Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Псковской городской Думы
от 28 марта 2003 г. N 53
Муниципальная целевая программа в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Пскова
(утв. постановлением Псковской городской Думы от 28 марта 2003 г. N 53)
Паспорт программы
Наименование Муниципальная целевая программа в
области обращения с твердыми бытовыми
отходами на территории города Пскова
Заказчик Администрация города Пскова,
(юридический адрес, г.Псков, ул. Некрасова, 22
руководитель) Мэр города - М.Я.Хоронен
Разработчик Комитет городского хозяйства,
(юридический адрес, г.Псков, Комиссаровский пер., 7-а М.
руководитель) В.Радионов
Основные нормативные документы Закон РФ от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об
отходах производства и потребления";
Закон РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения";
Положение о муниципальных целевых
программах города Пскова, утв.
Постановлением Псковской городской
Думы от 12.05.2000 N 298;
Устав города Пскова
Решением Псковской городской Думы от 16 апреля 2009 г. N 758 постановлением Псковской городской Думы от 12 мая 2000 г. N 298 признано утратившим силу
Цели и задачи программы Предотвращение вредного воздействия
отходов потребления на окружающую
природную среду, вовлечение отходов в
хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья,
обоснованное сочетание экологических и
экономических интересов населения
города.
Сроки реализации программы 2003-2010 г. г.
Перечень подпрограмм и основных Подпрограмма "Рекультивация
мероприятий неусовершенствованных и
несанкционированных свалок на
территории города":
- Обеспечение безопасного и
контролируемого использования
неусовершенствованной
свалки бытовых отходов.
- Выбор метода рекультивации свалки.
- Выполнение работ по рекультивации
свалки.
- Исследование возможности
использования обезвоженного осадка
канализационных очистных сооружений
города.
- Инвентаризация несанкционированных
свалок на территории города.
Подпрограмма "Создание материально-
технической базы сбора и утилизации
отходов потребления":
- Выбор участка, проектирование
строительство мусоросортировочного
комплекса.
- Выбор участка, проектирование и
строительство полигона ТБО.
- Строительство инсинератора
биологических отходов.
Подпрограмма "Совершенствование
транспортировки и использования ТБО":
- Корректировка схемы санитарной
уборки города.
- Расширение сети приемных пунктов
вторичного сырья, повышение
эффективности сбора вторичных
материальных ресурсов
- Организация вывоза ТБО из
частного сектора.
- Оборудование площадок для сбора
крупногабаритных отходов.
- Организация сбора, транспортировки
и утилизации ртутьсодержащих отходов.
Организационные мероприятия.
Источники финансирования Инвестиции,
Средства городского бюджета,
Кредитные средства
Средства населения.
Ожидаемые конечные результаты Уменьшение негативного воздействия на
реализации Программы окружающую природную среду,
минимизация объемов образования
отходов, использование отходов,
являющихся вторичными материальными
ресурсами, в качестве сырья при
производстве товарной продукции
различного назначения, внедрение
новых эффективных технологий и
создание новых рабочих мест.
Система организации контроля за Координацию деятельности по реализации
исполнением Программы программы осуществляет Комитет
городского хозяйства. Городское
финансовое Управление ежегодно
проверяет целевое использование
выделяемых средств. Администрация
города готовит ежегодные отчеты для
городской Думы о ходе реализации
отдельных проектов Программы с
внесением предложений по
совершенствованию реализации программы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Сложившаяся к настоящему времени в городе Пскове ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к загрязнению окружающей природной среды, использованию не в полном объеме отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, определенному экономическому ущербу.
Источниками образования отходов являются население города, муниципальные и промышленные предприятия, медицинские учреждения. Отходы образуются также в ходе ведения работ по санитарному содержанию территории, при благоустройстве парков и скверов, на очистных сооружениях канализации города (иловые осадки). Ежегодно на территории города Пскова образуется до 110 тыс. тонн отходов, в том числе более 60 тыс. тонн твердых бытовых, в состав которых входят макулатура, отходы картона, упаковочной бумаги, пищевые отходы, тряпье, отходы кожзаменителя, натуральной кожи, резиновой смеси, стружки, опилки, древесные кусковые отходы, обрезки шпона, отходы жести, бой стекла, стеклотара, пищевые кости, отходы полимерных материалов, тара полиэтиленовая, камни, отсев нерастворимый. За 2001 год на городскую свалку принято 34,9 тыс. тонн твердых бытовых отходов от населения, 31,7 тыс. тонн твердых бытовых отходов от предприятий, 2,1 тыс. тонн строительных отходов, раскопов и смета. Существующее положение в области сбора, транспортировки и размещения отходов обусловлено следующими причинами:
- Санкционированная свалка городских твердых бытовых отходов, функционирующая с 1947 года, расположена в городской черте, она оказывает вредное воздействие на окружающую среду. По данным исследований НИИ гигиены им. Эрисмана (г. Москва), проведенным в 1993 году, радиус вредного влияния свалки составляет по воздуху и почве 0,5-0,7 км, по подземным водам 0,1-0,15 км. Глубина проникновения загрязнений в толщу нижележащих грунтов и подземные горизонты не установлена. На свалке увеличены концентрации: аммиака - в 10 раз, метана - в 3 раза, сероводорода - в 1,5 раза, формальдегида - в 1,8 раза, оксида и диоксида углерода - в 1,5-2 раза, бензина - в 1,6-2,2 раза. Образующийся в теле свалки фильтрат содержит концентрат органических веществ, тяжелых металлов и условно патогенных микроорганизмов. Кроме того, срок эксплуатации свалки распоряжением городской Администрации от 20.11.01 г. N 3929-р в очередной раз продлен, хотя ресурс ее практически исчерпан. В настоящее время городская Администрация осуществляет поиск инвесторов для строительства мусоросортировочного комплекса и полигона твердых бытовых отходов.
- Перечнем мероприятий федеральной целевой программы "Отходы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.09.96г. N 1098, было предусмотрено решение проблемы утилизации промышленных отходов и осадков городских канализационных очистных сооружений, однако, финансовые средства на ее выполнение в полном объеме выделены не были.
- В городе не организован вывоз твердых бытовых отходов из частного сектора. Это приводит к росту количества несанкционированных свалок.
- В состав твердых бытовых отходов входят: макулатура, пищевые отходы, дерево, металл, ветошь, полиэтилен, стекло, пластик и пр. В г. Пскове не организована система массовой сортировки отходов на месте их образования. Также упущен важный момент - не проводилась работа среди горожан по разъяснению правил раздельного сбора отходов.
В городе работают отдельные предприятия и организации (АО "Псковинком" ООО "Маршал", ЗАО "Марко", АО "Втормет", АО "Вторцветмет", а также муниципальное унитарное предприятие "Экология"), ориентированные на прием и отправку на утилизацию отдельных видов вторичных ресурсов. Таким образом, значительное количество ТБО, образующихся в городе, в качестве вторичного сырья не используется.
- В городе Пскове ежегодно образуются отходы медицинских учреждений, в том числе до 3,5 т биологических отходов, а также до 20 т иных: бинты, вата, марля, стоматологические (твердые) отходы. Некоторая часть биологических отходов утилизируются в печах для их сжигания (ж/д больница, областная больница), остальные обеззараживаются и вывозятся на городскую свалку. Кроме того, за год на территории города образуется большое количество трупов павших, а также отловленных и усыпленных животных. Утилизация биологических отходов на территории города специальным образом не предусмотрена.
- Вопросы сбора и вывоза отходов из садоводческих и гаражных кооперативов решаются в рабочем порядке отделом по работе с садоводческими и гаражными кооперативами Управления строительства и архитектуры.
- Промышленными предприятиями города образуется большое количество отходов производства, которые также подлежат захоронению. В настоящее время промышленные отходы III и IV классов принимаются на городскую свалку твердых бытовых отходов по согласованию с ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в г. Пскове" и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Псковской области. Решение по вопросу утилизации прочих промышленных отходов принимается в каждом конкретном случае в установленном законодательством РФ порядке. В дальнейшем необходимо предусмотреть строительство полигона промышленных отходов, в том числе за счет средств предприятий.
Решение вышеуказанных проблем требует больших финансовых затрат, оно затруднено отсутствием необходимого объема финансовых средств в городском бюджете, в связи с этим требуется проведение работы по привлечению инвестиций на их реализацию. Определенный опыт в этой сфере уже имеется. Так, в городе Пскове реализуется инвестиционный проект, в рамках которого создано ООО "АСПО" со 100%-ным иностранным капиталом, зарегистрированное Государственной Регистрационной палатой при Минюсте РФ в октябре 2001 года. Уставный капитал ООО "АСПО" формируется за счет ввоза на территорию г. Пскова необходимого количества высокопроизводительных специальных машин (мусоровозов) и контейнеров (мусоросборников) для сбора твердых бытовых отходов европейского образца.
Администрацией города заключен многосторонний инвестиционный Договор о реализации проекта по строительству мусоросортировочного завода и полигона захоронения твердых бытовых отходов.
В настоящее время ведется работа с Датским Агентством по охране окружающей среды о частичном финансировании работ по закрытию существующей свалки, работу предполагается проводить совместно с датской фирмой "КОВИ".
Следует отметить, что ввод объектов в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов повлечет за собой небольшое увеличение тарифов на определенные виды услуг (в частности, на захоронение отходов), т. к. при расчете тарифов учитывается инвестиционная составляющая.
Реализация проектов, включенных в программу, позволит комплексно ре проблему оздоровления экологической обстановки города в части исключения вредного воздействия отходов потребления, а также экономии денежных средств на ликвидацию возможных последствий их воздействия на окружающую среду. Будут созданы новые производства и, следовательно, новые рабочие места, что окажет положительное влияние на социальное развитие города. Предполагается, что в ходе реализации программы поднимется уровень экологического воспитания и общей культуры населения.
2. Цель и задачи программы
Цель программы - предотвращение вредного воздействия на здоровье населения города Пскова и окружающую природную среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Основными задачами программы являются:
- экологическое воспитание населения;
- создание материально-технической базы сбора и утилизации отходов потребления;
- организация производственного процесса с целью в хозяйственный оборот отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами;
- обеспечение вывоза отходов из частного сектора, вследствие этого исключение несанкционированных свалок мусора;
- утилизация биологических отходов города.
3. Перечень мероприятий и затрат программы
N п/ п |
Наименование проекта | Сроки реализации |
Общая стоимость проекта млн.руб. |
Источники финансирования |
Исполнители |
Подпрограмма "Рекультивация неусовершенствованных и несанкционированных свалок территории города" |
|||||
1. | Обеспечение безопасного и контролируемого использования существующей неусовершенствованной свалки бытовых отходов |
2003-2004 | 44,4 в том числе 33,1 11,3 |
Инвестиц. Гор.бюдж. |
ООО "АСПО" |
2. | Выбор метода рекультивации свалки | 2004 | УГЗ | ||
3. | Выполнение работ по рекультивации свалки |
Начало 2005 | Определяется на основании результатов открытого конкурса |
||
4. | Исследование возможности использования обезвоженного осадка канализационных очистных сооружений города |
2004 г. | 0,03 | Гор.бюдж. | МУП "Горводоканал" |
5. | Инвентаризация несанкционированных свалок на территории города. |
2003 г. | УГЗ | ||
Подпрограмма "Создание материально- технической базы сбора и утилизации отходов потребления" |
|||||
1. | Выбор участка под мусоросортировочный комплекс -Проектирование мусоросортировочного комплекса - Строительство мусоросортировочного комплекса |
2003 г. 2003 г. 2004 г. |
60,0 | Инвестиц. | ЗАО "ПЭК" |
2. | Выбор участка под полигон ТБО Проектирование полигона ТБО Строительство полигона ТБО. |
2003 г. В соот. с проектом, начало работы полигона 1 кв.2005 г. |
40,0 | Инвестиц. | Определяется на основании результатов открытого конкурса |
3. | - Строительство инсинератора для утилизации биологических отходов |
2008 г. | 0,75 | Инвестиц. | Определяется на основании результатов открытого конкурса |
Подпрограмма "Совершенствование сбора, транспортировки использования ТБО" |
|||||
1. | Корректировка схемы санитарной уборки города |
2004 г. | 0,2 | Городской бюджет |
УГЗ |
2. | Расширение сети приемных пунктов вторичного сырья, повышение эффективности сбора вторичных материальных ресурсов |
2003-2005 | 12,75 в том числе 12,58 0,17 |
Инвестиц. Кредитные средства |
КГХ, МУП "Экология" и др.юрид.и физич.лица |
3. | Организация вывоза ТБО из частного сектора: - Строительство дорожного полотна: - Устройство контейнерных площадок: - Установка контейнеров. |
2005-2010 | 3,0 | Городской бюджет | УГЗ ООО "АСПО" и другие юридич. и физические лица |
4. | Оборудование площадок для сбора крупногабаритных отходов |
2004-2007 | 1,0 | Городской бюджет | УГЗ |
5. | Организация сбора, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих отходов. Ликвидация склада ртутьсодержащих отходов на городской свалке |
2003-2010 2003 |
Ежегодно по 0,025 Всего-0,2 0,08 |
Городской бюджет | КГХ, МУП "Экология" |
Организационные мероприятия | |||||
1. | Организация проведения юридическими лицами паспортизации отходов, а также получения лицензий и лимитов на их размещение. |
2003-2004 | Собствен. средства предпр-й |
Предприятия города | |
2. | Организационная работа по убеждению населения, воспитанию детей в области обращения с твердыми бытовыми отходами. |
2003-2010 | Ежегодно по 0,03 Всего-0,24 |
Городской бюджет | КГХ |
ИТОГО: | 162,65 в.т.ч.: 146,43 16,05 0,17 |
Инвестиц. Городской бюджет Кредитные средства |
4. Механизм реализации программы
Программа реализуется посредством выполнения отдельных проектов и мероприятий на основе контрактов (договоров) с исполнителями. Контракт определяет права и обязанности заказчика и исполнителя, регулирует их отношения при выполнении контракта.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Комитет городского хозяйства. Городское финансовое Управление ежегодно проверяет целевое использование выделяемых средств. Администрация города готовит ежегодные отчеты для Псковской городской Думы о ходе реализации отдельных проектов программы с внесением предложений по совершенствованию реализации программы.
6. Оценка ожидаемой эффективности
Реализация проектов Программы обеспечит уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду, проведение мониторинга влияния отходов на состояние окружающей среды, минимизацию объемов образования отходов, использование отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, в качестве сырья при производстве товарной продукции различного назначения, внедрение новых эффективных технологий и создание новых рабочих мест.
7. Оценка предотвращенного ущерба окружающей природной среде
7.1. Предотвращенный экологический ущерб по пунктам 3; 4; 6 программы будет складываться из предотвращенного ущерба от захламления земель и предотвращенного ущерба от загрязнения земель химическими веществами, которые определяются в соответствии с Методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной Председателем Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 30.11.99 г.:
- Оценка величины предотвращенного экологического ущерба в результате недопущения захламления земель несанкционированными свалками.
Упрс = Si х Кni х У"уд, где
Упрс - предотвращенный экологический ущерб в результате уменьшения захламления земель в течение одного года;
Si - площадь земель, которые удалось предотвратить от захламления, 8 санкционированной свалки = 12 га,
S несанкционированных свалок = 3000 м2 = 0,3 га, Si = 12 га+ 0,3 га =12,3 га;
Кni - коэффициент природно-хозяйственной значимости почв и земель j-го типа, для населенных пунктов Кni=1,5;
У"уд. - удельный экологический ущерб почвам и земельным ресурсам по административным территориям России,
У"уд. для Псковской области - 22 тыс. руб./га.
Упрс = 12,3 га х 1,5 х 22 тыс. руб/га = 405,9 тыс. руб.
- Оценка величины предотвращенного экологического ущерба в результате загрязнения земель химическими веществами.
У"прх = У"уд х Sj х К°i х Кnj, где
У"прх - предотвращенный экологический ущерб от загрязнения земель химическим веществом i-го класса опасности в течение одного года, тыс. руб.;
У"уд. - удельный экологический ущерб почвам и земельным ресурсам по административным территориям России;
У"уд. для Псковской области = 22 тыс. руб./га;
Sj - площадь земель j-го типа, которую удалось предотвратить от загрязнения химическим веществом i-го класса опасности;
Sj = 12 га+0,3 га = 12,3 га;
К°i - коэффициент, учитывающий класс опасности i-го химического вещества, не допущенного к попаданию на почву в результате реализации природоохранной деятельности. Принимая более жесткие условия, определяем К°i для веществ 3 класса опасности, К°i = 2;
Кnj - коэффициент природно-хозяйственной значимости почв и земель j-го типа, Кnj = 1,5.
У"прх = 222 тыс. руб./га х 12,3 га х 2 х 1,5 = 811,8 тыс. руб.
Таким образом предотвращенный экологический ущерб по пунктам 3; 4; 6 программы составит 405,9 тыс. руб. + 811,8 тыс. руб. = 1217,7 тыс. руб.
7.2. Предотвращенный экологический ущерб по пунктам 5; 7; 8; 11; 12 соответствует сумме денежных средств, на которую реализованы отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами. Только за 2002 год муниципальным унитарным предприятием "Экология" было принято и отправлено на утилизацию вторичных материальных ресурсов (макулатура, списанное муниципальное имущество, ртутьсодержащие отходы, использованные одноразовые шприцы и системы переливания крови) на сумму 786, 04 тыс. руб. Если учесть, что в городе Пскове еще ряд предприятий занимается этим видом деятельности, можно предположить, что общий ущерб составит порядка 8000 тыс. руб.
7.3. Предотвращенный экологический ущерб по пункту 9 программы определить не представляется возможным.
8. Информационное обеспечение программы.
Информационное обеспечение программы предусматривается путем проведения ряда мероприятий. Основная нагрузка будет возложена на средства массовой информации, учреждения образования, на МУ "УМР". Главной задачей должно стать коренное изменение отношения жителей города к отходам, образующимся в процессе деятельности человека.
Предусматривается:
- подготовка постоянных публикаций в процессе проведения отдельных мероприятий Программы;
- постоянная рубрика в телепередачах, посвященная ходу выполнения программы и воспитательной работе с населением;
- создание рекламных фильмов;
- организация воспитательной работы в детских садах и в школах;
- выпуск листовок и плакатов.
Председатель Комитета городского |
М.В. Радионов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Псковской городской Думы от 28 марта 2003 г. N 53 "О муниципальной целевой программе в области обращения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.