19 апреля, 9 июля, 10 сентября, 19 октября, 2 ноября 2012 г.
В целях развития туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012-2014 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
А.В. Смирнов |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие туризма и туристской деятельности на территории
Новгородской области на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 14 октября 2011 г. N 548)
19 апреля, 9 июля, 10 сентября, 19 октября, 2 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 октября 2012 г. N 647 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012-2014 годы" (далее Программа). |
Правовая основа Программы: |
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 года N 66 "Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации"; областной закон от 05.02.2008 N 243-ОЗ "О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области". |
Заказчик |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области. |
Разработчики Программы: |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области. |
Исполнители |
комитет по туризму Новгородской области (далее комитет); комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области (до 07 марта 2012 года); экономический комитет Новгородской области. |
Обоснование |
Новгородская область, обладая богатым культурным наследием и выгодным расположением, до сих пор не имеет четкого позиционирования, мгновенной визуальной узнаваемости среди целевых аудиторий, ясности и постоянства образа туристской дестинации. Объем туристского потока демонстрирует, что в сознании российского и иностранного туриста регион не воспринимается как популярная туристская дестинация. Ежегодно область посещает порядка 280 тысяч туристов и 710 тысяч транзитных посетителей, что меньше чем в Ленинградской и Вологодской областях, которые предлагают сходный туристский продукт. Вклад туризма в региональную экономику с учетом смежных отраслей составляет 3,6 %, среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц менее 0,4, количество качественных гостиничных мест на 1 тысячу жителей 5,0, что меньше чем в Тверской (6,5) и Ленинградской (7,7) областях, Санкт-Петербурге (9,0) и Москве (10). В связи с тем, что туризм является одним из приоритетных направлений развития Новгородской области, необходимо сконцентрировать финансово-материальные ресурсы для повышения привлекательности новгородского туристского продукта в целях обеспечения увеличения туристского потока в регион и вклада туризма в региональную экономику. |
Цели |
создание благоприятных условий для развития туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области, а так же получение финансирования за счет средств федерального бюджета. |
Задачи |
разработка и реализация новой маркетинговой стратегии области: повышение привлекательности новгородского туристского продукта, разработка стратегии продвижения Новгородской области как привлекательного туристского центра России; увеличение туристского потока, а также количества посетителей экскурсионного показа; содействие созданию уникальных туристских продуктов с целью увеличения количества туристов и экскурсантов, посещающих область; содействие развитию туристской инфраструктуры, разработка научных и бизнес-концепций, описывающих механизмы развития сферы туризма, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса; содействие повышению качества туристских услуг, развитие профессиональных навыков у специалистов, работающих в туристской отрасли. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
Сроки |
2012-2014 годы. |
Объемы и |
источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы составляет 31224,0 тыс. руб., в том числе: 2012 год - 10225,0 тыс. руб., их них: комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области - 377,6 тыс. руб.; комитет - 9847,4 тыс. руб.; 2013 год - 10485,0 тыс. руб.; 2014 год - 10514,0 тыс. руб. |
Ожидаемые |
в результате реализации Программы будут достигнуты следующие ожидаемые результаты: увеличится въездной туристский поток до 325000 человек; увеличится количество посетителей объектов экскурсионного показа до 811000 человек; увеличится среднее время пребывания туристов на территории области до 2,3 дня; увеличится среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц и составит 43,0 %; увеличится объем платных туристских и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг, оказываемых населению до 753,0 млн. руб.; вклад туризма в региональную экономику с учетом вклада в смежные отрасли составит 4,2 % от валового регионального продукта (далее ВРП). |
Система |
информация о выполнении мероприятий Программы представляется исполнителями Программы в комитет ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, до 2015 года включительно. Отчет для обеспечения мониторинга хода реализации Программы в соответствии с подпунктом 7.2.1 Порядка принятия решений о разработке областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности", представляется комитетом в Администрацию области и комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, до 2015 года включительно, по итогам года - до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2015 года включительно. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сфера туризма признана одной из приоритетных отраслей социально-экономического развития. Занимая выгодное положение на Северо-Западе России, область является одной из наиболее привлекательных территорий с точки зрения развития туризма в России, благодаря богатому культурному наследию в сочетании с природными ресурсами.
Оценка туризма как стратегически важного направления развития области, системная работа по информационному продвижению туристского потенциала региона подтверждаются результатами развития сферы туризма за последние годы. Общее количество туристов, размещаемых на гостиничной базе области, выросло с 217823 человек в 2005 году до 286284 человек в 2010 году, в том числе российских туристов со 181600 человек в 2005 году до 261620 человек в 2010 году.
