12 ноября 2012 г.
В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, активизации работы по профилактике зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ, пропаганды здорового образа жизни Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2013-2017 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
И.В. Верходанов |
Долгосрочная областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2013-2017 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 30 октября 2012 г. N 686)
12 ноября 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2013-2017 годы" (далее Программа). |
Правовая |
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (далее Стратегия государственной антинаркотической политики); Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"; постановление Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения их оценки". |
Заказчик |
Администрация области. |
Разработчик Программы: |
управление Администрации области по взаимодействию с административными органами. |
Исполнители Программы: |
управление Администрации области по взаимодействию с административными органами; |
комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области; | |
комитет культуры Новгородской области; | |
комитет социальной защиты населения Новгородской области; | |
комитет труда и занятости населения Новгородской области; | |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области; | |
комитет по физической культуре и спорту Новгородской области; | |
комитет по охране здоровья населения области; | |
комитет информационно-аналитического обеспечения Администрации области; | |
комитет Администрации области по взаимодействию со средствами массовой информации; | |
|
управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области (далее УФСКН по области) (по согласованию); |
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее УМВД по области) (по согласованию); | |
управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (далее УФСИН по области) (по согласованию); | |
управление Федеральной миграционной службы по Новгородской области (далее УФМС по области) (по согласованию); | |
управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области (далее УФСБ по области) (по согласованию); | |
Новгородский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее Новгородский ЛО МВД России на транспорте) (по согласованию); | |
Новгородская таможня (по согласованию); | |
военный комиссариат Новгородской области (по согласованию); | |
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по области) (по согласованию); | |
управление Судебного департамента в Новгородской области (по согласованию); | |
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области (далее управление Россельхознадзора по области) (по согласованию); | |
территориальный орган Федеральной службы в сфере здравоохранения по Новгородской области (далее управление Росздравнадзора по области) (по согласованию); | |
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (далее Новгородстат) (по согласованию); | |
государственное федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее НовГУ) (по согласованию); | |
областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования" (далее ОАОУ "НИРО") (по согласованию); | |
государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения" (далее ГОУ "НО ЦПМСС") (по согласованию); | |
областное автономное учреждение "Дом молодежи" (далее ОАУ "Дом молодежи") (по согласованию); | |
|
филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (далее ГТРК "Славия") (по согласованию); |
государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" (далее ГОБУЗ "НОНД "Катарсис") (по согласованию); | |
государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр медицинской профилактики" (далее ГОБУЗ "Центр медицинской профилактики") (по согласованию); | |
государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер" (далее ГОБУЗ "Хелпер") (по согласованию); | |
Администрации городского округа и муниципальных районов области (по согласованию); | |
общественные организации (по согласованию). | |
Обоснование Программы: |
Программа разработана в связи с сохраняющейся в области напряженностью в сфере оборота и потребления наркотиков и других психоактивных веществ (далее ПАВ), истечением в 2012 году срока действия областной целевой программы "Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Новгородской области на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 27.10.2010 N 504, и в целях реализации на территории области Стратегии государственной антинаркотической политики. |
Цели |
сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья населения области, сокращение потребления алкоголя, пива, табака и других ПАВ, находящихся в легальном обороте. |
Задачи |
пресечение незаконного оборота наркотиков на территории области, обеспечение эффективного противодействия наркоагрессии; развитие и повышение эффективности государственной системы профилактики потребления наркотиков и других ПАВ с приоритетом мероприятий первичной профилактики; развитие и повышение эффективности системы оказания медицинской помощи больным наркологического профиля, их реабилитации; создание системы постоянно действующего мониторинга наркоситуации в области; совершенствование системы межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности в области; совершенствование организационного, информационно-аналитического, информационно-пропагандистского и кадрового обеспечения государственной антинаркотической политики в области; формирование у населения области антинаркотического мировоззрения, стремления к здоровому образу жизни; развитие системы повышения квалификации, обмена опытом работы специалистов, занимающихся решением вопросов, связанных с противодействием распространению на территории области наркомании и зависимости от других ПАВ; развитие волонтерского движения по профилактике наркомании и злоупотребления другими ПАВ в области, пропаганде здорового образа жизни. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: |
