Решением Думы Великого Новгорода от 31 июля 2009 г. N 438 в преамбулу настоящего решения внесены изменения
В целях создания условий для гармоничного развития личности на основе сохранения единого культурного пространства на территории Великого Новгорода и доступа граждан к культурным ценностям и информации в сфере культуры, продвижения Великого Новгорода как культурного центра и развития его культурного потенциала, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2006 года N 84 "О праздновании 1150-летия основания г. Великий Новгород", постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 годы)", областными законами от 01.12.2008 N 415-ОЗ "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Новгородской области", от 05.01.2004 N 226-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области", решениями Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 N 303 "Об утверждении Плана социально-экономического развития Великого Новгорода на 2006-I полугодие 2009 года", от 26.01.2006 N 244 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Первоочередные мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода (2006-2008 годы)" Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Культура Великого Новгорода (2007-2010 годы)".
2. Предусматривать при формировании бюджетов Великого Новгорода на 2007-2010 годы в их расходной части средства на реализацию указанной Программы.
3. Контроль за исполнением указанной Программы возложить на Администрацию Великого Новгорода.
4. Установить сроки представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о ходе реализации указанной Программы ежегодно до 1 марта и отчета об исполнении указанной Программы - I квартал 2011 года.
5. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И. Гражданкин |
Муниципальная программа
"Культура Великого Новгорода (2007-2010 годы)"
(утв. решением Думы Великого Новгоода
от 23 ноября 2006 г. N 400)
31 июля, 28 декабря 2009 г., 30 сентября 2010 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 31 июля 2009 г. N 438 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование муниципальная Программа "Культура Великого Новгорода
Программы (2007-2010 годы)"
Разработчики комитет культуры и молодежной политики Администрации
Программы Великого Новгорода, муниципальные учреждения культуры и
искусства и дополнительного образования детей
Основание для Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
разработки принципах организации местного самоуправления в Российской
Программы Федерации"
областная целевая программа "Культура Новгородской области
(2006-2010 годы)",утвержденная постановлением Администрации
Новгородской области от 06.03.2006 N 110
Концепция развития сферы культуры и искусства в Великом
Новгороде на 2003-2010 годы, утвержденная решением Думы
Великого Новгорода от 24.04.2003 N 532 (в редакции решения
Думы Великого Новгорода от 26.10.2006 N 378)
Положение о порядке осуществления библиотечного
обслуживания населения Великого Новгорода, утвержденное
решением Думы Великого Новгорода от 22.09.2005 N 179
Правовые Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1
основы "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Программы Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1
"Об образовании"
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О
библиотечном деле"
Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2006
года N 84 "О праздновании 1150-летия основания г. Великий
Новгород"
постановление Правительства Российской Федерации от 8
декабря 2005 года N 740 "О федеральной целевой программе
"Культура России (2006-2010 годы)"
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11
апреля 2006 года N 500-р "Об организационном комитете по
подготовке и проведению празднования 1150-летия основания
г. Великий Новгород"
областной закон от 01.12.2008 N 415-ОЗ "О библиотечном деле
и обязательном экземпляре документов в Новгородской
области"
областной закон от 05.01.2004 N 226-ОЗ "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) на
территории Новгородской области"
решение Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 N 303 "Об
утверждении Плана социально-экономического развития
Великого Новгорода на 2006-I полугодие 2009 года"
решение Думы Великого Новгорода от 26.01.2006 N 244 "Об
утверждении муниципальной целевой программы "Первоочередные
мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания
населения Великого Новгорода" (2006-2008 годы)
Исполнители комитет культуры и молодежной политики Администрации
Программы Великого Новгорода, муниципальные учреждения культуры и
искусства и дополнительного образования детей
Цели создание условий для гармоничного развития личности на
Программы основе сохранения единого культурного пространства на
территории Великого Новгорода и доступа граждан к
культурным ценностям и информации в сфере культуры
развитие культурного потенциала Великого Новгорода
продвижение Великого Новгорода как культурного центра
Задачи сохранение и развитие потенциала сферы культуры как одного
Программы из основных ресурсов развития Великого Новгорода и
подготовки к его 1150-летию и Международным Ганзейским дням
создание условий для обеспечения доступа населения к
культурным ценностям, информационным ресурсам библиотек
формирование, закрепление и развитие культурных
потребностей населения в получении культурных услуг
сохранение кадрового потенциала сферы культуры Великого
Новгорода, повышение уровня профессиональных знаний
работников культуры
создание условий для организации досуга и обеспечения
населения услугами учреждений культуры
создание условий для организации предоставления
дополнительного образования, интеллектуального и
творческого развития детей и юношества
поддержка профессионального искусства и самодеятельного
творчества
совершенствование единого информационного пространства
укрепление и модернизация материально-технической базы
учреждений культуры и дополнительного образования детей
нормативно-правовое обеспечение в области культуры
подготовка условий для перехода к модели развивающей
городской культурной среды
совершенствование управления в сфере культуры
Сроки 2007-2010 годы
реализации
Программы
Механизм Реализация Программы осуществляется в соответствии с
реализации прилагаемыми мероприятиями на основе принципов программно
Программы целевого метода управления
Объемы и при формировании бюджетов Великого Новгорода на 2007-2010
источники годы в их расходной части предусматриваются средства на
финансировани реализацию Программы. Дополнительно будут привлекаться
я Программы средства областного и федерального бюджетов в рамках
целевых Программ, внебюджетные средства муниципальных
учреждений культуры, искусства и дополнительного
образования детей
Организация отчет о реализации Программы заслушивается ежегодно в
контроля феврале на конференции "Итоги и перспективы развития
за сферы культуры Великого Новгорода" (далее - итоговая
реализацией конференция). Исполнители Программы представляют информацию
Программы о ходе реализации Программы в комитет культуры и молодежной
политики Администрации Великого Новгорода ежегодно к 1
февраля, отчеты о ходе реализации Программы представляются
в Администрацию Великого Новгорода ежегодно к 15 февраля, в
Думу Великого Новгорода - к 20 февраля. Контроль за
расходованием бюджетных средств в рамках реализации
Программы осуществляет комитет финансов Администрации
Великого Новгорода
Ожидаемые сохранение и развитие потенциала сферы культуры как одного
результаты из основных ресурсов развития Великого Новгорода
реализации стабилизация кадрового состава и повышение
Программы профессионального уровня работников в сфере культуры
улучшение социального обеспечения работников сферы культуры
повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых
населению в сфере культуры и образования; перевод части
ресурсов сферы культуры в туристский продукт
повышение информированности населения о деятельности в
сфере культуры
улучшение условий для духовного развития и творческой
самореализации новгородцев
создание условий для ранней профессиональной ориентации
детей в сфере дополнительного образования
повышение эффективности системы управления в сфере
культуры, развитие нормативно-правовой базы
укрепление материально-технической базы отрасли, оснащение
учреждений культуры новым современным оборудованием
I. Анализ современного состояния сферы культуры
и обоснование необходимости применения программных методов
Великий Новгород является одним из уникальных российских городов, обладающих богатым культурно-историческим наследием, сложной, глубокой и разнообразной социокультурной и экономической средой, нуждающейся в развитии при сохранении баланса между традициями и обновлением. Развитие сферы культуры Великого Новгорода невозможно без определения стратегических подходов и использования программно-целевых методов управления. Актуальность разработки программы в области культуры продиктована рядом требований: необходимостью совершенствования культурной политики, приведения содержания, форм и методов деятельности в области культуры в соответствие с современными представлениями о культуре и потребностями населения, трансформацией роли государства и реальными социально-экономическими условиями, изменениями в законодательных актах Российской Федерации и реформированием местного самоуправления.
Мир, в котором действует сфера культуры Великого Новгорода, быстро меняется: усиливается влияние процессов глобализации и медиатехнологий, растет коммерческий сектор и общественная активность граждан. Во многих российских регионах сфера культуры признается значимым фактором конкурентоспособности города в целом. В этих условиях сфера культуры оказывается перед необходимостью модернизации модели своего развития, укрепления партнерства и совершенствования механизма взаимодействия. Эта задача решается через выработку и реализацию системы приоритетов в области культуры программно-целевыми методами управления.
При разработке настоящей Программы в качестве ключевой позиции выступает подготовка и проведение в 2009 году празднования 1150-летия основания Великого Новгорода и международного форума "Ганзейские дни нового времени" - культурной акции европейского масштаба. Эти события - значительные культурные явления не только для Великого Новгорода, но и для России - являются средствами привлечения ресурсов, активизации культурной жизни, развития туризма, позиционирования культуры Великого Новгорода как общенационального достояния. Настоящая Программа не дублирует документы по подготовке и проведению этих событий, а сопровождает и обеспечивает выполнение их культурной составляющей, создавая условия для укрепления культурного потенциала Великого Новгорода.
