Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 6 марта 1997 г. N 04-01-11
Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо от 31.01.97 г., поступившее на имя Министра финансов Российской Федерации, с предложениями, изложенными в статье "Не числом, а уменьем" и сообщает следующее.
Все предложения граждан России, поступающие в Министерство финансов Российской Федерации, внимательно рассматриваются и по мере целесообразности используются в законотворческом процессе. Ваши предложения, изложенные в прилагаемой статье "Не числом, а уменьем", также будут рассмотрены в общеустановленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то, что отдельные положения Ваших предложений в настоящее время уже прорабатываются в рамках совершенствования налоговой системы, для осуществления их в ближайшей перспективе.
Так, например, Ваша идея о сокращении числа налогов ("чем меньше, тем лучше") реализуется в проекте Налогового кодекса, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, в котором каждому налогу посвящена своя глава. Все налоги прописаны по единой схеме. Число налогов сокращено с 200, существующих сейчас, до чуть более 30.
Реформирован налог на прибыль предприятий. Ставка налога будет снижена на два пункта с 35 до 33%. Пересмотрена структура затрат. Исчезнет понятие "себестоимость" и изменится порядок определения налогооблагаемой прибыли. Станет проще порядок амортизации.
Регулирующая функция налоговой системы будет реализовываться, в частности, в направлении ее упорядочения, отмены нерациональных и несправедливых налогов и сборов, унификации действующих налогов и других обязательных платежей.
Вместе с тем, по причине методологической несостоятельности, с некоторыми положениями Ваших предложений нельзя согласиться.
Во-первых, Вы сильно упрощаете роль налогов в социально-экономической структуре общества. Отсюда Ваш чрезмерный акцент на формальную сторону налогообложения, стремление возложить на налоги вину за финансовый кризис.
Во-вторых, использование неверных посылок привело Вас к ошибочному выводу о высокой эффективности налога на выручку. Налоговая политика не может замыкаться на формальном расчете налоговых платежей, она обязана обеспечить реальное поступление средств в бюджет. Поэтому пренебрежение налогом на прибыль и прибылью вообще, может негативно отразиться на процессе расширенного воспроизводства на предприятии.
В-третьих, налог на выручку, накручиваясь на каждом технологическом цикле, станет препятствием на пути кооперации и специализации, приведет к нежелательным структурным сдвигам, вызовет рост цен, подтолкнет инфляцию, даст резкий всплеск неплатежей.
Ваше утверждение о том, что "поступлений от налога на добавленную стоимость в бюджет нет" неверно. НДС - один из самых молодых налогов, который был введен с 1 января 1992 г. Суть налога закон определил как изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Лучшее будущее для налога на добавленную стоимость в России, заключается в его снижении хотя бы до уровня, принятого в странах Европейского Союза.
Необходимо заметить, что применяемые в Российской Федерации основные налоги (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины и др.) обеспечивают формирование большей части доходов бюджетов всех уровней.
Дальнейшее реформирование налоговой системы ведется в направлении ослабления ее общей фискальной направленности, устранения несоответствий и противоречий, в создании для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов, в общей либерализации и переводе в цивилизованные рамки действующего налогового законодательства России, что послужит хорошим фундаментом для экономической и финансовой стабилизации в России.
Основной этап в этом направлении - принятие Налогового кодекса. Его принятие должно стать завершающим итогом налоговой реформы.
В связи с вышеизложенным, Департамент налоговых реформ благодарит Вас за предложения и дополнительно сообщает, что основная цель мероприятий по совершенствовванию налоговой системы - это укрепление финансовых ресурсов государства, создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, стимулирование воспроизводственных и инвестиционных процессов, и в конечном итоге - подъем благосостояния народа России.
Начальник Департамента
налоговых реформ |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 6 марта 1997 г. N 04-01-11
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями