В целях развития промышленности строительных материалов в области Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие промышленности строительных материалов в Новгородской области до 2020 года".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Главы администрации области |
А.Ф. Габитов |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие промышленности строительных материалов
в Новгородской области до 2020 года"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 16 января 2012 г. N 4)
Паспорт Программы
Наименование |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие промышленности строительных материалов в Новгородской области до 2020 года" (далее Программа). |
Правовая основа Программы: |
Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 года N 262; областной закон от 11.06.98 N 29-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области"; областной закон от 31.12.2010 N 912-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; областной закон от 05.12.2011 N 1129-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2012-2014 годы"; постановление Администрации области от 29.06.2011 N 283 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Новгородской области в 2011-2015 годах". |
Заказчик |
экономический комитет Новгородской области (далее комитет). |
Разработчики |
комитет. |
Исполнители |
комитет, комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области, комитет финансов Новгородской области, предприятия отрасли промышленности строительных материалов по виду экономической деятельности "производство прочих неметаллических минеральных продуктов" (далее предприятия) (по согласованию). |
Обоснование |
Программа разработана во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25 апреля 2011 года N ВП-П9-23пр (пункт 9). Программа направлена на формирование и развитие рынка промышленности строительных материалов на территории области. Мероприятия, предлагаемые Программой, соответствуют приоритетным сферам вложения инвестиций, обозначенным в Концепции социально-экономического развития области на 2012-2014 годы. |
Цели |
обеспечение строительного комплекса области высококачественными, конкурентоспособными видами строительных материалов, изделий и конструкций в объеме, необходимом для планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда; повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов; ликвидация разрыва между развитием спроса и обеспечением потребности строительного рынка области экономичными и энергосберегающими строительными материалами, изделиями и конструкциями местного производства, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение сроков строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и обеспечивать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности. |
Задачи |
комплексная оценка существующего состояния предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов области; разработка комплекса мероприятий, направленных на увеличение объемов выпуска строительных материалов и расширение номенклатуры строительных материалов, выпускаемых на территории области; создание условий для привлечения инвестиций в целях модернизации действующих производств, введения инновационных производственных мощностей; обеспечение воспроизводства региональной минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов; повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов; повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов; организационно-структурное обеспечение развития промышленности строительных материалов. |
Механизм |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение N 1 к Программе). |
Сроки реализации |
2012-2020 годы. |
Объемы и |
общий объем финансирования Программы - 33807,7 млн. руб. (внебюджетные средства - 33806,95 млн. руб., средства областного бюджета - 0,75 млн. руб.), в том числе по годам: |
|
2012 год - 13892,6 млн. руб.; 2013 год - 8335,8 млн. руб.; 2014 год - 3593,6 млн. руб.; 2015 год - 1045,1 млн. руб.; 2016 год - 1150,1 млн. руб.; 2017 год - 1260,1 млн. руб.; 2018 год - 1380,1 млн. руб.; 2019 год - 1500,1 млн. руб.; 2020 год - 1650,2 млн. руб. |
Ожидаемые |
обеспечение ввода жилья в области (тыс. кв. м): 2012 год - 315,0; 2013 год - 350,0; 2014 год - 386,0; 2015 год - 460,0; 2016 год - 509,0; 2017 год - 565,0; 2018 год - 622,0; 2019 год - 684,0; 2020 год - 752,0. Ввод в строй новых промышленных предприятий по производству строительных материалов: Бабинский цементный завод в Чудовском районе (ОАО "Цемент"); завод по производству минераловатной теплоизоляции на основе базальтовых волокон в Чудовском районе (ООО "Парок Рус"); домостроительный комбинат в Окуловском районе (ООО "Промальянс"); домостроительный комбинат в Новгородском районе (Группа компаний "Энергия"). Увеличение запасов сырья для производства основных видов строительных материалов, в том числе: пески строительные (млн. куб. м): 2012 год - 1,5; 2013 год - 1,7; 2014 год - 1,8; 2015 год - 1,9; 2016 год - 1,9; 2017 год - 2,2; 2018 год - 2,5; 2019 год - 2,8; 2020 год - 3,0; |
|
песчано-гравийные материалы (млн. куб. м): 2012 год - 1,5; 2013 год - 1,7; 2014 год - 1,9; 2015 год - 2,0; 2016 год - 2,5; 2017 год - 2,5; 2018 год - 3,0; 2019 год - 3,2; 2020 год - 3,5; глины легкоплавкие (млн. куб. м): 2016 год - 1,5; 2017 год - 1,5; известняки для цементного производства (млн. т): 2015 год - 40,0; глины для цементного производства (млн. т): 2015 год - 3,0. |
Система |
в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности": исполнители Программы представляют ответственному исполнителю и заказчику Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным, информацию о реализации мероприятий Программы и объемах финансирования, направленных на их реализацию за счет всех источников финансирования. Заказчик Программы направляет в комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации Программы. Экономический комитет Новгородской области направляет первому заместителю Главы администрации области отчет о результатах оценки эффективности реализации Программы ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью ускоренного развития отечественной промышленности строительных материалов и обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий спросу как на внутреннем, так и на внешнем рынке для обеспечения планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда. Производство строительных материалов является неотъемлемой частью строительного комплекса области наряду с промышленным, транспортным и гражданским строительством. Рост объемов строительно-монтажных работ обуславливает спрос на строительные материалы. В настоящее время промышленность строительных материалов в целом удовлетворяет потребности строительного комплекса в основных видах строительных материалов, изделий и конструкций. Данная отрасль не является сдерживающим фактором наращивания объемов жилищного строительства и имеет определенный потенциал в отношении возможностей роста производства.
Среди субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года Новгородской области принадлежит: 12 место - по уровню объемов производства пиломатериалов, 13 место - по производству фанеры, 39 место - по производству сборных железобетонных конструкций и изделий, 45 место - по производству строительного кирпича.
В то же время в область ввозятся значительные объемы сухих строительных смесей, цемента, гипсокартона, гипсоволокнистых плит, изделий подвесных потолков, кровельных, сантехнических, отделочных материалов, предметов домоустройства, материалов для полов, химических добавок для бетонов и растворов и как следствие это влечет за собой повышение цен на конечную строительную продукцию. Причем как новых, так и реконструируемых зданий и сооружений, так как транспортные затраты повышают стоимость строительных материалов до 2-х раз.
Таблица 1 - Динамика производства основных видов строительных материалов
Строительный материал |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фанера клееная (тыс. куб. м) |
158,6 |
182,0 |
172,3 |
67,6 |
130,6 |
Известь строительная (тыс. т) |
217,5 |
239,4 |
247,8 |
105,0 |
129,8 |
Сборные железобетонные |
146,9 |
161,4 |
159,0 |
137,6 |
137,7 |
Стеновые материалы (млн. шт. усл. кирпича) |
119,0 |
161,4 |
152,7 |
68,1 |
33,5 |
Пиломатериал (тыс. куб. м) |
550,8 |
517,4 |
548,0 |
540,4 |
709,4 |
Материалы строительные |
1627,0 |
1867,6 |
2494,0 |
1710,6 |
1581,4 |
По состоянию на 01.01.2011 на территории области действуют производственные мощности по выпуску:
пиломатериалов - 1331,3 тыс. куб. м.;
фанеры клееной - 184,45 тыс. куб. м.;
древесностружечных плит - 627,0 тыс. куб. м;
блоков дверных в сборе - 682,3 тыс. кв. м;
конструкций и деталей сборных железобетонных - 174,2 тыс. куб. м;
материалов строительных нерудных - 1721,1 тыс. куб. м;
кирпича строительного - 79,3 млн. шт. усл. кирпича.
Таблица 2 - Уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов строительных материалов по крупным и средним предприятиям (%)
Строительный материал |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Пиломатериалы |
49,9 |
39,9 |
42,1 |
38,4 |
41,4 |
Фанера клееная |
88,7 |
99,5 |
94,5 |
36,7 |
71,4 |
Блоки дверные |
88,9 |
91,5 |
70,1 |
43,2 |
75,3 |
Блоки оконные |
28,9 |
53,0 |
59,0 |
34,1 |
6,4 |
Конструкции и детали сборные |
57,1 |
59,5 |
57,6 |
76,4 |
77,3 |
Материалы строительные нерудные |
44,2 |
42,1 |
46,5 |
37,2 |
31,6 |
Кирпич строительный |
82,6 |
98,1 |
99,8 |
50,1 |
79,3 |
На крупных и средних предприятиях области сохраняется тенденция неполной загрузки мощностей по производству основных строительных материалов.
В 2010 году по таким видам продукции как производство материалов строительных нерудных и пиломатериалов уровень загрузки производственных мощностей составлял 31,6-41,4 %. Производственные мощности в производстве блоков оконных использовались на 6,4 %.
Удельный вес продукции промышленности строительных материалов по виду экономической деятельности "производство прочих неметаллических минеральных продуктов" в общем объеме промышленного производства составляет 8,0 % (приложение N 2 к Программе).
Важным источником обновления основных производственных фондов являются инвестиции в основной капитал, направленные на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Высокая степень износа производственных фондов предприятий свидетельствует о том, что существующий объем инвестиций в предприятия явно недостаточен.
Таблица 3 - Степень износа основных производственных фондов предприятий (%)
Вид экономической деятельности |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
34,9 |
34,0 |
38,0 |
41,9 |
45,3 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
20,8 |
25,0 |
28,4 |
31,4 |
33,5 |
Обновление мощностей и освоение новых технологий в промышленности строительных материалов и деревообрабатывающей промышленности производится за счет собственных источников, а также привлеченных средств.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития области на 2012-2014 годы одной из приоритетных сфер вложений является жилищное строительство и производство строительных материалов.
Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата для предпринимательской деятельности и в том числе в сфере производства строительных материалов остается одной из главных задач области.
Таблица 4 - Вложение инвестиций в основной капитал (млн.руб.)
Вид экономической деятельности |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
572,1 |
562,7 |
446,2 |
308,5 |
571,4 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
2386,0 |
1001,4 |
3391,0 |
1459,0 |
359,1 |
Минерально-сырьевая промышленность строительных материалов области представлена месторождениями глины, валунно-гравийно-песчаного материала для строительных работ и производства силикатных изделий, карбонатных пород для производства цемента, извести и известнякового щебня.
В 2010 году объемы добычи минерального сырья для производства строительных материалов составили:
глины легкоплавкие - 154,9 тыс.куб.м/год;
глины огнеупорные - 163,0 тыс.т/год;
валунно-гравийно-песчаный материал - 0,86 млн.куб.м/год;
пески строительные - 0,69 млн.куб.м/год;
пески кварцевые - 269,0 тыс.т/год;
известняки (карбонатные породы) - 0,7 млн.т/год;
строительный камень - 22,8 тыс.куб.м/год.
Основанием для развития строительной индустрии является наличие в области больших запасов сырьевых ресурсов (глины, пески, валунно-гравийно-песчаный материал, известняк) для производства строительных материалов.
Мониторинг минерально-сырьевой базы области свидетельствует о наличии достаточного количества месторождений и запасов основных видов сырья (приложение N 3 к Программе). Валунно-гравийно-песчаному материалу, пескам строительным фонд недропользования в своей инвестиционной привлекательной части практически полностью передан добывающим и перерабатывающим организациям. В нераспределенном фонде недр велика доля запасов и месторождений, освоение которых не представляет интереса в связи с незначительными запасами (менее 200,0 тыс.куб.м), низким качеством сырья, удаленностью от автомобильных и железных дорог, нахождением на особо охраняемых природных территориях, в охранных зонах населенных пунктов.
В настоящее время в области учтено 39 месторождений (72,0 % от находящихся в государственном резерве) песков строительных с запасами 4,9 млн.куб.м (17,0 %) и 21 месторождение (60,0 % от находящихся в государственном резерве) валунно-гравийно-песчаного материала с запасами 19,9 млн.куб.м (63,6 %), которые не представляют интереса для потенциальных инвесторов. Два месторождения глин легкоплавких с запасами сырья около 30,0 млн.куб.м (54,5 % от находящихся в государственном резерве) находятся в охранной зоне Великого Новгорода и частично застроены.
На территории области выдано 119 лицензий на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, которые используются в строительной индустрии. Их пользователями являются 65 предприятий.
Большинство предприятий, занятых в сфере добычи и производства нерудных строительных материалов - это средние или малые и, как следствие, у них существуют серьезные проблемы с финансированием проектов по модернизации (организации) производства. К слабым сторонам можно отнести:
низкий технический уровень оснащенности производства;
наличие территориальных диспропорций в размещении производства;
высокая зависимость предприятий от доступности и стоимости транспортных услуг.
Тарифное и ценовое давление организаций-монополистов (увеличение цен на топливо, бензин, электроэнергию, рост тарифов на перевозки) создает дополнительные трудности в прогнозировании экономической обстановки в горнопромышленном комплексе. При этом рост цен снижает потребительский спрос на продукцию, повышает себестоимость и цену строительных материалов. Кроме того, спрос на строительные материалы характеризуется сезонностью.
За счет средств недропользователей проводятся работы по геологическому изучению участков недр с целью дальнейшего вовлечения в освоение перспективных площадей строительных песков и валунно-гравийно-песчаного материала.
Строительство скоростных авто- и железнодорожной магистралей Москва - Санкт-Петербург потребует значительных объемов песков и песчано-гравийного материала (ПГМ). Кроме того, в связи с прогнозируемым увеличением объемов гражданского и промышленного строительства в рамках реализации на территории области федеральных целевых программ и национальных проектов также возрастет потребность в этих материалах. Учитывая, что ежегодно в области в среднем добывается от 1,5 до 2,0 млн.куб.м песка и ПГМ, требуется подготовить сырьевую базу для планируемого строительства. Необходимо учесть, что территория области неравномерно обеспечена запасами и прогнозными ресурсами песков и ПГМ. Новгородский, Чудовский, Волотовский и частично Маловишерский и Демянский районы не имеют их перспективной промышленной базы, что ведет к возникновению серьезных проблем с обеспечением организаций строительной индустрии сырьем. Наиболее остро стоит вопрос дефицита сырья, потребляемого предприятиями Великого Новгорода. Благодаря развитой инфраструктуре, наличию трудовых ресурсов, сосредоточенных в Великом Новгороде и Новгородском районе, наиболее активно используется минерально-сырьевая база ближайшего к городу Новгородского района.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории области за счет перевода в запасы промышленных категорий прогнозных ресурсов по мере их выявления, а также обнаружение новых прогнозных ресурсов для будущего воспроизводства погашенных запасов будет осуществляться в рамках областных целевых программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Для развития базы строительной индустрии необходимо предпринять следующие действия:
на первом этапе:
принять меры по уточнению запасов месторождений и прогнозных ресурсов основных видов сырья (в первую очередь валунно-гравийно-песчаный материал, пески строительные, кирпично-черепичное сырье);
провести корректировку кадастра месторождений в районах области;
обеспечить рациональное размещение объектов производственных мощностей с учетом расположения месторождений сырья и рынков потребления выпускаемой продукции, позволяющих снизить издержки производства, транспортные расходы, увеличить производительность и рентабельность производства;
на втором этапе:
осуществить модернизацию и техническое переоснащение производства на действующих предприятиях, строительство и введение в эксплуатацию новых предприятий;
обеспечить внедрение новых технологий и производств.
В целом минерально-сырьевая база достаточна для удовлетворения собственных нужд области в строительных материалах, но требуется обеспечение воспроизводства и эффективного использования минерально-ресурсного потенциала и вовлечение в производство строительных материалов промышленных отходов.
Приоритетными направлениями развития промышленности нерудных строительных материалов являются:
техническое перевооружение и реконструкция действующих карьеров, дробильно-сортировочных комплексов с учетом изменений качества сырья и предъявляемых требований к продукции на выходе;
внедрение прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих расширение номенклатуры выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение энергоемкости и повышение качества продукции;
комплексное использование минерально-сырьевой базы;
вовлечение в производство отходов обогащения и пород вскрыши.
Возможными рисками в ходе реализации Программы, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов, могут быть: макроэкономические, производственные, коммерческие, законодательные, административные, инфраструктурные, социальные и другие риски.
Также значительное влияние на возможность реализации Программы могут оказать внутренние риски, например инновационно-технологический риск, риск инновационной деятельности, который проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса модернизации производства отрасли, строительства новых предприятий, неготовности предприятий к модернизации производственных мощностей по причине ее капиталоемкости и слабой конкуренто-способности на внутреннем рынке стройматериалов и жилья.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Прогноз привлечения средств на реализацию Программы составляет 33807,7 млн.руб., из них:
объем финансирования Программы на 2012-2020 годы за счет внебюджетных средств составит 33806,95 млн.руб.;
объем финансирования Программы на 2015-2020 годы за счет средств областного бюджета составит 0,75 млн.руб. (выполнение работ, оказание услуг).
3. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с мероприятиями Программы (приложение N 1 к Программе).
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по технической модернизации и развитию предприятий, по повышению инвестиционной привлекательности отрасли и на организационные мероприятия.
На основе изучения спроса и предложения продукции строительной отрасли и анализа потребностей и производства строительных материалов в области (приложение N 8 к Программе) определены приоритетные направления развития отрасли на период до 2020 года, в том числе:
создание в области производства цемента и сухих строительных смесей;
организация добычи известнякового щебня для производства извести;
создание производства эффективных стеновых материалов.
В целях наращивания базы стройиндустрии региона и обеспечения потребностей жилищного строительства, а также в целях поддержки развития массового применения новых экологичных и энергоресурсоэффективных строительных материалов и технологий определен перечень инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств и предприятий, соответствующий приоритетам развития отрасли до 2020 года (приложение N 4 к Программе).
В рамках Программы государственная поддержка перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих формирование гармоничного, сбалансированного рынка конкурентоспособных строительных материалов, изделий и услуг, осуществляется на конкурсной основе в виде государственных преференций. Основным критерием при отборе проектов для оказания государственных преференций является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, поддержка процессов создания и распространения инноваций в стройиндустрии с применением энергосберегающих технологий.
Реализация рациональной энергосберегающей политики в промышленности строительных материалов и строительстве окажет положительное влияние на развитие экономики области, в том числе на повышение уровня жизни населения, уменьшит угрозу снижения конкурентоспособности и рентабельности деятельности предприятий в условиях прогнозируемого роста стоимости топливно-энергетических ресурсов.
Исходя из анализа существующей потребности в жилье, структуры спроса, планируемого бюджетного финансирования основных направлений жилищного строительства, имеющихся предприятий предусматриваются объемы и структура ввода жилья в области в соответствии с приложением N 5 к Программе.
Выпуск современных строительных материалов невозможен без расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также вовлечения в производственные процессы промышленных отходов. В этом направлении планируется разработка следующего комплекса мероприятий по развитию базы строительной индустрии:
принять меры по уточнению запасов месторождений и прогнозных ресурсов основных видов сырья (в первую очередь валунно-гравийно-песчаный материал, пески строительные, кирпично-черепичное сырье);
провести корректировку кадастра месторождений в районах области;
обеспечить рациональное размещение объектов производственных мощностей с учетом расположения месторождений сырья и рынков потребления выпускаемой продукции, позволяющих снизить издержки производства, транспортные расходы, увеличить производительность и рентабельность производства;
осуществить модернизацию и техническое переоснащение производства на действующих предприятиях, строительство и введение в эксплуатацию новых предприятий;
обеспечить внедрение новых технологий и производств.
Приоритетными направлениями развития промышленности нерудных строительных материалов определены следующие:
техническое перевооружение и реконструкция действующих карьеров, дробильно-сортировочных комплексов с учетом изменений качества сырья и предъявляемых требований к продукции на выходе;
внедрение прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих расширение номенклатуры выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение энергоемкости и повышение качества продукции;
комплексное использование минерально-сырьевой базы;
вовлечение в производство отходов обогащения и пород вскрыши.
Реализация проектов комплексного освоения будет осуществляться за счет вовлечения в оборот федеральных земель в рамках взаимодействия с Фондом развития жилищного строительства.
Для решения задачи по организационно-структурному обеспечению развития промышленности строительных материалов планируются:
мероприятия по продвижению продукции предприятий на местные рынки:
размещение на сайте Администрации области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" раздела c информацией о продукции промышленности строительных материалов, осуществляющей производство в области;
содействие в проведении дней "открытых дверей" на предприятиях, действующих на территории области;
участие в проведении выставок продукции предприятий и др.;
мероприятия по технической и технологической модернизации отраслей промышленности строительных материалов в области:
сопровождение перспективных инвестиционных проектов по развитию промышленности строительных материалов;
модернизация и техническое переоснащение, внедрение современных инновационных технологий на предприятиях;
организация и проведение семинаров, "круглых столов", конференций по проблемам развития отраслей промышленности строительных материалов.
Механизм и правила предоставления мер государственной поддержки инвестиционных проектов по созданию новых, модернизации и расширению существующих производств промышленности строительных материалов регулируется областными нормативными правовыми актами.
Финансирование строительства, реконструкции, модернизации и обновления технологических процессов производства строительных материалов на основе ресурсо- и энергосберегающих технологий предлагается с использованием следующих механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности в области:
предоставление региональных налоговых льгот;
предоставление региональных государственных гарантий;
льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности;
субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам.
В рамках Программы реализуются мероприятия по развитию малоэтажного строительства и комплексному освоению земельных участков под жилищное строительство, под которыми понимается развитие территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Программой предусматривается, что для стимулирования развития индивидуального жилищного строительства строительным организациям будут предоставляться субсидии.
Кроме того, в целях содействия обеспечению участков инженерной и транспортной инфраструктурой, улучшения структуры земель для жилищного строительства и увеличения количества участков, вовлекаемых в оборот, Администрацией области совместно с Фондом развития жилищного строительства ведется работа по созданию условий для обеспечения участков градостроительной документацией различного уровня. Проводится мониторинг внесения изменений в схемы территориального планирования, генеральные планы, на которых располагаются участки.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы представлены в виде целевых показателей (приложения NN 5, 6, 7) и опираются на следующие обобщенные итоговые характеристики развития промышленности строительных материалов в области:
обеспечение потребностей региональных рынков в строительных материалах по количеству, ассортименту и качеству, позволяющих гарантировать возведение прогнозируемых объемов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизацию жилищного фонда на период до 2020 года;
значительное повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий и смежных отраслей;
снижение энергоемкости производства строительных материалов, изделий и конструкций;
повышение рациональности использования природных ресурсов при производстве строительных материалов за счет использования в качестве вторичного сырья для производства строительных материалов отходов производства и потребления, снижения энергозатрат при эксплуатации объектов недвижимости.
5. Система организации контроля за реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет комитет:
координирует выполнение мероприятий Программы;
обеспечивает эффективность реализации Программы и целевого использования средств;
организует внедрение информационных технологий в целях реализации Программы;
осуществляет непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Программы;
готовит при необходимости предложения по уточнению мероприятий Программы, объемов финансирования, механизма реализации Программы, исполнителей Программы, целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель Главы администрации области, координирующий деятельность заказчика Программы и обеспечивающий проведение на территории области мероприятий, направленных на развитие промышленности строительных материалов.
Мониторинг Программы осуществляет комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Приложение N 1
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Мероприятия Программы
Приложение N 2
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Основные показатели работы предприятий
N |
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
6390,1 |
6110,7 |
9879,3 |
6636,3 |
9381,4 |
2. |
Индекс физического объема (% к предыдущему году) |
96,8 |
83,4 |
97,7 |
68,4 |
113,3 |
3. |
Доля в общем объеме продукции обрабатывающих |
10,8 |
8,4 |
10,1 |
8,3 |
8,0 |
4. |
Стоимость основных фондов на конец года (по крупным и средним предприятиям) (млн. руб.) |
5196,5 |
6052,1 |
5834,8 |
6436,4 |
9381,4 |
5. |
Коэффициент обновления основных фондов по полной учетной стоимости (по крупным и средним предприятиям) (%) |
18,8 |
15,0 |
10,4 |
5,5 |
- |
6. |
Коэффициент выбытия основных фондов по полной |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
- |
7. |
Степень износа основных фондов на конец года (%) |
34,9 |
34,0 |
38,0 |
41,9 |
- |
8. |
Инвестиции в основной капитал в фактически действовавших ценах (по крупным и средним предприятиям) (млн. руб.) |
572,1 |
562,7 |
446,2 |
308,5 |
571,4 |
9. |
Среднегодовая численность работников (чел.) |
8676 |
8036 |
8093 |
6733 |
7199 |
10. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника (руб.) |
10710,0 |
12827,1 |
15518,5 |
14141,2 |
19088,9 |
11. |
Сальдированный финансовый результат (по крупным и средним предприятиям) (млн. руб.) |
912,3 |
801,6 |
772,4 |
606,7 |
1150,0 |
12. |
Для убыточных предприятий (по крупным и средним предприятиям) (%) |
8,0 |
12,0 |
15,0 |
12,0 |
10,0 |
13. |
Сумма убытка (-) убыточных предприятий (млн. руб.) |
117,0 |
43,1 |
65,4 |
64,4 |
1,9 |
14. |
Рентабельность продукции (%) |
19,9 |
18,2 |
15,3 |
12,8 |
17,2 |
Приложение N 3
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Мониторинг
минерально-сырьевой базы в области по состоянию на 01.01.2011
N |
Вид полезного ископаемого |
Количество месторождений |
Запасы (включая балансовые и забалансовые) |
||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
||||
распределенный |
государственный резерв (нераспределенный фонд) |
распределенный |
государственный резерв (нераспределенный фонд) |
||||
1. |
Пески кварцевые (тыс. т) |
4 |
2 |
2 |
42713,0 |
18177,0 |
24536,0 |
2. |
Каолины (глины огнеупорные) (тыс. т) |
11 |
2 |
9 |
147796,0 |
24169,0 |
123627,0 |
3. |
Валунно-гравийно-песчаный материал (тыс. куб. м) |
80 |
45 |
35 |
200426,86 |
169093,34 |
31333,52 |
4. |
Пески для бетона и |
114 |
60 |
54 |
68134,49 |
39037,72 |
29096,77 |
5. |
Строительный камень (карбонатные породы) (тыс. куб. м) |
7 |
4 |
3 |
48488,5 |
34798,7 |
13689,8 |
6. |
Известняки (карбонатные породы) для обжига на известь (тыс. т) |
4* |
3* |
1* |
110776,6 |
99527,6 |
11249,0 |
7. |
Кирпично-черепичное сырье (глины легкоплавкие) (тыс. куб. м) |
16 |
3 |
13 |
59612,8 |
4579,5 |
55033,3 |
* - участок "Северный" месторождения "Трубское", расположенного в Окуловском районе, с балансовыми запасами 11249,0 тыс.т находится в государственном резерве, второй участок "Блок - С1" с балансовыми запасами 12879,1 тыс.т - в распределенном фонде.
Приложение N 4
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Перечень
наиболее значимых инвестиционных проектов
в отрасли промышленности строительных материалов
N п/п |
Наименование строящегося предприятия по |
Инициатор строительства предприятия |
Объем инвестиций (по проекту или расчетно) |
Срок строительства и ввода предприятия в эксплуатацию |
1. |
Строительство Бабиновского цементного завода (Чудовский район) |
ОАО "Цемент" |
18200,0 |
2007-2013 |
2. |
Строительство домостроительного комбината (Окуловский район) |
ООО "Промальянс" |
8500,0 |
2008-2014 |
3. |
Строительство домостроительного комбината (Новгородский район) |
Группа компаний "Энергия" (Россия) |
1200,0 |
2010-2012 |
4. |
Строительство завода по производству МДФ плит (Новгородский район) |
ООО "Флайдерер МДФ" (Польша, |
7000,0 |
2007-2014 |
Приложение N 5
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Целевые показатели
эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
N |
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1. |
Ввод жилья (тыс. кв. м) |
275,0 |
315,0 |
350,0 |
386,0 |
460,0 |
509,0 |
565,0 |
622,0 |
684,0 |
752,0 |
2. |
Обеспеченность населения области жильем (кв. м на одного чел.) |
27,4 |
28,0 |
28,5 |
29,1 |
29,7 |
30,3 |
30,9 |
31,5 |
32,1 |
32,7 |
3. |
Доля аварийного жилья в жилом фонде (% от общей площади жилищного фонда) |
3,5 |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
2,9 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
4. |
Коэффициент доступности жилья для населения (лет) |
5,5 |
5,3 |
5,1 |
4,8 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
5. |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на |
0,41 |
0,42 |
0,44 |
0,56 |
0,64 |
0,72 |
0,79 |
0,85 |
0,92 |
1,0 |
Приложение N 6
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Целевые показатели
эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
N |
Наименование |
Единица |
Исходный |
Значения показателя по годам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Степень износа основных фондов крупных и средних |
% |
45,3 |
44,0 |
43,0 |
42,0 |
41,0 |
40,0 |
39,0 |
38,0 |
37,0 |
36,0 |
35,0 |
2. |
Коэффициент обновления основных фондов крупных и средних предприятий |
% |
7,3 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
Приложение N 7
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Целевые показатели
развития минерально-сырьевой базы (прогноз)
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей по годам |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Пески строительные |
млн. куб. м |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
2. |
Песчано-гравийный материал |
-//- |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
3,0 |
3,2 |
3,5 |
3. |
Глины легкоплавкие |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
- |
4. |
Известняки для цементного производства |
млн.т |
- |
- |
- |
- |
40,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Глины для цементного производства |
-//- |
- |
- |
- |
- |
3,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение N 8
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие промышленности строительных
материалов в Новгородской области до 2020 года"
Производство и потребность
основных видов строительных материалов в 2012-2020 годах (прогноз)
N |
Вид |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||||
потребность |
производство |
обеспеченность |
потребность |
производство |
обеспеченность |
потребность |
произ-водство |
обеспеченность |
||
1. |
Теплоизоляционные |
35,5 |
1910,0 |
1874,5 |
39,5 |
2035,0 |
1995,5 |
43,5 |
2150,0 |
2106,5 |
2. |
Сборные железобетонные |
91,7 |
143,0 |
51,3 |
101,9 |
146,4 |
44,5 |
112,4 |
150,0 |
37,6 |
3. |
Стеновые материалы |
28,4 |
43,6 |
15,2 |
31,6 |
46,6 |
15,0 |
34,9 |
50,0 |
15,1 |
4. |
Цемент (тыс. т) |
39,4 |
- |
- |
43,8 |
- |
- |
48,3 |
1980,0 |
1931,7 |
5. |
Материалы строительные |
109,9 |
1680,0 |
1570,1 |
122,1 |
1780,0 |
1657,1 |
134,7 |
1900,0 |
1765,3 |
Продолжение таблицы
N |
Вид |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||
потребность |
производство |
обеспеченность |
потребность |
производство |
обеспеченность |
потребность |
производство |
обеспеченность |
||
1. |
Теплоизоляционные |
51,9 |
2150,0 |
2098,1 |
57,4 |
2150,0 |
2092,6 |
63,7 |
2150,0 |
2086,3 |
2. |
Сборные железобетонные |
133,9 |
153,7 |
19,8 |
148,2 |
157,7 |
9,5 |
164,5 |
162,0 |
-2,5 |
3. |
Стеновые материалы |
41,5 |
53,6 |
12,1 |
46,0 |
57,8 |
11,8 |
51,0 |
62,4 |
11,4 |
4. |
Цемент (тыс. т) |
57,6 |
2000,0 |
1942,4 |
63,7 |
2000,0 |
1936,3 |
70,7 |
2000,0 |
1929,3 |
5. |
Материалы строительные |
160,5 |
1935,0 |
1774,5 |
177,6 |
2090,0 |
1912,4 |
197,2 |
2267,0 |
2069,8 |
Окончание таблицы
N |
Вид |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
потребность |
производство |
обеспеченность |
потребность |
производство |
обеспеченность |
потребность |
производство |
обеспеченность |
||
1. |
Теплоизоляционные |
70,2 |
2150,0 |
2079,8 |
77,2 |
2150,0 |
2072,8 |
84,8 |
2150,0 |
2065,2 |
2. |
Сборные железобетонные |
181,1 |
166,0 |
-15,1 |
199,1 |
170,0 |
-29,1 |
218,9 |
174,0 |
-44,9 |
3. |
Стеновые материалы |
56,2 |
67,4 |
11,2 |
61,8 |
72,8 |
11,0 |
67,9 |
79,3 |
11,4 |
4. |
Цемент (тыс. т) |
77,9 |
2000,0 |
1922,1 |
85,6 |
2000,0 |
1914,4 |
94,1 |
2000,0 |
1905,9 |
5. |
Материалы строительные |
217,1 |
2470,0 |
2252,9 |
238,7 |
2700,0 |
2461,3 |
262,4 |
2970,0 |
2707,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 16 января 2012 г. N 4 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие промышленности строительных материалов в Новгородской области до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 1 февраля 2012 г. N 2
Постановлением Правительства Новгородской области от 28 октября 2013 г. N 322 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 17 сентября 2013 г. N 184