Постановление Администрации Новгородской области
от 28 февраля 2011 г. N 66
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы
"Семья и дети" на 2011-2013 годы"
28 сентября, 20 октября, 21 ноября, 27 декабря 2011 г., 30 марта, 1 июня, 11 сентября, 30 октября 2012 г., 19 марта, 18 декабря 2013 г.
В целях создания благоприятных условий для жизнеобеспечения семей с детьми на территории области Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Семья и дети" на 2011-2013 годы.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 30.09.2010 N 449 "О долгосрочной областной целевой программе "Семья и дети" на 2011-2015 годы".
3. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Главы администрации области |
В.В. Минина |
Долгосрочная областная целевая программа
"Семья и дети" на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 28 февраля 2011 г. N 66)
28 сентября, 20 октября, 21 ноября, 27 декабря 2011 г., 30 марта, 1 июня, 11 сентября, 30 октября 2012 г., 19 марта, 18 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Новгородской области от 18 декабря 2013 г. N 463 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа "Семья и дети" на 2011-2013 годы (далее Программа). |
||||||
Правовая |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". |
||||||
Заказчик Программы: |
Администрация области. |
||||||
Разработчики Программы: |
комитет социальной защиты населения Новгородской области (далее комитет). |
||||||
Исполнители Программы: |
комитет (до 01 мая 2013 года); департамент социальной защиты населения Новгородской области (далее департамент); комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области (до 01 мая 2013 года); департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области; комитет культуры Новгородской области (до 01 мая 2013 года); департамент культуры и туризма Новгородской области; комитет по охране здоровья населения области (до 01 мая 2013 года); департамент здравоохранения Новгородской области; государственное областное казенное учреждение "Центр жилищных субсидий и социальных выплат" (по согласованию); областное автономное учреждение "Новгородский методический центр развития социального обслуживания и предоставления социальных выплат" (далее ОАУ "Методический центр") (по согласованию); государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей (по согласованию); государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее государственное образовательное учреждение) (по согласованию); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее УМВД по области) (по согласованию); Новгородская областная общественная организация "Колокол" (далее НООО "Колокол") (по согласованию); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее НовГУ) (по согласованию); Новгородское областное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" (далее НООООО "Российский Красный Крест") (до 09 октября 2012 года) (по согласованию); Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" (далее НРОООО "Российский Красный Крест") (по согласованию). |
||||||
Обоснование Программы: |
программно-целевой подход к решению конкретных проблем улучшения положения семей с детьми позволит обеспечить более эффективное межведомственное взаимодействие, целевую направленность выделяемых средств, привлечение дополнительных внебюджетных средств. В Новгородской области доля семей с несовершеннолетними детьми, имеющих среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, уменьшается, но составляет основную группу среди нуждающихся: каждая пятая новгородская семья с детьми имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Деятельность по созданию в области благоприятных условий для жизнеобеспечения семей с детьми, улучшения положения детей строится на основе межведомственного подхода с привлечением некоммерческих организаций и направлена на формирование эффективной системы социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Несмотря на предпринимаемые меры, недостаточными темпами снижается число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, остается высоким число семей, находящихся в социально опасном положении, не уменьшается число выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. К числу нерешенных проблем семей, имеющих детей, относится недостаточное осознание в обществе значимости семьи, семейных ценностей и традиций. В области создана инфраструктура социальных и образовательных учреждений, оказывающих помощь семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Успешно применяются инновационные технологии профилактики социального сиротства, безнадзорности детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: "Сеть социальных контактов", "Командная работа с семьей", "Восстановительные технологии", "Межведомственный семинар" и другие. Особое внимание уделяется семьям и детям, находящимся в социально опасном положении. Решены организационные вопросы, связанные с формированием единого банка данных семей, находящихся в социально опасном положении. В результате проведения целенаправленной работы всех субъектов профилактики число таких семей за последние годы уменьшилось в 2,4 раза. Удельный вес безнадзорных детей в области составляет 1 % общей численности детского населения. Реализуется принцип приоритетности семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья). Ежегодно на воспитание в семью передается более 70 % детей данной категории из числа выявленных за год. Передача воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот в семьи позволила значительно сократить сеть данных учреждений. Современная ситуация требует повышения эффективности системы поддержки семей с несовершеннолетними детьми, ориентированной на раннюю профилактику семейного неблагополучия и помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: предупреждение отказов родителей от ребенка; более широкое применение практики ограничения родителей в родительских правах; реабилитация семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей; своевременная поддержка родителей, прежде всего, женщин, имеющих детей дошкольного возраста, что особенно актуально в условиях экономического кризиса; разработка и внедрение современных эффективных методик, направленных на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, подготовка специалистов по работе с несовершеннолетними и их семьями. |
||||||
Цели Программы: |
создание условий для системных изменений в Новгородской области в организации работы по: профилактике социального сиротства детей, в том числе по сокращению числа случаев лишения родительских прав, реабилитации семей группы социального риска, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов; развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. |
||||||
Задачи Программы: |
повышение эффективности государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление института семьи; совершенствование системы раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия; повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности детей, общественных организаций, реализующих социальные проекты, направленные на социальную поддержку семей с детьми, и обеспечение их координации и взаимодействия; формирование действенной системы комплексного решения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной поддержки замещающих семей; внедрение инновационных технологий работы с семьей и детьми, в том числе с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми-инвалидами; совершенствование подготовки специалистов, работающих с семьей и детьми, повышение их компетентности. |
||||||
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе). |
||||||
Сроки |
2011-2013 годы. |
||||||
Объемы и |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
Областной бюджет |
142587,0 |
47499,0 |
47499,0 |
47589,0 |
|||
Внебюджетные источники |
9340,0 |
9340,0 |
- |
- |
|||
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее Фонд) |
21026,34 |
11883,64 |
4829,6 |
4313,1 |
|||
Итого |
172953,34 |
68722,64 |
52328,6 |
51902,1 |
|||
Ожидаемые конечные |
в результате реализации Программы предполагается создание условий для системных изменений в Новгородской области в организации работы по: профилактике социального сиротства детей, в том числе по сокращению числа случаев лишения родительских прав, реабилитации семей группы социального риска, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов; развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов; внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Реализация мероприятий Программы позволит добиться улучшения следующих показателей: уменьшение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 17 лет с 4,8 % в 2010 году до 4,0 % в 2013 году; увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 86,5 % в 2010 году до 88,0 % в 2013 году; уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, с 448 человек в 2010 году до 430 человек в 2013 году; уменьшение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей с 0,8 % в 2010 году до 0,6 % в 2013 году; увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, с 578 человек в 2010 году до 620 человек в 2013 году; уменьшение удельного веса безнадзорных детей с 1,0 % в 2010 году до 0,89 % в 2013 году; сокращение численности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет устройства в замещающие семьи; увеличение удельного веса семей, получивших социальные услуги в органах и учреждениях социального обслуживания, в общей численности семей с детьми с 20,0 % в 2010 году до 25,0 % в 2013 году; увеличение удельного веса детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и подлежащих оздоровлению, с 75,0 % в 2010 году до 80,0 % в 2013 году; увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, с 37,0 % в 2010 году до 39,5 % в 2013 году; создание новых социальных служб; реорганизация 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей; увеличение числа специалистов, работающих с семьями и несовершеннолетними, прошедших обучение в течение года, в общей численности специалистов с 13,0 % в 2010 году до 25,0 % в 2013 году. |
||||||
Система |
исполнители Программы представляют информацию о ходе ее реализации в департамент: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно с приложением пояснительной записки и информации об объемах фактического и планового финансирования Программы с начала ее реализации. Департамент обобщает отчеты исполнителей Программы и представляет отчет о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением Правительство Новгородской области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно с приложением пояснительной записки и информации об объемах фактического и планового финансирования Программы с начала ее реализации. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Создание в области благоприятных условий для жизнеобеспечения семей с детьми и улучшения положения детей, прежде всего находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации области.
Для этого сформирована нормативная правовая база, направленная на социальную поддержку семей и детей, создана и развивается сеть учреждений социальной защиты.
Программно-целевой подход дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению качества жизни семей с детьми, что должно привести к улучшению демографической ситуации, повышению социальной значимости семьи как основного общественного института, сохранению и поддержанию благоприятных условий жизнедеятельности семей, имеющих несовершеннолетних детей, повышению кадрового потенциала и профессиональной компетенции служб поддержки семей и детей.
Демографическая ситуация в Новгородской области характеризуется уменьшением общей численности населения, в том числе детей в возрасте до 17 лет.
Таблица 1. Население области, дети в возрасте до 17 лет
Наименование |
Значение показателя по годам: |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
Население области (тыс.чел.) |
657,6 |
652,5 |
646,0 |
Дети в возрасте до 17 лет включительно (тыс.чел.) |
116,0 |
113,0 |
110,0 |
На территории Новгородской области проживает около 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таблица 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Наименование |
Значение показателя по годам: |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (чел.) |
5075 |
5106 |
4698 |
В области реализуется принцип приоритетности семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья).
