Постановление Администрации Новгородской области
от 30 марта 2011 г. N 118
"Об утверждении перспективной схемы развития и размещения объектов
стационарных учреждений социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов на территории области на период до 2020 года"
30 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Новгородской области от 20 ноября 2015 г. N 453 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития инфраструктуры учреждений социальной защиты населения области и повышения качества предоставления социального обслуживания Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую перспективную схему развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории области на период до 2020 года.
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
А.В. Смирнов |
Перспективная схема развития
и размещения объектов стационарных учреждений социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
на территории области на период до 2020 года
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 30 марта 2011 г. N 118)
30 апреля 2013 г.
Перспективная схема развития и размещения объектов стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории области на период до 2020 года (далее Схема) разработана в целях реализации приоритетных направлений, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, предусматривающих:
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся в помощи граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития и оптимизации сети организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных организационно-правовых форм;
развитие стационарных форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам для поддержания их способности к самообслуживанию;
обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими их потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;
развитие платных форм социального обслуживания и создание комфортных пансионатов для пожилых людей для постоянного и временного проживания;
развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
1. Характеристика современного состояния стационарного
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
в Новгородской области, существующих проблем, требующих решения
Система социального обслуживания области состоит из 79 государственных учреждений социального обслуживания населения области (далее учреждения), в том числе 42 учреждения предоставляют услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. Ежегодно социальные услуги получают 134,4 тыс.человек, в том числе более 70,0 тыс.граждан пожилого возраста и инвалидов.
Сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенных на территории области, состоит из 26 стационарных учреждений, в состав которых входят дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. Услугами стационарных учреждений ежегодно пользуются более 2,4 тыс.граждан, проживающих на территории области.
Структура стационарных учреждений
N |
Тип учреждения |
Количество учреждений |
Мощность |
1. |
Дом-интернат общего типа |
4 |
420 |
2. |
Дом-интернат малой вместимости |
17 |
542 |
3. |
Психоневрологический интернат |
5 |
1471 |
|
Итого |
26 |
2433 |
В Боровичском, Демянском и Новгородском центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеются отделения со стационарным проживанием данных категорий граждан на 50 койко-мест.
В рамках реализации федерального законодательства полномочия в сфере социального обслуживания с 1 января 2009 года являются полномочиями субъекта Российской Федерации. Расходы областного бюджета на содержание и развитие стационарных учреждений составили в 2009 году 431,5 млн.рублей, в 2010 году - 363,1 млн.рублей.
Объем средств, направленный на укрепление материально-технической базы стационарных учреждений, в том числе на капитальное строительство и реконструкцию, обеспечение автотранспортом, технологическим оборудованием, изделиями медицинского назначения, средствами ухода и реабилитации, мебелью, одеждой и обувью с учетом нормативов и потребностей клиентов составил:
(млн.руб.)
Год |
Всего |
Областной бюджет |
Средства |
Средства |
Внебюджетные источники |
2009 |
34,1 |
4,3 |
1,1 |
28,2 |
0,5 |
2010 |
46,19 |
15,1 |
1,8 |
28,3 |
0,99 |
Обеспечение безопасности зданий стационарных учреждений решается с учетом их специфики и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
За 2008-2010 годы в стационарных учреждениях выполнено противопожарных мероприятий на сумму 27,3 млн.рублей. Расходы на комплексную безопасность составили 32,8 млн.рублей, однако ряд проблем продолжает оставаться нерешенным.
Укомплектованность штатными единицами стационарных учреждений составляет 92 %. Острой остается проблема обеспеченности домов-интернатов медицинским персоналом.