Кроме этого современное состояние туристской отрасли Новгородской области характеризуется следующими показателями:
количество коллективных средств размещения - 74, из них 44 гостиницы;
общий номерной фонд - 6362 места, из них в гостиницах - 2986 мест, в том числе 450 мест в гостинице уровня 4 звезды, 1002 места в гостиницах уровня 3 звезды, 1547 мест в гостиницах более низкого уровня;
среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц - 40,0 %;
количество предприятий общественного питания - 671, в том числе 27 ресторанов, 43 бара, 278 кафе, 152 закусочных, 42 столовых, 42 кулинарии, 35 кафетериев, 52 буфета.
Вместе с тем, несмотря на высокий туристский потенциал области, обусловленный наличием на ее территории множества уникальных памятников, в том числе включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также благоприятным географическим положением, существует ряд проблем, сдерживающих развитие туризма на территории области:
высокий уровень специализации туризма - более 65,0 % туристских прибытий осуществляется с культурно-познавательными целями;
недостаточный уровень развития инфраструктуры: информационной, гостиничной, транспортной, индустрии отдыха и развлечений;
низкий уровень известности туристского бренда региона;
несоответствие уровня сервиса ожиданиям клиентов, привыкших к европейским стандартам обслуживания (как самого обслуживания, так и наличия новых услуг, таких как системы онлайн бронирования, электронные платежи и т.д.);
обострение конкуренции на внутреннем рынке за отечественных туристов между соседними регионами (Ленинградская, Псковская, Вологодская области) и сжатие рынка международного въездного туризма.
Объем въездного туристского потока далеко не в полной мере соответствует возможностям туристских ресурсов области. Обладая серьезным маркетинговым потенциалом, дестинация до сих пор не имеет четкого позиционирования, мгновенной узнаваемости среди целевых аудиторий, ясности и постоянства образа. Недостаточное финансирование, связанное с отсутствием отдельной целевой программы, не позволяет в настоящее время системно создавать условия для развития туризма. Для эффективного решения задач по созданию условий для развития туризма разработана Программа.
Принимая во внимание тот факт, что в последние годы были вложены значительные средства в развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры области, мероприятия Программы в основном направлены на повышение узнаваемости новгородского туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках за счет расширения информационного продвижения, на развитие событийного, активного и других видов туризма, на формирование конкурентоспособного туристского продукта за счет создания новых программ для туристов, на повышение качества туристских услуг.
Использование программно-целевого метода будет способствовать увеличению туристского потока с 286 до 325 тысяч человек в год и вклада туризма в региональную экономику с 3,6 % до 4,2 % с учетом вклада в смежные отрасли.
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 октября 2012 г. N 647 раздел 2 описания настоящей Программы изложен в новой редакции
2. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы является областной бюджет.
Общий объем финансирования Программы составляет 31224,0 тыс. руб., в том числе:
2012 год - 10225,0 тыс. руб.;
2013 год - 10485,0 тыс. руб.;
2014 год - 10514,0 тыс. руб.
Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры, производственно-эксплуатационные нужды не потребуются.
3. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает использование различных средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, механизмов организационной и информационной поддержки. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством и определяет условия и формы предоставления средств областного бюджета, предусмотренных на развитие сферы туризма.
Предоставление средств областного бюджета, предусмотренных на развитие туристской инфраструктуры, осуществляется в форме оплаты товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам и государственным контрактам, а также в иных предусмотренных законом формах.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, планируется заключение соглашений о совместной деятельности с Федеральным агентством по туризму. Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на основе федеральных нормативных правовых актов, заявок Новгородской области на включение в план мероприятий федеральной целевой программы на условиях софинансирования за счет средств областного и местного бюджетов.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит увеличить вклад туристской отрасли в основные показатели социально-экономического развития региона. Создание конкурентоспособного туристского продукта, развитие туристской инфраструктуры будет способствовать повышению качества жизни населения области, насыщению потребительского рынка услуг.
Продвижение регионального туристского продукта на российском и международном рынках приведет к повышению узнаваемости регионального туристского бренда, увеличению числа российских и иностранных туристов, посещающих Новгородскую область. Основными источниками получения информации для оценки эффективности Программы в части достижения целевых показателей являются официальные статистические отчеты, предоставляемые территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстатом) на основе форм государственной статистической отчетности (сборник "Новгородская область в цифрах", статистический бюллетень "Коллективные средства размещения", аналитическая записка "О деятельности туристических фирм и развитии туризма в Новгородской области", экспресс-информации по основным видам экономической деятельности).
Целевые показатели оценки эффективности реализации Программы
N |
Показатель |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
|||
2010 (базовый) |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1. |
Въездной туристский |
чел. |
286000 |
300000 |
312000 |
325000 |
2. |
Количество посетителей объектов экскурсионного показа |
чел. |
712000 |
750000 |
780000 |
811000 |
3. |
Среднее время пребывания туристов на |
день |
1,7 |
1,9 |
2,1 |
2,3 |
4. |
Среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц |
% |
40 |
41 |
42 |
43 |
5. |
Объем платных туристских и гостиничных |
млн. |
682,3 |
709,6 |
731,0 |
753,0 |
6. |
Вклад туризма в |
% |
3,6 (100,0 %) |
3,8 (105,0 %) |
4,0 (104,8 %) |
4,2 (105,0 %) |
5. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы Администрации области, осуществляющий взаимодействие органов исполнительной власти области и организаций по вопросам развития туризма.
Координацию выполнения мероприятий Программы и непосредственный контроль за ходом ее реализации осуществляет комитет.
Организацию и ведение общего мониторинга Программы осуществляет комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 2 ноября 2012 г. N 725 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие туризма и туристской деятельности
на территории Новгородской области на
2012-2014 годы"
Мероприятия Программы
19 апреля, 9 июля, 10 сентября, 19 октября, 2 ноября 2012 г.
N |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок реализации |
Источник |
Объем финансирования |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Информационное обеспечение продвижения регионального туристского продукта на российском и международном рынках |
||||||
1.1. |
Организация |
комитет |
2012-2014 |
областной бюджет |
562,5 |
1000,0 |
1000,0 |
1.2. |
Организация издания иллюстрированного туристского атласа Новгородской области: 2012 год - не менее 400 шт.; 2014 год - не менее 300 шт. |
комитет |
2012, 2014 |
областной бюджет |
- |
- |
300,0 |
1.3. |
Организация издания каталога для туроператоров "Земля Новгородская" на русском и английском языках: 2012 год - не менее 1000 шт.; 2014 год - не менее 500 шт. |
- // - |
-//- |
-//- |
650,0 |
- |
300,0 |
1.4. |
Организация установки 4 информационных щитов с подсветкой на трассе М10 (2 на въезде в Великий Новгород, 2 на въезде в г. Валдай). Организация размещения информации на установленных щитах о достопримечательностях и крупных событийных мероприятиях, проводимых на территории Новгородской области |
комитет |
2013-2014 |
областной бюджет |
- |
2000,0 |
500,0 |
1.5. |
Организация издания туристской карты Новгородской области: 2012 год - не менее 1000 шт.; 2014 год - не менее 1000 шт. |
- // - |
2012, 2014 |
-//- |
295,7 |
- |
300,0 |
1.6. |
Организация производства презентационных видеофильмов о туристском потенциале Новгородской области (не менее 2 ежегодно) |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области |
2012 год |
областной бюджет |
4,2 |
- |
- |
комитет |
1075,8 |
1000,0 |
1000,0 |
||||
1.7. |
Организация размещения информационных материалов об областных, межрегиональных и международных мероприятиях, проводимых в сфере туризма на территории области, в средствах массовой информации: 2012 год - не менее 5 публикаций в год; 2013 год - не менее 10 публикаций в год; 2014 год - не менее 10 публикаций в год |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области |
-//- |
-//- |
60,0 |
- |
- |
440,0 |
1000,0 |
1000,0 |
|||||
1.8. |
Организация межрегиональных информационных туров для журналистов (не менее 3 в год) |
- // - |
-//- |
-//- |
417,0 |
500,0 |
500,0 |
1.9. |
Организация продвижения туристских ресурсов Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (размещение информации, поддержка и развитие регионального туристского портала) |
комитет |
2012-2014 |
областной бюджет |
150,0 |
300,0 |
300,0 |
1.10. |
Организация и проведение презентации туристских ресурсов области на российских и международных туристских выставках (не менее 7 выставок) |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области |
2012 год |
областной бюджет |
241,8 |
- |
- |
комитет |
845,2 |
1400,0 |
1400,0 |
||||
1.11. |
Организационное и материально- техническое обеспечение подготовки |
комитет |
2012 |
областной бюджет |
750,0 |
535,0 |
564,0 |
1.12. |
Организация и проведение торжественного мероприятия, посвященного Международному Дню туризма |
комитет |
2012 год |
областной бюджет |
100,0 |
- |
- |
1.13. |
Организация создания базы данных фотоматериалов о достопримечательностях Новгородской области |