4065 детей или 86,5 % общего числа детей-сирот проживают в семьях граждан. 2662 ребенка или 56,6 % воспитываются в семьях граждан, которые не являются им родственниками.
Преимущественной формой семейного устройства в области является приемная семья. В 902 приемных семьях воспитывается 1331 ребенок.
Таблица 3. Дети-сироты, воспитывающиеся в приемных семьях
Наименование |
Значение показателя по годам: |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Приемные семьи (ед.) |
642 |
827 |
902 |
Дети-сироты, воспитывающиеся в приемных семьях (чел.) |
956 |
1216 |
1331 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 76,14 %.
Организация работы по передаче воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот на воспитание в семьи позволила значительно сократить сеть данных учреждений. За последние 5 лет в области ликвидированы 15 учреждений для детей-сирот.
Таблица 4. Дети-сироты, воспитывающиеся в государственных
образовательных учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Наименование |
Значение показателя по годам: |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Дети-сироты, воспитывающиеся в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (чел.) |
895 |
763 |
669 |
580 |
С целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения замещающих семей и профилактики возвратов детей в стационарные учреждения социальной защиты населения, образования и здравоохранения в структуре государственных образовательных учреждений, в 20 центрах психолого-медико-социального сопровождения созданы службы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.
В области создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, удовлетворяющая потребности в оказании экстренной помощи безнадзорным детям, проведении реабилитационной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.
В систему учреждений социального обслуживания семьи и детей входят 18 социальных приютов для детей, 14 центров социальной помощи семье и детям, кризисный центр помощи женщинам, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальная гостиница, отделение социальной помощи семье и детям при центре социального обслуживания населения.
Различного вида услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей ежегодно получают свыше 15,0 тыс.семей с детьми, реабилитацию в социальных приютах проходят более 1,5 тыс.воспитанников.
Успешно применяются инновационные технологии профилактики социального сиротства, безнадзорности детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: "Сеть социальных контактов", "Командная работа с семьей", "Восстановительные технологии", "Межведомственный семинар" и другие.
Особое внимание уделяется семьям и детям, находящимся в социально опасном положении. Решены организационные вопросы, связанные с формированием единого банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
Таблица 5. Семьи, находящиеся в социально опасном положении
Наименование |
Значение показателя по годам: |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Семьи, находящиеся в социально опасном положении (ед.) |
1136 |
693 |
520 |
472 |
Дети, воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении (чел.) |
2004 |
1247 |
954 |
833 |
В результате проведения целенаправленной работы всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних число таких семей за последние годы уменьшилось в 2,4 раза. Удельный вес безнадзорных детей в области составляет 1 % общей численности детского населения.
Создание благоприятных условий и равных возможностей для детей-инвалидов - одна из социально значимых проблем, требующих решения. В Новгородской области проживает 2312 детей-инвалидов или 2 % численности детского населения.
Таблица 6. Дети-инвалиды, проживающие в Новгородской области
Наименование |
Значение показателя по годам: |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
Дети-инвалиды (чел.) |
2454 |
2327 |
2312 |
В области целенаправленно решается задача обеспечения детям-инвалидам конституционного права на образование. В создании специальных условий для обучения и воспитания нуждаются 35 % детей-инвалидов. Для них работают 63 дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида, во всех муниципальных районах открыты специальные (коррекционные) классы, работают 9 специальных (коррекционных) школ.
Психолого-педагогическую поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на территории области осуществляют 20 государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В их составе работают 14 психолого-медико-педагогических комиссий.
Организовано индивидуальное обучение и воспитание на дому для 317 детей, адаптивное обучение для 100 % детей-инвалидов, имеющих сложную структуру дефекта, подлежащих обучению.
В 14 из 20 учреждений начального и среднего профессионального образования организовано обучение детей-инвалидов. Ежегодно проводится областной конкурс профессионального мастерства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В системе социальной защиты населения функционируют государственные учреждения социального обслуживания: 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Виктория" и "Юрьево", 5 отделений для детей с ограниченными возможностями в центрах социальной помощи семье и детям, "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского".
Проводимая этими учреждениями реабилитационная работа с детьми-инвалидами и их семьями существенно повышает возможность социализации этих детей в обществе. Для повышения эффективности этой работы необходимо усилить взаимодействие органов и учреждений, родителей, представителей общественных организаций по созданию комплексной системы реабилитации детей-инвалидов, направленной на обеспечение их независимой жизнедеятельности.
