Письмо Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 11 декабря 1996 г. N НФ/5278
В соответствии с решением Коллегии ГКАП России от 25.10.96 направляем Вам Справку о практике внедрения результатов исследования рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах.
Приложение: на 10 листах.
Н.Е.Фонарева
Справка
об опыте работы территориальных управлений ГКАП России
по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг
Вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. Вместе с тем, уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие институциональные преобразования в различных секторах экономики. Состояние сферы жилищно-коммунального обслуживания вызывает множество нареканий со стороны потребителей. Об этом говорят материалы проведенного в 1995-96 г. Антимонопольным Комитетом социологического исследования.
Результаты его заслушаны и обсуждены на заседании Коллегии ГКАП 25 октября 1996 года. Ряд теруправлений успешно работает с руководителями местных администраций над внедрением этих результатов, защищая права потребителей, участвуя в совершенствовании нормативной базы в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Вопрос о повышении качества жилищно-коммунальных услуг затрагивает все слои населения, практически всех потребителей. В то же время коммунальное хозяйство является самым запущенным по множеству как объективных, так и субъективных причин: устаревшие коммуникации и оборудование, отсутствие четкой системы взаимоотношений потребителей и исполнителей услуг, отсутствие обоснованных, соотнесенных с местными условиями критериев качества услуг, близкое и часто пересекающееся положение жилищно-коммунальной сферы с зоной естественных монополий и т.д. В целом система слабо реформируема и продолжает функционировать на основе устаревших принципов хозяйствования.
Результаты деятельности антимонопольных органов в этой области показывают, что необходимо принимать меры для приведения отношений между потребителями и исполнителями на этом рынке в соответствие с Законом РФ "О защите прав потребителей". При этом можно, не дожидаясь соответствующего постановления Правительства РФ, опираться на общие требования Закона. Необходимо разработать не только новые принципы функционирования всей системы, но и концепцию взаимодействия федерального, территориального и муниципального уровней управления отраслью.
Процесс этот должен осуществляться комплексно, с обязательным изучением динамики происходящих в ходе реформы хозяйственного механизма и структуры управления перемен, позволяющих более оперативно корректировать все изменения. При этом максимально должны учитываться интересы различных категорий потребителей. Внедряемая в настоящее время Антимонопольным Комитетом система мониторингового слежения за развитием рынка жилищно-коммунальных услуг более всего отвечает этим требованиям.
В Самарском территориальном управлении эта новая система позволяет получать наиболее полную, достоверную и надежную информацию. Результаты опросов представляются в администрацию области, районов, а также доводятся до потребителей через местные средства массовой информации.
Переход от административных методов управления к экономическим требует значительных изменений в регулировании правоотношений всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг.
Контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей со стороны антимонопольных органов предполагает не только анализ уровня обслуживания населения, качества предоставляемых услуг, но и степени информированности граждан о правилах обслуживания, а также их поведения в случаях различных нарушений. Желательно проследить и результаты обращений потребителей в организации, призванные защищать их права. Эти вопросы рассматривались в ходе проведенного исследования.
Анализ показал, что в последние годы почти каждое второе нарушение законодательства о защите прав потребителей в сфере услуг из числа выявленных Антимонопольным Комитетом, было допущено именно при оказании жилищно-коммунальных услуг. Активизация потребителей, отстаивающих свои права в антимонопольных органах и общественных объединениях потребителей во многом была обусловлена процессом передачи жилья из ведения предприятий и организаций в муниципальную собственность, а также приватизацией жилья.
В общем количестве жалоб на жилищно-коммунальное обслуживание наибольшее их число приходилось на содержание жилищного фонда. Только по г. Москве такого рода жалобы составляют до 32% от общего количества заявлений, поступивших в Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы в 1995 г., в то время как на ремонт жилищного фонда - 20%, работу систем отопления - 14%, водоснабжение и канализацию - около 6%, ремонт сантехнического оборудования - 7,5%, протечки через кровлю и межпанельные стыки, работу лифтов и по вопросам благоустройства - по 4%.
