Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221
"Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"
Приказом Минобрнауки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 11.02.97 N 1/1 приказываю:
1. Утвердить Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
2. Подразделениям управления дополнительным профессиональным образованием федеральных органов исполнительной власти, руководителям образовательных учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования использовать указанные требования при разработке и утверждении дополнительных профессиональных образовательных программ, а также при аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений), осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.М.Жураковского.
Министр |
В.Г.Кинелев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 1997 г.
Регистрационный N 1351
Требования
к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
(утв. приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221)
1. Общие положения
1.1. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - Требования) разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.
1.2. Разработанные Требования призваны способствовать повышению качества дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.
1.3. Настоящие Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.
1.4. Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке.
1.5. Разработанные Требования способствуют унификации дополнительных профессиональных образовательных программ с сохранением возможности для образовательных учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных особенностей.
1.6. Требования используются образовательными учреждениями (подразделениями) дополнительного профессионального образования и органами управления образованием на всей территории Российской Федерации наряду с другими нормативными документами при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений) дополнительного профессионального образования.
2. Базовые требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
2.1. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно.
2.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:
соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;
преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;
ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;
совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;
соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;
соответствие принятым правилам оформления программ;
соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.
2.3. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.
2.4. Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.
2.5. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:
в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);
в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторских занятий);
в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);
в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).
2.6. Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.
В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.
2.7. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.
Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.
Примерный Учебный план (приложение N 1) отражает:
цель обучения;
категорию обучаемых (занимаемая должность);
продолжительность обучения (согласно нормативным документам);
форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);
режим занятий (количество часов в день);
перечень разделов и дисциплин;
количество часов по разделам и дисциплинам;
виды учебных занятий;
формы аттестации и контроля знаний.
Примерный Учебно-тематический план (приложение N 2) конкретизирует учебный план и включает:
описание тем, разделов;
виды учебных занятий (лекций, практические, игровые занятия и др.);
количество часов, отводимых на различные виды занятий;
формы и виды контроля.
Примерная Учебная программа (приложение N 3) предусматривает:
введение,
перечень тем;
реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);
наименование видов занятий по каждой теме;
методические рекомендации по реализации учебной программы;
список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.).
2.8. Содержание программ должно отражать установленные положения и нормативы по организации различных видов дополнительного профессионального образования.
Организация повышения квалификации.
Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Повышение квалификации может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам.
Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).
Организация профессиональной переподготовки.
Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.
Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.
Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.).
Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.
Организация стажировки.
Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:
самостоятельную теоретическую подготовку;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
изучение организации и технологии производства, работ;
непосредственное участие в планировании работы организации;
работу с технической, нормативной и другой документацией;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, деловых встречах и др.
Примерная форма программы стажировки проводится в приложении N 4.
По результатам прохождения стажировки стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.
3. Осуществление государственного контроля за соблюдением выполнения базовых требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
3.1. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ применяются для вновь разрабатываемых программ в установленном законодательством порядке.
3.2. Образовательные учреждения, проводящие различные виды дополнительного профессионального обучения, по мере обновления образовательных программ должны проводить эту деятельность преимущественно на базе программ, соответствующих настоящим Требованиям.
3.3. Организация государственного контроля за соблюдением настоящих Требований осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Приложение N 1
к Требованиям к содержанию
дополнительных профессиональных
образовательных программ
__________________________________________________________
(Наименование образовательного учреждения)
Согласовано Утверждаю
Руководитель организации- Руководитель образовательного
заказчика учреждения
_______________________ _____________________________
Учебный план
____________________________________________
(наименование программы)
Цель _______________________________________________________________
Категория слушателей _______________________________________________
Срок обучения ___________________________________ (час., нед., мес.)
Режим занятий ________________________________________ (час. в день)
N | Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
в том числе | Форма контроля |
|
лекции | практические занятия |
||||
1 2 . |
|||||
Итого |
Приложение N 2
к Требованиям к содержанию
дополнительных профессиональных
образовательных программ
__________________________________________________________
(Наименование образовательного учреждения)
Утверждаю
Руководитель образовательного
учреждения
_____________________________
Учебно-тематический план
____________________________________________
(наименование программы, раздела)
Цель _______________________________________________________________
Категория слушателей _______________________________________________
Срок обучения ______________________________________________________
Форма обучения _____________________________________________________
Режим занятий ______________________________________________________
N | Наименование разде- лов, дисциплин и тем |
Всего, час. |
в том числе | Форма контроля |
||
Лекции | Выезд- ные за- нятия, стажи- ровка деловые игры и др. |
Практи- ческие, лабора- торные, семина- рские занятия |
||||
1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. и т.д. |
||||||
Стажировка Итоговый контроль |
||||||
Итого |
Приложение N 3
к Требованиям к содержанию
дополнительных профессиональных
образовательных программ
__________________________________________________________
(Наименование образовательного учреждения)
Учебная программа
курса или дисциплины
____________________________________________
(наименование)
1. Введение
2. Тема 1 (содержание и последовательность изложения учебного
материала)
Тема 2
и т.д.
3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или
дисциплины
4. Контрольные задания
5. Литература
Приложение N 4
к Требованиям к содержанию
дополнительных профессиональных
образовательных программ
Утверждаю:
___________________________
Программа
стажировки
(как самостоятельный вид обучения)
1. Наименование программы __________________________________________
2. Цель стажировки _________________________________________________
3. Наименование организации, _______________________________________
в которой проводится стажировка
4. План стажировки:
5. Сроки стажировки ________________________________________________
6. Контроль за выполнением программы
Заключение комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом утверждены Базовые требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, учебный план учебная программа курса или дисциплины.
Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 1997 г.
Регистрационный N 1351
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, август, 1997 г., N 15 (дата подписания выпуска в печать 7 августа 1997 г.)
Приказом Минобрнауки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074 настоящий приказ признан утратившим силу