Улучшение социально-экономического положения семей с детьми, усиление адресности социальной поддержки, развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов привели к сокращению числа семей, находящихся в социально опасном положении, уменьшению количества детей, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росту количества приемных семей.
Несмотря на наметившиеся в области положительные тенденции в социально-экономическом положении семей и детей, количество социально незащищенных семей и детей продолжает оставаться высоким. Каждая пятая семья и каждый четвертый ребенок, проживающие на территории области, нуждаются в государственной поддержке.
К числу нерешенных проблем семей, имеющих детей, относится недостаточное осознание в обществе значимости семьи, семейных ценностей и традиций. Негативно влияет на социальную ситуацию рост числа разводов при стабильных показателях количества зарегистрированных браков.
Таблица 7. Зарегистрированные браки и разводы на территории
Новгородской области
Наименование |
Значение показателя по годам: |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Зарегистрированные браки (ед.) |
5278 |
5750 |
5563 |
5603 |
Зарегистрированные разводы (ед.) |
2969 |
3179 |
3226 |
3429 |
Мониторинг категорий семей, имеющих детей, свидетельствует о высоком проценте новорожденных, появившихся в неполных семьях, у несовершеннолетних родителей, что изначально создает высокий риск социального сиротства.
Таблица 8. Количество детей, родившихся в Новгородской области
Наименование |
Значение показателя по годам: |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Всего детей (чел.) |
6469 |
7009 |
6893 |
7178 |
Дети, родившиеся у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке (чел.) |
2026 |
2201 |
2059 |
2076 |
Дети, родившиеся у матерей в возрасте до 18 лет (чел.) |
169 |
165 |
146 |
135 |
Дети, родившиеся у матерей в возрасте |
237 |
228 |
199 |
179 |
Дети, родившиеся у матерей в возрасте до 18 лет, не состоящих в зарегистрированном браке (чел.) |
100 |
110 |
105 |
91 |
Дети, родившиеся у матерей в возрасте |
111 |
100 |
95 |
89 |
Системное решение проблем детской безнадзорности, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрение инновационных технологий профилактической работы с семьей и детьми на ранних стадиях семейного неблагополучия возможны при эффективном межведомственном взаимодействии государственных и общественных структур на основе программно-целевого подхода.
Современная ситуация требует повышения эффективности системы поддержки семей с несовершеннолетними детьми, ориентированной на раннюю профилактику семейного неблагополучия и помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
предупреждение отказов родителей от ребенка;
более широкое применение практики ограничения родителей в родительских правах;
реабилитация семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей;
своевременная поддержка родителей, прежде всего, женщин, имеющих детей дошкольного возраста, что особенно актуально в условиях экономического кризиса;
разработка и внедрение современных эффективных методик, направленных на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия;
повышение компетентности специалистов по работе с несовершеннолетними и их семьями.
Постановлением Правительства Новгородской области от 18 декабря 2013 г. N 463 в раздел 2 описания настоящей Программы внесены изменения
2. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, Фонда, других внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.
Объем затрат на реализацию Программы:
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Областной бюджет |
142587,0 |
47499,0 |
47499,0 |
47589,0 |
Внебюджетные источники |
9340,0 |
9340,0 |
- |
- |
Средства Фонда |
21026,34 |
11883,64 |
4829,6 |
4313,1 |
Итого |
172953,34 |
68722,64 |
52328,6 |
51902,1 |
Для реализации Программы в области сформирована система профилактики безнадзорности несовершеннолетних, разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по профилактике социального сиротства.
Грантополучателем является НРОООО "Российский Красный Крест", которое на протяжении ряда лет активно сотрудничает с департаментом. НООООО "Российский Красный Крест" являлось исполнителем областной целевой программы "Дети Новгородчины" на 2007 - 2010 годы, одним из организаторов областных мероприятий, семинаров, акций, направленных на социальную поддержку семей, укрепление авторитета семьи.
В области создана инфраструктура учреждений, оказывающих помощь семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. В их числе 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 14 центров социальной помощи семье и детям, 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 20 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 6 детских домов, кризисный центр помощи женщинам, социальная гостиница.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем, больше всего отражающихся на жизнедеятельности семей, что может привести к росту социального сиротства и числа безнадзорных детей, увеличению числа правонарушений среди несовершеннолетних, ухудшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Преодоление рисков возможно путем учета в ходе реализации Программы результатов мониторинга положения семей с детьми, проживающих в области, своевременного реагирования и корректировки мероприятий Программы.
