Решение Думы Великого Новгорода
от 11 ноября 2008 г. N 228
"Об утверждении Комплексной программы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде на 2009-2011 годы"
30 сентября 2010 г., 27 декабря 2011 г.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях преодоления тенденций распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи в Великом Новгороде, координации усилий всех заинтересованных организаций, направленных на профилактику злоупотребления психоактивными веществами и формирование здорового образа жизни у молодежи, Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде на 2009-2011 годы.
2. Поручить Администрации Великого Новгорода предусмотреть при формировании бюджета Великого Новгорода на 2009, 2010 и 2011 годы в его расходной части средства на реализацию указанной Программы.
3. Установить сроки предоставления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о ходе реализации указанной Программы до 1 марта года, следующего за отчетным.
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Ю.И. Бобрышев |
Комплексная программа
по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде на 2009-2011 годы
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 11 ноября 2008 г. N 228)
30 сентября 2010 г., 27 декабря 2011 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2011 г. N 1135 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде на 2009-2011 годы |
Зказчик Программы |
|
Администрация Великого Новгорода |
Основание для разработки Программы |
|
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" |
Разработчики Программы |
|
рабочая группа, утвержденная распоряжением Администрации Великого Новгорода от 22.05.2007 N 2380рз "Об утверждении состава рабочей группы" |
Исполнители Программы |
|
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода (ответственные исполнители): комитет культуры и молодежной политики (отдел по делам молодежи (далее - ОДМ); комитет по образованию; комитет по социальным вопросам; комитет потребительского рынка и услуг; управление по физической культуре и спорту (далее - УФК и С); отдел профилактической работы с несовершеннолетними; отдел - пресс-центр муниципальное бюджетное учреждение "Центр молодежных инициатив "САМ" (далее - МБУ "ЦМИ "САМ") муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 2" (далее - МАОУ "Гимназия N 2) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8" (далее - МАОУ "СОШ N 8") муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 14" (далее - МАОУ "СОШ N 14") муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библионика" (далее - МБУК "Библионика" муниципальное медицинское учреждение "Центральная городская клиническая больница" (далее - ММУ "ЦГКБ") государственное учреждение здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" (далее - НОНД "Катарсис") государственное учреждение здравоохранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер" (далее - Центр "Хелпер") государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее - ЦПМСС) государственное учреждение "Новгородский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток" (далее - центр "Подросток") государственное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСД); государственное учреждение социального обслуживания "Кризисный центр помощи женщинам" (далее - Кризисный центр) Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области (далее - Управление ФСКН РФ по области) управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Великий Новгород (далее - УМВД по городу) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Великого Новгорода (далее - КДН) муниципальное автономное учреждение "Диалог" (далее - МАУ "Диалог") муниципальное бюджетное учреждение "Центр внешкольной работы "Алые паруса" (далее - МБУ "Алые паруса") Новгородское отделение Всероссийского общества Красного Креста (далее - НОВО Красного Креста) новгородская областная общественная организация "Нет алкоголизму и наркомании" (далее - НООО "НАН") общественная организация "Центр развития программ здорового образа жизни" Новгородской области (далее - ОО "Центр развития программ ЗОЖ") новгородский благотворительный фонд "Будущее без наркотиков" (далее - НБФ "Будущее без наркотиков") негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Народный университет" Великого Новгорода (далее - НОУДОВ "Народный Университет") |
| ||
Цель Программы |
|
развитие многоуровневой системы профилактики наркомании среди населения (молодежи) с участием всех субъектов профилактики наркозависимости, работающих на территории Великого Новгорода |
Задачи Программы |
|
организация системного мониторинга употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) подростками и молодежью Великого Новгорода разработка и внедрение общих и специализированных форм и методов профилактической работы в области противодействия злоупотреблению ПАВ среди детей, подростков и молодежи с учетом возможностей государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций Великого Новгорода обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения повышение компетентности кадров, обеспечивающих профилактическую работу с подростками и молодежью Великого Новгорода организация эффективных мер раннего выявления потребителей ПАВ развитие системы социально-психологического сопровождения подростков и молодежи "групп риска" формирование у различных групп населения Великого Новгорода, в первую очередь подростков и молодежи, отрицательного отношения к потреблению ПАВ координация деятельности всех заинтересованных организаций по предотвращению злоупотребления всех видов ПАВ в молодежной среде и устойчивому формированию основ здорового образа жизни |
Срок реализации Програм-мы |
|
2009-2011 годы |
Механизм реализации Программы |
|
Общее руководство Программой возлагается на заместителя Главы Администрации Великого Новгорода, курирующего вопросы молодежной политики. Управление и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода
|
Источники финансирования Программы |
|
средства бюджета Великого Новгорода в объеме 913,85 тыс. рублей, а также привлеченные средства в объеме 835,0 тыс. рублей. Общая стоимость Программы - 1 748,85 тыс. рублей. Объем финансирования Программы корректируется после принятия решения Думы Великого Новгорода об утверждении бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
формирование профилактического пространства как системы, позволяющей выявлять и устранять причины и условия, ведущие к употреблению ПАВ подростками и молодежью |
Контроль за исполнением Программы |
|
информация о ходе реализации Программы предоставляется Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода до 1 марта года, следующего за отчетным |
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами
Проблема злоупотребления ПАВ, среди которых: алкоголь и его суррогаты, наркотические и токсические средства, табачные изделия, остро стоит в Великом Новгороде. Несмотря на усилия, прилагаемые для улучшения наркологической ситуации, число лиц, употребляющих наркотики и другие ПАВ, продолжает увеличиваться.
