В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 N 689 "Об утверждении порядка разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде", в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде" на 2008-2010 годы.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Ю.И. Бобрышев |
Муниципальная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде"
на 2008-2010 годы
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 5 сентября 2008 г. N 189)
15 декабря 2008 г., 30 марта, 7 мая 2009 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 30 марта 2009 г. N 342 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Развитие малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде |
Правовая основа Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
Заказчик Программы |
Администрация Великого Новгорода |
Разработчик Программы |
комитет экономики Администрации Великого Новгорода |
Основные исполнители Программы |
комитет экономики Администрации Великого Новгорода организации инфраструктуры поддержки предпринимательства (по согласованию) структурные подразделения Администрации Великого Новгорода |
Основная цель Программы |
обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Великом Новгороде, способствующих: устойчивому росту уровня социально-экономического развития Великого Новгорода и благосостояния населения формированию экономически активного среднего класса ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для Великого Новгорода сферах деятельности занятости и самозанятости населения |
Основные задачи Программы |
развитие системы финансовой поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП наращивание потенциала субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, расширение ее состава, обеспечение эффективного взаимодействия с субъектами МСП преодоление административных барьеров на пути развития МСП совершенствование системы имущественной поддержки субъектов МСП развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МСП совершенствование системы получения субъектами МСП методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Великого Новгорода содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения содействие в обеспечении конкурентоспособности МСП |
Сроки реализации Программы |
2008-2010 годы |
Перечень программных мероприятий |
Перечень программных мероприятий состоит из восьми направлений: 1. Финансовая поддержка субъектов МСП; 2. Имущественная поддержка МСП; 3. Нормативно-правовое и организационное обеспечение развития МСП; 4. Развитие и поддержка инфраструктуры для сектора МСП; 5. Информационная поддержка развития МСП; 6. Создание благоприятного общественного климата; 7. Формирование кадрового потенциала субъектов МСП; 8. Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития МСП |
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства бюджета Великого Новгорода в размере 27,835 млн. рублей, в т.ч.: 2008 год - 0,600 млн. рублей; 2009 год - 10,125 млн. рублей; 2010 год - 17,110 млн. рублей |
Приоритеты Программы |
Приоритетными видами предпринимательской деятельности для осуществления поддержки в рамках реализации мероприятий Программы являются: производство; инновационное предпринимательство; туристическое предпринимательство; семейное предпринимательство; социально-ориентированное предпринимательство; ремесленничество; оказание коммунальных и бытовых услуг населению; жилищное и промышленное строительство, оказание ремонтно-строительных услуг. |
Механизм реализации Программы |
механизм реализации Программы - это система программных мероприятий, скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям, обеспечивающих достижение намеченных результатов. Реализация Программы осуществляется комитетом экономики Администрации Великого Новгорода совместно с организациями, составляющими инфраструктуру поддержки предпринимательства, структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода в соответствии с перечнем мероприятий Программы. Условия и порядок оказания поддержки МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП, устанавливаются нормативными правовыми актами Великого Новгорода. Привлечение организаций, не являющихся структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода, осуществляется на договорной основе. Для обеспечения мониторинга реализации Программы комитет экономики Администрации Великого Новгорода ежегодно в установленном порядке подготавливает отчет о ходе ее реализации. Механизм реализации Программы также предусматривает ежегодный отчет перед Думой Великого Новгорода об исполнении Программы |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы |
показатели социально-экономической эффективности: увеличение количества субъектов малого предпринимательства (далее - МП) на 1000 жителей с 10 до 15 предприятий; увеличение инновационного сегмента МП с 10 до 20 предприятий; увеличение МП - исполнителей муниципального заказа на 30 %; увеличение доли занятых в секторе МП в общей численности с 19 % до 21 %; увеличение среднемесячной заработной платы в секторе МП с 8400 рублей до 15000 рублей; увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал субъектов МП в общем объеме инвестиций с 3,1 % до 6 %; увеличение удельного веса МП материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт) в общей численности МП с 32 % до 35 %; увеличение доли отгруженной субъектами МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме по Великому Новгороду с 32 % до 48 % показатель бюджетной эффективности - увеличение доли налоговых поступлений от субъектов МП в собственных доходах бюджета Великого Новгорода с 15 % до 25 % |
Система организации контроля за исполнением Программы |
общий контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Великого Новгорода. Мониторинг выполнения Программы, текущее управление и оперативный контроль ее реализации обеспечивает комитет экономики Администрации Великого Новгорода, который ежегодно подготавливает отчеты об исполнении Программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие МСП является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
Настоящая Программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития МП к государственной политике развития МСП, на основе Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также областного закона от 07.02.2007 N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новгородской области".
