.). Выбор трассы маршрута для автобусных перевозок производится в соответствии с требованиями положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, с основными требованиями к параметрам дорог и дорожной обстановки для безопасного функционирования автобусных маршрутов. Троллейбусные линии должны удовлетворять соответствующим требованиям строительных норм и правил. Общий вес (с максимальным наполнением) транспортного средства, выбранного для работы на маршруте, должен соответствовать допустимой нагрузке на мосты и путепроводы, расположенные на маршруте. Размещение, параметры и оборудование остановочных пунктов пассажирского транспорта должны удовлетворять регламентированным требованиям;
осуществляет (совместно с Перевозчиком) контрольные замеры и проводит нормирование скоростей движения транспортных средств на трассе маршрута, предварительно определив расположение начальных и конечных пунктов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах, а также выбирает промежуточные остановочные пункты на всем протяжении маршрута так, чтобы расстояние для подхода к ним пассажиров не превышало 600 метров. Расстояние между остановочными пунктами, особенно в зонах, где формируются наиболее крупные пассажиропотоки, устанавливается в пределах 400 - 500 метров, в исключительных случаях - не более 800 метров. По результатам нормирования устанавливаются оптимальные нормы времени движения транспортных средств между остановочными пунктами и на всем маршруте;
определяет количество и тип транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута, устанавливает интервалы их движения;
составляет по установленной форме проект паспорта маршрута и производит расчеты затрат, необходимых для его обслуживания, субвенций из бюджета города;
организует обеспечение координированного движения на вновь открываемом маршруте с движением транспортных средств на других маршрутах;
определяет средства контроля регулярности движения;
разрабатывает мероприятия по обустройству маршрута линейными сооружениями, остановочными пунктами и дорожными карманами.
4.3. После завершения Заказчиком всех подготовительных работ по открытию нового маршрута комиссия по обследованию городских маршрутов, состав которой утверждается распоряжением Администрации города (далее - комиссия):
проводит обследование трассы маршрута с целью определения ее соответствия техническим требованиям;
рассматривает соответствие мест расположения объектов инфраструктуры, которые необходимо соорудить, а также их проектов - требованиям строительных нормативов и архитектурных планов развития территории;
составляет акты о результатах обследования.
По результатам обследования Заказчик разрабатывает проект паспорта маршрута и представляет его для рассмотрения в комиссию.
При положительном решении комиссии Заказчик выполняет необходимые работы по возведению и оборудованию объектов инфраструктуры в порядке, предусмотренном проектом паспорта маршрута.
В случае принятия отрицательного решения инициатор открытия маршрута отказывается от его организации, пересматривает путь следования транспортных средств и расположение объектов инфраструктуры или устраняет выявленные недостатки на выбранном пути следования, вносит соответствующие изменения в проект паспорта маршрута и представляет скорректированный проект в комиссию для повторного рассмотрения.
Комиссия обследует условия организации перевозок на вновь организуемом маршруте, вносит свои предложения по устранению недостатков. После выполнения всех требований составляется акт о готовности маршрута к открытию и началу регулярного движения.
Утвержденный Заказчиком паспорт маршрута с приложенным актом обследования маршрута является документом, подтверждающим соответствие условий движения на маршруте требованиям безопасности дорожного движения.
4.4. Не позднее чем за 5 дней до открытия маршрута и связанной с этим возможной корректировкой других маршрутов или расписания движения по ним, Заказчик обязан оповестить население через средства массовой информации, а также, поместив специальные объявления на остановочных пунктах, в первую очередь там, где образуются наибольшие пассажиропотоки.
4.5. После подписания заключительного акта о готовности маршрута к открытию на основании положения о конкурсе на заключение Договора об организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде может быть объявлен конкурс на заключение Договора.
Создание и оборудование остановочных пунктов и сооружений осуществляет Заказчик в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование оборудования автобусов средствами связи для диспетчерского управления осуществляется Перевозчиком.
4.6. Нормирование скоростей транспортных средств производится:
на вновь организованном маршруте - перед открытием движения по нему;
на существующих маршрутах - не реже одного раза в два года, а также в случаях переноса трассы маршрута или остановочных пунктов, изменения марочного состава используемых транспортных средств и условий дорожного движения (ширина и состояние дорожного полотна, появление или ликвидация различных стационарных объектов, влияющих на скорость движения: светофоров, пешеходных переходов, перекрестков, переездов железнодорожных путей, дорожных развязок и др.).