Сокращение финансирования Программы может не позволить провести мероприятия во всех муниципальных районах области, сократить число внедряемых инновационных технологий. В этом случае для проведения системных изменений в области ранней профилактики семейного неблагополучия будут более широко использованы внебюджетные средства и финансовые ресурсы государственных учреждений социального обслуживания населения и общеобразовательных учреждений.
Основными исполнителями Программы являются органы и учреждения социальной защиты населения и образования. Реорганизация отдельных государственных учреждений не повлияет на реализацию Программы. В области создана разветвленная сеть учреждений социальной защиты, имеются подготовленные кадры. Реализации Программы будет также способствовать и созданное в октябре 2010 года областное государственное учреждение "Новгородский методический центр развития социального обслуживания населения и предоставления социальных выплат". Организация взаимодействия органов исполнительной власти и государственных учреждений будет также направлена на преодоление рисков.
Мероприятия Программы реалистичны и востребованы и будут осуществляться после завершения финансовой поддержки Фонда.
Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, производственно-эксплуатационные нужды для реализации мероприятий Программы не потребуются.
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать созданию условий для системных изменений в Новгородской области в организации работы по:
профилактике социального сиротства детей, в том числе сокращению числа случаев лишения родительских прав, реабилитации семей группы социального риска, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов;
развитию семейных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов;
внедрению инновационных социальных технологий, направленных на организацию работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Реализация Программы реально улучшит положение семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке, даст возможность последовательно осуществить меры по укреплению материального благосостояния семей с детьми, повышению воспитательного потенциала семьи.
Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
2009 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Удельный вес детей-сирот и детей, |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,0 |
2. |
Удельный вес детей-сирот и детей, |
86,5 |
87,0 |
87,5 |
88,0 |
3. |
Численность детей, родители которых |
448 |
440 |
435 |
430 |
4. |
Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся |
0,8 |
0,75 |
0,7 |
0,6 |
5. |
Численность детей-сирот и детей, |
578 |
600 |
610 |
620 |
6. |
Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей в общей численности детского населения (%) |
1,0 |
0,95 |
0,9 |
0,89 |
7. |
Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в органах и учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общей численности семей с детьми (%) |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
25,0 |
8. |
Удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных разными формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (%) |
75,0 |
76,0 |
77,0 |
80,0 |
9. |
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общей численности семей с детьми-инвалидами (%) |
37,0 |
38,0 |
38,5 |
39,5 |
10. |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общей численности детей-инвалидов (%) |
45,0 |
46,0 |
47,0 |
47,5 |
11. |
Удельный вес специалистов, работающих с семьями и несовершеннолетними, прошедших обучение в течение года, |
13,0 |
15,0 |
20,0 |
25,0 |
Постановлением Правительства Новгородской области от 18 декабря 2013 г. N 463 в раздел 4 описания настоящей Программы внесены изменения
4. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Новгородской области, организующий взаимодействие органов исполнительной власти области, организаций по вопросам социальной защиты населения.
Грантополучателем является НРОООО "Российский Красный Крест".
Координацию выполнения мероприятий Программы и непосредственный контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент.
Мониторинг Программы осуществляет комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Постановлением Правительства Новгородской области от 18 декабря 2013 г. N 463 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной
целевой программе "Семья
и дети" на 2011-2013 годы
Мероприятия Программы
28 сентября, 20 октября, 21 ноября, 27 декабря 2011 г., 30 марта, 1 июня, 11 сентября, 30 октября 2012 г., 19 марта, 18 декабря 2013 г.
