Указ Губернатора Новгородской области
от 7 октября 2008 г. N 218
"Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Новгородской области"
28 февраля 2014 г., 7 июня 2016 г.
Во исполнение настоящего Указа издано Постановление Администрации Новгородской области от 23 июня 2010 г. N 290
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Новгородской области (далее Положение).
2. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
С.Г. Митин |
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Новгородской области
(утв. Указом Губернатора Новгородской области
от 7 октября 2008 г. N 218)
28 февраля 2014 г., 7 июня 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет единый порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, основные мероприятия по гражданской обороне на территории Новгородской области.
Указом Губернатора Новгородской области от 28 февраля 2014 г. N 67 в пункт 1.2 настоящего Положения внесены изменения
1.2. Гражданская оборона в Новгородской области организуется и ведется на всей территории области в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительства Новгородской области, указами Губернатора Новгородской области и настоящим Положением.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 пункт 1.3 настоящего Положения изложен в новой редакции
1.3. Органы исполнительной власти области, органы местного само-управления области, организации области независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций области несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 в название раздела 2 настоящего Положения внесены изменения
2. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории области
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 в пункт 2.1 настоящего Положения внесены изменения
2.1. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории области основывается на заблаговременном, согласованном и взаимосвязанном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2.2. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется Правительство Новгородской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с разграничением полномочий по вопросам создания и содержания сил, средств, объектов гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории области.
2.3. Выполнение мероприятий гражданской обороны, относящихся к вопросам инженерно-технического развития объектов и (или) технических систем гражданской обороны, осуществляется в рамках реализации государственной программы Новгородской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Новгородской области на 2014 - 2017 годы".
2.4. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе Плана гражданской обороны и защиты населения области, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований области и планов гражданской обороны организаций области (далее Планы гражданской обороны).
2.5. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.6. Порядок разработки, согласования и утверждения Планов гражданской обороны определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2.7. Правительство Новгородской области устанавливает порядок сбора и обмена информацией в области гражданской обороны в целях обеспечения организованного и своевременного выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории области.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 в раздел 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Мероприятия по гражданской обороне
На территории области в соответствии с федеральным законодательством планируются и осуществляются следующие мероприятия:
3.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
нормативное правовое и методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения населения области в области гражданской обороны;
создание, оснащение, организация деятельности и всестороннего обеспечения функционирования учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований области и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.
3.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, совершенствование системы оповещения;
создание локальных систем оповещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению, и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия установленных категорий населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.5. По световой маскировке и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
3.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
3.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения;
организация оказания населению всех видов медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборные дома, палатки, землянки и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.
3.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению):
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории области независимо от их организационно-правовой формы, имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
3.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий, сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
3.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества оставшегося без присмотра.
3.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо- , энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств для организации коммунального снабжения населения.
3.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.
3.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти и организациях области комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций;
рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
создание и планирование применения группировки сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий.
4. Полномочия органов исполнительной власти области в области гражданской обороны на территории Новгородской области
Указом Губернатора Новгородской области от 28 февраля 2014 г. N 67 в пункт 4.1 настоящего Положения внесены изменения
4.1. Губернатор Новгородской области в пределах своей компетенции:
осуществляет руководство гражданской обороной на территории области;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти при решении задач и (или) выполнение мероприятий гражданской обороны на территории области;
утверждает (определяет) состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, и порядок их деятельности;
утверждает положения о структурных подразделениях по обеспечению деятельности Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области, за которыми закрепляются полномочия по решению задач и выполнению мероприятий гражданской обороны на территории области;
контролирует применение мер по обеспечению решения задач и выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области;
осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 в пункт 4.2 настоящего Положения внесены изменения
4.2. Органы исполнительной власти области в пределах установленных полномочий:
разрабатывают и принимают нормативные правовые акты в области организации и ведения гражданской обороны;
разрабатывают государственные программы Новгородской области в области гражданской обороны;
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют Планы гражданской обороны;
привлекают на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области;
утверждают перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
заключают с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в организации мероприятий по гражданской обороне на территории области;
осуществляют иные полномочия в области гражданской обороны, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Новгородской области.
5. Руководство и управление гражданской обороной на территории Новгородской области
Указом Губернатора Новгородской области от 28 февраля 2014 г. N 67 в пункт 5.1 настоящего Положения внесены изменения
5.1. Руководство гражданской обороной на территории Новгородской области осуществляет Губернатор Новгородской области.
5.2. Органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории области, является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области.
Указом Губернатора Новгородской области от 28 февраля 2014 г. N 67 в пункт 5.3 настоящего Положения внесены изменения
5.3. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими деятельность на территории области в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения области;
коллегиальными органами управления мероприятиями гражданской обороны на территории области;
структурными подразделениями по обеспечению деятельности Правительства Новгородской области и Губернатора Новгородской области в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения области;
организациями различных форм собственности в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения области.
6. Особенности правового регулирования в области организации и ведения гражданской обороны на территории Новгородской области
Органы исполнительной власти области в соответствии с полномочиями осуществляют правовое регулирование в области гражданской обороны по вопросам:
6.1. Организации проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, разработки и реализации Плана гражданской обороны.
6.2. Осуществления мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, в том числе:
определение организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
ведение реестра организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области;
организация создания и подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций на территории области;
осуществление контроля за созданием, подготовкой и оснащением нештатных аварийно-спасательных формирований на территории области.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 в пункт 6.3 настоящего Положения внесены изменения
6.3. Организации подготовки населения в области гражданской обороны.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 в пункт 6.4 настоящего Положения внесены изменения
6.4. Создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, в том числе:
определение состава технических средств управления, включаемых в систему управления гражданской обороны области, в том числе с учетом ее перспективного развития;
определение состава организационных и организационно-технических мер, определяющих непрерывность и устойчивость функционирования технических систем управления гражданской обороной области;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;
организация учета защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.
6.5. Планирования мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, в том числе:
создание и подготовка эвакуационных органов к решению задач по проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на территории области;
определение и подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации на территории загородной зоны области.
6.6. Планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, в том числе:
разработка и проведение мероприятий, направленных на содействие повышению устойчивости функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
создание страхового фонда документации.
6.7. Создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе:
определение номенклатуры и объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 раздел 6 настоящего Положения дополнен пунктом 6.8
6.8. Обеспечения своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Указом Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199 раздел 6 настоящего Положения дополнен пунктом 6.9
6.9. Определения перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
7. Заключительные положения
7.1. Неисполнение должностными лицами и населением области обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Новгородской области от 7 октября 2008 г. N 218 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Новгородской области"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Указа опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 15 октября 2008 г. N 62
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Новгородской области от 12 марта 2024 г. N 109
Изменения вступают в силу с 12 марта 2024 г.
Указ Губернатора Новгородской области от 10 июня 2022 г. N 318
Изменения вступают в силу с 10 июня 2022 г.
Указ Губернатора Новгородской области от 10 ноября 2021 г. N 572
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2021 г.
Указ Губернатора Новгородской области от 20 мая 2019 г. N 215
Изменения вступают в силу с 20 мая 2019 г.
Указ Губернатора Новгородской области от 7 июня 2016 г. N 199
Указ Губернатора Новгородской области от 28 февраля 2014 г. N 67