Великий Новгород имеет широко разветвленную и хорошо структурированную сеть учреждений культуры, обеспечивающих разнообразные потребности населения. На его территории расположены 13 муниципальных учреждений, 12 государственных учреждений, 7 учреждений других ведомств, частные учреждения и организации кино, шоу-бизнеса, туризма. Они охватывают сферы досуга, дополнительного образования, профессионального и самодеятельного искусства, информационно-библиотечного обслуживания.
Приоритетными направлениями в области культуры, которые будут поддержаны и в ходе реализации настоящей Программы, являются:
деятельность учреждений культуры в соответствии с приоритетами развития городского сообщества и уникальностью историко-культурной среды;
развитие общегородских праздников как особого зрелищного синтетического жанра (День города, Масленица, праздники народного календаря и т.д.);
проведение международных фестивалей и конкурсов (международный музыкальный фестиваль им. С.В. Рахманинова, международный конкурс юных пианистов им. С.В. Рахманинова, международный театральный фестиваль "Царь-сказка");
гастрольно-концертная деятельность;
организация выставочной деятельности.
Несмотря на условия жесткого финансового дефицита, низкий статус сферы культуры по сравнению с другими сферами, слабую государственную поддержку, разрушение материально-технической базы успешная деятельность в этих направлениях обеспечила сохранение достаточно высокого потенциала сферы культуры в Великом Новгороде. Уровень культурного потенциала в настоящий момент может быть оценен по признанному авторитету учреждений культуры, их постоянной востребованности среди населения.
Одной из сильных сторон муниципальной сферы культуры является развитая сеть муниципальных учреждений. На сегодняшний день в Великом Новгороде функционирует 4 муниципальных учреждения культуры ("Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город", "Городские библиотеки", "Новгородский городской Дворец культуры", "Городской Центр культуры и досуга имени Н.Г. Васильева"), 6 муниципальных учреждений дополнительного образования детей ("Детская музыкальная школа им. А.С. Аренского", "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова", "Новгородская детская музыкальная школа им. Д.Б. Кабалевского, "Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского", "Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора", "Новгородская детская художественная школа"), 3 муниципальных учреждения культуры и искусства ("Новгородский театр для детей и молодежи "Малый", "Городской духовой оркестр", "Центр музыкальной культуры им. С.В. Рахманинова"), а также автономные некоммерческие организации "Центр культуры В.И. Поветкина "Музыкальные древности" и "Школа традиционной культуры "Параскева". Формирование единого культурного пространства Великого Новгорода обеспечивается централизованным управлением, наличием ряда документов, утвержденных Думой Великого Новгорода, участием в межведомственных, межотраслевых программах, интегрированием с другими отраслями Великого Новгорода и региона, проведением культурных мероприятий международного и всероссийского уровня.
Населению Великого Новгорода сфера культуры предлагает устоявшуюся систему востребованных культурных и образовательных услуг, что является одним из ее преимуществ. Кроме того, необходимо отметить результаты культурной деятельности в области духовного, гуманитарного и культурного образования детей и подростков, патриотического воспитания новгородцев, значительную роль учреждений культуры в организации досуга всех групп населения, профилактике асоциального поведения, коррекции психологии и побуждении к нравственности детей и подростков.
В области профессионального искусства приобщение жителей Великого Новгорода к искусству, воспитание их эстетической, художественной и нравственной культуры воплощается в деятельности, прежде всего, муниципального учреждения культуры и искусства "Новгородский театр для детей и молодежи "Малый". Он играет существенную роль в формировании театральных традиций Великого Новгорода, а его успех на различных международных и российских фестивалях - результат устойчивой востребованности новгородским зрителем. В 2005 году сыграно 158 спектаклей, количество зрителей - 12134 человека, из них 10786 - дети. Международный театральный фестиваль "Царь-сказка", проводимый каждые два года, собирает лучшие спектакли в жанре сказки, мифа, легенды, подтверждая статус древней новгородской земли как родины российских культурных традиций и первых русских актеров. Традиция проведения этого фестиваля в Великом Новгороде и поддержка народно-поэтического жанра сказки служит реальной основой для развития культурного ресурса Великого Новгорода как туристского центра.
Традиции музыкальной жизни Великого Новгорода поддерживаются деятельностью муниципальных учреждений культуры и искусства "Городской духовой оркестр" и "Центр музыкальной культуры им. С.В. Рахманинова". В 2005 году состоялось 64 концертных выступления оркестра, которые посетили 28000 зрителей, подтверждая устойчивую любовь горожан к духовой музыке, сохраняющей в современном мире не только духовное, но и общественное значение. Центром музыкальной культуры им. С.В Рахманинова организовано 15 культурно-просветительских мероприятий и 21 концерт, собравший 3270 слушателей. Большой вклад сделан в увековечение памяти С.В. Рахманинова: организация Международного музыкального фестиваля им. С.В. Рахманинова, других культурных мероприятий, благоустройство мемориальных мест, что может быть использовано при внедрении системы брендов и позиционирования Великого Новгорода на международной арене.
На фоне изменений в структуре досуга новгородцев и бурного развития коммерческих структур, готовых заниматься организацией отдыха горожан, работа двух муниципальных культурно-досуговых учреждений характеризуется разносторонним объемом деятельности и ростом показателей (в 2005 году проведено более 1400 мероприятий, количество посетителей - более 400 тысяч человек). Напряженность их функционирования в последние годы обусловлена возрастающей остротой конкурентного диалога между учреждениями культуры, средств массовой информации, туризма, игорного бизнеса, новых массовых электронных услуг, борьбой за ресурс свободного времени при устойчивом снижении численности населения и недостаточном уровне ресурсного обеспечения сферы.
Происходит дифференциация поставщиков и потребителей досуговых услуг: фитнес-клубы, бизнес-центры, дискотеки, казино, кафе, бары, ночные клубы ориентируются, прежде всего, на платежеспособное население. Муниципальные учреждения культуры и досуга, в большей степени, работают на детей, молодежь, людей пожилого возраста. Из 116 клубных формирований, которые насчитывают более двух тысяч участников, около половины специализируются на работе с детьми и подростками.
Самодеятельное художественное творчество, реализуемое через организацию работы кружков и студий на базе этих учреждений, помогает удерживать уровень культуры досуга и сохранять лучшие традиции качественного активного отдыха горожан. Каждый год в Великом Новгороде совместно с областными учреждениями культуры и городскими образовательными учреждениями проводятся фестивали хореографического и театрального искусства, детского вокального творчества, моды и дизайна, выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
На базе культурно-досуговых учреждений работает 24 народных (образцовых) коллектива, в которых занимается около 700 человек. Именно эти коллективы являются потенциальным ресурсом для подготовки конкурентоспособного культурного продукта для туристского рынка, который пока не сформирован.
В Великом Новгороде сохраняется и развивается сложившаяся система художественного образования детей. Деятельность муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых обучается около 2000 человек, направлена на расширение спектра образовательных услуг и обеспечение их высокого качества. Помимо решения образовательных задач, школы выполняют воспитательную функцию, включающую эстетическое и интеллектуальное развитие, организацию содержательного досуга, профилактику и коррекцию асоциального поведения детей и подростков. Школы занимаются поиском современных форм музыкального воспитания и, сохраняя лучшие традиции академичности, вводят новые специализации, разрабатывают образовательные услуги, соответствующие реальному спросу населения, ориентируются на новые сегменты потребителей (дети раннего дошкольного возраста, взрослое население).
Деятельность муниципального учреждения дополнительного образования детей "Новгородская детская школа русского фольклора" направлена на изучение традиционной новгородской певческой, хореографической, инструментальной культуры, народных ремесел, форм бытования, передачу традиционного исполнительского мастерства юным новгородцам. Коллектив школы работает над созданием архива на основе материалов этнографических экспедиций. Учреждение является методическим центром для преподавателей фольклорных отделений школ области.
В муниципальном учреждении дополнительного образования детей "Новгородская детская художественная школа" ведется опытно-экспериментальная работа, которая характеризуется переходом к новому состоянию - занятия по скульптуре и декоративно-прикладному искусству переходят в сферу освоения технологий производства изделий и создания нового туристского продукта. Деятельность учреждений выходит за рамки муниципального уровня и имеет широкое признание не только в Новгородской области, но и далеко за ее пределами.
Особенное значение для местного сообщества имеет организация доступа к информационным ресурсам, обеспечивая право граждан на информацию. Муниципальные библиотеки Великого Новгорода в 2005 году обслужили 67,8 тыс. читателей (586 тыс. посещений), предоставив им в пользование 1581 тыс. экземпляров документов. В работу библиотек внедряются информационно-коммуникационные технологии, в 2006 году начата реализация муниципальной целевой программы "Первоочередные мероприятия по модернизации библиотечного обслуживания населения Великого Новгорода на 2006-2008 годы". Большой интерес у населения вызывают культурно-просветительские программы и проекты поддержки чтения, что значительно обогащает интеллектуальную и духовную жизнь Великого Новгорода. Муниципальные библиотеки остаются жизнеспособными учреждениями с востребованным населением широким спектром услуг.
Один из ориентиров муниципальной культурной политики последних лет - развитие культурно-познавательного туризма и повышение туристской привлекательности Великого Новгорода. В этой связи активизируется издательская деятельность, направленная на продвижение его имиджа (за 3 года выпущено около 40 краеведческих изданий). Открываются музеи и музейные экспозиции на базе муниципальных учреждений культуры, носящих имена известных деятелей культуры и искусства Новгородского края, реализуются международные обмены. Организация традиционных городских праздников (День города, Масленица) и праздников народного календаря вносит свой вклад в развитие событийного туризма в Великом Новгороде. Уделяется внимание развитию традиционной народной культуры, в том числе новгородских ремесел как интерактивных форм работы с туристами.
Вместе с тем, на фоне социальных изменений, ухудшающейся демографической ситуации снижается уровень культурных потребностей населения Великого Новгорода, общий уровень культурных запросов молодежи, качество образования и воспитания применительно к культуре. Из-за отсутствия стратегической линии развития Великого Новгорода, четких ориентиров в сфере туризма практически не используются потенциальные возможности сферы культуры для формирования качественного продукта для туристов и гостей Великого Новгорода.
На организационном уровне культурной деятельности наблюдается ведомственная разобщенность, слабые связи с научными учреждениями, системами образования, воспитания, дублирование, внутренняя конкуренция между учреждениями, слабая поддержка учреждений органами управления сферы культуры. В Великом Новгороде отсутствует заметная поддержка инновационных проектов, вследствие чего новые творческие формы культурной деятельности внедряются с большими трудностями и фрагментарно (на уровне отдельных учреждений), не разрабатываются совместные и инвестиционные проекты. Маркетинговая деятельность в сфере культуры не развита: отсутствуют маркетинговые исследования, нет регулярного мониторинга, социальной рекламы, поддерживающей сферу культуры, отсутствует эффективный механизм регулирования качества и цены услуг. Остаточный принцип бюджетного финансирования, отсутствие средств на развитие по всем направлениям культурной деятельности - фактор, находящийся вне контроля органов управления сферой культуры, но имеющий огромное влияние на результат.
Острейшими проблемами в настоящее время является разрушение материально-технической базы и кадровое обеспечение сферы культуры.
По данным на 1 января 2006 года в муниципальных учреждениях культуры, искусства и дополнительного образования детей работает 632 человека, среди которых специалистов с высшим образованием более 51 %, со средним специальным - 40 %, средним - 9 %. Возрастная структура работников учреждений культуры достаточно однородна: до 30 лет - 21 %, 31-40 лет - 23 %, 41-50 лет - 31 %, 51-60 лет - 20 %, старше 60 лет - 5 %, при этом 82 % составляют женщины. Вместе с тем, ситуация осложнена высокой текучестью кадров. Это вызвано, прежде всего, низким уровнем заработной платы и недостаточным уровнем социальных гарантий для специалистов сферы культуры, что существенно снижает имидж работника культуры и интерес подрастающего поколения к этой профессии. Существует реальная опасность потери высококвалифицированных кадров в связи с переходом специалистов в другие сферы, в том числе в коммерческие структуры. В данный момент в муниципальной сфере культуры уже отсутствуют работники определенных специализаций. Без повышения престижа и социального статуса работника сферы культуры, связанного, в первую очередь, с уровнем оплаты его труда, невозможно развитие сферы культуры, основанной на человеческом факторе в целом.
Одним из приоритетных направлений кадровой политики в сфере культуры Великого Новгорода декларировалось непрерывное обучение и повышение квалификации, эффективность которого снижалась из-за вышеперечисленных факторов. Тем не менее, сегодняшний феномен стабильной притягательности учреждений культуры, искусства и дополнительного образования детей для населения во многом объясняется постоянным обновлением профессиональных знаний. Обучение в сфере культуры - это непрерывная профессиональная учеба, являющаяся неотъемлемой частью профессиональной деятельности; именно в овладении знаниями и совершенствовании навыков кроются истоки доверия, симпатии и авторитета сферы культуры у горожан.
Недостаточное выделение средств на укрепление материально-технической базы негативно влияет на развитие и конкурентоспособность учреждений культуры, искусства и дополнительного образования детей, оставаясь одной из самых сложных проблем. Несмотря на проводимые текущие ремонты (в 2005 году на сумму более 3 млн. рублей за счет бюджетных и внебюджетных средств), без увеличения финансирования не удастся решить проблему значительного износа материально-технической базы. Необходимо привести ее в соответствие с современными запросами и требованиями, приобрести новые и заменить устаревшие, а также пришедшие в негодность ресурсы (книги, инструменты, костюмы, сооружения), которые до сих пор вынужденно используются для производства услуг и негативно влияют на их качество. В преддверии подготовки к 1150-летию основания Великого Новгорода и международного форума "Ганзейские дни нового времени" необходимо найти решение этой проблемы, так как материальный фундамент - это определяющий показатель результативности деятельности учреждений культуры при организации юбилейных мероприятий.
Одной из актуальных является проблема совершенствования финансового обеспечения в области культуры. В настоящее время финансирование учреждений осуществляется на основе функционально-отраслевого подхода и частично на основе формирования и размещения муниципального социального заказа. В бюджете Великого Новгорода отсутствует гарантированный минимум на развитие сферы культуры и нормативы на основные виды деятельности. Увеличение бюджетных ассигнований идет за счет увеличения тарифов на энергоносители, применения коэффициента инфляции, увеличения заработной платы по единой тарифной сетке. Проблемным является определение баланса между коммерческой и некоммерческой деятельностью учреждений культуры.
В сфере управления культурной деятельностью также необходимы новые схемы, учитывающие изменения в законодательстве, в т.ч. будущие изменения организационно-правовой формы ряда учреждений культуры, постепенный переход от сложившейся системы финансирования учреждений к финансированию конкретных проектов и муниципальных социальных заказов. На данном этапе необходимо повышать эффективность деятельности и управления за счет развития партнерских механизмов, открытости, доступности, целеустремленного вовлечения ресурсов в сферу культурных связей российского и международного уровня, представительских функций и развитие культурного туризма.
Сложившаяся в прошедший период модель управления и развития культуры устарела и требует принципиальных изменений. Одно из стратегических назначений Программы - создание предпосылок для определения оптимальной структуры управления. Перспективой Великого Новгорода в будущем является переход к модели развивающей культурной среды. Реальность его зависит от многих факторов, которые лишь частично отражены в настоящей Программе и находятся вне контроля органов управления культурой.
На данный момент Программа закрепляет основные достижения муниципальной сферы культуры и, будучи ограниченной жестким минимумом финансовых средств, создает условия ее первичного ресурсного обеспечения. Программа поддерживает практику конкурсного распределения выделяемых бюджетных ассигнований на конкретные проекты в сфере культуры, развитие софинансирования и договорных форм с субъектами культурной инициативы в реальной управленческой деятельности. Это позволит, в основном, сохранить уровень конкурентоспособности культуры Великого Новгорода на фоне других российских регионов и создаст предпосылки для перехода в следующем десятилетии к модели развивающей культурной среды. Меры, ориентированные на повышение интереса и привлекательности деятельности в сфере культуры и поддержку творческих инициатив, обеспечат комплексность результатов.
II. Принципы, цели и задачи Программы
Исходя из принципа, определяющего развитие культуры как одного из факторов развития Великого Новгорода, городского сообщества и личности, целями настоящей Программы являются:
создание условий для гармоничного развития личности на основе сохранения единого культурного пространства на территории Великого Новгорода и доступа граждан к культурным ценностям и информации в сфере культуры;
развитие культурного потенциала Великого Новгорода;
продвижение Великого Новгорода как культурного центра.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
сохранение и развитие потенциала сферы культуры как одного из основных ресурсов развития Великого Новгорода и подготовки к 1150-летию его основания и международному форуму "Ганзейские дни нового времени";
создание условий для обеспечения доступа населения к культурным ценностям, информационным ресурсам библиотек;
формирование, закрепление и развитие культурных потребностей населения в получении культурных услуг;
сохранение кадрового потенциала сферы культуры Великого Новгорода, повышение уровня профессиональных знаний работников культуры;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами учреждений культуры;
создание условий для организации предоставления дополнительного образования, интеллектуального и творческого развития детей и юношества;
поддержка профессионального искусства и самодеятельного творчества;
совершенствование единого информационного пространства;
укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования;
нормативно-правовое обеспечение в области культуры;
подготовка условий для перехода к модели развивающей городской культурной среды;
совершенствование управления в сфере культуры.