N |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок реализации |
Источник |
Объем финансирования |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||
1. |
Повышение эффективности государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, |
|||||||||||||
1.1. |
Организация и проведение награждения почетным Дипломом Новгородской |
департамент |
ежегодно |
областной |
140,0 |
140,0 |
140,0 |
|||||||
1.2. |
Проведение областного праздника, |
-//- |
-//- |
-//- |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
|||||||
1.3. |
Оказание помощи малоимущим семьям с детьми в связи с Международным днем семьи в соответствии с порядком, утверждаемым правовым актом |
департамент государственное областное казенное учреждение "Центр жилищных субсидий и социальных выплат" |
ежегодно |
областной бюджет |
350,0 |
260,0 |
350,0 |
|||||||
1.4. |
Оказание помощи малоимущим семьям с детьми в подготовке детей к учебному году (частичное возмещение затрат на школьную одежду, обувь, учебные принадлежности) в соответствии с порядком, утверждаемым правовым актом |
департамент государственное областное казенное учреждение "Центр жилищных субсидий и социальных выплат" |
ежегодно |
областной бюджет |
456,0 |
456,0 |
456,0 |
|||||||
1.5. |
Проведение областной акции, посвященной Международному дню защиты детей |
департамент |
ежегодно |
областной |
26,0 |
26,0 |
26,0 |
|||||||
НРОООО "Российский Красный Крест |
внебюджетные средства |
125,0 |
- |
- |
||||||||||
1.6. |
Приобретение новогодних подарков для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
департамент |
2011 год |
областной |
2200,0 |
- |
- |
|||||||
НРОООО "Российский Красный Крест |
-//- |
внебюджетные средства |
150,0 |
- |
- |
|||||||||
1.7. |
Оказание помощи малоимущим семьям с детьми в связи с Днем |
департамент государственное областное казенное учреждение "Центр жилищных |
ежегодно |
областной |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|||||||
1.8. |
Организация бесплатного питания детей, находящихся в трудной жизненной |
НООООО |
2011 год |
внебюджетные средства |
7740,0 |
- |
- |
|||||||
1.9. |
Организация бесплатного посещения концертов, спектаклей, кинофильмов, выставок детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации |
комитет культуры Новгородской области |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
НООООО |
внебюджетные средства |
20,0 |
- |
- |
||||||||||
1.10. |
Приобщение детей к традиционной культуре с целью освоения духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях |
департамент культуры и туризма Новгородской области |
-//- |
- |
- |
- |
- |
|||||||
1.11. |
Проведение Губернаторской елки |
департамент |
еже-годно |
областной бюджет |
216,0 |
245,0 |
290,0 |
|||||||
департамент культуры и туризма Новгородской области |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
1.12. |
Организация психолого-педагогической и социально-консультативной помощи семьям с детьми-инвалидами в учреждениях образования и социальной защиты населения |
департамент образования, науки и молодежной департамент |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
1.13. |
Освещение наиболее значимых событий, проходящих на территории области, |
-//- |
-//- |
- |
- |
- |
- |
|||||||
1.14. |
Организация оздоровления детей в санаторно-курортных учреждениях |
департамент здравоохранения Новгородской области |
2011 - 2013 годы |
областной бюджет |
35000,0 |
35000,0 |
20541,0 |
|||||||
1.15. |
Организация оздоровительного отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
комитет |
2011 год |
областной бюджет |
7349,0 |
- |
- |
|||||||
комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области |
-//- |
-//- |
1092,0 |
- |
- |
|||||||||
НООООО "Российский Красный Крест" |
-//- |
внебюджетные средства |
1260,0 |
- |
- |
|||||||||
1.16. |
Проведение профилактической работы среди несовершеннолетних, направленной на пропаганду безопасности дорожного движения и снижение детского травматизма |
УМВД по области |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
1.17. |
Организация на базе государственного учреждения социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Юрьево" отделения "Мать и дитя" на 10 стационарных мест |
департамент |
-//- |
- |
- |
- |
- |
|||||||
1.18. |
Информация об изменениях:См. текст строки 1.18 |
|||||||||||||
1.19. |
Предоставление субсидий автономным учреждениям социального обслуживания на приобретение новогодних подарков для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
департамент |
2012-2013 |
областной |
- |
2200,0 |
2200,0 |
|||||||
1.20. |
Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям на организацию оздоровительного отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
департамент |
2012-2013 |
областной |
- |
7349,0 |
7349,0 |
|||||||
департамент |
-//- |
-//- |
- |
1092,0 |
1092,0 |
|||||||||
1.21. |
Организация оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в санаторно-курортных учреждениях |
департамент здравоохранения Новгородской области |
2013 год |
областной бюджет |
- |
- |
14459,0 |
|||||||
2. |
Создание системы раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия |
|||||||||||||
2.1. |
Внедрение на базе центров социальной помощи семье и детям (Маловишерский, Парфинский, Холмский, Хвойнинский, Боровичский, Старорусский, Валдайский, Демянский районы, Великий Новгород) технологии "Мамина радость", направленной на работу с беременными женщинами, формирование психологической готовности к рождению ребенка и психологическое консультирование родителей, намеревающихся отказаться от своего ребенка |
департамент департамент здравоохранения Новгородской области государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