4.7. Контроль за регулярностью движения транспортных средств на маршрутах города осуществляется Заказчиком при помощи радиотехнических средств связи или диспетчерских пунктов на маршруте.
Заказчику в зависимости от величины пассажиропотока, количества транспортных средств, которые предполагается привлечь к работе на маршруте, дорожных условий при обустройстве маршрута необходимо предусматривать наличие площадок для разворота и отстоя транспортных средств в начальных и конечных пунктах маршрута.
5. Перевозка пассажиров и багажа на городских
маршрутах в рамках Договора
5.1. Договор может быть заключен на конкурсной основе среди организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить требуемые безопасность и регулярность перевозок по установленным расписаниям.
5.2. Посадка и высадка пассажиров осуществляется только на остановочных пунктах.
При наличии на маршруте остановок "по требованию" пассажир должен заблаговременно известить водителя о необходимости остановки транспортного средства. При нахождении пассажиров на указанном остановочном пункте водитель обязан остановить транспортное средство.
Посадка и высадка пассажиров производятся в следующей последовательности:
в автобусах, имеющих одну дверь, сначала осуществляется высадка, затем - посадка;
в автобусах, имеющих две двери, высадка пассажиров - через обе двери, посадка - через заднюю дверь;
в автобусах и троллейбусах, имеющих три двери, высадка - через все двери, посадка - через заднюю и среднюю двери.
Правом посадки через переднюю дверь автобуса и троллейбуса пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды, престарелые граждане.
Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводятся 6 передних мест с левой стороны по ходу подвижного состава, в троллейбусах - 10 передних мест. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.
5.3. Пассажир обязан:
оплатить проезд и провоз ручной клади (багажа), не ожидая требований водителя или кондуктора, и получить соответствующие билеты у кондуктора, а при работе автобуса, троллейбуса без кондуктора - у водителя;
производить оплату во время следования до очередной остановки после посадки, если проезд не был оплачен заранее;
хранить приобретенный билет в течение всего времени поездки и предъявлять его или документ, подтверждающий право на проезд, по первому требованию лиц, специально уполномоченных на проведение контроля. Разовый проездной билет действителен только на одну поездку в одном направлении;
при наличии предъявить при посадке в автобус, троллейбус месячный или единый проездной билет либо другой документ, подтверждающий право на проезд;
освободить салон автобуса, троллейбуса по прибытии на конечный пункт маршрута.
Решением Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2005 г. N 238 в пункт 5.4 настоящих Правил внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Решения в газете "Новгород"
5.4. Пассажир имеет право:
провозить с собой бесплатно детей в возрасте до 7 лет включительно;
провозить бесплатно одно место ручного багажа размером: до 60 см х 40 см х 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетках, одну пару лыж (детские санки), детскую коляску. Провоз одного места багажа размером более 100 см x 40 см x 30 см, но не более 100 см x 50 см x 30 см производится за плату в соответствии с тарифом.
Упаковка и перевозка багажа должны полностью исключать возможность причинения какого-либо ущерба пассажирам и транспортному средству.
5.5. Пассажирам запрещается:
проезжать по проездным билетам, приобретенным в других городах;
передавать именной проездной документ другому лицу для проезда;
препятствовать открытию и закрытию дверей;
ставить детей и помещать багаж на сиденья, высовываться из окон;
отвлекать водителя, разговаривать с ним во время движения;
курить в салоне автобуса, троллейбуса;
провозить огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легко воспламеняющиеся, ядовитые, едкие, зловонные вещества, огнестрельное оружие без чехлов;
провозить предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров;
провозить предметы и вещи габаритом более 100 см x 50 см x 30 см или весом одного места свыше 60 кг;
находиться в салоне автобуса, троллейбуса в нетрезвом состоянии.
5.6. Пассажиры несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования или инвентаря подвижного состава в установленном законом порядке.
Пассажир, который до следующего после посадки остановочного пункта не оплатил проезда или провоза багажа, а также пассажир, предъявивший при контроле билет или удостоверение, не дающее право на проезд и провоз багажа в данном подвижном составе, относится к категории безбилетных пассажиров. Поддельные, неправильно оформленные или оформленные на другое лицо проездные документы подлежат изъятию.
