Постановлением Администрации Новгородской области от 5 декабря 2011 г. N 676 в заголовок настоящего постановления внесены изменения
Постановление Администрации Новгородской области
от 28 июня 2011 г. N 278
"О долгосрочной областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства
Новгородской области на 2011-2020 годы"
5 декабря 2011 г., 17 сентября, 30 октября 2012 г., 22 апреля 2013 г.
В целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров, создания условий для рационального, неистощительного и непрерывного лесопользования, сокращения площади непокрытых лесом земель Администрация Новгородской области постановляет:
Постановлением Администрации Новгородской области от 5 декабря 2011 г. N 676 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2011-2020 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Главы администрации области |
А.Ф. Габитов |
Постановлением Администрации Новгородской области от 5 декабря 2011 г. N 676 в наименование настоящей Программы внесены изменения
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие лесного хозяйства Новгородской
области на 2011-2020 годы годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 28 июня 2011 г. N 278)
5 декабря 2011 г., 17 сентября, 30 октября 2012 г., 22 апреля 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области 22 апреля 2013 г. в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2011-2020 годы" (далее Программа). |
Правовая основа Программы: |
Лесной кодекс Российской Федерации; областной закон от 02.06.2008 N 310-ОЗ "О порядке использования средств областного бюджета, направляемых для дополнительного финансового обеспечения осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"; постановление Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки эффективности". |
Заказчик Программы: |
комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее комитет). |
Разработчик Программы: |
комитет. |
Исполнители Программы: |
комитет. |
Обоснование Программы: |
леса Новгородской области относятся к средней степени природной пожарной опасности и ежегодно подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи; неэффективное использование лесов и лесных ресурсов; низкий уровень воспроизводства лесов селекционно-улучшенным материалом. |
Цели Программы: |
повышение эффективности охраны от пожаров лесов, расположенных на территории области, путем осуществления комплекса организационно-технических мероприятий, совершенствования методов обнаружения лесных пожаров, создания условий для рационального, неистощительного и непрерывного лесопользования, сокращения площади непокрытых лесом земель. |
Задачи Программы: |
предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, своевременное обнаружение и ликвидация их в начальной стадии развития, улучшение научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработка и внедрение новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров; снижение размеров экономического ущерба, причиняемого лесными пожарами; своевременное воспроизводство лесов наиболее эффективными способами; повышение интенсивности использования лесов при сохранении их целевых функций. |
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: |
2011-2020 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы по годам: |
финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, всего 345020,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 5520,8 тыс. рублей; 2012 год - 22000,0 тыс. рублей; 2013 год - 23500,0 тыс. рублей; 2014 год - 22000,0 тыс. рублей; 2015 год - 22000,0 тыс. рублей; 2016 год - 50000,0 тыс. рублей; 2017 год - 50000,0 тыс. рублей; 2018 год - 50000,0 тыс. рублей; 2019 год - 50000,0 тыс. рублей; 2020 год - 50000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
сокращение размеров ущерба, причиняемого лесными пожарами лесному хозяйству, и предотвращение возникновения катастрофических верховых лесных пожаров, гибели людей и повреждения огнем населенных пунктов, объектов экономики; развитие системы интенсивного использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади, расширение объемов различных видов использования лесов, формирование условий для глубокой, комплексной и рациональной переработки лесных ресурсов; создание единой системы государственного лесного реестра; обеспечение лесовосстановительных мероприятий с использованием стандартного посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами. |
Система организации контроля за реализацией Программы: |
комитет представляет ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно отчеты о ходе реализации Программы в Администрацию области и в комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности". |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Леса, находящиеся в границах территории Новгородской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата. Климат региона умеренно- континентальный, древесная растительность испытывает сильное воздействие неблагоприятных для нее факторов среды.
В настоящее время леса занимают 64,4 % территории Новгородской области. Общая площадь земель лесного фонда, находящихся в границах территории области, по данным государственного лесного учета на 1 января 2011 года составляет 3882,0 тыс.га. Покрытые лесом земли занимают 3337,7 тыс.га, общий запас насаждений равен 553,1 млн.куб.м.
Высокая хозяйственная освоенность территории области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно в границах лесного фонда, создают высокую антропогенную нагрузку на леса, находящиеся в границах территории области, повышают опасность возникновения в них пожаров. Средний класс природной пожарной опасности лесов - третий.
Пожары снижают защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожаются фауна, сооружения, в отдельных случаях - населенные пункты. Лесной пожар представляет большую опасность для людей и животных.