В первом полугодии 1996 г. доля нарушений в сфере коммунальных услуг составила 14,4% и увеличилась на 2,7 пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, занимая в структуре нарушений 2-ое место после нарушений, допущенных в торговле. При этом абсолютное количество выявленных нарушений в сфере коммунальных услуг сократилось на 24%.
Специалисты Антимонопольного Комитета много внимания уделяют проверкам соблюдения законодательства о защите право потребителей в сфере коммунальных услуг. Их доля в общем количестве проверок составила 7% и занимает 2-ое место после проверок предприятий торговли. Добиться устранения нарушений в добровольном порядке удалось в 68% случаях, в 2,5% случаев нарушения устранены без выдачи предписаний, в 17% случаев нарушения устранены после выдачи предписаний.
В территориальные управления поступает значительно большее количество жалоб на неудовлетворительное качество услуг и невозможность для потребителей защитить свои права в организациях, ответственных за их предоставление.
Поэтому целью исследования было выяснить, как выполняются соответствующими организациями "Правила предоставления коммунальных услуг", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099. Рассмотрен и ряд проблем, связанных с соблюдением законодательства по защите прав потребителей, определением степени активности и реального поведения потребителей в случаях ущемления их прав со стороны работников коммунальных служб.
Были проанализированы и вопросы осведомленности потребителей о своих правах, знания ими основных положений жилищного законодательства, "Правил предоставления коммунальных услуг", а также источники получения этой информации.
Объектом исследования стало взрослое население двенадцати регионов Российской Федерации, объем выборочной совокупности - 1037 человек. В выборке представлены практически все основные экономические районы страны: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Поволжский, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Уральский, Дальневосточный.
Результаты показали, что существующее законодательство Российской Федерации в области коммунально-бытового обслуживания в ряде случаев не соблюдается, нарушаются основные права граждан на получение коммунальных услуг (раздел III Закона РФ "О защите прав потребителей"). Их уровень и качество во всех регионах вызывает значительное число претензий со стороны потребителей.
Тревожная ситуация сложилась во многих регионах с обеспечением потребителей доброкачественной питьевой водой. Часто она не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (как показывают исследования проб воды из источников, коммунальных водопроводов, ведомственных водопроводов), а также по микробиологическим показателям, что может повлечь за собой угрозу здоровью потребителей.
Здесь имеет место нарушение ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" о праве потребителей на качественный товар (работы, услуги).
Повышение тарифов на коммунальные услуги, произошедшие за последние годы, не отразилось на уровне и качестве обслуживания населения. По-прежнему допускаются факты подачи холодной и горячей воды с перебоями, нарушения в работе систем теплоснабжения и других коммунальных услуг без корректировки в сторону снижения платежей, что в условиях действующего законодательства о защите прав потребителей является глубоким противоречием между увеличивающимися размерами платежей за жилье и коммунальные услуги и качеством обслуживания населения.
Уровень информированности населения об ответственности организаций, предоставляющих коммунальные услуги, и своих правах, предусмотренных в Законе РФ "О защите прав потребителей", невысок.
В большинстве случаев в ДЭЗ и ЖКО отсутствует в доступной и наглядной форме информация для потребителей о Законе РФ "О защите прав потребителей", правилах и режиме предоставления коммунальных услуг, их потребительских свойствах, льготных тарифах для отдельных категорий граждан. Чаще всего в ЖЭК и ДЭЗ информация дана для потребителей только в части их обязанностей перед жилищно-коммунальными службами по оплате жилья и услуг. По данным опроса, основным источником информации являются не сами коммунальные службы, а средства массовой информации: печать, радио и телевидение. Повышать уровень информированности населения по всем вопросам, касающимся сферы жилищно-коммунального обслуживания следует еще и потому, что это позволит избежать сокрытия многочисленных нарушений со стороны ее работников.
Анализ показал, что проблема коммунального обслуживания населения во многом однотипна для большинства субъектов Российской Федерации, причины их достаточно полно проанализированы в Государственном докладе "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 1995 году".
