Письмо Управления Федеральной налоговой службы
по Новгородской области от 25 мая 2011 г. N 7-20/04288
Вопрос 1.
Квартира приобретена в общую долевую собственность двумя пенсионерами, один из которых получает дополнительные доходы, а другой имеет в качестве доходов только пенсию. Каков порядок предоставления имущественного налогового вычета в данном случае.
Ответ:
Согласно п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса (13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли в квартире. Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 млн. рублей. При этом, при приобретении квартиры в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долями собственности. Перераспределение имущественного налогового вычета совладельцами имущества, находящегося в долевой собственности, Кодексом не предусмотрено.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик при приобретении квартиры (доли в квартире) представляет документы, подтверждающие право собственности на квартиру (долю в ней) (пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса).
Следовательно, право на получение имущественного налогового вычета возникает у налогоплательщика, начиная с налогового периода, в котором возникло право собственности на квартиру (долю в квартире).
На основании п. 2 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.
Квартира приобретена в долевую собственность пенсионерами, один из которых продолжает получать доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц, а другой таких доходов не получает.
Следовательно, поскольку у неработающего пенсионера отсутствуют доходы, которые облагаются по ставке 13 %, он не вправе получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса. Работающий пенсионер имеет право на получение имущественного налогового вычета в пределах принадлежащей ему доли.
Вопрос 2.
Как получить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Можно ли это сделать по Интернету.
Ответ:
В соответствии с требованиями статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер налогоплательщика.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 2.2.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту жительства физического лица при постановке на учет физического лица или учете сведений о физическом лице.
В соответствии с Порядком постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц-граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденным Приказом Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н, физическое лицо, не состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган по своему месту жительства с Заявлением о постановке на учет по установленной ФНС России форме (Приказ ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" в редакции Приказа ММ-7-6/54@ от 15.02.2010).
Физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства на основании сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Кодекса, которое не получило Свидетельство, вправе обратиться в соответствующий налоговый орган с целью получения Свидетельства.
При подаче Заявления о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства физическое лицо одновременно с указанным Заявлением представляет документ (документы), удостоверяющий личность физического лица и подтверждающий его регистрацию по месту жительства.
Заявление о постановке на учет может быть направлено в налоговый орган по месту жительства физического лица по почте с уведомлением о вручении. При этом к Заявлению о постановке на учет должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства.
Таким образом, для получения документа, подтверждающего присвоение ИНН, налогоплательщику необходимо лично обратиться в налоговый орган по месту жительства, представив следующие документы (или отослать их нотариально заверенные копии по почте письмом с описью вложения):
- заполненное заявление по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ (в редакции Приказа ММ-7-6/54@ от 15.02.2010);
- копию паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность;
- копию документа, подтверждающего в установленном законодательством порядке адрес места жительства физического лица в РФ (в случае если копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о таком адресе).
Кроме того, Федеральной налоговой службой разработано необходимое программное обеспечение и утвержден Порядок работы по процедуре постановки на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет (Приказ ФНС России от 06.09.2010 N ММВ-7-6/440@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданных документов").
Для того, чтобы воспользоваться данной услугой необходимо на главной странице Интернет - сайта ФНС России (www.nalog.ru) зайти в раздел "Электронные услуги", выбрать в нем пункт "Подача заявления физического лица о постановке на учет" и заполнить заявление. В этом же разделе можно получить рекомендации по заполнению заявления и информацию о месте получения свидетельства.
Вопрос 3.
Следует ли подавать налоговую декларацию при продаже транспортного средства гражданину, который является государственным служащим, представляет соответствующие сведения, в которых будет отражена продажа автомобиля.
Ответ:
Согласно Указу Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Указ N 559) обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, предусмотренную этим перечнем должностей.
"Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденным Указом N 559, определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.
Таким образом, в функции налоговых органов не входит контроль за представлением вышеуказанных сведений.
Порядок налогообложения доходов, полученных гражданами, регламентируется главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с положениями ст. 208, 209, п. 1 ст. 224 Кодекса доход, полученный налоговым резидентом от продажи имущества, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.
Вместе с тем в ст. 217 Кодекса поименованы доходы, не подлежащие налогообложению. Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 217 Кодекса дополнена п. 17.1, в соответствии с которым в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, включены доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Указанная норма вступила в силу с 1 января 2010 г. и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Согласно ст. 229 Кодекса налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. ст. 227 и 228 Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса к таким налогоплательщикам относятся физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Таким образом, если налогоплательщик в 2010 году реализовал свое автотранспортное средство, находившееся в собственности три года и более, он освобождается от обязанности подавать налоговую декларацию по НДФЛ в связи с получением дохода от продажи имущества.
Если налогоплательщик получил доход от продажи автомобиля, принадлежащего ему на праве собственности менее 3 лет, то согласно положениям ст. ст. 228 и 229 Кодекса он самостоятельно исчисляет суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет исходя из суммы полученного дохода, представляет налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля и уплачивает налог не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть в котором был получен доход от продажи указанного имущества).
При этом, ст. 210 Кодекса предусмотрено, что для доходов, в отношении которых установлена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных, в частности, ст. 220 Кодекса.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, автомобиля, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 250 000 руб.
Вместо использования права на получение данного вычета налогоплательщик может уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (в Вашем случае - расходов на приобретение автомобиля).
Вопрос 4.
Как получить стандартный налоговый вычет на ребенка отцу (указан в свидетельстве о рождении ребенка) в случае, если брак между родителями не зарегистрирован.
Ответ:
Согласно п.3 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).
В соответствии с пп.4 п.1 ст.218 Кодекса, стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями (приемными родителями), опекунами, попечителями или супругом (супругой) родителя (приемного родителя).
Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход превысит 280 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный в пп.4 п.1 ст.218 Кодекса, не применяется.
При этом налоговый вычет производится в отношении каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также в отношении каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
В случае если у ребенка имеются оба родителя, не состоящие в браке, налоговый вычет в однократном размере предоставляется каждому из родителей, на обеспечении которых находится ребенок.
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей определены гл. 13 "Алиментные обязательства родителей и детей" Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс).
Налогоплательщик, не состоящий в зарегистрированном браке, имеет право на получение стандартного налогового вычета при условии содержания ребенка либо по решению суда (на основании исполнительного листа), либо в соответствии с нотариально удостоверенным соглашением между родителями.
Для подтверждения права на стандартный вычет родитель должен представить своему работодателю следующие документы:
копия свидетельства о рождении ребенка;
соглашение между родителями либо исполнительный лист (постановление суда) о перечислении алиментов в пользу другого родителя на содержание ребенка.
В соответствии с п.4 ст.218 Кодекса в случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем установлено ст. 218 Кодекса, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, которые подтверждают право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.
Вопрос 5.
Квартира приобретена по договору долевого участия в строительстве. Акт приема-передачи квартиры оформлен в ноябре 2009 года, свидетельство о праве собственности на квартиру - в феврале 2010 года. С какого момента налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом.
Ответ:
Согласно п.3 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 Кодекса.
На основании пп.2 п.1 ст.220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с п.3 ст.210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли в квартире. Общий размер имущественного налогового вычета, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам) полеченным и фактически израсходованным на приобретение жилого дома, квартиры.
При этом при приобретении квартиры в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долями собственности. Перераспределение имущественного налогового вычета совладельцами имущества, находящегося в долевой собственности, ^Кодексом не предусмотрено.
В случае приобретения квартиры в строящемся доме имущественный налоговый вычет может быть получен до регистрации права собственности на квартиру при оформлении акта приема-передачи квартиры.
Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, предоставляются за тот налоговый период, в котором возникло право на их получение, или в последующие налоговые периоды вне зависимости от периода, когда налогоплательщик нес расходы по приобретению вышеуказанного имущества.
Если налогоплательщик приобрел квартиру в строящемся доме, право на получение имущественного вычета возникает после подписания акта приема-передачи.
Соответственно, он может заявить имущественный вычет в пределах стоимости квартиры, но не более 2 000 000 рублей и суммы уплаченных процентов по ипотечному кредиту, путем представления декларации о доходах физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2009 и 2010 гг. с приложением подтверждающих документов в налоговую инспекцию по месту жительства.
Вопрос 6.