Уплата штрафа за безбилетный проезд не освобождает пассажира от приобретения проездного билета или оплаты провоза багажа.
При отказе от уплаты штрафа на месте составляется и подписывается протокол с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей, если они имеются.
Если у нарушителя нет документов, удостоверяющих его личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе, он доставляется в ближайшее отделение милиции для установления личности, составления протокола (акта), дающего право привлекать к административной ответственности в установленном порядке.
5.7. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд, определяется законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти Новгородской области и Думы Великого Новгорода.
Пассажиры, для которых установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку, обязаны исполнять настоящие Правила.
Пассажиры, имеющие право на бесплатный или льготный проезд в автобусах, троллейбусах, провоз багажа производят на общих основаниях.
6. Порядок организации коммерческих перевозок
6.1. Регулярные пассажирские перевозки организуются по специальным маршрутам (рейсам) как по направлениям, совмещенным с маршрутами пассажирского транспорта, выполняющего данные перевозки, так и по другим маршрутам на основании заключенных с Заказчиком Договоров.
6.2. Коммерческие маршруты (рейсы) организуются согласно установленному порядку организации пассажирских маршрутов.
6.3. Решение об открытии коммерческих маршрутов (рейсов) принимается на основании соответствующего распоряжения Администрации Великого Новгорода по предложению Заказчика с учетом предложений жителей Великого Новгорода и Перевозчиков.
6.4. Допуск владельцев транспортных средств (Перевозчиков) на коммерческие маршруты может осуществляться в порядке конкурса на заключение Договора.
6.5. Для проезда в этих автобусах используется билетная продукция, утвержденная Министерством финансов Российской Федерации для городского пассажирского транспорта.
6.6. Бесплатный проезд на коммерческих маршрутах определяется действующим законодательством.
6.7. Условия, порядок проезда и ответственность пассажиров на коммерческих маршрутах аналогичны условиям, порядку проезда и ответственности при перевозке пассажиров и багажа на городских маршрутах в рамках Договора.
6.8. Перевозка в режиме "маршрутное такси" организуется с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет:
перевозки пассажиров только на местах для сиденья;
повышенной скорости сообщения;
остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения;
организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости.
6.9. При наличии на маршруте устоявшихся пассажиропотоков движение организуется по расписанию.
Если конечный пункт является основным по пассажирообразованию, а на протяжении маршрута наблюдается неустойчивый по интенсивности пассажиропоток, движение организуется по оперативным интервалам по мере накопления пассажиров.
6.10. Перевозки осуществляются по направлениям, как правило, недостаточно обеспеченным другими видами пассажирского транспорта, а также совмещенным с существующими маршрутами пассажирского транспорта, дополняя их в часы "пик".
6.11. Маршруты для маршрутных такси разрабатываются согласно установленному порядку организации и открытия пассажирского маршрута.
6.12. Решение об открытии маршрутов (рейсов) для работы маршрутных такси принимается Администрацией города с учетом предложений Перевозчиков, осуществляющих перевозки населения.
6.13. Работа маршрутных такси организуется в соответствии с действующими законодательными актами и нормативными правовыми актами.
6.14. Допуск владельцев транспортных средств (Перевозчиков) для работы на маршрутах может осуществляться в соответствии с положением о конкурсе на заключение Договора.
6.15. Денежные расчеты с населением при оказании услуг по перевозке пассажиров в маршрутных такси осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
6.16. Высадка и посадка пассажиров при следовании в маршрутном такси производится на остановочных пунктах и местах согласно правилам дорожного движения, обеспечивающих безопасные условия для участников дорожного движения.
6.17. Проезд лиц в нетрезвом состоянии и курение в салоне не допускаются.
6.18. При следовании в маршрутном такси пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет включительно, если он не занимает отдельного места.
6.19. В маршрутном такси пассажир имеет право провозить только ручную кладь размером до 60 см х 40 см х 20 см.
6.20. При следовании маршрутного такси с полным салоном водитель имеет право не делать остановок до освобождения посадочных мест.