2013-2017 годы. |
Объемы и |
Программа финансируется из средств областного бюджета, в размере 12825,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2565,0 тыс. рублей; 2014 год - 2565,0 тыс. рублей; 2015 год - 2565,0 тыс. рублей; 2016 год - 2565,0 тыс. рублей; 2017 год - 2565,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые |
снижение к 2018 году (в расчете на 100 тыс. человек населения области) по сравнению с 2011 годом (базовым), показателей: заболеваемости: наркоманией - с 12,6 до 11,9 человека; токсикоманией - с 0,2 до 0,15 человека; хроническим алкоголизмом - с 81,3 человека до 79,0 человека; алкогольными психозами - с 36,7 до 35,2 человека; распространенности: наркомании - с 268,6 до 255,0 человека; токсикомании - с 16,5 до 15,5 человека; хронического алкоголизма - с 2468,6 до 2350,0 человека; алкогольных психозов - с 86,9 до 84,0 человека; преступности (количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ) - с 114,9 до 112,9 человека; увеличение к 2018 году по сравнению с 2011 годом (базовым): процента взрослых наркологических больных, получивших стационарное лечение, от общего количества больных, состоящих на диспансерном учете - с 17,0 до 21,0 %; процента больных детско-подросткового возраста, получивших стационарное лечение, от общего количества больных, состоящих на диспансерном учете - с 10,3 до 16,0 %; процента больных наркоманией, прошедших курс лечения и реабилитации и находящихся в ремиссии более 2 лет - с 9,6 до 11,0 %; процента больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, прошедших курс лечения и реабилитации, и находящихся в ремиссии более 2 лет - с 5,7 до 12,0 %; количества волонтеров, участвующих в работе по профилактике злоупотребления ПАВ в области, пропаганде здорового образа жизни - с 1200 до 1300 человек. |
Система |
информация о выполнении мероприятий Программы представляется исполнителями Программы в управление Администрации области по взаимодействию с административными органами в части, их касающейся, не позднее 10 июля 2013-2017 годов, 25 января 2014-2018 годов; итоговая информация о ходе выполнения мероприятий Программы готовится управлением Администрации области по взаимодействию с административными органами не позднее 20 февраля 2014-2018 годов, 01 августа 2013-2017 годов; информация о выполнении мероприятий Программы в разрезе источников финансирования представляется исполнителями мероприятий Программы в части, их касающейся, ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года (с включением показателей эффективности) - до 15 января 2014-2018 годов в управление Администрации области по взаимодействию с административными органами; ежеквартальные и годовые отчеты по реализации Программы в разрезе источников финансирования, мероприятий и показателей эффективности в соответствии с Порядком принятия решений о разработке областных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности", представляется управлением Администрации области по взаимодействию с административными органами в экономический комитет Новгородской области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 01 марта 2014-2018 годов. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Наркотическая ситуация в Новгородской области остается сложной.
По итогам 2011 года, принятого в качестве базового для расчета эффективности Программы, показатели распространенности основных наркологических расстройств в области (число пациентов, состоящих на диспансерном наркологическом учете по итогам года, в расчете на 100 тыс. человек населения) превышают средние значения по России.
Распространенность наркомании в области составила в 2011 году 268,7 человека на 100 тыс. человек населения (Российская Федерация - 247,3 человека), хронического алкоголизма - 2468,6 человека (Российская Федерация - 1450,4 человека), алкогольных психозов - 86,9 человека (Российская Федерация - 73,96 человека).
Превышение указанных показателей сохраняется несмотря на сокращение в 2011 году по сравнению с 2010 годом числа пациентов, состоящих на диспансерном наркологическом учете с диагнозами:
хронический алкоголизм (6523 человека в 2011 году / 6777 человек в 2010 году);
алкогольный психоз (266 человек в 2011 году / 299 человек в 2010 году);
токсикомания (106 человек в 2011 году / 124 человека в 2010 году).
В период 2009-2011 годов отмечено существенное снижение показателей заболеваемости хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами (число впервые выявленных и поставленных на диспансерный наркологический учет пациентов в расчете на 100 тыс. человек населения). По итогам 2011 года эти показатели составили 81,3 человека и 36,7 человека соответственно (в Российской Федерации - 76,85 человека и 35,7 человека соответственно). В 2009 году областные показатели превышали среднероссийские в 1,5 раза.
С диагнозом наркомания в 2011 году на учете зарегистрирован 1721 пациент, что на 138 человек больше, чем в 2010 году (1583 человека).
По итогам 2011 года на диспансерном наркологическом учете состояло 16 подростков, из них с диагнозом хронический алкоголизм - 3 человека, наркомания - 6 человек, токсикомания - 7 человек.
Приведенная наркологическая статистика представлена комитетом по охране здоровья населения области. Расчет наркологических показателей в расчете на 100 тыс. человек населения области осуществлялся по формуле:
абсолютный (количественный) наркологический показатель |
х 100000 |
численность населения области |
Мониторинг наркоситуации, регулярно проводимый в области с 2007 года, показывает, что около 30 % юношей и девушек постоянно или эпизодически курят, что в дальнейшем может спровоцировать потребление таких наркотических веществ, как марихуана, гашиш и др. Мониторингом выявлена также связь первой пробы наркотика и алкоголя.
Напряженной остается ситуация в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.
В 2011 году на территории области правоохранительными органами зарегистрировано 727 преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или 114,9 на 100 тыс. человек населения области (2010 год - 825 (-11,9 %) преступлений или 129,0 на 100 тыс. человек населения области).
Количество зарегистрированных в 2011 году административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров по сравнению с 2010 годом несколько уменьшилось, но остается высоким: 916 правонарушений или 138,0 на 100 тыс. человек населения области (2010 год - 1014 (-17,7 %) правонарушений или 152,0 на 100 тыс. человек населения области).
С учетом изложенного можно констатировать, что наркотическая и алкогольная ситуация требует продолжения ранее начатой работы, в том числе в рамках Программы, с использованием комплексного подхода, направленного на системное противодействие не только наркомании, но и другим видам зависимости от ПАВ (токсикомании, алкоголизму, табакокурению), а также преступности и правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков.
В качестве приоритета Программы избрана реализация профилактических мер общественного, административного и медицинского характера, направленных на сокращение спроса на наркотики и иные ПАВ путем минимизации угроз, связанных со злоупотреблением наркотиками и другими ПАВ, в том числе:
широкого распространения в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, к злоупотреблению другими ПАВ;
увеличения численности лиц, вовлеченных в потребление наркотиков и других ПАВ;
недостаточной эффективности организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
недостаточной развитости специализированных наркологических медицинских учреждений, наркологических кабинетов, слабости реабилитационного звена наркологической помощи, дефицита кадров специалистов, участвующих в осуществлении медико-социальной реабилитации лиц, зависимых от наркотиков и других ПАВ;
недостаточной доступности медико-социальной реабилитации для больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
увеличения численности лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков и других ПАВ;
смещения личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей.
Результатом реализации Программы должно стать:
сокращение спроса на наркотики и другие ПАВ;
сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;
совершенствование мониторинга наркоситуации в области;
развитие региональной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, злоупотребления другими ПАВ;
повышение доступности и результативности лечения и реабилитации больных, страдающих наркологическими заболеваниями;
совершенствование механизма реализации Стратегии государственной антинаркотической политики на территории области;
повышение эффективности мер противодействия наркотрафику по территории области с учетом особенностей ее географического положения;
обеспечение эффективного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров.
Ожидаемые риски: снижение доступности, качества и эффективности мероприятий профилактики немедицинского потребления наркотиков, профилактики злоупотребления другими ПАВ, снижение качества лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, другие ПАВ, сокращение специализированных наркологических медицинских учреждений и численности врачей психиатров-наркологов, других специалистов.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы составляет 12825,0 тыс. рублей.
Мероприятия Программы, предусмотренные к реализации, объединены в 2 раздела:
организационно-управленческие мероприятия по совершенствованию реализации государственной антинаркотической политики в области, включающий 5 подразделов, с объемом финансирования 7320,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 1480,0 тыс. рублей;
2014 год - 1460,0 тыс. рублей;
2015 год - 1460,0 тыс. рублей;
2016 год - 1460,0 тыс. рублей;
2017 год - 1460,0 тыс. рублей;
совершенствование системы мер по сокращению предложения и спроса на наркотики и другие ПАВ, включающий 3 подраздела, с объемом финансирования 5505,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 1085,0 тыс. рублей;
2014 год - 1105,0 тыс. рублей;
2015 год - 1105,0 тыс. рублей;
2016 год - 1105,0 тыс. рублей;
2017 год - 1105,0 тыс. рублей.
Указанные средства позволят обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы без выделения дополнительных материальных и (или) трудовых ресурсов.
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволить снизить на территории области актуальность проблем, связанных с зависимостью от наркотиков и других ПАВ, придать мерам противодействия системный характер и повысить их результативность.
Критерии для оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование критерия |
Единица измерения |
2011 |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Заболеваемость (в расчете на 100 тыс. человек населения области): |
чел. |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Наркоманией |
|
12,6 |
12,4 |
12,2 |
12,1 |
12,0 |
11,9 |
1.2. |
Токсикоманией |
|
0,2 |
0,19 |
0,18 |
0,17 |
0,16 |
0,15 |
1.3. |
Хроническим алкоголизмом |
|
81,3 |
81,2 |
81,1 |
80,0 |
79,5 |
79,0 |
1.4. |
Алкогольными психозами |
|
36,7 |
36,5 |
36,3 |
36,0 |
35,5 |
35,2 |
2. |
Распространенность |
чел. |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Наркомании |
|
268,6 |
267,0 |
266,0 |
265,6 |
263,0 |
255,0 |
2.2. |
Токсикомании |
|
16,5 |
16,3 |
16,1 |
15,9 |
15,7 |
15,5 |
2.3. |
Хронического алкоголизма |
|
2468,6 |
2450,2 |
2430,5 |
2400,0 |
2380,0 |
2350,0 |
2.4. |
Алкогольных психозов |
|
86,9 |
86,2 |
85,9 |
85,0 |
84,6 |
84,0 |
3. |
Процент взрослых наркологических больных, |
% |
17,0 |
17,5 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
21,0 |
4. |
Процент наркологических больных детско-подросткового возраста, получивших стационарное лечение, от общего количества лиц указанного возраста, |
% |
10,3 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
15,0 |
16,0 |
5. |
Процент больных наркоманией, прошедших курс лечения и реабилитации и находящихся в ремиссии более 2 лет |
% |
9,6 |
9,7 |
9,8 |
9,9 |
10,3 |
11,0 |
6. |
Процент больных хроническим алкоголизмом, прошедших курс лечения и реабилитации и находящихся в ремиссии |
% |
5,7 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
7. |
Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ (в расчете на 100 тыс. человек населения области) |
чел. |
114,9 |
114,2 |
113,9 |
113,6 |
113,2 |
112,9 |
8. |
Количество волонтеров, участвующих в работе по профилактике злоупотребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в области |
чел. |
1200 |
1230 |
1260 |
1275 |
1290 |
1300 |
Помимо уменьшения наркологических и иных показателей, характеризующих наркоситуацию в области, реализация Программы позволит снизить экономические, социальные, демографические и иные потери, связанные со злоупотреблением наркотиками и другими ПАВ, укрепит институт семьи. Опосредованный положительный эффект ожидается также и в отношении снижения показателей заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией в части, связанной с инъекционным наркопотреблением.
4. Механизм управления реализацией Программы
Первый уровень управления реализацией Программы осуществляет заместитель Главы администрации области, организующий взаимодействие органов исполнительной власти области, организаций по вопросам правопорядка, общественной безопасности.
Второй уровень управления реализацией Программы осуществляет управление Администрации области по взаимодействию с административными органами, которое координирует и контролирует ход выполнения мероприятий Программы, включая сбор, анализ, обобщение показателей эффективности реализации Программы.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы, вопросы целевого использования финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, могут рассматриваться на заседаниях антинаркотической комиссии в Новгородской области.
Финансовый контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Администрации городского округа и муниципальных районов области вправе назначать должностных лиц, осуществляющих контроль реализации мероприятий Программы в части, касающейся муниципальных образований.
Постановлением Администрации Новгородской области от 12 ноября 2012 г. N 745 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Комплексные меры противодействия
наркомании и зависимости от других
психоактивных веществ в Новгородской области
на 2013-2017 годы"
Мероприятия Программы
12 ноября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 686 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия наркомании и зависимости от других психоактивных веществ в Новгородской области на 2013-2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 16 ноября 2012 г. N 23
Постановлением Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 г. N 270 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 10 января 2013 г. N 5
Постановление Администрации Новгородской области от 12 ноября 2012 г. N 745