Как урегулировать разногласия с партнерами, если статус неплательщика НДС (по ст. 145 НК РФ) бухгалтерия партнеров подтверждает только после получения оригинала уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) от исполнения обязанностей плательщика НДС, а до момента получения оригинала уведомления выставляет счета-фактуры с НДС.
Ответ:
Согласно нормам ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 рублей.
Лица, использующие право на освобождение, представляют соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Минфином России. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.
По смыслу ст. 145 Кодекса освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС носит заявительный характер. Организации и индивидуальные предприниматели вправе начать использовать предусмотренное ст. 145 Кодекса освобождение только с момента представления налоговому органу соответствующего уведомления и документов.
То есть, если налогоплательщик направил в налоговый орган Уведомление "Об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС" (по форме, утвержденной Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342) и соответствующий пакет документов, до 20.11.2010 года, то с 01.11.2010 года он может применять вышеуказанное освобождение.
Вопросы взаимоотношений между налогоплательщиком и его партнерами в компетенцию налоговых органов не входят. Кодекс не содержит правовых норм по урегулированию вышеуказанных взаимоотношений. В данном случае все спорные вопросы могут быть решены в судебном порядке, в связи с чем налогоплательщику следует обратиться в Арбитражный суд.
Вопрос 7.
Как поступить, если в силу особенностей вероисповедания налогоплательщик отказывается от получения ИНН.
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Учет налогоплательщиков - физических лиц является составной частью работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Учет осуществляется на основании информации, поступающей в налоговые органы от самих налогоплательщиков, а также от органов, осуществляющих регистрацию и учет физических лиц по месту жительства; актов гражданского состояния о рождении и смерти; недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и транспортных средств; установления опеки и попечительства над физическими лицами; удостоверения права наследства и договоров дарения; пользователей природных ресурсов, право на пользование которыми является объектом налогообложения. На основании перечисленной информации налоговые органы осуществляют постановку на учет физических лиц с присвоением им идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН).
Смысл работы по учету налогоплательщиков состоит в том, чтобы при осуществлении налоговыми органами обязанностей по налоговому контролю совместить их с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных положениями п.3 ст. 17, ст.ст.23, 24 и 27 Конституции Российской Федерации (то есть не нарушать права и свободы других лиц, обеспечить конфиденциальность сведений о гражданах и доступ каждому к сведениям о себе, а также не ограничивать свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства). В случае указания ИНН в документах налоговой отчетности персональные данные граждан могут не заполняться, что позволяет обеспечить конфиденциальность информации, передаваемой гражданами в налоговые органы. ИНН является техническим номером, используемым налоговыми органами для налогового контроля.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2000 N КАС 00-273 действия налоговых органов по вопросу присвоения гражданам ИНН признаны правомерными. В Определении Верховного Суда Российской Федерации подчеркивается, что довод о том, что установление порядка присвоения гражданину ИНН является вторжением в частную жизнь гражданина, несостоятелен. Идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.
Кроме того, еще 19-20 февраля 2001 г. в Троице - Сергиевой лавре прошло заседание расширенного пленума Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви с участием экспертов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В результате разбирательств Богословская комиссия РПЦ пришла к выводу, что ИНН является лишь последовательностью 12 арабских цифр. Из них две первые представляют собой код региона, следующие две - номер налоговой инспекции, следующие шесть - собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет, а две последние цифры - контрольные, необходимые для проверки правильности записи.
В тоже время, налоговые органы в своей деятельности не нарушают норм и требований Конституции РФ и не препятствуют гражданам свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Согласно п. 7 ст. 84 Кодекса, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса, а именно:
фамилию, имя, отчество;
дату и место рождения;
пол;
место жительства;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
данные о гражданстве.
Вопрос 8.
Квартира приобретена налогоплательщиком в равных долях с несовершеннолетней дочерью. Налогоплательщик находится на пенсии и доход не получает. Имеет ли право на получение имущественного налогового вычета по приобретенной квартире (за супруга и несовершеннолетнюю дочь) супруга налогоплательщика, проживающая в этой квартире.
Ответ:
Согласно п.3 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 Кодекса.
На основании пп.2 п.1 ст.220 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с п.3 ст.210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли в квартире. Общий размер имущественного налогового вычета, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам) полученным и фактически израсходованным на приобретение жилого дома, квартиры.
Согласно положениям пп.2 п.1 ст. 220 Кодекса, в случае приобретения имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности.
Статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что общим имуществом супругов являются приобретенные за счет их общих доходов движимые и недвижимые вещи, а также любое другое имущество, нажитое в браке. При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем из них вносились деньги при его приобретении.
В соответствии с п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Из этого следует, что, если оплата расходов по строительству квартиры была произведена за счет общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по строительству квартиры и претендовать на получение имущественного налогового вычета, распределяя имущественный налоговый вычет согласно письменному заявлению.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П от 13.03.2008 г. родители, имеющие несовершеннолетних детей и расходующие собственные средства на приобретение объектов недвижимости в общую долевую собственность с ними, имеют право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом. Данное положение обосновано конституционным принципом равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 Кодекса).
Так как у супруга, как у неработающего пенсионера отсутствуют доходы, которые облагаются по ставке 13%, он не вправе получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп.2 п.1 ст.220 Кодекса на себя и на несовершеннолетнюю дочь, в интересах которой он действовал. В тоже время, в соответствии с Семейным и Гражданским кодексами приобретенная квартира является совместной собственностью, в связи с чем супруга пенсионера имеет право на получение имущественного вычета в отношении принадлежащей пенсионеру доли в квартире, если ранее она им не пользовалась. Кроме того, если ребенок, которому принадлежит доля в квартире, является совместным, супруга может заявить вычет и в доле несовершеннолетнего ребенка. Сумма имущественного вычета не должна превышать 2 000 000 руб.
Вопрос 9.
В июне 2010 года налогоплательщик продал автомобиль, который находился в собственности более 3 лет. Следует ли в данном случае представлять налоговую декларацию формы 3 -НДФЛ.
Ответ:
Порядок налогообложения доходов, полученных гражданами, регламентируется главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с положениями ст. 208, 209, п. 1 ст. 224 Кодекса доход, полученный налоговым резидентом от продажи имущества, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.
Вместе с тем в ст. 217 Кодекса поименованы доходы, не подлежащие налогообложению. Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 217 Кодекса дополнена п. 17.1, в соответствии с которым в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, включены доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Указанная норма вступила в силу с 1 января 2010 г. и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Согласно ст. 229 Кодекса налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. ст. 227 и 228 Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса к таким налогоплательщикам относятся физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Если налогоплательщик владел проданным автомобилем менее трех лет, то согласно положениям ст. ст. 228 и 229 Кодекса он самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет исходя из суммы полученного дохода, представляет налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля и уплачивает налог не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть в котором был получен доход от продажи указанного имущества).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной от продажи автомобиля, находившегося в собственности менее трех лет, но не превышающей 250 000 руб., либо может уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. В качестве подтверждающих документов могут быть представлены договор купли-продажи или справка-счет.
Вопрос 10
Налогоплательщик получает второе высшее образование на платной основе. Каков порядок получения социального налогового вычета на обучение.
Ответ:
Согласно п.3 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 Кодекса.
При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, установленных п. 1 ст. 219 Кодекса.
Социальные налоговые вычеты, указанные в пп. 2 - 5 п. 1 ст. 219 Кодекса (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 ООО руб. в налоговом периоде.
Подпунктом 2 п.1 ст.219 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях в размере фактически произведенных расходов без ограничения по форме обучения.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальные налоговые вычеты, указанные в п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляются при подаче заявления и налоговой декларации (с приложением подтверждающих документов) по окончании налогового периода, в котором получен доход, облагаемый по ставке 13%, и произведены расходы по обучению в инспекцию по месту жительства.
Документами, подтверждающими расходы налогоплательщика, являются, в частности:
- договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
- платежные документы, подтверждающие оплату за обучение.
Таким образом, получить социальный налоговый вычет можно путем представления декларации о доходах физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением подтверждающих документов в налоговую инспекцию по месту жительства.
Вопрос 11.
Акт приема-передачи квартиры датируется 12.03.2008, свидетельство о регистрации права собственности на квартиру - от 23.06.2010г. Квартира продана в апреле 2011 года. Возможно ли производить отсчет трехлетнего срока, когда квартира было в собственности налогоплательщика с момента выдачи акта приема- передачи квартиры (12.03.2008г.).
Ответ:
Согласно п. З ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 Кодекса.
На основании п. 17.1 ст.217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Право собственности, в том числе основания его возникновения и прекращения, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно п.2 ст.8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Соответственно и срок владения недвижимостью начинает исчисляться с даты государственной регистрации права собственности на такое имущество. Эта дата отражается в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подтверждается свидетельством о госрегистрации такого права (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса, п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Если право собственности физического лица на имущество признано решением суда, то период нахождения имущества в собственности определяется с даты вступления в силу такого судебного решения (п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае, если государственная регистрации права произошла 23.06.2010г. на основании Свидетельства о государственной регистрации права, то с данной даты и начинает исчисляться срок владения недвижимостью (квартирой).
Акт приема - передачи квартиры подтверждает только факт передачи недвижимости сторонами по договору.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, налогоплательщики вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Вопрос 12.
Организация предоставляет коммунальные услуги потребителям (жильцам) и применяет упрощенную систему налогообложения (УСН, объект налогообложения -"доходы"). Каков порядок налогового учета коммунальных ресурсов для управляющих организаций, применяющих УСН.
Ответ:
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Одновременно с этим следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
Согласно ст. 346.24. Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения").
Вопрос 13
Возникает ли объект налогообложения в случае переуступки права на квартиру по договору участия в долевом строительстве.
Ответ:
Согласно положениям ст. 208 и 209, а также п. 1 ст. 224 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доход, полученный физическим лицом - налоговым резидентом РФ от реализации прав на территории РФ, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
В ст. 210 Кодекса указано, что для доходов, в отношении которых п. 1 ст. 224 Кодекса установлена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных, в частности, ст. 220 Кодекса.
В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При этом документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ и в полной мере свидетельствовать о факте осуществления расходов и об основании их возникновения.
Для получения имущественного вычета налогоплательщику необходимо представить налоговую декларацию о полученных доходах формы 3 - НДФЛ в налоговый орган по месту жительства.
Вопрос 14
Индивидуальный предприниматель применяет ЕНВД. Планирует открыть интернет-магазин. Как происходит переход с ЕНВД на УСН, как зарегистрировать интернет-магазин.
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации товаров на основании договоров розничной купли-продажи через интернет-магазины или почтовые отправления не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Учитывая вышеизложенное, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по реализации товаров через интернет-магазины или почтовые отправления, для целей налогообложения может учитывать доходы от вышеуказанной деятельности в рамках упрощенной системы налогообложения.
В соответствии со ст. 346.11. Кодекса упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
В соответствии со ст. 346.14. Кодекса объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 ст. 346.14 Кодекса. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Статьей 346.13 Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые ЕНВД, до перехода на упрощенную систему налогообложения уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой уполномоченным органом исполнительной власти (ФНС России) регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Регистрация торговых точек, в том числе интернет-магазинов в полномочия налоговых органов не входит.
Вопрос 15
Как получить имущественный налоговый вычет у налогового агента.
Ответ:
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более максимально установленного размера, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры налогоплательщик представляет договор о приобретении квартиры и документы, подтверждающие право собственности на квартиру.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Согласно п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) и при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления".
Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
Право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента в соответствии с вышеуказанным пунктом ст. 220 Кодекса должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика, документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета.
В виду того, что согласно ст. 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента должно подтверждаться ежегодно.
Данное положение также подтверждено формой налогового уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.
В виду того, что нормами ст. 80 Кодекса предусмотрено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета (месту жительства) налогоплательщика, заявление на подтверждение права получения имущественного налогового вычета у налогового агента и соответствующие документы, должны представляться налогоплательщиком также в налоговый орган по месту учета (месту жительства).
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 220 Кодекса Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета и уведомления налогового органа о подтверждении права на него, вычет предоставляется налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.
Сумма налога на доходы физических лиц, удержанная налоговым агентом до представления налогоплательщиком вышеуказанных документов на налоговый вычет, подлежит возврату по окончании налогового периода при представлении налогоплательщиком налоговой декларации формы 3- НДФЛ в налоговый орган по месту жительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 25 мая 2011 г. N 7-20/04288
Текст письма официально опубликован не был