Постановление Администрации Волотовского муниципального района Новгородской области от 5 июня 2015 г. N 298
"Об утверждении Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Волотовского муниципального района и их проектов на коррупциогенность"
5 июля 2017 г.
В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Уставом Волотовского муниципального района постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Волотовского муниципального района и их проектов на коррупциогенность.
2. Опубликовать настоящее постановление в муниципальной газете "Волотовский вестник".
Глава муниципального района |
А.И. Лыжов |
Порядок
проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Волотовского муниципального района и их проектов на коррупциогенность
(утв. постановлением Администрации муниципального района от 5 июня 2015 г. N 298)
5 июля 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе), областным законом от 31.08.2009 N 595-ОЗ "О реализации федеральных законов о противодействии коррупции на территории Новгородской области" и устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Волотовского муниципального района (далее - Администрация) и их проектов, в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также порядок подготовки заключений о результатах антикоррупционной экспертизы.
1.2. Целью проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов Администрации, является предупреждение включения в проекты нормативных правовых актов Администрации положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.3. Целью проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации, является выявление и устранение положений, создающих условия для проявления коррупции.
1.4. Задачами антикоррупционной экспертизы являются описание выявленных коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах Администрации, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение таких факторов.
1.5. Под коррупциогенным фактором понимается отдельная правовая норма или совокупность правовых норм, которые увеличивают риск совершения субъектами, осуществляющими реализацию нормативного правового акта, коррупционных действий.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится при осуществлении правовой экспертизы и мониторинге их применения.
2.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Администрации и их проектов проводится специалистом, в должностные обязанности которого входит правовое (юридическое) сопровождение деятельности Администрации.
2.3. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации и их проектов составляет 5 (пять) рабочих дней.
При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, необходимостью привлечения специалистов, экспертов в затронутой области правоотношений по решению Главы муниципального района срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен.
2.4. Проекты нормативных правовых актов Администрации предоставляются специалисту уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы после его согласования со всем и заинтересованными лицами вместе с приложением правовых актов Российской Федерации, Новгородской области, муниципальных правовых актов Волотовского муниципального района, а так же с приложением мотивированного обоснования необходимости принятия данного нормативного правового акта.
2.5. Проекты нормативных правовых актов, вносящие изменения в действующие муниципальные нормативные правовые акты, подвергаются антикоррупционной экспертизе в том же порядке, что и первоначальный акт.
2.6. После внесения в проект правового акта изменений согласно проведенной экспертизе и выявленных замечаний, проект представляется на повторную экспертизу.
2.7. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или его проекта специалист, проводивший антикоррупционную экспертизу, подготавливает экспертное заключение о результатах проведения антикоррупционной экспертизы (далее - экспертное заключение), которое должно содержать следующие сведения:
дата подготовки экспертного заключения;
вид и наименование нормативно-правового акта Администрации или проекта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
положения, содержащие коррупциогенные факторы (в случае их выявления);
предложения о способах устранения выявленных в нормативно-правовом акте Администрации или проекте положений, содержащих коррупциогенные факторы (в случае их выявления);
сведения об отсутствии в нормативно-правовом акте Администрации или проекте коррупциогенных факторов (в случае их отсутствия).
В экспертном заключении отражаются возможные негативные последствия сохранения в нормативно-правовом акте Администрации или проекте положений, содержащих коррупциогенные факторы, а также выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
2.8. Экспертное заключение подписывается специалистом, проводившим антикоррупционную экспертизу.
2.9. Заключение антикоррупционной экспертизы печатается в двух экземплярах, один из которых передается вместе с проектом нормативно-правового акта его разработчику, а другой хранится у специалиста (эксперта) проводившего экспертизу. Им же ведется учет нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), прошедших антикоррупционную экспертизу.
2.10. Положения нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта), содержащие коррупциогенные факторы, а также положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта) на стадии его доработки.
2.11. В случае несогласия разработчика нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта) с результатами антикоррупционной экспертизы нормативно-правовой акт (проект нормативно-правового акта) вносится на рассмотрение Управляющему делами Администрации с приложением письменного возражения разработчика нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта) на заключение.
3. Методика проведения антикоррупционной экспертизы
3.1. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации и их проектов выявляются и оцениваются:
1) коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления Волотовского муниципального района (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Волотовского муниципального района (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления муниципального района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления муниципального района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления муниципального района (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
Постановлением Администрации Волотовского муниципального района Новгородской области от 5 июля 2017 г. N 580 пункт 3.1 настоящего Порядка дополнен подпунктом и)
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.2. Специалист (эксперт), проводящий антикоррупционную экспертизу, оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 3.1. настоящего Порядка, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности нормативно-правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов и принимает решение о согласовании или подготовке заключения на проект нормативно-правового акта, либо заключение о наличии или отсутствии коррупциогенных факторов в действующем нормативно-правовом акте.
3.3. Специалист (эксперт) не обязан предлагать новую редакцию положений нормативно-правового акта, содержащего коррупциогенные факторы.
4. Заключительные положения
4.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы исполнитель нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта) обязан совершить одно из следующих действий:
- внести в нормативно-правовой акт (проект нормативно-правового акта) изменения и (или) дополнения, направленные на устранение и (или) ограничение действия выявленных коррупционогенных факторов;
- подготовить аргументированную пояснительную записку, подписываемую руководителем структурного подразделения Администрации, являющегося разработчиком данного нормативно-правового акта (проекта нормативно-правового акта), о невозможности внесения таких изменений и (или) дополнений в связи со спорностью в вопросе определения коррупциогенности правового акта, решение которого требует проведения комплексного, коллегиального анализа.
4.2. Глава муниципального района по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы:
- вправе подписать проект нормативно-правового акта;
- отменить действующий нормативно-правовой акт либо внести в него соответствующие изменения и (или) дополнения;
- передать результат антикоррупционной экспертизы в комиссию по противодействию коррупции в Администрации для рассмотрения и принятия коллегиального решения о наличии, либо отсутствии коррупциогенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Волотовского муниципального района Новгородской области от 5 июня 2015 г. N 298 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Волотовского муниципального района и их проектов на коррупциогенность"
Текст постановления опубликован в газете "Волотовский вестник" от 17 июня 2015 г. N 10
Постановлением Администрации Волотовского муниципального района Новгородской области от 12 января 2018 г. N 24 настоящее постановление признано утратившим силу с 24 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Волотовского муниципального района Новгородской области от 5 июля 2017 г. N 580