Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 4 марта 1997 г. N 01-10/04-106
С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
В связи с Вашим запросом Минфин России совместно с Госналогслужбой России по поручению Правительства Российской Федерации дополнительно рассмотрел вопрос о применении налога на добавленную стоимость по мороженому и сообщает следующее.
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" ставка этого налога в размере 10 процентов установлена по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.95 N 1120 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов" утвержден перечень таких товаров. В указанный перечень включен ассортимент продовольственных товаров жизненно необходимых для потребления населением.
В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ с 1 июля 2000 года ставка НДС 10 процентов применяется по продовольственным товарам (за исключением подакцизных), указанным в приложении 1 к Закону "О налоге на добавленную стоимость"
Согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется не только по деликатесным продуктам, но и по ряду других продовольственных товаров. Так, фрукты, соки, минеральные воды, варенье, джем, чай, кондитерские изделия, в том числе печенье, карамель, халва, мармелад, пастила, зефир и т.д., облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.
Вопрос об установлении на мороженое ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов обсуждался в рабочем порядке в ходе принятия решений по проекту постановления Правительства Российской Федерации и не был решен положительно. Поэтому утверждения, содержащиеся в статье "Приравнять мороженое к кетовой икре" ("Торговая газета" от 22.11.96) об установлении на мороженое ставки налога на добавленную стоимость на уровне 20 процентов указаниями Госналогслужбы России и Минфина России, не обоснованы.
При подготовке указанного постановления Правительства Российской Федерации использовался Товарный словарь (номенклатура товаров, учитываемых в розничном товарообороте), издаваемый Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств, обеспечивающий единообразное объединение множества товаров, реализуемых населению, в укрупненные товарные группы. Согласно указанному Товарному словарю мороженое в группу молочной продукции не входит.
Однако, в связи с поступающими запросами налогоплательщиков о размерах ставок налога на добавленную стоимость по конкретным наименованиям продовольственных товаров Госналогслужба России и Минфин России письмом от 18.04.96 N ВЗ-4-03/34н сообщили конкретный перечень товаров по товарным группам, облагаемым по ставке налога в размере 10 процентов. В этих целях было решено рекомендовать налогоплательщикам пользоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, поскольку он наиболее доступен налогоплательщикам, и в нем дан подробный перечень наименований продовольственных товаров.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов
Необходимо иметь ввиду, что существующие классификаторы и товарные словари составлены не для целей налогообложения, поэтому утверждения о том, что мороженое должно облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов только по причине его отнесения к группе "Продукция молочной и маслосыродельной промышленности" по Общероссийскому классификатору продукции, неправомерны.
Помимо мороженого отечественного производства на российском рынке имеет место реализация импортного мороженого. В случае принятия решения об установлении на мороженое ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, в соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость ставка в таком же размере будет применяться по импортному мороженому, что, по нашему мнению, не обосновано. Кроме того, учитывая отсутствие данных о поставках мороженого, ввозимого на территорию России, оценить возможные потери доходов бюджета от снижения в два раза ставки налога на добавленную стоимость на этот товар не представляется возможным.
Как показала практика, снижение применяемых ставок налогов на товары не приводит к адекватному снижению цен на них, поскольку в условиях рыночного ценообразования цены на товары, в том числе продовольственные, определяются прежде всего спросом и предложением, а не уровнем действующих налогов.
Учитывая изложенное, снижать ставку налога на добавленную стоимость на мороженое с 20 до 10 процентов, по нашему мнению, оснований не имеется.
С.Д.Шаталов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 4 марта 1997 г. N 01-10/04-106
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями