В целях обеспечения единства методологических подходов, способов и технологий формирования муниципальных целевых программ в Великом Новгороде, определения общего порядка их разработки, согласования, утверждения, финансирования и реализации Дума Великого Новгорода решила:
утвердить прилагаемый Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде.
Мэр Великого Новгорода |
Н.И. Гражданкин |
Порядок
разработки и реализации муниципальных целевых программ
в Великом Новгороде
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 1 ноября 2007 г. N 689)
1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", Положением о бюджетном процессе в Великом Новгороде, в целях обеспечения единства методологических подходов, способов и технологий формирования муниципальных целевых программ в Великом Новгороде, определяет общий порядок их разработки, согласования, утверждения, финансирования и реализации.
Муниципальная целевая программа (далее - Программа) представляет собой муниципальный правовой акт, ограниченный по сроку действия и утверждаемый в соответствии с действующим законодательством, определяющий систему обоснованных целей, соответствующих им задач и обеспеченных ресурсами мероприятий, направленных на положительные и качественные изменения в конкретной социально-экономической сфере.
По сроку действия могут приниматься следующие виды Программ:
краткосрочные - реализация мероприятий которых рассчитана на срок в пределах одного финансового года;
среднесрочные - реализация мероприятий которых рассчитана на срок от одного финансового года до пяти лет;
долгосрочные - реализация мероприятий которых рассчитана на срок от пяти, но не более десяти лет.
Приоритетные задачи, для решения которых принимаются Программы, определяются в соответствии с долгосрочными планами социально-экономического развития Великого Новгорода, прогнозом социально-экономического развития на очередной финансовый год и основными параметрами развития на плановый период.
Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках Программы. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Механизм разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочного прекращения реализации Программ определяется настоящим Порядком.
Инициатором Программы (далее - Инициатор) может выступать орган местного самоуправления, любое юридическое или физическое лицо, выступившие с предложением о постановке проблемы на муниципальном уровне для ее решения программными методами.
Заказчиком Программы (далее - Заказчик) является Администрация Великого Новгорода, уполномоченное структурное подразделение Администрации Великого Новгорода, отвечающее за ее выполнение. Заказчик несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Разработчиком Программы (далее - Разработчик) является структурное подразделение Администрации Великого Новгорода, муниципальное учреждение, а также физическое или юридическое лицо (по договору, заключенному Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации), выполняющее разработку Программы в соответствии с техническим заданием.
Исполнителем Программы (далее - Исполнитель) является структурное подразделение Администрации Великого Новгорода, ответственное за выполнение конкретных мероприятий Программы. Исполнитель несет ответственность за выполнение возложенных на него в рамках Программы обязательств. Исполнитель вправе привлекать иных участников для более эффективного решения возложенных на него задач.
Координатором Программы (далее - Координатор) является Глава Администрации Великого Новгорода, его заместители в соответствии с распределением функций, уполномоченное структурное подразделение Администрации Великого Новгорода. Координатор осуществляет координацию деятельности заказчиков по подготовке программных мероприятий, несет ответственность за подготовку Программы в целом.
Распределение обязанностей между участниками процесса разработки и реализации Программы осуществляется согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2. Этапы разработки и реализации Программ
Разработка и реализация Программы включает в себя следующие основные этапы:
отбор и обоснование проблем для программной разработки, подготовка инициативного предложения о разработке Программы и принятие решения о целесообразности ее разработки;
разработка и утверждение проекта Программы;
реализация Программы.
3. Отбор проблем для программной разработки
3.1. Отбор проблем для их решения программными методами должен учитывать направления государственной национальной политики, приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, Новгородской области, Великого Новгорода, прогнозы муниципальных потребностей и финансовых ресурсов.
3.2. Выделяются следующие принципы отбора проблем для их программной разработки и решения:
значимость проблемы;
невозможность комплексного решения проблемы за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для ее решения;
принципиальная новизна и высокая эффективность в решении организационных, технических и иных вопросов, отсутствие дублирующих Программ;
значительный ожидаемый социально-экономический результат и мультипликативный эффект.
4. Порядок принятия решения о разработке Программы
4.1. Инициатор постановки проблемы, подлежащей решению на программной основе, осуществляет сбор и обработку первичной информации, формулирует инициативное предложение о разработке Программы в соответствии с утвержденными требованиями согласно примерной форме, указанной в приложении 2 к настоящему Порядку.
Инициативное предложение фиксирует основные параметры Программы и предназначено для обоснования целесообразности ее разработки, определения достаточности свободных средств бюджета Великого Новгорода для ее реализации.
4.2. Инициативное предложение о разработке Программы представляется в комитет экономики и комитет финансов Администрации Великого Новгорода для получения соответствующих заключений.
4.3. Комитет экономики Администрации Великого Новгорода на основе анализа представленного инициативного предложения в части соответствия его целей и задач приоритетам муниципальной политики, прогнозам социально-экономического развития Великого Новгорода, возможностям ресурсного обеспечения для решения поставленных задач, анализа выполнения ранее принятых решений и программ по данному кругу вопросов в 10-дневный срок с момента представления материалов готовит соответствующее заключение. К составлению заключения привлекаются структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, компетентные в рассматриваемом вопросе.
4.4. Комитет финансов Администрации Великого Новгорода проводит анализ представленных материалов с точки зрения возможности их финансирования из бюджета Великого Новгорода, возможности привлечения дополнительных источников финансирования и в десятидневный срок с момента представления материалов готовит соответствующее заключение.
4.5. Решение о целесообразности разработки проекта Программы по внесенному инициативному предложению, а также решение об определении Заказчика принимает Глава Администрации Великого Новгорода путем издания соответствующего распоряжения Администрации Великого Новгорода, подготавливаемого Заказчиком.
4.6. Срок представления инициативных предложений о разработке Программ определяется возможностью утверждения Программ не позднее одного месяца до даты вынесения на рассмотрение в Думу Великого Новгорода проекта бюджета Великого Новгорода на последующий финансовый период.
5. Разработка Программы и требования к ее содержанию
5.1. Организация работ по подготовке проекта Программы осуществляется Заказчиком с привлечением в случае необходимости специалистов структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, компетентных в рассматриваемом вопросе.
При необходимости Заказчик может создавать рабочую группу по разработке проекта Программы или поручить разработку сторонней организации.
В случае разработки проекта Программы путем создания рабочей группы Заказчик самостоятельно определяет регламент работы рабочей группы.
Для разработки проекта Программы сторонней организацией Заказчик готовит техническое задание в соответствии с требованиями настоящего Порядка, самостоятельно утверждает его, организует, в случае необходимости, проведение конкурса на разработку Программы и обеспечивает финансирование разработки Программы.
5.2. Программа должна содержать в своем составе паспорт, перечень основных параметров которого указан в Приложении 3 к настоящему Порядку, и состоять из следующих разделов:
первый раздел - характеристика проблемы, на решение которой направлена данная Программа;
второй раздел - основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, ожидаемых результатов, а также целевых индикаторов и показателей (измеряемых количественных показателей решения поставленных задач в ходе реализации Программы по годам);
третий раздел - перечень программных мероприятий;
четвертый раздел - обоснование ресурсного обеспечения Программы;
пятый раздел - описание социальных, экономических, экологических и прочих последствий реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение поставленной стратегической цели, оценка рисков ее реализации;
шестой раздел - механизм реализации Программы, включающий в себя методику оценки эффективности Программы (с учетом ее особенностей), механизм управления Программой (включающий в себя распределение полномочий и ответственности);
седьмой раздел - оценка эффективности Программы, в том числе оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы (с учетом ее особенностей).
5.3. К содержанию разделов Программы предъявляются следующие требования:
5.3.1. Первый раздел должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на муниципальном уровне;
5.3.2. Второй раздел должен содержать развернутые формулировки целей и задач Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, ожидаемых результатов, а также перечень целевых индикаторов и показателей (измеряемых количественных показателей решения поставленных задач в ходе реализации программы по годам).
Требования, предъявляемые к целям Программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции заказчиков Программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации Программы с определением соответствующих целей);
5.3.3. Третий раздел должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования), сроках выполнения мероприятий, исполнителях;
5.3.4. Четвертый раздел должен содержать расчеты предстоящих затрат, необходимых для достижения предусмотренных результатов на каждом этапе реализации Программы по годам и общий объем предстоящих затрат, а также источники финансирования;
5.3.5. Пятый раздел должен раскрывать социально-экономические, финансовые, экологические и прочие последствия реализации данной Программы;
5.3.6. Шестой раздел должен содержать описание механизма реализации Программы, включающего в себя механизм управления Программой, то есть организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации Программы в полном объеме, мониторинг и порядок корректировки объемов финансирования, сроков реализации мероприятий Программы, условия досрочного прекращения реализации Программы, порядок отчета о выполнении мероприятий Программы и механизм распределения полномочий и ответственности между структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода, отвечающими за ее реализацию;
5.3.7. Седьмой раздел должен содержать общую оценку вклада Программы в экономическое и социальное развитие Великого Новгорода, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы, а, при необходимости, и после ее реализации. Критерии, используемые для оценки эффективности Программы, используемые целевые индикаторы с количественными показателями решения поставленных задач должны быть количественно исчисляемыми, объемными и понятными для определения эффективности Программы.
6. Утверждение Программы
6.1. Проект Программы проходит необходимые согласования и экспертизы с заинтересованными сторонами и организациями на предмет обоснованности затрат, сроков исполнения, экологической безопасности, экономических и финансовых параметров, соответствия проекта нормативным правовым актам и утверждается в установленном законом порядке.
6.2. Заказчик должен утвердить Программу в установленном порядке в срок не позднее одного месяца до даты вынесения на рассмотрение Думой Великого Новгорода проекта бюджета Великого Новгорода на последующий финансовый период.
