Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 в заголовок настоящего постановления внесены изменения
Постановление Администрации Новгородской области
от 31 марта 2011 г. N 125
"Об утверждении областной целевой программы
"Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области
на 2011-2013 годы"
14 сентября, 27 декабря 2011 г., 18 апреля, 25 октября 2012 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и в целях повышения эффективности бюджетных расходов Новгородской области Администрация Новгородской области постановляет:
Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011-2013 годы".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов.
3. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Главы администрации области |
В.В. Минина |
Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 в название настоящей Программы внесены изменения
Областная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области
на 2011-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 31 марта 2011 г. N 125)
14 сентября, 27 декабря 2011 г., 18 апреля, 25 октября 2012 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
областная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011-2013 годы" (далее Программа). |
Правовая |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"; |
приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов". | |
Заказчик |
комитет финансов Новгородской области (далее комитет). |
Разработчики Программы: |
комитет. |
Исполнители Программы: |
комитет; комитет по управлению государственным имуществом области; комитет социальной защиты населения Новгородской области; комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическим ресурсам Новгородской области; комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области; комитет государственной гражданской службы Новгородской области; комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области; комитет по охране здоровья населения области; комитет по физической культуре и спорту Новгородской области; комитет по физической культуре и спорту Новгородской области (с 1 апреля 2011 года - комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области); комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области; комитет ветеринарии Новгородской области; комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области; комитет труда и занятости населения Новгородской области; комитет транспорта Новгородской области; комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области; комитет по ценовой и тарифной политике области; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области; комитет охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области; экономический комитет Новгородской области; комитет записи актов гражданского состояния Новгородской области; комитет организационного обеспечения деятельности мировых судей Новгородской области; комитет информатизации и связи Новгородской области; управление архитектуры и градостроительства Новгородской области; управление Гостехнадзора Новгородской области; управление государственной жилищной инспекции Новгородской области; управление Администрации области по взаимодействию с административными органами. комитет по туризму Новгородской области. |
Обоснование Программы: |
необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития области в условиях замедления темпов роста бюджетных доходов требует разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, направленных на модернизацию и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами. Программно-целевой подход к решению поставленных задач позволит обеспечить четкую координацию и взаимодействие всех участников бюджетного процесса, а также комплексное и планомерное выполнение мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. |
Цели |
создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Новгородской области. |
Задачи |
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти области; оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения; повышение эффективности предоставления государственных услуг; развитие системы государственного финансового контроля; энергосбережение и повышение энергетической эффективности; развитие информационной системы управления государственными финансами; совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение 2 к Программе). |
Сроки |
2011-2013 годы. |
Объемы и |
источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы составляет 59844,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 14844,0 тыс. рублей; 2012 год - 22500,0 тыс. рублей; 2013 год - 22500,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные |
ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам определяются целевыми показателями, указанными в приложении 1 к Программе. |
Система |
исполнители Программы представляют в комитет информацию о ходе ее реализации: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно. Комитет обобщает отчеты исполнителей Программы и представляет отчет о ходе реализации Программы первому заместителю Главы администрации области, обеспечивающему проведение на территории области мероприятий по исполнению областного бюджета и увеличению его доходной части, и в комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области: ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Реформирование сферы финансов в Новгородской области проводилось поэтапно в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и позволило достичь положительных результатов по отдельным направлениям в управлении финансами, в том числе в сферах:
применения в бюджетном процессе программно-целевых методов планирования и элементов бюджетирования, ориентированного на результат;
совершенствования деятельности органов исполнительной власти области по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
оптимизации сети областных государственных учреждений, внедрения новых организационно-правовых форм и механизмов финансового обеспечения деятельности областных государственных учреждений по предоставлению государственных услуг.
По итогам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проведенных Министерством финансов Российской Федерации за 2009 год, Новгородская область отнесена к группе субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством организации бюджетного процесса, не имеющего нарушений требований бюджетного законодательства.
Вместе с тем остаются задачи, требующие решения в ближайшей перспективе:
недостаточная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы;
установление взаимосвязи между бюджетным и стратегическим планированием;
увеличение доходов и повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы;
повышение и оценка качества предоставляемых услуг;
недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий при осуществлении бюджетного процесса.
Стоящие задачи носят комплексный характер, требующий проведения целого ряда мероприятий, связанных с нормативно-правовым регулированием, обеспечением организационной и информационно-технической готовности участников бюджетного процесса.
Применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы, обеспечить эффективное взаимодействие всех исполнителей Программы и получение значимых результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
Программой предусматривается решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти области;
оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения;
повышение эффективности предоставления государственных услуг;
развитие системы государственного финансового контроля;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
развитие информационной системы управления государственными финансами;
совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами.
2. Задачи Программы
2.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
Постановлением Администрации Новгородской области от 14 сентября 2011 г. N 454 в подпункт 2.1.1 пункта 2.1 описания настоящей Программы внесены изменения
2.1.1. Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств
Состояние экономики Новгородской области, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, изменения налогового законодательства приводят к нестабильности доходов областного бюджета. В 2010 году по сравнению с 2008 годом поступления от налога на прибыль организаций сократились на 23,5 %, а объем трансфертов из федерального бюджета - на 7,5 %. Объемы налоговых и неналоговых доходов в 2010 году выросли в целом, но не обеспечили непрерывного роста расходов областного бюджета. Как следствие, в 2010 году существенно вырос дефицит бюджета.
Параметры областного бюджета в 2008-2010 годах
N |
Наименование показателя |
Единица |
Значение показателя |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Общие доходы областного бюджета |
млн.руб. |
16734,6 |
18968,3 |
18212,4 |
1.1. |
Налоговые доходы областного бюджета, в том числе: |
млн.руб. |
11043,0 |
11065,6 |
11876,3 |
налог на прибыль организаций |
млн.руб. |
5384,4 |
4683,2 |
4120,9 |
|
налог на доходы физических лиц |
млн.руб. |
3082,9 |
3382,7 |
3595,3 |
|
акцизы |
млн.руб. |
833,1 |
1052,9 |
1919,4 |
|
налоги на имущество |
млн.руб. |
1378,9 |
1600,7 |
1833,3 |
|
налоги на совокупный доход |
млн.руб. |
331,7 |
317,4 |
386,9 |
|
прочие налоговые доходы |
млн.руб. |
32,0 |
28,7 |
20,5 |
|
1.2. |
Неналоговые доходы областного бюджета |
млн.руб. |
417,9 |
689,7 |
867,3 |
2. |
Межбюджетные трансферты, получаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
млн.руб. |
5097,44 |
6695,2 |
4712,1 |
3. |
Доля межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (от общего объема доходов) |
% |
30,5 |
35,3 |
25,9 |
4. |
Расходы областного бюджета |
млн.руб. |
18227,3 |
20070,0 |
21389,7 |
5. |
Государственный долг, в том числе: |
млн.руб. |
2752,2 |
3715,45 |
7451,3 |
ценные бумаги |
млн.руб. |
- |
- |
- |
|
государственные гарантии |
млн.руб. |
321,0 |
266,9 |
870,0 |
|
кредиты коммерческих организаций |
млн.руб. |
1766,0 |
2372,0 |
4300,0 |
|
бюджетные кредиты |
млн.руб. |
665,2 |
1076,55 |
2281,3 |
|
6. |
Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") |
млн.руб. |
- 1492,7 |
- 1101,8 |
- 3177,3 |
Сокращение темпов роста доходов областного бюджета на фоне роста расходов ставят под угрозу стабильное исполнение расходных обязательств Новгородской области.
Действующие расходные обязательства Новгородской области отражены в реестре расходных обязательств. Порядок ведения реестра расходных обязательств Новгородской области регулируется постановлением Администрации области от 04.03.2008 N 56 "О Порядке ведения реестра расходных обязательств Новгородской области". Для того чтобы реестр расходных обязательств стал эффективным инструментом бюджетного планирования, в целях обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств Новгородской области необходимо провести анализ и корректировку реестра расходных обязательств Новгородской области в части оптимизации его структуры, а также объема расходных обязательств.
Планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Вновь принимаемые расходные обязательства должны соответствовать приоритетным направлениям расходов, определенных концепцией социально-экономического развития области.
Мероприятия, предусмотренные Программой, направлены на обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств и совершенствование процедур планирования областного бюджета.
2.1.2. Совершенствование долговой политики
На протяжении 2008-2010 годов наблюдался рост объема государственного долга Новгородской области. В 2010 году он вырос примерно в 2,7 раза по сравнению с 2008 годом. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области. В целом государственный долг находился на среднем уровне и составлял от 15 % в 2008 году до 35 % в 2010 году расходов областного бюджета или соответственно от 16 % до 41 % доходов областного бюджета.
На протяжении 2008-2010 годов наблюдается увеличение объема привлеченных среднесрочных кредитов - в 2010 году бюджетные кредиты увеличились в 3,4 раза по сравнению с 2008 годом, кредиты коммерческих организаций увеличились в 2,4 раза при увеличении с 27 % до 35 % доли бюджетных кредитов в общем объеме всех кредитов. При этом все долговые обязательства Новгородской области погашались своевременно и в полном объеме, параметры государственного долга Новгородской области соответствовали требованиям бюджетного законодательства.
Государственные гарантии Новгородской области за период 2008-2010 годов выросли в 2,7 раза, гарантийных случаев не наступало.
Мероприятиями Программы по совершенствованию долговой политики являются поддержание уровня государственного долга Новгородской области на минимально необходимом, экономически безопасном уровне, предполагает утверждение порядка планирования объема и сроков привлечения государственных заимствований, проведение надежных и обоснованных расчетов для определения объема необходимых государственных заимствований, разработка мер по снижению долговой нагрузки областного бюджета и потребности в государственных заимствованиях.
2.1.3. Совершенствование механизма оценки эффективности предоставления налоговых льгот
В Новгородской области налоговые льготы применяются как инструмент развития экономики и являются элементом государственной политики в сфере экономики.
Объем недополученных доходов по предоставленным региональным льготам составил в 2008 году 595,6 млн.рублей, в 2009 году - 877,7 млн.рублей, в 2010 году - 701,1 млн.рублей, что составляет соответственно 5,4 %, 7,9 %, 5,9 % от налоговых доходов областного бюджета.
В целях повышения результативности практической реализации налоговой политики принято постановление Администрации области от 05.03.2010 N 93 "Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот", в соответствии с которым проведена первоначальная оценка эффективности налоговых льгот.
Совершенствование действующего порядка оценки эффективности предоставления налоговых льгот предусматривает установление различных методов оценки предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот, а также формализацию критериев степени эффективности налоговых льгот.
Проведение мероприятий в рамках Программы направлено на совершенствование механизмов оценки эффективности предоставления налоговых льгот.
Вместе с тем выполнение мероприятий по данному направлению может быть осложнено возникновением организационных рисков, связанных с необходимостью своевременного и оперативного внесения изменений в законодательство Новгородской области по результатам проведения оценки эффективности предоставления налоговых льгот.
2.2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти области
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года планируется переход к организации деятельности органов исполнительной власти области и формированию областного бюджета по программно-целевому принципу. Переход планируется осуществлять за счет распространения практики использования существующих программно-целевых инструментов, а также внедрения государственных программ, эффективность которых в достижении стратегических целей и задач социально-экономического развития Новгородской области будет обеспечиваться за счет консолидации ресурсов, имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти области, и перевода значительной части текущей деятельности органов исполнительной власти области в программный формат.
В Новгородской области получили широкое практическое применение основные программно-целевые инструменты. В настоящий момент реализуется 70 областных программ, доля расходов по которым в общем объеме расходов областного бюджета составляет 12 %. Процедуры разработки и реализации программ установлены постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности".
Утверждена Концепция социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Переход к формированию областного бюджета по программно-целевому принципу, в первую очередь, потребует более тесной увязки инструментов стратегического и бюджетного планирования, координации деятельности органов исполнительной власти области при реализации действующих и вновь принимаемых программ, а также принятия долгосрочной стратегии социально-экономического развития области, исходя из положений которой будут разрабатываться государственные программы на региональном уровне.
Основной риск при реализации данного направления связан с отсутствием необходимых правовых основ на федеральном уровне: в Бюджетном кодексе Российской Федерации в настоящий момент отсутствует понятие и описание механизма реализации государственных программ, в том числе применительно к субъектам Российской Федерации. В этой связи возникает риск применения на начальных этапах перехода к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти области по формированию областного бюджета подходов, которые в процессе совершенствования федерального законодательства могут изменяться.
2.3. Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения
Одним из важных направлений оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения является оптимизация расходов на содержание государственных гражданских служащих Новгородской области.
К числу таких расходов относятся оплата труда и другие расходы, которые зависят от числа государственных гражданских служащих.