III. Система управления Программой и мониторинг качества ее
выполнения
Основные исполнители настоящей Программы: комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода, муниципальные учреждения культуры, искусства и дополнительного образования детей. Настоящая Программа предусматривает взаимодействие и взаимосвязь со всеми социальными партнерами, социально-экономическими отраслями Великого Новгорода и может выступать основой для разработки межведомственных программ, совместных проектов учреждений культуры, образования и дополнительного образования, других организаций и учреждений на территории Великого Новгорода.
Настоящая Программа необходима для реализации муниципальной культурной политики, согласования действий структурных подразделений Администрации Великого Новгорода при принятии управленческих решений и выборе приоритетных направлений по распределению ресурсов. Она представляет интерес для хозяйствующих субъектов Великого Новгорода и внешних инвесторов, принимающих решения о своем развитии на перспективу и выдвигающих долгосрочные проекты. Программа делает попытки сформировать механизм стратегического партнерства в Великом Новгороде.
В ходе управления настоящей Программой и проведения мониторинга качества ее выполнения решаются следующие задачи:
обеспечение планомерного проведения мероприятий;
оценка степени достижения целей и ожидаемых результатов;
концентрация ресурсов на целевых установках;
сбор информации для уточнения и корректировки Программы;
нормативно-правовое обеспечение.
Основные функции управления настоящей Программой распределяются следующим образом:
комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода - заказчик-координатор настоящей Программы, разрабатывающий в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения ее мероприятий, перечень критериев и показателей для контроля ее реализации, - осуществляет постоянный мониторинг и координацию программной деятельности, привлекает институты гражданского общества к разработке и реализации программных мероприятий. Он несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
руководители муниципальных учреждений культуры, искусства, дополнительного образования детей Великого Новгорода организуют разработку программ, проектов и планов учреждений с учетом задач настоящей Программы, вносят дополнения в перечень критериев и показателей в связи с актуальными задачами учреждений, отвечают за достоверность данных, несут ответственность за исполнение настоящей Программы.
Для создания и закрепления стратегического уровня управления (планирования) формируется структура управления, включающая:
рабочие группы по основным направлениям и комплексным проблемам развития;
ежегодная итоговая конференция и другие виды общественных слушаний.
Рабочие группы создаются из представителей заинтересованных организаций для глубокой проработки основных стратегических направлений и отдельных этапов. Состав групп утверждается приказом комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода.
Два раза в год проводятся встречи групп (по определенной проблематике) для рассмотрения хода реализации этапов настоящей Программы. По итогам заседаний готовится сводный аналитический отчет о ходе ее реализации.
В задачи рабочих групп входят:
подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития;
непосредственная разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий стратегического плана;
представление разделов стратегического плана (частной стратегии) для обсуждения на итоговой конференции или общественных слушаниях;
привлечение экспертов и специалистов по проблемам развития социальных структур;
общее методическое руководство реализацией настоящей Программы;
оценка содержания частных стратегий и отдельных предложений, поступающих в адрес разработчиков стратегического плана;
разработка предложений о корректировке или разработке нового стратегического плана;
обеспечение координации при разработке и реализации межведомственных межотраслевых программ и проектов;
подготовка к изданию материалов по стратегическому планированию, организация взаимодействия со средствами массовой информации, создание и обновление сайтов в сети Интернет.
Итоговая конференция и другие виды общественных слушаний проводятся с целью обсуждения и уточнения плана действий в рамках настоящей Программы.
На итоговой конференции:
принимаются ключевые решения;
рассматриваются и утверждаются стратегические направления плана действий;
принимаются решения о необходимости корректировки или разработки нового плана действий.
IV. Оценка эффективности реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации настоящей Программы представлены качественными и количественными показателями.
Важнейшими целевыми показателями комплексного характера являются:
расширение спектра услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры;
рост количества инновационных творческих проектов в сфере культуры;
создание конкурентоспособных туристических культурных продуктов и увеличение их числа;
рост числа межведомственных проектов, реализуемых муниципальными учреждениями культуры совместно с партнерскими организациями.
Социально-экономический эффект от реализации настоящей Программы выражается такими категориями, как:
сохранение и развитие потенциала сферы культуры как одного из основных ресурсов развития Великого Новгорода;
стабилизация кадрового состава и повышение профессионального уровня работников в сфере культуры;
улучшение социального обеспечения работников в сфере культуры;
повышение качества и разнообразия предоставляемых населению культурных и образовательных услуг;
перевод части культурных ресурсов Великого Новгорода в туристский продукт;
повышение информированности населения о деятельности в сфере культуры;
улучшение условий для духовного развития и творческой самореализации новгородцев;
создание условий для ранней профессиональной ориентации детей в сфере дополнительного образования;
повышение эффективности системы управления в сфере культуры, развитие нормативно-правовой базы;
укрепление материально-технической базы, оснащение учреждений культуры новым современным оборудованием.
Количественными и качественными показателями для проведения мониторинга являются:
1. В области дополнительного образования:
а) соответствие уровня образовательных услуг государственным стандартам (типовым программам): конкурс при поступлении, сохранность контингента учащихся, качество успеваемости, дальнейшее обучение в учебных заведениях по профилю, достижения учащихся, стабильность творческих коллективов;
б) расширение спектра образовательных услуг: открытие новых специализаций, введение новых методик, образовательных программ, наличие совместных внутриведомственных и межведомственных проектов;
в) культурно-просветительская деятельность: концертно-лекторская деятельность (наличие плана, ориентированного на разные возрастные категории, количество концертов, лекций, слушателей), посещение музейных экспозиций (количество экскурсий, посетителей).
2. В области библиотечного дела:
а) модернизация информационно-библиотечного обслуживания: сохранение количества пользователей, количества посещений, книговыдач, увеличение выдачи электронных документов; рост объема электронных и печатных баз данных, объема корпоративного электронного каталога, количества записей, введенных муниципальными библиотеками в корпоративный электронный каталог; увеличение процентного содержания новой литературы (издания последних 10 лет) в фондах муниципальных библиотек, создание автоматизированных рабочих мест пользователей для доступа к информационным ресурсам, обеспечение удаленного доступа пользователей к электронным каталогам библиотек, увеличение автоматизированных рабочих мест для доступа к интернету; увеличение количества библиотек, включенных в региональную информационно-библиотечную сеть Великого Новгорода и Новгородской области;
б) поддержка интереса к чтению и книге: сохранение доли детей и юношества в общем количестве читателей, рост количества участников акций и мероприятий, увеличение обращаемости детских фондов, процента обновляемости отдельных тематических блоков фонда в соответствии с развитием проектов по поддержке чтения, развитие партнерства представителей различных секторов местного сообщества в создании и поддержке городской среды поддержки чтения (рост числа партнерских организаций, участвующих в подготовке программ и проектов поддержки чтения), привлечение внебюджетных средств.
Для определения качества работы применяется метод сравнительного анализа качественных средних показателей работы библиотек (посещаемость, обращаемость, читаемость).
3. В области профессионального искусства:
поддержка муниципальных учреждений искусства, увеличение количества концертных программ, зрителей, новых проектов (в т.ч. по линии социального партнерства), организация гастрольной деятельности (в т.ч. участие в международных, республиканских, региональных, областных, городских мероприятиях), достижения по итогам участия в конкурсах и фестивалях разного уровня (международных, республиканских, региональных, областных, городских), заполняемость залов, зрительская оценка качества спектаклей и концертных программ (по результатам опросов).
4. В культурно-досуговой сфере:
сохранение числа "народных", "образцовых" коллективов и контингента их участников, сохранение числа клубных формирований (кружков, студий, коллективов), появление новых коллективов, разнообразных по виду деятельности; увеличение числа посещений мероприятий, рост числа спектаклей, программ, концертов, выставок, ориентированных на разные слои населения (дети, подростки, молодежь, ветераны и т.д.), расширение спектра услуг (для разных категорий населения), наличие благотворительных мероприятий; участие и достижения коллективов учреждений в мероприятиях, фестивалях, конкурсах, выставках разного уровня (всероссийских, международных, региональных, областных, городских).
5. В системе кадров:
сохранение и стабилизация контингента профессиональных кадров, своевременное выполнение плана повышения квалификации сотрудников, изменение уровня образования (увеличение числа сотрудников с высшим образованием), повышение уровня квалификации преподавателей и других специалистов по итогам аттестации, увеличение числа молодых специалистов, закрепившихся на местах, увеличение количества участников конкурсов профессионального мастерства.
6. В состоянии материально-технической базы:
отсутствие предписаний по линии пожарной безопасности, электробезопасности, санитарной гигиены, техники безопасности, охраны труда; улучшение внешней привлекательности учреждений культуры; увеличение бюджетных и внебюджетных средств на проведение капитального ремонта и технического переоснащения учреждений, приобретение имущества (музыкальные инструменты, костюмы, декорации, художественное оформление сценических площадок и прочее).
