Решение Думы Великого Новгорода
от 23 ноября 2006 г. N 399
"О муниципальной целевой программе "Молодежная политика в Великом
Новгороде" на 2007-2010 годы"
26 марта, 31 июля 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, в целях обеспечения условий для систематизации и координации деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций независимо от форм собственности в работе с молодежью Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Молодежная политика в Великом Новгороде" на 2007-2010 годы.
2. Поручить Администрации Великого Новгорода обеспечить освещение в средствах массовой информации хода реализации указанной Программы.
3. При формировании бюджетов Великого Новгорода на 2007-2010 годы предусматривать в их расходной части средства на реализацию указанной Программы.
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И. Гражданкин |
Муниципальная целевая программа
"Молодежная политика в Великом Новгороде" на 2007-2010 годы
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 23 ноября 2006 г. N 399)
26 марта, 31 июля 2009 г.
Паспорт программы
Наименование муниципальная целевая программа "Молодежная политика в
Программы Великом Новгороде" на 2007-2010 годы
Заказчик Дума Великого Новгорода, Администрация Великого Новгорода
Программы
Разработчик отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной
Программы политики Администрации Великого Новгорода (далее - отдел
по делам молодежи)
городской совет молодежи при Администрации Великого
Новгорода (далее - городской совет молодежи)
Основание Конституция Российской Федерации
для разработки Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О
Программы государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений"
Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992
года N 1075 "О первоочередных мерах в области
государственной молодежной политики" (в редакции Указа
Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N
456)
постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3
июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях
государственной молодежной политики в Российской
Федерации"
государственная программа "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы",
утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 июля 2005 года N 422
Цель Программы совершенствование и развитие механизма реализации
эффективной молодежной политики, благоприятных правовых и
организационных условий для интеграции молодежи как
активного субъекта в процессы социально-экономического,
общественно-политического и социокультурного развития
общественной жизни
Задачи создание условий для самореализации молодежи
Программы содействие уменьшению числа негативных явлений в
молодежной среде организация занятости молодежи
поддержка молодежных общественных инициатив
организация информационного обеспечения молодежной
политики
достижение согласованности и межведомственной координации
в реализации молодежной политики в Великом Новгороде
Субъекты отдел по делам молодежи
реализации подразделения, входящие в структуру Администрации
Программы Великого Новгорода
молодежные организации и общественные организации
Великого Новгорода, работающие с молодежью
образовательные учреждения Великого Новгорода
организации Великого Новгорода независимо от форм
собственности
Источники реализация Программы осуществляется за счет средств
финансирования бюджета Великого Новгорода (в 2007 году -487 тыс. рублей)
и внебюджетных средств (целевых и спонсорских)
Ожидаемые организация трудоустройства подростков и молодежи,
результаты создание условий для вступления молодежи в трудовую
реализации жизнь, ее трудовое воспитание
Программы улучшение положения отдельных категорий молодежи
(молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
сокращение негативных (общественно-опасных) явлений в
молодежной среде таких, как преступность, наркомания,
алкоголизм, экстремизм
появление эффективных механизмов включения молодежи в
процессы социально-экономического,
общественно-политического и культурного развития Великого
Новгорода
развитие системы информационного обеспечения молодежной
политики
выстраивание эффективной работы в сфере досуга и
творчества молодежи
формирование инфраструктуры молодежной сферы в виде сети
молодежных объединений в организациях Великого Новгорода
и системы работы с молодежным активом
координация деятельности организаций, занимающихся
работой с молодежью
улучшение межсекторного взаимодействия между
представителями органов власти, бизнеса и молодежи
Механизм реали- реализация Программы осуществляется в соответствии с
зации Программы программными мероприятиями
Срок реализации 2007-2010 годы
Программы
Контроль за ис- исполнители мероприятий Программы информируют отдел по
полнением Про- делам молодежи о ходе реализации Программы ежегодно к 1
граммы февраля и 1 июля. Отдел по делам молодежи обобщает
информацию и представляет ее ежегодно в Администрацию
Великого Новгорода и в Думу Великого Новгорода к 15
февраля
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Главным объектом и субъектом социализации, воспитания и образования являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет (молодежь). На этот возрастной период приходится процесс активного социального становления, получения образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей, интенсивная адаптация к различным формам социальных отношений, т.е. реализация молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала.
Среди молодежи могут быть выделены отдельные группы по возрастным, социально-профессиональным и иным признакам, организация работы с которыми требует особой специфики. Молодежь должна рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельная социально-демографическая группа, с другой стороны, как неотъемлемая часть общества, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества.
Рассматривая молодежь как особую социальную группу, большинство экспертов считают, что для молодежи характерны следующие позитивные черты: активность, незакомплексованность, свобода мышления и социального выбора, мобильность, прагматичность, оптимистичность. Среди негативных выделяют такие социально-психологические качества молодежи, как неопытность, подверженность чужому влиянию, зависимость от родителей, модных социальных течений, в том числе негативных - фашизм и экстремизм.
К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития через реализацию настоящей Программы, можно отнести следующие:
в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал: увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;
меняется отношение к образованию - формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния, увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
растет заинтересованность молодых людей в сохранении своего здоровья;
современная молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.
Для того чтобы эти тенденции стали доминирующими, потенциал инновационной активности молодежи был направлен на созидание, творчество и общественно-гражданское служение, необходимо:
создание условий и системы специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи;
проведение активной воспитательной и пропагандистской работы;
развитие услуг и помощи специализированных служб, способствующих полноценной интеграции молодых людей в общество.
Численность молодого населения Великого Новгорода в возрасте от 14 до 30 лет по данным на 1 января 2005 года составила 63349 человек, в том числе 29586 - мужчины и 33763 - женщины.
В настоящий момент вопросами молодежной политики на муниципальном уровне занимаются отдел по делам молодежи, муниципальное учреждение "Центр молодежных инициатив "САМ" (далее - ЦМИ "САМ"), муниципальное учреждение "Центр внешкольной работы "Алые паруса". Кроме того, на территории Великого Новгорода работают такие учреждения, как муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей "Новгородский городской клуб юных моряков", "Дворец детского (юношеского) творчества", областное государственное учреждение "Дом молодежи". Все указанные учреждения призваны организовывать работу с молодежью в свободное время.
В связи с этим решение молодежных проблем невозможно без согласованной политики всех учреждений и организаций.
Сегодня на территории Великого Новгорода также действуют различные образовательные учреждения, которые работают с молодежью в возрасте от 14 до 22 лет. Вне поля их деятельности находится молодежь старше указанного возраста. Главная задача этих учреждений - дать необходимый уровень образования и подготовить специалистов соответствующей квалификации. Однако при этом в меньшей степени учитываются вопросы внеучебного развития молодежи, которые связаны с общественной инициативой и творчеством, не относящимся к сфере профессиональной творческой деятельности и имеющим непостоянный характер.
Таким образом, основными задачами являются создание системы (пошагового механизма) работы с общественной инициативой молодежи и молодежным активом - основным ресурсом кадрового потенциала и организация системного подхода к работе с неорганизованной молодежью, неохваченной деятельностью муниципальных учреждений и, чаще всего, имеющей протестный характер поведения в общественной среде.
В настоящее время молодежь испытывает серьезные затруднения в адаптации к социально-экономическим реалиям, самореализации в общественной жизни. Острыми проблемами молодежной среды, оказывающими негативное влияние на ситуацию, являются молодежная преступность, слабая конкурентоспособность молодежи на рынке труда, слабое здоровье и многие другие.
Одной из проблем современной молодежи является организация занятости как трудовой, так и досуговой.
По данным государственного учреждения "Центр занятости населения города Великий Новгород" в 2005 году в службу занятости обратились 2818 человек в возрасте от 16 до 29 лет (с учетом безработных на начало 2005 года - 3722 человека), из них 1001 человек был трудоустроен, 469 - направлено на обучение. На временную работу за 2005 год было трудоустроено 329 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
На государственном уровне не существует системы специальной помощи в трудоустройстве молодежи. При этом в настоящее время в молодежной среде актуально молодежное трудовое движение, которое представлено различными трудовыми бригадами, "трудовыми десантами", стройотрядами учащейся и студенческой молодежи. В связи с этим одной из задач является активизация работы по организации труда подростков и учащейся молодежи в каникулярное и свободное от учебы время, а также поддержка молодежных общественных инициатив по созданию молодежных трудовых отрядов.
Работу по вопросам подростковой занятости круглогодично ведет молодежное бюро по трудоустройству ЦМИ "САМ". За 2005 год учреждением было трудоустроено на временную и разовую работу в течение года 550 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, а в летний период - дополнительно 47 подростков (14 - 15,5 лет) работало в трудовом лагере с дневным пребыванием.
С января 2006 года молодежная биржа труда ЦМИ "САМ" стала заниматься трудоустройством молодежи от 18 до 30 лет. За 9 месяцев 2006 года (с 1 января по 1 октября) было трудоустроено 887 подростков и молодежи, из них: 298 человек трудоустроено на разовую, 569 - на временную и 20 - на постоянную работу. За летний период 2006 года было организовано две смены трудового лагеря, в котором работало 74 подростка.
Кроме того, учреждение проводит семинары по профессиональной ориентации, направленные на самоопределение молодых людей в выборе профессиональной деятельности, консультации по правовым основам трудоустройства подростков и молодежи, оказывает содействие в получении пенсионных страховых свидетельств.
С 2001 по 2005 годы была организована система работы с общественной организацией "Студенческий союз НовГУ", которая занималась трудоустройством молодежи в летний период (проводники, вожатые, студенческие отряды). Однако в 2006 году данная организация была ликвидирована, а инициатива создания трудовых отрядов перешла студенческим советам государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее - НовГУ). Поэтому поддержка данных инициатив сейчас наиболее актуальна и будет продолжена отделом по делам молодежи.
Кроме того, в сфере трудоустройства студентов ведет активную работу Студенческая биржа труда, созданная в 1998 году на базе НовГУ.
В 2007-2010 годах отделом по делам молодежи планируется выстроить совместную работу и с данной организацией.
Однако глобальное решение проблемы трудоустройства молодежи не возможно без принятия нормативно-правового документа, программы, регулирующей взаимодействие всех структур, целью которых является создание условий для обеспечения и расширения возможностей трудоустройства учащихся, студентов и выпускников учебных заведений.
Исследования последних лет по молодежной проблематике указывают на слабое здоровье подрастающего поколения. Для обозначенной категории населения формирующим фактором здоровья является образ жизни, определяющийся поведением, формированием привычек и, как следствие, развитием заболеваний репродуктивной системы, а также формированием патологических зависимостей, которые не могут в дальнейшем не отразиться на здоровье самих молодых людей и их будущего потомства. Необходимо понимать, если подросток в возрасте до 18 лет имеет проблемы в личном здоровье, то мала вероятность того, что, став зрелым человеком, он избавится от своих недугов.
Наркологическая ситуация в Великом Новгороде, по данным комитета по охране здоровья населения Администрации Великого Новгорода (далее - комитет по охране здоровья населения), характеризуется снижением возраста начала употребления психотропных веществ (никотин, алкоголь, наркотики и т.п.) с 15 до 13 лет. Постоянно увеличивается число лиц, употребляющих в сочетании или поочередно несколько психоактивных веществ (в 2003 году - 10,8 %, в 2005 году - 16,3 %). Показатели болезненности алкоголизмом и алкогольными психозами в Великом Новгороде ежегодно значительно превышают среднеобластные (на 26 %) и среднереспубликанские (в 2,9 раза). Анализ основных показателей, характеризующих наркологическую ситуацию, отмечает высокий уровень распространения наркологической патологии среди лиц в возрасте до 30 лет. 70 % случаев освидетельствованных наркологических опьянений и 50 % случаев алкогольного опьянения в 2005 году пришлось на лиц моложе 30 лет. Практически все наркологические больные имеют выраженные соматические и неврологические осложнения, обусловленные токсическим действием психоактивных веществ, приводящих к высокой инвалидизации и смертности. Анализ показывает, что на протяжении последних лет остается высоким процент женских зависимостей, в первую очередь, от алкоголя (21% в группе больных алкоголизмом).
Таким образом, помимо того, что страдает здоровье самих молодых людей, снижается качество их жизни и, как следствие, возникает неблагоприятный прогноз для создания полноценной семьи и рождения здорового потомства. За последние 3 года общее число зарегистрированных больных наркологическими расстройствами возросло с 8427 человек в 2003 году до 8517 человек в 2005 году. На 01.01.2006 на учете в государственном учреждении здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" состояло 7410 больных с синдромом зависимости от психоактивных веществ, в том числе 5915 человек с диагнозом "алкоголизм", 494 - "алкогольные психозы", 965 человек - "наркомания", 36 - "токсикомания".
По данным оперативной информации о наркологической ситуации в Великом Новгороде, за первое полугодие 2006 года на учете с установленным диагнозом "наркомания" зарегистрировано 4 несовершеннолетних подростка, такое же число за аналогичный период прошлого года, с диагнозом "токсикомания" - 28 человек (26 человек в 2005 году), с диагнозом "алкоголизм" - 7 человек (9 человек в 2005 году).
Государственным учреждением здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" было проведено анкетирование 1590 учащихся 9-11-х классов с целью исследования распространенности вредных привычек среди несовершеннолетних. По итогам мониторинга было выявлено следующее: 2 из 3 мальчиков и почти каждая вторая девочка в возрасте 15-17 лет курят; только 1 школьник из 10 не употребляет алкоголь, а каждые 2 девочки из 100 и 4 мальчика из 100 употребляют наркотики. Приобщение к табакокурению и алкоголю начинается с 10-летнего возраста, а пик активного "пробования" приходится на 13-14 лет. Знакомство с наркотиками начинается в основном в 12-13 лет, а максимум первого употребления приходится на 15-16 лет.
Сложившаяся ситуация с употреблением психотропных веществ среди подростков требует незамедлительного принятия комплексных и эффективных профилактических мер с участием специалистов различных ведомств, молодежных общественных объединений, лечебных учреждений, а также родительского сообщества и самой молодежи. В этом случае процесс организован с понятными молодежи подходами профилактической работы, где решающее слово в вопросах профилактики остается за самими юношами и девушками.
При анализе состояния репродуктивного здоровья молодежи обращает на себя внимание ранняя сексуальная активность молодежи, пренебрежение к средствам защиты от нежелательной беременности и инфекций, передающихся половым путем, и, как следствие, незапланированные беременности, аборты или рождение нежеланных детей, заражение инфекциями, передающимися половым путем, хронические заболевания репродуктивных органов, бесплодие и другие серьезные последствия. Доля медицинских абортов у девушек 15-19 лет в общей структуре абортов составляет около 11 %, что в показателях на 1000 девушек этого возраста составило в 2004 году 51 человек. Следует отметить, что ежегодно от матерей 15-28 лет вне брака появляются на свет от 25 до 30 процентов новорожденных.
Рассматривая ситуацию здоровья молодежи, нельзя не затронуть проблему распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в молодежной среде. По данным государственного учреждения здравоохранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер" (далее - Центр "Хелпер") в 2004 году было выявлено 29 человек в возрасте от 15 до 29 лет с ВИЧ-инфекцией, что составило 33,3 % от всех случаев за год, в 2005 году - 20 человек (54 %), за 6 месяцев 2006 года уже зафиксировано 9 случаев (69,2%). Многие из ВИЧ-инфицированных обращаются в Центр "Хелпер" анонимно, поэтому реальное количество молодежи с ВИЧ намного больше. К тому же в последние годы резко изменилась ситуация по распространению (путям передачи) инфекции. Процентное соотношение полового пути передачи ВИЧ выросло по сравнению с 2001 годом с 3,8 % до 51,3 %. Таким образом, именно молодежь попадает в так называемую "зону риска", резко увеличивается вероятность заболевания ВИЧ-инфекцией.
В связи с этим в Великом Новгороде комитетом по охране здоровья населения проводится соответствующая работа по диспансеризации детей и подростков, организован молодежный медицинский центр, деятельность которого направлена на сохранение репродуктивного здоровья подростков.
К сожалению, строгий учет состояния здоровья ведется только до 18 лет. Но и эти данные дают достаточные основания для прогноза состояния здоровья молодежи старше 18 лет.
Большую роль в охране здоровья молодежи играет профилактическая работа, связанная с воспитанием непосредственно в молодежной среде культуры здорового образа жизни: это отказ молодого поколения от употребления алкоголя и табака, наркотических средств, а также от использования в качестве дурманящих средств различных токсических веществ. Чаще всего превентивные меры бывают более эффективными, чем последующее лечение больного.
Важным фактором в укреплении здоровья молодежи должна стать массовая физическая культура. Большое внимание нужно уделять работе с подростками и молодежью по месту жительства. Необходимо проводить работу по созданию различных экспериментальных площадок по месту жительства. Эту работу могут успешно проводить клубы МУ "Центр внешкольной работы "Алые паруса" и ЦМИ "САМ", муниципальные унитарные жилищно-эксплуатационные предприятия, средние общеобразовательные учреждения и учреждения культуры. На это требуются дополнительные финансовые средства, так как затраты связаны, прежде всего, с воспитанием и развитием общей культуры подрастающего поколения.
Также актуальной для молодежи является проблема самореализации. Сегодня на территории Великого Новгорода активно появляются и развиваются молодежные субкультуры, создаваемые самими молодыми людьми с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей. Среди них особо выделяются такие творческие направления, как КВН, электронная и рок-музыка, ролевые игры, брейк-данс, хип-хоп, альтернативные литературные, театральные, художественные сообщества, ассоциации и клубы по интересам, клубы экстремальных видов спорта и др.
Все большее количество активной творческой молодежи вовлекается в деятельность молодежных субкультур, способствуя развитию культурного и инновационного потенциала Великого Новгорода.
Однако предлагаемые учреждениями культуры, образования и молодежной политики формы поддержки творческой инициативы либо не отвечают современным потребностям и предпочтениям молодежи, либо не в полной мере их удовлетворяют как в количественном, так и в качественном отношении.
В связи с этим необходим более эффективный механизм поддержки творческой молодежи, чем существующий сегодня.
Для решения этой проблемы необходимо изыскать средства в городском бюджете для создания в Великом Новгороде городского дома молодежи, а также целесообразно разработать целевую программу, которая бы определила систему методов и форм поддержки молодежных субкультур и создания условий для творческой самореализации молодежи.
В настоящее время недостаточно внимания уделяется вопросу работы с молодежью, которая составляет основу трудовых коллективов различных предприятий. Эти молодые люди, как правило старше 20 лет, являются и молодыми специалистами, и членами вновь создаваемых семей и нуждаются в решении жилищных вопросов, помощи в воспитании уже собственных детей, в поддержке в начале профессионального пути, в организации досуга и общественных объединений по интересам на своих предприятиях.
За 2004-2006 годы на ведущих предприятиях были созданы советы молодых специалистов, основной задачей которых является включение рабочей молодежи в общественные дела и участие в организации и проведении творческих мероприятий. Поэтому и молодые родители, и молодые семьи, и молодые специалисты должны по-прежнему быть под пристальным вниманием органов местного самоуправления Великого Новгорода.
Особое внимание в работе с молодежью должно уделяться профилактике правонарушений в подростково-молодежной среде. Так, по данным УВД Великого Новгорода, в 2005 году несовершеннолетними подростками и при их участии было совершено 396 преступлений, что на 45 % больше по сравнению с предыдущим годом. 100 из этих преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких. К уголовной ответственности за 2005 год было привлечено 224 несовершеннолетних.
Более того, среди подростков растет количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Так, в 2005 году в состоянии алкогольного опьянения подростками было совершено более 100 преступлений.
За первые 3 месяца 2006 года, по данным УВД Великого Новгорода, подростками было совершено 64 преступления (в 2005 году - 74 преступления), из них - 22 тяжких и особо тяжких (в 2005 году - 14). То есть на общем фоне небольшого снижения общего количества преступлений в I квартале 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года происходит рост преступлений, которые носят тяжкий и особо тяжкий характер. Такие результаты свидетельствуют об увеличении количества молодежи в преступной деятельности. В связи с этим в работе с молодежью старшего подросткового возраста особое внимание должно уделяться пропаганде правовых знаний, развитию молодежных ювенальных служб, расширению работы по организации досуговой и трудовой занятости молодежи, вовлечению молодежи в общегородские мероприятия. Именно эта работа позволит снизить участие молодежи в противоправных действиях.
Анализ положения молодежи выявляет огромный перечень проблем, с которыми сталкиваются молодые люди сегодня. В связи с этим работа с молодежью в Великом Новгороде должна строится на формировании механизма поддержки и создания условий для решения вышеуказанных проблем, социальной адаптации и самореализации молодежи.
II. Приоритетные направления молодежной политики Великого Новгорода
Понятие "молодежная политика Великого Новгорода" включает в себя комплекс мер органов местного самоуправления, направленных на создание социально-экономических, правовых и организационных условий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в решении задач городского развития.
Осуществление молодежной политики Великого Новгорода невозможно без принятия и реализации целевых муниципальных программ развития молодежной сферы и поддержки молодежи. Несмотря на то, что за последние годы в Великом Новгороде был реализован ряд программ, касающихся, в том числе, и молодежи, можно констатировать факт, что положение в сфере молодежной политики меняется медленно. Есть несколько причин, объясняющих данное положение вещей.
Вопросы молодежной политики до сих пор не урегулированы законодательно. Отсутствие дополнительных федеральных и областных законодательных актов не дает возможности эффективно проводить молодежную политику на муниципальном уровне в тех случаях, когда требуется согласованная работа различных ведомств.
Дефицит финансовых средств в бюджете Великого Новгорода не позволяет предоставить финансирование, соразмерное масштабам решаемых проблем. В этих условиях можно достичь позитивных результатов только при условии объединения усилий органов местного самоуправления, общественных объединений, широкого привлечения внебюджетных средств, внедрения новых управленческих технологий.
Решением Думы Великого Новгорода от 20.07.2004 N 761 была утверждена городская целевая программа "Молодежная политика в Великом Новгороде (2004-2006 годы)", в которой впервые были определены приоритетные направления молодежной политики и перечень мероприятий для молодежи Великого Новгорода. Были выделены такие направления деятельности в сфере работы с молодежью, как:
работа с молодежными общественными организациями, объединениями, клубами, молодежным активом;
работа по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи;
организация трудовой и досуговой занятости молодежи;
организация летнего отдыха и оздоровления молодежи, пропаганда здорового образа жизни;
организация работы по вопросам социально-психологической поддержки молодежи и профилактики правонарушений в молодежной среде;
поддержка молодых семей и молодых специалистов;
межрегиональное и международное молодежное сотрудничество;
информационная поддержка молодежи и специалистов, работающих с молодежью;
обучение молодежного актива и специалистов, работающих с молодежью;
правовое и материально-техническое обеспечение отрасли "молодежная политика".
Организация работы по данным направлениям оказалась достаточно эффективной, а благодаря реализации основных программных мероприятий были достигнуты положительные результаты в формировании эффективной молодежной политики. Поэтому в 2007-2010 годы работа по этим направлениям будет продолжена.
Настоящая Программа призвана определить цель, приоритеты молодежной политики и меры, реализация которых обеспечит совершенствование и развитие механизма осуществления эффективной молодежной политики, благоприятных правовых и организационных условий для социальной самореализации молодежи в основных сферах общественной жизни.
Кроме вышеназванных направлений работы настоящая Программа включает мероприятия в таких сферах, как:
содействие проведению социологических исследований среди молодежи;
организация встреч представителей органов власти с активистами из числа молодежи;
достижение межведомственной координации в реализации молодежной политики;
реализация социальных проектов;
привлечение дополнительного финансирования в виде грантов или работы со спонсорами для реализации молодежных программ и проектов.
В связи с подготовкой к проведению мероприятий юбилея Великого Новгорода и международного форума "Ганзейские дни нового времени" особое внимание в настоящей Программе уделено развитию международного молодежного сотрудничества и реализации проектов в рамках молодежного ганзейского движения.
Таким образом, настоящая Программа является продолжением городской целевой программы "Молодежная политика в Великом Новгороде (2004-2006 годы)", сохраняя основные направления работы и мероприятия, ставшие традиционными.
III. Принципы, цели, задачи Программы
На основе уже сложившейся системы реализации молодежной политики в Великом Новгороде можно определить следующие принципы реализации настоящей Программы:
принцип межведомственности - координация деятельности всех структурных подразделений Администрации Великого Новгорода в сфере реализации молодежной политики;
принцип участия - привлечение молодежных организаций, молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации программ, касающихся молодежи и общества в целом;
принцип гарантий - предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и готовность к самостоятельной жизни;
принцип социальной компенсации - обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан;
принцип целостности - законченность, слаженность внутренних элементов настоящей Программы, самостоятельность и эффективность системы мер.
Целью настоящей Программы является совершенствование и развитие механизма реализации эффективной молодежной политики, благоприятных правовых и организационных условий для интеграции молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития общественной жизни.
Задачи настоящей Программы:
создание условий для самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общественной жизни в интересах городского сообщества и возможности самореализации молодежи в соответствии с возрастными особенностями и социальным статусом;
содействие уменьшению числа негативных явлений в молодежной среде посредством формирования системы профилактики данных явлений;
организация межведомственного взаимодействия в вопросах занятости молодежи;
поддержка молодежных общественных инициатив, проектов общественных молодежных организаций, объединений, клубов;
организация информационного обеспечения молодежной политики на территории Великого Новгорода, информационная поддержка мероприятий и инициатив молодежной направленности, создание единого информационного поля;
достижение согласованности и межведомственной координации в реализации молодежной политики в Великом Новгороде, формирование на его территории молодежной инфраструктуры из структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, молодежных объединений и организаций, работающих с молодежью.
Исходя из обозначенных проблем, возрастных особенностей и социального статуса категория "молодежь" в рамках настоящей Программы условно разделена на три возрастные группы:
14-17 лет (старший подростковый возраст);
18-22 года (учащаяся молодежь);
23-30 лет (рабочая молодежь).
Базовым связующим звеном между этими возрастными группами является система мер, направленная на включение молодежи в активную общественную деятельность, где предусмотрена возрастная преемственность перехода из группы с одним социальным статусом в группу с другим социальным статусом.
IV. Механизм реализации и оценочные показатели Программы
Механизмы реализации настоящей Программы включают систему мероприятий по организации эффективной деятельности по ее выполнению.
1. Контроль за исполнением Программы осуществляет комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода. Отчеты о ходе выполнения настоящей Программы представляются на коллегию Администрации Великого Новгорода, в Думу Великого Новгорода и городской совет молодежи.
2. Оперативное управление настоящей Программой осуществляется отделом по делам молодежи при поддержке структурных подразделений Администрации Великого Новгорода и тесном взаимодействии с молодежными учреждениями и общественными организациями и объединениями, работающими с молодежью.
Ежегодная корректировка программных мероприятий в рамках основных направлений молодежной политики позволит гибко реагировать на возникающие проблемы и инициативы молодежи. Предусматривается ежегодное утверждение плана мероприятий с уточнением финансирования Думой Великого Новгорода.
3. Источниками ресурсного обеспечения настоящей Программы являются бюджет Великого Новгорода, дополнительное финансирование из бюджета Новгородской области и внебюджетное финансирование.
При условии выполнения кадровых, организационных и финансовых составляющих настоящая Программа будет реализована в полном объеме.
К оценочным показателям настоящей Программы относятся:
организация деятельности специализированного муниципального учреждения по вопросам занятости и досуга подростков и молодежи;
содействие в решении вопросов отдельных категорий граждан, рост числа трудоустроенной молодежи;
количество молодежных проектов, поддержанных Администрацией Великого Новгорода;
регулярность освещения событий и мероприятий в средствах массовой информации;
создание и развитие форм самоуправления среди учащихся, студентов и рабочей молодежи, рост числа активных сторонников социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Великого Новгорода;
поддержка организаций и объединений молодежи, деятельность которых направлена на пропаганду соблюдения правопорядка и здорового образа жизни;
рост числа межведомственных проектов, мероприятий, реализуемых для молодежи совместно с партнерскими организациями;
количество молодежи, участвующей в мероприятиях, акциях и проектах, предусмотренных Программой.
Решением Думы Великого Новгорода от 31 июля 2009 г. N 438 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Программные мероприятия
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возрастная Наименование мероприятия Срок Исполнитель Объем финансирования Источник
группа испол- (тыс. руб.) финансиро-
нения ---------------------------- вания
2007 2008 2009 2010
г. г. г. г.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.1. Взаимодействие с молодежными общественными организациями,
объединениями, клубами, молодежным активом Великого Новгорода
14-17 лет организация совместной постоянн отдел по 12,0 12,0 5,0 15,0 средства
работы с советами о делам Программы
учащихся в образо- молодежи,
вательных учреждениях управление
начального и среднего среднего про-
профессионального фессиональого
образования, студенческих образования
общежитиях колледжей; под- НовГУ (далее
держка мероприятий - УСПО НовГУ)
органов молодежного (по согласова-
самоуправления нию)
организация и проведение ежегодно -"- 7,0 7,0 7,0 -"-
форума молодежи,
обучающейся в учреждениях
начального и среднего
профессионального
образования
организация и проведение 2008 г., -"- 15,0 20,0 -"-
фестиваля лидерских и 2010 г.
менеджерских программ
18-22 года организация совместной постоянн отдел по 20,0 20,0 15,0 25,0 средства
деятельности со о делам Программы
студенческим молодежи,
активом Великого студенческие
Новгорода по советы НовГУ
направлениям: досуг, (по согласова-
занятость, спортивные нию)
мероприятия, конкурсы
оказание организационной постоянн отдел по
и информационной помощи о делам
молодежи по созданию и молодежи
регистрации молодежных
общественных организаций
по интересам
Для всех организация деятельности постоянн -"- 8,0 8,0 8,0 12,0 -"-
возрастных городского совета о
групп молодежи
поддержка мероприятий постоянн -"- 8,0 10,0 15,0 -"-
молодежных общественных о
организаций и клубов по
направлениям
деятельности: воспитание
лидеров, молодые
менеджеры, молодежный
актив
участие молодежи в 2008- -"- 10,0 8,0 10,0 -"-
молодежных всероссийских 2010 гг.
форумах и фестивалях
проведение ярмарки 2008 г., отдел по 10,0 20,0 -"-
молодежных организаций и 2010 г. делам
объединений молодежи,
молодежные
общественные
и учреждений, работающих организации,
с молодежью учреждения,
работающие с
молодежью
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.2. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
14-17 лет формирование трудовых ежегодно отдел по 10,0 12,0 15,0 средства
отрядов экологической делам Программы
направленности для молодежи,
подростков 14-15,5 лет ЦМИ "САМ",
комитет по
экологии
Адми-
нистрации
Великого
Новгорода
18-23 года организация шефской постоянн отдел по 10,0 12,0 5,0 20,0 -"-
работы по оказанию помощи о делам
ветеранам войны и труда, молодежи,
организация администрации
деятельности городского профессиональ-
штаба добровольческой ных учебных
работы ЦМИ "САМ" заведений
Для всех проведение стилизованной 9 мая отдел по 45,0 -"-
возрастных молодежной программы 2010 г. делам
групп "Дорогами дедов", молодежи
посвященной 65-летию
Победы в Великой
Отечественной войне
организация и проведение ежегодно -"- 8,0 10,0 15,0 -"-
слета волонтеров,
семинаров, конференций по
обмену опытом волонтерской
работы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.3. Трудовая занятость молодежи
14-17 лет организация деятельности постоянн ЦМИ "САМ" 20,0 20,0 18,0 30,0 средства
молодежного бюро по о Программы
трудоустройству ЦМИ
"САМ", круглогодичное
трудоустройство под-
ростков
открытие молодежного ежегодно отдел по 15,0 18,0 20,0 25,0 -"-
трудового сезона на (1 мая) делам
Софийской площади, молодежи
тематическая программа
для учащихся начального и
среднего
профессионального
образования, посвященная
Празднику Весны и Труда,
"Молодежная маевка"
организация подросткового ежегодно ЦМИ "САМ" средства
трудового лагеря (летний бюджета
период) Великого
Новгорода
на орга-
низацию лет-
него отдыха
и занятости
детей и
подростков
18-23 года организация работы по постоянн отдел по 10,0 12,0 7,0 15,0 средства
трудоустройству о делам Программы
студентов (студенческая молодежи,
биржа труда на базе Новгородская
НовГУ, школа вожатых на областная
базе ОГУ "Дом молодежи") студенческая
биржа труда
Для всех создание 2010 г. отдел по 450,0 средства
возрастных специализированного делам бюджета
групп муниципального учреждения молодежи, Великого
по организации занятости комитет по уп- Новгорода
подростков и молодежи равлению муни- на текущее
"Новгородская молодежная ципальным иму- содержание
биржа труда" ществом Вели- учреждения
кого
Новгорода
(далее -
КУМИ)
ярмарка вакансий для под- 2007 г., отдел по 6,0 5,0 средства
ростков и молодых 2009 г. делам Программы
специалистов молодежи
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.4. Досуг молодежи
14-17 лет, организация и проведение ежегодно отдел по 20,0 22,0 30,0 -"-
18-22 года фестиваля молодежного делам
творчества (музыка, молодежи
бальные танцы, молодые
художники и фотоху-
дожники, бардовская
песня)
23-30 лет организация и проведение постоянн отдел по 15,0 18,0 20,0 25,0 -"-
досуговых тематических о делам
мероприятий совместно с молодежи,
молодежными отделами администрации
профсоюзных организаций и организаций
советами молодых Великого Нов-
специалистов организаций города
Для всех проведение фестивалей и постоянн отдел по 15,0 20,0 10,0 30,0 -"-
возрастных соревнований по о делам
групп неформальным видам молодежи
спорта, организация пло-
щадок для неформальных
культурных объединений
(роллер-клуб, брэйк-
площадки и т.д.)
организация и проведение ежегодно отдел по 40,0 45,0 45,0 50,0 средства
игр КВН, поддержка делам Программы
движения КВН (1 апреля, молодежи,
полуфинальные весенние и молодежные
осенние игры, фестивали КВН-команды
КВН)
День российской молодежи ежегодно отдел по 25,0 30,0 15,0 30,0 -"-
(27 делам
июня) молодежи
создание и организация 2008- отдел по 100,0 -"-
деятельности городского 2010 гг. делам
клуба альтернативной молодежи,
молодежной музыки (рок- КУМИ
клуб)
поддержка творческих постоянн отдел по 25,0 30,0 30,0 40,0 -"-
проек- о делам
тов и инициатив молодежи молодежи
(в т.ч. молодежных
организаций и
объединений) по
организации досуговых
мероприятий для мо-
лодежи, а также досуговых
мероприятий по месту
жительства (МУ "Центр
внешкольной работы "Алые
паруса") и творческих
мероприятий ЦМИ "САМ"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.5. Летний отдых и оздоровление молодежи,
пропаганда здорового образа жизни
Для всех организация летнего ежегодно отдел по 10,0 10,0 12,0 средства
возрастных отдыха для молодежи и делам Программы
групп молодых семей молодежи
поддержка проектов по про- ежегодно -"- 15,0 18,0 20,0 25,0 -"-
филактике негативных
явлений в молодежной
среде; проведение
молодежных общегородских
акций, направленных на
пропаганду здорового
образа жизни (против
курения, алкоголизации,
наркомании, ВИЧ/СПИД)
поддержка и развитие постоянн -"- 10,0 12,0 5,0 15,0 -"-
системы поощрения о
молодежи, активно
занимающейся спортом и
творчеством
организация работы постоянн отдел по 5,0 5,0 5,0 -"-
"горячей линии" для о делам
молодежи по вопросам молодежи,
профилактики негативных молодежные
явлений общественные
организации
и учреждения,
занимающиеся
профилактикой
ВИЧ/СПИД и
наркомании
организация и проведение постоянн отдел по 8,0 10,0 10,0 10,0 средства
тренингов, семинаров и о делам программы
конференций по вопросам молодежи,
профилактики ВИЧ/СПИД и молодежные об-
наркомании, обучение щественные ор-
волонтеров ганизации и
учреждения,
занимающиеся
про-
филактикой
ВИЧ/СПИД и
наркомании
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.6. Организация работы по вопросам социально-психологической
поддержки молодежи и профилактики правонарушений в молодежной среде,
поддержка молодых семей и молодых специалистов
14-17 лет организация и проведение постоянн отдел по 4,0 15,0 2,0 20,0 средства
игр по правовому о делам Программы
воспитанию молодежи; молодежи,
проведение открытых лек- НООО "Союз
ций по правовому юристов Новго-
информированию родской облас-
подростков ти" (по
согласо-
ванию)
18-22 года поддержка деятельности постоянн отдел по 2,0 2,0 3,0 5,0 -"-
центра правовой помощи о делам
молодежи (студенческой молодежи,
юридической кон- УСПО НовГУ
сультации) при (по согласова-
многопрофильном колледже нию)
НовГУ
23-30 лет ипотечное кредитование мо- ежегодно управление по текущее фи-
лодых семей, организация жилищным воп- нансирова-
информирования молодежи росам Адми- ние из бюд-
по жилищным вопросам нистрации жета
Великого Великого
Новгорода, Новгорода в
отдел по рамках
делам ипотечного
молодежи кредито-
вания
разработка и внедрение 2007- отдел по внебюджетны
программы по созданию в 2010 гг. делам е средства
организациях торговли молодежи,
игровых комнат для детей комитет по
и родителей, комнат торговле,
отдыха, молодежных кафе бытовому
обслуживанию
и
лицензировани
ю
Администрации
Великого
Новгорода,
руководители
организаций
торговли
Для всех деятельность анонимной со- постоянн ЦМИ "САМ", 8,0 10,0 5,0 10,0 средства
возрастных циально-психологической о НовГУ Программы
групп консультации на базе ЦМИ
"САМ"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.7. Межрегиональное и международное молодежное сотрудничество
Для всех участие представителей ежегодно отдел по текущее фи-
возрастных молодежи в Международном делам нансировани
групп форуме "Ганзейские дни молодежи, е комитета
нового времени" и управление по культуры и
молодежных проектах зарубежным молодежной
городов - членов Ганзей- связям и политики,
ского Союза туризму управления
Админист- по зару-
рации бежным свя-
Великого зям из бюд-
Новгорода жета
Великого
Новгорода
организация работы постоянн отдел по
молодеж- о делам
ной координационной молодежи
группы "Молодая Ганза -
Великий Новгород"
организация молодежной 2009 г. -"- 65,0 средства
программы Международного Программы
форума "Ганзейские дни
нового времени"
организация и проведение постоянн -"- 10,0 45,0 10,0 -"-
конкурса проектов, о
направленных на развитие
международного
молодежного сотрудни-
чества, международных
форумов, семинаров,
конференций, фестивалей
участие молодежных ежегодно отдел по 10,0 15,0 20,0 -"-
творческих коллективов, делам
победителей городских молодежи
конкурсов в мероприятиях
Союза городов Центра и
Северо-Запада России
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.8. Информационная поддержка молодежи и специалистов,
работающих с молодежью
Для всех поддержка деятельности постоянн отдел по 10,0 15,0 10,0 20,0 средства
возрастных молодежных печатных о делам Программы
групп органов, в т.ч. изданий молодежи
МУ "Центр внешкольной
работы "Алые паруса"
поддержка работы -"- отдел по
официального делам
информационного сайта молодежи,
Администрации Великого комитет по ин-
Новгорода, посвященного форматизации
молодежной политике Администрации
Великого
Новгорода
разработка и печать -"- отдел по 15,0 20,0 30,0 35,0 -"-
информационно- делам
просветительских и ме- молодежи
тодических материалов для
молодежи
изготовление и установка -"- отдел по 5,0 12,0 29,0 20,0 -"-
на территории Великого делам
Новгорода информационных молодежи,
стендов для комитет архи-
распространения тектуры и
социальной рекламы и градо-
информации для молодежи строительства
Администрации
Великого
Новгорода
организация и проведение ежегодно отдел по 3,0 5,0 5,0 средства
традиционного семинара (декабрь делам Программы
"Молодежная политика ) молодежи
года" для заместителей
руководителей учреждений
начального и среднего
профессионального
образования и
руководителей
общественных организаций,
работающих с молодежью
содействие проведению ежегодно -"- 3,0 10,0 10,0 -"-
социологических
исследований среди
молодежи
изготовление и ежегодно -"- 15,0 20,0 20,0 -"-
распространение
социальной рекламы
организация встреч ежегодно -"-
представителей органов
власти с активистами из
числа молодежи
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.9. Обучение молодежного актива и специалистов, работающих с молодежью
Для всех обучение молодежи из постоянн отдел по 20,0 25,0 20,0 30,0 средства
возрастных числа активистов и о делам Программы
групп руководителей молодежных молодежи
общественных организаций
повышение квалификации ежегодно -"- 15,0 15,0 20,0 35,0 -"-
специалистов, работающих
с молодежью, в т.ч. с
привлечением специалистов
из Департамента по
молодежной политике Ми-
нистерства образования
Российской Федерации
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.10. Правовое и материально-техническое обеспечение отрасли
"молодежная политика"
Для всех разработка нормативных
возрастных правовых актов по
групп вопросам молодежной
политики:
о трудоустройстве 2008 г. отдел по
подростков и молодежи делам
молодежи,
правовое
управление
Адми-
нистрации
Великого Нов-
города
о поддержке молодежных 2009 г. -"-
субкультур
о волонтерском 2010 г. -"-
движении
материально-техническая
поддержка отрасли:
материально- постоянн отдел по 15,0 20,0 10,0 30,0 средства
техническое обеспечение о делам Программы
деятельности молодежной молодежи
гостиной ЦМИ "САМ",
осуществление содержания
и эксплуатации спортивных
площадок ЦМИ "САМ"
материально- постоянн отдел по 10,0 15,0 10,0 20,0 средства
техническое обеспечение о делам Программы
деятельности молодежи
МУ "Центр внешкольной
работы "Алые паруса"
материально- постоянн -"- 20,0 20,0 14,0 30,0 -"-
техническое обеспечение о
деятельности отдела по
делам молодежи
выделение помещения 2008 г. КУМИ, отдел
для организации по делам
деятельности городского молодежи
клуба альтернативной
молодежной музыки (рок-
клуб)
косметический ремонт 2009 г. МУ "УКС" 50,0 средства,
помещений в ЦМИ "САМ" пре-
дусмотренны
е в бюджете
Великого
Новгорода
на
ремонтные
работы
выделение помещения 2010 г. КУМИ
для специализированного
муниципального
учреждения по организации
занятости подростков и
молодежи "Новгородская
молодежная биржа труда"
выделение помещения 2010 г. КУМИ
вновь создаваемому
муниципальному
учреждению "Городской дом
молодежи"
привлечение постоянн
дополнительного о
финансирования в виде
грантов или работы со
спонсорами для реализации
молодежных программ и
проектов
Итого 487,0 655,0 492,0 1436,0
в том числе:
средства Программы 487,0 655,0 442,0 986,0
текущее финансирование 50,0 450,0
из бюджета Великого
Новгорода
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 23 ноября 2006 г. N 399 "О муниципальной целевой программе "Молодежная политика в Великом Новгороде" на 2007-2010 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 28 декабря 2006 г. N 31
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 31 июля 2009 г. N 438
Решение Думы Великого Новгорода от 26 марта 2009 г. N 337