Численность государственных гражданских служащих Новгородской области определяется количеством полномочий и функций органов исполнительной власти области и их распределением внутри органов власти.
В рамках реализации административной реформы в Новгородской области проделана значительная работа по оптимизации состава и полномочий органов исполнительной власти области с целью исключения дублирования функций и полномочий.
Численность государственных гражданских служащих Новгородской области в органах исполнительной власти области за последние 3 года составляет:
2008 год - 1182 человека;
2009 год - 1113 человек;
2010 год - 1113 человек.
Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения за счет сокращения численности государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти области будет осуществляться по следующим направлениям:
сокращение должностей (вакансий), в том числе после выхода на пенсию отдельных государственных гражданских служащих с перераспределением выполняемых ими должностных обязанностей и работ между оставшимися государственными служащими;
оптимизация соотношения численности государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, и распределения работ и обязанностей между ними;
другие предусмотренные действующим законодательством меры для оптимизации численности государственных гражданских служащих.
Помимо оптимизации расходов на содержание государственных гражданских служащих Новгородской области в органах исполнительной власти области следует оптимизировать и другие расходы на содержание органов исполнительной власти области. В связи с этим возникает необходимость комплексного анализа структуры и объема расходов на содержание органов исполнительной власти области в целях их возможного сокращения.
Вместе с тем сокращение численности государственных гражданских служащих Новгородской области предполагает высокий уровень риска социально-экономических и политических последствий, связанных с потенциальной невозможностью органов исполнительной власти области эффективно и качественно выполнять возложенные на них полномочия и функции.
Другими важными направлениями оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения являются повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, а также совершенствование процедур осуществления государственного заказа на уровне области.
В части повышения качества финансового менеджмента необходимо создание системы оценки качества финансового менеджмента, охватывающей всех главных распорядителей средств областного бюджета.
Для совершенствования процедур государственного заказа области необходимо проведение комплексного анализа результатов проведения государственных закупок с целью установления причин, способствующих максимально эффективному использованию средств областного бюджета при осуществлении государственного заказа.
2.4. Повышение эффективности предоставления государственных услуг
Новгородская область на протяжении последних лет целенаправленно занимается вопросами повышения эффективности и качества предоставления государственных услуг. В 2007-2009 годах в области был реализован комплексный проект модернизации образования, по результатам которого достигнуты значительные успехи при введении новой системы оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования, региональной системы оценки качества образования, а также в части развития сети образовательных учреждений области. В ходе реализации проекта осуществлялось изменение организационно-правовой формы образовательных учреждений в целях создания автономных образовательных учреждений с соответствующим изменением механизмов их финансового обеспечения. Опыт изменения типа учреждений в целях создания автономных имеется также в области социального обеспечения, культуры.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменил правовое положение существующих бюджетных учреждений и механизмы их финансового обеспечения.
В целях реализации требований данного федерального закона создана рабочая группа, утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения областных государственных учреждений, подготовлен и утвержден ряд нормативных правовых актов органов исполнительной власти области.
В области действует 291 областное государственное учреждение, из которых:
84 переведены в статус автономных,
48 перейдут в статус казенных учреждений,
остальные учреждения перейдут в статус учреждений с измененным правовым положением бюджетного учреждения.
В целях повышения эффективности предоставления государственных услуг должно быть осуществлено дальнейшее выполнение Плана мероприятий по совершенствованию правового положения областных государственных учреждений с обеспечением эффективного внедрения предусмотренных федеральным законодательством требований в бюджетный процесс области.
Основной риск по данному направлению носит организационный характер и связан с подготовкой значительного объема нормативных правовых актов и прочих документов в сжатые сроки, а также с доведением и разъяснением информации, связанной с изменением правового положения учреждений, до непосредственных сотрудников учреждений и дальнейшей реализацией новых требований на местах.
2.5. Развитие системы государственного финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг требуют комплексного реформирования системы государственного финансового контроля на региональном уровне.
В этих целях необходимо организовать действенный финансовый контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования.
Государственный финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов исполнительной власти области, направленную на контроль:
за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономности, результативности и эффективности использования средств областного бюджета.
Повышение эффективности государственного финансового контроля будет осуществляться за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля. Финансовый контроль деятельности бюджетных и автономных учреждений должен осуществляться в формах контроля использования субсидий в соответствии с целями и условиями их предоставления, контроля выполнения государственного задания и использования государственного имущества.
Для этого необходимо реализовать комплекс мероприятий, связанных с правовым и методическим обеспечением деятельности органов исполнительной власти области.
2.6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
В настоящее время Новгородская область является энергозависимым регионом. Это во многом обусловлено тем, что область не располагает собственными запасами традиционных энергетических ресурсов. Потребность в угле, природном газе, мазуте обеспечивается исключительно за счет поставок из других регионов. В то же время область располагает значительным количеством местных топливно-энергетических ресурсов в виде древесины, торфа, горючих отходов деревообработки, переработки сельскохозяйственной продукции, а также бытового мусора для дополнительной выработки тепловой и электрической энергии. Местные виды топлива обеспечивают около 20 % объема генерируемой тепловой энергии в твердотопливном балансе котельных области. Собственная генерация электрической энергии обеспечивает около _ общей потребности.
Средняя плотность населения области составляет около 12 человек на 1 кв.километр. Дорожная сеть развита слабо, поэтому доступность базовых энергетических услуг для жителей малых отдаленных поселений минимальна. Обеспеченность горячим водоснабжением без учета населения Великого Новгорода и г.Боровичи в среднем по области составляет 44 %, централизованным отоплением - 55 %, 10 муниципальных районов области не обеспечиваются централизованно природным газом. Все это сдерживает строительство производственных объектов среднего и малого бизнеса, создание новых рабочих мест, развитие домостроения, социальной инфраструктуры, делает проживание некомфортным.
С другой стороны, стоимость жилищно-коммунальных услуг в отдельных муниципальных образованиях области выше среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу на 10-20 %.
Для топливно-энергетического комплекса области в настоящее время характерны следующие проблемы:
несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню;
высокие потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
значительная протяженность сетей, удаленность поселений и социально значимых объектов;
низкая платежеспособность потребителей;
незначительное использование местных (альтернативных традиционным углеводородам) видов топлива.
В области предпринимаются системные меры по выводу топливно-энергетического комплекса на качественно новый уровень. Утверждены и реализуются областная целевая программа "Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы", утвержденная постановлением Администрации области от 15.12.2009 N 459, областная целевая программа "Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в Новгородской области на 2009-2013 годы", утвержденная постановлением Администрации области от 21.05.2009 N 157. В результате выполнения мероприятий по повышению эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов в 2010 году доля использования местных видов топлива в твердотопливном балансе котельных увеличилась в 2 раза.
Дальнейшее развитие правовой основы и управление реализацией проводимых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в соответствии с указом Губернатора области от 15.02.2010 N 44 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Новгородской области", распоряжением Администрации области от 24.03.2010 N 84-рг "О мерах по реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории области", распоряжением Администрации области от 27.07.2010 N 221-рз "Об утверждении Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Новгородской области".
По результатам анализа исходного состояния перспективными направлениями повышения эффективности использования и сбережения энергоресурсов являются замена оборудования, приборов, светильников на менее энергоемкие, замена устаревшего оборудования по производству энергии, использование местных видов топлива и источников энергии, осуществление термореновации зданий и сооружений, пропаганда и популяризация мероприятий по энергосбережению среди жителей области, а также регулярный мониторинг проведения на территории области мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Среди рисков реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности выделяется низкая готовность органов местного самоуправления области к подаче заявок для предоставления субсидий, предусмотренных бюджетам муниципальных образований области на проведение энергосберегающих мероприятий в рамках областной целевой программы "Энергосбережение в Новгородской области на 2010-2014 годы", в связи с ограниченными финансовыми возможностями бюджетов муниципальных образований области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 18 апреля 2012 г. N 202 в пункт 2.7 описания настоящей Программы внесены изменения
2.7. Развитие информационной системы управления государственными финансами
Планируемое дальнейшее развитие информационных систем управления финансами предполагается осуществлять в части совершенствования механизмов составления и последующего сбора бюджетной отчетности, а также внедрения единых отраслевых систем бюджетного учета.
Дальнейшая модернизация программного комплекса по составлению месячной, квартальной, годовой отчетности с применением новейших Интернет-технологий позволит:
осуществлять сбор отчетности в централизованной базе данных всех участников процесса на неустойчивых каналах связи без повышения требований к аппаратной части;
осуществлять интеграцию с действующей автоматизированной системой исполнения бюджета;
производить сбор произвольной отчетности на базе единого программного комплекса;
обеспечивать сбор информации от всех получателей бюджетных средств области. Так, например, можно решить актуальную задачу сбора, анализа и консолидации данных о состоянии кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений;
обеспечивать оперативный мониторинг отчетности и многомерный анализ данных.
Ожидаемыми результатами реализации данного направления Программы являются: обеспечение гарантированного сбора сводной отчетности в соответствии с действующим законодательством, своевременная сдача отчетности в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, повышение качества собранной отчетности и уменьшение трудозатрат на всех стадиях подготовки отчетности.
В целях повышения эффективности исполнения областного бюджета, оперативного сбора и анализа бюджетной и статистической отчетности планируется внедрение автоматизированных систем, позволяющих объединить в единые системы электронного документооборота учреждения в сфере культуры и социального обслуживания области. Внедрение автоматизированных систем позволит пользователям, подключенным к данным системам, в рамках своих полномочий осуществлять формирование различных форм отчетности, а также осуществлять своевременное представление отчетности на федеральный и региональный уровень. Использование автоматизированных систем в указанных отраслях позволит повысить качество отчетности, сократить трудозатраты на всех стадиях ее подготовки, повысить эффективность деятельности учреждений.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также в целях повышения эффективности исполнения областного бюджета планируется внедрение автоматизированной системы, позволяющей объединить в единую систему электронного документооборота всех участников процесса формирования государственных заданий. Вся первичная и производная информация о процессе разработки документов будет храниться в распределенной базе данных. Все пользователи будут иметь доступ к базе данных с применением Smart-интерфейса в рамках своих полномочий. Применение новых технологий позволит областным учреждениям работать и при отсутствии устойчивых каналов связи.
Основным риском реализации мероприятий настоящего раздела является возможная недостаточная техническая готовность областных учреждений к внедрению информационных систем (несоответствие аппаратной части требованиям к программному обеспечению и т.п.).
2.8. Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами
Постановлением Администрации Новгородской области от 14 сентября 2011 г. N 454 в подпункт 2.8.1 пункта 2.8 описания настоящей Программы внесены изменения
2.8.1. Повышение прозрачности межбюджетных отношений
Взаимоотношения между Новгородской областью и муниципальными образованиями Новгородской области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса на территории Новгородской области регулируются областным законом от 06.03.2009 N 482-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Новгородской области" и другими нормативными правовыми актами области.
В соответствии с действующим законодательством в Новгородской области предусмотрена возможность предоставления субсидий местным бюджетам из областного фонда софинансирования расходов. При этом цели, условия предоставления и расходования этих субсидий, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются областными законами и (или) нормативными правовыми актами Администрации области. Однако процедура принятия решения о предоставлении очередной субсидии в настоящий момент не определена нормативными правовыми актами, что может привести к перевешиванию текущих сиюминутных потребностей над целями долгосрочной бюджетной политики.
В целях дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений целесообразно установить критерии принятия решений о предоставлении субсидий местным бюджетам. В качестве таких критериев может выступить перечень приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области, отражающий приоритеты бюджетной политики области и утверждаемый на очередной финансовый год и на плановый период.
Расчет бюджетной обеспеченности муниципальных образований области и расчет распределения им дотаций из фондов финансовой поддержки осуществляются в соответствии с методиками:
расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки поселений (ФФПП);
расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) (ФФПМР (ГО));
расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений (РФФПП).
В настоящее время назрела необходимость внесения изменений в областной закон от 06.03.2009 N 482-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Новгородской области" в части уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.
Кроме того, методики расчета дотаций муниципальным образованиям области базируются на величинах налогового потенциала, составляющего доходную базу местных бюджетов. От полноты и качества учета сведений об объектах налогообложения и налогоплательщиках, а также об объектах муниципальной собственности и их использовании существенно зависит размер налогового потенциала муниципальных образований области (а значит и обоснованный размер дотаций). Автоматизация учета и внедрение системы мониторинга налогового потенциала муниципальных образований области позволит использовать централизованную базу данных для полноты и эффективности осуществления расчетов по предоставлению дотаций бюджетам муниципальных образований области из областного бюджета, будет способствовать прозрачности бюджетного процесса.
В целях реализации Программы предполагается разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований области. Реализация муниципальных программ повысит эффект от мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, проводимых на областном уровне.
Реализация указанных мероприятий (за исключением создания системы мониторинга налогового потенциала муниципальных образований области, а также разработки и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов) не связана с возникновением новых рисков для бюджетной системы Новгородской области. Напротив, это может снизить существующие риски неэффективных межбюджетных трансфертов.
Основными рисками в реализации мероприятий по созданию системы мониторинга налогового потенциала муниципальных образований области, а также по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов являются неготовность большинства муниципальных образований области к самостоятельному созданию новых инструментов повышения прозрачности бюджетных расходов и отсутствие у них собственных финансовых средств на эти цели.
2.8.2. Создание системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами
Еще одной важнейшей целью государственной и бюджетной политики Новгородской области является стимулирование деятельности органов местного самоуправления области, в том числе по повышению качества финансового менеджмента и эффективности расходов местных бюджетов.
В области ежегодно готовится сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1313-р. В соответствии с областным законом от 01.12.2008 N 417-ОЗ "О порядке предоставления дотаций бюджетам муниципальных районов, городского округа в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов"в случае достижения городским округом и муниципальными районами наилучших значений показателей качества управления органов местного самоуправления их бюджетам предоставляются дотации в форме грантов на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов.
В качестве исходных данных для проведения мониторинга используются данные, представляемые в докладах Глав муниципальных районов и городского округа области, а также статистические данные, предоставляемые территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области и органами исполнительной власти области. Оценка значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области включает оценку уровня эффективности в сферах экономики и муниципального управления, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и доступности и качества жилья и определяется из показателей результативности деятельности органов местного самоуправления и эффективности расходования бюджетных средств.
Одной из основных составляющих общего рейтинга эффективности деятельности органов местного самоуправления являются неэффективные бюджетные расходы органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области. Регулярно проводимая Администрацией области оценка эффективности показателей, необходимых для расчета неэффективных бюджетных расходов городского округа и муниципальных районов области, приносит положительные результаты. Неэффективные бюджетные расходы в 2009 году составили 1521,0 млн.рублей, что на 23 % (на 450,0 млн.рублей) меньше чем в 2008 году. Максимальная доля неэффективных бюджетных расходов в общем объеме неэффективных бюджетных расходов выявлена в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления постоянно развивается и совершенствуется.
В целях повышения качества финансового менеджмента и эффективности расходов местных бюджетов необходимо создание системы мониторинга по соблюдению городским округом и муниципальными районами области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и проведение оценки качества управления муниципальными финансами.
Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 раздел 3 описания настоящей Программы изложен в новой редакции
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме 59844,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 14844,0 тыс. рублей;
2012 год - 22500,0 тыс. рублей;
2013 год - 22500,0 тыс. рублей.
Дополнительных затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров и другие расходы не потребуется.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по уровню достижения целевых показателей, установленных в приложении 1 к Программе.
5. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель Главы администрации области, обеспечивающий проведение на территории области мероприятий по исполнению областного бюджета и увеличению его доходной части.
Координацию выполнения мероприятий Программы и непосредственный контроль за ходом ее реализации осуществляет комитет.
Мониторинг Программы осуществляет комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Контроль за расходованием средств областного бюджета в рамках реализации Программы осуществляется в установленном законодательством порядке.
Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к областной целевой программе "Повышение
эффективности бюджетных расходов
Новгородской области на 2011-2013 годы"
Целевые показатели для оценки
эффективности реализации Программы
14 сентября 2011 г., 18 апреля, 25 октября 2012 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к областной целевой программе "Повышение
эффективности бюджетных расходов
Новгородской области на 2011-2012 годы"
Мероприятия Программы
14 сентября, 27 декабря 2011 г., 18 апреля, 25 октября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 31 марта 2011 г. N 125 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 1 июня 2011 г. N 15
Постановлением Правительства Новгородской области от 25 декабря 2013 г. N 491 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 22 ноября 2013 г. N 372
Постановление Правительства Новгородской области от 5 августа 2013 г. N 108
Постановление Администрации Новгородской области от 18 февраля 2013 г. N 79
Постановление Администрации Новгородской области от 25 октября 2012 г. N 657
Постановление Администрации Новгородской области от 18 апреля 2012 г. N 202
Постановление Администрации Новгородской области от 27 декабря 2011 г. N 732
Постановление Администрации Новгородской области от 14 сентября 2011 г. N 454