Полученные данные свидетельствуют, что:
- наибольшее число нарушений отмечено в работе систем водоснабжения и отопления;
- особенно неблагоприятная ситуация сложилась в отношении ремонта и содержания жилых домов: ни профилактические работы, ни капитальный ремонт не осуществляются в положенные сроки;
- недостатки, отмеченные в работе коммунальных служб, связаны как с неудовлетворительным материально-техническим состоянием оборудования и слабой профессиональной подготовкой персонала, так и с невозможностью получения гражданами аналогичных услуг помимо той организации, к которой жилой дом прикреплен в силу своего территориального расположения;
- отсутствие конкуренции и развитого рынка коммунальных услуг приводит к росту зависимости потребителей от предприятий и организаций, их предоставляющих, вынуждая делать необоснованные затраты, оплачивая услуги работников коммунальных служб, не выполняющих свои прямые обязанности.
Результаты опроса выявили низкий уровень активности потребителей в случаях нарушения их права на качественное обслуживание со стороны коммунальных служб. Это объясняется как недостаточной информированностью населения о своих правах и ответственности организаций, предоставляющих услуги, так и слабой результативностью обращений в те или иные инстанции.
Помимо ДЭЗов и ЖКО респонденты наиболее часто обращаются с жалобами в Отделы по защите прав потребителей при местной администрации и органы санэпидемнадзора. Однако половина опрошенных не удовлетворены результатами обращений в органы санэпидемнадзора, в треть - результатами обращений в Отделы по защите прав потребителей при местной администрации.
Ущемление прав потребителей проявляется в отсутствии правильно оформленных договорных отношений между жилищно-коммунальными организациями и гражданами-потребителями по вопросам найма и обслуживания жилого помещения, обслуживания и ремонта квартир, взаимоотношений собственника квартиры и муниципальной жилищно-коммунальной организацией и др.
Среди наиболее распространенных видов нарушений, допускаемых жилищно-коммунальными организациями, следует отметить отсутствие наглядной информации о правах, обязанностях и ответственности исполнителя (наймодателя) и квартиросъемщика, о платных услугах и прейскурантах цен на оказываемые услуги, показателях качества предоставляемых услуг.
Опыт работы большинства территориальных управлений показывает, что в добровольном порядке восстановить права потребителей при оказании коммунальных услуг удается не всегда, что заставляет их прибегать к выдаче предписаний. В первую очередь это касается обязательного заключения договоров в письменной форме, как это предусматривается законодательством.
Практика применения результатов исследования нашла отражение в принятом в Орловской области решении по итогам заседания Координационного Совета при администрации области по защите прав потребителей, качеству продукции (работ, услуг) с повесткой дня "О работе, проводимой администрациями и жилищно-коммунальными службами городов Орла, Ливны и Мценска по выполнению "Правил предоставления коммунальных услуг...". На этом заседании Координационный Совет постановил:
1) внести в проект бюджета отдельной строкой расходы по содержанию и ремонту жилья, возмещение разницы в тарифах за коммунальные услуги;
2) "Облжилкомхозу" в соответствии с предложениями антимонопольного управления разработать и утвердить в установленном порядке пакет типовых нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения между исполнителями - предприятиями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, и потребителями;
3) Главам администрации рекомендовано:
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения между "исполнителями" - муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и "потребителями", проживающими в домах государственного, муниципального или общественного фондов,
- осуществить переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями,
- обеспечить заключение договоров найма (аренды) и предоставления коммунальных услуг с гражданами, проживающими в жилых домах государственного, муниципального и общественного фонда; с гражданами, проживающими в коллективном и частном жилищном фонде, а также с собственниками жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда - договора обслуживания,
- контролировать ход заключения подобных договоров;
4) Руководителям жилищных ремонтно-эксплуатационных организаций в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление коммунальных услуг заключить до 1.04.96 договора обслуживания;
5) в муниципальных производственных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и их ЖРЭУ оборудовать уголки потребителя, информирующие о Правилах предоставления коммунальных услуг, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах.
Для работников служб по защите прав потребителей при местных администрациях был проведен семинар с целью активизации их деятельности по проверке состояния дел и работе с населением.
Кроме того, вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг было посвящено несколько телепередач. После этого в адрес теруправления поступило около 60 обращений граждан г. Орла и Орловской области.
На основе "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 в Нижегородской области при участии специалистов Антимонопольного управления разработаны и действуют пять документов регионального уровня, регулирующих вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг, и предусматривающие не только принципы снижения оплаты за некачественные коммунальные услуги, но и дифференциацию оплаты для малоимущих слоев населения.
В этой связи предоставляется интересным опыт г. Нижнего Новгорода, где созданы и успешно работают альтернативные коммунальные службы, в результате деятельности которых по некоторым видам услуг им удалось снизить стоимость оплаты в 2 раза. В основном это строительные организации, в функции которых входят взимание квартплаты и оперативное управление жилищным фондом. По инициативе Нижегородского ТУ в г. Жуковском проведен семинар по проблемам дальнейшего развития подобных служб.
Особого внимания заслуживает информация Костромского антимонопольного управления о работе с местной администрацией по защите прав потребителей на рынке жилищно-коммунальных услуг. Здесь также найдены новые формы взаимодействия внутри органов местного самоуправления между службами ЖКХ и отделами защиты прав потребителей, проведено совещание с участием руководителей жилищно-коммунальных служб города. Было решено приступить к разработке документа, в котором нашли бы отражение новые подходы к качеству коммунальных услуг, основанные на нормах Закона РФ "О защите прав потребителей". В этой работе приняли участие и специалисты отдела государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
Первый документ, принятый в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг", был приложением к Постановлению администрации г. Костромы "Об увеличении ставок и тарифов на жилищные и коммунальные услуги...". Это приложение называлось: "Размеры снижения платы населением за жилищно-коммунальные услуги при нарушении нормативных сроков и качества их предоставления". На основе этого документа по всем видам услуг у потребителей появилось законное право на перерасчет в случае обнаружения ими недостатков.
Постановлением главы администрации введено в действие "Положение о порядке предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг на территории г. Костромы". Документ предусматривает как права и обязанности, так и ответственность исполнителя услуг, а также контроль за соблюдением "Положения...". Приложениями к нему стали документы: "Размеры снижения платы...", "Форма учета претензий, предъявленных жителями в связи с нарушением установленного качества услуг", "Предельные сроки устранения неисправностей элементов зданий, сетей водо- и теплоснабжения, вызвавших ухудшение качества или непредоставления жилищно-коммунальных услуг".
Приняты "Правила пользования жилыми помещениями в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в г. Костроме". Разработаны и утверждены формы договоров найма, аренды и обслуживания жилого помещения, формы паспорта жилого помещения, перечни работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными службами без оплаты проживающими и за их счет. Готовится документ, регламентирующий отношения жилищно-коммунальных служб и жилищно-строительных кооперативов.
Как видим, совместная работа служб ЖКХ и специалистов антимонопольного управления дает наибольший эффект при разработке документов именно потому, что технические подходы к проблеме согласуются с нормами права на каждом этапе их разработки.
Реформирование отрасли требует и проведения рациональной, социально-взвешенной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере, приведение ее в соответствие с уровнем жизни основных социальных групп населения.
По данным выступившего на заседании Коллегии ГКАП руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства России Л.Н.Чернышова, существующие законодательные нормы предусматривают полную оплату жилья и коммунальных услуг для собственников жилого помещения, которая за двухкомнатную квартиру на 3-х человек в месяц эквивалентна стоимости одного квадратного метра строящегося жилья. В настоящее время лишь незначительная часть населения, имеющая высокий уровень доходов, может оплачивать коммунальные услуги в полном объеме.
Необходимо упорядочить и систему возмещения затрат, возникающих в местных бюджетах в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, и выплатой субсидий гражданам за услуги, цены на которые регулируются на федеральном уровне (газ, электроэнергия), руководствуясь ст. 133 Конституции Российской Федерации по принципу: федеральная льгота или цена - средства на покрытие выпадающих доходов местного бюджета из федерального бюджета.
