В целях повышения эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в области, качественного снабжения тепловой энергией населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в Новгородской области на 2009-2013 годы" (далее Программа).
2. Рекомендовать теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим производство пеллет и топливного торфа в области, Администрациям муниципальных образований области организовать работу по выполнению мероприятий Программы.
3. Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области представлять информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Администрацию области ежегодно не позднее 20 января до 2014 года включительно.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Шалмуева А.А.
5. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области |
С.Г. Митин |
Областная целевая программа
"Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических
ресурсов в Новгородской области на 2009-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 21 мая 2009 г. N 157)
Паспорт программы
Наименование Программы: |
областная целевая программа "Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в Новгородской области на 2009-2013 годы". |
||||||
Правовая основа Программы: |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года"; Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении". |
||||||
Заказчик Программы: |
Администрация области. |
||||||
Разработчик Программы: |
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее комитет). |
||||||
Исполнители мероприятий Программы: |
Администрация области; |
||||||
комитет; | |||||||
комитет финансов Новгородской области; | |||||||
|
теплоснабжающие организации (по согласованию); |
||||||
|
организации, осуществляющие производство пеллет и топливного торфа (по согласованию); |
||||||
|
организация, отобранная в порядке, предусмотренном действующим законодательством; |
||||||
|
Администрации муниципальных образований области (по согласованию). |
||||||
Обоснование Программы: |
в области, как и в большинстве регионов России, в качестве основных энергоносителей в коммунальной сфере используются продукты переработки нефти, уголь и природный газ. При этом предприятия коммунального комплекса области используют привозное топливо, что ведет к непрогнозируемым рискам (скачки цен, зависимость от поставщиков, срывы сроков поставки и другие). Данная ситуация препятствует стабильности в обеспечении теплоснабжением населения, объектов социальной сферы и снижает показатели эффективности жилищно-коммунального хозяйства области. В то же время область располагает значительным потенциалом местных топливно-энергетических ресурсов в виде дров, отходов лесозаготовки, деревообработки и торфа (далее местные виды топлива), которые используются в ограниченных количествах. В коммунальном комплексе области эксплуатируются 609 котельных, в том числе 244 котельные работают на природном газе, 262 - на угле, 9 - на жидком топливе, 4 - на торфе, 81 - на дровах, щепе, 9 электрокотельных. Доля местных видов топлива, используемых котельными области, в балансе годового потребления топливно-энергетических ресурсов в настоящее время составляет 5,09 %. В составе местных видов топлива в области дрова обеспечивают 8645 тонн условного топлива в год (49,7 % от общего объема используемого местного топлива), топливная щепа - 2353 тонны условного топлива (13,5 %), торф - 6383 тонны условного топлива (36,8 %). Важными местными видами топлива, особенно в целях теплоснабжения, являются древесные отходы и низкосортная древесина - сырье для производства биотоплива (топливные гранулы - пеллеты). Переход к использованию биотоплива как к возобновляемому и экологически безопасному источнику энергии является одним из направлений энергосбережения. Пеллеты менее подвержены самовоспламенению, имеют содержание влаги меньше в 5 раз, а плотность в 1,5 раза больше по сравнению с дровами, что обеспечивает высокую теплотворную способность. Высокая и постоянная насыпная плотность, однородная форма позволяют легко транспортировать данное биотопливо на большие расстояния, автоматизировать процессы погрузки-разгрузки и сжигания топлива. Другим местным видом топлива является торф. Общие запасы торфа на территории области оцениваются в размере 1500,0 млн.тонн. Наиболее обеспечены торфяными ресурсами Батецкий, Новгородский и Хвойнинский районы. Торф является возобновляемым природным ресурсом, характеризуется низким содержанием серы и золы, в результате чего уменьшаются вредные выбросы при его сжигании. Использование топливного торфа (в том числе торфяные брикеты, пеллеты) в котельных позволяет автоматизировать процессы погрузки-разгрузки и сжигания топлива. В настоящее время в области работают 7 организаций, осуществляющих производство пеллет и топливного торфа. Расширение производства пеллет и топливного торфа позволит увеличить количество рабочих мест по заготовке сырья в отдаленных поселениях области, а перевод котельного оборудования на пеллеты и топливный торф приведет к ориентации их производителей на внутренний рынок. Местные виды топлива используются в 83 котельных, обеспечивающих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы, что составляет всего 15 % от общего числа котельных. Имеющиеся ресурсы используются не в полном объеме. В области из 21 района только 10 обеспечены природным газом, в 11 - население не имеет возможности использовать природный газ в качестве топлива, что тормозит развитие домостроения, в том числе и коттеджного. Использование на территории области в индивидуальном домостроении индивидуального котлового оборудования, работающего на биотопливе, позволит обеспечить теплоснабжение в домах в автоматическом режиме. |
||||||
Цели Программы: |
повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов; надежное и эффективное снабжение тепловой энергией сельских поселений области. |
||||||
Задачи Программы: |
