29 марта 2012 г.
Принято Думой Великого Новгорода 25 августа 2011 года
В соответствии с бюджетными посланиями Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. 1101-р "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", постановления Администрации Новгородской области от 31.03.2011 N 125 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2012 годы" и в целях повышения эффективности бюджетных расходов Великого Новгорода Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Великого Новгорода" на 2011 - 2012 годы.
2. Установить срок представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода отчета о реализации указанной Программы до 20 марта 2013 года.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород"
Мэр Великого Новгорода |
Ю.И. Бобрышев |
Муниципальная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов Великого Новгорода"
на 2011 - 2012
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 25 августа 2011 г. N 1044)
29 марта 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
муниципальная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Великого Новгорода" на 2011 - 2012 годы |
Правовая основа Программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 194н/701 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов" постановление Администрации Новгородской области от 31.03.2011 N 125 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2012 годы" |
| |
Заказчик Программы |
Администрация Великого Новгорода |
Разработчик Программы |
комитет финансов Администрации Великого Новгорода (далее - комитет) |
Исполнители Программы |
комитет комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода комитет экономики Администрации Великого Новгорода комитет муниципальной службы Администрации Великого Новгорода комитет по информатизации Администрации Великого Новгорода |
комитет по образованию Администрации Великого Новгорода комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации Великого Новгорода комитет по строительству Администрации Великого Новгорода комитет по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода комитет по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода контрольно-ревизионное управление Администрации Великого Новгорода управление по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода управление по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода муниципальное медицинское учреждение "Центральная городская клиническая больница" | |
Обоснование Программы |
необходимость достижения долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города в условиях замедления темпов роста бюджетных доходов требует разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленных на модернизацию и повышение качества управления муниципальными финансами. Программно-целевой подход к решению поставленных задач позволит обеспечить четкую координацию и взаимодействие всех участников бюджетного процесса, а также комплексное планомерное выполнение мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов |
Цели Программы |
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Великого Новгорода по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества при одновременном недопущении снижения качества их оказания |
Задачи Программы |
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Великого Новгорода внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения повышение эффективности предоставления муниципальных услуг развитие системы муниципального финансового контроля энергосбережение и повышение энергетической эффективности развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
Механизм реализации Программы |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение 1). Мероприятия Программы на 2012 год корректируются с учетом результатов, достигнутых в 2011 году |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
источником финансирования Программы является бюджет Великого Новгорода. Общий объем финансирования Программы составляет 1300 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 800 тыс. рублей; 2012 год - 900 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
ожидаемые конечные результаты реализации Программы определяются целевыми показателями, указанными в приложении 2 к Программе |
Система организации контроля за реализацией Программы |
исполнители Программы представляют в комитет информацию о ходе ее реализации: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, до 2013 года включительно |
|
комитет обобщает отчеты исполнителей Программы и представляет отчет о ходе реализации Программы заместителю Главы Администрации Великого Новгорода, обеспечивающему организацию исполнения бюджета Великого Новгорода |
I. Характеристика проблемы
Настоящая Программа разработана в соответствии с бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года," постановления Администрации Новгородской области от 31.03.2011 N 125 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2012 годы".
На протяжении нескольких лет в России реализуются реформы в бюджетной сфере. Принят ряд программно-концептуальных документов, определяющих направления реформирования бюджетной системы и организации бюджетного процесса на всех уровнях власти.
Постоянный процесс реформирования общественных финансов - естественная реакция на запросы общества в части повышения качества общественных услуг. При этом каждый из прошедших этапов бюджетной реформы в свою очередь становился базой для последующих преобразований.
Результатом проводимой бюджетной реформы в Великом Новгороде стало формирование основ современной системы управления муниципальными финансами путем:
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждения бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
совершенствования администрирования платежей, собираемых на территории Великого Новгорода в рамках имеющихся полномочий;
ведения реестра расходных обязательств муниципального образования - городского округа Великий Новгород;
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
совершенствования системы казначейского исполнения бюджета муниципального образования - городского округа Великий Новгород;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (программно-целевой метод планирования в ходе формирования и реализации муниципальных целевых программ, доклады главных распорядителей бюджетных средств об основных направлениях деятельности, муниципальные задания);
создания нормативной правовой базы для развития новых типов муниципальных учреждений и организации финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ);
установления и совершенствования правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Последствия кризисных явлений в экономике, выразившиеся в замедлении темпов роста доходов и увеличении долговой нагрузки, негативно сказались на исполнении бюджетов всех уровней, включая бюджет Великого Новгорода, дальнейшем развитии системы управления муниципальными финансами.
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
млн. руб. |
проценты к предыдущему году |
млн. руб. |
проценты к предыдущему году |
млн. руб. |
проценты к предыдущему году |
|
Налоговые и неналоговые доходы: по отчету в сопоставимых условиях |
2407,7 2044,8 |
154,5 128,2 |
1952,0 1952,0 |
81,1 95,5 |
2051,9 2051,9 |
105,1 105,1 |
Муниципальный долг |
749,5 |
124,4 |
809,0 |
107,9 |
827,3 |
102,3 |
Если в 2008 году темп роста налоговых и неналоговых доходов относительно 2007 года (в сопоставимых условиях) составил 128,2 %, то в 2010 году - 105,1 % к уровню 2009 года.
Объем муниципального долга Великого Новгорода в 2008 - 2010 годах ежегодно возрастал. Бюджет Великого Новгорода не сбалансирован, утверждается с дефицитом, источники для полного исполнения принятых расходных и долговых обязательств отсутствуют, все это приводит к привлечению дополнительных заемных средств и дальнейшему увеличению долговой нагрузки на бюджет.
В сложившейся ситуации, учитывая общую недостаточность доходной базы бюджета Великого Новгорода, в настоящее время наиболее актуальными задачами реформирования муниципальных финансов являются:
осуществление мероприятий, нацеленных на обеспечение сбалансированности бюджета;
дальнейшая оптимизация и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
проведение структурных реформ в бюджетном секторе.
В частности, необходимо повысить точность прогнозов поступления доходов бюджета, эффективность процесса формирования и корректировки расходных обязательств бюджета. Необходимо выработать политику, обеспечивающую стабильное финансирование ключевых расходных обязательств бюджета вне зависимости от краткосрочных колебаний поступления доходов.
В сфере управления муниципальными финансами сохраняется также ряд системных недостатков и нерешенных проблем:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на конечные результаты;
не в полном объеме внедрена система регламентов осуществления функций органов местного самоуправления, стандартов качества муниципальных услуг, а также критериев их оценки.
Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
Необходимо продолжить работу по оптимизации сети муниципальных учреждений. Для проведения реформы бюджетной сети принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который определил ключевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
Закон ввел новые типы учреждений: казенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюджетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правовому статусу к автономному учреждению.
Согласно решению Думы Великого Новгорода от 24.11.2010 N 849 "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Великого Новгорода в переходный период" 2011 год является переходным периодом, с 2012 года предстоит осуществить перевод всей сети муниципальных учреждений в новые организационно-правовые формы, что подразумевает принятие значительного количества нормативных правовых актов, пересмотр и уточнение уставов муниципальных учреждений, организацию финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду решение Думы Великого Новгорода от 29 ноября 2010 г. N 849
Также целесообразно предпринять ряд шагов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию функций муниципального управления, принять меры по оптимизации штатной численности муниципальных служащих.
Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и методов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе бюджетных заданий, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий. Основной целью контрольных мероприятий должен стать контроль результатов, а не контроль произведенных расходов.
Таким образом, стартом очередного этапа бюджетной реформы стала Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, которая, по сути, поставила задачу повышения эффективности деятельности публично-правовых образований. Речь идет о коренной перемене в организации управления, о переходе деятельности органов исполнительной власти на программно-целевые принципы и, соответственно, - о переходе на программный бюджет.
В этой связи стоящие перед Великим Новгородом задачи повышения эффективности расходов бюджета носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех отраслевых и функциональных структурных подразделений Администрации Великого Новгорода. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является муниципальная целевая программа.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями реализации настоящей Программы являются создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Великого Новгорода по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества.
Основными задачами настоящей Программы являются:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Великого Новгорода:
1.1. Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств.
В результате совместных действий органов местного самоуправления Великого Новгорода и администраторов доходов бюджета ежегодно обеспечивается прирост поступлений налоговых доходов в бюджет Великого Новгорода. Однако в сложившейся финансово-экономической ситуации последних лет темпы роста доходов замедлились.
Нестабильным является объем межбюджетных трансфертов. В 2010 году поступления из бюджетов других уровней относительно 2008 года сократились на 20 %. По объективным причинам существенно снизился размер поступлений неналоговых доходов.
Все это приводит к нестабильности общего объема доходов бюджета Великого Новгорода, и, как следствие, отражается на своевременном исполнении расходных обязательств.
В последние годы исполнение принятых расходных обязательств обеспечивается с учетом привлечения заемных средств.
Параметры бюджета Великого Новгорода в 2008 - 2010 годах приведены в нижеследующей таблице.
Наименование показателя |
Единица |
Значение показателя |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Общие доходы бюджета |
млн. руб. |
5252,1 |
4233,1 |
4267,9 |
1.1. Налоговые доходы, всего в том числе: |
млн. руб. |
1402,2 |
1443,7 |
1545,2 |
налог на доходы физических лиц |
млн. руб. |
986,0 |
922,0 |
981,0 |
налоги на имущество |
млн. руб. |
189,4 |
292,5 |
272,2 |
налоги на совокупный доход |
млн. руб. |
198,0 |
188,4 |
204,8 |
прочие налоговые доходы |
млн. руб. |
28,8 |
40,8 |
87,2 |
1.2. Неналоговые доходы |
млн. руб. |
1005,5 |
508,3 |
506,8 |
2. Межбюджетные трансферты, получаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
млн. руб. |
2528,7 |
1985,8 |
2019,9 |
3. Доля межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (от общего объема доходов) |
% |
48,1 |
46,9 |
47,3 |
4. Расходы бюджета |
млн. руб. |
4954,1 |
4707,2 |
4438,1 |
5. Муниципальный долг, всего в том числе: |
млн. руб. |
749,4 |
808,7 |
827,3 |
кредиты коммерческих организаций |
млн. руб. |
133,0 |
75,2 |
250,0 |
бюджетные кредиты |
млн. руб. |
616,4 |
733,5 |
577,3 |
6. Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") |
млн. руб. |
298,3 |
- 474,1 |
- 170,2 |
Учитывая ограниченность доходных источников местного уровня, важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления и пополнения бюджета Великого Новгорода является совершенствование механизма управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками, проведение мероприятий по совокупной оценке ситуации, складывающейся в сфере управления имущественными комплексами и земельными отношениями.
С этой целью предлагается реализация мер по оптимизации сети муниципальных предприятий; инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности; инвентаризации бесхозяйного имущества и приему в муниципальную собственность; проведению анализа заключенных договоров безвозмездного пользования имуществом с целью возможного заключения договоров на возмездной основе; индексации корректирующих коэффициентов, учитывающих виды деятельности; организации работы по максимальной оценке земельных участков, выставляемых на торги.