Динамика лесных пожаров за период 2000-2010 годы в области
Год |
Количество |
Общая площадь (га) |
Средняя площадь одного пожара (га) |
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
189 122 813 111 29 36 209 56 86 17 75 |
221,0 130,0 7226,0 163,5 37,4 55,8 433,7 133,0 243,0 19,5 236,0 |
1,17 1,1 8,9 1,47 1,3 1,55 2,08 2,37 2,83 1,15 3,14 |
За последнее десятилетие наибольшее число пожаров зафиксировано в 2002 году - 813 возгораний, в результате чего огнем было уничтожено около 7,2 тыс.га лесной площади.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и грозовые разряды. Решение проблемы связано, в первую очередь, с проведением противопожарных и профилактических работ, направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства в последние десятилетия отрицательно сказалось как на выполнении лесохозяйственных мероприятий, так и на состоянии материально-технической базы.
Износ противопожарной техники, средств пожаротушения составляет 90,0 %. Слабая материально-техническая база может привести к распространению лесных пожаров на большей территории.
В июле-августе 2010 года по территории Боровичского, Любытинского районов прошел ураган, вследствие которого на площади около 60,0 тыс.га земель лесного фонда образовались ветровалы и буреломы. При наступлении пожароопасных сезонов 2011 года и последующих годов ветровалы и буреломы будут являться потенциально опасными лесными участками в пожарном отношении и источником размножения вредителей леса.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года N 345 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования" подписано Соглашение от 31 мая 2011 года N ВМ-21/97с о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования между Федеральным агентством лесного хозяйства и Администрацией Новгородской области, предусматривающее выделение средств в 2011 году из федерального бюджета в сумме 104895,0 тыс.рублей и софинансирование из областного бюджета - 5520,8 тыс.рублей на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования (пожарно-химические комплексы).
Потенциальный объем рубок в спелых древостоях составляет 8,2 млн.куб.м в год.
Анализ использования расчетной лесосеки
Год |
Расчетная лесосека |
Объем вырубленной ликвидной древесины (млн.куб.м) |
Использование расчетной |
|
всего |
в том числе арендаторами |
|||
2002 |
7,7 |
2,8 |
1,2 |
36,9 |
2003 |
8,8 |
2,9 |
1,2 |
33,3 |
2004 |
8,8 |
3,3 |
1,6 |
37,1 |
2005 |
8,8 |
3,4 |
2,2 |
38,6 |
2006 |
8,8 |
3,3 |
2,1 |
37,8 |
2007 |
8,8 |
3,8 |
2,3 |
43,1 |
2008 |
8,8 |
3,6 |
2,4 |
40,9 |
2009 |
8,2 |
2,5 |
1,3 |
30,5 |
2010 |
8,2 |
3,1 |
1,7 |
38,0 |
Анализ использования лесосырьевых ресурсов области показывает, что освоение расчетной лесосеки не превышает 30,0 % возможного объема. Это приводит к накоплению перестойных древостоев, потере их устойчивости к воздействию различных природных и антропогенных факторов.
Площадь, переданная в аренду, составляет около 28,0 % лесного фонда области. Объектами аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Непременным условием проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка является подготовка организатором аукциона документации, которая включает в себя проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, кадастровый план лесного участка (часть 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения эффективного воспроизводства лесов, неразрывно связанного с использованием лесных ресурсов, необходимо увеличение доли лесных культур, создаваемых посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами. Эту задачу сможет обеспечить создание лесного селекционно-семеноводческого центра.
Развитие лесного семеноводства имеет стратегическое значение как в целом для Российской Федерации, так и для Новгородской области. За счет использования улучшенных семян можно обеспечить повышение продуктивности, качества и устойчивости искусственно создаваемых насаждений не менее чем на 10,0-15,0 %.
Данное направление деятельности предусмотрено Стратегией развития лесного комплекса на период до 2020 года. Выращивание селекционно-улучшенного посадочного материала в условиях лесного селекционно-семеноводческого центра позволит сократить дорогостоящий посевной материал, собранный с объектов единого генетико-селекционного комплекса, и снизить расходы посадочного материала на единицу площади в 1,5 раза.
В результате сокращения сроков выращивания посадочного материала снижаются затраты на создание лесных культур.
Мероприятия Программы отражают мероприятия Концепции социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее Концепция).
В целях рационального использования, воспроизводства, охраны, защиты лесных ресурсов Концепцией определены мероприятия по охране лесов от пожаров (в том числе проведение авиапатрулирования для своевременного обнаружения лесных пожаров), увеличению объема к 2013 году использования лесов по договорам аренды лесных участков до 44,0 % от расчетной лесосеки, увеличению объемов лесовосстановления до 10,0 тыс.га.
Основными рисками при реализации мероприятий Программы являются:
допущение превышения площадей лесного фонда, пройденных пожарами в отчетном году к предыдущему году, в связи с аномальными погодными условиями для Северо-Западного региона в летний период (превышение средних температур, отсутствие осадков);
снижение объемов заготовки древесины, в том числе арендаторами лесных участков, в связи с мировым кризисом, отсутствием спроса, неблагоприятными погодными условиями для заготовки ("сырая" зима).
форс-мажорные обстоятельства.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 211 в раздел 2 описания настоящей Программы внесены изменения
2. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Сроки и источники финансирования Программы
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016-2020 |
||
Областной бюджет |
345020,8 |
5520,8 |
22000,0 |
23500,0 |
22000,0 |
22000,0 |
250000,0 |
Дополнительных средств на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры не потребуется.
3. Механизм реализации Программы
Программа реализуется комитетом в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит снизить ущерб, причиняемый лесными пожарами лесному фонду и экономике области. Принятие Программы позволит улучшить материально-техническую базу для борьбы с лесными пожарами, обеспечить интенсификацию использования лесов в условиях аренды, решить проблему лесовосстановления с использованием стандартного посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами.
Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение дополнительных финансовых средств на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия финансовых средств на обновление средств и техники пожаротушения, ремонт имеющихся средств пожаротушения. Необходимо предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.
Арендаторы лесных участков, на территории которых прошли ветровалы и буреломы в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, потеряли возможность заготовки древесины растущего леса. По окончании разработки ветровалов до момента утраты древесиной технических качеств рубить лес на территории Любытинского и Неболчского лесничеств можно будет в незначительных объемах на участках, определенных лесоустройством и не подверженных ветровалам. Неразработанные ветровалы будут являться в пожароопасный сезон источником повышенной пожарной и санитарной опасности.
Своевременное проектирование и кадастровое обеспечение лесных участков позволит повысить эффективность использования лесосырьевых ресурсов области.
Оценка эффективности реализации Программы характеризуется следующими показателями.
Показатели для оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014-2020 |
||
1. |
Площадь лесного фонда, пройденная пожарами в отчетном году (тыс.га) |
- |
0,23 |
0,22 |
0,15 |
2. |
Средняя площадь, пройденная пожарами за предыдущие 5 лет (тыс.га) |
- |
0,172 |
0,192 |
0,187 |
3. |
Отношение площади лесного фонда, пройденной пожарами в отчетном году, к средней площади, пройденной пожарами за предыдущие 5 лет (при классах пожарной опасности по условиям погоды на уровне средних многолетних показателей) (%) |
- |
133,7 |
114,6 |
80,2
|
4. |
Количество специализированных учреждений, оснащенных специализированной лесопожарной техникой и оборудованием в отчетном периоде с учетом полученной субсидии (ед.) |
3 |
5 |
- |
- |
5. |
Использование расчетной лесосеки (%) |
- |
44,0 |
47,0 |
68,0 |
6. |
Доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, от общей площади земель лесного фонда (%) |
- |
30,0 |
33,0 |
57,0 |
5. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы администрации области, обеспечивающий взаимодействие органов исполнительной власти области, организаций в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности, координирующий деятельность комитета.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет комитет в соответствии с действующим законодательством, который обеспечивает согласованные действия по реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования мероприятий Программы, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы.
Контроль за правильностью расходования и целевым использованием средств областного бюджета осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном действующим законодательством.
Координация выполнения Программы заключается в обеспечении согласованных действий всех уровней управления и исполнителей.
Постановлением Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 211 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Развитие лесного
хозяйства Новгородской области
на 2011-2020 годы"
Мероприятия Программы
5 декабря 2011 г., 17 сентября, 30 октября 2012 г., 22 апреля 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 28 июня 2011 г. N 278 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие лесного хозяйства Новгородской области на 2011-2020 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Новгородской области от 17 января 2014 г. N 4 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 10 сентября 2013 г. N 176
Постановление Администрации Новгородской области от 22 апреля 2013 г. N 211
Постановление Администрации Новгородской области от 30 октября 2012 г. N 706
Постановление Администрации Новгородской области от 17 сентября 2012 г. N 558
Постановление Администрации Новгородской области от 5 декабря 2011 г. N 676