Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 13 июня 1997 г. N 04-03-11
В связи с обращением Объединения по вопросам проведения ГНИ проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов Минфин России считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 3 указанного Закона обороты по безвозмездной передаче товаров, в том числе оборудования, одним налогоплательщиком другому налогоплательщику облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом налог уплачивает сторона, передающая товары безвозмездно.
В связи с изложенным требование государственной налоговой инспекции об уплате налога на добавленную стоимость (и спецналога) при передаче оборудования Объединением правомерно.
Однако, следует иметь в виду, что налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении передаваемого оборудования или при ввозе его на территорию Российской Федерации принимается к зачету (возмещается) независимо от источника финансирования.
Что касается вопроса применения налога на добавленную стоимость по проектным услугам, выполненным для объединения иностранной фирмой, то, принимая во внимание срок вступления в силу Изменений и дополнений N 3 к Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 (сентябрь 1996 года), которыми впервые разъяснен порядок обложения налогом указанных услуг, считаем возможным поддержать просьбу о невключении в акт проверки факта о неуплате налога на добавленную стоимость с сумм, перечисленных иностранному исполнителю за проектные работы в апреле и в июне 1996 года. Что касается вопросов, относящихся к международным налоговым отношениям, то в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 лица - налоговые агенты, выплачивающие иностранным юридическим лицам доходы от источников в Российской Федерации, обязаны удержать налог из суммы выплаты и перечислить в бюджет. Неудержание налога налоговыми агентами может производиться в случае выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранного юридического лица, если у налогового агента есть 3-ий экземпляр уведомления об источниках доходов в Российской Федерации по форме 1011 FE c отметкой соответствующего налогового органа о получении 1-ого экземпляра этого уведомления (пункт 4.5 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34).
Форма 1011 FE в обязательном порядке направляется иностранным юридическим лицом или его уполномоченным представителем (пункт 2.4 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95, N 34) при возникновении у иностранного юридического лица источников "пассивных" доходов на территории Российской Федерации (дивидендов, роялти и др.), а также при получении доходов от деятельности на территории Российской Федерации, не приводящей к образованию постоянного представительства.
Если иностранное юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства, и получает доходы от этой своей деятельности, а также прочие доходы, относящиеся к постоянному представительству (пункт 4.5 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34), форма 1011 FE может использоваться в целях избежания удержания налогов с этих доходов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 311 "О неотложных мерах в области налично-денежного обращения" Объединению Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации выделялись целевые валютные ассигнования для укрепления технической базы. По указанию вышестоящей организации в лице Минфина России указанные средства размещались на депозитах в коммерческих банках (Внешторгбанк РФ, "Российский кредит") в целях смягчения остроты нехватки валютных средств. С доходов, полученных по депозитам, уплачен налог на прибыль, чистый доход использовался на приобретение запасных частей для предприятий и оплату командировочных расходов, связанных с заключением и исполнением контрактов по закупке оборудования у зарубежных фирм.
Согласно пункту 2 письма Минфина России от 25 августа 1992 года N 81 "О порядке переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса предприятия в иностранной валюте" переоценке подлежат не только остатки денежных средств в свободно конвертируемой валюте на валютных счетах, краткосрочные финансовые вложения, отражаемые в активе баланса, но и кредиторская задолженность в свободно конвертируемых валютах, отражаемых в пассиве баланса. При отражении в бухгалтерском учете переоценки валютных средств по активу баланса возникает положительная суммовая разница, а по пассиву - отрицательная суммовая разница в той же сумме.
В результате переоценки целевых валютных средств на счетах 58 и 88 сальдо на счете 80 получится нулевое. Объединение обращалось в Минфин России по данному вопросу.
С.Д.Шаталов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 13 июня 1997 г. N 04-03-11
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговым инспекциями