3 июля 1996 г., 10 ноября 1997 г.
Принят областным Собранием депутатов 14 сентября 1995 года
Глава I. Общие положения (Ст. 1-13)
Глава II. Территориальная организация местного (Ст. 14-16)
самоуправления
Глава III. Органы местного самоуправления (Ст. 17-18)
Глава IV. Представительный орган местного (Ст. 19-24)
самоуправления
Глава V. Глава местного самоуправления (Ст. 25-28)
Глава VI. Правовые акты органов местного (Ст. 29-30)
самоуправления
Местный референдум
Глава VII. Финансово-экономическая основа местного (Ст. 31-43)
самоуправления
Глава VIII. Гарантии местного самоуправления (Ст. 44-49)
Глава IX. Ответственность органов и должностных лиц (Ст. 50-53)
местного самоуправления
Глава X. Заключительные и переходные положения (Ст. 54-63)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины.
1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
вопросы местного значения - вопросы, непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Законом;
местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Статья 2. Понятие местного самоуправления.
Местное самоуправление в Псковской деятельности - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, непосредственно и через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Устава и законов Псковской области.
Статья 3. Правовая основа местного самоуправления.
1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, федерального закона и Устава области принципы организации и гарантии местного самоуправления, определяет роль и место органов местного самоуправления в структуре организации управления областью, устанавливает систему прав и обязанностей населения по осуществлению местного самоуправления.
2. Закон составляет основу для регулирования муниципальными образованиями вопросов организаций местного самоуправления, относящиеся к их ведению.
3. Организация деятельности муниципальных образований по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования.
Статья 4. Муниципальное образование.
1. Муниципальное образование - район, волость, городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которых осуществляется местное самоуправление, имеется собственный местный бюджет и выборные органы местного самоуправления, муниципальная собственность.
2. Граждане осуществляют свое право на местное самоуправление по месту их жительства, определяемое в соответствии с Федеральным законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации".
3. Границей территории муниципального образования является административно-территориальная граница района, волости, города, поселка, сельского хозяйства.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти по осуществлению местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 6. Полномочия областного Собрания депутатов и Администрации области в области местного самоуправления.
К полномочиям областного Собрания депутатов и Администрации области в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности области в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетом области и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления Законом отдельными полномочиями органов государственной власти области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями см. закон Псковской области от 25 декабря 1997 г. N 48-ОЗ
7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, изменения их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти области;
13) регулирование законами, в соответствии с федеральным законом, особенностей организации местного самоуправления в поселениях и на других территориях компактного проживания национальных групп и общностей;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 7. Предметы ведения местного самоуправления.
1. Предметы ведения местного самоуправления включают в себя вопросы местного значения и отдельные вопросы государственного значения, переданные органам местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фондов;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной службы охраны общественного порядка, осуществление контроля за ее деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципальных образований;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, местных традиций, контроль за сохранением иных памятников истории и культуры, находящихся на территории муниципального образования;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения;
29) деятельность по охране окружающей среды муниципального образования;
30) обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, органов государственной власти.
3. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом области.
Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований.
Статья 8. Передача полномочий органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления других муниципальных образований на основе закона, договора.
Статья 9. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
1. Взаимоотношения между Администрацией области, областным Собранием депутатов и органами местного самоуправления, образованными в соответствии с настоящим Законом, осуществляются посредством:
принятия законов по вопросам местного самоуправления;
заключения договоров (соглашений);
создание координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.
2. Представительные органы местного самоуправления муниципальных образований, главы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы. Осуществление прав законодательной инициативы регулируется Регламентом областного Собрания депутатов.
Статья 10. Передача органами государственной власти области полномочий органам местного самоуправления.
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться в соответствии с законом и договором (соглашением) отдельными полномочиями исполнительных органов государственной власти области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
2. В случае необходимости переданных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.
3. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом, договором (соглашением), подконтрольна Администрации области. Содержание и порядок контроля за реализацией органами местного самоуправления преданных полномочий определяются законом, договором (соглашением).
Статья 11. Рассмотрение споров между органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Споры между Администрацией области, областным Собранием депутатов и органами, и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством создания согласительной комиссии или в судебном порядке.
Статья 12. Отношения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления.
1. Отношения с органами территориального общественного самоуправления на территории муниципальных образований определяются правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется уставом муниципального образования.
Статья 13. Символика муниципального образования.
