С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
В связи с подписанием Совета глав правительств СНГ Положения о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ Минфин России по согласованию с Госналогслужбой России считают необходимым доложить следующее.
Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, подписанного в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 года, предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров (услуг), поставляемых хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ в рамках производственной кооперации.
Указанное Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 17.05.95 N 78-ФЗ "О ратификации Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ и Протокола о механизме реализации данного Соглашения".
Госналогслужбой России и Минфином России в целях механизма реализации указанного Соглашения был разработан Порядок применения налога на добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ, услуг) при расчетах между хозяйствующими субъектами России и государств-участников СНГ, направленный письмом Минфина России от 23.01.96 N 04-03-17 в адрес Минсотрудничества России, согласно которому суммы налога, уплаченные хозяйствующими субъектами Российской Федерации поставщикам-юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, по материальным ресурсам, работам, услугам производственного характера, использованным для изготовления товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках вышеуказанного Соглашения хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, относились на издержки производства и обращения и возмещению из бюджета не подлежали.
В соответствии со статьей 4 Протокола от 15 апреля 1994 г. о механизме реализации указанного Соглашения правительства государств-участников Содружества согласились осуществить одновременное введение в действие нормативных документов по порядку применения налога на добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ, услуг).
Положение, разработанное Госналогслужбой России и Минфином России, предполагалось довести до сведения налогоплательщиков после принятия соответствующих нормативных документов всеми государствами Содружества.
Однако, 17 января 1997 года Совет глав правительств СНГ утвердил Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, предусматривающее помимо освобождения от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров (работ, услуг) в рамках кооперации, возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по материальным ресурсам, услугам производственного назначения, использованным для изготовления товаров (услуг), реализуемых в рамках Соглашения, в полном объеме за счет средств государственного бюджета, что не было предусмотрено указанным Соглашением.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договора Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены действующим законодательством, подлежат ратификации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.
В связи с изложенным, а также учитывая, что возмещение налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного назначения не было учтено при утверждении федерального бюджета на 1997 год, вышеуказанное Положение может вступить в силу на территории Российской Федерации только после принятия соответствующего федерального закона.
Кроме того, данное положение подписано не всеми государствами СНГ - участниками Соглашения о производственной кооперации. Так, Положение не было подписано главами правительств Грузии, Республики Казахстан и Туркменистана. На территории Республики Беларусь указанное Положение вступит в силу только после прохождения необходимых внутригосударственных процедур.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, в которой Российская Федерация в одностороннем порядке вынуждена освобождать от налога на добавленную стоимость и акцизов поставки товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам указанных государств.
Кроме того, в случае ратификации порядка применения налога на добавленную стоимость и акцизов, предусмотренного Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, могут быть созданы условия, когда недобросовестные налогоплательщики используют без необходимых оснований поставки товаров (работ, услуг) в рамках указанного Соглашения для незаконного получения льгот и возмещения из бюджета сумм налога, уплаченного за материальные ресурсы, использованные при производстве указанных товаров (работ, услуг). В связи с этим Минфином России предложено провести переговоры на уровне глав правительств о прекращении действия Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ (письмо в Правительство Российской Федерации от 21.04.97 N 01-10/04-1458).
С.Д.Шаталов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 10 июля 1997 г. N 01-10/04-2651 "О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации в рамках СНГ"
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговым инспекциями