23 ноября, 5, 24 декабря 2012 г., 5, 7, 25 февраля, 22 марта 2013 г.
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания экономических условий для его устойчивого развития Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2013-2020 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
А.Н. Филиппов |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области
на 2013-2020 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 30 октября 2012 г. N 684)
23 ноября, 5, 24 декабря 2012 г., 5, 7, 25 февраля, 22 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2013-2020 годы". |
|||||
Правовая основа Программы: |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". |
|||||
Заказчик |
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области (далее комитет). |
|||||
Разработчик Программы: |
комитет. |
|||||
Исполнители Программы: |
комитет; комитет ветеринарии Новгородской области; комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области; Администрации муниципальных районов области (по согласованию); сельскохозяйственные товаропроизводители области (по согласованию); организации агропромышленного комплекса области (по согласованию); организации потребительской кооперации области (по согласованию); индивидуальные предприниматели области, осуществляющие закупку молока от граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (по согласованию). |
|||||
Обоснование Программы: |
недостаточная рентабельность сельскохозяйственного производства; недостаток квалифицированных кадров; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей области к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей. |
|||||
Цели |
создание условий для развития сельского хозяйства области, повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. |
|||||
Задачи |
стимулирование роста производства и переработки основных видов сельскохозяйственной продукции; расширение объемов поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок; создание условий для развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве; создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв; создание условий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения; создание условий для проведения реконструкции мелиоративных систем; повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских территорий; обеспечение доступным жильем сельского населения; формирование государственных информационных ресурсов в сфере управления сельским хозяйством; развитие системы консультационного, информационного и научного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; повышение кадрового потенциала в сельском хозяйстве. |
|||||
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
|||||
Сроки |
2013-2020 годы. |
|||||
Объемы |
общий объем финансирования Программы составляет 22728877,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 4281205,0 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 540492,3 тыс. рублей, внебюджетных источников - 17907180,0 тыс. рублей. |
|||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
||||
средства |
средства |
внебюджетные средства |
всего |
|||
2013 |
361336,0 |
540492,3 |
1848742,0 |
2750570,3 |
||
2014 |
359336,0 |
- |
1812544,0 |
2171880,0 |
||
2015 |
359336,0 |
- |
1888990,0 |
2248326,0 |
||
2016 |
760932,0 |
- |
2533784,0 |
3294716,0 |
||
2017 |
744418,0 |
- |
2571506,0 |
3315924,0 |
||
2018 |
637861,0 |
- |
2475432,0 |
3113293,0 |
||
2019 |
560194,0 |
- |
2409719,0 |
2969913,0 |
||
2020 |
497792,0 |
- |
2366463,0 |
2864255,0 |
||
Всего |
4281205,0 |
540492,3 |
17907180,0 |
22728877,3 |
||
Ожидаемые |
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году в 2,0 раза по отношению к 2010 году; повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций области (с учетом государственной поддержки) с 2,4 % в 2010 году до 13,7 % в 2020 году; увеличение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в 2020 году в 3,4 раза по отношению к 2010 году. |
|||||
Система |
исполнители Программы представляют в комитет информацию о реализации мероприятий Программы ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно. Комитет обобщает информацию исполнителей Программы и направляет отчеты в Администрацию области ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно. Комитет ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно представляет информацию о ходе реализации Программы в комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности". |
Описание Программы
Постановлением Администрации Новгородской области от 23 ноября 2012 г. N 776 в раздел 1 описания настоящей Программы внесены изменения
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Производство и переработка сельскохозяйственной продукции по своему значению в формировании агропродовольственного рынка и обеспечении занятости сельского населения является одной из ключевых составляющих в экономике области.
Благоприятное географическое местоположение области относительно самых крупных в России рынков сбыта продовольственной продукции - Москвы и Санкт-Петербурга, а также наличие свободных (неиспользуемых) земель сельскохозяйственного назначения делают область привлекательной для инвестирования в сельское хозяйство.
За период реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы" достигнут устойчивый рост производства во всех базовых подотраслях агропромышленного комплекса. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте в 2011 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1,8 п.п. и составляет 7,1 %. Производство продукции сельского хозяйства в 2011 году составило 18,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах в 1,8 раза выше уровня 2007 года. Рост сельскохозяйственного производства обусловлен увеличением производства мяса скота и птицы на убой в 5,4 раза (в том числе мясо птицы - в 79,0 раза, мясо свиней - в 1,7 раза), яиц - на 14,0 %, зерна - в 2,3 раза, картофеля - в 1,6 раза, овощей - на 17,0 %.
В настоящее время в сельском хозяйстве области реализуется 20 инвестиционных проектов. Всего с 2008 года в отрасль привлечено инвестиционных кредитов на сумму 11,5 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - на 1,9 млрд. рублей. При этом реализуются не только инвестиционные проекты по развитию свиноводства и птицеводства, но и по производству меда, зерна, овощей защищенного грунта, продукции садоводства.
Увеличение объемов производства подкрепляется развитием инфраструктуры сбыта, в том числе и межрегиональной. На территории области расширяется сеть сельскохозяйственных рынков.
Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
В 2011 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве составила 14,5 тыс. рублей (в 2,1 раза выше, чем в 2007 году). Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к заработной плате в экономике за это время увеличилось с 64,0 до 76,4 %.
Вместе с тем, сохраняется и ряд проблем дальнейшего развития сельского хозяйства области, в том числе:
недостаточная рентабельность сельскохозяйственного производства. Средняя рентабельность сельскохозяйственного производства за 2005-2011 годы составила 7,4 % с учетом государственной поддержки. Без государственной поддержки производство убыточно. Убыточность за данный период составила 3,0 %. При этом для ведения расширенного воспроизводства необходима рентабельность на уровне не ниже 12,0 %;
недостаток квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем заработной платы в сельском хозяйстве и низким уровнем качества жизни в сельской местности. В 2011 году в сельскохозяйственных организациях обеспеченность специалистами составила 94,3 % , из них 9,6 % - люди пенсионного возраста и только 16,0 % - молодые специалисты;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей области к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
недостаточный уровень государственной поддержки отрасли. Несмотря на увеличение государственной поддержки сельского хозяйства из областного бюджета (с 2007 года она увеличилась в 3,7 раза), поддержка сельхозтоваропроизводителей области в расчете на 1 рубль производимой продукции составляет всего лишь 3 копейки. Это один из самых низких показателей среди субъектов Северо-Запада России и меньше, чем в среднем по России (5 копеек).
Таким образом, в создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания условий для развития сельского хозяйства области и повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках подпрограмм:
стимулирование роста производства и переработки основных видов сельскохозяйственной продукции;
расширение объемов поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок;
создание условий для развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
создание условий для проведения реконструкции мелиоративных систем;
повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских территорий;
обеспечение доступным жильем сельского населения;
формирование государственных информационных ресурсов в сфере управления сельским хозяйством;
развитие системы консультационного, информационного и научного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
повышение кадрового потенциала в сельском хозяйстве.
Решение задач, определенных Программой, является стратегическим направлением деятельности, соответствует приоритетам развития области, определенным Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года, и предполагает улучшение состояния дел в сельском хозяйстве.
Динамика развития сельского хозяйства на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства, с другой - сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса и вступлением России в ВТО, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В растениеводстве за данный период предстоит:
освоить интенсивные технологии производства продукции, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин;
увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев перспективными высокоурожайными сортами.
В животноводстве предстоит решать задачи наращивания производства мяса, молока и яиц, что позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов. Это связано с положительными прогнозами развития свиноводства и птицеводства в области.
Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства на период до 2020 года должен составить 6,1 процента.
С учетом вступления России в ВТО указанный рост производства позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке области.
Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам программно-целевого управления экономикой, охватывают все основные сферы сельского хозяйства: производство сельскохозяйственной продукции, ее реализацию, технико-технологическое и информационное обеспечение сельского хозяйства, развитие сельских территорий, государственное регулирование отношений в сфере сельского хозяйства.
Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие сельского хозяйства и его основных сфер, а также на получение высокого синергического эффекта в целом по экономике области.
Выполнению поставленных задач в Программе могут помешать системные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям. В результате негативных макроэкономических процессов возможного снижения спроса на продукцию сельского хозяйства, а также сокращение реальных доходов сельского населения, усиление зависимости отрасли от государственной поддержки;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
законодательные риски, которые могут возникнуть в связи с изменением федерального и областного законодательства при вхождении России в ВТО.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
проведения мониторинга развития сельского хозяйства области, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления сельским хозяйством;
подготовки и представления в Администрацию области годового отчета о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения по корректировке Программы.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 раздел 2 описания настоящей Программы изложен в новой редакции
2. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы на 2013-2020 годы составляет 22728877,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 2750570,3 тыс. рублей;
2014 год - 2171880,0 тыс. рублей;
2015 год - 2248326,0 тыс. рублей;
2016 год - 3294716,0 тыс. рублей;
2017 год - 3315924,0 тыс. рублей;
2018 год - 3113293,0 тыс. рублей;
2019 год - 2969913,0 тыс. рублей;
2020 год - 2864255,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 4281205,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 361336,0 тыс. рублей;
2014 год - 359336,0 тыс. рублей;
2015 год - 359336,0 тыс. рублей;
2016 год - 760932,0 тыс. рублей;
2017 год - 744418,0 тыс. рублей;
2018 год - 637861,0 тыс. рублей;
2019 год - 560194,0 тыс. рублей;
2020 год - 497792,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 540492,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 540492,3 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 17907180,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1848742,0 тыс. рублей;
2014 год - 1812544,0 тыс. рублей;
2015 год - 1888990,0 тыс. рублей;
2016 год - 2533784,0 тыс. рублей;
2017 год - 2571506,0 тыс. рублей;
2018 год - 2475432,0 тыс. рублей;
2019 год - 2409719,0 тыс. рублей;
2020 год - 2366463,0 тыс. рублей.
Предусмотрено выполнение мероприятий в рамках подпрограмм "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", "Поддержка малых форм хозяйствования", "Развитие мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения", "Развитие сельских территорий", "Обеспечение реализации Программы".
3. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе).
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и установленных на эти цели областным законом об областном бюджете, и внебюджетных средств.
Порядок предоставления предусмотренных Программой субсидий из областного бюджета устанавливается Администрацией области.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции к 2020 году в 2,0 раза по сравнению с 2010 годом, в том числе за счет увеличения объема производства продукции растениеводства в 1,8 раза и продукции животноводства в 2,0 раза. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом государственной поддержки) увеличится с 2,4 % в 2010 году до 13,7 % в 2020 году. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве области (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в 2020 году по сравнению с 2010 годом увеличится в 3,4 раза и составит 59,0 тыс. рублей.
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции будет сопровождаться появлением новых рабочих мест, повышением уровня занятости сельского населения и его доходов, активизацией развития сельской местности, что приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Достижение заданных параметров развития отрасли возможно только при обеспечении полноценного финансирования Программы из областного бюджета.
В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты динамики роста производства, набранной за 5 лет реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы", что приведет к снижению объемов производства и инвестиционной привлекательности отрасли. Это негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2007-2011 годах средств государственной поддержки и частных инвестиций.
Таблица 1 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||||||||
2011 (факт) |
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в |
117,3 |
107,3 |
108,6 |
109,7 |
114,5 |
104,5 |
104,0 |
103,1 |
102,9 |
102,3 |
2. |
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом государственной поддержки) (%) |
6,1 |
6,1 |
7,1 |
7,1 |
9,3 |
9,3 |
11,5 |
11,5 |
13,7 |
13,7 |
3. |
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) (тыс. руб.) |
19,6 |
23,7 |
27,5 |
31,1 |
35,3 |
39,9 |
44,5 |
49,7 |
54,4 |
59,0 |
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации Программы, являются данные Новгородстата (по показателям 1 и 3) и данные комитета (по показателю 2).
5. Механизм управления реализацией Программы
Оценку соотношения эффективности реализации Программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического развития области и контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы администрации области, обеспечивающий проведение на территории области мероприятий, направленных на развитие сельскохозяйственной отрасли экономики.
Комитет осуществляет:
координацию выполнения мероприятий Программы;
обеспечение эффективности реализации Программы, целевого использования средств;
организацию внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Программы;
подготовку при необходимости предложений по уточнению мероприятий Программы, объемов финансирования, механизма реализации Программы, исполнителей Программы, целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы;
составление отчетов о ходе реализации Программы.
Организацию и ведение общего мониторинга реализации Программы осуществляет комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Подпрограмма
"Развитие подотрасли животноводства, переработки
и реализации продукции животноводства"
23 ноября 2012 г., 7, 25 февраля, 22 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы: |
подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства". |
||||
Задачи |
стимулирование роста объемов производства и переработки основных видов животноводческой продукции; расширение объемов поставок животноводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок. |
||||
Механизм |
подпрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
||||
Объемы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 19879872,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 2952333,0 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 453781,3 тыс. рублей, внебюджетных источников - 16473758,0 тыс. рублей. |
||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
|||
средства |
средства |
внебюджетные средства |
всего |
||
2013 |
219617,0 |
453781,3 |
1672628,0 |
2346026,3 |
|
2014 |
216117,0 |
- |
1622347,0 |
1838464,0 |
|
2015 |
216117,0 |
- |
1692463,0 |
1908580,0 |
|
2016 |
571284,0 |
- |
2335645,0 |
2906929,0 |
|
2017 |
558319,0 |
- |
2383547,0 |
2941866,0 |
|
2018 |
458721,0 |
- |
2302780,0 |
2761501,0 |
|
2019 |
389116,0 |
- |
2254344,0 |
2643460,0 |
|
2020 |
323042,0 |
- |
2210004,0 |
2533046,0 |
|
Всего |
2952333,0 |
453781,3 |
16473758,0 |
19879872,3 |
|
Ожидаемые |
увеличение производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году в 2,0 раза по отношению к 2010 году. |
Описание подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Животноводство в области занимает приоритетное место в сельском хозяйстве. На долю продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства в 2011 году приходится 59,1 %.
За период реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы" производство продукции животноводства увеличилось в 2,3 раза в сопоставимых ценах.
Результатом инвестиционной политики в сельском хозяйстве за этот период является устойчивый рост производства мяса скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий, которое по отношению к 2007 году увеличилось в 5,4 раза (до 121,0 тыс. т), в том числе по птице - в 79 раз (до 94,4 тыс. т), по свиньям - в 1,7 раза (до 19,9 тыс. т). В настоящее время промышленные масштабы приобретает в области мясное скотоводство. В результате, если в 2007 году область по объемам производства мяса занимала 70 место в России, то в 2011 году - 31 место. Самообеспечение населения области мясом и мясопродуктами составляет 221,8 % (в 2007 году - 40,7 %). Это дает возможность поставлять продукцию в другие регионы.
Производство яиц в хозяйствах всех категорий в 2011 году составило 163,3 млн. штук (114,2 % к 2007 году). Это максимальный в области объем производства за 17 лет (с 1994 года). По объемам производства область занимает 52 место по России. Ожидается, что уже в 2012 году реализация инвестиционных проектов позволит обеспечить рост производства яиц до 200,0 млн. штук в год (122,5 % к 2011 году), достигнув полного самообеспечения этим продуктом населения области.
Всего за период 2008-2011 годов в области было построено и реконструировано 6 крупных объектов общей мощностью 76,7 тыс. т мяса и 66,0 млн. штук яиц.
Строительство и реконструкция в области 4 комбикормовых заводов позволило сегодня снять остроту в вопросе обеспеченности животноводства комбикормами собственного производства. За предыдущие 4 года производство комбикормов увеличилось в области в 5,2 раза (до 198,2 тыс. т). Это придает дополнительный импульс развитию производства мяса и яйца.
Имеющиеся инвестиционные проекты по мясному животноводству и яичному птицеводству позволяют прогнозировать дальнейший рост производства мяса и яиц. Важнейшим источником увеличения производства мяса на ближайшие годы должны стать птицеводство и свиноводство. Государственная поддержка данного направления оказывается также в рамках реализации областных целевых программ "Развитие в Новгородской области переработки мяса свиней и инфраструктуры для его хранения и сбыта на 2012-2015 годы" и "Развитие мясного скотоводства в Новгородской области на 2013-2015 годы".
В 2011 году производство молока составило 100,8 тыс. т или 99,1 % к уровню 2010 года. По объемам производства область занимает 66 место по России.
Хотя в молочном скотоводстве планируемый рост не достигнут, но удалось главное - сохранить генетический потенциал отрасли. Область имеет 6 племенных репродукторов. В ближайшее время еще две организации планируют получить такой статус.
Сокращение производства молока вызвано в основном сокращением производства в хозяйствах населения из-за старения сельского населения, нежелания молодежи заниматься этим видом деятельности.
Крестьянские (фермерские) хозяйства хотя и имеют положительную динамику развития, но в силу незначительной доли в общем объеме производства молока не могут серьезно повлиять на развитие этого сектора.
В сельскохозяйственных организациях сохранение производства молока достигнуто за счет увеличения продуктивности коров. Надой на фуражную корову увеличился с 3624 кг в 2007 году до 3939 кг в 2011 году или на 8,7 %.
С 2007 года в области построено 7 новых молочно-товарных ферм, в том числе 3 из них - с доильными залами. Проведена реконструкция и модернизация 9 молочно-товарных ферм. В хозяйствах области осуществляется запуск цехов по переработке молока.
Главными направлениями дальнейшего развития молочного скотоводства являются: модернизация и строительство молочных комплексов, семейных молочных ферм, цехов для первичной переработки молока, приобретение племенного крупного рогатого скота. Государственная поддержка данного направления оказывается также в рамках реализации областной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Новгородской области на 2013-2015 годы".
Вместе с тем имеются и негативные моменты, сдерживающие развитие животноводства в области. Основные из них:
низкая рентабельность молочно-мясного скотоводства и яичного птицеводства, не позволяющая осуществлять расширенное воспроизводство;
изношенность материально-технической базы производства и переработки.
Это не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям области в полной мере реализовать потенциал роста объемов производства и переработки основных видов животноводческой продукции.
На решение этих проблем и направлена подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
В рамках подпрограммы решаются следующие основные задачи:
стимулирование роста объемов производства и переработки основных видов животноводческой продукции;
расширение объемов поставок животноводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 раздел 2 описания настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
2. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 19879872,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 2346026,3 тыс. рублей;
2014 год - 1838464,0 тыс. рублей;
2015 год - 1908580,0 тыс. рублей;
2016 год - 2906929,0 тыс. рублей;
2017 год - 2941866,0 тыс. рублей;
2018 год - 2761501,0 тыс. рублей;
2019 год - 2643460,0 тыс. рублей;
2020 год - 2533046,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 2952333,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 219617,0 тыс. рублей;
2014 год - 216117,0 тыс. рублей;
2015 год - 216117,0 тыс. рублей;
2016 год - 571284,0 тыс. рублей;
2017 год - 558319,0 тыс. рублей;
2018 год - 458721,0 тыс. рублей;
2019 год - 389116,0 тыс. рублей;
2020 год - 323042,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 453781,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 453781,3 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 16473758,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1672628,0 тыс. рублей;
2014 год - 1622347,0 тыс. рублей;
2015 год - 1692463,0 тыс. рублей;
2016 год - 2335645,0 тыс. рублей;
2017 год - 2383547,0 тыс. рублей;
2018 год - 2302780,0 тыс. рублей;
2019 год - 2254344,0 тыс. рублей;
2020 год - 2210004,0 тыс. рублей.
Предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
организация работ по развитию селекционно-племенной службы в сельскохозяйственных организациях области, развитию искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и трансплантации эмбрионов;
развитие племенного животноводства;
развитие молочного скотоводства;
развитие мясного скотоводства;
развитие яичного птицеводства;
развитие кролиководства и пушного звероводства;
государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;
снижение рисков в подотрасли животноводства;
разработка балансов спроса и предложения основных видов продукции животноводства;
содействие в продвижении продукции животноводства на агропродовольственный рынок.
Постановлением Администрации Новгородской области от 23 ноября 2012 г. N 776 в раздел 3 описания настоящей Подпрограммы внесены изменения
3. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит увеличить производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году в 2,0 раза по отношению к 2010 году, в том числе увеличить производство мяса в 2,5 раза, яйца - в 1,8 раза, молока - на 16,5 %.
Таблица 2 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации подпрограммы
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации подпрограммы, являются данные Новгородстата.
Подпрограмма
"Развитие подотрасли растениеводства, переработки
и реализации продукции растениеводства"
7 февраля, 22 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы: |
подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства". |
|||||
Задачи |
стимулирование роста объемов производства и переработки основных видов растениеводческой продукции; создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв; создание условий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения; расширение объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок. |
|||||
Механизм |
подпрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе) |
|||||
Объемы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 1422045,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 435718,0 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 79949,3 тыс. рублей, внебюджетных источников - 906378,0 тыс. рублей. |
|||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
||||
средства |
средства |
внебюджетные средства |
всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
2013 |
55641,0 |
79949,3 |
130372,0 |
265962,3 |
||
2014 |
51641,0 |
- |
133784,0 |
185425,0 |
||
2015 |
51141,0 |
- |
137198,0 |
188339,0 |
||
2016 |
77796,0 |
- |
132857,0 |
210653,0 |
||
2017 |
68270,0 |
- |
119210,0 |
187480,0 |
||
2018 |
55162,0 |
- |
100337,0 |
155499,0 |
||
2019 |
40587,0 |
- |
79492,0 |
120079,0 |
||
2020 |
35480,0 |
- |
73128,0 |
108608,0 |
||
Всего |
435718,0 |
79949,3 |
906378,0 |
1422045,3 |
||
Ожидаемые |
увеличение производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году в 1,8 раза по отношению к 2010 году. |
Описание подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Развитие сельского хозяйства области невозможно без интенсивного развития растениеводства, так как задачами отрасли являются не только полное обеспечение населения и перерабатывающей промышленности растениеводческой продукцией и сырьем собственного производства, но и максимальное увеличение кормовых угодий, от которых зависит уровень развития животноводства.
За период реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы" наметились позитивные тенденции развития подотрасли.
Производство продукции растениеводства увеличилось за 2008-2011 годы на 37,3 % в сопоставимых ценах.
Посевные площади в хозяйствах всех категорий в 2011 году увеличились на 13,5 % по сравнению с 2007 годом. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в 2012 году составил 16,0 %, что на 9,2 процентных пункта выше уровня 2007 года.
Удельный вес удобренной минеральными удобрениями площади во всей посевной площади сельскохозяйственных организаций увеличился с 20,0 % в 2007 году до 26,0 % в 2011 году, органическими удобрениями - с 2,0 до 10,4 %.
Зерновой клин за рассматриваемый период времени увеличился в 3,6 раза. В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено 28,4 тыс. т зерна (в 2,3 раза больше 2007 года). Это наивысший показатель в области с 1998 года. Значительный рост производства зерна обеспечен за счет увеличения посевных площадей, внедрения передовых технологий и строительства мощностей по подработке зерна.
Имеющиеся в области инвестиционные проекты по развитию зернового хозяйства позволяют прогнозировать дальнейший рост производства зерна.
В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено 302,4 тыс. т картофеля (в 1,6 раза больше 2007 года). Объем производства картофеля максимальный в области за последние 15 лет (с 1996 года). По предварительным расчетам в 2011 году самообеспечение населения области картофелем составляет более 180,0 % (в 2007 году - 139,2 %).
Обеспечение дальнейшего роста производства картофеля связано с технической модернизацией, развитием инфраструктуры, строительством логистического центра. Государственная поддержка данного направления оказывается также в рамках реализации долгосрочных областных целевых программ "Развитие картофелеводства в Новгородской области на 2011-2015 годы", "Развитие оптово-распределительных центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации картофеля и овощей в Новгородской области на 2013-2015 годы".
В 2011 году в хозяйствах всех категорий произведено 86,5 тыс. т овощей (на 16,9 % больше 2007 года). На 10,9 процентных пункта по сравнению с 2007 годом увеличилась в общем производстве доля сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Перспективы развития овощеводства связываются с развитием, прежде всего, овощеводства защищенного грунта. Наряду с реконструкцией и расширением производства существующего тепличного комбината в области реализуется инвестиционный проект по строительству нового тепличного комбината. Это позволит в перспективе выйти на объем производства овощей защищенного грунта в объеме 22,0 тыс. т в год. Государственная поддержка данного направления оказывается также в рамках реализации областной целевой программы "Развитие овощеводства защищенного грунта в Новгородской области на 2012-2015 годы".
Льноводство является традиционным в области видом деятельности, так как природно-климатические условия благоприятны для производства льна-долгунца. В последние годы происходит постепенный рост посевных площадей данной культуры. В 2011 году в области было произведено 809 т льноволокна, что в 1,6 раза больше уровня 2007 года, хотя уровень 2000 года не достигнут. Перспективы развития льноводства связываются с технической и технологической модернизацией производства и переработки льна, с повышением качества продукции льняного комплекса. Для дополнительной государственной поддержки данного направления в области разрабатывается областная долгосрочная целевая программа "Развитие льняного комплекса Новгородской области на 2013-2020 годы".
Садоводство - традиционный вид деятельности в Новгородчине, который сегодня возрождается. В 2011 году заложен первый промышленный сад. Реализация инвестиционного проекта по развитию садоводства интенсивного типа позволит в перспективе производить более 40,0 тыс. т плодов и ягод, организовать переработку плодовой продукции. Государственная поддержка данному направлению оказывается также в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие садоводства интенсивного типа в Новгородской области на 2012-2016 годы".
Вместе с тем имеются и негативные моменты, сдерживающие развитие подотрасли растениеводства в области. Основные из них:
недостаточная обеспеченность минеральными удобрениями и средствами защиты растений;
изношенность материально-технической базы производства и переработки растениеводческой продукции.
Это не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществить переход на инновационный путь развития в ближайшей перспективе.
На решение данных проблем направлена подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".
В рамках подпрограммы решаются следующие основные задачи:
стимулирование роста объемов производства и переработки основных видов растениеводческой продукции;
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв;
создание условий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
расширение объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 раздел 2 описания настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
2. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 1422045,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 265962,3 тыс. рублей;
2014 год - 185425,0 тыс. рублей;
2015 год - 188339,0 тыс. рублей;
2016 год - 210653,0 тыс. рублей;
2017 год - 187480,0 тыс. рублей;
2018 год - 155499,0 тыс. рублей;
2019 год - 120079,0 тыс. рублей;
2020 год - 108608,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 435718,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 55641,0 тыс. рублей;
2014 год - 51641,0 тыс. рублей;
2015 год - 51141,0 тыс. рублей;
2016 год - 77796,0 тыс. рублей;
2017 год - 68270,0 тыс. рублей;
2018 год - 55162,0 тыс. рублей;
2019 год - 40587,0 тыс. рублей;
2020 год - 35480,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 79949,3 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 79949,3 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 906378,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 130372,0 тыс. рублей;
2014 год - 133784,0 тыс. рублей;
2015 год - 137198,0 тыс. рублей;
2016 год - 132857,0 тыс. рублей;
2017 год - 119210,0 тыс. рублей;
2018 год - 100337,0 тыс. рублей;
2019 год - 79492,0 тыс. рублей;
2020 год - 73128,0 тыс. рублей.
Предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
содействие в оформлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
развитие элитного семеноводства;
развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями;
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
снижение рисков в подотрасли растениеводства;
поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства;
разработка балансов спроса и предложения основных видов продукции растениеводства;
содействие в продвижении продукции растениеводства на агропродовольственный рынок.
3. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит увеличить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году в 1,8 раза по отношению к 2010 году, в том числе увеличить производство зерна в 2,8 раза, картофеля - в 2,4 раза, льноволокна - в 2,0 раза, овощей - в 1,3 раза, повысить плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения, провести комплексную модернизацию материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства.
Таблица 3 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||||||||
2011 (факт) |
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) (%) |
118,6 |
104,2 |
112,5 |
110,8 |
110,1 |
102,1 |
102,0 |
100,9 |
100,9 |
100,5 |
2. |
Производство зерна в хозяйствах всех категорий (тыс. т) |
28,4 |
31,0 |
33,0 |
36,0 |
37,1 |
38,7 |
40,3 |
41,9 |
43,5 |
45,1 |
3. |
Производство льноволокна в хозяйствах всех категорий (тыс. т) |
0,81 |
0,82 |
0,9 |
0,98 |
1,06 |
1,14 |
1,22 |
1,3 |
1,38 |
1,46 |
4. |
Производство картофеля в хозяйствах всех категорий (тыс. т) |
302,4 |
320,0 |
375,0 |
435,0 |
500,0 |
505,0 |
510,0 |
515,0 |
520,0 |
520,0 |
5. |
Производство овощей в |
86,5 |
87,4 |
90,8 |
94,2 |
97,6 |
101,0 |
104,3 |
104,6 |
104,8 |
105,0 |
6. |
Площадь |
58 |
150 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
17 |
18 |
20 |
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации подпрограммы, являются данные Новгородстата.
Подпрограмма
"Поддержка малых форм хозяйствования"
5 декабря 2012 г., 7 февраля, 22 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы: |
подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования". |
|||||
Задачи |
создание условий для развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве; создание условий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. |
|||||
Механизм |
подпрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
|||||
Объемы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 170063,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 71939,0 тыс. рублей, средств федерального бюджета - 6761,7 тыс. рублей, внебюджетных источников - 91363,0 тыс. рублей. |
|||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
||||
средства |
средства |
внебюджетные средства |
всего |
|||
2013 |
7580,0 |
6761,7 |
9985,0 |
24326,7 |
||
2014 |
7580,0 |
- |
9985,0 |
17565,0 |
||
2015 |
7580,0 |
- |
9985,0 |
17565,0 |
||
2016 |
8502,0 |
- |
10852,0 |
19354,0 |
||
2017 |
8825,0 |
- |
11165,0 |
19990,0 |
||
2018 |
9162,0 |
- |
11495,0 |
20657,0 |
||
2019 |
9898,0 |
- |
11965,0 |
21863,0 |
||
2020 |
12812,0 |
- |
15931,0 |
28743,0 |
||
Всего |
71939,0 |
6761,7 |
91363,0 |
170063,7 |
||
Ожидаемые |
к 2020 году с помощью государственной поддержки будет создано 26 новых крестьянских (фермерских) хозяйства и построено (реконструировано) 17 семейных животноводческих ферм, оформлено в собственность 14,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. |
Описание подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Подпрограмма направлена на поддержку развития малых форм хозяйствования, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Несмотря на рост производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения по-прежнему занимают важное место в сельском хозяйстве области.
В 2011 году на долю хозяйств населения приходилось 40,8 % продукции сельского хозяйства области, в том числе доля их производства в общем объеме производства картофеля составляет 71,2 %, овощей - 64,3 %, молока - 33,3 %, яиц - 10,3 %. Объемы производства в данной категории хозяйств, в основном, имеют тенденцию к сокращению, но в области насчитывается порядка 180 тыс. семей, ведущих личное подсобное хозяйство, доходы которых существенно зависят от ведения сельского хозяйства.
Крестьянских (фермерских) хозяйств на 01 января 2012 года в области насчитывалось 869. При этом работающими из них, по данным комитета, являются только 458 или 52,7 % от зарегистрированных. В 2011 году на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось 5,8 % продукции сельского хозяйства области, в том числе доля их производства в общем объеме производства картофеля составляет 22,3 %, овощей - 23,0 %, зерна - 6,0 %. Объемы производства в данной категории хозяйств, в основном, имеют тенденцию к росту.
Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования является одним из важнейших условий обеспечения развития сельского хозяйства области.
Обеспечение дальнейшего роста малых форм хозяйствования связывается, прежде всего, с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств за счет создания новых и развития уже существующих.
В настоящее время в сельском хозяйстве области наиболее актуальными направлениями являются молочное животноводство, картофелеводство и развитие нетрадиционных для области направлений сельского хозяйства. Поэтому развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в области связывается, прежде всего, с данными направлениями.
В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Очень часто эти хозяйства создаются на единовременные пособия по безработице. Формирование и функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат на создание и развитие производственной базы и бытового обустройства, а также повышения профессионального уровня главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Требуются значительные средства на проведение кадастровых работ на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Без решения данных проблем крестьянские (фермерские) хозяйства не могут быть конкурентоспособными на агропродовольственном рынке.