Измерение результатов и эффективности реализации настоящей Программы имеет свои специфические особенности. Основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентацией и норм поведения человека, сказываются на модернизации всего общества. Подобные качественные изменения не поддаются обычным статистическим измерениям, поэтому за основу оценки эффективности реализации настоящей Программы взяты показатели, характеризующие текущие результаты культурной деятельности. Оценка эффективности обеспечивается на базе постоянного мониторинга, ежегодной комплексной оценки степени достижения целей и определения результативности отдельных мероприятий и Программы в целом.
Решением Думы Великого Новгорода от 30 сентября 2010 г. N 775 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Программные мероприятия
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятия Срок Исполнитель Финансовые затраты
реализации (тыс. руб.)
--------------------------
2007 2008 2009 2010
г. г. г. г.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Развитие единого культурного пространства как интеграционная основа
подготовки мероприятий, посвященных 1150-летию основания
Великого Новгорода
1.1. Обеспечение эффективности управления, координация и интеграция деятельности в сфере культуры
1.1.1. Организация управления
деятельностью, мониторинг качества:
планирование и организация деятельности в 2007-2010 комитет,
рамках настоящей Программы гг. учреждения
организация работы стратегических групп по 2007-2010 комитет, ИОМКР
основным направлениям и комплексным гг. (по
проблемам развития согласованию),
НовГУ (по
согласованию),
НРЦРО (по
согласованию),
учреждения
организация мониторинга эффективности 2007-2008 -"-
управления, привлечение экспертов и гг.
специалистов для проведения оценки качества
выполнения намеченных целей настоящей
Программы
мониторинговые исследования качества 2007 г. комитет, МУДОД,
предоставляемых культурно-досуговых и КДУ, ЦОМСПДО
образовательных услуг
проведение ежегодных конференций и других 2007-2010 комитет,
слушаний, корректировка и утверждение хода гг. учреждения
реализации настоящей Программы
представление сводных аналитических отчетов 2007-2010 комитет,
установленной формы гг. учреждения
1.1.2. Развитие механизма социального
партнерства:
разработка, реализация и координация до 2009 г. комитет, отдел
программ проведения празднования 1150-летия по подготовке к
основания Великого Новгорода и празднованию
Международных Ганзейских дней в Великом 1150-летия
Новгороде Великого
Новгорода
совершенствование механизмов взаимодействия 2007-2010 комитет,
по реализации областных и муниципальных гг. учреждения
программ в сфере культуры, социокультурных
и творческих проектов
реализация Концепции развития системы 2007-2010 комитет, КО,
воспитания детей и молодежи Великого гг. учреждения
Новгорода через участие в целевых проектах:
по вопросам семейного воспитания,
воспитания средствами массовой информации,
воспитания в образовательных учреждениях
различной ведомственной подчиненности,
организации свободного времени детей и
молодежи по месту жительства
участие в реализации муниципальной целевой 2007-2010 -"-
программы "Патриотическое воспитание гг.
населения Великого Новгорода (2007-2010
годы)"
координация взаимодействия и поддержка 2007-2010 комитет, АНО
деятельности АНО "Центр культуры В.И. гг.
Поветкина "Музыкальные древности", АНО
"Школа традиционной культуры "Параскева",
разработка совместных проектов
взаимодействие с НКО, привлечение их к 2007-2010 комитет, НКО
участию в программах (проектах) в сфере гг.
культуры
развитие партнерских связей с бизнес- 2007-2010 комитет,
структурами гг. учреждения
1.1.3. PR-политика и продвижение сферы
культуры:
планирование и проведение РR-кампаний по
выстраиванию 2007-2010 комитет,
гг. учреждения
имиджа учреждений культуры и повышению
престижа профессии работника культуры
разработка и продвижение рекламы об 2007-2010 -"-
учреждениях сферы культуры Великого гг.
Новгорода, в том числе социальной
расширение взаимодействия со СМИ по 2007-2010 -"-
некоммерческому продвижению продуктов и гг.
услуг сферы культуры
создание и рассылка сводных пресс-релизов 2007-2010 -"-
культурных событий в СМИ, подготовка гг.
материалов для газетных публикаций (на
основе месячных планов комитета и
учреждений)
регулярное обновление информации раздела 2007-2010 -"-
"культура" на сайтах Администрации Великого гг.
Новгорода, ККиТ
создание презентационных дисков учреждений 2007-2008 учреждения
культуры (медиавизиток) гг.
проведение Дня открытых дверей в 2007-2010 комитет,
учреждениях сферы культуры Великого гг. учреждения
Новгорода
проведение "Ярмарки культурных услуг" 2007-2010 -"-
гг.
привлечение PR-специалистов для организации 2007-2010 учреждения
обучения и проведения тренингов для гг.
работников учреждений сферы культуры
организация мероприятий по презентации
настоящей Программы для широкой 2006-2007 комитет,
общественности гг. учреждения
1.1.4. Информационно-издательская
деятельность:
обновление и переиздание буклета о комитете
и учреждениях 2007 г. -"- 20
сферы культуры на русском и английском
языках в печатном и электронном виде
разработка и издание информационно- 2007-2010 комитет, 20
рекламных материалов о мероприятиях, гг. учреждения
услугах и турпродуктах учреждений сферы
культуры
издание краеведческих пособий и материалов 2007-2009 библиотеки
к 1150-летию Великого Новгорода гг.
1.1.5. Развитие единого информационного
пространства Великого Новгорода:
разработка и сопровождение сайтов комитета 2007-2009 комитет, 10
и муниципальных учреждений культуры: ГДК, гг. комитет по
ЦКиД, ЦМК информатизации
Администрации
Великого
Новгорода, ГДК,
ЦКиД, ЦМК
обновление сайтов учреждений 2007-2010 учреждения
гг.
создание единой локальной информационной 2008 г. комитет, 80
сети учреждений комитет по
информатизации
Администрации
Великого
Новгорода,
учреждения
создание и обновление банка данных 2007-2009 комитет,
"Учреждения культуры Великого Новгорода", гг. учреждения
выпуск CD
информационное обеспечение процессов 2007-2010 ЦГБ им. Д.М.
развития городского сообщества через гг. Балашова, МУК
деятельность Центра муниципальной и ГБ
краеведческой информации МУК ГБ
развитие навыков специалистов учреждений в 2007-2010 комитет,
сфере новых информационных технологий гг. учреждения
1.2. Научно-методическое обеспечение в сфере культуры
1.2.1. Обеспечение научно-методического 2007-2010 комитет, ГМС 10 10 20
сопровождения образовательной деятельности, гг.
расширение функций ГМС, содействие
внедрению инновационных проектов и методик,
рабочих учебных планов и программ
1.2.2. Организация и проведение научно- 2007-2010 комитет, ККиТ 10 40
практических конференций и семинаров гг. (по
различного уровня согласованию),
НовГУ (по
согласованию),
ОКПКРК, ОДНТ
(по согласова-
нию), СПУК (по
согласованию),
НРЦРО (по
согласованию),
НОУНБ (по
согласованию),
СЗАГС (по
согласованию),
областной
методический
кабинет,
учреждения
1.2.3. Участие в семинарах и других 2007-2010 комитет,
мероприятиях СГЦиСЗР, а также всероссийских гг. учреждения,
и международных исполнительная
дирекция
СГЦиСЗР
1.2.4. Создание и поддержка методических 2007-2010 комитет,
изданий по основным направлениям и гг. учреждения
комплексным проблемам развития сферы
культуры
1.2.5. Осуществление взаимодействия с 2007-2010 комитет, КО,
образовательными учреждениями по вопросам гг. МУДОД, НовГУ
раннего выявления и профессиональной (по
ориентации одаренных детей согласованию),
НОКИ (по
согласованию)
1.3. Организационно-правовое обеспечение процесса деятельности учреждений культуры в ходе
реформирования местного самоуправления
1.3.1. Изменение типа отдельных с 2008 г. комитет,
муниципальных учреждений культуры учреждения, ЦБ
1.3.2. Размещение муниципальных заказов в 2008-2010 комитет,
организациях культуры гг. учреждения,
АНО, НКО
1.3.3. Разработка нормативов финансирования 2007 г. комитет, КДУ,
культурно-досуговой деятельности ЦБ
муниципальных учреждений культуры
1.3.4. Проведение паспортизации:
КДУ 2007 г. комитет, КДУ,
муниципальных библиотек 2008 г. комитет,
библиотеки
1.3.5. Приведение уставов и других 2007-2010 комитет,
учредительных документов муниципальных гг. учреждения
учреждений культуры в соответствие с
требованиями нормативных правовых актов
1.3.6. Разработка положения об аттестации 2007 г. комитет
работников муниципальных учреждений
культуры
1.4. Развитие культурного туризма как интеграционной составляющей, перевод части культурного ресурса
в туристский продукт
1.4.1. Включение учреждений культуры в
туристическую карту Великого Новгорода
путем взаимодействия с офисом "Красная
изба" и другими туроператорами:
оперативное информирование туристических 2007-2010 комитет
фирм о культурных мероприятиях, услугах и гг.