Обеспечению стабильности исполнения расходных обязательств в среднесрочной и долгосрочной перспективах будет способствовать, помимо получения дополнительных доходов, эффективное управление свободными средствами бюджета Великого Новгорода, составом и объемами расходных обязательств, внедрение и развитие методов среднесрочного и долгосрочного макроэкономического прогнозирования доходов бюджета Великого Новгорода.
Для обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств и повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться четкой оценкой необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения.
Формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объема и сроков исполнения - это одна их основных мер по внедрению принципов ответственной бюджетной политики Великого Новгорода.
В Великом Новгороде кредиторская задолженность за выполненные работы (оказанные услуги) ликвидирована либо реструктуризирована. Поэтому важным направлением деятельности всех участников бюджетного процесса является создание условий для своевременного исполнения принятых бюджетных обязательств, не допуская образования кредиторской задолженности в дальнейшем.
Согласно бюджетному посланию Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" в 2013 году бюджетный дефицит должен быть сокращен не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года. Бюджет Великого Новгорода на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов утвержден с дефицитом, уровень которого по годам постепенно снижается с 4,7 % в 2011 году до 0,9 % в 2013 году.
Последовательное снижение дефицита, сбалансированность бюджета является основной задачей бюджетной политики на ближайшую перспективу;
1.2. Совершенствование долговой политики.
На протяжении 2008 - 2010 годов наблюдался рост объема муниципального долга Великого Новгорода. В 2010 году он вырос примерно в 1,1 раза по сравнению с 2008 годом. Вся сумма муниципального долга является внутренними долговыми обязательствами муниципального образования - городского округа Великий Новгород.
В целом муниципальный долг находится на допустимом уровне и составлял от 28,4 % в 2008 году до 40,0 % в 2010 году от объема собственных расходов бюджета или соответственно от 31,1 % до 40,0 % от объема собственных доходов бюджета Великого Новгорода.
В период 2008 - 2010 годов наблюдается тенденция увеличения объема привлеченных среднесрочных кредитов. В 2010 году объем бюджетных кредитов уменьшился на 6,3 % по сравнению с 2008 годом, но объем кредитов коммерческих организаций увеличился на 88 %. Доля бюджетных кредитов в общем объеме всех кредитов уменьшилась с 82,2 % до 69,8 %. При этом все долговые обязательства Великого Новгорода исполнялись своевременно и в полном объеме, параметры муниципального долга соответствовали требованиям бюджетного законодательства.
Управление муниципальным внутренним долгом является составной частью системы управления муниципальными финансами, а в случае принятия эффективной стратегии управления муниципальным долгом повышается и эффективность бюджетных расходов.
В рамках настоящей Программы под управлением муниципальным внутренним долгом следует понимать процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени.
Основными мероприятиями по совершенствованию системы управления муниципальным долгом Великого Новгорода являются:
определение потенциала и экономически безопасного уровня муниципального долга, минимально необходимого объема муниципальных заимствований для обеспечения решения стратегических задач развития муниципального образования - городского округа Великий Новгород, не допустив при этом неконтролируемого роста муниципального долга и повышения рисков исполнения долговых обязательств Великого Новгорода;
продолжение осуществления формализованных процедур отбора кредитных организаций для привлечения кредитных ресурсов на конкурсной основе, что позволит привлекать кредитные ресурсы на более выгодных для бюджета условиях (более низкая процентная ставка в сочетании со сроками заимствования);
обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств;
оптимизация структуры муниципального долга в целях минимизации расходов на его обслуживание;
оптимизация объемов и сроков привлечения муниципальных заимствований;
разработка и внедрение механизма учета долговой емкости муниципального бюджета при разработке проекта программы заимствований и соответственно при определении планируемой величины дефицита бюджета.
Реализация данной меры напрямую влияет и на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
1.3. Совершенствование механизма оценки эффективности предоставления налоговых льгот.
Налоговые льготы являются элементом налоговой политики Великого Новгорода и применяются как инструмент развития экономики города.
В решениях Думы Великого Новгорода от 27.03.2003 N 505 "О налоге на имущество физических лиц", от 26.05.2005 N 129 "Об установлении земельного налога на территории Великого Новгорода" и постановлении Администрации Великого Новгорода от 25.09.2005 N 216 "О порядке предоставления налоговых льгот" установлены категории льгот по местным налогам и порядок их предоставления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду постановление Администрации Великого Новгорода от 25 октября 2005 г. N 216
В последние годы проводится политика по сокращению объема льгот. Потери бюджета от предоставления налоговых льгот по решениям Думы Великого Новгорода составляли в 2007 году 72,5 млн. руб. - 3,3 % от всех налоговых и неналоговых доходов бюджета Великого Новгорода, в 2008 году - 53,8 млн. руб. (3 %); в 2009 году - 44,8 млн. руб. (2,3 %); в 2010 году - 46,3 млн. руб. (2,3 %). Доля налоговых льгот по местным налогам в общем объеме налоговых поступлений по местным налогам за 2010 год составила 17%.
Предоставление налоговых льгот осуществляется в рамках минимизации потерь бюджета Великого Новгорода, связанных с предоставлением налоговых льгот, с целью исключения встречных финансовых потоков в бюджете Великого Новгорода, поддержки развития инвестиционной деятельности в определенных секторах экономики.
Проведение мероприятий в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов направлено на совершенствование действующего порядка предоставления льгот на территории города с учетом оценки эффективности уже предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот, а также формированию критериев степени эффективности налоговых льгот.
Вместе с тем выполнение мероприятий по данному направлению может быть осложнено возникновением организационных рисков, связанных с необходимостью своевременного и оперативного внесения изменений в нормативные акты Великого Новгорода по результатам проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, а также зависит от принятия решений о предоставлении налоговых льгот в отношении учреждений бюджетной сферы на региональном уровне.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления.
Внедрение программно-целевого метода планирования позволяет оптимизировать бюджетные ресурсы, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых муниципальных услуг.
В Великом Новгороде используются такие инструменты программно-целевого управления, как муниципальные целевые программы и доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета Великого Новгорода.
Исходя из сложившейся практики, с учетом изменений действующего законодательства, включая принятие нормативных правовых актов по вопросам оценки деятельности органов местного самоуправления, Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета Великого Новгорода, утвержденное постановлением Администрации Великого Новгорода от 07.08.2009 N 224, в настоящее время требуется переработать.
Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде утвержден решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 N 689; Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ в Великом Новгороде, их формирования и реализации - постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.08.2010 N 3828. Эти нормативные документы также следует уточнить в свете подготовки к формированию программного бюджета.
В текущем финансовом году на территории Великого Новгорода реализуется 24 муниципальные программы с объемом финансирования 287,5 млн. руб., что составляет 11,7 % от общей суммы расходов бюджета. С учетом средств на реализацию мероприятий в рамках федеральных и областных программ этот показатель составляет 14,2 %.
Поскольку нормативное значение показателя "Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках долгосрочных, ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов бюджета городского округа (за исключением субвенций на исполнение делегируемых полномочий)" не менее 30 %, доля бюджетных расходов на осуществление программных мероприятий должна увеличиваться.
Расширение использования программно-целевого принципа планирования расходов должно обеспечить увязку программ всех уровней по каждому отраслевому направлению. Целевые программы должны стать не просто перечнем мероприятий, а стратегическим документом той или иной сферы деятельности для достижения конечных результатов развития отрасли в долгосрочной перспективе. Должны быть аккумулированы все возможные средства и источники для достижения поставленных целей.
Переход к программной структуре бюджета на муниципальном уровне будет осуществлен после внесения изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации.
Для отработки новых механизмов программно-целевого метода планируется:
в 2012 году продолжить проведение мероприятий по развитию муниципального здравоохранения посредством реализации целевой программы (в случае сохранения порядка финансирования учреждений здравоохранения из бюджета Великого Новгорода);
разработать комплексную программу "Культура Великого Новгорода" до формирования проекта бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Утверждение муниципальных программ не должно являться самоцелью. Смысл реализации Программы в получении экономического и социального эффекта в каждой сфере деятельности. Поэтому важен процесс оценки эффективности реализации программ для своевременного уточнения с учетом фактически достигнутых результатов в период их действия.
Таким образом, общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение структурного подразделения Администрации Великого Новгорода, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
установление для муниципальных программ измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами большей части бюджетных ассигнований;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития города с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
3. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы на территории Великого Новгорода.
В течение 2009 - 2010 годов и за прошедший период 2011 года в Великом Новгороде была начата работа по повышению эффективности муниципального управления, включающая проведение следующих мероприятий:
ежеквартальный мониторинг достижения планируемых значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
разработаны административные регламенты предоставления первоочередных муниципальных услуг;
разработан план мероприятий по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг;
проведен аутсорсинг в системе управления путем вывода персонала по административно-хозяйственному и транспортному обеспечению во вновь созданное муниципальное учреждение "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода";
приступило к работе муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ), созданное в целях упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг путем реализации принципа "одного окна".
В дальнейшем основными направлениями повышения эффективности деятельности Администрации Великого Новгорода должны стать:
снижение административных барьеров;
совершенствование контрольной деятельности;
работа по оптимизации структуры и полномочий Администрации Великого Новгорода, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий;
повышение мотивации руководителей структурных подразделений Администрации Великого Новгорода в отношении оптимизации предельной численности работников и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
оптимизация численности муниципальных служащих путем сокращения в течение трех лет в пределах 20 процентов;
соблюдение нормативов финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
продолжение внедрения системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
активизация работы по утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг;
принятие необходимых мер по увеличению количества предоставляемых через МФЦ государственных и муниципальных услуг;
повышение уровня автоматизации административно-управленческих процессов структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, обеспечение их готовности к массовому предоставлению муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Одним из важных направлений оптимизации функций муниципального управления и повышения эффективности их обеспечения является оптимизация расходов на содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления.
К числу таких расходов относятся оплата труда и другие расходы, которые зависят от числа муниципальных служащих.
Численность муниципальных служащих определяется количеством полномочий и функций, которыми наделены органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В 2011 году распоряжением Администрации Великого Новгорода от 28.04.2011 N 174рм создана рабочая группа по выработке предложений по оптимизации структуры и штатной численности Администрации Великого Новгорода и улучшению деятельности муниципальных служащих. В ходе работы группы будет реализован комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности муниципальных служащих, в том числе проведен анализ и выработаны предложения по оптимизации структуры и штатной численности Администрации Великого Новгорода с целью исключения дублирования функций и полномочий.
Численность муниципальных служащих органов местного самоуправления Великого Новгорода за последние годы постепенно сокращается и составляет по годам: 2008 год - 479; 2009 год - 475; 2010 год - 466; на 1 апреля 2011 года - 449 штатных единиц.
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения за счет сокращения численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Великого Новгорода будет осуществляться по следующим направлениям:
сокращение должностей (вакансий) с перераспределением работ между оставшимися работниками;
оптимизация соотношения численности муниципальных служащих и служащих и перераспределение обязанностей между ними;
другие предусмотренные действующим законодательством меры для оптимизации численности муниципальных служащих (вывод в муниципальные учреждения, передача численности муниципальных служащих, выполняющих государственные полномочия в органы государственной власти).
Вместе с тем, сокращение численности муниципальных служащих предполагает высокий уровень риска последствий, связанных с невозможностью органов исполнительной власти эффективно и качественно выполнять возложенные на них полномочия и функции.