Выделение среднего предпринимательства в отдельную категорию потребует изменения подходов в проведении статистических исследований, внесения изменений как в федеральные и региональные, так и муниципальные нормативные акты по развитию предпринимательства.
МСП рассматривается в настоящей Программе, с одной стороны, как специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - как сфера самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности. Достижение такой доступности требует системной государственной и муниципальной поддержки.
Исходя из социальной значимости МСП муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов МСП гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет роста деловой активности и обеспечения прозрачности бизнеса.
В практической деятельности органов власти Великого Новгорода по развитию МСП настоящая Программа подразумевает два основных направления: защита интересов МСП и создание общих благоприятных условий для его развития.
В настоящее время в Великом Новгороде сложились наиболее благоприятные за последние годы условия для улучшения работы по развитию МСП. В этом ключевое место занимает Администрация Великого Новгорода, идущая по пути формирования исполнительной власти предпринимательского типа, а также компетентный и заинтересованный в решении вопросов развития МСП состав Думы Великого Новгорода. Это открывает возможность формирования долгосрочной стратегии развития Великого Новгорода, а также МСП как одного из ключевых компонентов ускоренного и устойчивого социально-экономического развития территории в целом.
Система комплексной поддержки МСП должна включать следующие обязательные элементы:
необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития МСП;
развитую инфраструктуру поддержки МСП, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства в Великом Новгороде и Новгородской области показывает, что остаточный принцип бюджетного финансирования развития сферы МСП пагубно сказывается как на самом развитии МСП, так и на авторитете власти.
Субъекты МСП или их работники - полноценные участники формирования тех или иных бюджетных доходов. Чем этих участников больше, чем они эффективнее ведут предпринимательскую деятельность, тем стабильнее и более предсказуема бюджетная ситуация. Это обстоятельство должно являться определяющим для власти в определении политики развития МСП в части бюджетной поддержки настоящей Программы. В конечном итоге необходимо перейти к нормативному финансированию развития сферы МСП. Только в этом случае достигается непрерывность, комплексность и целостность в достижении целей и решении задач, в реализации долгосрочной политики развития Великого Новгорода в целом и МСП в частности.
Создание комплексной системы развития МСП - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и стабильное выделение финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом. Этот уровень характеризуется весом МСП в экономике Великого Новгорода, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Администрация Великого Новгорода последовательно стремится к комплексным системам развития экономики Великого Новгорода и предпринимательства. Настоящая Программа - часть этих усилий. Программно-целевой подход, используемый в настоящей Программе, предполагает развитие сферы МСП на основе точно выбранных приоритетов, ориентированных на получение максимального эффекта при имеющихся ограниченных ресурсах. В этой связи приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса определялись исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Великого Новгорода, бюджетных и внебюджетных финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Великого Новгорода, определенных в Плане социально-экономического развития Великого Новгорода на 2006 - I полугодие 2009 года, утвержденном решением Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 N 303.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Великом Новгороде за 2006 год, можно оценить по показателям, представленным в нижеприведенной таблице.