Оценка состояния стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
N |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам: |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. |
Удельный вес стационарных учреждений, действующих в соответствии с утвержденными государственными стандартами социального обслуживания (%) |
- |
- |
- |
- |
80,8 |
80,8 |
2. |
Удельный вес зданий, в которых находятся стационарные учреждения, требующих реконструкции (%) |
18,0 |
2,0 |
- |
- |
- |
- |
3. |
Удельный вес зданий, в которых находятся стационарные учреждения, находящихся в аварийном состоянии (%) |
18,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Удельный вес ветхих зданий, в которых находятся стационарные учреждения (%) |
12,0 |
25,0 |
24,0 |
22,0 |
22,0 |
20,4 |
5. |
Уровень использования коечного фонда в стационарных учреждениях (%) |
93,9 |
92,7 |
91,2 |
90,4 |
96,1 |
97,2 |
6. |
Уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях (%) |
126,6 |
119,5 |
128,5 |
132,1 |
128,6 |
132,7 |
7. |
Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на очереди для помещения в стационарные учреждения более года (%) |
18,8 |
35,3 |
5,3 |
29,7 |
- |
- |
По состоянию на 1 января 2011 года уровень обеспеченности местами в стационарных учреждениях области превышает установленный норматив на 32,7 %.
Однако норма предоставления площади спальных помещений, установленная постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71 "Об утверждении СанПин 2.1.2.2564-09" не менее 6-8 кв.метров на 1 человека, не соответствует указанным требованиям и составляет в среднем 5,6 кв.метра.
Предоставление площади спальных помещений в расчете на одного человека в стационарных учреждениях
N |
Тип |
Площадь (кв.м) |
Мощность учреждения |
Предоставление жилой площади (кв.м/ чел.) |
Предоставление общей площади (кв.м/ чел.) |
|
общая |
жилая |
|||||
1. |
Дом-интернат |
18940,3 |
6473,9 |
962 |
6,7 |
19,7 |
2. |
Психоневрологический интернат |
13373,6 |
7159,4 |
1471 |
4,9 |
9,2 |
Самый низкий показатель соответствия площади спальных помещений нормам - 4,9 кв.метра на 1 человека приходится на психоневрологические интернаты. В домах-интернатах общего типа и малой вместимости предоставление площади спален соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.
Общий дефицит площадей в психоневрологических интернатах составляет 2639,0 кв.метра.
Продолжают оставаться востребованными гражданами пожилого возраста социальные услуги социально-реабилитационных отделений, расположенных на территории Великого Новгорода, Боровичского, Демянского, Чудовского районов.
Социально-реабилитационные отделения обслуживают одиноких пожилых людей и инвалидов, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию, с заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной систем, острыми нарушениями мозгового кровообращения, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях в условиях стационара. В связи с отсутствием острой патологии большинство пациентов социально-реабилитационных отделений не подлежит госпитализации в стационарные учреждения здравоохранения, но по состоянию здоровья нуждаются в поддерживающей терапии.
По состоянию на 1 января 2011 года очередь на получение услуг социально-реабилитационных отделений составляет 181 человек, продолжительность срока ожидания в социально-реабилитационное отделение областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" (далее ОАУСО "Забота") около одного года.
2. Прогноз потребности граждан пожилого возраста
и инвалидов, проживающих в области, в стационарном
социальном обслуживании
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (далее Новгородстат) в 2010 году в области проживало 640,6 тыс.человек, что на 5,4 тыс.жителей меньше чем на начало 2009 года. В соответствии с расчетом Новгородстата в 2011-2020 годах прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения области. В целом по области к началу 2021 года численность населения будет составлять 595,9 тыс.человек и уменьшится относительно начала 2010 года на 39,8 тыс.человек (6,3 %).
Прогнозный период в области будет характеризоваться увеличением численности населения старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) (приложение к Схеме, таблица 1).
Сокращение населения произойдет как в городской, так и в сельской местности. В начале 2021 года городское население составит 420,5 тыс.человек (70,5 %), сельское - 175,4 тыс.человек (29,5 %) (приложение к Схеме, таблицы 2, 3).
Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях
N |
Наименование |
Значение показателя по годам: |
|
2010 |
2020 |
||
1. |
Численность населения области старше трудоспособного возраста и инвалидов (чел.) |
178175 |
164811 |
2. |
Число граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (чел.) |
2365 |
2568 |
3. |
Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях (ед. на 10 тыс.жителей соответствующего возраста) |
132,7 |
155,8 |
Постановлением Администрации Новгородской области от 30 апреля 2013 г. N 263 раздел 3 настоящей Схемы изложен в новой редакции
3. Возможные направления решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории области, социально-экономическая оценка преимуществ и рисков различных вариантов их решения
Основными направлениями развития стационарных учреждений, расположенных на территории области, в рамках реализации мероприятий Схемы являются:
капитальный ремонт зданий психоневрологических интернатов, строительство спального корпуса на 300 мест;
капитальный ремонт здания, предназначенного для размещения пансионата временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов с предоставлением платных социально-реабилитационных услуг;
реконструкция спального корпуса дома-интерната общего типа;
внедрение новых технологий социального обслуживания населения (развитие мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям и инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах области);
развитие стационарных учреждений на началах государственно-частного партнерства;
развитие полустационарных форм социального обслуживания.
Мероприятия Схемы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место расположения |
Форма собственности |
Мощность учреждения после ввода в эксплуатацию (койко-мест) |
Срок ввода в эксплуатацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Увеличение коечной мощности социально-реабилитационного отделения со стационарным проживанием ОАУСО "Забота" |
Великий Новгород |
государственная |
25 |
2015 год |
2. |
Открытие отделения милосердия в областном автономном учреждении социального обслуживания "Новгородский психоневрологический интернат" (далее ОАУСО "Новгородский ПНИ") |
р.п. Шимск, Шимский район |
государственная |
40 |
2014 год |
3. |
Открытие социально-реабилитационного отделения со стационарным проживанием в областном бюджетном учреждении социального обслуживания "Любытинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее ОБУСО "Любытинский ЦСО") |
д. Зарубино, Любытинский район |
государственная |
10 |
2013 год |
4. |
Капитальный ремонт зданий областного автономного учреждения социального обслуживания "Маловишерский психоневрологический интернат "Оксочи" (далее ОАУСО "ПНИ "Оксочи") со строительством спального корпуса на 300 мест |
д. Подгорная, Маловишерский район |
государственная |
620 |
2011-2020 годы |
5. |
Капитальный ремонт зданий областного автономного учреждения социального обслуживания "Валдайский психоневрологический интернат "Приозерный" (далее ОАУСО "Валдайский психоневрологический интернат "Приозерный") |
п. Приозерный, Валдайский район |
государственная |
80 |
2011-2013 годы |
6. |
Реконструкция спального корпуса областного автономного учреждения социального обслуживания "Мошенской дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее ОАУСО "Мошенской дом-интернат для престарелых и инвалидов") |
с. Мошенское, Мошенской район |
государственная |
25 |
2013- 2015 годы |
7. |
Капитальный ремонт здания, предназначенного для размещения дома-интерната повышенной комфортности для граждан пожилого возраста и инвалидов |
г. Холм, Холмский район |
государственно-частное партнерство |
20 |
2013-2020 годы |
На реализацию мероприятий Схемы ориентировочно потребуется 167,9 млн. рублей.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий Схемы в 2011-2013 годах будет осуществлено за счет средств, предусмотренных в долгосрочной областной целевой программе по проблемам пожилых людей на 2011-2013 годы "Активное долголетие".
Объем финансирования мероприятий Схемы в 2011-2013 годах
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования (млн. руб.) |
||
всего |
в том числе |
|||
областной бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Капитальный ремонт зданий ОАУСО "Валдайский психоневрологический интернат "Приозерный" |
6,3 |
2,8 |
3,5 |
2. |
Реконструкция двух спальных корпусов и здания столовой ОАУСО "ПНИ "Оксочи" |
22,0 |
14,0 |
8,0 |
3. |
Открытие отделений ОАУСО "Новгородский ПНИ", ОБУСО "Любытинский ЦСО" |
8,04 |
8,04 |
- |
4. |
Реконструкция спального корпуса ОАУСО "Мошенской дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
2,4 |
2,4 |
- |
5. |
Капитальный ремонт здания, предназначенного для размещения дома-интерната повышенной комфортности для граждан пожилого возраста и инвалидов |
2,6 |
2,6 |
- |
|
Итого |
41,34 |
29,84 |
11,5 |
Средства на финансовое обеспечение реализации мероприятий Схемы в 2014-2020 годах предполагается предусмотреть при разработке последующих областных целевых программ и привлечении средств из федерального бюджета.
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Схемы в 2014-2020 годах
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования (млн. руб.) |
||
всего |
в том числе |
|||
областной бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1. |
Увеличение коечной мощности социально-реабилитационного отделения со стационарным проживанием ОАУСО "Забота" |
30,0 |
30,0 |
- |
2. |
Реконструкция спального корпуса ОАУСО "Мошенской дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
29,8 |
25,0 |
4,8 |
3. |
Капитальный ремонт здания, предназначенного для размещения дома- интерната повышенной комфортности для граждан пожилого возраста и инвалидов |
25,9 |
25,9 |
- |
4. |
Капитальный ремонт зданий ОАУСО "ПНИ "Оксочи" со строительством двух спальных корпусов на 300 мест |
314,0 |
300,0 |
14,0 |
|
Итого |
399,7 |
380,9 |
18,8 |
Объем финансирования мероприятий Схемы может корректироваться при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Осуществление мероприятий Схемы позволит обеспечить предоставление социальных услуг высокого качества за счет:
увеличения коечной мощности в психоневрологических интернатах на 340 мест;
предоставления площади спальных помещений в соответствии с гигиеническими требованиями к размещению, устройству, оборудованию, содержанию учреждений социального обслуживания, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
расширения спектра предоставляемых социальных услуг и увеличения количества получателей данных услуг в условиях повышенной комфортности;
развития учреждений государственно-частного партнерства в целях повышения качества предоставления социальных услуг.
Приложение
к перспективной схеме развития
и размещения объектов стационарных
учреждений социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
на территории области на период
до 2020 года
Таблица 1. Прогнозируемая численность населения (тыс.чел.)
Период |
Все население |
В том числе: |
|||
мужчины |
мужчины старше трудоспособного возраста |
женщины |
женщины старше трудоспособного возраста |
||
2010 год |
640,6 |
285,1 |
41,2 |
355,5 |
123,7 |
2020 год |
595,9 |
266,7 |
46,9 |
329,2 |
125,0 |
Таблица 2. Прогнозируемая численность городского населения (тыс.чел.)
Период |
Все население |
В том числе: |
|||
мужчины |
мужчины старше трудоспособного возраста |
женщины |
женщины старше трудоспособного возраста |
||
2010 год |
451,7 |
198,6 |
25,7 |
253,1 |
82,6 |
2020 год |
420,5 |
185,5 |
30,5 |
235,0 |
85,0 |
Таблица 3. Прогнозируемая численность сельского населения (тыс.чел.)
Период |
Все население |
В том числе: |
|||
мужчины |
мужчины старше трудоспособного возраста |
женщины |
женщины старше трудоспособного возраста |
||
2010 год |
188,9 |
86,4 |
15,5 |
102,4 |
41,1 |
2020 год |
175,5 |
81,3 |
16,4 |
94,2 |
40,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 30 марта 2011 г. N 118 "Об утверждении перспективной схемы развития и размещения объектов стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории области на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 30 апреля 2011 г. N 11
Постановлением Правительства Новгородской области от 20 ноября 2015 г. N 453 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 30 апреля 2013 г. N 263