7. Внесение изменений в Программы
7.1. Решение об изменении, приостановлении и прекращении действия Программы принимается в установленном порядке по представлению Главы Администрации Великого Новгорода путем издания соответствующего распоряжения Администрации Великого Новгорода.
7.2. Подготовку предложений по внесению изменений в Программу осуществляет Заказчик. При внесении изменений не допускается изменение целей и задач, ухудшение результатов, которые должны быть получены в ходе выполнения Программы.
7.3. При принятии решения о продлении действующей Программы срок ее реализации может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока реализации Программы более чем на один год разрабатывается новая Программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в установленном порядке.
7.4. Действия по корректировке утвержденных Программ осуществляются в соответствии с настоящим Порядком. Обоснование продления срока реализации Программы или подготовки новой Программы должно включать данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию Программы. Разработка новой Программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем, позволяющих повысить эффективность достижения поставленных задач.
7.5. Действие Программы может быть приостановлено или прекращено в следующих случаях:
досрочного выполнения целей Программы;
нерационального и (или) нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы;
существенного изменения объемов финансирования Программы, влияющего на снижение ее результативности;
невозможности достижения целей Программы в силу форс-мажорных обстоятельств и иных причин.
8. Финансирование Программ
8.1. Финансовое обеспечение Программ осуществляется за счет средств бюджета Великого Новгорода, а также за счет привлекаемых для выполнения Программ внебюджетных источников. Контроль за финансовым обеспечением принятых Программ осуществляет Заказчик.
8.2. Утвержденные в установленном законом порядке Программы являются основанием для включения затрат на их финансирование в проекты бюджета Великого Новгорода на соответствующие финансовые годы.
8.3. Заказчик Программы анализирует ход выполнения Программы с начала ее реализации, с учетом проведенного анализа уточняет объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, представляет в комитет финансов Администрации Великого Новгорода в устанавливаемые сроки проекты бюджетных заявок по Программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств бюджета Великого Новгорода в очередном финансовом году.
8.4. Комитет экономики Администрации Великого Новгорода совместно с Заказчиком с учетом проектных бюджетных показателей готовит уточненный перечень зарегистрированных в реестре утвержденных в установленном порядке Программ, предлагаемых к финансированию в последующий финансовый период, согласовывает его с Главой Администрации Великого Новгорода (или уполномоченным им должностным лицом) и направляет его в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.
8.5. Распределение расходов бюджета Великого Новгорода на реализацию Программ представляется на утверждение в Думу Великого Новгорода в составе проекта решения о бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый период.
8.6. Финансирование новых Программ, утвержденных в установленном порядке после принятия бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год, начинается в финансовом году, следующем за очередным, либо, в исключительных случаях, в текущем году путем внесения в бюджет Великого Новгорода соответствующих изменений.
8.7. Реализация Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции, предоставление услуг, выполнение работ для муниципальных нужд, заключаемых со всеми исполнителями программных мероприятий, кроме случаев, не требующих заключения данного контракта (договора).
9. Учет Программ
9.1. Учет утвержденных Программ осуществляется комитетом экономики Администрации Великого Новгорода посредством ведения реестра Программ, содержащего основные сведения о Программах и ходе их реализации по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
Программы, утвержденные до принятия настоящего Порядка, также подлежат внесению в реестр.
9.2. Для целей учета утвержденных Программ Заказчик представляет в комитет экономики Администрации Великого Новгорода полный комплект документов по Программе в одном экземпляре в течение 10 дней с момента ее утверждения, а также необходимых документов, содержащих сведения о ходе ее реализации.
10. Мониторинг и контроль за подготовкой и реализацией Программ
10.1. Мониторинг предусматривает оценку Программы на всех стадиях ее реализации и проводится для выявления достижимости намеченных целей и влияния достигаемых результатов на социально-экономическую ситуацию.
10.2. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программ Заказчики ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в комитет экономики Администрации Великого Новгорода информацию о ходе выполнения и финансирования программных мероприятий.
10.3. Комитет экономики Администрации Великого Новгорода на основе анализа представляемой Заказчиками информации, которая включает оценку значений целевых индикаторов и показателей, готовит сводный отчет по реализации Программ на территории Великого Новгорода и представляет его Главе Администрации Великого Новгорода в составе итогов социально-экономического развития за истекший год.
10.4. Заказчик отчитывается перед Думой Великого Новгорода о ходе выполнения Программ, утвержденных Думой Великого Новгорода, ежегодно в I квартале года, следующего за отчетным.
10.5. Программа считается завершенной после утверждения отчета о выполнении Программы в установленном законом порядке.
10.6. Контроль за подготовкой и реализацией Программ осуществляют Глава Администрации Великого Новгорода и его заместители, комитеты и управления Администрации Великого Новгорода, Заказчик, органы, уполномоченные в соответствии с законодательством осуществлять контроль.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2007 г. N 689 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 6 октября 2011 г. N 29
Решением Думы Великого Новгорода от 30 декабря 2013 г. N 115 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 4 октября 2011 г. N 1081