973,2 |
818,0 |
743,0 |
|||||||
2.2. |
Совершенствование деятельности по оказанию помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
департамент департамент здравоохранения Новгородской области государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
2.3. |
Организация службы "Скорая семейная помощь" на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей (Великий Новгород, Валдайский, Боровичский, Любытинский, Маловишерский, Старорусский, Окуловский, Парфинский, Чудовский, Демянский районы) и на базе двух государственных образовательных учреждений (Боровичский и Старорусский районы) |
департамент департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей государственные образовательные учреждения НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
4080,0 |
1200,0 |
2400,0 |
|||||||
2.4. |
Создание на базе центров социальной помощи семье и детям (Валдай-ский, Демянский, Хвойнинский, Чудовский, Холмский, Мошенской, Парфинский, Боровичский районы, Великий Новгород) службы "Мой малыш", направленной на поддержку матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет |
департамент государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
778,2 |
538,2 |
538,2 |
|||||||
2.5. |
Внедрение технологии "Между нами..." на базе центров социальной помощи семье и детям (Великий Новгород, Чудовский, Солецкий, Парфинский, Валдайский, Хвойнинский районы) |
комитет государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НООООО "Российский Красный Крест" |
2011, 2012 годы |
средства Фонда |
242,16 |
- |
- |
|||||||
3. |
Повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности детей, |
|||||||||||||
3.1. |
Проведение мониторинга жизнедеятельности семей с детьми в Новгородской области в целях упорядочения системы диагностических средств, методов и |
департамент ОАУ "Методический центр" |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
3.2. |
Информация об изменениях:См. текст строки 3.2 |
|||||||||||||
3.3. |
Создание на базе государственного учреждения социального обслуживания "Кризисный центр помощи женщинам" службы поддержки несовершеннолетних матерей |
департамент государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
565,4 |
50,0 |
50,0 |
|||||||
3.4. |
Развитие на базе государственного учреждения социального обслуживания "Новгородский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток" службы "Социальное бюро" по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и школ-интернатов |
департамент государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
139,5 |
- |
- |
|||||||
3.5. |
Организация на базе центров социальной помощи семье и детям (Великий Новгород, Валдайский, Боровичский, Окуловский, Чудовский, Парфинский районы) службы "Няня на час" |
департамент государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
425,0 |
197,0 |
149,9 |
|||||||
3.6. |
Проведение в общеобразовательных учреждениях области родительских собраний по вопросам профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних |
департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
3.7. |
Проведение занятий в общеобразовательных учреждениях области для несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения |
департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области |
2012-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
3.8. |
Организация работы телефонов доверия в учреждениях социального обслуживания семьи и детей области |
департамент |
-//- |
- |
- |
- |
- |
|||||||
3.9. |
Оказание психологической поддержки несовершеннолетним, совершившим попытку суицида, и их семьям |
департамент, государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей области |
-//- |
- |
- |
- |
-
|
|||||||
4. |
Формирование системы комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей |
|||||||||||||
4.1. |
Внедрение автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей "АИСТ" (муниципальный модуль) |
департамент образования, науки и молодежной НРОООО "Российский Красный Крест |
2011-2013 |
средства Фонда |
- |
1430,0 |
- |
|||||||
4.2. |
Совершенствование деятельности служб сопровождения замещающих семей на базе государственных образовательных учреждений |
департамент образования, науки и молодежной НРОООО "Российский Красный Крест |
2011 -2013 годы |
средства Фонда |
977,0 |
- |
- |
|||||||
4.3. |
Проведение областных конференций, семинаров по вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей |
департамент образования, науки и молодежной |
-//- |
- |
- |
- |
- |
|||||||
4.4. |
Проведение церемонии предоставления жилых помещений (вручение символических ключей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
-//- |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
|||||||
5. |
Внедрение инновационных технологий по работе с семьей и детьми, в том числе с детьми, оставшимися без |
|||||||||||||
5.1. |
Внедрение в деятельность государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей технологии "Сеть социальных контактов" |
департамент ОАУ "Методический центр" департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
1026,5 |
- |
- |
|||||||
5.2. |
Внедрение в деятельность государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей и общеобразовательных учреждений восстановительных технологий, направленных на разрешение конфликтных отношений ребенка с родителями, сверстниками, учителями, на базе государственного учреждения социального обслуживания "Новгородский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток" |
департамент государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
199,0 |
18,0 |
- |
|||||||
5.3. |
Реализация проектов по внедрению новых социальных технологий по работе с семьей и детьми ("Командная работа с семьей", "Сельский консультационный пункт" и другие) на базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей |
комитет государственные учреждения |
2011 год |
областной |
200,0 |
- |
- |
|||||||
5.4. |
Организация работы школы здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях, находящихся на территории области |
департамент здравоохранения Новгородской области департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области |
2011 - 2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
5.5. |
Проведение областного конкурса художественного творчества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
НООООО |
2011 год |
внебюджетные средства |
45,0 |
- |
- |
|||||||
5.6. |
Создание электронного варианта методической разработки по технологии "Командная работа с семьей" |
НООО "Колокол" |
-//- |
- |
- |
- |
- |
|||||||
5.7. |
Проведение Интернет-конференции со специалистами города Рочестер (Соединенные Штаты Америки) по обмену |
НовГУ НООО "Колокол" |
2012 год |
- |
- |
- |
- |
|||||||
5.8. |
Организация разработки и размещения социальной рекламы, направленной на укрепление авторитета семьи, профилактику семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми |
комитет |
2012 год |
областной |
- |
45,0 |
- |
|||||||
5.9. |
Подготовка и организация издания методических и иных материалов, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, укрепление института семьи, пропаганду здорового образа жизни |
департамент ОАУ "Методический центр" |
ежегодно |
-//- |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
|||||||
5.10. |
Проведение "круглых столов", семинаров, конференций по вопросам социальной |
департамент |
2012- |
областной |
- |
16,0 |
16,0 |
|||||||
ОАУ "Методический центр" |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
|
поддержки семей с детьми, профилактики безнадзорности несовершеннолетних |
|
|
|
|
|
|
|||||||
5.11. |
Организация работы клубов "Факультет семейных отношений" на базе центров социальной помощи семье и детям в четырех пилотных районах (Любытинский, Маловишерский, Окуловский,Чудовский районы) |
комитет государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2012 годы |
средства Фонда |
344,0 |
60,0 |
- |
|||||||
5.12. |
Создание на базе государственного учреждения социального обслуживания "Кризисный центр помощи женщинам" мобильной службы "Новая жизнь" для реализации на базе центров социальной помощи семье и детям (Боровичский, Валдайский, Солецкий и Старо-русский районы) технологий, направленных на реабилитацию родителей, злоупотребляющих алкоголем |
государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
1205,88 |
- |
- |
|||||||
5.13 |
Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям, имеющим статус опорно-экспериментального государственного учреждения социального обслуживания, на реализацию проектов по внедрению новых технологий по работе с семьей и детьми ("Сеть социальных контактов", "сельский консультационный пункт" и другие) |
комитет государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей |
2012 год |
областной бюджет |
- |
200,0 |
- |
|||||||
6. |
Усовершенствование системы подготовки кадров и повышения компетенции специалистов, работающих с семьями и детьми |
|||||||||||||
6.1. |
Организация обучающих курсов по подготовке специалистов-тренеров учреждений социального обслуживания и образования для социально-реабилитационной работы по внедрению модульных программ на базе ОАУ "Методический центр" |
ОАУ "Методический центр" НРОООО "Российский Красный Крест" |
2011 - 2013 годы |
средства Фонда |
927,8 |
518,4 |
432,0 |
|||||||
6.2. |
Информация об изменениях:См. текст строки 6.2 |
|||||||||||||
6.3. |
Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям на проведение семи-наров и конференций по вопросам профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, жестокого обращения с детьми |
департамент ОАУ "Методический центр" |
2013 год |
областной бюджет |
- |
- |
200,0 |
|||||||
6.4. |
Проведение аттестации специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей |
департамент ОАУ "Методический центр" |
2011-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
|||||||
6.5. |
Подготовка специалистов общеобразовательных учреждений области и учреждений социального обслуживания семьи и детей области по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних, организации работы по профилактике суицидов и оказанию помощи несовершеннолетним, совершившим попытку суицида, и их семьям |
департамент, департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области |
2012-2013 годы |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 28 февраля 2011 г. N 66 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Семья и дети" на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 23 марта 2011 г. N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 18 декабря 2013 г. N 463
Постановление Администрации Новгородской области от 19 марта 2013 г. N 135
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 685
Постановление Администрации Новгородской области от 11 сентября 2012 г. N 542
Постановление Администрации Новгородской области от 1 июня 2012 г. N 321
Постановление Администрации Новгородской области от 30 марта 2012 г. N 156
Постановление Администрации Новгородской области от 27 декабря 2011 г. N 731
Постановление Администрации Новгородской области от 21 ноября 2011 г. N 632
Постановление Администрации Новгородской области от 20 октября 2011 г. N 576
Постановление Администрации Новгородской области от 28 сентября 2011 г. N 490