На решение данных проблем направлена подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования".
В рамках подпрограммы решаются следующие основные задачи:
создание условий для развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве;
создание условий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 раздел 2 описания настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
2. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 170063,7 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 24326,7 тыс. рублей;
2014 год - 17565,0 тыс. рублей;
2015 год - 17565,0 тыс. рублей;
2016 год - 19354,0 тыс. рублей;
2017 год - 19990,0 тыс. рублей;
2018 год - 20657,0 тыс. рублей;
2019 год - 21863,0 тыс. рублей;
2020 год - 28743,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 71939,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 7580,0 тыс. рублей;
2014 год - 7580,0 тыс. рублей;
2015 год - 7580,0 тыс. рублей;
2016 год - 8502,0 тыс. рублей;
2017 год - 8825,0 тыс. рублей;
2018 год - 9162,0 тыс. рублей;
2019 год - 9898,0 тыс. рублей;
2020 год - 12812,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 6761,7 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 6761,7 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 91363,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 9985,0 тыс. рублей;
2014 год - 9985,0 тыс. рублей;
2015 год - 9985,0 тыс. рублей;
2016 год - 10852,0 тыс. рублей;
2017 год - 11165,0 тыс. рублей;
2018 год - 11495,0 тыс. рублей;
2019 год - 11965,0 тыс. рублей;
2020 год - 15931,0 тыс. рублей.
Предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств;
государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
3. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит с помощью государственной поддержки создать 26 новых крестьянских (фермерских) хозяйства и построить (реконструировать) 17 семейных животноводческих ферм, оформить в собственность 14,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Таблица 4 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||||||||
2011 (факт) |
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1. |
Количество хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих |
- |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2. |
Количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм (ед.) |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3. |
Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (га) |
431 |
585 |
1500 |
1500 |
1500 |
2300 |
2600 |
2900 |
1500 |
1000 |
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации подпрограммы, являются данные комитета.
Подпрограмма
"Развитие мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения"
23 ноября, 5 декабря 2012 г., 22 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы: |
подпрограмма "Развитие мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения". |
||||
Задачи |
создание условий для проведения реконструкции мелиоративных систем; создание условий для повышения эффективности использования мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения. |
||||
Механизм |
подпрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
||||
Объемы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 176938,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 106397,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 70541,0 тыс. рублей. |
||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
|||
средства |
внебюджетные средства |
всего |
|||
2013 |
6000,0 |
316,0 |
6316,0 |
||
2014 |
11500,0 |
8259,0 |
19759,0 |
||
2015 |
12000,0 |
9003,0 |
21003,0 |
||
2016 |
13721,0 |
9581,0 |
23302,0 |
||
2017 |
14558,0 |
10103,0 |
24661,0 |
||
2018 |
15455,0 |
10645,0 |
26100,0 |
||
2019 |
16212,0 |
11098,0 |
27310,0 |
||
2020 |
16951,0 |
11536,0 |
28487,0 |
||
Всего |
106397,0 |
70541,0 |
176938,0 |
||
Ожидаемые |
проведение к 2020 году реконструкции мелиоративных систем общего и индивидуального пользования на площади 4,4 тыс. га; предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 46,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ. сохранение существующих и создание новых рабочих мест. |
Описание подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Развитие сельскохозяйственного производства, повышение продуктивности и устойчивости земледелия в природно-климатических условиях области невозможно без проведения мелиорации.
Мелиорированные земли оказывают решающее влияние на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий и обеспечение населения области продовольствием.
В 1970-80-е годы в области осуществлялись крупномасштабные мелиоративные работы. В силу природных факторов выполнялись, главным образом, работы по осушению земель и культуртехническому обустройству полей.
Период крупномасштабных мелиоративных работ завершился к началу 1990-х годов, после чего работы по строительству новых мелиоративных систем не проводились, а выполняемые в незначительных объемах мелиоративные мероприятия носили поддерживающий характер.
В настоящее время в области имеется 181,4 тыс. га осушенных сельскохозяйственных угодий или 28,0 % всех сельхозугодий. По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Новгородмелиоводхоз" основные мелиоративные фонды мелиоративных систем общего и индивидуального пользования составляют 8,4 млрд. рублей и проамортизированы на 49,0 %. Около 3,0 % в мелиоративных систем находятся в хорошем состоянии, 50,0 % - в удовлетворительном и 47,0 % - в неудовлетворительном состоянии.
На мелиорированных землях требуется реконструкция систем на площади 74,5 тыс. га, капитальный ремонт - на площади 25,1 тыс. га, культуртехнические работы - на площади 42,5 тыс. га.
Неудовлетворительное состояние мелиорированных земель является существенным сдерживающим фактором развития растениеводства в области, не позволяет обеспечить создание гарантированной кормовой базы в животноводстве. Кроме того, земельный передел и выделение земельных участков в общей долевой собственности в 1990-х годах привели к искусственному разделению единых мелиоративных систем, их списанию при смене собственника мелиорированных земель, возникновению большого количества бесхозяйных мелиоративных систем.
На решение данных проблем направлена подпрограмма "Развитие мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения". Государственная поддержка данному направлению оказывается также в рамках реализации областной целевой программы "Реконструкция мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в Новгородской области на 2012-2014 годы".
Подпрограмма "Развитие мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения" позволит повысить конкурентоспособность сельского хозяйства за счет развития мелиорированных земель.
В рамках данной подпрограммы решаются следующие основные задачи:
создание условий для проведения реконструкции мелиоративных систем;
создание условий для повышения эффективности использования мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 раздел 2 описания настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
2. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 176938,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 6316,0 тыс. рублей;
2014 год - 19759,0 тыс. рублей;
2015 год - 21003,0 тыс. рублей;
2016 год - 23302,0 тыс. рублей;
2017 год - 24661,0 тыс. рублей;
2018 год - 26100,0 тыс. рублей;
2019 год - 27310,0 тыс. рублей;
2020 год - 28487,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 106397,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 6000,0 тыс. рублей;
2014 год - 11500,0 тыс. рублей;
2015 год - 12000,0 тыс. рублей;
2016 год - 13721,0 тыс. рублей;
2017 год - 14558,0 тыс. рублей;
2018 год - 15455,0 тыс. рублей;
2019 год - 16212,0 тыс. рублей;
2020 год - 16951,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 70541,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 316,0 тыс. рублей;
2014 год - 8259,0 тыс. рублей;
2015 год - 9003,0 тыс. рублей;
2016 год - 9581,0 тыс. рублей;
2017 год - 10103,0 тыс. рублей;
2018 год - 10645,0 тыс. рублей;
2019 год - 11098,0 тыс. рублей;
2020 год - 11536,0 тыс. рублей.
Предусматривается выполнение следующих мероприятий:
изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию мелиоративных систем общего и индивидуального пользования;
проведение культуртехнических работ для предотвращения выбытия сельскохозяйственных земель из сельскохозяйственного оборота.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в раздел 3 описания настоящей Подпрограммы внесены изменения
3. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:
провести реконструкцию мелиоративных систем на площади 4,4 тыс. га;
предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота 46,8 тыс. га сельскохозяйственных земель за счет проведения культуртехнических работ.
сохранить существующие и создать новые рабочие места.
Таблица 5 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации подпрограммы
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации подпрограммы, являются данные комитета.
Подпрограмма "Развитие сельских территорий"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы: |
подпрограмма "Развитие сельских территорий". |
||||
Задачи |
повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских территорий; обеспечение доступным жильем сельского населения. |
||||
Механизм |
подпрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
||||
Объемы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 864277,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 499137,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 365140,0 тыс. рублей. |
||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
|||
средства |
внебюджетные средства |
всего |
|||
2013 |
50293,0 |
35441,0 |
85734,0 |
||
2014 |
50293,0 |
38169,0 |
88462,0 |
||
2015 |
50293,0 |
40341,0 |
90634,0 |
||
2016 |
62353,0 |
44849,0 |
107202,0 |
||
2017 |
65924,0 |
47481,0 |
113405,0 |
||
2018 |
69573,0 |
50175,0 |
119748,0 |
||
2019 |
73300,0 |
52820,0 |
126120,0 |
||
2020 |
77108,0 |
55864,0 |
132972,0 |
||
Всего |
499137,0 |
365140,0 |
864277,0 |
||
Ожидаемые |
повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений; ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, 49,2 тыс. кв. м, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 32,6 тыс. кв. м. |
Описание подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Успешное решение задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требует осуществления мер по повышению уровня и качества жизни в сельской местности, преодоления дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Реализация федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы" создали предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, улучшения жилищных условий и социальной сферы сельских поселений.
За период 2008-2011 годов было обеспечено жильем 425 семей сельских жителей, из них 231 - молодые семьи и молодые специалисты, приобретено (построено) более 30,0 тыс. кв. м жилья.
В настоящее время желающих участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в сельской местности насчитывается более 660 семей.
За 2008-2011 годы было построено более 42 км сетей газоснабжения, 21 км сетей водоснабжения. При этом уровень газификации домов (квартир) и обеспеченность сельского населения питьевой водой остаются низкими: уровень газификации на начало 2012 года составляет 15,0 %, обеспеченность питьевой водой - 41,2 %.
В силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства.
Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов не удастся повысить качество социальной сферы сельских территорий и обеспечить эффективное функционирование сельскохозяйственного производства.
На решение данных проблем направлена подпрограмма "Развитие сельских территорий". Подпрограмма охватывает реализацию задач развития сельских территорий, что позволит сократить различия в уровне и качестве жизни сельского и городского населения, повысить привлекательность сельской местности для жизни, труда и инвестиций.
В рамках данной подпрограммы решаются следующие основные задачи:
повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских территорий;
обеспечение доступным жильем сельского населения.
2. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 864277,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 85734,0 тыс. рублей;
2014 год - 88462,0 тыс. рублей;
2015 год - 90634,0 тыс. рублей;
2016 год - 107202,0 тыс. рублей;
2017 год - 113405,0 тыс. рублей;
2018 год - 119748,0 тыс. рублей;
2019 год - 126120,0 тыс. рублей;
2020 год - 132972,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 499137,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 50293,0 тыс. рублей;
2014 год - 50293,0 тыс. рублей;
2015 год - 50293,0 тыс. рублей;
2016 год - 62353,0 тыс. рублей;
2017 год - 65924,0 тыс. рублей;
2018 год - 69573,0 тыс. рублей;
2019 год - 73300,0 тыс. рублей;
2020 год - 77108,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 365140,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 35441,0 тыс. рублей;
2014 год - 38169,0 тыс. рублей;
2015 год - 40341,0 тыс. рублей;
2016 год - 44849,0 тыс. рублей;
2017 год - 47481,0 тыс. рублей;
2018 год - 50175,0 тыс. рублей;
2019 год - 52820,0 тыс. рублей;
2020 год - 55864,0 тыс. рублей.
Предусматривается выполнение следующих мероприятий:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
поддержка инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности.
3. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:
улучшить жилищные условия 683 сельским семьям, в том числе 455 молодым семьям, молодым специалистам за счет введения или приобретения в сельской местности 49,2 тыс. кв. м жилья;
довести уровень газификации домов (квартир) в сельской местности до 17,2 %, обеспеченность сельского населения питьевой водой - до 46,0 % за счет введения в действие 40 км распределительных газовых сетей, 48 км локальных водопроводов.
Таблица 6 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации подпрограммы
N |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||||||||
2011 |
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1. |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности всего (тыс. кв. м), |
7,7 |
4,8 |
5,1 |
5,4 |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
6,6 |
6,9 |
7,2 |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
4,6 |
3,18 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
4,2 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
|
2. |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
15,0 |
15,3 |
15,5 |
15,7 |
16,0 |
16,2 |
16,4 |
16,6 |
16,8 |
17,2 |
3. |
Обеспеченность сельского населения питьевой водой (%) |
41,2 |
41,3 |
41,8 |
42,4 |
43,0 |
43,6 |
44,2 |
44,8 |
45,4 |
46,0 |
4. |
Количество местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку (ед.) |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации подпрограммы, являются данные комитета.
Подпрограмма "Обеспечение реализации Программы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы: |
подпрограмма "Обеспечение реализации Программы". |
||||
Задачи |
повышение кадрового потенциала в сельском хозяйстве; развитие системы консультационного, информационного и научного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; формирование государственных информационных ресурсов в сфере управления агропромышленным комплексом области. |
||||
Механизм |
подпрограмма реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
||||
Объемы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 215681,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 215681,0 тыс. рублей. |
||||
|
Год |
Источник финансирования (тыс. руб.) |
|||
средства |
внебюджетные средства |
всего |
|||
2013 |
22205,0 |
- |
22205,0 |
||
2014 |
22205,0 |
- |
22205,0 |
||
2015 |
22205,0 |
- |
22205,0 |
||
2016 |
27276,0 |
- |
27276,0 |
||
2017 |
28522,0 |
- |
28522,0 |
||
2018 |
29788,0 |
- |
29788,0 |
||
2019 |
31081,0 |
- |
31081,0 |
||
2020 |
32399,0 |
- |
32399,0 |
||
Всего |
215681,0 |
- |
215681,0 |
||
Ожидаемые |
обеспечение выполнения целей, задач и показателей Программы в целом и в разрезе подпрограмм; формирование и развитие инфраструктуры единого информационно-управляющего пространства агропромышленного комплекса; доведение к 2020 году обеспеченности специалистами сельскохозяйственных организаций области до 95,5 %; обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса на уровне не менее 390 человек ежегодно; обеспечение оказания консультационных услуг на уровне не менее 10,0 тыс. консультаций в год. |
Описание подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
Развитие сельского хозяйства области в современных условиях требует системного подхода. Важнейшей частью такого подхода являются:
улучшение кадрового обеспечения сельского хозяйства, в том числе путем повышения престижа работников сельского хозяйства;
создание условий для инновационного развития сельского хозяйства;
развитие автоматизированного управления агропромышленным комплексом с обеспечением равного доступа органов управления и сельскохозяйственных товаропроизводителей к информационным ресурсам;
обновление научной и информационной базы агропромышленного комплекса на инновационной основе.
Практика реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса на 2008-2012 годы" указывает на высокую эффективность проведения названных мероприятий.
Улучшился качественный состав среди руководителей и специалистов: по сравнению с 2007 годом на 12,0 процентов возросло количество руководителей и специалистов с высшим образованием. Количество специалистов в возрасте до 30 лет увеличилось с 7,0 % в 2007 году до 16,0 % в 2012 году.
Создана и функционирует система сельскохозяйственного консультирования. За период с 2008 по 2012 годы для сельскохозяйственных товаропроизводителей проведено более 50 тыс. консультаций, 348 семинаров, конференций, "круглых столов". Созданы демонстрационные объекты в растениеводстве и животноводстве.
В рамках целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации" реализованы мероприятия, направленные на создание государственной системы информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. К системе подключены все районы области. Созданы предпосылки для включения агропромышленного комплекса области в систему электронного правительства и создания автоматизированной системы управления агропромышленным комплексом.
В рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" решаются следующие основные задачи:
повышение кадрового потенциала в сельском хозяйстве;
развитие системы консультационного, информационного и научного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
формирование государственных информационных ресурсов в сфере управления сельским хозяйством.
2. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы на 2013-2020 годы составляет 215681,0 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета - 215681,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 22205,0 тыс. рублей;
2014 год - 22205,0 тыс. рублей;
2015 год - 22205,0 тыс. рублей;
2016 год - 27276,0 тыс. рублей;
2017 год - 28522,0 тыс. рублей;
2018 год - 29788,0 тыс. рублей;
2019 год - 31081,0 тыс. рублей;
2020 год - 32399,0 тыс. рублей.
Предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
формирование единой системы информационного обеспечения сельского хозяйства области;
профессиональная переподготовка или повышение квалификации работников агропромышленного комплекса области и органов местного самоуправления области;
информирование населения через средства массовой информации о деятельности агропромышленного комплекса области;
проведение научно-исследовательских работ прикладного характера в сфере агропромышленного комплекса;
проведение конкурсов и других мероприятий, организуемых с целью популяризации передового опыта и достижений в сфере агропромышленного комплекса, а также повышения престижа профессий в сельскохозяйственном производстве;
оказание консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
3. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:
обеспечить выполнение целей, задач и показателей Программы в целом и в разрезе подпрограмм;
сформировать и развить инфраструктуру единого информационно-управляющего пространства агропромышленного комплекса;
довести к 2020 году обеспеченность специалистами сельскохозяйственных организаций области до 95,5 %;
обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников агропромышленного комплекса на уровне не менее 390 человек ежегодно;
обеспечить оказание консультационных услуг на уровне не менее 10,0 тыс. консультаций в год.
Таблица 7 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||||||||
2011 |
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1. |
Доля муниципальных органов управления агропромышленным комплексом, использующих государственные информационные ресурсы |
- |
- |
47,0 |
52,0 |
57,0 |
62,0 |
71,0 |
76,0 |
85,0 |
95,0 |
2. |
Обеспеченность специалистами сельскохозяйственных организаций (%) |
93,5 |
94,0 |
94,0 |
94,3 |
94,5 |
94,8 |
95,0 |
95,2 |
95,4 |
95,5 |
3. |
Профессиональная переподготовка руководителей/ повышение квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса и органов местного самоуправления (чел.) |
-/125 |
-/80 |
10/ |
10/ |
11/ |
11/ |
12/ |
12/ |
13/ |
13/ |
4. |
Количество оказанных консультационных услуг (тыс. ед.)/краткосрочное обучение до 72 часов (чел.) |
9,3/ |
10,0/ |
10,0/ |
10,0/ |
10,1/ |
10,1/296 |
10,2/ |
10,2/ |
10,3/ |
10,3/ |
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации подпрограммы, являются данные комитета.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие агропромышленного комплекса в
Новгородской области на 2013-2020 годы"
Мероприятия Программы
5, 24 декабря 2012 г., 5, 7, 25 февраля, 22 марта 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 684 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2013-2020 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 16 ноября 2012 г. N 24
Постановлением Правительства Новгородской области от 30 декабря 2013 г. N 552 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 17 декабря 2013 г. N 459
Постановление Правительства Новгородской области от 27 ноября 2013 г. N 391
Постановление Правительства Новгородской области от 21 октября 2013 г. N 294
Постановление Правительства Новгородской области от 24 сентября 2013 г. N 205
Постановление Правительства Новгородской области от 22 августа 2013 г. N 141
Постановление Правительства Новгородской области от 23 мая 2013 г. N 5
Постановление Администрации Новгородской области от 30 апреля 2013 г. N 289
Постановление Администрации Новгородской области от 30 апреля 2013 г. N 284
Постановление Администрации Новгородской области от 15 апреля 2013 г. N 184
Постановление Администрации Новгородской области от 22 марта 2013 г. N 139
Постановление Администрации Новгородской области от 25 февраля 2013 г. N 84
Постановление Администрации Новгородской области от 7 февраля 2013 г. N 57
Постановление Администрации Новгородской области от 5 февраля 2013 г. N 48
Постановление Администрации Новгородской области от 24 декабря 2012 г. N 871
Постановление Администрации Новгородской области от 5 декабря 2012 г. N 803
Постановление Администрации Новгородской области от 23 ноября 2012 г. N 776