По данным НОНД "Катарсис", в конце 2007 года учтенные потребители ПАВ составили около 3,8 % населения Великого Новгорода. При этом показатели болезненности алкогольными психозами, наркоманиями, токсикоманиями среди населения Великого Новгорода превысили аналогичные среднеобластные 2007 года и среднереспубликанские 2006 года.
На 01.07.2008 количество учтенных больных наркоманией в Великом Новгороде составило 950 человек, токсикоманиями - 82 человека (из них 25 % - дети), алкоголизмом - 5730 человек (из них 4 - несовершеннолетние), алкогольными психозами - 304 человека. Имеет место проблема сочетанного употребления наркотиков и алкоголя.
При этом увеличение числа потребителей ПАВ происходит на фоне снижения численности населения Великого Новгорода, в том числе и детско-подросткового контингента.
Особую тревогу вызывает тенденция "омоложения" среди потребителей ПАВ. Средний возраст начала употребления ПАВ снизился до 13 лет, первые пробы пива - в 13,2, вина - в 13,5, алкогольных коктейлей - в 14,3, крепких спиртных напитков - 15,1, табака - 13 лет. Родители часто не дооценивают опасность первых проб и эпизодического употребления ПАВ детьми.
Данные социологического исследования, проведенного комитетами по охране здоровья населения, культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода совместно с Центром "Диалог" и НБФ "Будущее без наркотиков", показывают: 2 % школьников 9-10-х классов и 8 % учащихся учреждений среднего профессионального образования имеют опыт употребления наркотиков. Возраст начала первых проб наркотических средств колеблется от 14 до 17 лет. "Группа риска", в которую входят те, кому предлагали наркотики или лично знакомы с потребителями наркотиков и бывают в компаниях, где потребляют наркотические вещества, составляет 10-20 % среди школьников и 25-30 % среди учащихся. При этом в молодежной среде искажено истинное представление о так называемых "легких наркотиках", что приводит к формированию лояльного отношения к их потреблению.
Данные профилактических осмотров школьников подтверждают высокий уровень единичного употребления алкоголя, табака, наркотиков подростками и свидетельствуют о том, что к окончанию школы 70 % подростков знакомы с действием двух или более ПАВ. При этом доля мальчиков и девочек примерно одинакова.
Наиболее высокие показатели распространения наркологических расстройств отмечаются в самых трудоспособных возрастных группах. Практически все наркологические больные имеют выраженные соматические и неврологические осложнения, обусловленные токсическим действием ПАВ, приводящие к высокой инвалидизации и смертности. Среди группы потребителей наркотиков резко увеличивается риск заражения СПИДом, гепатитом и другими заболеваниями.
С 2005 года в Великом Новгороде наметился рост числа обращений за медицинской помощью в наркологическую службу. Реабилитация лиц, имеющих наркотическую зависимость, является процессом, требующим огромных усилий и материальных затрат при том, что их эффективность остается крайне низкой.
Незаконное потребление наркотиков оказывает влияние на формирование неблагоприятной криминогенной обстановки в Великом Новгороде. По данным Управления ФСКН РФ по области, около половины преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Новгородской области, совершается в Великом Новгороде. Отмечается ежегодный рост количества изъятых из незаконного оборота наркотиков, а также выявленных участников незаконного оборота наркотиков (в 2007 году 34 % составили лица от 18 до 24 лет).
Таким образом, специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций в распространении ПАВ среди подростков и молодежи Великого Новгорода:
рост объемов наркотических веществ на рынке;
значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
полинаркомания;
феминизация (увеличивается число девушек, употребляющих табак, алкоголь, наркотики);
недостаточный объем профилактических мер для разных целевых групп;
снижение возраста первых проб табака, алкоголя, наркотиков среди подростков;
высокий уровень распространения табакокурения, способствующий переходу к курению марихуаны и формированию толерантного отношения к потреблению наркотиков;
незащищенность подростков от влияния наркорынка - 90 % первых проб наркотиков происходят в возрасте от 14 до 17 лет;
отсутствие эффективной социально-психологической и реабилитационной помощи наркозависимым лицам.