комитет |
2012 год |
областной бюджет |
40,0 |
- |
- |
Итого по разделу 1 |
|
|
|
5632,2 |
7735,0 |
7164,0 |
|
2. |
Содействие формированию конкурентоспособного туристского продукта, создание новых объектов показа и |
||||||
2.1. |
Организация изготовления, доставки и |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Новгородской области |
2012 год |
областной бюджет |
71,6 |
- |
- |
комитет |
2278,4 |
|
|
||||
2.2. |
Организация изготовления выставочного оборудования для осуществления работы объединенного выставочного стенда области |
- // - |
2014 год |
-//- |
- |
- |
600,0 |
2.3. |
Организация и проведение Международного фестиваля средневековой этнической музыки |
- // - |
2012-2014 |
-//- |
550,0 |
600,0 |
600,0 |
2.4. |
Проведение межрегиональной выставки "Православная Русь" (ежегодно совместно с Новгородской епархией Русской православной церкви) |
комитет |
2012-2014 |
областной бюджет |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
Итого по разделу 2 |
|
|
|
3200,0 |
900,0 |
1500,0 |
|
3. |
Содействие развитию туристской инфраструктуры |
||||||
3.1. |
Организация издания каталога "Инвестиционные предложения Новгородской области в сфере туризма": 2012 год - не менее 500 шт.; 2014 год - не менее 500 шт. |
комитет |
2013-2014 |
областной бюджет |
- |
200,0 |
200,0 |
экономический |
- |
- |
- |
||||
3.2. |
Организация разработки бизнес-концепции проекта создания музейно-туристского комплекса на Рюриковом городище под развитие инвестиционных площадок |
комитет |
2012 год |
-//- |
500,0 |
- |
- |
3.3. |
Организация разработки и продвижения новых межрегиональных туристских маршрутов, пролегающих по территории Новгородской области |
- // - |
2012-2014 |
-//- |
200,0 |
600,0 |
600,0 |
3.4. |
Разработка руководства по использованию бренда инвестиционного проекта туристского комплекса "Викинг-парк" |
комитет |
2012 год |
областной бюджет |
100,0 |
- |
- |
3.5. |
Разработка рекламной визуализации бренда инвестиционного проекта туристского комплекса "Викинг-Парк" |
комитет |
2012-2014 |
областной бюджет |
50,0 |
- |
- |
Итого по разделу 3 |
|
|
|
850,0 |
800,0 |
800,0 |
|
4. |
Содействие повышению качества туристских услуг |
||||||
4.1. |
Проведение информационных и обучающих семинаров для сотрудников предприятий сферы гостеприимства и организаций общественного питания по внедрению новых стандартов качества обслуживания, в том числе по внедрению современных информационных технологий: 2012 год - не менее 1; 2013 год - не менее 2; 2014 год - не менее 2 |
комитет |
2012-2014 |
областной бюджет |
100,0 |
350,0 |
350,0 |
4.2. |
Проведение информационных семинаров для представителей органов местного самоуправления, а также руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей по развитию сельского туризма: 2012 год - не менее 1; 2013 год - не менее 2; 2014 год - не менее 2 |
комитет |
-//- |
-//- |
100,0 |
350,0 |
350,0 |
4.3. |
Организация и проведение областного семинара по вопросам создания условий для развития туризма на территории муниципальных районов Новгородской области |
комитет |
2012 год |
областной бюджет |
242,8 |
- |
- |
4.4. |
Проведение семинаров по развитию интерактивных туристских маршрутов, а также по эффективной реализации сувенирной продукции для представителей муниципальных образований и специалистов в сфере сувенирной индустрии |
комитет |
2012-2014 |
областной бюджет |
100,0 |
350,0 |
350,0 |
Итого по разделу 4 |
|
|
|
542,8 |
1050,0 |
1050,0 |
|
Итого по Программе |
|
|
|
10225,0 |
10485,0 |
10514,0 |
* - в части оказания информационной и консультационной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 14 октября 2011 г. N 548 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 23 ноября 2011 г. N 20
Постановлением Правительства Новгородской области от 28 октября 2013 г. N 318 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 20 декабря 2013 г. N 470
Постановление Правительства Новгородской области от 18 ноября 2013 г. N 355
Постановление Правительства Новгородской области от 22 августа 2013 г. N 144
Постановление Администрации Новгородской области от 18 апреля 2013 г. N 203
Постановление Администрации Новгородской области от 2 ноября 2012 г. N 725
Постановление Администрации Новгородской области от 19 октября 2012 г. N 647
Постановление Администрации Новгородской области от 10 сентября 2012 г. N 537
Постановление Администрации Новгородской области от 9 июля 2012 г. N 395
Постановление Администрации Новгородской области от 19 апреля 2012 г. N 218