повышение инвестиционной привлекательности области путем развития производства пеллет и топливного торфа на территории области; становление конкурентных договорных взаимоотношений в области обеспечения топливом коммунальной сферы; повышение надежности и устойчивости теплоснабжения потребителей области путем перевода котельного оборудования на расширенное использование местных топливно-энергетических ресурсов (пеллеты, топливный торф); использование более дешевого и экологически чистого топлива; уменьшение зависимости от привозных видов топлива; создание инфраструктуры хранения и доставки пеллет и топливного торфа конечным потребителям. |
||||||
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение 1 к Программе). Ежегодно Администрациями муниципальных образований области заключаются соглашения на выполнение мероприятий Программы с теплоснабжающими организациями, организациями, занимающимися производством пеллет, топливного торфа, (далее организации) в рамках намеченных ожидаемых результатов реализации Программы. Субсидии бюджетам муниципальных образований области на предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам организациям (далее субсидии) предоставляются согласно прилагаемым методике расчета и условиям предоставления субсидий (приложение 2 к Программе). Администрации муниципальных образований области ежегодно представляют в комитет заявки на участие в выполнении мероприятий Программы. Приказом комитета утверждается состав комиссии, которая осуществляет отбор муниципальных образований области и мероприятий, включенных в их заявки, с учетом выполнения следующих условий участия в Программе (далее условия участия в Программе): 1. Наличие долгосрочной целевой программы по модернизации коммунальной инфраструктуры муниципального образования области (мероприятия, включенные в заявку, должны быть отражены в указанной долгосрочной целевой программе). 2. Представление письменных обязательств Администрации муниципального образования области по софинансированию мероприятий в муниципальном образовании, указанных в строках 4, 6, 8 мероприятий Программы. 3. Наличие обращения Администрации муниципального образования области о предоставлении субсидий. 4. Отсутствие на территории муниципального образования области газовых распределительных сетей. Комиссия осуществляет отбор муниципальных образований области и предлагаемых ими мероприятий для включения в Программу исходя из следующих критериев: |
||||||
|
уровень газификации муниципального образования области; |
||||||
|
выполнение условий участия в Программе. |
||||||
|
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований области, рассчитанных в соответствии с методикой расчета и условиями предоставления субсидий, утверждается областным законом об областном бюджете. |
||||||
|
Планируется разработать проект областного закона о предоставлении за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки граждан, связанных с использованием в домовладениях котлового оборудования, работающего на биотопливе. |
||||||
Срок реализации Программы: |
2009-2013 годы. |
||||||
Объем и источники финансирования Программы: |
общий объем финансирования Программы составляет 592,0 млн.рублей.* (млн.рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Год Всего Средства областного Внебюджетные бюджета источники ----------------------------------------------------------- 2009 28,54 5,04 23,5 ----------------------------------------------------------- 2010 104,63 21,63 83,0 ----------------------------------------------------------- 2011 136,43 39,93 96,5 ----------------------------------------------------------- 2012 154,9 54,9 100,0 ----------------------------------------------------------- 2013 167,5 58,0 109,5 --------------------------------------------------------------------------------------------------- Итого * 592,0 179,5 412,5
|
||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы: |
увеличение к 2014 году (по сравнению с 2009 годом) доли использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов области для обеспечения теплоснабжения на 5-6 %; |
||||||
снижение зависимости объектов коммунальной сферы области от привозных видов топлива; | |||||||
повышение эффективности коммунального хозяйства области и доступности коммунальных услуг для населения путем перевода котельного оборудования, в том числе и в индивидуальном жилищном строительстве, на расширенное использование местных видов топлива; | |||||||
создание новых рабочих мест; | |||||||
|
повышение заинтересованности лесопользователей в организации поставок дровяного сырья и отходов лесозаготовок для использования в качестве биотоплива, а также увеличение полноты использования заготовляемого древесного сырья; |
||||||
|
увеличение объема производства пеллет: к 2011 году - до 20,9 тыс.тонн; к 2014 году - до 36,7 тыс.тонн; |
||||||
* - |
объем финансирования Программы корректируется ежегодно после заключения соглашений на выполнение мероприятий Программы с организациями и принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. |
||||||
|
увеличение объема производства топливного торфа: к 2011 году - до 24,0 тыс.тонн; к 2014 году - до 30,0 тыс.тонн; реконструкция (строительство) котельных, работающих на пеллетах, топливном торфе: 2009 год - 3 котельные; 2010 год - 12 котельных; 2011 год - 13 котельных; 2012 год - 17 котельных; 2013 год - 17 котельных. |
||||||
Система организации контроля за выполнением мероприятий Программы: |
организация общего контроля: организации и органы местного самоуправления области, участвующие в выполнении мероприятий Программы, представляют в комитет финансов Новгородской области отчет об использовании средств областного бюджета и в комитет отчет о выполнении мероприятий Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы обеспечивает комитет. |
Описание Программы
1. Финансово-экономическое обоснование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Для увеличения объема производства пеллет к 2011 году до 20,9 тыс.тонн, к 2013 году - до 36,7 тыс.тонн необходимо вложение финансовых средств в объеме не менее 50,5 млн.рублей на приобретение дополнительного оборудования. Ориентировочная стоимость полного комплекса оборудования производительностью 2,4 тыс.тонн пеллет в год составляет 8,5 млн.рублей, а производительностью 4,8 тыс.тонн пеллет в год - 10,5 млн.рублей.
Для проведения научного мониторинга, разработки научно-технических решений в области повышения эффективности использования местных видов топлива необходимо финансирование в объеме 330,0 тыс.рублей ежегодно (2009-2011 годы).
Для перевода котельных на пеллеты (2009 год - 3 котельные, 2010 год - 12 котельных, 2011 год - 13 котельных, 2012 год - 17 котельных, 2013 год - 17 котельных) необходимо вложение средств в объеме 300,0 млн.рублей (стоимость реконструкции котельной мощностью 1 МВт составляет ориентировочно 7 млн.рублей) и приобретение 4-х единиц техники для транспортировки пеллет и топливного торфа на сумму около 10,0 млн.рублей.
Для выполнения мероприятий Программы запланировано предоставление субсидий организациям на приобретение оборудования для реконструкции (строительства) котельных, работающих на пеллетах и топливном торфе, автотехники для транспортировки пеллет и топливного торфа, и организациям на приобретение машин и механизмов для производства пеллет и топливного торфа в объеме 179,5 млн.рублей (из расчета 20 % годовых на 3 года (среднесрочный кредит).
2. Ресурсное обеспечение Программы
Основным ресурсным обеспечением Программы является финансирование. Необходимый объем финансирования для реализации Программы представлен в паспорте Программы и составляет 592,0 млн.рублей.
Объем финансирования Программы корректируется ежегодно после заключения соглашений на выполнение мероприятий Программы с организациями, а также принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
3. Оценка экологических последствий от реализации мероприятий Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться в муниципальных образованиях области.
Экологическая экспертиза по каждому мероприятию Программы будет проводиться в каждом муниципальном образовании области на первом этапе (в стадии разработки рабочего проекта).
Предварительная оценка экологических последствий от реализации мероприятий Программы:
Наименование мероприятия |
Экологические последствия |
Реконструкция (строительство) котельных, работающих на пеллетах, топливном торфе |
Данный вид топлива является возобновляемым, экологически чистым, с содержанием золы не более 3 %, которую можно использовать как удобрение. При сжигании гранул в атмосферу выбрасывается ровно столько углекислого газа, сколько было поглощено растением во время роста, а выбросы летучих органических компонентов значительно снижены благодаря использованию современных технологий сжигания. Торф является возобновляемым природным ресурсом, характеризуется низким содержанием серы и золы, что дает низкий уровень вредных выбросов при его сжигании. Торф содержит значительно меньшее количество тяжелых металлов чем другие виды топлива. Переход к использованию биотоплива, как возобновляемому и экологически безопасному источнику энергии, является одним из направлений энергосбережения |
Производство пеллет |
При производстве пеллет никаких экологических изменений не произойдет. Увеличение полноты использования заготовляемого древесного сырья окажет положительное влияние на лесовосстановление |
Производство топливного торфа |
При производстве топливного торфа никаких экологических изменений не произойдет. После завершения процесса добычи торфоплощадки рекультивируются и используются под сельскохозяйственные угодья, лесонасаждения, вторичное заболачивание, пруды |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 21 мая 2009 г. N 157 "Об областной целевой программе "Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в Новгородской области на 2009-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 27 мая 2009 г. N 11
Постановлением Администрации Новгородской области от 31 марта 2011 г. N 124 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 29 октября 2010 г. N 525
Постановление Администрации Новгородской области от 28 сентября 2010 г. N 442
Постановление Администрации Новгородской области от 20 июля 2010 г. N 344
Постановление Администрации Новгородской области от 4 июня 2010 г. N 253
Постановление Администрации Новгородской области от 16 декабря 2009 г. N 480