Употреблению ПАВ подростками и молодежью способствуют различные факторы, имеющие отношение к разным сферам: педагогике, медицине, социологии. Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Масштабы и отрицательный вектор развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что проблема не может быть решена в рамках текущего финансирования.
С учетом изложенного, ощутимо воздействовать на складывающуюся в Великом Новгороде ситуацию с распространением болезней химической зависимости возможно лишь программно-целевым методом.
В результате реализованных ранее муниципальных программ по предупреждению распространения болезней химической зависимости среди молодежи Великого Новгорода заложены основы комплексной профилактики и межведомственного взаимодействия в решении проблем. Однако сложившаяся неблагоприятная ситуация требует дальнейшей координации усилий различных ведомств, направленных на принятие комплекса мер по первичной, вторичной и третичной профилактике, в целях предотвращения распространения наркозависимости среди молодежи и развития эффективной системы мер превентивного характера.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является совершенствование системы профилактики злоупотребления ПАВ на территории Великого Новгорода, способствующей снижению уровня вовлечения подростков и молодежи в среду потребителей ПАВ, а также сокращению уровня преступности и правонарушений, связанных с незаконным употреблением ПАВ.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
организация системного мониторинга употребления ПАВ подростками и молодежью;
разработка и внедрение общих и специализированных форм и методов профилактической работы в области противодействия злоупотреблению ПАВ среди детей, подростков и молодежи с учетом возможностей государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций Великого Новгорода;
обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения;
повышение компетентности кадров, обеспечивающих профилактическую работу с подростками и молодежью;
организация эффективных мер по раннему выявлению потребителей ПАВ;
развитие системы социально-психологического сопровождения подростков и молодежи "групп риска";
формирование у различных групп населения Великого Новгорода, в первую очередь подростков и молодежи, отрицательного отношения к потреблению ПАВ;
координация деятельности всех заинтересованных организаций по предотвращению злоупотребления всех видов ПАВ в молодежной среде и устойчивому формированию основ здорового образа жизни.
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации настоящей Программы и критерии их оценки приведены в нижеследующей таблице.
Ожидаемые результаты |
Критерии и индикаторы |
1. Развитие профилактического пространства как системы, в которой первичная профилактика злоупотребления ПАВ среди подрастающего поколения новгородцев и раннее выявление потребителей ПАВ признаны приоритетами при сохранении иных видов профилактики |
вовлечение части подросткового и молодежного контингента в здоровую среду, ведение ими здорового образа жизни, отказ от вредных привычек |
2. Формирование антинаркотического мировоззрения молодежи, уменьшение криминализации молодежной среды |
снижение спроса на ПАВ в подростковой и молодежной среде; снижение уровня подростковой преступности |
3. Создание условий для формирования профилактической социально-поддерживающей среды для подростков и молодежи |
пресечение экспериментирования с ПАВ подростками и молодежью; ограничение доступности для детей, подростков и молодежи ПАВ в общественных местах. Вовлечение широких слоев населения в формирование здоровой среды, активизация общественного контроля |
4. Снижение уровня вовлечения несовершеннолетних и молодежи Великого Новгорода в процессы злоупотребления ПАВ |
сокращение заболеваемости болезнями химической зависимости, снижение уровня медицинских и социальных последствий злоупотребления ПАВ |
5. Создание условий для интеграции усилий разных организаций, служб и ведомств в формировании превентивной социальной политики |
расширение эффективных форм межведомственного взаимодействия в вопросах организации профилактической работы |
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе.
Решением Думы Великого Новгорода от 30 сентября 2010 г. N 780 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Межведомственность Программы обеспечивают восемь структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, их подведомственные учреждения, организации государственного и негосударственного сектора, а также некоммерческие общественные организации.
Комплексность Программы обеспечивается составом программных мероприятий, сформированным по нескольким направлениям:
организационные мероприятия, направленные на совершенствование информационно-методического сопровождения, усиление кадрового потенциала в деятельности всех заинтересованных организаций по предотвращению злоупотребления всех видов ПАВ в молодежной среде и устойчивому формированию основ здорового образа жизни;
профилактические мероприятия, направленные на формирование основ здорового образа жизни и приобретение жизненных навыков;
раннее вмешательство в процесс приобщения к ПАВ;
использование ресурсов средств массовой информации и общественного давления для формирования активной позиции по вопросам здорового образа жизни;
оперативно-профилактические мероприятия, направленные на пресечение незаконного потребления ПАВ.