4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
Существующая в Великом Новгороде сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и не в полной мере соответствует современным подходам к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг.
На сегодняшний день перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел в массовом порядке только в сфере образования, частично - в сферах культуры, физической культуры и спорта.
Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Реорганизация бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы на данном этапе не повлияла на общий объем бюджетного финансирования в связи с сохранением ассигнований, выделяемых на реализацию муниципального задания. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом - оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменил правовое положение существующих бюджетных учреждений и механизмы их финансового обеспечения.
В Великом Новгороде действует 134 муниципальных учреждения, из которых: 101 переведено в статус автономных, 3 - перейдут в статус казенных учреждений, остальные - останутся бюджетными с измененным правовым положением данного типа учреждений.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры и молодежной политики, физической культуры и спорта, здравоохранения и иных сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
разработка стандартов качества муниципальных услуг;
финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг на основе единой методики формирования расчета нормативов;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг;
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" решением Думы Великого Новгорода от 29.11.2010 N 849 "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Великого Новгорода в переходный период" установлены особенности правового положения муниципальных учреждений Великого Новгорода в переходный период.
В 2011 году финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы, что вызвано необходимостью проработки методических подходов к порядку расчета субсидий бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием, а также субсидий на иные цели из бюджета Великого Новгорода.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание услуг при планировании бюджетных ассигнований.
В этих целях структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, разрабатывающие проекты муниципальных заданий на оказание учреждениями муниципальных услуг, в рамках подготовки проекта бюджета должны представлять в комитет финансов сводные показатели муниципальных заданий, а также утвержденные нормативы затрат на оказание муниципальных услуг.
5. Развитие системы муниципального финансового контроля.
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
В этих целях необходимо:
организовать действенный финансовый контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
обеспечить развитие внешнего финансового контроля;
уточнить полномочия структурных подразделений Администрации Великого Новгорода по осуществлению финансового контроля;
разработать внутриотраслевые порядки по осуществлению функций финансового контроля в отношении подведомственных учреждений.
Муниципальный финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленную на контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации; достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета Великого Новгорода.
Повышение эффективности муниципального финансового контроля будет осуществляться за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля. Финансовый контроль деятельности бюджетных и автономных учреждений должен осуществляться в формах контроля использования субсидий в соответствии с целями и условиями их предоставления, контроля выполнения муниципального задания и использования муниципального имущества.
Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами и главными распорядителями средств бюджета Великого Новгорода, результаты которого должны быть доступны другим органам, осуществляющим муниципальный финансовый контроль. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля, а также совместных действий контроля исполнительных органов местного самоуправления и Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода.
6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Одним из приоритетных направлений в модернизации экономики Великого Новгорода является создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов; стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности; обеспечение перехода экономики города на энергосберегающий путь развития при обеспечении комфортных условий проживания; оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов; повышение надежности функционирования и развития инженерных систем города.
Основные задачи муниципальной политики в области повышения энергоэффективности должны быть направлены на внедрение энергосберегающих технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Великого Новгорода; обеспечение эффективного использования коммунальных ресурсов; создание централизованной муниципальной системы учета потребленных коммунальных ресурсов; организацию оснащения приборами учета потребителей и поставщиков коммунальных услуг; проведение информационно-разъяснительной работы среди потребителей коммунальных услуг; снижение нагрузки на коммунальную инфраструктуру за счет экономии тепло-, электроэнергии и воды, снижение затрат инвесторов на строительство и реконструкцию коммунальной инфраструктуры в результате общего снижения потребления ресурсов потребителями при реализации ресурсосберегающих мероприятий и сокращении объемов образования отходов I класса опасности.
В Великом Новгороде предпринимаются системные меры, позволяющие решить задачи в области повышения энергетической эффективности экономики города и выводу топливно-энергетического комплекса города на качественно новый уровень.
В городском округе реализуются: программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры на 2010 - 2014 годы, утвержденная решением Думы Великого Новгорода от 28.12.2009 N 567; муниципальная целевая программа "Энергосбережение в Великом Новгороде на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением Администрации Великого Новгорода от 30.08.2010 N 3837.
По результатам анализа исходного состояния перспективными направлениями повышения эффективности использования и сбережения энергоресурсов в бюджетной сфере являются:
проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов, создание централизованной муниципальной системы учета и контроля потребленных коммунальных ресурсов;
проведение термореновации зданий;
замена ламп накаливания и установка систем автоматического управления освещением в муниципальных учреждениях;
обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд.
Проведение данных мероприятий позволит:
сократить расходы бюджета Великого Новгорода на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления;
осуществить снижение в сопоставимых условиях объема потребления муниципальными учреждениями воды, тепловой энергии, электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленных ими ресурсов в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
7. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления муниципальными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления Великого Новгорода, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности городского округа путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления, информации о стоимости предоставляемых муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии бюджета Великого Новгорода, об активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджета Великого Новгорода, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности городского округа;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования муниципальных закупок товаров, работ и услуг для нужд Великого Новгорода, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения муниципальных заказов.
В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, потребуется создание информационных ресурсов, содержащих сведения о муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах Великого Новгорода.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр контрактов, планирование бюджета и другие), создав технологии их сопоставимости, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:
организация эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала муниципальных финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности расходов бюджета Великого Новгорода.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия настоящей Программы планируется реализовать в рамках текущей деятельности структурных подразделений Администрации Великого Новгорода.
На развитие информационной системы управления муниципальными финансами в рамках Программы направляются средства бюджета Великого Новгорода в объеме 1300 тыс. руб., из них: в 2011 году - 800 тыс. руб.; в 2012 году - 500 тыс. руб.
V. Социальные, экономические и прочие последствия реализации Программы
Ожидаемый результат от реализации настоящей Программы заключается в следующем:
налаживание четкой системы планирования бюджета Великого Новгорода на основе принципов программно-целевого бюджетирования;
совершенствование нормативной правовой базы Великого Новгорода в части бюджетного планирования;
повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг за счет установления четких требований к качеству и созданию новых организационно-правовых форм предоставления услуг;
оптимизация расходов на финансирование предоставления муниципальных услуг за счет внедрения нормативов затрат на оказание услуг;
повышение мотивации и заинтересованности работников муниципальных учреждений к повышению качества и доступности муниципальных услуг за счет изменения подходов к управлению муниципальными учреждениями;
оптимизация схемы распределения функций муниципального управления между структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода, исключение дублирующих функций;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование органов местного самоуправления;
совершенствование процедур муниципального финансового контроля;
повышение энергоэффективности.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации настоящей Программы оценивается по уровню достижения целевых показателей, установленных в приложении 2 к Программе.
Решением Думы Великого Новгорода от 29 марта 2012 г. N 1222 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к муниципальной целевой программе
"Повышение эффективности бюджетных
расходов Великого Новгорода"
на 2011 - 2012 годы
Перечень программных мероприятий
29 марта 2012 г.
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок |
Источник |
Объем финансирования (тыс. руб.): |
||||||
2011 г. |
2012 г. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Великого Новгорода | ||||||||||
1.1. Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств | ||||||||||
1.1.1. Внесение изменений в Реестр расходных обязательств Великого Новгорода в части оптимизации структуры и объема расходных обязательств |
комитет |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
1.1.2. Анализ действующих ставок по местным налогам, арендной плате за землю и муниципальное имущество |
администраторы доходов, комитет экономики Администрации Великого Новгорода |
ежегодно |
|
|
|
|||||
1.1.3. Обеспечение выполнения программы приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в целях получения дополнительных доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности Великого Новгорода |
комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода |
ежегодно |
|
|
|
|||||
1.1.4. Разработка критериев оценки для создания (сохранения) муниципальных унитарных предприятий |
-"- |
2011 год |
|
|
|
|||||
1.1.5. Анализ использования муниципального имущества, переданного в безвозмездное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление с целью дальнейшего управления и распоряжения им с учетом получения дополнительных доходов от сдачи его в аренду или его реализации |
-"- |
-"- |
|
|
|
|||||
1.1.6. Инвентаризация объектов, находящихся в муниципальной собственности, оформление прав на них, инвентаризация бесхозяйного имущества, прием в муниципальную собственность
|
-"- |
постоянно |
|
|
|
|||||
1.1.7. Индексация корректирующих коэффициентов, учитывающих виды функционального использования земельных участков |
комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода |
по мере необходимости |
|
|
|
|||||
1.1.8. Организация работы по оценке муниципальных земельных участков с учетом влияния факторов их рыночной стоимости, определенных по результатам анализа рынка недвижимости |
-"- |
постоянно |
|
|
|
|||||
1.1.9. Подготовка проекта постановления Администрации Великого Новгорода |
комитет |
2011 год |
|
|
|
|||||
1.2. Совершенствование долговой политики | ||||||||||
1.2.1. Подготовка проекта постановления Администрации Великого Новгорода |
комитет |
2011 год |
|
|
|
|||||
1.2.2. Разработка и реализация мер по снижению долговой нагрузки бюджета Великого Новгорода и потребности в муниципальных заимствованиях |
-"- |
2012 год |
|
|
|
|||||
1.2.3. Оценка размера муниципального долга Великого Новгорода |
-"- |
ежегодно |
|
|
|
|||||
1.3. Совершенствование механизма оценки эффективности предоставления налоговых льгот | ||||||||||
1.3.1. Подготовка проекта постановления Администрации Великого Новгорода |
комитет |
2011 год |
|
|
|
|||||
1.3.2. Проведение оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых на основании решений Думы Великого Новгорода |
-"- |
2012 год |
|
|
|
|||||
1.3.3. Составление и ведение реестра налоговых льгот в разрезе категорий и налогоплательщиков и внесение предложений по оптимизации состава и объема налоговых льгот, предоставляемых решениями Думы Великого Новгорода |
-"- |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления | ||||||||||
2.1. Подготовка проекта постановления Администрации Великого Новгорода |
комитет экономики Администрации Великого Новгорода |
2011 год |
|
|
|
|||||
2.2. Совершенствование механизма применения в практике деятельности Администрации Великого Новгорода докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета Великого Новгорода |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
2.3. Анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления Великого Новгорода по разработке и реализации муниципальных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности в связи с переходом к программной структуре расходов бюджета Великого Новгорода |
комитет экономики, правовое управление Администрации Великого Новгорода |
2011 год |
|
|
|
|||||
2.4. Проведение комплексного анализа эффективности действующих муниципальных целевых программ в соответствии с действующими порядками о их разработке и реализации |
комитет экономики Администрации Великого Новгорода |
2011 - 2012 |
|
|
|
|||||
2.5. Подготовка Перечня муниципальных программ Великого Новгорода |
-"- |
-"- |
|
|
|
|||||
2.6. Внесение изменений в действующие муниципальные целевые программы в связи с переходом к программной структуре расходов бюджета Великого Новгорода |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, |
-"- |
|
|
|
|||||
2.7. Разработка комплексной программы "Культура Великого Новгорода" |
комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода |
2012 год |
|
|
|
|||||
2.8. Аналитическое представление программной структуры расходов проекта бюджета Великого Новгорода на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов на основе действующей классификации расходов |
комитет |
2012 год |
|
|
|
|||||
3. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения | ||||||||||
3.1. Сокращение численности муниципальных служащих Великого Новгорода |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
3.2. Организация работы по оптимизации в Администрации Великого Новгорода соотношения численности муниципальных служащих Великого Новгорода и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы Великого Новгорода |
комитет муниципальной службы Администрации Великого Новгорода |
-"- |
|
|
|
|||||
3.3. Проведение комплексного анализа структуры и объема расходов на содержание органов местного самоуправления в целях сокращения расходов бюджета Великого Новгорода на содержание органов местного самоуправления |
-"- |
-"- |
|
|
|
|||||
3.4. Подготовка проекта постановления Администрации Великого Новгорода |
комитет |
