29 октября, 21 декабря 2010 г.
В целях обеспечения населения Новгородской области питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве, улучшения на этой основе состояния здоровья населения и оздоровления социально-экологической ситуации Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011-2015 годы" (далее Программа).
2. Рекомендовать Администрациям муниципальных образований области организовать работу по осуществлению мероприятий Программы.
3. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
А.А.Шалмуев |
Долгосрочная областная целевая программа
"Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 30 сентября 2010 г. N 456)
29 октября, 21 декабря 2010 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование |
долгосрочная областная целевая программа "Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011-2015 годы". |
Правовая основа |
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". |
Заказчик |
Администрация области. |
Разработчики |
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее комитет). |
Исполнители Программы: |
комитет, комитет финансов Новгородской области, Администрация области, Администрации городского округа, поселений области (далее Администрации муниципальных образований области) (по согласованию). |
Обоснование |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека констатирует низкое качество водопроводной воды. В целом по стране до 30 % проб воды из поверхностных источников не соответствуют гигиеническим нормативам по санитарно-техническим и микробиологическим показателям. В Новгородской области водопроводно-канализационное хозяйство (далее ВКХ) характеризуется высоким уровнем износа, который в среднем по области составляет 80 %. Инженерные сети и сооружения ВКХ устарели и не могут в полной мере обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и водоснабжению населения. Для кардинального улучшения водоснабжения населения требуется комплексная модернизация ВКХ области. |
Цели |
гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения области в чистой воде при последовательном осуществлении мер по рационализации водопользования, улучшению состояния и восстановлению водных объектов и их экосистем. |
Задачи Программы: |
обеспечение населения области водой надлежащего качества; сокращение сбросов загрязненных сточных вод, отводимых в водные объекты; снижение уровня износа сетей и объектов ВКХ. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: |
2011-2015 годы. |
Объемы и источники |
общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 524,986 млн.рублей *, в том числе по годам: 2011 год - 50,986 млн.рублей; |
Ожидаемые конечные |
реализация Программы позволит достигнуть следующих основных целевых показателей: доля населения области, потребляющего питьевую воду надлежащего качества: 2011 год - 64,0 %; доля сточных вод, не соответствующих установленным требованиям: 2011 год - 60,0 %; уровень износа сетей и объектов ВКХ: 2011 год - 76,5 %; |
Система |
Администрации муниципальных образований области, участвующие в реализации Программы, представляют в комитет отчеты о расходовании субсидий из областного бюджета, а также о ходе реализации Программы ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Комитет направляет в экономический комитет Новгородской области ежеквартальный и ежегодный отчеты о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности". |
* - объем финансирования Программы корректируется после принятия областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Деятельность организаций коммунального комплекса области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Причиной возникновения этих проблем является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры (67,5 %) и их технологическая отсталость.
Инфраструктура водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на протяжении ряда лет недостаточно финансировалась, вследствие чего ее технический уровень значительно отстал от потребностей настоящего времени. Из 2461,0 км водоводов, находящихся в эксплуатации областных коммунальных предприятий, 1190,9 км (48,4 %) нуждается в срочной замене. Износ объектов водоснабжения в среднем по области составляет 80,0 %, в Крестецком, Мошенском и Хвойнинском районах - 100 %. Из 1165,2 км канализационных сетей 566,8 км - ветхие. Износ объектов водоотведения в среднем по области составляет 70,0 %.
В год на сетях и объектах водоснабжения происходит от 200 до 250 аварий и от 30 до 50 аварий - на сетях канализации.
Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных систем приводит к росту потерь воды. В 2000 году потери воды составили 12,0 %, в 2004 году - 19,0 %, в 2009 году - 29,0 %.
Изношенность объектов водоотведения негативно влияет на экологию региона. В 2009 году на канализационных сетях произошло 56 аварий, в результате которых неочищенные стоки попали в водоемы.
В области отмечается низкое качество питьевой воды, особенно низкий процент обеспеченности населения качественной питьевой водой в сельской местности - 6,0 %. Наибольший дефицит качественной питьевой воды наблюдается в г.Боровичи, Любытинском, Новгородском, Хвойнинском, Шимском районах.
На качество питьевой воды значительное влияние оказывает состояние воды в источниках водоснабжения.
Поверхностные водные источники области загрязнены, поскольку используются не только для забора воды, но и как приемники хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых стоков. Из общего объема сброшенных в водоемы области вод около 65,0 % составляют загрязненные воды. Наибольшая степень сброса загрязненных вод наблюдается в Батецком, Крестецком, Новгородском районах. Более 1/3 проб воды из поверхностных источников (34,96 %) не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Стабильно высокой остается доля неудовлетворительных проб речной воды по санитарно-химическим показателям (2006 год - 62,5 %, 2007 год - 78,06 %, 2008 год - 62,38 %), наихудшие показатели отмечаются в Батецком, Боровичском, Крестецком, Любытинском, Солецком, Старорусском районах.
Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений в целом по области составляет 237,4 тыс.куб.м в сутки, 35,0 % мощностей требуют срочной модернизации. В р.п.Любытино, р.п.Парфино, р.п.Хвойная очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Во многих районах области централизованная очистка сточных вод практически отсутствует.
Существующие в области системы очистки питьевой воды рассчитаны на относительно чистые источники водоснабжения и не обеспечивают очистку воды до нормативного уровня. В 2009 году количество неудовлетворительных по санитарно-химическим показателям проб воды из разводящих сетей составило 44,96 %. В основном несоответствие обусловлено показателями, нормируемыми по органолептическому признаку вредности (цветность, мутность, железо), превышением гигиенических нормативов по жесткости, общей минерализации, остаточному алюминию. Наибольшее число неудовлетворительных проб питьевой воды по содержанию химических веществ обнаруживается в водопроводах Боровичского, Любытинского, Мошенского, Пестовского, Солецкого, Старорусского и Хвойнинского районов. Нормативное качество очистки питьевой воды обеспечивают только очистные сооружения Великого Новгорода.
Загрязнение водных объектов при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений, ухудшение технического состояния водопроводных сетей влекут за собой ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды, что создает серьезную опасность для здоровья населения области.
Для решения накопившихся в сфере ВКХ области проблем требуются значительные финансовые ресурсы. Для решения первоочередных проблем ВКХ области требуется порядка 11,4 млрд.рублей (по оценке, проведенной в 2009 году обществом с ограниченной ответственностью "ИТЕРА Электра", г.Москва) и более 1,5 млрд.рублей необходимо для решения первоочередных проблем ВКХ Великого Новгорода (по оценке специалистов муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал").
Такие денежные средства у коммунальных предприятий отсутствуют. Это определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они носят межотраслевой и комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года.
Программа направлена на модернизацию объектов ВКХ, снижение их сверхнормативного износа, обеспечение доступного, надежного и качественного водоснабжения потребителей, улучшение состояния водных объектов, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Основными рисками при реализации Программы будут являться: возникновение необходимости выполнения дополнительных работ, при которых возможно возникновение непредвиденных расходов, удорожание стоимости материалов, инфляционные процессы.
Постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609 в раздел 2 описания настоящей Программы внесены изменения
2. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Предполагается осуществлять софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований области, органы местного самоуправления которых участвуют в реализации Программы. Софинансирование за счет средств областного бюджета осуществляется в размере 95,0 % стоимости мероприятия, включенного в муниципальную долгосрочную целевую программу, содержащую мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании области (далее муниципальная целевая программа).
Стоимость мероприятий муниципальных целевых программ подтверждается соответствующей проектно-сметной документацией (далее ПСД) или технико-экономическим расчетом потребности в средствах и заключением государственной экспертизы, предоставленным Администрацией муниципального образования области в комитет.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 524,986 млн.рублей, в том числе:
2011 год - 50,986 млн.рублей;
2012 год - 106,0 млн.рублей;
2013 год - 118,0 млн.рублей;
2014 год - 120,0 млн.рублей;
2015 год - 130,0 млн.рублей.
Органы местного самоуправления вправе привлекать внебюджетные источники финансирования мероприятий Программы.
Субсидии бюджетам муниципальных образований области предоставляются в случае выполнения ими условий участия в Программе, указанных в разделе 3 Программы.
Дополнительных трудовых и материальных ресурсов реализация Программы не потребует.
3. Механизм реализации мероприятий Программы
Постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609 в подраздел 3.1 раздела 3 описания настоящей Программы внесены изменения
3.1. Участие муниципальных образований области в Программе
Администрации муниципальных образований области ежегодно представляют в комитет заявки на участие в Программе (на 2011 год не позднее 1 февраля 2011 года, на 2012-2015 годы не позднее 1 июля 2011-2014 годов соответственно).
К заявке прилагаются:
копия муниципальной целевой программы, принятой по вопросам развития водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования. Мероприятия, включенные в заявку, должны являться мероприятиями муниципальной целевой программы;
документы, подтверждающие обязательства Администрации муниципального образования области по софинансированию мероприятий, включенных в заявку или технико-экономический расчет потребности в средствах для строительства общественных колодцев;
копии положительных заключений государственной экспертизы ПСД на строительство (модернизацию) включенных в заявку объектов ВКХ;
копия акта технического состояния объекта ВХК в случае подачи заявки на его модернизацию;
документы, отражающие результаты лабораторных исследований качества питьевой воды на соответствие гигиеническим нормативам за 3 года, предшествующих году подачи заявки.
Приказом комитета утверждается состав комиссии, которая осуществляет отбор муниципальных образований области и мероприятий, включенных в их заявки (далее комиссия), исходя из следующих критериев:
степень износа объектов ВКХ в муниципальном образовании области;
отсутствие очистных сооружений водопровода и канализации, дефицит мощности или использование устаревших технологий, не обеспечивающих нормативную очистку питьевой воды (сточных вод), на очистных сооружениях водопровода и канализации на территории муниципального образования области;
необходимость завершения строительства или реконструкции объекта ВКХ;
наибольшее несоответствие состава питьевой воды требованиям гигиенических нормативов на территории муниципального образования области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609 в подраздел 3.2 раздела 3 описания настоящей Программы внесены изменения
3.2. Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований области
Субсидии предоставляются в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми комитетом с Администрациями городского округа, муниципальных районов области (далее соглашения). В соглашение с муниципальным районом области включается обязательное условие заключения аналогичного соглашения Администрацией муниципального района области с Администрацией поселения, на территории которого находятся (будут находиться) объекты ВКХ, и указываются сроки выполнения работ.
Субсидии зачисляются на счета бюджетов городского округа, муниципальных районов области в установленном для исполнения областного бюджета порядке.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований области утверждается областным законом об областном бюджете.
Учет операций по использованию субсидий из областного бюджета осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов муниципальных образований области, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
Субсидии предоставляются на основе принципа софинансирования соответствующих расходов муниципальных образований области. Размер софинансирования указывается в соглашении с учетом положений Программы.
Субсидии бюджетам муниципальных образований области предоставляются в целях:
строительства новых и модернизации существующих устаревших очистных сооружений по очистке воды и сточных вод с использованием современных технологий в муниципальных образованиях области;
строительства станций (установок) по химической водоподготовке (по обезжелезиванию воды), в том числе обеззараживанию воды, с использованием инновационных отечественных технологий на основе не содержащих хлор препаратов в муниципальных образованиях области;
строительства артезианских скважин и водопроводных сетей в муниципальных образованиях области;
строительства общественных колодцев в муниципальных образованиях области;
строительства новых и модернизации существующих сетей и объектов канализационного хозяйства с улучшением технико-экономических характеристик в муниципальных образованиях области.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не указанные в Программе.
Субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в областной бюджет в установленном порядке.
Постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609 в подраздел 3.3 раздела 3 описания настоящей Программы внесены изменения
3.3. Методика расчета размера субсидий бюджетам муниципальных образований области
Размер субсидии в n-м году бюджету i-го муниципального образования области за счет средств областного бюджета определяется по формуле:
Vi = 0,95 Ci , где:
Vi - объем субсидии, причитающийся бюджету i-го муниципального образования;
Ci - стоимость мероприятия, указанного в муниципальной целевой программе i-го муниципального образования.
Стоимость мероприятия (Ci), указанного в муниципальной целевой программе i-го муниципального образования, определяется ПСД, в отношении которой проведена государственная экспертиза в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основании следующих показателей:
N |
Наименование |
Единица |
Значение показателя по годам: |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1. |
Доля населения области, потребляющего питьевую воду надлежащего качества |
% |
64,0 |
65,0 |
66,0 |
67,0 |
70,0 |
2. |
Доля сточных вод, не соответствующих установленным требованиям |
% |
60,0 |
59,0 |
55,0 |
53,0 |
51,0 |
3. |
Уровень износа сетей и объектов ВКХ |
% |
76,5 |
76,0 |
75,0 |
73,0 |
70,0 |
Экологическая государственная экспертиза по каждому мероприятию Программы будет проводиться в каждом муниципальном образовании области на первом этапе выполнения мероприятия.
Предварительная оценка экологических последствий от реализации мероприятий Программы:
модернизация систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях области позволит за счет снижения объема неочищенных сточных вод улучшить состояние водных объектов, повысить качество подаваемой потребителям питьевой воды, вследствие чего снизится заболеваемость и повысится продолжительность жизни населения области.
5. Механизм управления реализацией Программы
Оперативный контроль и систематизацию информации о ходе реализации Программы обеспечивает комитет.
Комитет представляет информацию о ходе реализации Программы заместителю Главы администрации области, координирующему деятельность комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, до 2016 года включительно.
Контроль за целевым использованием средств субсидий из областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Должностные лица Администраций муниципальных образований области осуществляют контроль за ходом реализации Программы на территории своих муниципальных образований.
Постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения
и водоотведения в Новгородской области на 2011-2015 годы"
Мероприятия Программы
29 октября, 21 декабря 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 30 сентября 2010 г. N 456 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Комплексное развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Новгородской области на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 27 октября 2010 г. N 14
Постановлением Правительства Новгородской области от 28 октября 2013 г. N 321 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 13 декабря 2013 г. N 431
Постановление Правительства Новгородской области от 2 октября 2013 г. N 239
Постановление Правительства Новгородской области от 19 июля 2013 г. N 78
Постановление Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 225
Постановление Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 224
Постановление Администрации Новгородской области от 18 декабря 2012 г. N 854
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 681
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 680
Постановление Администрации Новгородской области от 17 сентября 2012 г. N 556
Постановление Администрации Новгородской области от 21 августа 2012 г. N 508
Постановление Администрации Новгородской области от 9 августа 2012 г. N 475
Постановление Администрации Новгородской области от 25 июня 2012 г. N 361
Постановление Администрации Новгородской области от 20 апреля 2012 г. N 221
Постановление Администрации Новгородской области от 9 апреля 2012 г. N 171
Постановление Администрации Новгородской области от 1 декабря 2011 г. N 671
Постановление Администрации Новгородской области от 14 октября 2011 г. N 557
Постановление Администрации Новгородской области от 27 сентября 2011 г. N 489 (в редакции постановления Администрации Новгородской области от 30 ноября 2011 г. N 655)
Постановление Администрации Новгородской области от 15 августа 2011 г. N 380
Постановление Администрации Новгородской области от 10 июня 2011 г. N 243
Постановление Администрации Новгородской области от 16 февраля 2011 г. N 46
Постановление Администрации Новгородской области от 21 декабря 2010 г. N 609
Постановление Администрации Новгородской области от 29 октября 2010 г. N 526