турпродуктах учреждений культуры
включение в планы туристических фирм
экскурсионных объектов и мероприятий:
музейная экспозиция ДМШ им. А.С. 2007-2010 комитет, ДМШ
Аренского гг. им. А.С.
Аренского
музейная экспозиция ДМШ им. С.В. 2007-2010 комитет, ДМШ
Рахманинова гг. им. С.В.
Рахманинова
Балашовский центр 2007-2010 комитет, ЦГБ
гг. им. Д.М.
Балашова
Дни памяти С.В. Рахманинова 2007-2010 комитет, ЦМК
гг.
Международный фестиваль имени С.В. 2008 г., комитет, ЦМК
Рахманинова 2010 г.
Международный театральный фестиваль 2007 г., комитет, театр
"Царь-сказка" 2009 г. "Малый"
День города 2007-2010 комитет,
гг. учреждения
Праздники "Масленица", "Купалье" 2007-2010 комитет, ДМШРФ
гг.
1.4.2. Поддержка проектов учреждений 10 10 50
культуры, направленных на создание новых
турпродуктов и услуг:
организация и проведение летней гончарно- 2007-2009 НДХШ
изразечной школы (интерактивная программа гг.
для туристов)
организация музея музыкальной культуры 2007-2010 ЦМК
гг.
организация мемориальных мест, связанных с 2007-2010 -"-
именем гг.
С.В. Рахманинова
народные ремесла: станочное, ручное, рамное 2007-2009 ДМШРФ
ткачество Новгородского края (интерактивная гг.
программа для туристов)
фестиваль клубов исторических реконструкций 2007-2009 комитет, ЦКиД
гг.
издание поэтического путеводителя "Город- 2007 г. МУК ГБ
сказка Новгород Великий"
1.4.3. Поддержка партнерских проектов по
изданию краеведческих книг:
Малые музеи Великого Новгорода (в печатном 2007 г. МУК ГБ,
и электронном виде) общественная
газета "Мои
соседи"
Воскресные прогулки по Новгороду: семейный 2007 г. МУК ГБ, НДХШ
путеводитель
У начала России: литературно-художественное 2008 г. библиотеки,
издание для детей младшего возраста НДХШ
Разработка СD-диска и издание сборника 2008-2009 БЦ "Читай-
материалов по краеведению (с учетом гг. город", НГОМЗ
содержания учебного плана учреждений общего (по согласо-
образования) для среднего школьного ванию), ИОМКР
возраста
1.4.4. Подготовка, издание и
распространение рекламных и информационных
материалов по туризму в Великом Новгороде,
в том числе:
ежегодное издание календаря культурных 2007-2010 комитет,
событий Великого Новгорода гг. учреждения
формирование электронных баз данных и 2007-2010 ЦМИ МУК ГБ
тематических досье по теме "Туристический гг.
бизнес в Великом Новгороде и области" и
обеспечение доступа к ним
1.4.5. Участие учреждений культуры и 2007-2010 учреждения
дополнительного образования детей в гг.
конкурсах туристической направленности
1.4.6. Развитие и поддержка языковых 2007-2010 БЦ "Читай-
навыков населения с целью создания гг. город",
благоприятной туристической среды: управление по
реализация проекта "Ресурсный центр зарубежным
изучения иностранных языков" связям и
туризму
Администрации
Великого
Новгорода
1.5. Поддержка инновационных творческих проектов и программ в сфере культуры на конкурсной основе
1.5.1. Организация открытых городских 2007-2010 комитет 40 50
конкурсов проектов в сфере культуры гг.
1.5.2. Создание инновационных проектов и 2007-2010 КДУ, МУКиИ, 60 80
интерактивных творческих программ в области гг. ДМШРФ, АНО
профессионального искусства, культурно- "Параскева"
досуговой деятельности, традиционной
народной культуры, промыслов и ремесел
1.5.3. Продвижение новых форм работы с 2007-2010 КДУ, МУКиИ
населением гг.
1.5.4. Привлечение инвестиций на реализацию 2007-2010 комитет,
проектов, направленных на развитие сферы гг. учреждения
культуры
1.5.5. Поддержка совместных проектов с 2007-2010 комитет,
российскими и зарубежными партнерами гг. управление по
зарубежным
связям и
туризму
Администрации
Великого
Новгорода,
учреждения
1.5.6. Организация работы по привлечению 2007-2010 комитет,
средств российских и международных фондов гг. учреждения
----------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Развитие отраслевых направлений сферы культуры и искусства
Великого Новгорода
2.1. Организация мемориальной и поисково-краеведческой деятельности в области культурного наследия.
Развитие музейного дела
2.1.1. Участие в организации комплексных 2007-2010 ККиТ (по
программных мероприятий, посвященных гг. согласова-нию),
памятным юбилейным датам выдающихся комитет,
деятелей культуры и искусства, писателей, учреждения
художников, музыкантов, общественных
деятелей, прославивших Новгородский край
2.1.2. Увековечение памяти знаменитых людей
на Новгородской земле:
организация работ по установлению памятника до 2009 г. комитет
С.В. Рахманинову
установление мемориальных досок в местах, 2007-2010 комитет, ЦМК,
связанных с именем С.В. Рахманинова гг. отдел по
культурному
наследию Админи-
страции
Великого
Новгорода
проведение дней памяти С.В. Рахманинова 2007-2010 ЦМК
гг.
реализация проекта "Развитие деятельности 2007-2009 МУК ГБ, союз
Балашовского центра исторического чтения" гг. писателей (по
согласованию)
организация и проведение юношеских 2007-2010 комитет, КО,
Балашовских чтений гг. МУК ГБ, союз
писателей (по
согласованию)
участие в проведении Всероссийских 2008 г. ККиТ (по
Балашовских чтений согласова-нию),
НОУНБ (по
согласованию),
МУК ГБ, союз
писателей (по
согласованию)
реализация программы по изучению творчества 2007-2010 комитет, КО,
Д.М. Балашова в образовательных учреждениях гг. МУК ГБ,
Великого Новгорода образовательные
учреждения,
НРЦРО (по
согласованию)
проведение городской недели "Путешествие в 2008 г., комитет, КО,
страну Див", посвященной дню рождения 2010 г. образовательные
писателя-натуралиста В.В. Бианки, и учреждения, МУК
конкурсов детских творческих работ ГБ, фонд
культуры (по
согласованию)
организация и проведение межрегиональной 2008 г. комитет, КО,
краеведческой научно-практической МУК ГБ, фонд
конференции по творчеству Виталия Бианки культуры (по
согласованию)
реализация программы "Уроки Виталия Бианки" 2007-2010 комитет, КО,
в образовательных учреждениях Великого гг. образовательные
Новгорода учреждения, МУК
ГБ
участие в Бианковских чтениях на озере 2007-2010 МУК ГБ
Боровно гг.
2.1.3. Развитие музейного дела:
организационные работы по созданию музея 2008-2010 комитет, отдел
новейшей истории Великого Новгорода гг. по культурному
наследию
Администрации
Великого
Новгорода
организационные работы по созданию музея 2007-2010 комитет, ЦМК
музыкальной культуры гг.
создание в школьных музеях новых 2007-2010 комитет, ДМШ
экспозиций, посвященных жизни и творчеству гг.
С.В. Рахманинова, А.С. Аренского, П.И.
Чайковского, Д.Б. Кабалевского
создание новых экспозиций, посвященных 2007-2010 МУК ГБ
жизни и творчеству Д.М. Балашова и гг.
В.В.Бианки в Балашовском центре и детском
краеведческом центре
организация поисково-исследовательской 2007-2010 комитет,
деятельности по сбору новых материалов и гг. учреждения
комплектованию музейных экспозиций новыми
экспонатами
2.1.4. Издание краеведческих сборников и 2007-2010 комитет, МУДОД,
материалов, посвященных жизни и творчеству гг. МУК ГБ
людей, прославивших Новгородский край
2.2. Поддержка профессионального искусства
2.2.1. Создание новых театральных 2007-2010 МУКиИ
постановок и спектаклей, концертных гг.
программ
2.2.2. Организация международных
фестивалей:
театральный фестиваль "Царь-сказка" 2007 г. ККиТ, комитет,
театр "Малый"
музыкальный фестиваль им. С.В. Рахманинова 2008 г., ЦМК, комитет,
2010 г. ДМШ
2.2.3. Организация совместной деятельности 2007-2009 комитет, союз
и партнерских взаимоотношений с гг. художников (по
профессиональными творческими союзами и согласованию),
фондами, содействие в организации НГОМЗ (по
выставочной деятельности согласованию),
учреждения
2.2.4. Участие деятелей профессионального 2007-2010 комитет, МУКиИ,
искусства в международных, всероссийских, гг. МУДОД
межрегиональных, областных фестивалях,
конкурсах, творческих акциях и культурных
проектах
2.2.5. Участие в организации региональной 2009 г. комитет, союз
художественной выставки "Достояние России", художников (по
посвященной 1150-летию Великого Новгорода согласованию),
НГОМЗ (по
согласованию),
учреждения
2.2.6. Участие профессиональных коллективов 2007-2010 комитет, МУКиИ
Великого Новгорода в праздничных гг.
мероприятиях городов и районов Новгородской
области
2.2.7. Организация гастрольной и 2007-2010 комитет 50
выставочной деятельности творческих гг.
коллективов, исполнителей Великого
Новгорода
2.3. Развитие сферы культурно-досуговой деятельности, традиционной народной культуры и ремесел
2.3.1. Обеспечение деятельности культурно- 2008-2010 комитет, КДУ
досуговых учреждений на новых принципах гг.
финансирования
2.3.2. Создание и реализация проектов, 2007-2010 -"-
нацеленных на установление партнерских гг.
связей между КДУ, в том числе "Совместное
обучение персонала", "Организации досуга
пожилых людей", "Проведение общегородских
праздников" и др.
2.3.3. Развитие и совершенствование форм
культурно-досуговой деятельности:
расширение перечня предлагаемых культурно- 2007-2010 КДУ
досуговых услуг с учетом их социальной гг.
значимости; работа с социально-
незащищенными группами населения
поддержка деятельности самодеятельных 2007-2010 комитет
коллективов как непременного условия гг.
создания востребованных населением услуг
культурно-досуговых учреждений
участие самодеятельных коллективов и 2007-2010 комитет,
клубных формирований в конкурсах и гг. управление по
фестивалях различного уровня, в том числе зарубежным
по плану международных обменов и поездок связям
Администрации
Великого
Новгорода, ДМШ,
ГДК, ЦКиД
организация и проведение городских, участие 2007-2010 ККиТ (по
в областных конкурсах и фестивалях по гг. согласова-нию),
различным направлениям деятельности комитет, КО,
ЦОМСПДО (по
согласованию),
КДУ, МУДОД,
НГОМЗ (по
согласованию)
организация общегородских мероприятий с 2007-2010 комитет, КДУ
целью обеспечения досуга различных гг.
категорий горожан
создание условий для обеспечения 2007-2010 комитет
гастрольной деятельности иногородних гг.
творческих коллективов в Великом Новгороде
обеспечение информационной поддержки 2007-2010 БЦ "Читай-
организации досуга детей и подростков гг. город"
создание единой базы данных по продвижению 2007-2010 БЦ "Читай-
продуктов и услуг КДУ гг. город", КДУ
Реализация проекта "Твое свободное время" 2007-2010 -"-
гг.
2.3.4. Сохранение и восстановление
традиционной народной культуры:
участие в проведении фольклорных комитет, КДУ,
праздников, фестивалей и конкурсов: ДМШРФ, НРЦРО
(по
согласованию),
ЦОМСПДО (по
согласованию),
фольк-
лорные
коллективы,
студии ДПИ, ГДК
международного праздника народного 2007-2010
искусства и ремесел "Садко" гг.
областного праздника "Святки в
Витославлицах" 2007-2010
всероссийского конкурса фольклорных гг.
ансамблей домов народного творчества 2008г., 2010
"Традиции" г.
проведение фестиваля народной культуры 2008-2009 комитет, КО,
"Древо жизни", посвященного 1150-летию гг. ГДК, ДМШРФ
Великого Новгорода
организация праздников народного календаря 2007-2010 комитет, ЦКиД,
"Масленица", "Пасха", "Купалье", "Сороки" и гг. ГДК, ДМШРФ
др.
изучение, сохранение, развитие 2007-2010 ДМШРФ, НГОМЗ
этнокультурного наследия Новгородской гг. (по
земли: согласованию),
публикация научно-практических СМИ (по
материалов согласованию),
содержание фольклорно-этнографического фонд культуры
архива (по
музейная и выставочная деятельность согласованию),
ДМШ, НДХШ
участие в проведении фольклорно- 2007-2010 ДМШРФ, ЦКиД,
этнографических экспедиций на территории гг. НовГУ (по
области согласованию)
2.3.5. Сохранение и восстановление
традиционных народных промыслов и ремесел:
участие в международных, всероссийских, 2007-2010 комитет, КДУ
межрегиональных, областных ярмарках и гг.
выставках
организация и проведение городских ярмарок 2007-2010 -"- 20
ремесел, выставок декоративно-прикладного гг.
искусства, самобытных мастеров
участие в проведении творческих 2007-2010 комитет, ОДНТ 30
лабораторий, мастер-классов, тренингов по гг. (по
ремесленной культуре согласованию),
ГДК, ДМШРФ
2.4. Художественное образование детей
2.4.1. Сохранение и развитие системы
художественного образования:
введение учебных планов нового поколения 2007-2009 МУДОД
гг.
расширение спектра образовательных услуг,
открытие новых специализаций:
музыкально-театрального отделения 2007-2010 ДМШ им. П.И.
гг. Чайковского
эстрадного отделения ДМШ им. А.С.
2007-2010 Аренского
осуществление психолого-педагогического гг. ДМШ им. С.В.
сопровождения учебного процесса, раннего Рахманинова
эстетического развития 2007-2010
гг.
развитие декоративно-прикладного 2007-2010 ДМШРФ
направления (народных ремесел), введение в гг.
учебные планы предмета "фольклорный театр"
внедрение экспериментальной программы на 2008-2010 -"-
базе детских образовательных учреждений гг.
введение в учебные планы предмета 2007-2008 ДШМЭО
"изобразительное искусство" гг. им. Д.Б.
Кабалевского
создание в цифровом формате CD-DVD 2007-2008 НДХШ
программы преподавания изобразительного гг.
искусства
открытие мастерской по стеклу 2008-2009 -"-
гг.
разработка и реализация программ 2007-2010 МУДОД
внеклассной деятельности для различных гг.
категорий детей
организация деятельности Детской филармонии 2007-2010 комитет, ГМС,
гг. ДМШ
2.4.2. Поддержка одаренных детей:
организация раннего выявления одаренных 2007-2010 комитет, МУДОД
детей и создание условий для их обучения в гг.
учреждениях дополнительного образования
детей
содействие участию учащихся муниципальных 2007-2010 комитет, ГМС,
учреждений дополнительного образования гг. МУДОД,
детей в международных, российских, управление по
межрегиональных, областных конкурсах, зарубежным
фестивалях, выставках связям и
туризму
Администрации
Великого
Новгорода
организация и проведение конкурса и 2009 г. комитет,
выставки детского творчества городов, исполнительная
входящих в Союз городов Центра и Северо- дирекция
Запада России СГЦиСЗР (по
согласованию)
организация и проведение конкурса юных 2008 г., ЦМК, комитет,
пианистов 2010 г. ДМШ
им. С.В. Рахманинова
участие в областных конкурсах и выставках 2007-2010 МУДОД,
по плану методических объединений гг. областной
методический
кабинет (по
согласованию)
организация и проведение для учащихся 2007-2010 комитет, ГМС,
мастер-классов, семинаров, лекций гг. ЦМК
выдающихся педагогов и деятелей искусства
организация деятельности по назначению 2007-2010 комитет, ГМС,
муниципальных стипендий и стипендий имени гг. межведомственна
С.В. Рахманинова я комиссия по
назначению
муниципальных
стипендий
одаренным детям
и молодежи
2.5. Информационно-библиотечное обслуживание населения
2.5.1. Реализация муниципальной целевой 2006-2008 комитет,
программы "Первоочередные мероприятия по гг. библиотеки
модернизации библиотечного обслуживания
населения Великого Новгорода (2006-2008
годы)", утвержденной решением Думы Великого
Новгорода от 26.01.2006 N 244
2.5.2. Развитие городской среды поддержки
чтения:
разработка межведомственной программы 2007 г. библиотеки, КО
поддержки чтения и информационной
грамотности детей
реализация инновационных партнерских 2007-2010 библиотеки,
проектов и программ, проведение акций и гг. учреждения,
кампаний в поддержку интереса к чтению: НОУНБ (по
городской День чтения, Неделя детской согласованию),
книги, городская программа летнего чтения и СМИ (по
организации досуга детей, международный согласованию)
День информации, благотворительные акции
"Книги-детям" и др.
2.5.3. Сохранение и развитие информационных
ресурсов муниципальных библиотек:
комплектование фондов библиотек на основе 2007-2010 библиотеки
нормативов, утвержденных решением Думы гг.
Великого Новгорода от 25.05.2006 N 316 "Об
утверждении норматива обновляемости
библиотечных фондов муниципальных библиотек
Великого Новгорода и Порядка финансового
обеспечения комплектования муниципальных
библиотек Великого Новгорода"
развитие корпоративного проекта 2007-2010 библиотеки,
"Региональная информационная библиотечная гг. НОУНБ (по
сеть" (РИБС) согласованию)
внедрение автоматизации процесса 2009-2010 библиотеки
обслуживания пользователей (на базе двух гг.
модельных библиотек)
создание образовательно-развивающей 2009 г. БЦ "Читай-
медиатеки для муниципальных учреждений город"
культуры и образования Великого Новгорода
----------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Кадры и укрепление материально-технической базы учреждений культуры
3.1. Кадровое обеспечение
3.1.1. Формирование системы подбора и 2007-2010 90 90 70
расстановки кадров в сфере культуры: гг.
проведение комплексного анализа кадрового 2007-2010 комитет,
потенциала учреждений культуры, создание гг. учреждения
электронного банка данных о кадровом
составе и резерве кадров в сфере культуры
формирование кадрового резерва 2007 г. -"-
управленческого звена в сфере культуры
организация и проведение аттестации всех 2007-2010 -"-
категорий работников сферы культуры в гг.
муниципальных учреждениях культуры
3.1.2. Организация профориентационной
работы:
взаимодействие комитета с образовательными 2007-2010 комитет,
учреждениями в сфере культуры, совместное гг. учреждения, НОКИ
проведение конкурсов творческих работ и (по
проектов, фестивалей согласованию),
НовГУ (по
согласованию),
СПУК (по
согласованию)
содействие в организации и проведении 2007-2010 -"-
производственной практики студентов в гг.
учреждениях культуры
организация стажировок, мастер-классов 2007-2010 комитет,
ведущих специалистов сферы культуры для гг. учреждения, НОКИ
студентов профильного обучения (по
согласованию),
НовГУ (по
согласованию),
СПУК (по
согласованию),
ОКПКРК (по
согласованию)
организация дней открытых дверей в 2007-2010 комитет,
учреждениях культуры и искусства гг. учреждения
3.1.3. Повышение профессионального уровня
работников сферы культуры на основе
непрерывного обучения и повышения
квалификации, совершенствование системы
самообразования:
обучение специалистов на курсах повышения 2007-2010 комитет, НОУИ
квалификации, организация стажировок, гг. (по
творческих лабораторий, мастер-классов и согласованию),
других мероприятий для работников сферы ОКПКРК (по
культуры согласованию)
поддержка участия специалистов 2007-2010 комитет,
муниципальных учреждений культуры в гг. учреждения
обучающих семинарах и программах
регионального, федерального, международного
уровней
организация работы "Школы менеджеров 2007-2008 -"-
культуры" для руководителей высшего и гг.
среднего звена, проведение семинаров и
консультаций для низового звена сотрудников
содействие в получении специалистами 2007-2010 комитет,
муниципальных учреждений культуры высшего гг. учреждения,
образования НовГУ (по
согласованию),
СЗАГС (по
согласованию),
СПУК (по
согласованию)
3.1.4. Улучшение условий труда и уровня
жизни работников сферы культуры. Социальная
защита работников сферы культуры:
совершенствование системы материального и 2007-2010 комитет
морального поощрения работников сферы гг.
культуры
содействие в решении вопросов 2007-2010 -"-
предоставления муниципального жилья особо гг.
востребованным специалистам сферы культуры
координация работы по аттестации рабочих 2007-2010 -"-
мест в муниципальных учреждениях культуры гг.
на соответствие требованиям по охране труда
в пределах имеющихся полномочий
содействие заключению коллективных 2007-2010 комитет,
договоров в муниципальных учреждениях гг. учреждения
культуры
организация Дня пожилого человека и других 2007-2010 -"-
мероприятий для ветеранов сферы культуры гг.
содействие в организации летнего отдыха 2007-2010 -"-
детей работников муниципальных учреждений гг.
культуры
3.1.5. Повышение престижа и социального
статуса работников сферы культуры:
организация и проведение городских
конкурсов творческих проектов и
профессионального мастерства: 2007 г., -"-
библиотечных работников 2010 г.
преподавателей учреждений 2008 г. комитет,
дополнительного образования детей учреждения
творческих работников культурно- 2009 г.
досуговых учреждений -"-
проведение Дня работников культуры 2007-2010 -"-
гг.
проведение мероприятий по случаю юбилейных 2007-2010 -"-
дат учреждений культуры и творческих гг.
коллективов
3.1.6. Организация участия 2010 г. комитет
руководителей муниципальных
учреждений культуры в семинарах
и конференциях различного
уровня в Великом Новгороде
и за его пределами
3.2. Укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры
3.2.1. Обеспечение проведения ремонтных 2007-2010 комитет,
работ в помещениях муниципальных учреждений гг. муниципальное
культуры учреждение
"Управление капи-
тального
строитель-ства"
(по согласова-
нию), учреждения
3.2.2. Модернизация оборудования,
коммуникационных систем:
приобретение компьютерной и оргтехники, 2007-2010 комитет 70 70 40 100
программного обеспечения, баз данных гг.
приобретение мебели 2007-2010 комитет,
гг. учреждения
приобретение музыкальных инструментов 2007-2010 комитет, ДМШ 50 20 40 60
гг.
приобретение и пошив костюмов 2007-2010 комитет, КДУ 30 30 60 80
гг.
приобретение экспонатов 2007-2010 комитет,
гг. учреждения
техническое переоснащение 2007-2010 -"-
гг.
ремонт техники 2007-2010 -"-
гг.
Итого: 300 400 220 600
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание.
В настоящем разделе используются следующие сокращения: АНО - автономная(ые) некоммерческая(ие) организация(ии);
библиотеки - муниципальное учреждение культуры "Городские библиотеки" и муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город";
БЦ "Читай-город" - муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город";
ГДК - муниципальное учреждение культуры "Новгородский городской Дворец культуры";
ГМС - городской методический совет детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;
ДМШ - муниципальное(ые) учреждение(ия) дополнительного образования детей - детская(ие) музыкальная(ые) школа(ы);
ДМШРФ - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора";
духовой оркестр - муниципальное учреждение культуры и искусства "Городской духовой оркестр";
ДШМЭО - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа музыкально-эстетического образования им. Д.Б. Кабалевского";
ИОМКР - муниципальное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов";
КДУ - культурно-досуговые учреждения;
ККиТ - комитет культуры, кино и туризма Новгородской области; комитет - комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода;
КО - комитет по образованию Администрации Великого Новгорода;
МУДОД - муниципальное(ые) учреждение(ия) дополнительного образования детей;
МУК ГБ - муниципальное учреждение культуры "Городские библиотеки";
МУКиИ - муниципальное(ые) учреждение(я) культуры и искусства;
НГОМЗ - государственное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник";
НДХШ - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Новгородская детская художественная школа";
НКО - некоммерческие организации;
НовГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого";
НОКИ - государственное учреждение среднего профессионального образования "Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова";
НОУНБ - государственное учреждение культуры "Новгородская областная универсальная научная библиотека";
НРЦРО - государственное образовательное учреждение "Новгородский региональный центр развития образования";
ОДНТ - государственное учреждение культуры "Новгородский областной дом народного творчества";
ОКПКРК - государственное образовательное учреждение "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства";
областной методический кабинет - государственное учреждение культуры "Областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства";
СГЦ и СЗР - некоммерческая организация "Союз городов Центра и Северо-Запада России";
СЗАГС - Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Западная академия государственной службы" в Великом Новгороде;
СМИ - средства массовой информации;
союз писателей - общественная организация "Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз писателей России";
союз художников - Новгородская региональная организация Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников Российской Федерации";
СПУК - Новгородский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет культуры и искусства";
Студии ДПИ - студии декоративно-прикладного искусства;
театр "Малый" - муниципальное учреждение культуры и искусства "Театр для детей и молодежи "Малый";
учреждения - учреждения культуры, искусства и дополнительного образования детей;
фонд культуры - региональная общественная организация "Новгородский фонд культуры";
ЦБ - централизованная бухгалтерия комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода;
ЦГБ им. Д.М. Балашова - центральная городская библиотека им. Д.М. Балашова муниципального учреждения культуры "Городские библиотеки";
ЦКиД - муниципальное учреждение культуры "Городской центр культуры и досуга имени Н.Г. Васильева";
ЦМК - муниципальное учреждение культуры и искусства "Центр музыкальной культуры им. С.В. Рахманинова";
ЦМИ - центр муниципальной и краеведческой информации муниципального учреждения культуры "Городские библиотеки";
ЦОМСПДО - Центр организационно-методического сопровождения процесса дополнительного образования и воспитания детей муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия N 3".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 23 ноября 2006 г. N 400 "Об утверждении муниципальной программы "Культура Великого Новгорода (2007-2010 годы)"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 13 декабря 2006 г. N 29
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 24 ноября 2010 г. N 831
Решение Думы Великого Новгорода от 30 сентября 2010 г. N 775
Решение Думы Великого Новгорода от 28 декабря 2009 г. N 558
Решение Думы Великого Новгорода от 31 июля 2009 г. N 438