7. Тарифы и оплата за проезд
7.1. Уровень тарифов на перевозку пассажиров и багажа, в том числе и на коммерческих маршрутах, за исключением маршрутных такси, устанавливается Администрацией города.
7.2. Билеты на проезд приобретаются пассажиром у Перевозчика. Предварительная продажа долгосрочных билетов на проезд организуется Заказчиком.
7.3. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на пассажирские перевозки осуществляется через средства массовой информации не позднее чем за 15 суток до введения новых тарифов.
III. Обеспечение безопасности при перевозке пассажиров
8. Требования к Перевозчику
8.1. Для организации транспортного обслуживания населения Перевозчик обязан:
8.1.1. Иметь соответствующую лицензию, Договор;
8.1.2. Иметь свидетельство о государственной регистрации организации, индивидуального предпринимателя;
8.1.3. Выполнять перевозки пассажиров в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами;
8.1.4. Обеспечивать соблюдение прав пассажиров, культуры их обслуживания;
8.1.5. Обеспечивать ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки;
8.1.6. Обеспечивать техническую исправность транспортных средств, их своевременное сервисное обслуживание (ежедневное обслуживание, техническое обслуживание N 1, техническое обслуживание N 2);
8.1.7. Обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте (пути следования), проводя предрейсовые инструктажи; вести учет прохождения водителями инструктажей в специальном журнале с кратким указанием их содержания;
делать соответствующие отметки о проведении инструктажа в путевом листе ТС;
8.1.8. Использовать для контроля за работой автобусов и троллейбусов на маршрутах средства связи;
8.1.9. Обеспечивать проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей и контроль за их периодическим переосвидетельствованием;
8.1.10. Обеспечивать ежегодную переподготовку водителей и их стажировку.
8.2. Передача Перевозчиком документации, разрешающей перевозку пассажиров по выделенному ему маршруту, другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, самовольное изменение маршрута, а также производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, не допускается.
8.3. Перевозчик имеет право:
прекращать движение на маршруте при угрозе безопасности перевозок пассажиров по предварительному согласованию с Заказчиком;
оперативно изменять маршрут движения при возникновении не зависящих от Перевозчика помех (аварии, неблагоприятные дорожно-климатические условия, незапланированные пассажиропотоки) по предварительному согласованию с Заказчиком.
9. Требования к водителю
9.1. Основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление транспортными средствами определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
9.2. К пассажирским перевозкам на маршрутах допускаются водители:
не моложе 21 года (автобус), 20 лет (троллейбус), прошедшие медицинское освидетельствование;
имеющие водительское удостоверение соответствующей категории;
имеющие непрерывный стаж работы водителем автотранспортных средств не менее трех лет;
прошедшие специальную стажировку по вождению данной марки автобуса или троллейбуса на закрепленном маршруте.
Водители, привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, допустившие грубые нарушения правил дорожного движения, к пассажирским перевозкам на городских и пригородных маршрутах не допускаются.
9.3. Водитель автобуса при работе на линии должен иметь при себе:
путевой лист установленного образца с отметками о допуске транспортного средства к работе, о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителем автобуса, в том числе владельцем транспортного средства, выполняющим обязанности водителя, о времени начала и окончания работы, наименовании маршрута и т.д.;
лицензионную карточку;
схему маршрута с указанием сложных участков;
расписание движения;
водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации транспортного средства;
талон о прохождении государственного технического осмотра;
билетную продукцию (при отсутствии кондуктора);
договор о найме водителя на работу, зарегистрированный в Администрации города, если работодатель является физическим лицом;
сервисную книжку по проведению технических обслуживаний частных автобусов.
9.4. Водитель троллейбуса при работе на линии должен иметь при себе:
путевой лист установленного образца с отметками о допуске троллейбуса и водителя к работе, о времени начала и окончания работы, номере маршрута и т.д.;
удостоверение и книжку водителя троллейбуса;
книгу поезда с подписью мастера о готовности троллейбуса к эксплуатации;
расписание движения.
10. Требования к техническому состоянию транспортных средств
(автобусов, троллейбусов)
10.1. Для пассажирских перевозок на маршрутах могут использоваться автобусы, троллейбусы отечественного и зарубежного производства особо большого, большого, среднего и малого классов:
зарегистрированные в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения;
прошедшие в установленном порядке государственный техосмотр.