2011 год |
|
|
|
|||||
3.5. Проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Великого Новгорода |
-"- |
2012 год |
|
|
|
|||||
3.6. Проведение комплексного анализа результатов муниципальных закупок, проведенных с целью максимально эффективного использования средств бюджета Великого Новгорода |
комитет экономики Администрации Великого Новгорода |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг | ||||||||||
4.1. Принятие нормативных правовых актов в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода |
2011 год (по отдельному графику) |
|
|
|
|||||
|
|
|
||||||||
4.2. Анализ Реестра муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета Великого Новгорода |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода |
постоянно |
|
|
|
|||||
4.3. Оптимизация сети муниципальных учреждений во всех сферах деятельности, определение типа каждого учреждения для организации наиболее эффективной работы |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, имеющие подведомственные учреждения |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
4.4. Межведомственный анализ и оптимизация системы оказания муниципальных услуг в сфере дополнительного образования детей и подростков |
комитет по образованию, комитет культуры и молодежной политики, управление по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода |
2012 год |
|
|
|
|||||
4.5. Подготовка методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества учреждений Великого Новгорода |
комитет |
2011 год |
|
|
|
|||||
4.6. Подготовка и утверждение стандартов качества муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями физическим и (или) юридическим лицам |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, осуществляющие функции и полномочия учредителя |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
4.7. Осуществление расчета нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений |
-"- |
ежегодно |
|
|
|
|||||
4.8. Утверждение муниципальных заданий муниципальным учреждениям с учетом утвержденных стандартов качества предоставления муниципальных услуг и результатов расчета нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений Великого Новгорода |
-"- |
-"- |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
4.9. Проведение мониторинга и контроля за исполнением муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями Великого Новгорода |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, осуществляющие функции и полномочия учредителя |
постоянно |
|
|
|
|||||
4.10. Утверждение перечней платных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями Великого Новгорода |
-"- |
2011 год |
|
|
|
|||||
5. Развитие системы муниципального финансового контроля | ||||||||||
5.1. Развитие системы внешнего финансового контроля, образование Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода |
Дума Великого Новгорода |
с 1 октября 2011 года |
|
|
|
|||||
5.2. Подготовка проекта постановления Администрации Великого Новгорода |
контрольно - ревизионное управление Администрации Великого Новгорода |
2011 год |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||||
5.3. Осуществление мониторинга изменений законодательства в сфере финансового контроля и проведения ревизий. Внесение соответствующих изменений в постановление Администрации Великого Новгорода "О Порядке осуществления финансового контроля" и Регламент |
контрольно - ревизионное управление Администрации Великого Новгорода |
постоянно |
|
|
|
|||||
5.4. Осуществление комплексного анализа практики проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным управлением Администрации Великого Новгорода |
-"- |
-"- |
|
|
|
|||||
5.5. Разработка методических рекомендаций по проведению контрольно-ревизионным управлением ревизий использования средств бюджета Великого Новгорода, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности |
-"- |
2011 - |
|
|
|
|||||
5.6. Разработка методических рекомендаций по осуществлению финансового контроля главными распорядителями средств бюджета Великого Новгорода |
главные распорядители средств бюджета Великого Новгорода |
2011 год |
|
|
|
|||||
5.7. Внедрение внутреннего финансового контроля (аудита) в деятельность главных распорядителей средств бюджета Великого Новгорода |
главные распорядители средств бюджета Великого Новгорода |
2012 год |
|
|
|
|||||
5.8. Утверждение критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств бюджета Великого Новгорода для осуществления финансового контроля |
-"- |
-"- |
|
|
|
|||||
5.9. Координация совместных действий и заключение соглашения о взаимодействии органа исполнительной власти местного самоуправления и органа внешнего финансового контроля Великого Новгорода |
контрольно - ревизионное управление Администрации Великого Новгорода |
-"- |
|
|
|
|||||
6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности | ||||||||||
6.1. Организация проведения энергетических обследований в учреждениях с учетом установленных федеральным законодательством требований к проведению первого энергетического обследования
|
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, осуществляющие |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
6.2. Организация работ по установке энергосберегающих источников света для освещения служебных помещений, мест общего пользования зданий, строений, сооружений, введенных в эксплуатацию и находящихся в оперативном управлении |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода, осуществляющие |
2011 - 2012 годы |
|
|
|
|||||
6.3. Осуществление термореновации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении при проведении капитального ремонта |
-"- |
2012 год |
|
|
|
|||||
6.4. Создание системы мониторинга проведения на территории Великого Новгорода мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях |
комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации Великого Новгорода |
2011 - |
|
|
|
|||||
7. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами | ||||||||||
7.1. Доработка информационного обеспечения ведения Реестра расходных обязательств муниципального образования - городского округа Великий Новгород |
комитет по информатизации Администрации Великого Новгорода |
2011 год |
|
|
|
|||||
7.2. Внедрение единой интегрированной информационной системы управления муниципальными финансами в части: |
|
|
|
|
|
|||||
7.2.1. планирования и формирования проекта бюджета Великого Новгорода по расходам (по муниципальным заданиям) |
комитет, комитет по информатизации Администрации Великого Новгорода, структурные подразделения Администрации Великого Новгорода - главные распорядители средств бюджета Великого Новгорода |
2011 - |
бюджет Великого Новгорода |
500,0 |
|
|||||
7.2.2. планирования и формирования проекта бюджета города по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета |
-"- |
-"- |
-"- |
|
300,0 |
|||||
7.2.3. свода проекта бюджета и внесения изменений в бюджет Великого Новгорода в течение года |
-"- |
-"- |
-"- |
300,0 |
300,0 |
|||||
7.3. Ведение единой информационной системы управления муниципальными финансами с использованием электронной подписи |
комитет, |
2012 год |
бюджет Великого Новгорода |
|
300,0 |
Решением Думы Великого Новгорода от 29 марта 2012 г. N 1222 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к муниципальной целевой программе
"Повышение эффективности бюджетных
расходов Великого Новгорода"
на 2011 - 2012 годы
Целевые показатели
для оценки эффективности реализации Программы
29 марта 2012 г.