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Великого Новгорода, выделяемые в соответствующем финансовом году, и привлеченные добровольные пожертвования граждан и (или) организаций, иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предполагаемый объем финансирования Программы - 1 748,85 тыс. рублей. Финансирование за счет бюджета Великого Новгорода составляет 913,85 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 190,0 тыс. рублей;
2010 год - 240,0 тыс. рублей;
2011 год - 483,85 тыс. рублей.
Предполагаемый объем финансирования Программы за счет привлеченных средств составляет 835,0 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 305,0 тыс. рублей;
2010 год - 275,0 тыс. рублей;
2011 год - 255,0 тыс. рублей.
5. Последствия реализации Программы
Распространение потребления ПАВ среди населения Великого Новгорода наносит значительный социально-энокомический ущерб, который можно условно разделить на: потери системы образования, медицинский, социальный, экономический, политический ущерб.
Результаты реализации настоящей Программы отражаются в следующих сферах:
1) сфера образования:
укрепление внутришкольной дисциплины;
повышение успеваемости учащихся и студентов;
формирование духовных ценностей у подрастающего поколения;
2) социальная сфера:
улучшение демографических показателей;
декриминализация общества;
воспитание социальной ответственности горожан за сохранение своего здоровья;
3) медицинская сфера:
сокращение соматических расстройств, травм, связанных с употреблением ПАВ;
снижение последствий употребления ПАВ: рост заболеваемости гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией, заболеваниями, передающимися половым путем;
снижение общей заболеваемости;
4) экономическая сфера:
сокращение затрат на лечение, содержание в стационарах и оплату временной нетрудоспособности граждан по множеству соматических заболеваний и травм, связанных с потреблением ПАВ;
уменьшение степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь Великого Новгорода;
5) политическая сфера:
принятие органами местного самоуправления Великого Новгорода решений, способствующих искоренению злоупотребления ПАВ как социально неприемлемого явления в обществе.
6. Механизм реализации Программы
Общее руководство Программой возлагается на заместителя Главы Администрации Великого Новгорода, курирующего вопросы охраны здоровья населения.
Управление и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет комитет по охране здоровья населения Администрации Великого Новгорода.
Коллегиальность и открытость управления Программой обеспечивается городским межведомственным координационным Советом по противодействию распространению химической зависимости и профилактике СПИДа в молодежной среде и рабочей группой при указанном Совете, на заседаниях которых рассматриваются промежуточные итоги реализации Программы и вносятся корректировки объемов финансирования.
Руководители структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, участвующих в Программе, несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, обеспечивают эффективное целевое использование средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий.
Итоги реализации Программы оцениваются по отношению к 2008 году по соответствующим показателям, отражающим распространение ПАВ среди подростков и молодежи Великого Новгорода.
7. Оценка эффективности Программы
Индикаторы эффективности реализации Программы:
1) позитивная динамика количества детей и молодежи, ведущих здоровый образ жизни, отказавшихся от вредных привычек. Показателями являются:
охват целевыми программными мероприятиями не менее 60 % обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях;
увеличение количества детей и подростков, прошедших обучение по программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков;
вовлечение не менее 60 % родительской аудитории в профилактические мероприятия;
увеличение количества родителей, прошедших обучение по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании среди детей, подростков и молодежи;
повышение компетентности кадров, занимающихся организацией профилактической деятельности среди детей, подростков, молодежи;
снижение употребления подростками и молодежью ПАВ;
повышение активности муниципальных образовательных учреждений в организации профилактической деятельности;
снижение количества совершенных несовершеннолетними правонарушений и преступлений, связанных с незаконным потреблением и распространением ПАВ;
2) позитивная динамика раннего выявления потребителей ПАВ. Показателями являются:
охват профилактическими осмотрами не менее 95 % учащихся, подлежащих осмотру;
рост количества подростков и молодежи, выявленных на ранней стадии потребления ПАВ;
наличие схемы индивидуального маршрута для каждого несовершеннолетнего, злоупотребляющего ПАВ;
3) эффективность межведомственного взаимодействия. Показателями являются:
привлечение к организации мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ партнеров из числа муниципальных и государственных учреждений, общественных организаций, представителей органов законодательной власти и бизнеса;
организационное обеспечение программных мероприятий;
степень информированности субъектов о результативности профилактической деятельности.
Программа имеет ярко выраженный социальный характер. Ее реализация способствует дальнейшему совершенствованию правового, ресурсного, организационного, кадрового и методического обеспечения работы по профилактике всех форм злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи Великого Новгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 11 ноября 2008 г. N 228 "Об утверждении Комплексной программы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде на 2009-2011 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 19 ноября 2008 г. N 28
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2011 г. N 1135
Решение Думы Великого Новгорода от 30 сентября 2010 г. N 780