Нередко проблемы, возникающие при оказании жилищно-коммунальных услуг, связаны с дефицитным финансированием, задержками при передаче ведомственного жилья и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность. Это снижает эффективность защиты прав потребителей. В ряде случаев приходится прибегать и к нестандартным способам решения проблем.
Основной причиной роста себестоимости отпускных цен является отсутствие конкуренции. Необходимо разработать такой механизм ценообразования, который не позволил бы завышать величину экономически обоснованного тарифа вследствие монопольного положения предприятий отрасли и позволил бы снизить издержки производителей услуг ЖКХ.
Следует предусмотреть варианты дифференцированного подхода к оплате сверхнормативного потребления жилищно-коммунальных услуг. Однако, введение механизма дифференцированной оплаты потребует обязательного декларирования доходов населением, а платежи граждан за жилье и коммунальные услуги не должны превышать 20-25% совокупного дохода семьи.
Встает вопрос и о взаимной ответственности как производителей услуг, так и их потребителей. Применимость Закона РФ "О защите прав потребителей" к договорам найма (аренды) в настоящее время небезосновательно оспаривается рядом юристов. В качестве одного из аргументов указывается, что предоставление имущества во владение и пользование (договор найма жилого помещения, договор проката и др.) не является приобретением товара (работы, услуги). Экономический аспект проблемы заключается в дотируемости государством, местным самоуправлением, отдельными предприятиями и организациями расходов на содержание и ремонт коллективного жилого фонда.
Это порождает правомерные вопросы определения характера и размеров ответственности перед нанимателями жилья, поэтому защита прав потребителей в этой сфере должна регулироваться специальным законодательством.
Однако новый Жилищный кодекс Российской Федерации до настоящего времени не принят. Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в РСФСР (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.92 N 34), действует в части, не противоречащей новому гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса все договоры организаций с гражданами оформляются в письменной форме. Для урегулирования этих отношений на законодательном уровне необходимо принять помимо Жилищного кодекса правила оказания услуг по ремонту и содержанию жилья, разработать новый договор найма жилого помещения.
Для обеспечения интересов населения в условиях неполной правовой урегулированности отношений между жилищно-коммунальными организациями и гражданами-потребителями территориальные управления ГКАП России добиваются заключения между ними договоров найма жилья, проводят анализ указанных договоров на соответствие гражданскому и жилищному законодательству, контролируют сам процесс заключения договоров.
Так, в Тверской области по согласованию с управлением юстиции, с областным судом, по инициативе и при активном участии Антимонопольного управления к этой проблеме было привлечено внимание судов области, обобщена их практика. В целом ряде районов использован опыт г. Твери по дифференциации оплаты труда работников сферы жилищно-коммунальных услуг.
Используя базу нормативно-договорного отдела комитета ЖКХ администрации г. Твери, был разработан целый ряд документов. В частности:
1) "Положение о взаимоотношениях граждан и юридических лиц, занимающих помещения в домах муниципального жилого фонда, с муниципальными жилищно-эксплуатационными предприятиями",
2) разработаны и заключаются договора найма и эксплуатации жилого фонда, на обслуживание и ремонт квартир, а также "Показатели качества жилищно-коммунальных услуг по группам для жилых помещений в г. Твери", "Структура и классификация платежей населения и описание содержания услуг, целей и особенностей применения платежей в жилищном фонде, г. Твери всех форм собственности".
Анализ показал, что состояние всей системы ЖКХ в Российской Федерации не отвечает современным требованиям. В силу традиционно сложившихся условий хозяйствования коммунальные службы занимают монопольное положение на рынке услуг. Это проявляется, во-первых, в произвольном повышении цен на услуги, играющие важнейшую роль в системе жизнеобеспечения населения, и, во-вторых, в невозможности для потребителей получить их в другом месте. Территориальные управления Комитета в состоянии контролировать и влиять на деятельность коммунальных служб, злоупотребляющих своим монопольным положением в регионах.
Регулирование деятельности монополистов, осуществлявшееся ранее в административном порядке, в условиях рынка должно обеспечиваться на основе развития конкуренции или реализации соответствующего законодательства о естественных монополиях на региональном уровне, которое предусматривало бы четкие механизмы ценового регулирования. Результаты социологического исследования показали, что конкурентная среда на данном рынке практически отсутствует, но уже имеются некоторые предпосылки для ее развития: в ряде случаев отмечено появление новых хозсубъектов, готовых взять на себя выполнение некоторых видов коммунальных услуг.
Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений объясняется тем, что их экономические интересы не требуют повышения ответственности на всех уровнях управления. Особенно наглядно это проявляется в сохранении затратных тенденций. Существующая практика материально-технического снабжения также тормозит развитие всей системы.
Поэтому наиболее активные слои населения поддержали идею создания общественного Совета дома (кондоминиума), который взял бы на себя часть или все функции ДЭЗа (ЖКО), и даже готовы принять участие в его работе. Фактически речь идет о создании альтернативных коммунальных служб по инициативе населения.
К барьерам, затрудняющим вход на рынок и наделение их статусом юридического лица, можно отнести слабую заинтересованность Министерства строительства России в поддержке новых хозсубъектов, желающих взять на себя выполнение части обязанностей по коммунальному обслуживанию населения, отсутствие условий и недостаток средств для создания альтернативных коммунальных служб и негибкость самой системы коммунального хозяйства, реорганизовать и реформировать которую достаточно сложно.
Для развития конкурентной среды необходимо не только внедрение более прогрессивных форм обслуживания, эффективных технологий, но и поддержка со стороны местных органов власти новых производителей услуг, которые смогут обслуживать потребителей с учетом их самых различных интересов. В результате существенно расширится спектр услуг, что будет способствовать быстрейшему развитию всей отрасли.
Наиболее сложные процессы реформирования отрасли должны происходить на уровне городов и районов. Здесь особенно возрастает роль муниципальных органов управления, они являются структурой, наиболее близкой к потребителю и производителю коммунальных услуг. На их деятельность непосредственно влияет появление новых форм собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве, приватизация жилищного фонда. Поэтому, являясь субъектами собственности, они обязаны принимать адекватные меры по ее рациональному использованию и управлению.
Территориальные антимонопольные управления применяют различные формы и методы работы с главами местной администрации, руководителями муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства по реализации политики Правительства РФ в сфере предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг и защиты прав потребителей:
1. Подготовка постановлений глав администраций, определяющих основные направления реализации потребительской политики и непосредственное участие в контроле за выполнением этих постановлений;
2. Пропаганда потребительской политики в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать);
3. Взаимодействие с общественными организациями (Федерация независимых профсоюзов, Общество потребителей) и т.д.
Важнейшим принципом функционирования жилищно-коммунальной сферы является государственное регулирование. Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания должна выполнять жилищная инспекция, контролирующая не только обеспечение социальных нормативов обслуживания, но и факт заключения договоров, отражающих эти нормативы. Контроль за наличием и соблюдением договоров между производителями услуг и потребителями позволит отлаживать процессы участия населения в управлении жилищным фондом.
Антимонопольное управление Тверской области достаточно долго добивалось создания областной жилищной инспекции, призванной профессионально осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и соблюдением нормативного уровня коммунальных услуг. Однако инспекция, созданная в 1995 г. до сих пор не заняла должного места в системе контрольных органов.
Необходимо разработать систему критериев оценки качества работы заказчика и подрядной организации. Одним из интегральных критериев работы субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг является взаимосвязь объема потребления и себестоимости (цены) производимых работ и услуг.
Введение государственных минимальных социальных стандартов и контроль за их соблюдением необходимы потому, что государство должно установить в зависимости от своего финансового состояния предельные значения нормативов потребления населением коммунальных услуг, за которые оно сможет доплачивать в период перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг до 2003 года.
Прогнозируя изменение ситуации в сфере коммунального обслуживания, в ближайшей перспективе можно ожидать начала развития конкурентных отношений, и здесь особенно важной представляется деятельность антимонопольных органов по проведению эффективной конкурентной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГКАП РФ от 11 декабря 1996 г. N НФ/5278
Текст письма официально опубликован не был