В целях реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры на территории области Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Культура Новгородской области (2011-2013 годы)".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Главы администрации области |
А.Ф.Габитов |
Долгосрочная областная целевая программа
"Культура Новгородской области (2011-2013 годы)"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 30 сентября 2010 г. N 461)
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа "Культура Новгородской области (2011-2013 годы)" (далее Программа). |
Правовая |
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1; Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) постановление Правительства Российской Федерации от областной закон от 05.01.2004 N 226-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области". |
Заказчик |
комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области (далее комитет). |
Разработчики Программы: |
комитет. |
Исполнители Программы: |
комитет; органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области (по согласованию); государственное учреждение культуры "Новгородский областной Дом народного творчества" (далее областной Дом народного творчества); государственное учреждение культуры "Новгородская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих "Веда" (далее НОСБ "Веда"); государственное учреждение культуры и искусства "Государственный музей художественной культуры Новгородской земли" (далее ГМХКНЗ); областное автономное учреждение культуры "Новгородский областной Киносервис" (далее Киносервис); областное автономное учреждение "Центр развития культуры и туризма "Решение" (далее Центр развития культуры и туризма "Решение"); государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Новгородский областной центр подготовки кадров в сфере культуры" (далее областной центр подготовки кадров в сфере культуры); государственное учреждение культуры и искусства "Новгородская областная филармония" (далее Новгородская областная филармония); федеральное государственное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник (далее НГОМЗ) (по согласованию); государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее НовГУ) (по согласованию); региональная общественная благотворительная организация "Новгородский Фонд культуры" (далее Новгородский Фонд культуры) (по согласованию); Новгородская региональная общественная благотворительная организация инвалидов "Общество реабилитированных Новгородской области" (далее Общество реабилитированных Новгородской области) (по согласованию); Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз писателей России" (далее НРОООО "Союз писателей России") (по согласованию); Новгородская региональная организация Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" (далее НРОВТОО "Союз художников России") (по согласованию). |
Обоснование Программы: |
сфера культуры, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к функционированию в условиях развития рыночной экономики. Увеличился разрыв между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения, возникла проблема конкурентоспособности услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства. Причинами этого являются низкие темпы модернизации сферы культуры, недостаточная готовность ряда учреждений культуры и искусства к работе в условиях рынка и конкуренции за потребителя, разный уровень социально-экономического развития муниципальных районов области, отток квалифицированных кадров из районов области, отсутствие конкурентоспособных продуктов и услуг в сфере культуры области, неравномерная обеспеченность населения культурными благами в различных поселениях области из-за их отдаленности от районных центров. Программа направлена на поддержку социально значимых мероприятий в сфере культуры, создание современной материально-технической базы учреждений культуры и искусства и укрепление кадрового потенциала отрасли. Выполнение поставленных задач будет способствовать повышению качества организации досуга населения области, что окажет положительное влияние на качество жизни граждан. Эти задачи совпадают с приоритетами государственной политики и стратегией социально-экономического развития области. |
Цели |
сохранение культурного наследия Новгородской области; обеспечение широкого доступа всех слоев населения к культурным ценностям, продуктам и услугам в сфере культуры. |
Задачи |
развитие инфраструктуры сферы культуры (организация приобретения автотранспорта для государственных учреждений культуры и искусства, обеспечение пожарной безопасности государственных учреждений культуры и искусства, материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области); создание конкурентоспособных культурных продуктов и услуг для населения области; развитие кадрового потенциала сферы культуры; информационно-аналитическое обеспечение деятельности сферы культуры. |
Механизм реализации Программы: |
реализация Программы осуществляется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями на основе принципов программно-целевого и проектного управления (приложение к Программе). |
Сроки |
2011-2013 годы. |
Объемы и |
источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы составляет 38379,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 12793,0 тыс.рублей, в том числе субсидии городскому округу и муниципальным районам области - 2500,0 тыс.рублей; 2012 год - 12793,0 тыс.рублей, в том числе субсидии городскому округу и муниципальным районам области - 2500,0 тыс.рублей; 2013 год - 12793,0 тыс.рублей, в том числе субсидии городскому округу и муниципальным районам области - 2500,0 тыс.рублей. |
Ожидаемые конечные |
увеличить количество областных учреждений культуры и искусства, соответствующих требованиям пожарной безопасности, до 100,0 % к 2013 году; увеличить количество выездов в районы области работников государственных учреждений культуры и искусства в целях оказания практической и методической помощи на 5,0 % ежегодно; увеличить удельный вес населения области, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, до 448,0 % к 2013 году; создать условия для незрячих и слабовидящих граждан по доступу к библиотечным фондам, увеличив долю аудиовизуальных средств от общего количества единиц хранения библиотечного фонда до 45,0 % к 2013 году; увеличить количество посещений ГМХКНЗ и муниципальных музеев области (из расчета на 1 тыс.жителей) до 189 к 2013 году; активизировать участие мастеров народных художественных промыслов и ремесел в областном конкурсе, повысив число участников конкурса к 2013 году в 2 раза по отношению к числу мастеров народных художественных промыслов и ремесел, принимавших участие в конкурсе в 2010 году; повысить творческую активность работников учреждений культуры и искусства области, представителей общественных организаций и увеличить количество участников областного конкурса инновационных творческих проектов на 35,0 % к 2013 году; увеличить число посетителей художественных выставок на 30,0 % к 2013 году. |
Система |
контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель Главы администрации области, осуществляющий взаимодействие органов исполнительной власти области, организаций по вопросам культуры, туризма и архивного дела Новгородской области. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы исполнители Программы представляют информацию о ходе реализации Программы в комитет ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, до 2014 года включительно. Комитет направляет ежеквартальные отчеты о ходе реализации Программы в Администрацию области и экономический комитет Новгородской области до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, до 2014 года включительно. Исполнители Программы представляют годовой отчет о ходе реализации Программы в комитет ежегодно к 20 февраля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно. Комитет представляет отчеты о ходе реализации Программы с пояснительной запиской и приложением "Первоначальная оценка эффективности реализации долгосрочной областной целевой программы "Культура Новгородской области (2011-2013 годы)" в Администрацию области и экономический комитет Новгородской области ежегодно к 1 марта года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно. Отчет о реализации Программы заслушивается ежегодно на итоговой коллегии комитета. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках реализации Программы осуществляется в установленном законодательством порядке. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В настоящее время сфера культуры области оказалась наименее подготовленной к функционированию в условиях рыночной экономики. В связи с этим образовались проблемы увеличения разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения, качеством культурных услуг, конкурентоспособностью культурного продукта.
Одной из главных причин сложившейся ситуации является слабая материально-техническая база учреждений культуры и искусства. Особую тревогу вызывает противопожарное состояние государственных учреждений культуры и искусства.
В области наблюдается неравномерность уровня обеспеченности населения культурными благами Новгородской области, что связано с географической удаленностью многих сельских поселений от районных центров и социально-экономической ситуацией в районах области. Это нарушает конституционный принцип равного доступа граждан к культурным ценностям и информации и способствует оттоку молодых кадров из районов области. В результате исследований, проведенных по заказу комитета областным центром подготовки кадров в сфере культуры, установлено, что в муниципальных учреждениях культуры и искусства доля специалистов в возрасте до 30 лет составляет 17,2 %, доля специалистов предпенсионного и пенсионного возраста - 29,3 %.
Для решения проблемы закрепления молодых кадров в учреждениях культуры и искусства, развития заинтересованности всех специалистов учреждений культуры и искусства в повышении профессиональной компетенции предлагается проведение соответствующих конкурсов.
Для выравнивания уровня доступности культурных благ для жителей области необходимо приобретение автотранспорта для государственных учреждений культуры и искусства с целью оказания методической и практической помощи районам области, проведения областных мероприятий (выставки, выездные мастер-классы, зональные семинары, фольклорные экспедиции, кинофестивали).
В целях сохранения культурного наследия области предусматривается проведение мероприятий, направленных на издание энциклопедического словаря "Новгород XVIII-XX веков", книги Памяти жертв политических репрессий Новгородской области (600 экземпляров), поэтических сборников и альманахов поэтов и писателей области.
Во всех районах области развиваются песенные, хореографические, ремесленные, празднично-обрядовые, семейно-бытовые, хозяйственные и иные традиции народной культуры. Для решения проблемы трансляции традиционной народной культуры в жизнь современного общества предлагается проведение конкурса среди мастеров народных художественных промыслов и ремесел Новгородской области.
Для решения проблем повышения качества культурных услуг необходимо создание и продвижение конкурентоспособных продуктов и услуг:
музейная экспозиция "Дом Новгородского фарфора" позволит активизировать интерес к историческому прошлому Новгородской области, возвратив ей забытый бренд производства фарфора;
Международный фестиваль имени С.В.Рахманинова позволит активизировать интерес населения области к ее музыкальным традициям;
областной конкурс инновационных творческих проектов "Новгородика" направлен на расширение спектра услуг в сфере культуры, внедрение новых технологий и форм культурного обслуживания населения во всех сферах культурной деятельности.
Для решения проблемы разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения предлагается осуществление проектов, ориентированных на социально незащищенные слои населения - слабовидящих и незрячих граждан. Создание звуковой студии на базе НОСБ "Веда" позволит увеличить количество аудиовизуальных средств для указанной категории населения. Организация работы студии по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья "Делая глиняную игрушку - познаю мир" позволит удовлетворить культурные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для сокращения разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения, повышения качества культурных услуг, конкурентоспособности культурного продукта предлагается продвижение имиджа региона, организация информационного обеспечения сферы культуры. Это организация издания литературных произведений по истории и культуре Новгородской земли, организация проведения традиционной научно-практической конференции "Новгородика", организация участия профессиональных художников в художественных выставках в России и за рубежом, организация проведения выставок ведущих мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Новгородской области.
Решение указанных проблем будет способствовать повышению качества жизни населения области, что совпадает с приоритетами государственной политики и стратегией социально-экономического развития области.
Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать усилия на комплексном и системном решении приоритетных проблем сферы культуры на всей территории области в среднесрочной перспективе, обеспечить контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и достижением конечных результатов.
К наиболее серьезным проблемам можно отнести:
приостановление деятельности учреждений культуры и искусства по предписанию Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области по причине несоответствия требованиям пожарной безопасности;
нарушение принципа равного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;
нарушение единого информационного и культурного пространства на территории области;
дальнейшее снижение качества культурных услуг, конкурентоспособности культурного продукта, уровня обеспеченности населения культурными благами;
потеря квалифицированных кадров, работающих в отрасли культуры.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы является областной бюджет.
Общий объем финансирования Программы составляет 38379,0 тыс.рублей.
Дополнительных затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров и другие расходы не потребуется.
3.Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит создать конкурентоспособные культурные продукты и услуги, расширить их ассортимент, будет способствовать повышению качества жизни населения области, насыщению потребительского рынка услугами в сфере культуры.
Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам: |
|||
2010 (базовый) |
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Доля областных учреждений, соответствующих требованиям пожарной безопасности (%) |
54,0 |
54,0 |
69,0 |
100,0 |
2. |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях в области (%) |
445,0 |
446,0 |
447,0 |
448,0 |
3. |
Количество участников, принявших участие в областном конкурсе мастеров народных художественных промыслов и ремесел (чел.) |
15 |
20 |
25 |
30 |
4. |
Количество участников областного конкурса инновационных творческих проектов "Новгородика" (чел.) |
37 |
40 |
45 |
50 |
5. |
Доля аудиовизуальных средств в библиотечном фонде областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих "Веда" (%) |
41,0 |
42,0 |
43,5 |
45,0 |
6. |
Количество посещений музеев на 1 тыс.жителей (ед.) |
179,8 |
183,0 |
185,0 |
189,0 |
7. |
Количество выездов работников областных учреждений культуры и искусства в районы в целях оказания практической и методической помощи (ед.) |
250 |
265 |
280 |
295 |
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Культура Новгородской области (2011-2013 годы)"
Мероприятия Программы
* - установление уровня софинансирования расходов на приобретение оргтехники, мебели, библиотечного оборудования, средств технического оснащения, в том числе светового, звукоусилительного, сценического оборудования, кинооборудования, концертных костюмов, одежды сцены, музейно-выставочного оборудования, автотранспорта, компьютерной техники, программного обеспечения, оснащение учреждений локальными вычислительными сетями, проведение ремонтных работ, оснащение учреждений системами охранной и противопожарной безопасности определяется в соответствии с нормативными правовыми актами области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 30 сентября 2010 г. N 461 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Культура Новгородской области (2011-2013 годы)"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 26 ноября 2010 г. N 19
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 24 сентября 2013 г. N 200
Постановление Правительства Новгородской области от 23 сентября 2013 г. N 193
Постановление Правительства Новгородской области от 21 июня 2013 г. N 23
Постановление Администрации Новгородской области от 26 апреля 2013 г. N 243
Постановление Администрации Новгородской области от 4 марта 2013 г. N 112
Постановление Администрации Новгородской области от 10 декабря 2012 г. N 832
Постановление Администрации Новгородской области от 31 октября 2012 г. N 722
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 665
Постановление Администрации Новгородской области от 12 октября 2012 г. N 619
Постановление Администрации Новгородской области от 10 июля 2012 г. N 400
Постановление Администрации Новгородской области от 18 апреля 2012 г. N 203
Постановление Администрации Новгородской области от 12 апреля 2012 г. N 177
Постановление Администрации Новгородской области от 20 февраля 2012 г. N 69
Постановление Администрации Новгородской области от 7 декабря 2011 г. N 683
Постановление Администрации Новгородской области от 14 октября 2011 г. N 567
Постановление Администрации Новгородской области от 23 сентября 2011 г. N 474
Постановление Администрации Новгородской области от 6 мая 2011 г. N 177
Постановление Администрации Новгородской области от 29 марта 2011 г. N 116