Закон Псковской области
от 5 мая 2000 г. N 83-ОЗ
"О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов"
Принят областным Собранием депутатов 27 апреля 2000 года
I. Общие положения и основные понятия
Статья 1. Сфера действия Закона
Настоящий Закон определяет условия и порядок пользования водными биологическими ресурсами, находящимися на территории Псковской области (далее - области), регулирует отношения в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
Настоящим Законом не регулируются отношения, возникающие в сфере рыболовства в бассейновых и прудовых хозяйствах.
Отношения, связанные с использованием водных, земельных, лесных и других ресурсов, возникающие в связи с рыбохозяйственной деятельностью, регулируются специальными законами и нормативными актами Российской Федерации и области.
Статья 2. Основные понятия
Водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - комплекс животных (рыб, речных раков и других беспозвоночных) и растений, обитающих в водной среде водоемов, находящихся на территории области.
Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов из среды их обитания.
Рыбоводство (аквакультура) - все виды искусственного воспроизводства и культивирования водных биоресурсов.
Воспроизводство - восстановление и увеличение запасов водных биоресурсов естественным или искусственным путем.
Рыбохозяйственная деятельность - деятельность, связанная с рыболовством, рыбоводством, а также с воспроизводством водных биоресурсов.
Промышленное рыболовство (промысел) - деятельность по вылову водных биоресурсов в коммерческих целях.
Любительское (спортивное) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в спортивных или рекреационных (для отдыха) целях.
Потребительское рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов для личного (внутрихозяйственного) потребления без права реализации.
Общий допустимый улов - научно обоснованная величина максимально допустимого годового изъятия части популяции определенного вида водных биоресурсов в конкретном водоеме, не приводящая в долгосрочной перспективе к истощению водных биоресурсов и их способности к воспроизводству и устойчивому существованию.
Квота вылова водных биоресурсов - доля общего допустимого улова, выделяемая для конкретного пользователя в конкретном водоеме.
Улов - количество или масса водных биоресурсов, изъятых из водных объектов.
Расчетный улов - прогнозируемый на основе данных многолетних наблюдений улов на единицу используемого орудия лова в единицу времени в конкретном водоеме.
Государственный мониторинг водных биоресурсов - система регулярных наблюдений за структурой, численностью, биологическим состояние рыб, других водных животных, водных растений и качеством среды их обитания.
Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право его владельца на изъятие водных биоресуросв в конкретном водоеме в конкретный период времени определенными орудиями лова.
Статья 3. Право собственности на водные биоресурсы
Водные биоресурсы области являются государственной собственностью и могут находиться в федеральной собственности либо собственности области.
Порядок передачи водных биоресурсов в областную собственность определяется действующим законодательством Российской Федерации.
Водные биоресурсы, изъятые законным способом из водоемов (улов), могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение уловом регулируется гражданским законодательством.
II. Государственное управление в области рыболовства и охраны водных биоресурсов
Статья 4. Государственное управление в области рыболовства и охраны водных биоресурсов
Основной целью государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов является сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, рациональное (неистощительное) пользование водными биоресурсами, обеспечение условий для эффективной рыболовной деятельности как источника занятости населения и получения устойчивых доходов, в том числе в местные, областной и федеральный бюджеты.
Государственное управление в области рыболовства и охраны водных биоресурсов основывается на следующих принципах:
научно обоснованное и рациональное использование водных биоресурсов в целях ежегодного получения стабильных максимально допустимых уловов и сохранения условий естественного воспроизводства водных биоресурсов;
сбалансированное развитие экономики при обеспечении благоприятного состояния окружающей природной среды;
обеспечение управления в области изучения, охраны, воспроизводства и использования водных биоресурсов;
недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной водных биоресурсов и средой их обитания с деятельностью по использованию водных биоресурсов;
обеспечение прав граждан на пользование водными биоресурсами.
Государственное управление в области рыболовства и охраны водных биоресурсов обеспечивает решение следующих задач:
изучение состояния, мониторинг водных биоресурсов;
государственный учет и ведение кадастра водных биоресурсов;
регулирование рыбохозяйственной деятельности;
прогнозирование состояния запасов и установление общего допустимого улова;
государственный контроль за рыболовством, охрана водных биоресурсов и среды их обитания;
сохранение и увеличение запасов водных биоресурсов.
Государственное управление в области рыболовства и охраны водных биоресурсов осуществляют органы государственной власти области во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов водных биоресурсов, другими федеральными органами и их территориальными подразделениями в пределах компетенции, с органами местного самоуправления.
Статья 5. Компетенция областного Собрания
К компетенции областного Собрания в сфере государственного управления рыболовством и охраной водных биоресурсов относится:
принятие законов области и иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок использования водных биоресурсов области;
утверждение положения об областном целевом фонде сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов;
утверждение бюджетов областного целевого фонда сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов;
утверждение положения о рыбохозяйственном совете;
иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 6. Компетенция Администрации области
Администрация области в сфере государственного управления рыболовством и охраной водных биоресурсов:
определяет основные направления развития рыбного хозяйства области;
разрабатывает и обеспечивает исполнение областных программ по охране, воспроизводству и рациональному использованию водных биоресурсов;
организует и ведет кадастр, мониторинг водных биоресурсов, находящихся в собственности области;
осуществляет меры по восстановлению объектов водных биоресурсов;
создает областной фонд сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов;
устанавливает размеры отчислений в фонд сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов;
утверждает перечень особо охраняемых объектов водных биоресурсов, находящихся в собственности области, устанавливает режим их охраны и использования;
вводит ограничения на использование объектов водных биоресурсов в целях их охраны и воспроизводства;
определяет порядок учреждения и ведения Красной книги области;
осуществляет государственный контроль за пользованием водными биоресурсами;
координирует деятельность на территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по вопросам пользования водными биоресурсами;
утверждает распределение квот вылова и лимитов на орудия лова:
участвует в международном сотрудничестве по вопросам пользования водными биоресурсами водоемов области;
создает рыбохозяйственный совет области;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления
В соответствии с настоящим Законом органам местного самоуправления муниципальных образований области делегируются следующие государственные полномочия Администрации области по вопросам рыболовства и охраны водных биоресурсов:
принятие решений о предоставлении и прекращении права пользования водными биоресурсами водоемов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, за исключением водных биоресурсов Псковско-Чудского водоема и других водоемов, отнесенных к федеральной собственности;
распределение квот вылова и лимитов на орудия лова между конкретными пользователями на водоемах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования;
осуществление контроля за использованием водных биоресурсов на территории муниципального образования.
Государственные полномочия Администрации области, указанные в части 1 настоящей статьи, делегируются на неопределенный срок органам местного самоуправления следующих муниципальных образований: город Псков, город Великие Луки, Бежаницкий район, Великолукский район, Гдовский район, Дедовичский район, Дновский район, Красногородский район, Куньинский район, Локнянский район, Невельский район, Новоржевский район, Новосокольнический район, Опочецкий район, Островский район, Палкинский район, Печорский район, Плюсский район, Порховский район, Псковский район, Пустошкинский район, Пушкиногорский район, Пыталовский район, Себежский район, Стругокрасненский район, Усвятский район, Круппская волость, Кулейская волость.
Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляет Администрация области путем:
проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;
запроса и получения необходимых документов и другой информации об осуществлении государственных полномочий;
заслушивания должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению государственных полномочий.
Исполнение делегированных настоящим Законом государственных полномочий органами местного самоуправления прекращается принятием закона области.
Государственные полномочия, исполнение которых отдельными органами местного самоуправления прекращено в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляются Администрацией области.
См. также Закон Псковской области от 25 декабря 1997 г. N 48-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями"
III. Пользование водными биоресурсами
Статья 8. Виды пользования водными биоресурсами
Водные биоресурсы предоставляются в следующие виды пользования:
добыча (вылов) рыбы, других водных животных и растений в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния рыбных запасов и определения общего допустимого улова;
добыча (вылов) рыбы, других водных животных и растений в целях воспроизводства, акклиматизации и зарыбления:
промышленное рыболовство;
потребительское рыболовство;
промышленное рыбоводство;
любительское и спортивное рыболовство.
Добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (правилами рыболовства, и положением о потребительском рыболовстве.
Статья 9. Лицензирование рыбохозяйственной деятельности
Промышленное рыболовство, промышленное рыбоводство, организация любительского и спортивного лова ценных видов рыб, водных животных и растений являются лицензируемыми видами деятельности и не могут осуществляться на территории области юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без лицензии, выдаваемой органами, уполномоченными на осуществление лицензирования указанных видов рыбохозяйственной деятельности.
Условия и порядок лицензирования определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
См. постановление Администрации Псковской области от 29 июня 1998 г. N 157
Статья 10. Предоставление в пользование водных биоресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
Водные биоресурсы на территории области могут предоставляться в краткосрочное и долгосрочное пользование а целях, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона, за исключением любительского и спортивного рыболовства. Право краткосрочного пользования водными биоресурсами устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет.
Водные биоресурсы предоставляются в пользование специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов водных биоресурсов на основании решения Администрации области путем выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Решение о предоставлении права пользования водными биоресурсами принимается в порядке, установленном областным Собранием депутатов.
Решение о предоставлении права пользования водными биоресурсами принимается при наличии неосвоенных квот или недоиспользовании водных биоресурсов на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В заявлении указываются:
сведения о заявителе;
вид пользования водными биоресурсами;
перечень объектов водных биоресурсов;
границы и площадь акваторий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами водных биоресурсов;
предполагаемый срок пользования водными биоресурсами.
Статья 11. Предоставление в пользование водных биоресурсов гражданам
Водные биоресурсы на территории области предоставляются гражданам в целях потребительского, любительского и спортивного рыболовства.
Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами в соответствии с правилами рыболовства без оформления разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов,
Преимущественное право на пользование водными биоресурсами имеют граждане, постоянно проживающие на берегах водоемов, расположенных на территории области.
Статья 12. Правила рыболовства
Правила рыболовства определяют порядок и условия добычи (вылова) водных биоресурсов, обеспечивающие их рациональное использование, воспроизводство и охрану.
Правила рыболовства утверждаются областным Собранием депутатов, если иное не установлено действующим законодательством.
Правилами рыболовства устанавливаются ограничения по срокам и местам ведения лова, орудиям и способам лова, другие условия и ограничения ведения лова (добычи) водных биоресурсов.
Статья 13. Права и обязанности пользователей водными биоресурсами
Пользователь водными биоресурсами осуществляет свои права и обязанности в соответствии с условиями лицензии на вид деятельности, правил рыболовства, разрешения на добычу (вылов).
Пользователь водными биоресурсами имеет право:
получать в установленном порядке информацию, необходимую для добычи (вылова) водных биоресурсов;
распоряжаться по своему усмотрению добытыми в установленном порядке объектами водных биоресурсов и продукцией, полученной от них;
предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный ему в процессе осуществления рыбохозяйственной деятельности неправомерными действиями юридических лиц и граждан;
оказывать воздействие на среду обитания объектов водных биоресурсов, улучшающее состояние водных биоресурсов, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами.
Для осуществления рыбохозяйственной деятельности пользователи водными биоресурсами имеют право использовать прибрежные полосы суши водных объектов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Пользователь водными биоресурсами обязан:
осуществлять пользование водными биоресурсами в соответствии с действующим законодательством;
не допускать ухудшения среды обитания водных животных и растений, принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели водных биоресурсов при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации мелиоративных систем, транспортных средств;
не допускать нарушений прав других пользователей водными биоресурсами;
обеспечивать беспрепятственный допуск инспекторов и работников рыбоохраны на места лова, суда и другие плавучие средства, на приемные пункты, склады и рыбозаводы для контроля за промыслом, представителей научно-исследовательских организаций для осуществления сбора информации о состоянии запасов водных биоресурсов в данном водоеме;
предоставлять бесплатно в установленном порядке отчетные материалы о вылове рыбы и других водных биоресурсов по видам (товарным сортам) и районам промысла в территориальные подразделения федерального органа по рыболовству.
Статья 14. Прекращение права пользования водными биоресурсами
Право пользования водными биологическими ресурсами прекращается в случаях:
добровольного отказа пользователя;
истечения срока действия лицензии на рыбохозяйственную деятельность;
истечения срока, на который было предоставлено право пользования;
ликвидации юридического лица - пользователя водными биоресурсами;
нарушения правил рыболовства, законодательных актов Российской Федерации и области по вопросам пользования биологическими ресурсами и их охраны.
Решение о прекращении права пользования водными биоресурсами принимается в установленном порядке Администрацией области по представлению специально уполномоченного органа по охране, воспроизводству и регулированию использования водных биоресурсов.
Статья 15. Рыбохозяйственный совет области
В целях координации деятельности рыбохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность на территории области, и подготовки предложений о распределении квот (добычи) водных биоресурсов Администрацией области создается рыбохозяйственный совет.
В работе рыбохозяйственного совета области участвуют на постоянной основе представители областного Собрания депутатов, Администрации области, специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов водных биоресурсов, специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей природной среды, научно-исследовательских и рыбохозяйственных организаций и органов местного самоуправления.
Положение о рыбохозяйственном совете области утверждается областным Собранием депутатов.
Состав рыбохозяйственного Совета утвержден распоряжением Администрации Псковской области от 29 декабря 2000 г. N 694-р
Статья 16. Антимонопольное ограничение пользованием водными биоресурсами
Пользователям водных биоресурсов, доля которых в общем объеме добычи (вылова) рыбы составляет 35%, ограничивается выделение квот вылова, лимитов на орудия лова.
IV. Воспроизводство водных биоресурсов
Статья 17. Искусственное воспроизводство, акклиматизация рыб, других водных животных и растений, рыбохозяйственная мелиорация водоемов
В целях увеличения запасов водных биоресурсов и улучшения состояния среды обитания могут осуществляться работы по искусственному воспроизводству рыбных запасов, акклиматизации рыб, других водных животных и растений, рыбохозяйственной мелиорации водоемов.
Искусственное воспроизводство рыбных запасов, акклиматизация рыб, других водных животных и растений, рыбохозяйственная мелиорация водоемов допускаются только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов водных биоресурсов на основании биологических обоснований, разрабатываемых научными организациями.
Работы по искусственному воспроизводству рыбных запасов, акклиматизации рыб, других водных животных и растений, рыбохозяйственной мелиорации водоемов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.
V. Плата за пользование водными биоресурсами
Статья 18. Плата за пользование водными биоресурсами
Пользование водными биоресурсами на территории области осуществляется на платной основе.
Порядок взимания и размеры платы за пользование водными биоресурсами определяются Правительством Российской Федерации.
VI. Государственная охрана водных биоресурсов
Статья 19. Государственная охрана водных биоресурсов
Государственную охрану водных биоресурсов на территории области обеспечивают органы государственной власти области, специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования водных биоресурсов и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Охрана водных биоресурсов водоемов обеспечивается:
регулированием промысла и контролем за соблюдением правил рыболовства;
контролем за состоянием водных биоресурсов и среды их обитания;
государственной экологической экспертизой, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
установлением ограничений и запретов на пользование водными биоресурсами;
проведением мероприятий по восстановлению водных экосистем, рыбохозяйственной мелиорации, искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
С целью возмещения затрат на охрану воспроизводство и изучение водных биоресурсов создается областной целевой бюджетный фонд сохранения, воспроизводства и изучения водных биоресурсов (далее - фонд).
Фонд формируется за счет отчислений пользователей водными биоресурсами.
Размеры отчислений устанавливаются Администрацией области на очередной сезон года дифференцированно по категориям водоемов, орудий лова в размере 4% рыночной стоимости расчетного улова водного биоресурса, подлежащего изъятию конкретным орудием лова за период его использования по предложению рыбохозяйственного совета области.
Стоимость объектов водных биоресурсов определяется по средним фактическим ценам, сложившимся на потребительском рынке области.
Величины расчетного улова для различных видов орудий лова в конкретном водоеме определяются областной инспекцией рыбоохраны по данным многолетних наблюдений.
Отчисления в фонд производятся пользователем водными биоресурсами при получении разрешений на добычу (вылов).
Порядок управления фондом, формирования его расходной части определяется положением о фонде, утверждаемым областным Собранием.
Статья 20. Государственная рыбохозяйственная экспертиза
Государственная рыбохозяйственная экспертиза проводится для проверки соблюдения требований к охране водных биоресурсов при планировании, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции хозяйственных и иных объектов, опасных для водных биоресурсов, в целях сохранения условий обитания водных биоресурсов и условий для их воспроизводства.
Государственной рыбохозяйственной экспертизе в обязательном порядке подлежит документация (материалы) о:
планировании, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции техническом перевооружении объектов, возведении сооружений и установок, которые могут оказать вредное воздействие на водные биоресурсы;
строительство водозаборов промышленных и коммунальных организаций, а также объектов энергетики, сельского хозяйства и объектов другого назначения, об оборудовании их рыбозащитными устройствами;
новых способах лова (добычи) водных биоресурсов;
Государственную рыбохозяйтсвенную экспертизу проводит специально уполномоченный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов водных биоресурсов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заключение государственной рыбохозяйственной экспертизы должно содержать выводы о влиянии планируемого объекта на водные биоресурсы и среду их обитания, а также оценку эффективности и достаточности принятых в проектной документации (материалах) решений о предотвращении и (или) возмещении вреда, нанесенного водным биоресурсам.
Заключение государственной рыбохозяйственной экспертизы учитывается при проведении государственной экологической экспертизы, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 21. Установление ограничений и запретов на пользование водными биоресурсами
В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования водными биоресурсами, а также пользование определенными объектами водных биоресурсов могут быть ограничены, приостановлены либо запрещены.
Решение о введении ограничений (запретов) на пользование водными биоресурсами принимают органы государственной власти Российской Федерации или области в пределах компетенции по представлению территориального подразделения федерального органа по рыболовству.
Режим рыболовства ограничивается правилами рыболовства, а также установлением объемов (квот) вылова, лимитов на использование орудий лова.
Основанием для ограничения режима рыболовства служат результаты официальных научных исследований, данных рыбохозяйственного мониторинга.
Статья 22. Компенсация ущерба водным биоресурсам
При невозможности полного исключения вредного техногенного воздействия на водные биоресурсы при строительстве и эксплуатации хозяйственных объектов и производстве различных работ на рыбохозяйственных водных объектах заказчики объектов либо их владельцы обязаны компенсировать ущерб, наносимый водным биоресурсам.
Порядок компенсации определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и охраны водных биоресурсов
Юридические лица и граждане, совершившие правонарушения в области рыболовства и охраны водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Введение в действие настоящего Закона
Ввести в действие настоящий Закон со дня его официального опубликования.
Глава Администрации Псковской области |
Е.Э.Михайлов |
Псков
5 мая 2000 года
N 83-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Псковской области от 5 мая 2000 г. N 83-ОЗ "О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов"
Вводится в действие со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Псковская правда", N 91, от 18 мая 2000 г.
Законом Псковской области от 16 января 2007 г. N 630-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу со дня вступления в силу названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Псковской области от 31 декабря 2003 г. N 331-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Псковской области от 10 ноября 2003 г. N 312-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Псковской области от 15 октября 2001 г. N 153-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона