В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, активизации работы по профилактике зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2011-2012 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области - руководитель аппарата Администрации области |
В.А.Тилинин |
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости
от других психоактивных веществ в Новгородской области
на 2011-2012 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 27 октября 2010 г. N 504)
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
областная целевая программа "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2011-2012 годы" (далее Программа). |
Правовая основа Программы: |
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"; Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". |
Заказчик |
Администрация области. |
Разработчики Программы: |
Администрация области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами). |
Исполнители Программы: |
Администрация области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами, управление Администрации области по взаимодействию со средствами массовой информации); |
комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области; | |
комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области; | |
комитет социальной защиты населения Новгородской области; | |
комитет по физической культуре и спорту Новгородской области; | |
комитет труда и занятости населения Новгородской области; | |
комитет информационной политики Новгородской области; | |
комитет по охране здоровья населения области; | |
управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области (далее УФСКН по области) (по согласованию); | |
управление внутренних дел по Новгородской области (далее УВД по области); | |
управление Федеральной миграционной службы по Новгородской области (далее УФМС по области) (по согласованию); | |
линейный отдел внутренних дел на станции Новгород Санкт-Петербургского линейного управления внутренних дел Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте (далее ЛОВД на станции Новгород) (по согласованию); | |
Новгородская таможня (по согласованию); | |
военный комиссариат Новгородской области (по согласованию); | |
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее НовГУ) (по согласованию); | |
областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования" (далее ОАОУ "НИРО") (по согласованию); | |
государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее ГОУ "НО ЦПМСС") (по согласованию); | |
областное автономное учреждение "Дом молодежи" (далее ОАУ "Дом молодежи") (по согласованию); | |
государственное учреждение здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" (далее ГУЗ "НОНД "Катарсис") (по согласованию); | |
государственное учреждение здравоохранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер" (далее ГУЗ "Хелпер") (по согласованию); | |
государственное учреждение здравоохранения "Центр медицинской профилактики" (далее ГУЗ "Центр медицинской профилактики") (по согласованию); | |
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по области) (по согласованию); | |
филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (далее ГТРК "Славия") (по согласованию); | |
Администрации городского округа и муниципальных районов области (по согласованию). | |
Обоснование Программы: |
Программа разработана в связи с сохраняющейся в области напряженностью в сфере оборота и потребления наркотиков и других психоактивных веществ (далее ПАВ), истечением в 2010 году срока действия целевой программы "Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Новгородской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 28.03.2008 N 95, и в целях реализации на территории области Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 (далее Стратегия). |
Цели |
стабилизация наркоситуации в области; сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для увеличения безопасности и здоровья населения области. |
Задачи |
пресечение производства и оборота наркотиков на территории области, обеспечение эффективного противодействия наркоагрессии; развитие и повышение эффективности государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и других ПАВ в области с приоритетом мероприятий первичной профилактики; развитие и повышение эффективности системы оказания медицинской помощи больным наркологического профиля, их реабилитации; совершенствование системы мониторинга наркоситуации в области; совершенствование системы межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности в области, направленного на снижение степени актуальности в области проблем, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, злоупотреблением другими ПАВ, включая выработку мер противодействия наркотрафику по территории области с учетом особенностей географического расположения региона; совершенствование организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения государственной антинаркотической политики в области; формирование у населения области антинаркотического мировоззрения, стремления к здоровому образу жизни; развитие системы повышения квалификации, обмена опытом работы специалистов, занимающихся решением вопросов, связанных с противодействием распространению на территории области наркомании и зависимости от других ПАВ; развитие волонтерского движения по профилактике наркомании и злоупотребления другими ПАВ в области, пропаганде здорового образа жизни. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе). |
Сроки |
2011-2012 годы. |
Объемы и |
Программа финансируется из средств областного бюджета, всего 5130,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 2565,0 тыс.рублей; 2012 год - 2565,0 тыс.рублей. |
Ожидаемые |
снижение к 2012 году (в расчете на 100 тыс.человек населения области) по сравнению с 2009 (базовым) годом показателей: заболеваемость: наркоманией с 10,5 до 10,1; токсикоманией с 0,3 до 0,28; хроническим алкоголизмом с 117,0 до 114,0; алкогольными психозами с 62,5 до 61,0; распространенность: наркомании с 223,1 до 218,0; токсикомании с 19,4 до 19,0; хронического алкоголизма с 2663,8 до 2630,0; алкогольных психозов с 130,0 до 127,0; преступность (зарегистрированные преступления), связанная с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, с 101,0 до 98,9; увеличение к 2012 году по сравнению с 2009 (базовым) годом процента учащихся муниципальных образовательных учреждений области, охваченных превентивными образовательными программами, с 79,14 до 81,0; увеличение к 2012 году по сравнению с 2009 (базовым) годом процента взрослых наркологических больных, получивших активные виды лечения, от общего количества больных, состоящих на диспансерном учете, с 45,6 до 46,1 (при нормативе не менее 40,0); увеличение к 2012 году по сравнению с 2009 (базовым) годом процента больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом (суммарно), прошедших курс лечения и реабилитации, длительность ремиссии у которых составила не менее 1 года, от общего количества указанных больных с 16,2 до 16,4 (при нормативе не менее 14,0); увеличение к 2012 году по сравнению с 2009 (базовым) годом количества волонтеров, участвующих в работе по профилактике злоупотребления ПАВ в области, пропаганде здорового образа жизни, с 1000 до 1020. |
Система |
информация о выполнении мероприятий Программы представляется исполнителями Программы в Администрацию области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами) в части, их касающейся, не позднее 15 июля 2011 года, 15 июля 2012 года, 15 января 2012 года, 15 января 2013 года; итоговая информация о ходе выполнения мероприятий Программы готовится Администрацией области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами) к 1 августа 2011 года, 1 августа 2012 года, 15 февраля 2012 года, 15 февраля 2013 года; информация о выполнении мероприятий Программы в разрезе источников финансирования представляется исполнителями Программы в части, их касающейся, в Администрацию области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами) ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года (с включением показателей эффективности) до 10 января 2012 и 2013 годов; ежеквартальные и годовые отчеты о реализации Программы в разрезе источников финансирования, мероприятий и показателей эффективности, в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности" представляются Администрацией области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами) в экономический комитет Новгородской области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 1 марта 2012 и 2013 годов. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В результате реализации целевой программы "Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Новгородской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 28.03.2008 N 95, а также аналогичных программ, принимаемых в регионе с 1994 года, в области отмечается стабилизация наркотической ситуации.
По итогам I полугодия 2010 года в области зарегистрировано 1058 пациентов, состоящих на диспансерном учете с диагнозом "наркомания" (2009 год - 1370 человек, 2008 год - 1378 человек). Показатель распространенности наркомании в регионе (число пациентов, состоящих на диспансерном наркологическом учете в отчетном периоде) по итогам 2009 года составил в расчете на 100 тыс.человек населения 223,1 (по Российской Федерации - 252,1).
Коэффициент заболеваемости наркоманией в области (число выявленных и поставленных на диспансерный наркологический учет пациентов в отчетном периоде) в расчете на 100 тыс.человек населения значительно меньше среднероссийского - 10,5 (2009 год - 17,7). По заболеваемости наркоманией область занимает 8 место среди 11 регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.
Заболеваемость токсикоманией в области в 2,3 раза ниже чем в среднем по России (0,3 против 0,7 в расчете на 100 тыс.человек населения). Однако ее распространенность существенно выше среднероссийской 19,4 против 10,1 соответственно.
Несмотря на стабильность наркоситуации, абсолютные (количественные) показатели, характеризующие положение в сфере наркопотребления в области, не могут быть признаны приемлемыми.
Вызывает озабоченность и структура наркопотребления, в которой в настоящее время преобладают наркотики опийной группы. Относительно новым и серьезным вызовом для области становится распространение ПАВ, изготовленных на основе кодеинсодержащих лекарственных препаратов (дезоморфин), вызывающих быстрое привыкание с одновременным тяжелым поражением организма больного. Наблюдается рост наркопотребителей среди женщин с 14,8 % в 2007 году до 16,5 % в 2009 году.
Особую обеспокоенность вызывает алкогольная ситуация. По итогам 2009 года заболеваемость хроническим алкоголизмом в области в расчете на 100 тыс.человек населения составила 117,0, алкогольными психозами - 62,5 (в Российской Федерации - 76,85 и 35,7 соответственно). Распространенность данных заболеваний также существенно выше среднероссийских показателей 2663,8 и 130,0 в области против 1450,4 и 73,96 в Российской Федерации соответственно.
Улучшение алкогольной ситуации, уменьшение числа табакокурильщиков необходимо как само по себе, так и в "привязке" к наркотической ситуации. Медицинская статистика свидетельствует, что нет практически ни одного наркомана, который бы не курил. Практика наркопотребления в большинстве случаев начинается не с укола героина, а с курения марихуаны, чему предшествует опыт табакокурения. Мониторинг наркоситуации, проведенный в области в 2009 году в рамках реализации мероприятий целевой программы "Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Новгородской области на 2008-2010 годы", показал, что около 30,0 % юношей и девушек постоянно или эпизодически курят. Мониторингом выявлена связь первой пробы наркотика и алкоголя.
Возраст первой пробы |
Наркотики (%) |
Алкоголь (%) |
До 7 лет |
2,7 |
3,3 |
8-10 лет |
1,6 |
6,9 |
11-13 лет |
6,4 |
27,0 |
14-16 лет |
50,3 |
52,3 |
17-19 лет |
33,9 |
9,6 |
20 лет и старше |
4,6 |
0,9 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
Напряженной остается ситуация в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. В 2009 году на территории области зарегистрировано 670 наркопреступлений или 101,0 на 100 тыс.человек населения (2008 год - 609 преступлений или 93,4 на 100 тыс.человек населения). Количество зарегистрированных в 2009 году административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров несколько уменьшилось, но остается достаточно высоким - 438 правонарушений или 67,8 на 100 тыс.человек населения (2008 год - 493 правонарушения или 75,5 на 100 тыс.человек населения).
Наркотическая и особенно алкогольная ситуация остаются в области напряженными, что требует продолжения ранее начатой работы, в том числе в рамках Программы, с использованием комплексного подхода, направленного на системное противодействие не только наркомании, но и другим видам зависимости от ПАВ (токсикомания, алкоголизм, табакокурение), а также преступности и правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков.
В качестве приоритета Программы избрана реализация профилактических мер общественного, административного и медицинского характера, направленных на сокращение спроса на наркотики и иные ПАВ путем минимизации угроз, связанных со злоупотреблением наркотиками и другими ПАВ, в том числе:
широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, злоупотреблению другими ПАВ;
увеличение численности лиц, вовлеченных в потребление наркотиков и других ПАВ;
недостаточная эффективность организации оказания наркологической, медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
недостаточная развитость специализированных наркологических медицинских учреждений, наркологических кабинетов, слабость реабилитационного звена наркологической помощи, дефицит кадров специалистов, участвующих в осуществлении медико-социальной реабилитации лиц, зависимых от наркотиков и других ПАВ;
недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
увеличение численности лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков и других ПАВ;
смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей.
Результатами реализации Программы должны стать:
сокращение предложения и спроса на наркотики и другие ПАВ;
сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;
совершенствование мониторинга наркоситуации в области;
развитие региональной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, злоупотребления другими ПАВ;
повышение доступности и результативности лечения и реабилитации больных, страдающих наркологическими заболеваниями;
совершенствование механизма реализации Стратегии на территории области, включая его организационно-управленческую, нормативно-правовую и ресурсную составляющие;
повышение эффективности мер противодействия наркотрафику по территории области с учетом особенностей ее географического положения;
обеспечение эффективного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров.
Ожидаемые риски: снижение доступности, качества и эффективности мероприятий профилактики немедицинского потребления наркотиков, профилактики злоупотребления другими ПАВ, снижение качества лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, другие ПАВ, сокращение специализированных наркологических медицинских учреждений и численности врачей психиатров-наркологов, других специалистов.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы составляет 5130,0 тыс.рублей.
Мероприятия Программы включают 2 раздела:
организационно-управленческие мероприятия по совершенствованию реализации государственной антинаркотической политики в области с объемом финансирования 2325,0 тыс.рублей, в том числе по годам:
2011 год - 1280,0 тыс.рублей;
2012 год - 1045,0 тыс.рублей;
cовершенствование системы мер по сокращению предложения и спроса на наркотики и другие ПАВ с объемом финансирования 2805,0 тыс.рублей, в том числе по годам:
2011 год - 1285,0 тыс.рублей;
2012 год - 1520,0 тыс.рублей.
Указанные средства позволят обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы без выделения дополнительных материальных и трудовых ресурсов.
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит снизить на территории области актуальность проблем, связанных с зависимостью от наркотиков и других ПАВ, придать мерам противодействия системный характер и повысить их результативность.
Показатели для оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Значение показателя |
||
2009 |
2011 |
2012 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Заболеваемость (в расчете на |
коэффициент |
|
|
|
1.1. |
Наркоманией |
10,5 |
10,3 |
10,1 |
|
1.2. |
Токсикоманией |
0,3 |
0,3 |
0,28 |
|
1.3. |
Хроническим алкоголизмом |
117,0 |
115,0 |
114,0 |
|
1.4. |
Алкогольными психозами |
62,5 |
62,0 |
61,0 |
|
2. |
Распространенность (в расчете на 100 тыс.человек населения области): |
коэффициент |
|
|
|
2.1. |
Наркомании |
223,1 |
220,0 |
218,0 |
|
2.2. |
Токсикомании |
19,4 |
19,2 |
19,0 |
|
2.3. |
Хронического алкоголизма |
2663,8 |
2650,0 |
2630,0 |
|
2.4. |
Алкогольных психозов |
130,0 |
129,0 |
127,0 |
|
3. |
Процент взрослых наркологических больных, получивших активные |
% |
45,6 |
45,9 |
46,1 |
4. |
Процент больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом (суммарно), прошедших курс лечения и реабилитации, длительность ремиссии у которых составила не менее 1 года, от общего количества указанных больных (при нормативе не менее 14,0 %) |
% |
16,2 |
16,3 |
16,4 |
5. |
Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ |
коэффициент |
101,0 |
99,0 |
98,9 |
6. |
Процент учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений области, охваченных превентивными образовательными программами |
% |
79,14 |
79,9 |
81,0 |
7. |
Количество волонтеров, участвующих в работе по профилактике злоупотребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в области |
чел. |
1000 |
1010 |
1020 |
4. Механизм управления реализацией Программы
Первый уровень управления реализацией Программы осуществляет заместитель Главы администрации области - руководитель аппарата Администрации области, организующий взаимодействие органов исполнительной власти области, организаций по вопросам правопорядка, общественной безопасности.
Второй уровень управления реализацией Программы осуществляет Администрация области (управление Администрации области по взаимодействию с административными органами), которая координирует и контролирует ход выполнения мероприятий Программы, включая сбор, анализ, обобщение показателей для оценки эффективности реализации Программы.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы, вопросы целевого использования финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, могут рассматриваться на заседаниях антинаркотической комиссии в Новгородской области.
Финансовый контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Администрации городского округа и муниципальных районов области вправе назначать должностных лиц, осуществляющих контроль за реализацией Программы, в части, касающейся муниципальных образований.
Приложение
к областной целевой программе "Комплексные
меры противодействия наркомании и зависимости
от других психоактивных веществ в Новгородской
области на 2011-2012 годы"
Мероприятия Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 27 октября 2010 г. N 504 "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2011-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 17 ноября 2010 г. N 17
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 29 декабря 2012 г. N 895
Постановление Администрации Новгородской области от 12 декабря 2012 г. N 841
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 709
Постановление Администрации Новгородской области от 20 августа 2012 г. N 507
Постановление Администрации Новгородской области от 28 марта 2012 г. N 146
Постановление Администрации Новгородской области от 14 ноября 2011 г. N 618
Постановление Администрации Новгородской области от 21 июля 2011 г. N 327