2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Контрольные уровни платежей граждан за социальный наем, содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в процентах к экономически обоснованным тарифам и предельно допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг по годам переходного периода.
2.2. Порядок оплаты жилья и коммунальных услуг.
2.3. Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
2.4. Методические указания по исчислению среднего совокупного дохода семьи, учитываемого при предоставлении компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов Пскова и Великие Луки:
3.1. Установить конкретный уровень платежей и долю собственных расходов граждан в зависимости от складывающейся финансовой ситуации и с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, но не выше установленных предельных уровней.
3.2. Устанавливать максимальный размер платы за наем (аренду) жилья в домах муниципального и государственного жилищных фондов.
3.3. Рассмотреть и принять решение по оплате жилья по договору социального найма, занимаемого семьями сверх социальной нормы площади жилья, а также сверхнормативного потребления коммунальных услуг.
3.4. Завершить в 1997 году:
- процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп;
- формирование служб заказчика на жилищно-коммунальные услуги (управляющих организаций) с передачей им права управления муниципальным жилищным фондом;
- введение договорных взаимоотношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника жилищного фонда, производителя жилищно-коммунальных услуг и их потребителей, при этом заключение договоров между службой заказчика (управляющей организацией) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, должно проводится, как правило, на конкурсной основе.
3.5. При утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения исходить из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта с учетом рационализации и снижения издержек производителей услуг.
3.6. Всеми возможными мерами способствовать объединению собственника жилья в границах единых комплексов недвижимого имущества в жилищной сфере и созданию товариществ собственников жилья с целью обеспечения реального влияния на сохранность жилищного фонда, стоимость и качество предоставляемых услуг, а также создания условий для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
4. Главам районов области и мэрам городов Пскова и Великие Луки:
4.1. Активизировать работу по сокращению задолженности организаций и граждан за предоставленные услуги путем выявления неплательщиков, применения к ним штрафных санкций, проведения взаимных зачетов долговых обязательств как между организациями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в местные бюджеты, применение в установленном порядке других эффективных форм расчетов.
4.2. Исключить возможности отказа в выделении жилищных компенсаций (субсидий) гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций.
4.3. При введении платы за наем жилых помещений, обеспечить аккумулирование поступающих средств на специальном счете и строго целевое их использование.
4.4. Разработать и утвердить комплекс ресурсосберегающих мероприятий, в которых предусмотреть:
- обязательную приемку в эксплуатацию жилых домов нового строительства, после реконструкции и капитального (комплексного) ремонта только при наличии квартирных приборов учета расхода газа, холодной и горячей воды, а также тепловой энергии и холодной воды в целом на дом;
- порядок и сроки оборудования существующих жилых домов, зданий социально-культурного и бытового назначения средствами учета расхода тепловой энергии и холодной воды.
5. Установить, что:
5.1. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг может осуществляться только с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
5.2. При определении величины компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (плата за содержание и ремонт жилья, плата за наем жилья, за водоснабжение, канализацию, теплообеспечение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).
5.3. Сбор платежей за коммунальные услуги и оплату жилья, предоставляемого в наем, производится собственником жилья или организацией, уполномоченной выполнять эти функции.
5.4. Установка приборов учета в жилых домах и зданиях частной собственности производится за счет собственника, а в домах и зданиях муниципальной и государственной собственности - за счет средств, направляемых на текущий и капитальный ремонты.
6. Поручить управлению жилищно-коммунального хозяйства области подготовить, проработать с органами местного самоуправления и внести на рассмотрение Администрации области в срок до 1 ноября 1997 года региональную программу реформы жилищно-коммунального хозяйства.
7. Комитету экономики Администрации области производить ежемесячный расчет и опубликование прожиточного минимума в средних ценах по области на душу населения в соответствии с действующими нормативными актами.
8. Предложить органам местного самоуправления районов и городов Пскова и Великие Луки:
8.1. Рассмотреть вопросы соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099, обращая особое внимание на наличие утвержденного органом местного самоуправления перечня отклонений качества услуг от установленного гарантированного уровня, а также условий снижения платы населения за жилищно-коммунальные услуги при снижении их качества, исключение случаев необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, принять исчерпывающие меры по устранению имеющихся недостатков.
8.2. Проанализировать работу отделов (центров) субсидий по приему населения и оформлению субсидий, по результатам принять меры по рационализации этого процесса и обеспечению реального финансирования.
8.3. Обеспечить своевременное и полное информирование населения об условиях оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке получения субсидий на их оплату.
8.4. Принять конкретные меры по автоматизации жилищных расчетов и выполнению требований правил оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
9. Финансовому управлению области на период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг сохранить предоставление трансфертов бюджетам районов и городов Пскова и Великие Луки с учетом средств на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты жилья гражданами и исходя из уровня платежей населения указанных в приложении к настоящему постановлению.
10. Возложить на управление жилищно-коммунального хозяйства области методическое обеспечение и координацию органов управления жилищно-коммунальным хозяйством районов и городов области по вопросам проведения реформы, а также контроль за исполнением данного постановления.
11. Признать утратившим силу постановление Администрации области от 29.06.94 года N 59.
12. Ввести в действие настоящее постановление с момента опубликования.
13. Опубликовать настоящее постановление в газете "Псковская правда"
Глава Администрации области |
Е.Э. Михайлов |
Контрольный уровень
платежей граждан за наем, содержание и ремонт жилья и
коммунальные услуги в процентах к экономически обоснованным
затратам по годам и предельно допустимая доля собственных
расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в
процентах от совокупного дохода семьи
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 2 июля 1997 г. N 157)
Показатель |
Значение показателя по годам | ||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Контрольный уровень платежей граждан за наем, содержание и ремонт жилья и коммуналь- ные услуги |
40.0 |
50.0 |
60.0 |
70.0 |
80.0 |
90.0 |
100 |
Предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммуналь- ных услуг исходя из социаль- ной нормы площади жилья и нормативов потребления ком- мунальных услуг от совокуп- ного дохода семьи |
15.0 |
17.0 |
19.0 |
20.0 |
20.0 |
20.0 |
20.0 |
Примечание: Органы местного самоуправления в пределах указанных значений устанавливают конкретные уровни платежей и доли собственных расходов граждан в зависимости от складывающейся финансовой ситуации, реальных доходов населения и с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
Порядок
оплаты жилья и коммунальных услуг в Псковской области
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 2 июля 1997 г. N 157)
1. Основные понятия и термины
1.1. Экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальную услугу - ставка платы за содержание и ремонт (включая капитальный) жилья и предоставление коммунальной услуги, обеспечивающая полное возмещение затрат предприятия жилищно-коммунального хозяйства на простое и расширенное воспроизводство, по экономическому содержанию является аналогом планово-расчетного тарифа.
1.2. Тарифы для населения на жилищно-коммунальные услуги - система ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденных на каждый период в зависимости от предельного уровня платежей граждан, установленных в процентах к экономически обоснованным тарифам.
1.3. Плата за наем жилья - размер платы, предназначенный для компенсации затрат для строительства или реконструкции жилого дома.
1.4. Оплата жилья - плата за наем жилья плюс плата за содержание и ремонт (включая капитальный) жилья.
1.5. Инвестиционная составляющая тарифа на коммунальные услуги - часть тарифа, предназначенная для финансирования строительства и реконструкции объектов коммунального назначения.
1.6. Нормативы потребления коммунальных услуг - минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый объем и качество предоставляемых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения и муниципального поселения в целом.
1.7. Места общего пользования в жилых зданиях. К местам общего пользования в жилых зданиях при определении платы за жилье должны быть отнесены следующие элементы и конструкции зданий:
- непосредственно места общего пользования, к которым относятся: межэтажные лестничные клетки, лестницы, крыши, чердачные помещения, технические подвалы, коридоры, мусоросборочные камеры, несущие конструкции и наружные части фасадов здания, балконов, козырьков лоджий, эркеров;
- инженерное оборудование здания, предназначенное для обслуживания более одной квартиры, включающее: лифты, мусоропроводы, водоотводящие устройства, системы водоснабжения (включая горячее), теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции, а также оборудование общего пользования: сантехническое, светильники, инженерные соединения, выключатели. К этому же виду оборудования относится внутриквартирное оборудование, работа или состояние которого оказывает влияние на работу или состояние всего инженерного оборудования дома, например, радиаторы отопления, стояки канализации и т.д.
- придомовые территории с элементами озеленения и благоустройства.
1.8. Договор найма (аренды) - соглашение, по которому наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование. Наймодателем может выступать любой собственник жилого помещения (юридическое лицо, гражданин, муниципальное образование и др.)
1.9. Договор социального найма - соглашение, в силу которого наймодатель передает нанимателю жилое помещение из жилищного фонда социального использования в пределах нормы жилой площади в бессрочное пользование. Наймодателем по договору социального найма может выступать любой собственник жилого помещения за исключением граждан и юридических лиц, основанных на частной форме собственности.
2. Общие положения
2.1. Введение настоящего порядка оплаты жилья и коммунальных услуг вызвано изменениями в стратегии реформирования системы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве на новом этапе ее реализации, нашедшем отражение в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года, а также в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", в постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", и введением в действие части второй Гражданского Кодекса.
2.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 определена новая структура платежей населения за жилье и коммунальные услуги, которая включает:
- плату за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях (этот платеж производится гражданами за жилье всех форм собственности);
- плату за наем жилья;
- плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых помещений вместо платы за наем жилья уплачивают в соответствии с действующим законодательством налог на имущество с физических лиц.
2.3. Ставки платы за содержание и ремонт и платы за наем жилья, занимаемого по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фондов определяются их экономически обоснованной величиной с учетом принятого на данный период предельного уровня платежей граждан в процентах к этой величине, утверждаются органами местного самоуправления в пределах населенного пункта едиными для домов одинакового качества и, дифференцируются в зависимости от качества и комфортности жилищного фонда (материал стен, этажность, износ, наличие водо-, тепло-, газоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, мусоропровода, лифта).
2.4. Тарифы на коммунальные услуги утверждаются едиными для граждан, проживающих в различных видах жилищного фонда и домах различных форм собственности в пределах муниципального образования, с учетом предельного уровня платежей граждан по годам переходного периода (в процентах к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на предоставление коммунальных услуг).
2.5. Наниматели и собственники жилых помещений, имеющих сверх социальной нормы второе жилье, оплачивают его содержание и предоставление коммунальных услуг в размере, обеспечивающем полное возмещение издержек на их предоставление.
3. Плата за содержание и ремонт жилья
3.1. Плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем полное возмещение издержек на обслуживание, капитальный и текущий ремонты мест общего пользования в жилых зданиях.
Текущий ремонт сданного в наем жилого помещения оплачивается нанимателем и не входит в оплату жилья и коммунальных услуг (Ст.681 ГК РФ).
3.2. Затраты на содержание и ремонт внутридомовых сетей по решению собственников объектов ЖКХ включаются в тарифы на оплату жилья или в тарифы на водо-, теплоснабжение и канализацию независимо от того, кто осуществляет обслуживание этих сетей - соответствующее коммунальное предприятие, жилищно-эксплуатационная или иная организация.
3.3. Граждане, проживающие в приватизированных ими квартирах, оплачивают содержание и ремонт жилья по ставкам, установленным для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фондов.
3.4. Оплата содержания и ремонта жилья в жилищном фонде товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов может устанавливаться в пределах полного возмещения затрат.
3.5. Взимание платы за обслуживание и ремонт жилья осуществляется исходя из ставок, установленных на 1 кв.м общей площади. Для лиц, проживающих в коммунальных квартирах и квартирах, занятых двумя и более семьями, имеющими отдельные лицевые счета, взимание платы осуществляется исходя из ставок, установленных на 1 кв.м жилой площади.
Плата за общежития взимается исходя из ставок, установленных на 1 кв.метр жилой площади, не превышающих ставки оплаты жилья по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда соответствующего уровня благоустройства.
3.6. Экономически обоснованные тарифы, на базе которых устанавливаются ставки оплаты содержания ремонта и жилья, определяются по "Методике расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства", разработанной Институтом экономики ЖКХ, согласованной Комитетом Российской Федерации по политике цен и утвержденной Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству 09.11.93 г.
Помимо затрат, предусмотренных вышеуказанной методикой, при расчете тарифов в себестоимость содержания и ремонта жилья должны быть включены затраты на капитальный ремонт жилья.
Для отражения этих затрат в состав себестоимости содержания и ремонта жилья должна быть включена новая статья - "резерв на капитальный ремонт жилья".
На этой статье ежегодно отражаются затраты на капитальный ремонт исходя из первоначальной стоимости жилищного фонда (с учетом переоценки) и нормативов отчислений.
3.7. Для накопления средств на капитальный ремонт собственник жилищного фонда или уполномоченная им организация (служба заказчика), которая осуществляет сбор платежей от населения, формирует специальный резерв - резервный фонд.
3.8. Средства резервного фонда имеют строго целевое назначение - оплата работ по капитальному ремонту жилищного фонда - и должны храниться на специальном счете (субсчете) обособленно от текущих средств организации, осуществляющей сбор денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги.
С этой целью собственник или уполномоченная им организация обязаны в течение всего планового периода (месяц, квартал) от суммы поступивших на расчетный счет денежных средств перечислять на специальный (открытый в банке) счет (субсчет) сумму резервов на капитальный ремонт жилья, запланированных по нормативам отчислений.
Выплаты со специального счета осуществляются только для выполнения работ по проведению капитального ремонта в соответствии с актами на выполненные работы, независимо от способа их проведения (подрядный, хозяйственный), при этом сформированный резерв уменьшается на сумму произведенных расходов.
3.9. Суммы, направляемые в отчетном году на создание резерва на капитальный ремонт жилья, не уменьшаются в конце отчетного года (в случае, если начисления превышают фактические затраты) и не доначисляются (если фактические расходы превышают начисления).
Суммы начисленного и неиспользованного резервного фонда не изымаются у организации, а накапливаются и используются в последующие периоды.
3.10. Нормативы отчислений на капитальный ремонт жилищного фонда утверждаются на год:
- по муниципальному и государственному жилищному фонду соответственно органами местного самоуправления и организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;
- по жилищному фонду юридических лиц, основанных на частной форме собственности, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов - собственниками жилья.
3.11. Норматив ежегодных отчислений на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда определяется на основе Методических указаний по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденных приказом Минстроя России N 17-152 от 2 декабря 1996 г.
4. Плата за наем помещения
4.1. Плата за наем жилого помещения вводится с целью постепенной компенсации затрат на строительство и реконструкцию жилищного фонда. При этом должна устанавливаться плата за наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде по договору социального найма и за наем жилого помещения по договору найма (аренды).
Эта плата входит в общую структуру платежей населения за жилье, следовательно, на нее распространяются льготы по оплате жилья.
4.2. Плата за наем жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде должна поступать от организаций, уполномоченных на сбор платежей собственнику жилищного фонда и аккумулироваться на специальном счете.
4.3. Ставки платы за наем по договору социального найма утверждаются органами местного самоуправления, а плата за наем по договору найма (аренды) в домах муниципального и государственного жилищных фондов устанавливается договором между собственником жилищного фонда или уполномоченной им организацией - наймодателем и нанимателем жилого помещения в пределах ставок, установленных органом местного самоуправления.
Плата за наем жилого помещения устанавливается на 1 кв.м общей площади жилья.
4.4. Размер платы за социальный наем жилого помещения устанавливается с учетом Методических указаний Минстроя России, указанными в п.3.11 настоящего Порядка.
4.5. Введение платы за социальный наем жилого помещения должно осуществляться поэтапно, теми же темпами, что и платежи за содержание и ремонт жилья. При этом ставки платы должны быть дифференцированы по группам жилищного фонда исходя из его потребительских свойств.
5. Оплата коммунальных услуг
5.1. Тарифы на коммунальные услуги (водо-, теплоснабжение, горячее водоснабжение, канализация) утверждается органами местного самоуправления едиными для граждан, проживающих в различных видах жилищного фонда и домах различных форм собственности в пределах муниципального образования, с учетом предельного уровня платежей граждан по годам переходного периода (в процентах к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на предоставление коммунальных услуг). Тарифы и цены на электрическую энергию и газ для населения утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством.
5.2. Экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги определяются по "Методике расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 9 ноября 1993 года N 56.
При этом при расчете тарифов на жилищно-коммунальные услуги рекомендуется перейти от нормативной рентабельности, обеспечивающей лишь простое воспроизводство основных фондов коммунального назначения, к включению инвестиционной составляющей, обеспечивающей в конечном итоге расширенное воспроизводство основных фондов отрасли. Переход на новый принцип расчета должен носить постепенный характер, также как и переход к экономически обоснованным тарифам.
Включение инвестиционной составляющей в тариф должно определяться возможностью оплаты населением соответствующей доли расходов в рамках перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. В связи с этим величина инвестиционной составляющей не должна превышать 30 процентов эксплуатационных затрат.
6. Оплата сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного
потребления коммунальных услуг
6.1. В переходный период, когда будет сохраняться разрыв между экономически обоснованными ставками и тарифами для населения, по решению местных органов самоуправления могут устанавливать ставки и тарифы на оплату жилья, занимаемого по договору социального найма сверх социальной нормы и сверхнормативного потребления коммунальных услуг. В связи с этим как один из вариантов может быть предусмотрена следующая схема оплаты сверхнормативного жилья и коммунальных услуг:
6.1.1. По утвержденным в соответствии с п.2.3. и п.2.4. настоящего Порядка ставкам и тарифам производится оплата за наем жилья, занимаемого по договору социального найма в пределах социальной нормы, оплата содержания и ремонта жилья всей занимаемой площади, а также коммунальные услуги в пределах нормативов потребления.
Плата за наем жилья, превышающего по площади социальную норму более чем на 10 кв.м. и оплата сверхнормативного потребления коммунальных услуг производится по ставкам и тарифам для сверхнормативного потребления.
6.1.2. Ставки и тарифы для оплаты найма жилой площади сверх социальной нормы и сверхнормативного потребления коммунальных услуг устанавливаются на уровне экономически обоснованной их величины, обеспечивающей полное возмещение нормативных затрат.
6.1.3. Объем сверхнормативного потребления коммунальных услуг (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, канализация) может определяться только при наличии приборов учета.
6.2. Граждане, которые в соответствии с действующим законодательством имеет право на дополнительную жилую площадь, оплачивают ее по утвержденным ставкам для оплаты жилья в пределах социальной нормы.
7. Задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг
7.1. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099, расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца. Несвоевременное внесение платы за услуги влечет за собой начисление пени в размере одного процента с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки.
7.2. В договоре найма жилого помещения или договоре на обслуживание должны быть отражены установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пени за несвоевременную оплату услуг.
7.3. Кроме взимания пени, с целью сокращения задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, к неплательщикам может применяться практика взыскания этой задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариальных органов.
См. постановление СМ РСФСР от 11 марта 1976 г. N 171
7.4. В случае наличия задержек более 1 месяца с выплатой зарплаты или пенсии, органы местного самоуправления руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации (ст.40) и Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (п.8 ст.3), вправе принимать решения о временном освобождении отдельных категорий граждан от уплаты пени по просроченным платежам за оплату жилья и коммунальных услуг.
Порядок
предоставления гражданам компенсаций (субсидий)
на оплату жилья и коммунальных услуг
(утв. постановлением Администрации Псковской области от 2 июля 1997 г. N 157)
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" с изменениями и дополнениями от 12 января 1996 г. и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и обязателен для применения на территории Псковской области органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.2. Компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг (в дальнейшем именуются - компенсации) являются мерой социальной защиты граждан при повышении размера оплаты жилья и коммунальных услуг.
1.3. Компенсации предоставляются постоянно проживающим в Псковской области и зарегистрированным:
- гражданам - нанимателям жилых помещений, собственникам приватизированных квартир в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, а также проживающим в общежитиях, переданных предприятиям, учреждениям и организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение;
- членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- гражданам, занимающим жилое помещение на правах аренды;
- гражданам, владеющим на правах частной собственности только одним жилым помещением и использующим его для семейного проживания.
1.4. Граждане, имеющие более одного жилья или сдающие жилые помещения в поднаем или аренду, утрачивают право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.
1.5. Граждане признаются нуждающимися в получении компенсаций, если сумма расходов на оплату содержания и ремонта жилья и коммунальных услуг за занимаемое жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот превышает установленную на данный период долю предельно допустимых собственных расходов граждан на эти цели в составе совокупного дохода семьи.
Кроме того, собственные расходы граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать 0,5 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
1.6. Компенсация назначается нуждающимся семьям, независимо от формы собственности жилого фонда, в котором они проживают, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной выполнять эти функции (отделом субсидий). Административные издержки по содержанию отделов субсидий финансируются из соответствующих бюджетов районов и городов.
2. Определение размера компенсации
2.1. Величина компенсаций для граждан, имеющих совокупный доход семьи на 1 человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, определяется как максимальное значение компенсаций, рассчитанных по двум основаниям.
Величина компенсаций по первому основанию определяется как разница между уровнем оплаты нормативной площади жилья и нормативного потребления коммунальных услуг по действующим на данный период ставкам и тарифам для населения и предельно допустимыми расходами граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Величина компенсаций по второму основанию определяется как разница между уровнем оплаты нормативной площади жилья и нормативного потребления коммунальных услуг по действующим на данный период ставкам и тарифам для населения и 0,5 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Величина компенсаций для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, превышающий прожиточный минимум, определяется только по первому основанию.
Занимаемые жилые помещения и коммунальные услуги сверх социальной нормы оплачиваются полностью за счет средств граждан по утвержденным на данный период ставкам и тарифам.
2.2. Доля предельно допустимых расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в составе совокупного дохода семьи устанавливается органами местного самоуправления, исходя из максимального уровня этих расходов, утвержденных постановлением Администрации области.
2.3. Размер компенсации, предоставленной семье в месяц по первому основанию, определяется по формуле:
S1=Pн-VxM, где:
S1 - размер компенсации;
Pн - сумма платежей в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;
V - совокупный доход семьи;
M - установленная органами местного самоуправления, на данный период доля предельно допустимых расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в составе совокупного дохода семьи.
Сумма платежей в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (Pн) определяется как сумма платежей за наем жилья (Ан1), за содержание и ремонт жилья (Ан2), за предоставление услуг по горячему водоснабжению (Ан3), холодному водоснабжению (Ан4), канализованию (Ан5), центральному отоплению (а в домах не имеющих центрального отопления - приобретаемого топлива в пределах норм потребления, устанавливаемых для продажи населению) (Ан6), газоснабжению (Ан7), электроснабжению (Ан8), вывозу жидких нечистот в неканализованном жилом фонде (Ан9)
Рн=(Ан1+Ан2+Ан3+Ан4+Ан5+Ан6+Ан7+Ан8+Ан9)
При определении суммы платежей учитываются также льготы по жилищно-коммунальным платежам гражданам, установленные нормативными актами органов государственного управления.
По решению органов местного самоуправления для конкретного населенного пункта может определяться единая социальная плата, рассчитанная исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом уровня благоустройства стандартного (наиболее типичного) для данного населенного пункта жилья.
Величина компенсации по второму основанию определяется как разница между принятыми на данный период размерами оплаты жилищно-коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг и половиной установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
S2=Pн-0,5*МРОТ*N,
где: МРОТ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
N - количество членов семьи.
Размер компенсаций (S=S1 или S2) не может превышать фактически начисленной платы за жилье и коммунальные услуги.
При расчете величины компенсаций недопустимо исключение отдельных видов коммунальных услуг.
2.4. Размер компенсаций для граждан, имеющих жилые помещения на праве частной собственности или по договору коммерческого найма (аренды), определяется исходя из принятых на данный период ставок и тарифов на оплату содержания и ремонта жилья для нанимателей жилых помещений соответствующего уровня благоустройства, а также нормативов и тарифов на коммунальные услуги.
2.5. Исчисление среднего совокупного дохода семьи осуществляется в соответствии с методическими указаниями по исчислению среднего совокупного дохода семьи (приложение 4 к постановлению Администрации области).
2.6. Граждане - наниматели жилых помещений, подавшие заявление о замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение соответствующего уровня благоустройства в пределах социальной нормы, оплачивают имеющееся у них жилье только в пределах социальной нормы площади с учетом их совокупного дохода.
Органы местного самоуправления (предприятие, организация) обязана по обращению граждан рассмотреть и предложить вариант замены жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение соответствующего уровня благоустройства в пределах социальной нормы.
В свою очередь граждане в случае отказа от третьего предложенного варианта обмена обязаны возместить убытки за весь период предоставления им льготы на оплату жилья сверх социальной нормы.
3. Порядок предоставления компенсации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Псковской области от 2 июля 1997 г. N 157 "О дальнейшем реформировании жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставлении гражданам компенсаций (субсидий)"
Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Псковская правда", приложение "Губернские ведомости", выпуск 4, от 23-24 июля 1997 г.
Постановлением Администрации Псковской области от 21 февраля 2005 г. N 54 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Псковской области от 18 ноября 2002 г. N 356
Постановление Администрации Псковской области от 31 мая 1999 г. N 165
Изменения вступают в силу с 3 июня 1999 г.