Принято Думой Великого Новгорода 27 марта 2008 года
В соответствии с Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород Дума Великого Новгорода решила:
внести в Регламент Думы Великого Новгорода, утвержденный решением Думы Великого Новгорода от 05.06.2002 N 355 (в редакции решений Думы Великого Новгорода от 28.10.2004 N 13, от 24.03.2005 N 101, от 28.04.2005 N 119, от 22.09.2005 N 186, от 27.04.2006 N 305, от 25.01.2007 N 450, от 22.03.2007 N 499), изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).
Мэр Великого Новгорода |
Ю.И. Бобрышев |
Регламент
Думы Великого Новгорода
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 5 июня 2002 г. N 355
(в редакции решений Думы Великого Новгорода от 28.10.2004 N 13,
от 24.03.2005 N 101, от 28.04.2005 N 119, от 22.09.2005 N 186,
от 27.04.2006 N 305, от 25.01.2007 N 450, от 22.03.2007 N 499,
от 03.04.2008 N 18)
Статья 1. Общие положения
1. Дума Великого Новгорода (далее - Дума) осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород (далее - Устав), нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Регламентом.
2. Основными формами работы Думы являются:
заседания Думы;
заседания комиссий;
слушания.
3. Дума по вопросам, вносимым на заседания, принимает решения. Порядок принятия решений определяется Уставом и настоящим Регламентом.
4. По вопросам организации деятельности Думы издаются постановления Председателя Думы. По кадровым вопросам, вопросам организации деятельности аппарата Думы издаются распоряжения Председателя Думы. Право первой подписи финансовых документов Думы принадлежит Председателю Думы.
5. Организационное и правовое обеспечение деятельности Думы, а также реализация финансового контроля осуществляется аппаратом Думы и организуется Председателем Думы и заместителем Председателя Думы. Материально-техническое, бухгалтерское, информационное обеспечение деятельности Думы осуществляется Администрацией Великого Новгорода и организуется Мэром Великого Новгорода. Расходы, связанные с деятельностью Думы, в том числе на содержание аппарата Думы, отражаются отдельной строкой в бюджете Великого Новгорода в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Статья 2. Структура Думы
В структуру Думы входят:
Председатель Думы, полномочия которого устанавливаются Уставом и настоящим Регламентом;
заместитель Председателя Думы, полномочия которого устанавливаются Уставом и настоящим Регламентом;
комиссии Думы, создаваемые решением Думы и действующие в соответствии с настоящим Регламентом;
совет Думы, действующий в соответствии с настоящим Регламентом;
аппарат Думы, создаваемый решением Думы и действующий в соответствии с настоящим Регламентом и положениями о структурных подразделениях аппарата.
Статья 3. Председатель Думы
1. Дума избирает из своего состава Председателя Думы открытым или тайным голосованием из числа избранных депутатов на срок полномочий Думы. Председатель Думы работает на освобожденной (оплачиваемой) основе.
2. Председатель Думы:
созывает заседания Думы, определяет место и время их проведения, контролирует ход подготовки вопросов, вносимых на заседания;
ведет заседания Думы;
подписывает протоколы заседаний Думы;
координирует работу заместителя Председателя Думы;
участвует в работе любой комиссии с правом решающего голоса;
оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий;
представляет Думу в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судами и арбитражными судами, органами местного самоуправления Российской Федерации и другими российскими и иностранными органами и организациями;
распоряжается средствами, предусмотренными в бюджете Великого Новгорода на содержание Думы, в соответствии с утвержденной сметой;
организует работу Думы;
открывает и закрывает расчетные, текущие и лицевые счета Думы в учреждениях банков и является распорядителем по этим счетам;
назначает на должность руководителей структурных подразделений аппарата Думы;
принимает на работу и увольняет работников аппарата Думы Великого Новгорода;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством и Регламентом Думы;
организует прием граждан, рассмотрение в установленном порядке предложений, заявлений и жалоб граждан, принимает по результатам их рассмотрения соответствующие решения.
3. По организационным, кадровым вопросам Председатель Думы издает постановления и распоряжения.
4. Вопрос об освобождении от должности Председателя Думы может быть внесен группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов. Предложение об освобождении от должности Председателя Думы должно быть мотивированным.
При рассмотрении на заседании Думы вопроса об освобождении от должности Председателя Думы обязанности председательствующего на заседании возлагаются на заместителя Председателя Думы.