Экономические показатели по малым предприятиям Великого Новгорода за 2006 год
Наименование показателя |
Количество |
1 |
2 |
1. Количество предприятий малого бизнеса, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Великом Новгороде в т.ч. по видам деятельности: промышленность строительство торговля сельское хозяйство прочие |
1420 205 175 511 2 527 |
2. Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Великом Новгороде |
|
3. Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях в т.ч. по видам деятельности: промышленность строительство |
4568 чел. 3703 чел. |
торговля сельское хозяйство прочие |
5067 чел. 23 чел. 6702 чел. |
4. Средняя заработная плата работников, занятых на малых предприятиях в т.ч. по видам деятельности: промышленность строительство торговля сельское хозяйство прочие |
6,7 тыс. руб. 10,3 тыс. руб. 5,7 тыс. руб. 3,0 тыс. руб. 8,2 тыс. руб. |
5. Оборот малых предприятий в т.ч. по видам деятельности: промышленность строительство торговля сельское хозяйство прочие |
19691,4 млн. руб.
2710,0 млн. руб. 11370,2 млн. руб. 24,7 млн. руб. 2623,4 млн. руб. |
6. Отгружено товаров собственного производства в обороте малых предприятий |
|
Приведенные общие данные, характеризующие развитие МСП в Великом Новгороде, свидетельствуют о необходимости наращивания усилий в его развитии. Настоящая Программа преследует, прежде всего, качественные изменения условий для развития бизнеса, поиск и внедрение новых форм и подходов в развитии МСП.
В Великом Новгороде существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
недостаточные меры государственной и муниципальной финансовой поддержки;
нестабильность и декларативность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (органы внутренних дел, органы Федеральной налоговой службы, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека, органы Федеральной противопожарной службы и др.);
нехватка квалифицированных кадров;
низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и органов местного самоуправления по защите экономических прав предпринимателей;
недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является недостаточное внимание к развитию и поддержке организаций инфраструктуры, призванных обеспечивать минимизацию проблем развития новых и действующих бизнесов.
В то же время созданные ранее организации инфраструктуры поддержки МСП в сложных условиях пытаются самостоятельно оказать посильное влияние на судьбу МСП в различных направлениях. Однако существующих объектов инфраструктуры и их ресурсов поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в гарантийной поддержке по кредитам МСП при реализации проектов, информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях. Остро недостает таких объектов, как бизнес-инкубаторы, промышленные и бизнес-парки и т.п.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Здесь на первое место по востребованности мер поддержки для МСП выступает возможность получения гарантийного обеспечения по кредиту банка. Особенно остро нуждаются в этом начинающие предприниматели.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным, в основном, по причине отсутствия положительной кредитной истории и гарантийной поддержки.
Одним из основных инструментов анализа развития МСП с целью отслеживания тенденций и выявления проблем является мониторинг. В рамках настоящей Программы ежегодно проводится мониторинг как в разрезе отраслей, так и по общим вопросам и проблемам развития МСП. Выявленные по результатам мониторинга проблемы обсуждаются на круглых столах с целью определения оптимальных путей их решения.
Несмотря на достигнутые успехи в работе по поддержке малого бизнеса, большая часть предпринимателей информирована о программных мероприятиях поверхностно. Полученные в предыдущих периодах результаты мониторингов в большей степени свидетельствуют об отсутствии четкого понимания предпринимателями, в рамках каких проектов осуществлялись те или иные мероприятия. Соответственно, одной из задач Администрации Великого Новгорода при реализации настоящей Программы является более полное и масштабное информирование предпринимателей о реализуемых в ее рамках мероприятиях.
Необходимость разработки настоящей Программы и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлена рядом объективных факторов:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
имеющимся положительным опытом реализации предыдущих муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в Великом Новгороде.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы, целевые показатели
Основной целью настоящей Программы является улучшение условий для развития МСП в Великом Новгороде, способствующих:
устойчивому росту уровня социально-экономического развития Великого Новгорода и благосостояния населения;
формированию экономически активного среднего класса;
ускорению развития МСП в приоритетных для Великого Новгорода сферах деятельности;
занятости и самозанятости населения.