Для пассажирских перевозок на маршрутах могут использоваться троллейбусы:
имеющие копию сертификата "Одобрение типа транспортного средства";
допущенные к эксплуатации согласно правилам технической эксплуатации троллейбуса.
10.2. Автобусы и троллейбусы на маршруте должны иметь следующую экипировку (согласно установленным требованиям):
10.2.1. Внешнюю:
передний указатель, включающий номер маршрута и наименование основных и конечных пунктов;
боковой указатель, включающий номер маршрута и наименование основных и конечных пунктов;
задний указатель - номер маршрута;
информацию о действующем тарифе;
10.2.2. Внутреннюю:
информацию о владельце транспортного средства с указанием номера телефона;
информацию о водителе транспортного средства;
схему маршрута;
аптечку;
2 огнетушителя;
противооткатные упоры;
знак аварийной остановки.
11. Требования к оборудованию остановочных пунктов
11.1. Остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров в соответствии со строительными нормами и правилами их технической эксплуатации.
11.2. Остановочный пункт должен быть оснащен:
остановочным указателем с наименованием данного пункта, информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах свыше 30 минут - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе размещается соответствующая информация;
посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;
павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров;
заездным карманом.
12. Диспетчерское управление при осуществлении
пассажирских перевозок
Для обеспечения ритмичной работы общественного пассажирского транспорта и оптимального взаимодействия всех видов наземного пассажирского транспорта, работающего на маршрутной сети города, действует система диспетчерского управления, находящаяся под управлением и контролем Заказчика, с использованием специальных средств связи. При их отсутствии (в случае необходимости, например, на маршрутах большой протяженности и сложности) трасса маршрута должна иметь не менее двух стационарных диспетчерских пунктов по контролю за регулярностью движения транспортных средств, расположенных, как правило, в начальных и конечных пунктах маршрута. При относительно небольших пассажиропотоках на маршруте или больших (свыше 15 минут) интервалах движения транспортных средств, как правило, достаточно иметь стационарный диспетчерский пункт только на одном из начальных (конечных) пунктов маршрута.
13. Линейный контроль
13.1. Заказчик транспортного обслуживания пассажиров обязан осуществлять регулярный контроль за работой транспорта и проверку выполнения требований настоящих Правил в части:
качества и полноты подготовки транспортных средств, их внутреннего и внешнего оформления и экипировки;
соблюдения графиков движения транспортных средств на маршрутах;
правильности оформления путевой документации;
выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками рабочих и должностных инструкций;
состояния линейных (инфраструктурных) сооружений.
13.2. Обо всех выявленных нарушениях Заказчик обязан сообщить Перевозчику и добиться устранения недостатков, а в случае необходимости - принять соответствующее решение.
14. Муниципальный контроль и ответственность за
нарушение настоящих Правил
14.1. Муниципальный контроль за исполнением настоящих Правил осуществляется в порядке, установленном решением Думы Великого Новгорода от 27.02.2003 N 488 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля на территории Великого Новгорода".
14.2. Контроль за исполнением настоящих Правил возлагается на Заказчика.
Решением Думы Великого Новгорода от 28 августа 2006 г. N 349 в пункт 14.3 настоящих Правил внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного Решения
14.3. За нарушение настоящих Правил виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с областным законом "Об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
\
Решение Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. N 112 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород"
Текст решения опубликован в газете "Новгород" от 16 июня 2005 г. N 24
Решением Думы Великого Новгорода от 27 мая 2021 г. N 565 настоящее решение приостановлено с 27 мая 2021 г. до отнесения к полномочиям органов местного самоуправления Великого Новгорода вопросов организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Великий Новгород
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1462
Решение Думы Великого Новгорода от 25 октября 2012 г. N 1379
Решение Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1331
Решение Думы Великого Новгорода от 25 февраля 2010 г. N 616
Решение Думы Великого Новгорода от 28 мая 2009 г. N 394
Решение Думы Великого Новгорода от 14 апреля 2009 г. N 357
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Думы Великого Новгорода от 28 августа 2006 г. N 349
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного решения
Решение Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2005 г. N 238
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного решения
Решение Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005 г. N 131
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного решения