Решение об освобождении от должности Председателя Думы в случае добровольного сложения Председателем Думы своих полномочий принимается большинством голосов от числа избранных депутатов, а в случае инициирования вопроса об освобождении от должности Председателя Думы депутатами - не менее чем 2/3 голосов от установленной численности депутатов.
Внеочередные выборы Председателя Думы проводятся не позднее двух месяцев со дня освобождения Председателя Думы от должности.
Статья 4. Заместитель Председателя Думы
1. Дума избирает из своего состава заместителя Председателя Думы на срок полномочий Думы. Заместитель Председателя Думы работает на освобожденной (оплачиваемой) основе. Количество заместителей Председателя Думы определяется решением Думы.
2. Избрание заместителя Председателя Думы осуществляется открытым или тайным голосованием. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Думы вносятся Председателем Думы.
Если кандидат на должность заместителя Председателя Думы не наберет при голосовании требуемого количества голосов, Председатель Думы вносит на рассмотрение другую кандидатуру или предлагает вновь рассмотреть кандидатуру, отклоненную Думой.
3. Заместитель Председателя Думы может быть отозван решением Думы до истечения срока своих полномочий. Решение об освобождении заместителя Председателя Думы от должности считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов Думы. Если заместитель Председателя Думы избран тайным голосованием, решение об его освобождении также должно быть принято тайным голосованием.
Добровольное сложение заместителем Председателя Думы своих полномочий принимается Думой по его письменному заявлению большинством голосов установленного числа депутатов. В случае непринятия Думой отставки заместитель Председателя Думы вправе сложить свои полномочия по истечении 14 дней с даты подачи заявления.
4. Заместитель Председателя Думы осуществляет следующие полномочия:
выполняет поручения Председателя Думы;
в случае отсутствия или невозможности выполнения Председателем Думы своих обязанностей осуществляет его функции;
обеспечивает подготовку необходимых материалов к заседаниям Думы, комиссий Думы;
участвует в работе любой комиссии с правом решающего голоса;
вносит предложения о проведении заседания совета Думы;
дает поручения аппарату Думы по вопросам деятельности Думы;
осуществляет иные полномочия по поручению Председателя Думы.
Статья 5. Временное исполнение обязанностей Председателя Думы
В случае одновременного отсутствия Председателя Думы и заместителя Председателя Думы заседания Думы ведет депутат, избранный Думой по предложению Председателя, либо, если Дума не назначит, - старейший по возрасту депутат.
Статья 6. Формы работы депутата Думы
1. Работа депутатов осуществляется в Думе и избирательном округе.
Формами работы депутатов в Думе являются:
1) участие в заседаниях Думы;
2) участие в работе постоянных и временных комиссий Думы, депутатских объединениях;
3) разработка и внесение проектов решений Думы;
4) участие в выполнении решений Думы, поручений Председателя Думы;
5) участие в работе комиссий, создаваемых Администрацией Великого Новгорода, слушаниях в Думе;
6) обращение с депутатскими запросами.
Формами работы депутатов в избирательном округе являются:
1) ежемесячный прием;
2) встречи с избирателями;
3) работа с обращениями избирателей;
4) участие в публичных слушаниях по временным объектам, расположенным на территории избирательного округа;
5) обращение с депутатскими запросами;
6) информирование избирателей не реже одного раза в год во время встреч с избирателями, а также через средства массовой информации о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы.
2. Депутат, группа депутатов (постоянная комиссия), депутатское объединение Думы вправе обратиться с депутатским запросом к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений по вопросам местного значения и вопросам депутатской деятельности.
Депутатский запрос оформляется в письменной форме и направляется должностному лицу, которое обязано дать ответ на запрос в письменной форме не позднее 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
Депутат вправе присутствовать при рассмотрении запроса, если он рассматривается коллегиальным органом. О дне рассмотрения запроса депутат извещается заблаговременно, но не позднее чем за три дня до заседания соответствующего органа.
3. Депутат, группа депутатов (постоянная комиссия), депутатское объединение вправе в порядке, установленном настоящим Регламентом для проектов решений, внести депутатский запрос на рассмотрение Думы.
В случае одобрения депутатского запроса большинством голосов от общего числа депутатов Думы он направляется соответствующим органам и должностным лицам с решением Думы как запрос Думы. Должностное лицо, к которому обращен запрос Думы, обязано направить в Думу письменный ответ не позднее 10 дней со дня получения запроса.
Ответ на запрос Думы оглашается на заседании Думы.
Статья 7. Комиссии Думы
1. Дума создает постоянные комиссии для осуществления полномочий Думы. Перечень вопросов, относимых к ведению каждой комиссии, утверждается решением Думы.
Дума вправе создавать временные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки отдельных проектов решений Думы и рассмотрения иных вопросов, относящихся к предметам ее ведения. В состав постоянной комиссии может входить не более 5 депутатов.
2. Комиссии Думы ответственны перед Думой и ей подотчетны.
Комиссии Думы в своей работе руководствуются федеральным и областным законодательством, Уставом, нормативными правовыми актами Думы и настоящим Регламентом.
3. Комиссии Думы по вопросам, относящимся к их ведению:
разрабатывают предложения для рассмотрения их Думой;
готовят проекты решений Думы;
дают заключения по проектам решений Думы;
вправе требовать от любых органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на территории Великого Новгорода, их должностных лиц представления информации по вопросам, относящимся к вопросам местного значения Великого Новгорода;
заслушивают на своих заседаниях отчеты, доклады и сообщения должностных лиц Администрации Великого Новгорода, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Великого Новгорода;
вносят предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации о работе любого органа местного самоуправления либо должностного лица, о выполнении ими решений Думы, рекомендаций комиссий Думы;
вносят предложения о проведении внеочередного заседания Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом;
принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению, дают рекомендации.
4. Постоянные и временные комиссии Думы формируются из числа депутатов Думы. В состав временной комиссии могут быть включены представители Администрации Великого Новгорода и иных заинтересованных лиц. Состав комиссии утверждается решением Думы. При внесении предложения по созданию комиссии необходимо указать:
мотивы создания комиссии;
полномочия комиссии;
предложения по составу комиссии;
сроки работы комиссии (в случае необходимости).
5. Председатели комиссий избираются Думой открытым голосованием. Кандидатуры на должности председателей комиссий выдвигаются Председателем Думы, депутатами. Об избрании председателей комиссий Думы принимается решение Думы. Комиссия Думы вправе выбрать из своего состава открытым голосованием заместителя председателя комиссии, что подтверждается решением комиссии.
6. Член комиссии может быть выведен из ее состава решением Думы.
Заседания комиссий правомочны, если на них присутствует не менее половины состава комиссии.
Внутренний порядок работы комиссии Думы может быть утвержден решением комиссии.
7. Предложения, решения, рекомендации и заключения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
8. При рассмотрении вопросов, относящихся к ведению двух или нескольких комиссий, по инициативе комиссий, а также по поручению Думы проводятся совместные заседания комиссий.
При проведении совместных заседаний комиссий предложения, решения, рекомендации и заключения принимаются большинством голосов присутствующих на совместном заседании членов комиссий.
9. Председатель комиссии Думы:
руководит ее работой;
созывает заседания комиссии;
организует подготовку необходимых материалов к заседанию;
дает поручения членам комиссии;
вызывает членов комиссии для работы в подготовительных комиссиях и рабочих группах, а также для выполнения других поручений комиссии;
приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей органов местного самоуправления, общественных организаций, специалистов и ученых;
председательствует на заседаниях комиссии;
информирует Думу о рассмотренных в комиссии вопросах, а также о мерах, принятых по реализации рекомендаций комиссии;
представляет Думе проекты решений, рекомендации или заключения, подготовленные комиссией;
информирует членов комиссии о рассмотрении предложений, решений рекомендаций и заключений комиссии.
Совместные заседания комиссий ведет один из их председателей (по согласованию).
10. В случае отклонения Думой проекта решения по предложению комиссии, рассматривавшей отклоненный проект, или Администрации Великого Новгорода - субъекта законодательной инициативы может быть создана согласительная комиссия из депутатов Думы и представителей Администрации Великого Новгорода для преодоления возникших разногласий по отклоненному проекту решения.
Создание согласительной комиссии и утверждение ее состава осуществляется решением Думы.
Согласительная комиссия по результатам своей деятельности выносит решение, направляемое Председателю Думы для подготовки соответствующего проекта решения Думы и внесения его в установленном порядке.
11. Член комиссии Думы:
принимает участие в деятельности комиссии, содействует выполнению решений, поручений комиссии;
пользуется решающим голосом по всем вопросам, рассматриваемым комиссией;
имеет право предлагать комиссии вопросы для рассмотрения и участвовать в их подготовке и обсуждении, вносить предложения о необходимости проведения проверки работы органов местного самоуправления, муниципальных организаций, о заслушивании их представителей на заседании комиссии;
по поручению комиссии и по своей инициативе может изучать на месте вопросы, относящиеся к ведению комиссии, обобщать предложения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, а также граждан, сообщать свои выводы и предложения в комиссию.
Член комиссии, предложения которого не получили поддержки комиссии, может внести их в письменной форме на рассмотрение Думы, а также выступить при обсуждении данного вопроса на заседании Думы.
Члену комиссии Думы по вопросам, внесенным на обсуждение комиссии, предоставляются необходимые документы и материалы.
В работе любой комиссии с правом решающего голоса имеют право принимать участие Председатель Думы и заместитель Председателя Думы.
12. Заседания комиссий созываются каждую третью среду месяца, а также по мере необходимости и являются открытыми. По решению комиссии заседание может быть закрытым. Комиссии могут проводить выездные заседания.
В заседаниях комиссий могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в составы данных комиссий.
13. Необходимые материалы по вопросу, вносимому на заседание комиссии, должны быть представлены председателю комиссии и членам комиссии не менее чем за 2 дня до заседания комиссии.
14. В течение двух дней после заседания комиссии аппаратом Думы оформляется протокол заседания и принятые предложения, решения, рекомендации и заключения комиссии.
К протоколу заседания комиссии прилагаются тексты принятых решений, рекомендаций и заключений, докладов и содокладов.
15. Протоколы заседаний, решения, рекомендации и заключения комиссии Думы подписываются председателем комиссии.
Решения и рекомендации, принятые комиссиями совместно, и совместно подготовленные заключения подписываются председателями этих комиссий.
Решения и протоколы заседаний комиссии хранятся в делах Думы.
Статья 8. Участие Думы в иных комиссиях
По предложению Мэра Великого Новгорода, Председателя Думы депутат Думы вправе участвовать в работе комиссии Администрации Великого Новгорода на основании прямого волеизъявления.
Участие депутата в работе комиссий, создаваемых Администрацией Великого Новгорода, возможно на основании соответствующего решения Думы о делегировании депутата в качестве представителя Думы.
Статья 9. Совет Думы
1. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Думы создается совет Думы, заседания которого проводятся ежемесячно в первый вторник месяца.
В состав совета Думы входят Председатель Думы, заместитель Председателя Думы, председатели комиссий, руководители депутатских групп.
2. Заседания совета Думы ведет Председатель Думы или по его поручению заместитель Председателя Думы. Заседание совета Думы правомочно, если на нем присутствует более половины его состава.
3. Решения совета Думы принимаются большинством голосов членов совета Думы. В случае разделения голосов при принятии решения советом Думы принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Думы или заместитель Председателя Думы, председательствующий по поручению Председателя Думы.
Решения совета Думы оформляются в виде выписок из протоколов заседания совета Думы, которые подписываются Председателем Думы или по его поручению заместителем Председателя Думы.
4. Совет Думы:
дает поручения комиссиям, в том числе и по рассмотрению проектов решений Думы;
принимает решения о проведении слушаний;
решает иные вопросы организации работы Думы в соответствии с настоящим Регламентом;
информирует депутатов о решениях, принятых на заседаниях совета Думы;
изменяет дату и время очередного заседания Думы.
5. Депутаты Думы вправе присутствовать на заседании совета Думы.
Статья 10. Аппарат Думы
1. Для организационного, консультационного, информационного, правового обеспечения деятельности Думы, в том числе комиссий Думы, совета Думы, а также в целях осуществления финансового контроля создается аппарат Думы.
2. Структура и штаты, фонд оплаты труда работников аппарата утверждаются решением Думы. Аппарат Думы состоит из структурных подразделений (секторов, отделов, управлений), положения о которых утверждаются решением Думы.
3. Работники аппарата Думы являются муниципальными служащими, назначаются и освобождаются от должности распоряжением Председателя Думы. Трудовые договоры с муниципальными служащими аппарата Думы заключаются Председателем Думы.
Должностные инструкции работников аппарата Думы утверждаются Председателем Думы.
Статья 11. Депутатские объединения
1. В Думе могут быть созданы депутатские объединения в виде депутатских групп.
2. Депутатские группы формируются из депутатов Думы, пожелавших участвовать в работе депутатской группы.
3. В состав одной депутатской группы должно входить не менее 5 депутатов. Депутатские группы обладают равными правами, определенными настоящим Регламентом.
4. Внутренняя деятельность депутатских групп организуется ими самостоятельно.
5. Депутатская группа обязана уведомить Думу о своем создании путем подачи заявления в аппарат Думы. В случае изменения названия или состава депутатской группы последняя обязана в письменной форме уведомить Думу о таком изменении путем подачи заявления в аппарат Думы.
6. Депутат Думы вправе состоять только в одной депутатской группе.
Депутат вводится в состав депутатской группы на основании решения большинства общего числа членов депутатской группы по его письменному заявлению. Депутат выводится из состава депутатской группы на основании решения большинства общего числа членов депутатской группы об исключении его из депутатской группы, а также в случае подачи им письменного заявления в депутатскую группу:
о выходе из депутатской группы;
о переходе в другую депутатскую группу.
Статья 12. Заседания Думы
1. Первое заседание Думы нового созыва созывается Мэром Великого Новгорода или, в случае если Мэр Великого Новгорода не созовет, - Избирательной комиссией Великого Новгорода в течение двух недель со дня официального опубликования результатов выборов.
2. Плановые заседания Думы проводятся ежемесячно, как правило, в четвертый четверг месяца. Начало заседания в 10.00.
Дата и время очередного заседания могут быть изменены решением Думы или решением совета Думы. В ходе заседания Думы большинством голосов присутствующих депутатов может быть принято решение о переносе заседания или объявлении перерыва в заседании, которое оформляется протоколом заседания Думы.
Внеочередные заседания Думы созываются Председателем Думы или, в случае его отсутствия, заместителем Председателя Думы:
по решению Думы;
по требованию Мэра Великого Новгорода;
по инициативе не менее 8-ми депутатов;
по обращению комиссии Думы;
по обращению депутатской группы.
Предложения о созыве внеочередного заседания Думы направляются Председателю Думы в письменном виде с указанием вопросов, предлагаемых для рассмотрения, и проектами решений по этим вопросам.
Внеочередное заседание созывается в течение 10-ти дней с даты поступления обращения. При этом проекты решений:
направляются на рассмотрение Мэру Великого Новгорода и депутатам соответствующих комиссий не позднее чем за 6 дней до заседания Думы;
рассматриваются соответствующими комиссиями Думы не позднее чем за 3 дня до заседания Думы.
Заключения комиссий и поправки к проектам решений доставляются Председателю Думы и Мэру Великого Новгорода не менее чем за два дня до заседания Думы. Сводная таблица заключений комиссий и поправки к проектам решений передаются депутатам перед началом заседания Думы.
3. Заседания Думы считаются правомочными в случае присутствия на них не менее 50% установленного числа депутатов Думы.
4. На заседаниях Думы председательствует Председатель Думы.
В случае его отсутствия ведение заседания осуществляется заместителем Председателя Думы.
5. Председательствующий на заседании:
открывает и закрывает заседание;
ставит на обсуждение вопросы утвержденной повестки дня;
предоставляет слово для докладов и выступлений;
осуществляет контроль за соблюдением продолжительности выступлений;
ставит на голосование проекты решений, поступившие предложения;
объявляет результаты голосования;
обеспечивает соблюдение прав депутатов на заседании;
поддерживает порядок в зале заседаний.
Председательствующий на заседании имеет право:
лишить выступающего слова в случае нарушения им настоящего Регламента;
обратиться за справками к депутатам, должностным лицам Администрации Великого Новгорода, приглашенным на заседание;
приостановить незапланированные дебаты;
прервать заседание в случае возникновения в зале чрезвычайной ситуации, а также грубого нарушения общественного порядка.
6. Депутат Думы на заседании имеет право:
вносить предложения по повестке заседания и порядку его ведения;
вносить поправки в проекты рассматриваемых документов;
участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования;
требовать постановки своих предложений на голосование;
требовать повторного голосования в случаях установленного нарушения правил голосования или ошибок в учете голосов депутатов;
вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
ставить вопрос о необходимости разработки новых решений Думы, вносить предложения по изменению действующих документов;
оглашать обращения, имеющие общественное значение;
пользоваться иными правами, предоставленными законодательством и настоящим Регламентом.
7. Заседания Думы проводятся гласно и носят открытый характер.
Дума может принять решение о проведении закрытого заседания или о закрытом рассмотрении отдельных вопросов. На закрытых заседаниях либо при закрытом рассмотрении отдельных вопросов вправе присутствовать только специально приглашенные Думой лица, прокурор Великого Новгорода или его представители.
8. В начале каждого заседания Думой утверждается повестка заседания, определяющая перечень рассматриваемых вопросов и порядок их рассмотрения.
Решение об утверждении повестки заседания принимается большинством голосов депутатов Думы, присутствующих на заседании.
Обсуждение вопроса повестки заседания начинается с доклада, подготовленного инициатором вносимого на рассмотрение Думы вопроса.
Дума вправе поручить подготовить содоклад кому-либо из депутатов или иному лицу.
Безусловное право на содоклад имеет Председатель Думы.
Если по рассматриваемому вопросу представлено несколько проектов решений, подготовленных в соответствии с настоящим Регламентом, право выступить с докладом предоставляется авторам каждого проекта.
По окончании доклада (содоклада) докладчик (содокладчики) отвечают на вопросы.
После ответов докладчика на заданные вопросы депутатам предоставляется слово для выступлений, в первую очередь - председателям комиссий, рассматривавших данный вопрос, руководителям депутатских групп. Очередность выступлений иных депутатов устанавливается председательствующим на заседании.
9. Продолжительность выступлений на заседании Думы не должна превышать:
с докладами и содокладами - 10 минут;
в прениях - 5 минут;
в пункте повестки "Разное" - 3 минут;
со справками, вопросами, формулировками предложений, по порядку ведения, мотивам голосования - 1 минуты.
С согласия депутатов председательствующий на заседании может продлить время выступления и рассмотрения вопроса.
10. Заседания Думы протоколируются, ведется их полная звукозапись. Протоколы заседаний Думы подписываются Председателем Думы или по его поручению заместителем Председателя Думы. Протоколы заседаний Думы и фонограммы хранятся в Думе и передаются в архив в установленном порядке.
В протокол заседания Думы включаются следующие данные:
наименование Думы, порядковый номер заседания (в пределах созыва) и дата его проведения;
фамилии и инициалы председательствующего и депутатов Думы, принявших участие в работе заседания;
фамилии, инициалы и должности лиц, приглашенных на заседание;
утвержденная повестка дня;
ход обсуждения вопросов, включенных в повестку заседания (наименование каждого вопроса, фамилии и инициалы докладчика и содокладчиков, лиц, принявших участие в обсуждении и задававших вопросы, результаты голосования за принятие решения, протокольные поручения).
Протоколы оформляются на основании стенограмм, которые ведутся на заседании, аудиозаписей хода заседания и других материалов, подготовленных к заседанию Думы.
По требованию Председателя Думы или постоянной комиссии Думы может быть оформлена полная стенограмма всего заседания или отдельных вопросов, обсуждавшихся на нем. По требованию депутата может быть оформлена выписка из протокола заседания.
Статья 13. Порядок внесения и рассмотрения проектов решений Думы
1. Субъекты права законодательной инициативы определены Уставом.
Проекты решений Думы (далее - проекты решений) представляются в Думу не позднее чем за 14 календарных дней до заседания Думы.
При поступлении в Думу протеста и (или) представления прокурора Великого Новгорода менее чем за 14 и более чем за 7 календарных дней до заседания Думы протест и (или) представление подлежат рассмотрению Думой в порядке, установленном пунктом 2 статьи 12 настоящего Регламента для внеочередного заседания. В случае поступления протеста и (или) представления менее чем за 7 календарных дней до заседания Думы на ближайшем заседании Думы принимается решение о созыве внеочередного заседания Думы для рассмотрения протеста и (или) представления прокурора Великого Новгорода.
Проекты решений, поступившие в Думу, направляются в правовое управление, контрольно-счетное управление аппарата Думы не позднее чем за 13 дней до заседания Думы, депутатам соответствующих комиссий Думы - не позднее чем за 10 дней до заседания Думы. Если субъектом законодательной инициативы выступает не Мэр Великого Новгорода и не Администрация Великого Новгорода, то одновременно проект решения передается Мэру Великого Новгорода аппаратом Думы.
Рассмотрение проектов решений комиссиями осуществляется за 8 дней до заседания Думы. Доставка заключений комиссий, поправок к проектам решений, сводной таблицы заключений Председателю Думы, а также поправок к проектам решений и сводной таблицы заключений депутатам и Мэру Великого Новгорода осуществляется не позднее чем за три дня до заседания Думы.
2. Инициатор внесения проекта решения представляет в Думу:
проект решения;
пояснительную записку к проекту, содержащую обоснование необходимости его принятия;
список приглашенных на заседание с указанием их фамилий, имен, отчеств, занимаемых должностей, завизированный автором проекта решения или заместителем Председателя Думы;
копии ранее принятых решений Думы, если в проекте предлагается их изменение или отмена.
Проекты решений по вопросам утверждения бюджета Великого Новгорода и отчета о его исполнении, принятия планов и программ развития Великого Новгорода, установления местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также решений, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета Великого Новгорода, должны иметь заключение Администрации Великого Новгорода и заключение контрольно-счетного управления аппарата Думы.
Проекты решений, в соответствии с которыми имеется намерение предоставить муниципальную помощь согласно Федеральному закону "О защите конкуренции", должны иметь согласование антимонопольного органа.
Проект решения, представляемый в Думу, должен соответствовать требованиям законодательства и пройти лингвистическую корректировку в управлении по организационным вопросам аппарата Думы до поступления проекта решения в Думу.
Положение о проведении лингвистической корректировки не распространяется на проекты решений, субъектом законодательной инициативы которых выступает Администрация Великого Новгорода.
В проект решения включаются следующие положения:
о сроке и порядке вступления решения в силу;
об отмене, изменении или дополнении ранее принятых решений в связи с принятием данного решения;
поручение Администрации Великого Новгорода о необходимости приведения правовых актов в соответствие с вновь принимаемым решением.
3. Проект решения может быть отозван только субъектом законодательной инициативы на любой стадии рассмотрения проекта решения. Субъект законодательной инициативы вправе вносить поправки в проект решения как по своей инициативе, так и по предложению комиссии Думы, а также в соответствии с заключениями управлений аппарата Думы. При этом поправки должны быть одобрены комиссией Думы.
4. Рассмотрение проектов решений, внесенных в Думу, осуществляется в одном чтении. При рассмотрении проекта решения проводится его обсуждение, в том числе с поступившими поправками, и голосование по проекту. Голосование по поправкам проводится совместно с проектом решения либо отдельно по каждой поправке, либо по всем поправкам в целом. Рассмотрение проектов решений может быть проведено в двух чтениях, о чем принимается соответствующее решение.
При рассмотрении проекта решения в первом чтении проводится его обсуждение и принятие за основу. Принятие проекта решения за основу означает, что принятый за основу текст может дорабатываться путем внесения в него поправок. В случае если поправок не представлено, голосование может быть проведено сразу после прений в целом.
В случае принятия проекта решения в первом чтении Дума может установить сроки подачи поправок к проекту и внесения его во втором чтении, а также назначить ответственного за доработку проекта решения.
При отклонении проекта решения в первом чтении его дальнейшее рассмотрение не проводится. Думой могут быть даны поручения по подготовке нового проекта решения.
Альтернативные проекты решений рассматриваются в рамках одного вопроса повестки дня в двух чтениях.
Рассмотрение альтернативных проектов осуществляется при их первом чтении и завершается голосованием по вопросу о принятии одного из проектов за основу, что означает отклонение других проектов решений.
Во втором чтении обсуждаются поступившие к проекту решения поправки и проводится голосование по проекту в целом. В исключительных случаях Дума может вернуться к процедуре первого чтения.
5. Проект решения может быть внесен на общегородское обсуждение. В этом случае проект решения публикуется в газете "Новгород" с указанием срока подачи предложений и адреса, по которому должны направляться предложения.
Депутаты и образованные Думой комиссии для подготовки проектов решений вправе проводить пресс-конференции, обсуждение проектов решений и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, организовывать выступления в средствах массовой информации для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам.
Статья 14. Порядок принятия решений
1. Решения Думы принимаются открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.
Решение о проведении тайного голосования принимается большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, поименного голосования - если за него проголосовало не менее 1/3 установленного числа депутатов.
2. Решения Думы по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Думы, в том числе принятие Устава, внесение изменений в него, а также утверждения Регламента Думы или изменений в него, назначения местного референдума, досрочного прекращения полномочий Мэра Великого Новгорода принимаются, если за них проголосовало не менее 2/3 установленного числа депутатов.
Дума вправе определить иные вопросы, принятие решений по которым требует квалифицированного большинства голосов.
Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий депутата Думы, обращения в Новгородскую областную Думу в порядке законодательной инициативы, назначения выборов в органы местного самоуправления принимаются большинством голосов установленного числа депутатов Думы.
Решения, по которым Уставом, настоящим Регламентом или Думой не установлен иной порядок принятия, принимаются большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, если иное не предусмотрено федеральными и областными законами.
3. Перед началом голосования председательствующий объявляет количество поступивших предложений, уточняет их формулировки. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него или воздерживается. Для подсчета голосов из числа депутатов могут быть выбраны 2 счетчика, которые фиксируют результаты голосования и представляют их председательствующему. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: принято решение или отклонено. Итоги голосования включаются в протокол заседания Думы и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
4. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из своего состава открытым голосованием счетную комиссию.
Каждому депутату для голосования выдается один бюллетень. В бюллетене указываются альтернативные варианты голосования - "за", "против" и "воздержался", за исключением вопросов голосования по кандидатурам Почетного гражданина Великого Новгорода, награждения почетным знаком "За заслуги перед Великим Новгородом". При голосовании по вопросу присвоения звания "Почетный гражданин Великого Новгорода", награждения почетным знаком "За заслуги перед Великим Новгородом" в бюллетень вносятся два варианта голосования - "за" и "воздержался".
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается присутствующими депутатами. Подсчет итогов голосования производится гласно в присутствии депутатов Думы. Бюллетени прилагаются к протоколу.
5. Решения Думы оформляются в течение семи рабочих дней (в случае принятия на заседании Думы двух и более решений объемом свыше 30 листов срок оформления может быть продлен), подписываются в течение двух дней Мэром Великого Новгорода и выпускаются датой подписания с указанием даты вступления в силу. О решениях Думы население Великого Новгорода информируется через газету "Новгород" и иные средства массовой информации.
6. Решения Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после их опубликования в газете "Новгород". В исключительных случаях официальное опубликование может быть заменено официальным обнародованием в средствах массовой информации.
7. Порядок проведения заседаний Думы или рассмотрения иных вопросов деятельности Думы, не предусмотренный настоящим Регламентом, принимается непосредственно на заседании Думы большинством голосов присутствующих депутатов, оформляется протокольно и вступает в силу со дня его принятия.
Статья 15. Слушания в Думе
1. Дума по вопросам своего ведения проводит слушания.
2. Информация о теме слушаний, времени и месте их проведения публикуется в печати не позднее чем за 5 дней до начала слушаний.
3. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется Думой.
4. Слушания проводятся Думой по инициативе совета Думы, комиссий Думы.
5. Вопрос о проведении слушаний вносится на заседание Думы, которая определяет дату и порядок их проведения.
6. Организация и проведение слушаний возлагается на соответствующую комиссию, а также на соответствующие подразделения аппарата Думы.
7. Финансирование слушаний, проведение которых требует дополнительных расходов, осуществляется на основании решения Думы.
8. Слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности. Дума по предложению комиссии, организующей слушания, может принять решение о проведении закрытых слушаний.
9. Слушания ведет Председатель Думы, заместитель Председателя Думы либо по их поручению председатель соответствующей комиссии.
10. Председательствующий на слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам Думы, приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
11. Проведение слушаний во время заседаний Думы не допускается.
12. Слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемых вопросов, их значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комиссии для доклада по обсуждаемому вопросу (продолжительность доклада - до 10 минут), после чего выступают участвующие в слушаниях депутаты и приглашенные лица. Приглашенные лица выступают на слушаниях с разрешения председательствующего.
13. После выступлений следуют вопросы депутатов и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
14. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход слушаний, прерывать их. Председательствующий на слушаниях может удалить нарушителей из зала заседаний.
15. Слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов Думы.
16. Слушания протоколируются, ведется полная звукозапись заседания. Протокол слушаний подписывается председательствующим на слушаниях.
17. Рекомендации слушаний могут публиковаться в средствах массовой информации.
Статья 16. Осуществление Думой контрольных функций
1. Дума осуществляет контроль за исполнением на территории Великого Новгорода принятых ею решений. Целью контроля является выявление степени эффективности реализации решений, причин, затрудняющих их исполнение, определение лиц (органов), препятствующих их исполнению, а также при необходимости обеспечение исполнения принятых решений в судебном порядке.
2. Для осуществления муниципального финансового контроля создается контрольно-счетное управление аппарата Думы, порядок формирования, компетенция, порядок деятельности и полномочия которого определяются положением, утверждаемым решением Думы.
3. Дума может возложить контроль за выполнением принятого ею решения на депутата или комиссию Думы.
Дума может на своем заседании заслушать ответственных за осуществление контроля за выполнением решения Думы должностных лиц, в компетенцию которых входит исполнение принятого Думой решения.
Дума вправе обратиться к Мэру Великого Новгорода с предложением о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Администрации Великого Новгорода, не обеспечивших исполнение решения Думы, и о принятии мер для устранения нарушения нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Дума вправе обратиться в судебные инстанции с заявлением о привлечении к административной ответственности лиц и организаций, не исполняющих решения Думы.
4. Дума, комиссии Думы или депутат вправе запросить у Администрации Великого Новгорода, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления информацию по вопросам местного значения, а вышеуказанные лица обязаны в двухнедельный срок представить указанную информацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 3 апреля 2008 г. N 18 "О внесении изменений в Регламент Думы Великого Новгорода"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 21 мая 2008 г. N 10