Основными задачами настоящей Программы являются:
развитие системы финансовой поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
наращивание потенциала субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, расширение ее состава, обеспечение эффективного взаимодействия с субъектами МСП;
преодоление административных барьеров на пути развития МСП;
совершенствование системы имущественной поддержки субъектов МСП;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МСП. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава МСП;
совершенствование системы получения МСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Великого Новгорода;
содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения;
содействие в обеспечении конкурентоспособности МСП.
Период реализации настоящей Программы - 2008-2010 годы.
Важнейшими целевыми показателями, отражающими характер развития МСП на территории Великого Новгорода, являются:
количество МСП на 1000 жителей;
доля занятых в сфере МСП в общей численности занятых на предприятиях Великого Новгорода;
доля налоговых поступлений от субъектов МСП в доходах бюджета Великого Новгорода;
уровень среднемесячной заработной платы в сфере МСП;
увеличение относительного объема собственных и привлеченных средств, вложенных МСП в экономику Великого Новгорода;
удельный вес инвестиций в основной капитал МСП в общем объеме инвестиций по Великому Новгороду;
удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающие производства, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) в общей численности МСП;
доля отгруженной МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме по Великому Новгороду.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации настоящей Программы, представлен в приложении 1.
Система программных мероприятий предусматривает восемь разделов:
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства;
3. Нормативно-правовое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
4. Развитие и поддержка инфраструктуры для сектора малого и среднего предпринимательства;
5. Информационная поддержка развития малого и среднего предпринимательства;
6. Создание благоприятного общественного климата;
7. Формирование кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;
8. Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Решением Думы Великого Новгорода от 7 мая 2009 г. N 382 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Настоящая Программа включает в себя 34 программных мероприятия: 22 мероприятия не предусматривают бюджетного финансирования, 12 - обеспечивается за счет средств бюджета Великого Новгорода. В целом на реализацию настоящей Программы требуется финансирование в размере 27,835 млн. рублей.
Структура распределения средств по годам в разрезе разделов Перечня программных мероприятий настоящей Программы представлена в нижеприведенной таблице.
Ресурсное обеспечение Программы
Наименование раздела |
Ресурсное обеспечение (млн. руб.) |
|||
Всего |
в том числе по годам |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства на приоритетных направлениях развития, указанных в Программе |
17,350 |
0,600 |
7,750 |
9,000 |
2. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства |
0,450 |
|
|
0,450 |
3. Нормативное правовое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства |
0,535 |
|
0,335 |
0,200 |
4. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства |
4,400 |
|
0,100 |
4,300 |
5. Информационная поддержка развития малого и среднего предпринимательства, создание благоприятного общественного климата |
4,600 |
|
1,940 |
2,660 |
6. Формирование кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства |
0,500 |
|
|
0,500 |
Итого |
27,835 |
0,600 |
10,125 |
17,110 |
5. Социально-экономические последствия реализации Программы
Реализация настоящей Программы окажет позитивное влияние на экономическую и социальную ситуацию в Великом Новгороде, будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов МСП и улучшению качества предоставляемых услуг. В рамках реализации настоящей Программы предполагается создать условия для обеспечения стабильной занятости населения в секторе малого и среднего бизнеса с увеличением числа субъектов МСП и увеличения налоговых поступлений от них в бюджет Великого Новгорода. Эффективность реализации настоящей Программы зависит от уровня финансирования ее мероприятий и их выполнения.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы представлены в нижеприведенной таблице.
Риски, связанные с реализацией Программы
Возможные риски |
Способ минимизации |
1 |
2 |
1. Изменения федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной поддержки МСП и предметов ведения органов местного самоуправления |
мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативно-правовых документов |
2. Недостаточность получаемой информации (от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) |
разработка методик и изучение опыта других территорий по оценке развития МСП в условиях неопределенности информации |
3. Недофинансирование мероприятий настоящей Программы |
определение приоритетов для |
4. Утеря актуальности мероприятий настоящей Программы |
анализ эффективности проводимых мероприятий. Перераспределение средств внутри разделов настоящей Программы |
5. Недоверие субъектов МСП к полезности и доступности мероприятий настоящей Программы |
постоянное информирование субъектов МСП об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний |
|
|
Решением Думы Великого Новгорода от 30 марта 2009 г. N 342 раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации настоящей Программы - это система программных мероприятий, скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Структура программных мероприятий, которые обеспечивают комплексный подход к достижению поставленных целей и решению задач всеми исполнителями настоящей Программы, представлена восьмью разделами.
Реализация настоящей Программы осуществляется посредством взаимодействия Администрации Великого Новгорода, ее структурных подразделений, Думы Великого Новгорода, общественных организаций предпринимателей и организаций инфраструктуры, специализирующихся на вопросах поддержки развития МСП. Привлечение организаций, не являющихся структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода, при реализации мероприятий настоящей Программы осуществляется на договорной основе.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего
предпринимательства
Оказание муниципальной поддержки каждому субъекту малого и среднего предпринимательства предусматривает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на получение поддержки, должны осуществлять приоритетные виды предпринимательской деятельности, определенные настоящей Программой.
Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечивается равный доступ к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными настоящей Программой.
Поддержка может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, если они:
1. Соответствуют условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которым к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. Зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Великого Новгорода;
3. Не имеют задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет Великого Новгорода.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на получение поддержки в рамках настоящей Программы, должны представить следующие документы:
1) документы, подтверждающие соответствие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
3) справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет Великого Новгорода.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены документы, необходимые для оказания поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Рассмотрение обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за поддержкой осуществляется в срок, не превышающий 30 дней.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации настоящей Программы комитет экономики Администрации Великого Новгорода представляет информацию о ходе выполнения и финансирования программных мероприятий Мэру Великого Новгорода в составе отчета по итогам социально-экономического развития Великого Новгорода.
Механизм реализации настоящей Программы также предусматривает ежегодный отчет перед Думой Великого Новгорода об ее исполнении.
Настоящая Программа считается выполненной и финансирование ее прекращается после выполнения программных мероприятий в полном объеме.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В результате реализации мероприятий настоящей Программы будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития МСП в Великом Новгороде:
1) показатели социально-экономической эффективности:
увеличение количества субъектов МП на 1000 жителей с 10 до 15 предприятий;
увеличение инновационного сегмента МП с 10 до 20 предприятий;
увеличение числа малых предприятий - исполнителей муниципального заказа на 30 %;
увеличение доли занятых в секторе МП в общей численности с 19 % до 21 %;
увеличение среднемесячной заработной платы в секторе МП с 8400 руб. до 15000 руб.;
увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал субъектов МП в общем объеме инвестиций с 3,1 % до 6 %;
увеличение удельного веса малых предприятий в сфере материального производства (обрабатывающие производства, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) в общей численности малых предприятий с 32 % до 35 %;
увеличение доли отгруженной субъектами МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме по Великому Новгороду с 32 % до 48 %;
2) показатель бюджетной эффективности - увеличение доли налоговых поступлений от субъектов МП в собственных доходах бюджета Великого Новгорода с 15 % до 25 %.
Достигнутые количественные показатели развития МП позволят получить качественные социальные результаты:
развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;
насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятий;
укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 5 сентября 2008 г. N 189 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде" на 2008-2010 годы" (с изменениями и дополнениями)
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 10 сентября 2008 г. N 22
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 26 августа 2010 г. N 754
Решение Думы Великого Новгорода от 28 мая 2010 г. N 690
Решение Думы Великого Новгорода от 28 декабря 2009 г. N 557
Решение Думы Великого Новгорода от 28 августа 2009 г. N 463
Решение Думы Великого Новгорода от 25 июня 2009 г. N 417
Решение Думы Великого Новгорода от 7 мая 2009 г. N 382
Решение Думы Великого Новгорода от 30 марта 2009 г. N 342
Решение Думы Великого Новгорода от 15 декабря 2008 г. N 245