Наименование показателя |
Единица |
Значение показателя |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Великого Новгорода | ||||||
1.1. Исполнение бюджета Великого Новгорода по доходам без учета безвозмездных поступлений |
% |
103 |
не менее 100 |
не менее 100 |
||
1.2. Оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
предприятие |
|
2 |
5 |
||
1.3. Уровень долговой нагрузки на бюджет Великого Новгорода (в объеме доходов бюджета, за исключением субвенций из областного бюджета) |
% |
40 |
40 |
50 |
||
1.4. Установленный минимально необходимый, экономически безопасный уровень долговой нагрузки бюджета Великого Новгорода - не выше 50 % от объема доходов бюджета Великого Новгорода, за исключением субвенций из областного бюджета |
да/нет |
да |
да |
да |
||
1.5. Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных решениями Думы Великого Новгорода, к общему объему поступивших местных налогов |
% |
17 |
5,0 |
5,0 |
||
1.6. Отношение дефицита бюджета Великого Новгорода к общему годовому объему доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году |
% |
8,3 |
6,5 |
7,0 |
||
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления | ||||||
2.1 Удельный вес расходов бюджета Великого Новгорода, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Великого Новгорода (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из областного бюджета) |
% |
7 |
11 |
11,0 |
||
2.2. Аналитическое представление программной структуры расходов бюджета Великого Новгорода на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов |
да/нет |
нет |
нет |
да |
||
3. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения | ||||||
3.1. Сокращение численности муниципальных служащих Великого Новгорода |
% к предыдущему году |
|
5,0 |
5,0 |
||
3.2. Сокращение расходов бюджета Великого Новгорода за счет оптимизации численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления |
млн. руб. |
|
|
2,0 |
||
3.3. Наличие результатов оценки качества |
да/нет |
нет |
нет |
да |
||
4. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг | ||||||
4.1. Доля автономных учреждений в общем количестве муниципальных учреждений |
% |
75 |
76 |
80,0 |
||
4.2. Удельный вес расходов бюджета Великого Новгорода на предоставление муниципальных услуг, оказываемых в соответствии с муниципальным заданием, в общем объеме расходов бюджета Великого Новгорода (за исключением субвенций, межбюджетных трансфертов |
% |
25 |
более 30 |
более 40 |
||
бюджетам, расходов на обслуживание муниципального долга) |
|
|
|
|
||
4.3. Доля муниципальных заданий, исполненных не менее чем на 90 %, в общем количестве муниципальных заданий |
% |
95 |
96 |
97 |
||
4.4. Доля муниципальных услуг, для которых утверждены стандарты качества их предоставления, в общем количестве муниципальных услуг |
% |
|
50 |
100 |
||
4.5. Доля муниципальных услуг, фактическое предоставление которых соответствует утвержденным стандартам качества их предоставления, в общем количестве муниципальных услуг |
% |
|
|
90 |
||
5. Развитие системы муниципального финансового контроля | ||||||
5.1. Количество проверок, проведенных с нарушением законодательства, от общего количества проверок (не более) |
ед. |
1 |
1 |
1 |
||
5.2. Снижение суммы финансовых нарушений при использовании средств бюджета Великого Новгорода, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности |
млн. руб. |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
||
5.3. Заключение соглашения о взаимодействии контрольно-ревизионного управления Администрации Великого Новгорода и Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода |
да/нет |
нет |
нет |
да |
||
6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности | ||||||
6.1. Снижение общего объема потребленных бюджетными учреждениями воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии (к уровню 2009 года) |
% |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
||
6.2. Доля потребления энергетических ресурсов по приборам учета (к уровню 2009 года) |
% |
|
100 |
100 |
||
6.3. Бюджетный эффект от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
млн. руб. |
|
5,5 |
5,5 |
||
7. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами | ||||||
7.1. Внедрение информационных систем в управление муниципальными финансами в части автоматизации процесса: |
|
|
|
|
||
7.1.1. Планирования и формирования проекта бюджета Великого Новгорода по расходам |
да/нет |
нет |
нет |
да |
||
7.1.2. Планирования и формирования проекта бюджета Великого Новгорода по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета |
да/нет |
нет |
нет |
да |
||
7.1.3. Свода проекта бюджета и внесения изменений в бюджет Великого Новгорода в течение года |
да/нет |
нет |
нет |
да |
||
7.1.4. С использованием электронной подписи |
да/нет |
нет |
нет |
нет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 25 августа 2011 г. N 1044 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Великого Новгорода" на 2011 - 2013 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 8 сентября 2011 г. N 25
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 28 декабря 2012 г. N 1438
Решение Думы Великого Новгорода от 29 марта 2012 г. N 1222