Районы, города и поселки вправе иметь собственную символику - гербы, отражающие исторические и иные особенности соответствующего муниципального образования, утвержденную представительным органом местного самоуправления.
Глава II. Территориальная организация местного самоуправления
Статья 14. Территория муниципального образования при осуществлении местного самоуправления.
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Псковской области.
Муниципальными образованиями являются территории районов, городов, поселков, волостей, сельских поселений в границах, установленных на момент принятия настоящего Закона.
2. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
3. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Статья 15. Границы территории муниципального образования.
1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляются областным Собранием депутатов в соответствии с законом области с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также Администрации области.
2. Граница территории муниципального образования может быть изменена только с учетом мнения населения, выраженного непосредственно (путем референдума, схода) либо в порядке, предусмотренном уставом данного муниципального образования.
3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом области.
Статья 16. Земли муниципального образования.
1. Порядок использования земель, переданных в ведение муниципального образования, устанавливается органами местного самоуправления муниципального образования в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством.
2. Органы местного самоуправления могут в интересах муниципального образования устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительные условия использования земель, находящихся на территории муниципального образования.
Глава III. Органы местного самоуправления
Статья 17. Органы местного самоуправления.
1. К органам местного самоуправления относятся:
представительные и иные выборные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с федеральным законом, законом области и уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
2. Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно в соответствии с законодательствам Российской Федерации, настоящим Законом и закрепляется в уставе муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Статья 18. Устав муниципального образования.
1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории, в которых осуществляется местное самоуправление;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц;
9) порядок отзыва, выражения недоверия или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления населения;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц органов местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные комплектным проживанием на территории муниципального образования национальных групп с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Псковской области.
2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением на референдуме, сходе и подлежит обязательной государственной регистрации. Порядок регистрации определяется законом области.
3. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только несоответствие его законодательству Российской Федерации и законодательству области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован органами местного самоуправления и гражданами в судебном порядке.
4. Устав муниципального образования вступает в силу после официального опубликования в средствах массовой информации района, города.
5. В сельском поселении, где представительные органы не образуются и их полномочия выполняет сход, устав может не приниматься. В этом случае образование в них органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются настоящим Законом, уставом муниципального образования, в границах территории которого они расположены.
Глава IV. Представительный орган местного самоуправления
Статья 19. Представительный орган местного самоуправления.
1. Представительный орган местного самоуправления - в городах Пскове и Великие Луки - городская Дума, в иных муниципальных образованиях - Собрание депутатов, состоит из депутатов, избираемых населением.
Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
2. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится решение следующих вопросов:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Статья 20. Порядок работы представительных органов.
1. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
2. Работа представительного органа осуществляется в форме заседаний. Заседания правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от числа депутатов, установленного для данного органа. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Порядок принятия решений устанавливается уставом муниципального образования или иным нормативных актом (Регламентом), при условии, что решения должны приниматься половиной или более голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании представительного органа.
3. Полномочия представительного органа начинаются со дня его первого заседания, прекращаются в день заседания вновь избранного представительного органа и определяются уставом муниципального образования.
Статья 21. Осуществление представительных полномочий сходом граждан.
1. В сельских населенных пунктах, где имеется возможность проведения сходов, представительные органы местного самоуправления могут не образовываться.
В этом случае представительными полномочиями обладает сход, созываемый по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой местного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе не менее 5 процентов жителей, обладающих избирательным правом.
2. Сход признается правомочным при участии в нем более 50 процентов жителей, обладающих избирательным правом.
3. К исключительным полномочиям схода относятся:
принятие устава;
выборы уполномоченного представителя (старосты) - далее уполномоченного представителя;
контроль за деятельностью уполномоченного представителя;
распоряжение землями общего пользования.
4. Решения, принятые сходом в пределах его полномочий, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, гражданами, организациями, расположенными на территории муниципального образования. Эти решения могут быть изменены или отменены только сходом. В случае противоречия действующему законодательству решения схода могут быть обжалованы в суд.
Порядок созыва и проведения схода, его полномочия определяются настоящим Законом, уставом муниципального образования.
Статья 22. Депутаты представительных органов местного самоуправления.
1. Депутаты представительных органов местного самоуправления муниципальных образований избираются населением путем всеобщих, прямых и равных выборов, тайным голосованием на срок четыре года и осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
Депутат может быть отозван избирателями в порядке, установленном законом области, уставом муниципального образования.
2. Глава местного самоуправления, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
3. Депутат представительного органа вправе занимать любые должности в органе местного самоуправления.
Статья 23. Порядок рассмотрения вопросов органами местного самоуправления.
Порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседания органов местного самоуправления, другие вопросы организации их работы и депутатов определяются уставом муниципального образования.
Статья 24. Порядок выборов депутатов представительных органов.
Порядок проведения выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления устанавливается законом области и принятым в соответствии с ним уставом муниципального образования.
Глава V. Глава местного самоуправления
Статья 25. Глава местного самоуправления.
1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы местного самоуправления - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
2. Глава местного самоуправления - для городов Пскова и Великие Луки - мер, для других муниципальных образований, кроме сельских поселений - глава (района, города, волости), для сельских поселений - уполномоченный представитель (староста), избираются гражданами, проживающими на территории муниципального образования путем всеобщих прямых и равных выборов, тайным голосованием или представительным органом местного самоуправления из депутатов, сроком на четыре года.
3. Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года.
4. Полномочия выборного главы местного самоуправления начинаются со дня регистрации его избрания соответствующей избирательной комиссией или принятия решения об его избрании представительным органом и заканчиваются в день регистрации вновь избранного главы или принятия решения об избрании нового главы представительным органом местного самоуправления.
5. Порядок проведения выборов глав местного самоуправления устанавливается законом области и принятым в соответствии с ним уставом муниципального образования.
Статья 26. Структура органов местного самоуправления.
1. В составе органов местного самоуправления могут создаваться комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения.
Порядок формирования и организация их работы определяются уставом муниципального образования.
2. Деятельность органов местного самоуправления финансируется из местного бюджета.
Статья 27. Статус органов местного самоуправления.
Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 28. Компетенция главы местного самоуправления сельского поселения.
1. В сельском населенном пункте или группе населенных пунктов главой местного самоуправления является уполномоченный представитель (староста), избранный сходом граждан сроком до четырех лет.
Уполномоченный представитель организует жителей на решение вопросов местного значения. Глава действует в пределах границ населенного пункта с учетом присоединения к ним отдельных и малочисленных деревень, хуторов, крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Уполномоченный представитель сельского поселения доводит до населения, разъясняет и контролирует в пределах своей компетенции исполнение законов, указов Президента Российской Федерации, нормативно-распорядительных документов органов власти области и органов местного самоуправления района, волости в части, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан - жителей сельских поселений.
3. Осуществляет постоянную взаимосвязь и взаимодействие органов местного самоуправления района, волости и населения по вопросам местного территориального общественного самоуправления, информирует население и организует его участие в проводимых в районе, волости массовых мероприятий (выборов, референдумов, переписей), единовременных учетов, месячников, смотров, медицинских, санитарных мероприятий, ярмарок, юбилеев, торжественных собраний.
4. Уполномоченный представитель созывает собрания (сходы) граждан, председательствует на собраниях (сходах), подписывает принимаемые на них решения и доводит их до органов местного самоуправления района, волости, совместно с активом осуществляет контроль за выполнением принятых сходом решений.
5. Исключен.
См. текст пункта 5 статьи 28
Законом Псковской области от 10 ноября 1997 г. N 34-ОЗ в пункт 6 статьи 28 настоящего Закона внесены изменения
6. Уполномоченный представитель при установлении фактов нарушения гражданином действующего законодательства информирует об этом органы местного самоуправления района, волости (вопросы самовольного строительства, захвата земли, нарушение правил охоты, рыболовства, лесопользования и т.д.).
7. Уполномоченный представитель контролирует на подведомственной территории режим работы почты, медпункта, магазинов, автолавок, подразделений службы быта, следит за состоянием дорог, колодцев, плотин, прудов, мостов, объектов муниципальной собственности, вносит свои предложения по этим вопросам в органы местного самоуправления района, волости, на сход граждан.
8. Уполномоченный представитель осуществляет контроль за уплатой гражданам налогов по самообложению.
9. Не реже одного раза в полугодие отчитывается о проделанной работе сходу граждан.
За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, уполномоченный представитель может получать вознаграждение в порядке, установленном сходом граждан, уставом муниципального образования, в границах территории которого находится сельское поселение.
Глава VI. Правовые акты органов местного самоуправления
Местный референдум
Статья 29. Акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления.
1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Представительные органы принимают постановления и решения. Глава местного самоуправления издает распоряжения, постановления. Руководители структурных подразделений органов местного самоуправления издают приказы.
2. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенций, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями, расположенными на соответствующей территории.
3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) определяется в уставе муниципального образования.
4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральным законом.
Статья 30. Местный референдум.
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. В местном референдуме имеет право участвовать все граждане, обладающие избирательным правом и проживающие на территории муниципального образования.
3. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
4. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, либо по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные уставом муниципального образования, за исключением:
ликвидации органов местного самоуправления;
решения вопросов замещения и освобождения должностей в органах местного самоуправления.
5. Порядок назначения и проведения местного референдума определяется в уставе муниципального образования в соответствии с законом области.
6. Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены посредством местного референдума. В случае противоречия действующему законодательству они могут быть обжалованы в суд.
Глава VII. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 31. Экономическая основа местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей муниципального образования.
Статья 32. Состав муниципальной собственности.
1. В состав муниципальной собственности сходят:
муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
имущество органов местного самоуправления;
средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
муниципальный жилой фонд;
нежилые помещения в домах муниципального и государственного жилого фондов;
имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, в также односторонних актов передачи имущества;
муниципальные предприятия и организации;
муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном уставом муниципального образования.
3. Население владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, через органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом области, уставом муниципального образования - непосредственно.
4. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
5. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с частой, государственной и иными формами собственности.
6. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Статья 33. Финансовая основа местного самоуправления.
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с действующим законодательством.
Законом Псковской области от 10 ноября 1997 г. N 34-ОЗ в пункт 2 статьи 33 настоящего Закона внесены изменения
2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, местные налоги, сборы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых поступлений для осуществления функций самоуправления. Устанавливать льготы по их уплате.
3. Органы местного самоуправления вправе создавать финансово-кредитные организации (банки, страховые, инвестиционные и иные предприятия), в том числе с использованием средств местных бюджетов, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 34. Местные бюджеты.
1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными федеральным законодательством и законодательством области, поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета.
3. Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти области не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.
4. Органы государственной власти области не вмешиваются в формирование и исполнение местных бюджетов.
Статья 35. Разработка и принятие бюджета.
1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
Разработка, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
2. Бюджеты районов, городов Пскова и Великие Луки включаются составной частью в консолидированный бюджет области;
бюджеты городов и поселков, являющихся райцентрами, включаются составной частью в консолидированный бюджет района;
бюджет поселка, волости включается составной частью в консолидированный бюджет района.
Статья 36. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
1. Органы государственной власти области обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов муниципальных образований.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами области на основе нормативов минимальной обеспеченности местных бюджетов.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законодательством, законом области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, областное Собрание депутатов по представлению Администрации области передает органам местного самоуправления иные доходные источники бюджета области.
4. Уменьшение доходов или дополнительные расходы местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых областным Собранием депутатов, Администрацией области в пределах их компетенции, должны быть компенсированы.
Сроки и порядок компенсации определяются с одновременно с принятием соответствующего решения.
5. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти области, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств местного бюджета, вправе предложить органу, принявшему данное решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.
6. В случае, когда все доходные источники, расположенные на территории муниципального образования, не в состоянии обеспечить норматив минимальной обеспеченности местного бюджета, органы государственной власти передают органам местного самоуправления недостающие средства в форме трансферта.
Статья 37. Обеспечение уровня минимальных социальных стандартов.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных у ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется областью путем закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти области отчислений от налогов области.
Статья 38. Самообложение.
Население на собраниях или представительный орган местного самоуправления могут предусмотреть разовое добровольное внесение средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства и культурно-бытовой сферы, иных вопросов местного значения.
Статья 39. Платежи за пользование природными ресурсами.
1. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или добываются на их территории. По решению представительных органов местного самоуправления такие платежи могут производится в натуральной форме, если это на противоречит законодательству Российской Федерации и законам области.
2. Органы местного самоуправления вправе получать часть валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных ресурсов в соответствии с законами Российской Федерации.
Статья 40. Внебюджетные фонды.
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, а также валютные фонды в порядке и на условиях, предусмотренных уставом муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Финансирование социально-экономического развития муниципальных образований.
1. Администрация области, Собрание депутатов содействуют комплексному социально-экономическому развитию территорий муниципальных образований.
2. Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования может осуществляться за счет:
собственных средств местного бюджета, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно;
средств федерального бюджета и бюджета области, передаваемых органам местного самоуправления и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития области.
Порядок контроля и условия расходования средств определяются договором или программой;
иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории.
Статья 42. Отношения органов местного самоуправления с муниципальными организациями.
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об из деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
3. Имущество, закрепленное за организациями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете, принадлежит им на праве хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.
Статья 43. Отношения органов местного самоуправления с организациями, не входящими в состав муниципальной собственности.
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие организаций в комплексной социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.
Глава VIII. Гарантии местного самоуправления
Статья 44. Запрет на ограничение прав органов местного самоуправления.
1. Администрация области, областное Собрание депутатов не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы их компетенции, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом и иными законодательными актами области.
2. Споры о том, является ли от или иное действие, тот или иной правовой акт вмешательством в дела местного самоуправления, разрешаются в судебном порядке.
Статья 45. Обязательность исполнения актов, принимаемых органами местного самоуправления.
1. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения, всеми расположенными на соответствующей территории организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти, а также другими органами местного самоуправления.
Статья 46. Муниципальная служба.
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, социальные гарантии для должностных лиц определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом области и федеральным законом.
3. Муниципальный служащий не вправе:
заниматься предпринимательской или иной сплачиваемой деятельностью лично или через доверенных лиц, кроме случаев, когда это входит в его должностные обязанности в соответствии с законами и иными нормативными актами, в том числе местными;
состоять членом органов управления хозяйствующих субъектов, если иное не предусмотрено законами и иными нормативными актами;
быть поверенным или представителем в делах третьих лиц в органе местного самоуправления;
использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество, служебную информацию;
получать в связи с исполнением должностных полномочий от юридических лиц и граждан подарки, услуги, иное вознаграждение;
выезжать в связи с исполнением должностных полномочий за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договоренностями.
Статья 47. Статус депутата представительного органа и выборного должностного лица органов местного самоуправления.
Депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, кроме случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей, привлечены к уголовной ответственности без санкции прокурора области.
Статья 48. Судебная защита прав муниципальных образований.
1. Органы и должностные лица местного самоуправления, граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов областного Собрания депутатов, Администрации области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.
2. Областное Собрание депутатов, Администрация области, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед муниципальным образованием, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 49. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления.
Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления (включая предложения по передаче полномочий органами местного самоуправления органам государственной власти) подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ в месячный срок.
Глава IX. Ответственность органов и должностных лиц
местного самоуправления
Статья 50. Общие принципы.
1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.
2. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, Устава и законов области, устава муниципального образования.
Статья 51. Ответственность органов и должностных лиц перед населением.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
Статья 52. Контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий.
Администрация области осуществляет контроль за реализацией органами и должностными лицами местного самоуправления возложенных на них законами Российской Федерации, законами области отдельных государственных полномочий.
Статья 53. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
2. В случае установленного судом неоднократного нарушения органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Устава области, федеральных законов, законов области, устава муниципального образования, областное Собрание депутатов может обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу области, федеральным законам, законам области.
Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу области, федеральным законам, законам области является основанием для рассмотрения областным Собранием депутатов вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляется исключительно законом области.
Глава X. Заключительные и переходные положения
Статья 54. Вступление настоящего Закона в силу.
Настоящий Закон вступает в силу на всей территории области со дня его официального опубликования в газете "Псковская правда".
Статья 55. Период реформирования системы местного самоуправления.
В целях поэтапного введения системы местного самоуправления, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Законом, наиболее эффективного осуществления реформы местного самоуправления устанавливается период реформирования системы местного самоуправления сроком один год.
Статья 56. Задачи, решение в период реформирования органов местного самоуправления.
В период реформирования системы местного самоуправления решаются следующие задачи:
приведение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, в соответствии с настоящим Законом;
оформление, а при необходимости формирование территории муниципального образования;
формирование финансовой и экономической основы местного самоуправления, предусмотренной настоящим Законом;
разработка, принятие и государственная регистрация уставов муниципальных образований;
формирование организационных структур местного самоуправления, предусмотренных настоящим Законом и уставом муниципального образования;
создание системы взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти.
Статья 57. О полномочиях органов и должностных лиц местного самоуправления, избранных или назначенных до вступления в силу настоящего Закона.
1. В период осуществления реформы органы и должностные лица местного самоуправления, избранные населением в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
2. Главы администраций, назначенные в установленном законом порядке, осуществляют свои полномочия глав местного самоуправления на период реформирования системы местного самоуправления до принятия уставов муниципальных образований, определяющих порядок избрания глав местного самоуправления, и выборов глав местного самоуправления в соответствии с ними, но не более шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Псковской области от 3 июля 1996 г. N 22-ОЗ в часть 3 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения
3. Устав муниципального образования должен быть принят представительным органом или на референдуме в течение шести месяцев со дня образования представительного органа.
4. Замещение вакантных должностей глав местного самоуправления после избрания представительных органов и до принятия уставов проходит в соответствии с решением, принятым представительным органом местного самоуправления.
Статья 58. Гарантии деятельности глав местного самоуправления после формирования представительных органов местного самоуправления.
После избрания в муниципальных образованиях представительных органов местного самоуправления главы местного самоуправления, назначенные на должность Главой администрации области, не могут быть освобождены от должности без получения предварительного согласия представительного органа.
Статья 59. Временное правовое регулирование проведения местного референдума.
Если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации по требованию граждан в количестве, не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с законом области, а при отсутствии такого закона в соответствии с правовыми актами, принятыми главой местной администрации.
Статья 60. О формировании муниципальной собственности.
1. В период реформирования системы местного самоуправления завершается разграничение объектов муниципальной и государственной собственности.
2. Формирование муниципальной собственности (включая землю) происходит за счет:
муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего Закона;
объектов областной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий, предусмотренных настоящим Законом;
имущества, находящегося на территории местного сообщества и не имеющего собственника.
3. Администрация области обязана в трехмесячный срок рассмотреть предложения органов местного самоуправления о передаче в его собственность объектов областной собственности, обеспечивающих исполнение полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления настоящим Законом, и принять решение о передаче объектов в собственность муниципальному образованию.
4. Отказ в передаче объектов областной собственности муниципальному образованию может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 61. Формирование представительных органов местного самоуправления первого созыва.
1. Численный состав депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований первого созыва устанавливается областным Собранием депутатов, Срок полномочий представительных органов первого созыва - два года.
2. Постановление о назначении выборов в представительные органы местного самоуправления первого созыва и дате их проведения, принимает областное Собрание депутатов.
3. Органы местного самоуправления до принятия устава муниципального образования, определяющего их компетенцию, руководствуются в своей деятельности и осуществляют полномочия, установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Законом.
4. Статьи 49-76 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящему Закону.
Статья 62. Выборы уполномоченных представителей сельских поселений.
Выборы уполномоченных представителей сельских поселений проводятся в течение трех месяцев со дня опубликования постановления областного Собрания депутатов о назначении выборов в представительные органа местного самоуправления.
Статья 63. Социальные гарантии должностных лиц, органов местного самоуправления, действующие до принятия закона области о муниципальной службе.
1. Оклады должностным лицам органов местного самоуправления устанавливаются представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Руководители органов местного самоуправления и местной администрации, их заместители, руководители структурных подразделений представительного органа, местной администрации, их заместители продолжают получать назначенную им заработную плату с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение трех месяцев после освобождения их от должности в следующих случаях:
а) после окончания срока полномочий и при неизбрании или неназначении на должность на новый срок полномочий;
б) при упразднении должностей в связи с изменением административно-территориального деления, ликвидацией представительного органа или местной администрации, реорганизацией местной администрации.
3. В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата до уровня прежней заработной платы (с учетом индексации), но не более трех месяцев со дня ухода с должности. Оплата производится из местного бюджета.
4. Положения, изложенные в пункте 2 настоящей статьи, не действуют в случаях:
а) отзыва руководителей органа местного самоуправления с занимаемой должности;
б) отзыва главы местной администрации с занимаемой должности;
в) вступления в законную силу приговора суда в отношении указанных должностных лиц.
Глава Администрации Псковской области |
В.Н. Туманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Псковской области от 25 сентября 1995 г. N 27-ОЗ "О местном самоуправлении в Псковской области"
Текст Закона опубликован в Сборнике законов, N 2, 1995 г. ст.86-110
Законом Псковской области от 9 октября 2006 г. N 580-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
Согласно положению пункта 2 статьи 16 Закона Псковской области от 9 октября 2006 г. N 580-ОЗ "О местном самоуправлении в Псковской области" в период со дня вступления в силу названного Закона до 1 января 2009 г. положения настоящего Закона применяются в части, не противоречащей Федеральному закону и названному Закону
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Псковской области от 11 марта 2003 г. N 251-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 19 июля 2001 г. N 144-ОЗ
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 10 ноября 1997 г. N 34-ОЗ
Изменения вступают в силу момента официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 3 июля 1996 г. N 22-ОЗ
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона