Рассмотрев предложения и замечания, подготовленные комитетом по законодательству к проекту Регламента Псковского областного Собрания депутатов, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить Регламент Псковского областного Собрания депутатов с учетом предложений и замечаний.
2. Признать утратившим силу Регламент Псковского областного Собрания депутатов, утвержденный постановлением областного Собрания депутатов от 25.05.97 N 372, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Собрания депутатов от 10.04.98 N 2 и 28.04.98 N 8.
3. Установить, что в случае несоответствия норм Регламента областного Собрания депутатов действующим нормам законов области применяются соответствующие статьи законов области до внесения в них изменений и дополнений.
4. Комитету по законодательству областного Собрания депутатов в течение 2-х месяцев подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Псковской области.
Председатель областного Собрания депутатов |
Ю. А. Шматов |
Регламент Псковского областного Собрания депутатов
(утв. постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 9 сентября 1999 г. N 329)
Глава 1. Общие положения
Настоящий Регламент устанавливает порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Псковского областного Собрания депутатов.
Статья 1. Псковское областное Собрание депутатов
1. Псковское областное Собрание депутатов (далее - Собрание) является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.
2. Собрание осуществляет нормотворческие (законодательные) и контрольные функции в порядке и пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством области и настоящим Регламентом.
3. Собрание принимает следующие виды актов:
- законы Псковской области (нормативные правовые акты области высшей юридической силы);
- постановления Собрания (правовые акты области конкретно регулирующего характера, принимаемые Собранием по вопросам его компетенции);
- решения Собрания (правовые акты Собрания по вопросам организации его работы, обязательные к исполнению депутатами Собрания, сотрудниками аппарата Собрания, помощниками депутатов Собрания).
4. Собрание вправе принимать заявления, обращения, которые оформляются постановлением Собрания.
5. Процедурные решения согласно статье 28 настоящего Регламента и иные решения, принимаемые путем голосования на заседании Собрания, могут быть оформлены в виде правового акта либо в виде записи в протоколе сессии.
6. Законы области и постановления Собрания вступают в силу одновременно на всей территории области по истечении семи дней со дня их официального опубликования в газете "Псковская правда", если в них или в актах об их введении в действие не установлен иной срок вступления в силу.
Решения вступают в силу после их принятия, если иное не установлено самим решением.
Статья 2. Правовая основа деятельности Собрания
Порядок организации и деятельности Собрания определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Псковской области, а также настоящим Регламентом.
Статья 3. Принципы деятельности Собрания
Деятельность Собрания основывается на принципах законности, коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, учета общественного мнения, политического многообразия и многопартийности.
Статья 4. Структура и формы работы Собрания
1. В структуру Собрания входят председатель, его заместитель (заместители), постоянные комитеты, комиссия по вопросам депутатской этики.
В случае необходимости выработки согласованных или компромиссных решений Собрание вправе создавать временные комиссии и рабочие группы.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Собранием, депутаты Собрания могут объединяться в депутатские группы и иные объединения депутатов.
2. Формами работы Собрания являются сессии, заседания комитетов, депутатские слушания.
Статья 5. Председатель Собрания и заместитель (заместители)
1. Для ведения сессии, осуществления организационных полномочий и функций юридического лица Собрание избирает председателя Собрания и его заместителя (заместителей).
2. Председатель Собрания избирается на весь срок полномочий Собрания данного созыва. Полномочия председателя Собрания могут быть прекращены досрочно:
- в случаях, предусмотренных статьей 4 Закона Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов";
- по личному заявлению об освобождении от должности;
- в случаях и порядке, установленных статьей 10 настоящего Регламента.
Статья 6. Постоянные комитеты Собрания
1. Собрание образует из числа своих депутатов постоянные комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Собрания, дачи заключений по законопроектам, а также для содействия осуществляемой Собранием контрольной деятельности.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и порядок организации работы постоянных комитетов определяются настоящим Регламентом и положениями о постоянных комитетах.
Статья 7. Депутатские группы Собрания
1. Депутатские группы - добровольные объединения депутатов численностью не менее 5 человек.
2. Депутаты объединяются в депутатские группы по профессиональным, территориальным признакам, по принадлежности к избирательным объединениям или партиям и иным признакам.
Статья 8. Обеспечение деятельности Собрания
1. Для обеспечения деятельности Собрания создаются структурные подразделения аппарата Собрания, действующие на основе положений, утверждаемых Собранием.
2. Для работы в комитетах и рабочих группах по предложению комитетов председатель Собрания может принять решение о привлечении депутатов, работающих на непостоянной основе, к работе на платной основе (с освобождением от выполнения служебных обязанностей по месту основной работы), а также привлекать на договорной основе специалистов, независимых экспертов для подготовки вопросов, относящихся к компетенции Собрания.
3. Для депутатов, работающих на постоянной основе, время работы в избирательных округах считается командировкой.
Глава II Организация работы Собрания
Статья 9. Избрание председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе
1. Председатель Собрания избирается на сессии Собрания тайным голосованием из числа депутатов Собраний, давших согласие баллотироваться на эту должность.
2. Кандидатуры на должность председателя Собрания могут предлагаться депутатами, в том числе путем самовыдвижения.
Каждому кандидату должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и агитации за свою кандидатуру. В процессе обсуждения кандидатур любой из кандидатов вправе заявить самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
3. Избранным считается кандидат, получивший в результате тайного голосования большинство голосов от числа депутатов, избранных в Собрание.
В случае, если на должность председателя Собрания было выдвинуто более двух кандидатов и ни один не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность председателя Собрания считается кандидат, за которого по итогам второго тура проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Собрание.
4. Если председатель Собрания не избран, процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур. При повторном выдвижении могут быть предложены и прежние кандидатуры.
5. По результатам выборов Собрание принимает постановление об избрании председателя Собрания.
6. Кандидатуры для избрания на должность заместителя (заместителей) председателя Собрания, председателей комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, предлагаются председателем Собрания, депутатами, том числе путем самовыдвижения.
Обсуждение кандидатур, оформление их списка и бюллетеня для тайного голосования, голосование, определение и оформление его результатов, проведение повторных выборов осуществляются путем открытого голосования в порядке, предусмотренном пунктами 1-5 настоящей статьи или пунктом 1 статьи 28, либо по решению Собрания.
Статья 10. Срок полномочий и порядок прекращения полномочий председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе
1. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители, депутаты, работающие на штатной оплачиваемой основе, избираются на срок полномочий Собрания.
Полномочия председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, заканчиваются в день открытия первой сессии Собрания нового созыва.
2. Председатель Собрания и его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители, депутаты, работающие на штатной оплачиваемой основе, подотчетны Собранию и могут быть им отозваны путем тайного голосования.
Предложения об освобождении от должности председателя Собрания, заместителя (заместителей) председателя Собрания, председателей комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, могут" быть внесены комитетами Собрания или в виде мотивированного заявления, подписанного группой депутатов не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в Собрание, не позднее чем за 20 дней до дня сессии. Председатель Собрания, заместитель (заместители) председателя Собрания, председатели постоянных комитетов и их заместители, депутаты, работающие на штатной оплачиваемой основе, при обсуждении вопроса об освобождении от должности имеют право на выступление.
3. Председатель Собрания считается освобожденным от должности, если за это проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Собрание. Заместитель (заместители) председателя Собрания, председатели постоянных комитетов и их заместители, депутаты, работающие на штатной оплачиваемой основе, считаются освобожденными от должности, если за это проголосовало большинство от числа депутатов, избранных в Собрание. Если за освобождение от должности проголосовало менее указанного числа депутатов, повторное инициирование вопроса об освобождении от должности допускается не ранее чем через 1 год.
4. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов и их заместители, депутаты, работающие на штатной оплачиваемой основе, могут сложить свои полномочия досрочно путем подачи письменного заявления об освобождении от должности. На основании заявления Собрание принимает постановление об освобождении от должности председателя Собрания, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе.
Статья 11. Председатель Собрания
1. Председатель Собрания:
- созывает сессии Собрания;
- ведет заседания, ведает внутренним распорядком в соответствии с настоящим Регламентом;
- осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, вносимых на ее рассмотрение, формирует проект повестки дня сессии;
- координирует деятельность комитетов Собрания;
- дает поручения комитетам Собрания во исполнение решения Собрания:
- подписывает постановления и иные акты Собрания, протоколы сессий, другие документы Собрания;
- представляет Собрание во взаимоотношениях с другими органами и организациями;
- подписывает документы, направляемые Собранием в судебные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- открывает и закрывает расчетный и текущие счета Собрания в банках и является распорядителем кредитов по этим счетам;
- распоряжается имуществом, числящимся на балансе Собрания;
- выдает доверенности;
- издает соответствующее распоряжение на основании решения Собрания об избрании депутатов на штатную оплачиваемую основу;
- применяет меры поощрения и вносит предложения на сессию на основании заключения комиссии по вопросам депутатской этики о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с Законом области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов";
- утверждает штатное расписание аппарата Собрания в соответствии со структурой и сметой расходов, утверждаемых Собранием;
- нанимает на работу и увольняет с работы работников аппарата Собрания, помощников депутатов Собрания;
- руководит работой аппарата Собрания;
- поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата Собрания;
- возвращает проекты законов и иных нормативных правовых актов субъектам права законодательной инициативы на доработку на основании заключения юридического отдела и (или) управления делами;
- возвращает протест Главы Администрации области в случае нарушения 10-дневного срока, в который он может быть внесен;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. Председатель Собрания не может быть избран в состав постоянного комитета или комиссии по вопросам депутатской этики.
3. По вопросам своего ведения председатель Собрания издает распоряжения.
Статья 12. Заместитель (заместители) председателя Собрания
1. Заместитель (один из заместителей) председателя Собрания замещает председателя в его отсутствие или в случае невозможности выполнения им своих обязанностей.
2. Заместитель (заместители) председателя Собрания в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем Собрания выполняет отдельные полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности Собрания.
3. Заместитель (заместители) председателя Собрания может быть избран председателем одного из постоянных комитетов.
Статья 13. Структура и состав постоянных и временных комитетов
1. На первой сессии Собрания из числа депутатов образуются постоянные комитеты Собрания и комиссия по вопросам депутатской этики.
2. Постоянные комитеты являются постоянно действующими рабочими коллегиальными органами Собрания, подотчетными и подконтрольными ему в своей деятельности.
3. Постоянные комитеты состоят из председателя, заместителя (заместителей) и членов комитета.
Численный состав каждого постоянного комитета (от 4 до 7 депутатов), количество депутатов, работающих в них на штатной оплачиваемой основе, определяются решением Собрания, принимаемым на сессии большинством голосов от числа депутатов, избранных в Собрание.
Председатели постоянных комитетов и их заместители по решению Собрания могут занимать свою должность на штатной оплачиваемой основе или на общественных началах.
4. В рамках постоянных комитетов могут образовываться подкомитеты по основным направлениям деятельности комитета.
Подкомитеты состоят из членов комитетов и возглавляются председателями, избираемыми на заседаниях соответствующих комитетов.
Подкомитеты могут образовываться на срок полномочий постоянных комитетов либо на иной установленный комитетом срок.
5. Собрание вправе создавать из числа депутатов временные комитеты, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или по выполнении порученного задания комитет прекращает свою работу.
Статья 14. Полномочия постоянных комитетов Собрания
1. Комитеты Собрания вправе:
- вносить на рассмотрение Собрания проекты законов, постановлений и решений;
- вносить предложения по повестке дня сессии;
- представлять доклады и содоклады на сессиях;
- представлять совместные доклады и содоклады либо отдельно представлять свои замечания и предложения;
- принимать решения по документам, переданным на рассмотрение комитету;
- заслушивать на своих заседаниях сообщения представителей Администрации области, организаций, должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к ведению Собрания;
- запрашивать от Администрации области, организаций, предприятий, должностных лиц, органов местного самоуправления необходимые документы, информацию и материалы по вопросам, рассмотрение которых входит в компетенцию Собрания. Указанные материалы представляются комитету в течение 10 дней, а при обстоятельствах, требующих дополнительного изучения вопроса, - не позднее чем в месячный срок;
- обсуждать кандидатуры должностных лиц, назначение которых производится с согласия Собрания, и представлять Собранию свои решения по результатам обсуждения;
- вносить предложения о заслушивании на сессии Собрания отчетов или информации любого органа либо должностного лица о выполнении ими постановлений Собрания;
- обращаться с запросами на сессиях Собрания к руководителям Администрации области, ее органов управления, а также руководителям организаций, расположенных на территории области независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, по вопросам, отнесенным к ведению Собрания;
- изучать на местах по поручению Собрания или по своей инициативе вопросы, относящиеся к ведению комитета;
- обобщать предложения государственных и общественных органов, организаций и граждан, сообщать свои выводы Собранию.
2. Полномочия постоянных комитетов определяются в положениях о постоянных комитетах Собрания, утверждаемых на сессии.
Статья 15. Порядок формирования постоянных и временных комитетов
1. Постоянные комитеты формируются путем избрания их председателя, заместителя председателя и членов комитета на сессии Собрания.
Совмещение членства одновременно в нескольких постоянных комитетах не допускается.
2. Процедура формирования персонального состава постоянных комитетов начинается после избрания председателей этих комитетов. Депутаты выражают свое желание работать в соответствующем постоянном комитете на освобожденной или неосвобожденной основе путем подачи заявления председателю Собрания.
Собрание утверждает численный и персональный состав комитетов открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, избранных в Собрание.
После утверждения персонального состава комитета избирается заместитель председателя комитета.
3. Собрание вправе на сессии вносить изменения в персональный и количественный состав постоянных комитетов, по заявлению депутата Собрания производить перемещение депутата из одного комитета в другой при соблюдении условий пункта 3 статьи 13 настоящего Регламента.
4. Численный и персональный состав временных комитетов утверждается на сессии открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов.
Статья 16. Порядок работы постоянных комитетов
1. Основной формой работы постоянных комитетов являются заседания.
Заседания постоянных комитетов проводятся по мере необходимости, но не позднее чем за 9 дней до проведения очередной сессии Собрания. Вопросы, рассмотренные комитетами позднее указанного срока, могут быть включены в дополнительную повестку дня очередной (внеочередной) сессии.
Постоянный комитет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины состава комитета.
2. Заседание постоянного комитета созывает его председатель. О созыве заседания комитета председатель уведомляет членов комитета, а также субъектов законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению, не позднее чем за три дня до его начала.
Заседание проводит председатель комитета или его заместитель.
В заседаниях комитетов могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты Собрания, не входящие в его состав.
На заседаниях вправе присутствовать по согласованию с председателем комитета представители Администрации области, областной прокуратуры, областного суда, арбитражного суда области, а также средств массовой информации, аккредитованных при Собрании либо получивших разрешение комитета. На заседания могут быть приглашены также представители иных заинтересованных организаций, эксперты, специалисты.
Комитет по решению более половины присутствующих из состава комитета вправе проводить закрытое заседание. На закрытом заседании вправе присутствовать депутаты Собрания, Глава Администрации области или его представитель, прокурор области или его представитель.
На заседаниях постоянных комитетов ведутся протоколы заседаний, которые подписываются председателем соответствующего комитета. Протоколы закрытых заседаний оформляются отдельно, не подлежат сдаче в государственный архив и хранятся в спецчасти Собрания.
3. Постоянные комитеты принимают на своих заседаниях решения. Решения комитета принимаются большинством голосов от числа присутствующих из состава комитета открытым голосованием и подписываются председателем (заместителем председателя) комитета.
4. Постоянные комитеты могут проводить совместные заседания с другими комитетами Собрания.
Совместные заседания постоянных комитетов правомочны, если на них присутствуют не менее половины состава каждого комитета.
Совместное заседание постоянных комитетов ведет один из председателей соответствующих комитетов по договоренности.
Протоколы, решения совместных заседаний подписываются председателями комитетов.
По вопросам, рассматриваемым постоянными комитетами совместно, комитеты могут выступать с совместными докладами, содокладами и сообщениями на сессии Собрания.
5. Комитет вправе в соответствии с направлениями своей деятельности проводить депутатские слушания, на которые приглашаются депутаты Собрания, представители Администрации области и органов местного самоуправления, должностные лица, эксперты, представители организаций, общественных объединений и политических партий.
Слушания открыты для представителей прессы и общественности.
Информация о теме слушаний, времени, месте их проведения сообщается через средства массовой информации не позднее чем за 7 дней до их начала.
Депутатские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации принимаются путем одобрения большинством депутатов Собрания, принявших участие в слушаниях.
Депутатские слушания протоколируются. Протокол подписывается председательствующим на депутатских слушаниях.
По решению соответствующего комитета могут проводиться закрытые депутатские слушания. При проведении закрытых депутатских слушаний действуют правила, установленные пунктом 4 статьи 25 настоящего Регламента.
Рекомендации открытых депутатских слушаний могут публиковаться в печати. Материалы закрытых слушаний предназначаются только для депутатов Собрания, а также государственных органов, представители которых принимали участие в слушаниях.
6. Для обеспечения всестороннего и компетентного выполнения задач, решения отдельных вопросов постоянные комитеты имеют право образовывать научно-консультативные советы, постоянные и временные рабочие группы из числа представителей государственных и негосударственных организаций, представителей органов местного самоуправления и других субъектов права законодательной инициативы, ученых и специалистов, назначать независимую экспертизу законопроектов, а также вносить предложения председателю Собрания по вопросам, предусмотренным пунктом 2 статьи 8 настоящего Регламента.
7. Организационно-техническое и информационное обслуживание комитетов осуществляет аппарат Собрания.
Статья 17. Обязанности председателя и заместителя председателя постоянного комитета
1. Председатель комитета организует работу комитета: созывает заседания; председательствует на них; обеспечивает подготовку вопросов, выносимых на заседания; направляет членам комитета необходимые для работы документы и материалы; приглашает для участия в заседаниях и дачи разъяснении представителей государственных, общественных органов и организаций, ученых, специалистов; осуществляет контроль за выполнением решений комитета.
2. В своей деятельности председатель постоянного комитета подотчетен и подконтролен Собранию.
Председатель постоянного комитета несет персональную ответственность за организацию работы и деятельность постоянного комитета перед Собранием.
3. Председатель постоянного комитета отчитывается о деятельности комитета не реже одного раза в год на сессии Собрания.
4. Председатель комитета представляет отчет о своей деятельности при необходимости по требованию не менее 1/3 членов комитета на его заседании. По результатам рассмотрения отчета комитет может выразить председателю недоверие большинством голосов от общего числа членов комитета.
Такое решение комитета может являться основанием для постановки председателем Собрания вопроса о переизбрании председателя комитета на сессии Собрания.
5. Председатель осуществляет оперативное руководство деятельностью членов комитета, работников аппарата, закрепленных за комитетом.
6. Заместитель председателя постоянного комитета выполняет по поручению председателя отдельные его функции и замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей и может быть переизбран в порядке, установленном статьей 10 настоящего Регламента.
Статья 18. Обязанности и права члена постоянного комитета
1. Член постоянного комитета обязан присутствовать на заседаниях комитета и принимать участие в его работе.
При невозможности присутствовать на плановых заседаниях член постоянного комитета заблаговременно извещает об этом председателя комитета и информирует комитет на очередном заседании о причинах отсутствия.
2. Член постоянного комитета вправе вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.
3. Член постоянного комитета вправе на заседаниях комитета участвовать в прениях, вносить предложения и замечания, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать оценку, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать пояснения.
4. Член постоянного комитета, мнение и предложения которого не получили поддержки комитета, вправе выступить с изложением особого мнения при рассмотрении соответствующего вопроса на сессии Собрания.
Статья 19. Ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе постоянного комитета
1. Депутат, избранный в состав комитета несет ответственность за систематическое неучастие в его работе.
Систематическим неучастием в работе постоянного комитета признается неучастие без уважительных причин в заседаниях комитета (отсутствие два и более раз в квартал), неисполнение решений комитета и поручений председателя комитета.
2. За систематическое неучастие в работе комитета к депутату могут быть применены следующие меры:
- замечание председателя комитета;
- замечание, объявленное решением Собрания;
- информирование избирателей в печати и других средствах массовой информации от имени комитета или Собрания о неучастии депутата в работе комитета.
Статья 20. Комиссия по вопросам депутатской этики и ее полномочия
1. Численный состав комиссии по вопросам депутатской этики - 3 человека. Депутаты работают в комиссии на общественных началах и входят в состав одного из постоянных комитетов.
2. Комиссия по вопросам депутатской этики:
- осуществляет контроль за соблюдением положений настоящего Регламента, законов области, определяющих статус депутата Собрания;
- обеспечивает контроль за соблюдением требований о недопустимости совмещения депутатской деятельности депутатов Собрания, работающих в нем на штатной оплачиваемой основе, с занятием другой оплачиваемой деятельностью, иных ограничений, установленных законодательством;
- дает заключения по вопросам обоснованности применения к депутатам Собрания мер ответственности в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом;
- дает заключения по вопросу о лишении неприкосновенности депутата Собрания;
- осуществляет контроль за соблюдением правил депутатской этики;
- осуществляет подготовку проектов решений Собрания по вопросам соблюдения Регламента, правил депутатской этики.
3. Председатель и члены комиссии избираются большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Член комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе заседания комиссии и доводится до сведения Собрания председателем комиссии.
Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем комиссии.
Статья 21. Порядок образования и регистрации депутатских групп
1. Депутатские группы, образованные в соответствии со статьей 7 настоящего Регламента, подлежат регистрации.
В целях регистрации инициаторы создания группы подают заявление на имя председателя Собрания в любое время, но не позднее 20 дней до начала работы очередной сессии. В заявлении указываются следующие сведения: состав группы, политическая или иная платформа, послужившая основанием объединения, лица, уполномоченные выступать от имени группы и представлять ее позицию на заседаниях комитетов, на сессии Собрания и на депутатских слушаниях.
2. Если цели создания групп и процедура их создания не противоречат федеральному законодательству и законодательству области, депутатская группа должна быть зарегистрирована на текущей или ближайшей сессии Собрания путем принятия соответствующего решения Собрания.
3. Информация о зарегистрированных группах, их составе доводится до сведения депутатов и публикуется в средствах массовой информации.
Статья 22. Формы работы депутатских групп
1. Внутренняя деятельность групп организуется ими самостоятельно.
2. В целях преодоления разногласий, возникающих между депутатами, выработки согласованной позиции по вопросам ведения Собрания, формирования его органов может созываться совещание представителей депутатских групп.
Каждую группу на совещании представляет ее председатель либо иной уполномоченный представитель - член группы.
Глава III Порядок созыва, организации и проведения сессии Собрания
Статья 23. Сессия Собрания
Основной формой деятельности Собрания является сессия. Сессия Собрания - общее заседание депутатов для обсуждения и решения вопросов, входящих в компетенцию Собрания.
Статья 24. Подготовка и созыв сессии Собрания
1. Председатель Собрания подписывает распоряжение о созыве очередной сессии Собрания не позднее чем за 7 дней до ее проведения.
В распоряжении о созыве сессии Собрания указываются время и место проведения сессии, а также вопросы, внесенные на ее рассмотрение.
При рассмотрении председателем Собрания вопросов проекта повестки дня очередной сессии Собрания и формирования ее рабочих органов учитываются письменные предложения комитетов Собрания, их председателей, депутатских групп, депутатов Собрания, Главы Администрации области, других субъектов законодательной инициативы, поступившие председателю Собрания. Председатель Собрания вносит на сессию Собрания проекты решений по повестке дня сессии и составам ее рабочих органов.
2. Собрание созывается на сессии председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В период с 15 июля по 31 августа и с 25 декабря по 10 января сессии, как правило, не созываются. Председатель Собрания доводит до сведения депутатов время и место проведения сессии, проект повестки дня, проекты постановлений, решений Собрания не позднее чем за 3 дня до начала работы сессии, внеочередной сессии - не позднее чем за одни сутки.
Для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства, созывается внеочередная сессия по инициативе председателя Собрания, Главы Администрации области или по предложению не менее 1/3 от числа избранных депутатов Собрания путем подачи этой группой письменного заявления с указанием проекта повестки дня, обоснованием необходимости созыва сессии и подписями депутатов.
В этих случаях сессия созывается председателем Собрания в срок не позднее двух недель. При отсутствии председателя Собрания сессию созывает один из его заместителей.
Сообщение о месте и времени проведения очередной сессии публикуется в газете "Псковская правда" не позднее чем за пять дней до начала сессии, внеочередной сессии - не позднее чем за три дня.
3. Вновь избранное Собрание собирается на свою первую сессию на двадцатый день после официального опубликования избирательной комиссией области итогов голосования при условии, что в состав Собрания избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания нового созыва. Первая сессия Собрания может быть созвана ранее этого срока распоряжением председателя прежнего созыва по предложению оргкомитета.
Подготовку первой сессии нового созыва проводит оргкомитет, сформированный на общем собрании вновь избранных депутатов в количестве членов, определяемом этим собранием. Оргкомитет возглавляет старейший по возрасту депутат нового созыва. В состав оргкомитета входит председатель Собрания предыдущего созыва с правом совещательного голоса. Общее собрание депутатов проводится по инициативе председателя Собрания предыдущего созыва в течение 7 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Если председатель Собрания предыдущего созыва не назначает в установленный срок дату проведения общего собрания депутатов, то оно собирается избирательной комиссией области в течение 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Оргкомитет формирует проект повестки дня и определяет порядок проведения первой сессии нового созыва.
Статья 25. Организация работы сессии Собрания
1. Сессия Собрания правомочна, если в ней участвуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов Собрания. Перед открытием сессии работниками аппарата Собрания проводится регистрация депутатов и приглашенных.
2. Сессия Собрания проводится открыто, гласно. Проведение сессии фиксируется звукозаписью. Магнитные носители с записью хранятся в течение всего времени созыва Собрания.
3. По предложению не менее одной пятой от числа избранных депутатов Собрания, а также председателя Собрания, Главы Администрации области Собрание может рассмотреть вопрос о проведении закрытого заседания сессии. Решение о проведении закрытого заседания сессии Собрания принимается большинством голосов от числа депутатов Собрания, присутствующих на сессии.
4. Глава Администрации области, прокурор области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Псковской области вправе присутствовать на закрытых заседаниях Собрания. Представители общественности, средств массовой информации, другие лица могут присутствовать на закрытом заседании только по решению Собрания.
5. Протоколы закрытых заседаний оформляются отдельно, не подлежат сдаче в архив и хранятся в спецчасти Собрания.
Статья 26. Ведение сессии Собрания
1. Заседание сессии ведет председатель Собрания или исполняющий его обязанности.
Председательствующий на сессии:
- открывает и закрывает сессии, руководит общим ходом заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
- предоставляет слово для выступления;
- организует голосование и подсчет голосов;
- оглашает формулировку вопроса, внесенного на голосование, и объявляет результаты голосования;
- обеспечивает выполнение организационных решений Собрания;
- оглашает вопросы, справки, обращения, поступившие в адрес сессии Собрания;
- обеспечивает порядок в зале заседаний.
2. Председательствующий не вправе комментировать и оценивать выступления, давать характеристики выступающим.
3. Первую сессию вновь избранного Собрания открывает старейший по возрасту депутат и ведет ее до избрания председателя Собрания нового созыва.
4. На каждой сессии Собрания из числа депутатов избираются секретарь сессии и счетчик.
Секретарь и счетчик избираются открытым голосованием большинством голосов депутатов, участвующих в заседании Собрания.
5. Секретарь сессии:
- ведет запись желающих выступить в прениях, принимая заявления о предоставлении слова и указывая время их поступления;
- регистрирует депутатские запросы, справки, сообщения, предложения и иные обращения депутатов, депутатских объединений;
- организует учет поступающих в адрес сессии Собрания обращений и информирует о них депутатов;
- представляет председательствующему сведения о записавшихся для выступления в прениях;
- оглашает на заседании поступившие депутатские запросы;
- организует ведение протокола и обеспечение депутатов проектами решений по вопросам повестки дня и другими материалами, необходимыми для работы.
6. Счетчик осуществляет подсчет голосов депутатов при проведении открытого голосования.
7. Для проведения поименного или тайного голосования избирается счетная комиссия большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов. Численный состав комиссии определяется Собранием. В состав счетной комиссии не может входить депутат, кандидатура которого включена в список для голосования.
Счетная комиссия избирает председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов. Член счетной комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе счетной комиссии и доводится до сведения Собрания председателем счетной комиссии. Счетная комиссия разрабатывает форму бюллетеня для тайного голосования в соответствии с настоящим Регламентом и доводит до сведения депутатов перед проведением голосования. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем и членами комиссии.
8. Для доработки текстов проектов законов, постановлений, решений Собрания на время проведения сессии Собрание может образовать редакционную комиссию. Редакционная комиссия избирается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на сессии депутатов в составе председателя и членов комиссии. Редакционная комиссия не вправе изменять смысловое содержание дорабатываемого проекта.
Статья 27. Порядок выступлений на сессии Собрания
1. Время для выступления на сессии Собрания устанавливается в каждом конкретном случае при обсуждении вопроса: с докладами - до 10 минут, содокладами - до 5 минут, для заключительного слова - до 3 минут
Для выступлений в прениях предоставляется;
- по обсуждению проекта повестки дня сессии - до 3 минут;
- для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
- при постатейном обсуждении проектов решений - до 3 минут;
- по кандидатурам - до 3 минут;
- для повторного выступления по одному вопросу - до 3 минут. Для иных выступлений предоставляется:
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- по порядку ведения заседания - до 3 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок - до 3 минут.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и вслед за этим прерывает его выступление. С согласия большинства присутствующих на сессии депутатов председательствующий продлевает время для выступления, но не более чем на 5 минут.
В конце работы по вопросам повестки дня отводится время (не более 15 минут) для выступления депутатов с заявлениями, сообщениями. Прения при этом не открываются.
2. Выступления на сессии Собрания проводятся перед установленными для этого микрофонами или с ораторской трибуны.
Выступающий после предоставления председательствующим ему слова представляется, назвав при этом: депутат Собрания - фамилию и номер избирательного округа; иное лицо - фамилию и должность.
3. Слово для выступлений предоставляется в порядке подачи заявки на выступление. При поступлении заявок на выступление от депутатских групп, подтвержденных выписками из протоколов их заседаний, слово предоставляется одному представителю от каждой группы. В заявке на выступление от депутатской группы указывается фамилия депутата, уполномоченного выступить от ее имени.
Депутат может выступить по одному вопросу не более двух раз. При обсуждении поправок к законопроектам депутат может выступить по каждой поправке.
4. Никто не вправе выступать на сессии Собрания без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. Слово для выступления может быть предоставлено в порядке очередности.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места только с разрешения председательствующего.
5. Председатель Собрания, его заместитель (заместители), председатели комитетов Собрания, Глава Администрации области либо уполномоченное им лицо, назначаемое распоряжением, имеют право взять слово для разъяснения по вопросу, относящемуся к их ведению. При этом председательствующий предоставляет время для выступления до трех минут.
6. Выступления проводятся в свободной форме и не связаны какими-либо формальными требованиями.
Выступающий на сессии Собрания не должен использовать в своей речи некорректные выражения, призывать к незаконным действиям. Председательствующий обязан предупредить о недопустимости таких высказываний и призывов. После повторного предупреждения выступающий лишается слова до конца обсуждения данного вопроса.
При отклонении выступающего от обсуждаемой темы председательствующий призывает его придерживаться рассматриваемого вопроса. После второго предупреждения председательствующий лишает выступающего слова до конца обсуждения данного вопроса.
7. При обсуждении любого вопроса депутат может внести предложение о досрочном прекращении прений.
Прения прекращаются по решению Собрания, принимаемому большинством участвующих в заседании депутатов Собрания, или по истечении установленного повесткой заседания времени для рассмотрения этого вопроса.
После прекращения прений докладчики и содокладчики вправе выступить с заключительным словом.
По просьбе депутатов, которые не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, тексты их выступлений приобщаются к протоколу заседания.
Статья 28. Порядок и организация голосования
1. Постановления и решения Собрания принимаются на сессиях открытым, поименным или тайным голосованием депутатов Собрания.
Голосование может проводиться в форме "пакетного голосования", когда вносится один или несколько "пакетов" предложений кандидатур на две или более вакантных должностей.
Каждый депутат Собрания голосует лично. Переуступка права голоса не допускается.
2. При голосовании по одному вопросу депутат Собрания имеет один голос и должен подавать его "за" или "против". Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участие, сообщив об этом Собранию. Число воздержавшихся при открытом голосовании не выясняется и в результатах голосования не указывается.
3. Законы области, поправки к ним и постановления Собрания принимаются в соответствии с Уставом области, законами области и настоящим Регламентом.
4. Решения, в том числе процедурные, принимаются большинством голосов депутатов, принявших участие в работе сессии. К процедурным решениям относятся: - утверждение повестки дня сессии;
- избрание секретаря сессии и счетчика;
- избрание счетной комиссии;
- принятие проекта документа за основу;
- об изменении повестки дня сессии;
- о порядке работы сессии;
- о перерыве в сессии или ее переносе;
- о процедурах голосования;
- об утверждении протокола о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение;
- о проведении поименного голосования (принимается согласно статье 31 настоящего Регламента);
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о продолжительности времени для рассмотрения вопроса повестки дня;
- о предоставлении слова приглашенным на сессию;
- о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии областного Собрания;
- о голосовании без обсуждения;
- - проведении закрытой сессии;
- о проведении дополнительной регистрации депутатов;
- о пересчете голосов;
- иные процедурные решения, предусмотренные настоящим Регламентом.
Решения о поручениях Собрания органам и должностным лицам Администрации области, Собрания и его аппарата по вопросам их компетенции, если они не оформлены правовыми актами, носят протокольный характер и заносятся в протокол сессии.
5. При выявлении ошибок или нарушений в порядке и процедуре голосования по требованию депутата Собрания либо счетчика Собрание большинством голосов присутствующих на сессии депутатов может принять решение о проведении повторного голосования.
Статья 29. Правила и процедуры открытого голосования
1. Открытое голосование проводится по решению Собрания, принимаемому большинством голосов присутствующих на сессии депутатов Собрания. Голосование проводится путем поднятия рук либо специальной карточки для голосования.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование в порядке их поступления;
уточняет их формулировку так, чтобы можно было однозначно высказаться за или против их одобрения; напоминает, какое большинство голосов депутатов необходимо для принятия решения.
3. По решению Собрания открытое голосование по нескольким предложениям может проводиться в рейтинговой форме. При этом предложения ставятся на голосование в порядке поступления, депутат вправе голосовать за каждое из них. Принятым считается предложение, за которое подано наибольшее число голосов, но не менее числа, установленного статьей 28 настоящего Регламента.
4. Результаты открытого голосования фиксируются в протоколе сессии Собрания.
Статья 30. Правила и процедуры тайного голосования
1. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Тайное голосование организует счетная комиссия, избираемая Собранием.
Бюллетени подготавливаются под контролем счетной комиссии. Форма бюллетеня устанавливается комиссией в соответствии с настоящим Регламентом.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и доводятся до сведения депутатов ее председателем на сессии Собрания.
2. Каждому депутату Собрания выдается счетной комиссией один бюллетень для тайного голосования в соответствии со списком депутатов Собрания по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается против своей фамилии в указанном списке.
3. Заполнение бюллетеня производится депутатом лично в кабине для тайного голосования. Депутат проставляет любой знак в пустом квадрате справа от текста предложений (предложения), кандидатуры (кандидатур, в том числе при "пакетном голосовании"), за которые он голосует, либо в квадрате справа от строки "против всех предложений", кандидатура том числе при "пакетном голосовании".
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - также бюллетени, в которых проголосовано (знак проставлен в квадратах) за две и более кандидатур на одну должность либо за большее количество кандидатур ("пакетов" кандидатур), чем предусмотрено для избрания, либо знак не проставлен ни в одном из квадратов, а при голосовании по проекту постановления, решения бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутата (знак проставлен в двух и более квадратах либо ни в одном из них).
Фамилии или варианты проекта решений, вписанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
4. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается ее председателем на сессии Собрания. Собрание принимает доклад комиссии к сведению либо принимает решение об утверждении результатов голосования, если хотя бы один член счетной комиссии выразил особое мнение.
5. Тайное голосование проводится обязательно при выборах и освобождении от должности председателя Собрания, освобождении от должности заместителя председателя Собрания, председателя постоянного комитета и заместителя председателя постоянного комитета Собрания, а также по иным вопросам на основании решения Собрания.
6. Протоколы счетной комиссии и бюллетени для тайного голосования сохраняются до окончания срока полномочий Собрания.
Статья 31. Правила и процедуры поименного голосования
1. Поименное голосование проводится по требованию не менее 1/3 числа депутатов, присутствующих на сессии Собрания. Поименное голосование не может проводиться по персональному вопросу. Голосование организует счетная комиссия.
2. Поименное голосование проводится специальными бланками, содержащими формулировку вопроса, поставленного на голосование.
Депутат указывает в бланке фамилию, имя, отчество, номер избирательного округа, результат голосования, проставляет дату и подпись.
Бланки, не соответствующие указанным требованиям, считаются недействительными.
Заполненные депутатами бланки передаются счетной комиссии Собрания, которая определяет результаты голосования и фиксирует их в своем протоколе с указанием, каким образом проголосовал каждый депутат. Председатель счетной комиссии на сессии Собрания оглашает результаты поименного голосования.
Протоколы счетной комиссии и бланки поименного голосования сохраняются до окончания срока полномочий Собрания.
3. Результаты поименного голосования публикуются в газете "Псковская правда" и официальных изданиях Собрания.
Статья 32. Меры по поддержанию порядка и соблюдению Регламента
1. Председательствующий на сессии обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и поддержание порядка в зале заседания.
Депутаты Собрания и присутствующие подчиняются распоряжениям председательствующего, направленным на соблюдение Регламента и поддержание порядка в зале.
2. Председательствующий делает предупреждения нарушителям требований настоящего Регламента и порядка в зале заседания.
3. Присутствующий на сессии Собрания может быть удален по решению Собрания из зала заседания после повторно сделанного ему председательствующим на сессии предупреждения о нарушении им Регламента либо несоблюдения порядка в зале до окончания рассмотрения данного вопроса.
Удаленный обязан немедленно покинуть зал заседания.
4. Депутат Собрания, в отношении которого председательствующим было сделано предупреждение о нарушении им Регламента или несоблюдения порядка в зале заседания, вправе подать протест в комиссию по вопросам депутатской этики. Решение комиссии по протесту рассматривается Собранием вне очереди.
Собрание выносит решение по данному вопросу без обсуждения.
5. В случаях, когда председательствующий не может предусмотренными Регламентом мерами обеспечить соблюдение порядка в зале заседания, объявляется перерыв, и сессия переносится на другое время Во время перерыва сложившаяся ситуация рассматривается комиссией по вопросам депутатской этики.
Статья 33. Требования к протоколу сессии Собрания
1. К протоколу сессии Собрания прилагаются: постановления Собрания, письменные запросы и предложения депутатов Собрания, официально распространенные на сессии документы, список депутатов Собрания, присутствующих и отсутствующих на сессии с указанием причин, список приглашенных лиц, тексты выступлений депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений.
2. Протокол сессии Собрания подписывается председательствующим на заседании и секретарем сессии.
Глава IV Порядок внесения проектов законов области, иных нормативных правовых актов и их предварительное рассмотрение в комитетах
Статья 34. Осуществление права законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Собрание проектов законов области, проектов постановлений и решений.
2. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Собрания, постоянным комитетам, объединениям депутатов, Главе Администрации области, представительным органам местного самоуправления, главам муниципальных образований, а также избирательной комиссии области, областному суду и арбитражному суду области по вопросам их ведения (далее - субъекты права законодательной инициативы).
Проекты актов, исходящие от граждан, организаций, государственных органов, общественных объединений, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Собрание через органы или лиц, которые обладают правом законодательной инициативы.
Статья 35. Порядок внесения проектов законов области
1. Для рассмотрения на сессии Собрания проекты законов области должны быть представлены не позднее чем за 30 дней до сессии.
2. При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы в Собрание вместе с текстом законопроекта должны быть представлены:
а) проект постановления Собрания о принятии закона;
б) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
в) финансово-экономическое обоснование;
г) перечень актов областного законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
д) список лиц, приглашенных для рассмотрения данного законопроекта.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, могут быть внесены в Собрание только при наличии заключения Администрации области, кроме законопроектов, внесенных Главой Администрации области.
Законопроекты, внесенные в Собрание без заключения Главы Администрации области, направляются председателем Собрания вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Администрацию области, которая в 15-дневный срок со дня поступления законопроекта представляет в Собрание письменное заключение.
Статья 36. Порядок внесения проектов постановлений
Проекты постановлений для рассмотрения на очередной сессии Собрания должны быть представлены не позднее чем за 20 дней до сессии в порядке, установленном для законопроектов статьей 35 настоящего Регламента, за исключением подпункта "а" пункта 2.
Статья 37. Регистрация проектов законов и постановлений
Проекты законов, постановлений или решений, внесенные в Собрание в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательной регистрации в управлении делами аппарата Собрания в день поступления.
В 3-дневный срок после регистрации проектов юридический отдел и управление делами определяют соответствие проектов требованиям статьи 35 настоящего Регламента.
Заключение юридического отдела и управления делали вместе с проектами направляются председателю Собрания.
Статья 38. Определение ответственного комитета по проекту закона и постановления
1. Председатель Собрания после получения заключения рассматривает в течение 2-х дней проекты закона, постановления и решения, поступившие в Собрание от субъекта законодательной инициативы, определяет ответственный комитет, в который направляет данный проект.
2. В случае направления проектов в несколько комитетов председатель Собрания определяет из их числа головной комитет.
3. Проекты, внесенные в Собрание с нарушением требований статей 35, 36 настоящего Регламента, возвращаются председателем Собрания субъекту законодательной инициативы в 5-дневный срок со дня регистрации проектов в управлении делами на основании заключений юридического отдела и управления делами.
4. Председатель Собрания может устанавливать срок подготовки проекта к рассмотрению областным Собранием.
Статья 39. Экспертиза проектов законов и постановлений
1. Одновременно с направлением проектов законов, постановлений и решений в ответственный комитет этот проект направляется в юридический отдел аппарата Собрания для проведения правовой экспертизы на соответствие федеральному и областному законодательству. Юридический отдел дает соответствующее заключение, как правило, в 10-дневный срок или в срок, установленный председателем Собрания.
2. По поручению председателя ответственного комитета экспертиза проектов проводится соответствующими структурными подразделениями аппарата Собрания. Результаты экспертизы оформляются письменным заключением в сроки, определенные председателем ответственного комитета.
3. Председатель ответственного комитета с учетом заключений, представленных структурными подразделениями аппарата Собрания, вправе направить проект на заключение в Администрацию области, в управление юстиции области и иные государственные органы и общественные объединения с указанием срока, до которого необходимо представить заключение, но не менее 10 дней со дня поступления.
Статья 40. Обсуждение проектов законов и постановлений в комитетах
1. Порядок рассмотрения проектов законов, постановлений и решений, поступивших в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 38 настоящего Регламента, определяется соответствующими комитетами на основе настоящего Регламента и положений о постоянных комитетах Собрания.
2. Для работы над проектами головной комитет может создавать рабочие группы.
В состав рабочих групп могут входить депутаты, не являющиеся членами ответственного комитета, представители субъекта законодательной инициативы, а также представители государственных органов, общественных объединений, других организаций, эксперты и специалисты.
3. Обсуждение проектов в комитетах проходит открыто, с приглашением представителя субъекта законодательной инициативы и иных лиц по приглашению комитета и может освещаться в средствах массовой информации.
4. Депутаты, не являющиеся членами ответственного комитета, вправе присутствовать на его заседаниях при обсуждении проектов с правом совещательного голоса.
5. При обсуждении проектов ответственный комитет рассматривает все замечания и предложения, поступившие от депутатов, комитетов, организаций и граждан.
По результатам обсуждения проектов ответственный комитет принимает одно из следующих решений:
а) рекомендовать Собранию принять проект закона в первом чтении или в целом, проект постановления и решения принять за основу или в целом;
б) рекомендовать Собранию отклонить проект закона, постановления и решения;
в) рекомендовать Собранию создать рабочую группу для доработки проекта закона, постановления и решения;
г) предложить субъекту законодательной инициативы отозвать внесенный проект в 5-дневный срок со дня принятия комитетом соответствующего решения.
6. Проекты и материалы к ним, подготовленные к рассмотрению на сессии Собрания в первом чтении решением ответственного комитета направляются председателю Собрания для включения их в проект повестки дня сессии Собрания.
Председатель Собрания включает вопрос в проект повестки дня сессии и одновременно направляет подготовленные материалы депутатам, Главе Администрации области, представителю Президента Российской Федерации в Псковской области, прокурору области.
Дополнительно к материалам, внесенным субъектом законодательной инициативы и предусмотренным настоящим Регламентом, ответственный комитет представляет:
а) решение комитета;
б) в случае необходимости альтернативный проект постановления Собрания о принятии законопроекта в первом чтении или в целом;
в) заключения, предусмотренные настоящим Регламентом;
г) справку с указанием субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект, фамилии, имени, отчества докладчика, содокладчика, списка приглашенных и перечня рассылки документов.
7. До принятия закона в первом чтении субъект законодательной инициативы, внесший проект, вправе отозвать проект на основании письменного заявления.
Статья 41. Порядок деятельности рабочей группы
Рабочая группа может быть создана по решению Собрания или комитета Собрания, в котором также определяется председатель (сопредседатель) группы.
Порядок работы над законопроектами определяет председатель рабочей группы, который назначает заседание рабочей группы.
В состав рабочей группы по работе над законопроектом в обязательном порядке включается представитель субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект.
Результаты работы рабочей группы над проектом оформляются в виде письменных предложений по проекту.
Предложения рабочей группы подписываются председателем рабочей группы, носят рекомендательный характер и направляются ответственному комитету, который принимает по ним решение.
Статья 42. Рассмотрение в комитете альтернативных законов и постановлений
1. В случае поступления в областное Собрание альтернативных проектов, они рассматриваются на заседании ответственного комитета, который готовит их к одновременному рассмотрению на сессии Собрания.
2. В случае, если поступивший в Собрание проект принят в первом чтении, новые альтернативные проекты к рассмотрению не принимаются и возвращаются субъектам законодательной инициативы.
Глава V. Порядок рассмотрения проектов законов и постановлений Собранием
Статья 43. Рассмотрение проектов законов и постановлений
1. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Собрание, как правило, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено законодательством области, или применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Законопроект, принятый в первом чтении, может быть предложен председателем Собрания, депутатами либо субъектом законодательной инициативы, внесшим документ, к рассмотрению во втором чтении на данной сессии.
При наличии возражений субъекта законодательной инициативы, депутатов, Администрации области или прокурора области председатель Собрания предоставляет каждому из них время для выступления до 3-х минут для обоснования своей позиции.
По окончании обсуждения, если не снято предложение о принятии закона, председатель Собрания ставит на голосование предложение о рассмотрении закона во втором чтении.
В случае принятия данного предложения применяются правила и процедуры, предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Регламента.
По окончании обсуждения, если ответственным (головным) комитетом не снято предложение о принятии закона, председатель Собрания ставит на голосование предложение ответственного (головного) комитета о принятии закона, исключая процедуру второго чтения. Закон области считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от числа избранных депутатов Собрания. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном настоящим Регламентом порядке.
2. Рассмотрение проектов постановлений, внесенных в Собрание, как правило, осуществляется на одном заседании, если применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.
При рассмотрении проекта постановления, внесенного в Собрание, по нему могут быть приняты следующие решения:
а) принять постановление;
б) принять за основу и продолжить над ним работу;
в) рекомендовать Собранию направить проект на доработку с учетом поступивших замечаний и предложений;
г) отклонить проект.
Статья 44. Первое чтение
1. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Собрание может:
а) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний;
б) принять закон (согласно пункту 1 статьи 42 настоящего Регламента);
в) отклонить законопроект.
2. При рассмотрении Собранием законопроекта в первом чтении обсуждаются его концепция, основные положения и решается вопрос о необходимости его принятия.
Обсуждение начинается с доклада представителя субъекта законодательной инициативы и содоклада представителя ответственного комитета Собрания.
3. Рассмотрение законопроектов, связанных с расходами, покрываемыми за счет областного бюджета, производится с учетом заключения Администрации области. Если в установленный срок заключение Администрации области не поступило, Собрание вправе рассмотреть вопрос без заключения.
4. Если рассмотрение законопроекта было поручено нескольким комитетам Собрания, которые приняли различные решения, то заслушиваются доклады тех комитетов, которые не согласны с решением головного комитета.
5. После заслушивания Собранием доклада и содоклада предоставляется время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, затем заслушиваются предложения и замечания депутатов, а также представителя Главы Администрации области, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении. Все внесенные при обсуждении замечания и предложения к законопроекту передаются секретарем сессии в ответственный комитет без голосования по ним.
6. При внесении альтернативных законопроектов Собрание рассматривает их одновременно и проводит голосование по каждому из них.
Не принятые Собранием альтернативные законопроекты считаются отклоненными.
7. В случае принятия законопроекта в первом чтении Собрание в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении может принять решение о создании рабочей группы, а также устанавливает срок представления поправок к законопроекту, который не может быть менее 15 дней.
Статья 45. Внесение поправок
1. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде:
а) изменений названия статей, редакции статей;
б) дополнений законопроекта конкретными статьями;
в) предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.
2. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты законодательной инициативы, указанные в пункте 2 статьи 34 настоящего Регламента.
3. Все представленные в ответственный комитет поправки подлежат правовой экспертизе юридического отдела аппарата Собрания.
Ответственный комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответствие федеральному и областному законодательству.
4. Все представленные в ответственный комитет поправки по законопроектам, указанным в пункте 3 статьи 35 настоящего Регламента, направляются на заключение Главе Администрации области.
Статья 46. Порядок работы с поправками
1. Поправки, сгруппированные по статьям законопроекта, подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета. Авторы поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете.
Ответственный комитет после рассмотрения обобщает внесенные поправки, которые затем оформляются в виде таблицы поправок:
а) рекомендуемых к принятию;
б) рекомендуемых к отклонению;
в) по которым комитетом не было принято решение.
2. Вместе с законопроектом, принятым Собранием в первом чтении, ответственный комитет представляет для второго чтения:
а) проект постановления Собрания, решение комитета;
б) текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых комитетом к принятию;
в) таблицу поправок;
г) заключение юридического отдела аппарата Собрания и другие имеющиеся заключения по поправкам.
3. Проект постановления Собрания, таблица поправок и представленные по поправкам заключения направляются депутатам Собрания, субъекту законодательной инициативы, внесшему законопроект, Главе Администрации области, представителю Президента Российской Федерации по Псковской области, прокурору области не позднее чем за 3 дня до рассмотрения законопроекта Собранием во втором чтении.
Статья 47. Второе чтение
1. В начале второго чтения законопроекта на сессии с докладом выступает председатель ответственного комитета.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках, результатах их рассмотрения, правовой экспертизе.
Обсуждение поправок проводится постатейно. Председатель Собрания выясняет по каждой статье имеются ли возражения комитетов Собрания, депутатов, иных субъектов законодательной инициативы против рекомендаций головного комитета о принятии либо отклонении той или иной поправки,
Если имеются возражения против рекомендаций головного комитета, то председатель головного комитета, депутаты, субъекты законодательной инициативы могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью не более 3 минут. После этого на голосование первым ставится предложение головного комитета и затем остальные предложения.
Обсуждение поправок к следующей статье может быть начато только после полного обсуждения и голосования по поправкам к предыдущей статье, вызвавшим возражения, или при отсутствии таковых.
2. По результатам рассмотрения проекта закона во втором чтении Собрание может принять следующее постановление:
а) принять закон в целом;
б) отклонить закон и вернуть его субъекту законодательной инициативы;
в) вернуть законопроект в головной комитет на доработку для повторного рассмотрения и внесения на сессию;
г) рассмотреть законопроект в трех чтениях.
3. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председатель Собрания ставит на голосование предложение о принятии закона. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту законодательной инициативы, внесшему законопроект. Решением Собрания, принятым большинством от избранного числа депутатов, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.
Статья 48. Третье чтение
1. В случае принятия Собранием решения о рассмотрении законопроекта в трёх чтениях, принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.
2. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение в него поправок.
3. Если законопроект не принят Собранием в третьем чтении, то он возвращается субъекту законодательной инициативы, который вправе в дальнейшем внести доработанный законопроект на рассмотрение в первом чтении, но не ранее чем через 3 месяца.
Статья 49. Направление принятого закона Главе Администрации области и его подписание
Принятый Собранием закон в течение 3-х рабочих дней со дня принятия направляется Главе Администрации области для подписания и опубликования.
Глава Администрации области обязан в течение 10 дней со дня поступления закона подписать и опубликовать его или возвратить для повторного рассмотрения.
Подписанный Главой Администрации области закон регистрируется в Администрации области и ему присваивается порядковый номер.
Статья 50. Порядок возврата закона Главой Администрации области
До истечения десятидневного срока Глава Администрации области вправе возвратить принятый закон в Собрание для повторного рассмотрения.
Возвращая закон, Глава Администрации области либо предлагает свою редакцию закона в целом, либо отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов, либо мотивированно сообщает в своем послании о нецелесообразности или незаконности принятия данного закона.
Статья 51. Порядок работы над возвращенным Главой Администрации области законом
1. Закон, возвращенный Главой Администрации области для повторного рассмотрения, направляется председателем Собрания в юридический отдел для рассмотрения обоснованности возврата закона и в ответственный комитет для принятия соответствующего решения.
2. По итогам рассмотрения ответственный комитет может рекомендовать Собранию:
а) принять закон в прежней редакции;
б) принять закон в редакции, предложенной Главой Администрации области;
в) создать согласительную комиссию из представителей Собрания и Администрации области для преодоления возникших разногласий;
г) согласиться с отдельными изменениями, предложенными Главой Администрации области;
д) согласиться с предложением Главы Администрации области о нецелесообразности принятия данного закона.
Статья 52. Обсуждение Собранием возвращенного Главой Администрации области закона
Обсуждение закона начинается с выступления Главы Администрации области либо уполномоченного им лица. Затем заслушиваются выступления представителя ответственного комитета и депутатов.
По окончании обсуждения заключительное слово предоставляется Главе Администрации области или уполномоченному им лицу.
Статья 53. Процедура голосования возвращенного закона
1. По окончании обсуждения возвращенного закона на голосование первым ставится предложение Главы Администрации области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от избранного числа депутатов Собрания.
2. Закон может быть принят Собранием в прежней редакции в случае его принятия не менее чем 2/3 голосов от числа депутатов, избранных в Собрание, в этом случае Глава Администрации области обязан подписать и опубликовать его в течение 5 дней с момента поступления закона. Если Глава Администрации не подписывает закон в указанный срок, то закон считается принятым и публикуется за подписью председателя Собрания в 5-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подписания закона Главой Администрации области.
3. Собрание может принять решение о создании согласительной комиссии с включением в нее равного числа представителей Администрации области и областного Собрания депутатов, назначением председателя (сопредседателей) комиссии для преодоления возникших разногласий.
Решение согласительной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Главы Администрации области стороны комиссии пришли к единому мнению. При этом каждая из сторон комиссии принимает решение большинством голосов своих членов. По окончании работы согласительная комиссия представляет на повторное рассмотрение Собрания закон в согласованной редакции и с сопоставительной таблицей. Закон области считается принятым, если за него проголосовало большинство от избранного числа депутатов Собрания.
4. В случае принятия отдельных изменений, предложенных Главой Администрации области, закон принимается большинством голосов от избранного числа депутатов в Собрание. В этом случае закон считается принятым в новой редакции. Глава Администрации области вправе вернуть его для повторного рассмотрения.
Статья 54. Право законодательной инициативы Собрания
1. Собранию принадлежит право законодательной инициативы внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов актов, принятие которых находится в их компетенции.
2. Проекты федеральных законов, направленные в Собрание Государственной Думой для подготовки по ним замечаний и предложений, а также законодательные инициативы субъектов Российской Федерации по поручению председателя Собрания рассматриваются соответствующими комитетами Собрания.
По решению комитетов, председателей комитетов замечания и предложения к законопроектам могут быть направлены инициаторам законопроекта за подписью председателя Собрания либо внесены на сессию Собрания.
Статья 55. Утверждение Собранием договоров и соглашений
Договоры и соглашения, подлежащие утверждению Собранием, вносятся Главой Администрации области в Собрание вместе с проектом постановления, пояснительной запиской, другими необходимыми материалами.
Председатель Собрания направляет на рассмотрение договор и проект постановления с сопроводительными материалами ответственному комитету и юридическому отделу Собрания для проведения правовой экспертизы.
Комитет вправе запрашивать у соответствующих органов дополнительную информацию, касающуюся представленного на утверждение договора или соглашения, привлекать к оценке этой информации и самого текста договора независимых экспертов.
Договоры и соглашения рассматриваются на сессии Собрания в одном чтении. Обсуждение проводится в целом, голосование по отдельным статьям не производится.
Статья 56. Опубликование нормативных правовых актов Собрания
Законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые Собранием, подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством области.
Контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов Собрания осуществляет управление делами аппарата Собрания.
Глава VI. Осуществление Собранием контрольных полномочий
Статья 57. Предмет и формы контрольной деятельности Собрания
1. Собрание непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль:
- за исполнением правовых актов нормативного и иного характера, принятых Собранием;
- за исполнением областного бюджета, использованием внебюджетных и валютного фондов;
- за распоряжением имуществом, относящимся к собственности области;
- за деятельностью образуемых или избираемых Собранием органов или должностных лиц.
2. Контрольная деятельность Собрания осуществляется в формах:
- заслушивания отчетов;
- направления депутатских запросов;
- истребования информации;
- участия в комиссиях по поручению Собрания.
Статья 58. Депутатский запрос
1. Депутат, группа депутатов или постоянный комитет областного Собрания депутатов имеют право внести на рассмотрение Собрания обращение непосредственно к председателю областного Собрания, Главе Администрации области, главе муниципального образования, представительному органу местного самоуправления, а также к руководителям государственных органов и общественных объединений, организаций, расположенных на территории области. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на сессии Собрания.
2. Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, общественными объединениями, организациями или должностными лицами Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и области, постановлений и других актов, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и Псковской области, то Собрание может признать его депутатским запросом. Собрание принимает постановление и направляет депутатский запрос для рассмотрения соответствующему государственному органу, общественному объединению, организации, учреждению или должностному лицу.
3. Государственные органы, общественные объединения, организации или должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны в 15-дневный срок дать письменный ответ, который оглашается на сессии Собрания. При необходимости председатель Собрания до внесения вопроса на сессию может поручить предварительное рассмотрение данной информации на комитете (комитетах) Собрания. По результатам рассмотрения ответа на депутатский запрос Собранием принимается постановление.
4. Запрос, ответ на него, а также постановление Собрания могут быть по решению Собрания опубликованы.
Статья 59. Обеспечение депутатов информацией
1. Собрание обеспечивает депутатов необходимыми документами, а также информационными и справочными материалами.
2. Государственные и общественные органы, организации, а также должностные лица при обращении депутата обязаны обеспечивать его консультациями специалистов и информацией по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.
Статья 60. Заслушивание доклада о социально-экономическом положении области и отчета об исполнении бюджета области
1. Собрание не реже одного раза в год заслушивает доклад Главы Администрации области либо по его поручению его заместителя о социально-экономическом положении области и отчет об исполнении бюджета.
Тексты доклада и отчета не позднее чем за месяц до его рассмотрения на сессии Собрания рассылаются депутатам.
2. Отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения на сессии Собрания передается на обсуждение в комитет по бюджету, финансам и налоговой политике. О результатах рассмотрения отчета об исполнении бюджета с содокладом на сессии Собрания выступает председатель комитета.
3. Доклад о социально-экономическом положении области до его рассмотрения на сессии Собрания передается в комитет по экономической политике. О результатах рассмотрения с содокладом на сессии Собрания выступает председатель комитета.
4. По результатам отчета Собрание принимает постановление.
Глава Администрации в 10-дневный срок рассматривает постановление и информирует Собрание о принятых мерах либо направляет Собранию мотивированное несогласие с постановлением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 9 сентября 1999 г. N 329 "О Регламенте Псковского областного Собрания депутатов"
Текст постановления опубликован в журнале "Сборник законодательства Псковской области", выпуск N 17, 1999 г., стр. 176-203
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 декабря 2013 г. N 658 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 июня 2012 г. N 206
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 31 мая 2012 г. N 174
Изменения вступают в силу с 1 июня 2012 г.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 27 октября 2011 г. N 1351
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 октября 2010 г. N 1067
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 8 июля 2010 г. N 1018
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 25 марта 2010 г. N 950
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления, за исключением подпункта 1.1 названного постановления, который вступает в силу с 1 сентября 2010 г.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 10 декабря 2009 г. N 834
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 29 октября 2009 г. N 791
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 25 марта 2009 г. N 625
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 27 февраля 2009 г. N 592
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 25 ноября 2008 г. N 503
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26 июня 2007 г. N 115
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26 апреля 2007 г. N 14
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 февраля 2007 г. N 1692
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 декабря 2006 г. N 1638
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 31 мая 2006 г. N 1438
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 29 декабря 2005 г. N 1336
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 27 мая 2004 г. N 775
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 29 апреля 2004 г. N 745
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу соответствующего изменения в Закон Псковской области "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов"
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 27 мая 2004 г. N 761 названные изменения отменены
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30 октября 2003 г. N 554
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 27 марта 2003 г. N 344
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26 сентября 2002 г. N 133
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30 мая 2002 г. N 47
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 27 сентября 2001 г. N 859
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26 апреля 2001 г. N 752
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 29 марта 2001 г. N 697
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 21 декабря 2000 г. N 621