В целях создания экономических, политических и организационных условий для развития гражданских инициатив, реализации государственной национальной политики и взаимодействия с общественными объединениями Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие гражданского общества в Новгородской области на 2013-2014 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
И.В. Верходанов |
Областная целевая программа
"Развитие гражданского общества в Новгородской области на 2013-2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 30 октября 2012 г. N 698)
Паспорт Программы
Наименование |
областная целевая программа "Развитие гражданского общества в Новгородской области на 2013-2014 годы" (далее Программа). |
Правовая основа Программы: |
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"; областной закон от 12.07.2007 N 135-ОЗ "Об Общественной палате Новгородской области". |
Заказчик |
Администрация области. |
Разработчики |
Администрация области (комитет информационно-аналитического обеспечения Администрации области) (далее комитет). |
Исполнители |
Администрация области (комитет, комитет Администрации области по взаимодействию со средствами массовой информации). |
Обоснование |
на территории Новгородской области зарегистрировано более 900 некоммерческих организаций, в том числе общественные объединения составляют 57,0 %, религиозные организации - 12,2 %, иные - 30,8 %. Повсеместно представлены профессиональные общественные объединения (профсоюзы) и более чем в половине районов области - общественные объединения по интересам (спортивные, детские, молодежные, ветеранские, женские, экологические, инвалидные и другие). Формирование гражданского общества зависит не только от количества некоммерческих организаций и их активности при реализации интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия с ними исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований при решении социально-экономических проблем. Это сложный и протяженный во времени процесс, который требует консолидации усилий органов государственной власти и гражданского общества. Общественно-политическая сфера представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (общественных объединений, институтов гражданского общества, органов государственной власти). Формирование сети устойчивых связей между всеми участниками общественно-политических отношений является важнейшим условием эффективного развития региона. Для решения задач по формированию социального партнерства и повышению гражданской активности населения области разработана Программа. |
Цели Программы: |
создание условий для развития гражданского общества, повышения гражданской активности, поддержка гражданских инициатив в решении задач социально-экономического и общественно-политического развития области. |
Задачи Программы: |
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, формирование системы социального партнерства государственных органов и некоммерческих организаций по решению социально значимых проблем области; |
|
мониторинг общественно-политической ситуации в области; |
|
совершенствование нормативной правовой базы в общественно-политической сфере; укрепление правовой базы гражданского общества путем развития знаний, опыта и потенциала в решении правовых вопросов, касающихся деятельности институтов гражданского общества и участия населения в общественной жизни; |
|
формирование благоприятного информационного пространства в сфере общественно-политических отношений, пропаганда и популяризация положительного опыта эффективного взаимодействия органов власти и общественных институтов; |
|
расширение диапазона участия представителей институтов гражданского общества в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ, поддержке инноваций и самореализации социальной активности жителей области; |
|
формирование установок толерантного сознания и поведения в обществе; |
|
предотвращение межнациональных и межконфессиональных конфликтов. |
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: |
2013-2014 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы по годам: |
источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. общий объем финансовых средств для реализации Программы составляет 3500,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1500,0 тыс. рублей; 2014 год - 2000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
обеспечение наиболее полного и эффективного использования возможностей институтов гражданского общества в решении задач общественно-политического развития области; |
|
принятие региональной концепции общественно-политического развития области; |
|
формирование благоприятного информационного пространства в общественно-политической сфере области, обеспечение пропаганды и популяризации положительного опыта эффективного взаимодействия органов власти и общественных институтов; |
|
повышение уровня гражданской активности населения области; |
|
расширение партнерства органов государственной власти и институтов гражданского общества в разработке и реализации социально значимых мероприятий, проектов и программ; |
|
повышение уровня активности местного сообщества в решении социально значимых вопросов области; |
|
формирование установок толерантного сознания и поведения в обществе. |
Система организации контроля за реализацией Программы: |
исполнители Программы представляют информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в комитет ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, до 2015 года включительно; |
|
комитет представляет отчет о ходе реализации Программы в Администрацию области и комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности". |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Переход к инновационной, социально ориентированной модели развития гражданского общества, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, не только декларируется властью, но и планомерно осуществляется.
В Новгородской области осуществляют свою деятельность свыше 900 некоммерческих организаций, в том числе более 500 общественных объединений, взаимодействие с которыми при решении социальных и общественно значимых проблем области позволяет стимулировать повышение их активности и способствует развитию гражданского общества.
Общественные организации, действующие в области, остаются весомым фактором, влияющим на социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе. В то же время процесс развития сотрудничества органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований с общественным сектором требует определенных изменений.
Необходимость модификации управления общественно-политической сферой регионов диктуется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, недостаточной результативностью социальной политики, выражающейся в сохранении серьезных социальных проблем: бедности, высоком уровне дифференциации доходов, низком качестве социальных услуг, дефиците объектов социальной инфраструктуры.
Во-вторых, сложившаяся модель управления значительно исчерпала свои возможности и демонстрирует низкую эффективность. Это проявляется в трудностях межведомственной координации, слабом взаимодействии и согласованности интересов государственных и негосударственных институтов. Данные обстоятельства обусловили необходимость поиска новых технологий управления социально-политической сферой региона, основанных на научных принципах, отвечающих требованиям времени, позволяющих "синергизировать" ресурсы участников процесса управления.
Применение программно-целевых методов является одним из вариантов совершенствования управления общественно-политической сферой. Это может служить основанием для технологизации управления сложными объектами, к числу которых относится и общественно-политическая сфера региона. Это подтверждается как теоретическими исследованиями, так и практикой регионального управления.
Общественно-политическая сфера представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (органов государственного управления, общественных организаций и других). Это позволяет использовать преимущества самых эффективных способов координации общественно-политической системы (иерархия, рыночные механизмы, партнерское взаимодействие, аутсорсинг и другие), что дает возможность быстро и эффективно осуществлять трансферт новых знаний и социальных технологий, преобразуя их в инновации, востребованные местным сообществом. Формирование сети устойчивых связей между всеми участниками общественно-политических отношений является важнейшим условием эффективной трансформации проектов и программ в конкурентные преимущества региона.
Основным риском в реализации Программы является уменьшение средств областного бюджета, предусмотренных на ее реализацию.
При реализации Программы могут возникнуть также риски, связанные с изменениями в законодательстве Российской Федерации и Новгородской области, приоритетов государственной политики Российской Федерации.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансовых средств составляет 3500,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1500,0 тыс. рублей;
2014 год - 2000,0 тыс. рублей.
Дополнительных затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров не потребуется.
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
укрепить и развить систему мониторинга общественно-политической ситуации в области, состояния гражданского общества и межнациональных отношений;
совершенствовать формы и методы взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений области;
создать эффективную модель социального партнерства органов государственной власти области, институтов гражданского общества, средств массовой информации;
повысить уровень активности общественных объединений области в решении социально значимых проблем и задач.
Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Единица |
Значение показателя |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Количество областных мероприятий с участием общественных объединений области |
ед. |
6 |
8 |
10 |
2. |
Количество социологических опросов |
ед. |
3 |
4 |
4 |
3. |
Количество заседаний (собраний) |
ед. |
4 |
4 |
5 |
4. |
Количество публикаций, информационных сообщений в средствах массовой информации о деятельности |
ед. |
15 |
17 |
20 |
5. |
Количество мероприятий, направленных на повышение гражданской |
ед. |
3 |
4 |
5 |
6. |
Количество анкетирований населения по выявлению общественного мнения по вопросам общественно-политического развития области |
ед. |
2 |
2 |
4 |
4. Механизм реализации Программы
4.1. Мониторинг общественно-политической ситуации в области
Мониторинг, социологические исследования, как системный инструмент формирования будущего, позволит учитывать изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных, общественных отношениях, культуре, формировать согласованную позицию ключевых игроков относительно таких изменений и необходимых в этой связи действий.
В рамках данного направления реализации Программы планируется проведение мониторинга общественно-политической ситуации в области, исследования ситуации и существующих механизмов для развития гражданского общества в области. В результате исследований осуществляется определение общих целей и принятие региональной концепции развития общественно-политической сферы.
В процессе исследований будет проводиться:
оценка сложившейся ситуации;
оценка перспектив и направлений развития области;
анализ практических примеров;
определение рисков и рассмотрение имеющейся нормативно-правовой базы;
определение возможностей существующей инфраструктуры.
Прогнозирование и формирование будущего территориальных общественных институтов позволит оценить потенциал и перспективы развития региона, общественного сектора в целом, участников общественного сектора, взаимоотношений, возникающих в будущем у участников общественного сектора, а также уровень инновационной активности, возможный в долгосрочной перспективе.
4.2. Формирование благоприятных условий для развития общественных инициатив
Содействие формированию разнонаправленных инновационных сетей нацелено на стимулирование инновационной активности в общественном секторе за счет усиления связей между институтами гражданского общества, бизнесом, средствами массовой информации, органами государственной власти. Формирование таких сетей стимулирует процессы постоянного внедрения инноваций, сотрудничества между субъектами общественно-политической деятельности.
К рекомендуемым мероприятиям, относящимся к содействию формированию сетей, относятся:
организация совместных мероприятий, в том числе межрегиональных и международных, с участием представителей бизнеса, общественных объединений и средств массовой информации;
организация проведения ежегодных конференций по соответствующей тематике;
проведение регулярного мониторинга активности общественного сектора, разработка и публикация регулярных отчетов по соответствующей тематике.
4.3. Формирование благоприятного информационного пространства в сфере общественно-политических отношений
Информационное сопровождение деятельности субъектов общественно-политической сферы осуществляется органом исполнительной власти или организацией по развитию общественного сектора путем размещения соответствующих информационных блоков в региональных и федеральных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организации выступлений с докладами на российских и международных научно-практических конференциях, посвященных территориальному развитию.
В ходе информационного сопровождения деятельности общественного сектора раскрываются следующие информационные блоки:
исторические предпосылки развития гражданского общества;
состав участников общественного сектора;
инструменты государственной поддержки процедур по развитию гражданского общества в области;
пропаганда и популяризация положительного опыта эффективного взаимодействия органов государственной власти и общественных институтов;
реализуемые проекты и программы;
информационная поддержка деятельности общественных объединений области, направленной на реализацию принципов социального партнерства;
создание и распространение социальной рекламы;
информация о перспективах развития общественно-политических инноваций.
Информационная поддержка развития гражданского общества и гражданских инициатив осуществляется в комплексе с другими инструментами по развитию общественно-политических отношений в регионе.
4.4. Создание условий для регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений
Создание условий для регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений направлено на продвижение в регионе устойчивого толерантного отношения населения к этническому многообразию, формирование, прежде всего, у подрастающего поколения позитивных установок на регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений.
Проводимые в рамках реализации Программы мероприятия будут способствовать профилактике и предотвращению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, а также повышению уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде.
5. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы администрации области, организующий взаимодействие с общественными и религиозными объединениями области.
Координацию выполнения мероприятий Программы и непосредственный контроль за ходом реализации Программы осуществляет комитет в соответствии с действующим законодательством.
В качестве форм контроля предусматриваются:
ежегодный анализ хода выполнения мероприятий Программы на совещаниях в Администрации области с руководителями органов исполнительной власти области и общественных объединений;
ежегодное подведение итогов выполнения мероприятий Программы на совещаниях с органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области и представителями общественных и некоммерческих объединений области;
контроль за выполнением и соблюдением сроков реализации мероприятий Программы.
Контроль за правильностью расходования и целевым использованием средств областного бюджета осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение
к областной целевой программе
"Развитие гражданского общества
в Новгородской области
на 2013-2014 годы"
Мероприятия Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 698 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие гражданского общества в Новгородской области на 2013-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 16 ноября 2012 г. N 23
Постановлением Правительства Новгородской области от 11 ноября 2013 г. N 341 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 6 декабря 2012 г. N 823