Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 8 августа 1997 г. N 04-03-01
В связи с предстоящими российско-украинскими переговорами, в том числе по вопросу применения налога на добавленную стоимость и акцизов во взаимной торговле, Минфин России сообщает следующее.
По нашему мнению заключать двустороннее межправительственное соглашение с Украиной, предусматривающее освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров (работ, услуг), реализуемых российскими хозяйствующими субъектами на Украину, в настоящее время нецелесообразно по следующим причинам.
В проект специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 19 июня 1997 года, включено положение, предусматривающее с 2000 года освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам всех государств-участников СНГ, в том числе Украины.
В целях сокращения потерь федерального бюджета России, которые при положительном сальдо в товарообороте с Украиной могут возникнуть в связи с переходом на систему взимания налога на добавленную стоимость по принципу "страна назначения", необходимо осуществить комплекс мер по обустройству российско-украинской границы. В связи с этим в соответствии с Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 г.г. и на период до 2000 года ГТК России ведет работу по строительству и обустройству автомобильных пунктов пропуска на российско-украинской границе.
Комплекс мер по укреплению таможенной границы включает в себя обустройство не только автомобильных пунктов пропуска, но и железнодорожных, речных, морских и воздушных, если такие имеются. Строительство и обустройство вышеуказанных пунктов пропуска находится в компетенции МПС России и Минтранса России. Кроме того, помимо установления должного таможенного контроля необходимо обеспечить на российско-украинской границе стопроцентный пограничный контроль.
В случае принятия положительного решения по вопросу освобождения от налога на добавленную стоимость и акцизов поставок российских товаров, реализуемых хозяйствующим субъектам Украины необходимо предусмотреть применение акцизов при поставках на Украину подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывозимых в порядке товарообмена, то есть сохранить нормы действующего российского законодательства по акцизам.
Что касается поставок товаров в рамках Ашгабатского Соглашения о производственной кооперации, то по данному вопросу сообщаем следующее.
Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, подписанного в г.Ашхабаде 23 декабря 1993 года, предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров (услуг), поставляемых хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ в рамках производственной кооперации.
Указанное Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 17.05.95 N 78-ФЗ "О ратификации Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ и Протокола о механизме реализации данного Соглашения".
Госналогслужбой России и Минфином России в целях реализации указанного Соглашения был разработан Порядок применения налога на добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ, услуг) при расчетах между хозяйствующими субъектами России и государств-участников СНГ, согласно которому суммы налога, уплаченные хозяйствующими субъектами Российской Федерации поставщикам-юридическим лицам, зарегистированным на территории Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, по материальным ресурсам, работам, услугам производственного характера, использованным для изготовления товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках вышеуказанного Соглашения хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, относились на издержки производства и обращения и возмещению из бюджета не подлежали.
В соответствии со статьей 4 Протокола от 15 апреля 1994 г. о механизме реализации указанного Соглашения правительства государств-участников Содружества согласились осуществить одновременное введение в действие нормативных документов по порядку применения налога на добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ, услуг).
Положение, разработанное Госналогслужбой России и Минфином России, предполагалось довести до сведения налогоплательщиков после принятия соответствующих нормативных документов всеми государствами Содружества.
Однако, 17 января 1997 года Совет глав правительств СНГ утвердил Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, предусматривающее помимо освобождения от налога на добавленную стоимость и акцизов товаров (работ, услуг) в рамках кооперации, возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по материальным ресурсам, услугам производственного назначения, использованным для изготовления товаров (услуг), реализуемых в рамках Соглашения, в полном объеме за счет средств государственного бюджета, что не было предусмотрено указанным Соглашением.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договора Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены действующим законодательством, подлежат ратификации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.
В связи с изложенным, а также учитывая, что возмещение налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного назначения не было учтено при утверждении федерального бюджета на 1997 год, вышеуказанное Положение может вступить в силу на территории Российской Федерации только после принятия соответствующего федерального закона.
Кроме того, данное положение подписано не всеми государствами СНГ - участниками Соглашения о производственной кооперации. Так, Положение не было подписано главами правительств Грузии, Республики Казахстан и Туркменистана. На территории Республики Беларусь указанное Положение вступит в силу только после прохождения необходимых внутригосударственных процедур.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, в которой Российская Федерация в одностороннем порядке вынуждена освобождать от налога на добавленную стоимость и акцизов поставки товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам указанных государств.
В случае принятия порядка применения налога на добавленную стоимость и акцизов, предусмотренного Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, потери федерального бюджета составят около 1 трлн. рублей (по ориентировочной оценке Минэкономики России на 1997 год). Помимо этого будет создана ситуация, когда недобросовестные налогоплательщики могут использовать поставки товаров (работ, услуг) в рамках указанного Соглашения для незаконного получения льгот и возмещения из бюджета сумм налога, уплаченного за материальные ресурсы, использованные при производстве указанных товаров (работ, услуг).
Минфин России письмом от 21.04.97 N 01-10/04-1458, направленным в Правительство Российской Федерации просил рассмотреть вопрос о возможности проведения переговоров на уровне глав правительств о прекращении действия Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ.
В случае принятия иного решения Минфин России поддерживает предложение Минэкономики России о распространении Положения о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ 17 января 1997 года (после его обязательной ратификации в установленном порядке), на отдельные виды товаров (услуг) по решению Комиссии Правительства Российской Федерации по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот.
Позиция Минфина России по всем вышеуказанным вопросам доведена до сведения украинской стороны в процессе проведения консультаций на уровне экспертов.
С.Д.Шаталов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 8 августа 1997 г. N 04-03-01
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями