Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Псковской городской Думы
от 31 октября 2003 г. N 175
Муниципальная целевая программа "Информатизация системы
образования города Пскова (2003 - 2006 годы)"
Паспорт
муниципальной целевой программы
"Информатизация системы образования города Пскова (2003 - 2006 годы)"
Наименование программы | Муниципальная целевая программа "Информатизация системы образования города Пскова (2003 -2006 годы)" |
Основные нормативные документы |
Федеральный уровень: Постановление Правительства РФ N 630 от 28.08.2001г. "О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (200 1-2006 годы)". Региональный уровень: Постановление Псковского областного Собрания депутатов N 129 от 2б.09.02г. "Об областной целевой программе "Информатизация системы образования Псковской области в 2002 - 2005 годах". Муниципальный уровень: Постановление Псковской городской Думы N 662 от 27.09.02г. "О концепции развития муниципальной информационной системы города Пскова" |
Заказчик программы | Управление образования Администрации города Пскова |
Основные разработчики программы |
Управление образования Администрации города Пскова, Псковский Учебно - исследовательский центр регионального планирования и развития территорий, Представительство СПбГТУ "Центр региональных исследований, инноватики и технологий образования", Псковский вольный институт, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования |
Цель программы | Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования и создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий. |
Сроки реализации программы | 2003 - 2006 годы |
Перечень основных мероприятий программы |
Создание регионального сегмента единой образовательной информационной среды, обеспечивающего доступ образовательных учреждений города к федеральным, региональным и муниципальным информационным ресурсам, а также эффективный обмен образовательными ресурсами между образовательными учреждениями; Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области информационных технологий; Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации; Организация системы технического обслуживания компьютерного оборудования муниципальной системы образования города; |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление образования Администрации города Пскова |
Источники финансирования | Городской бюджет и внебюджетные средства |
Объемы финансирования программы |
Всего- 9341,774 тыс. рублей - из городского бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Обеспечение доступа учащихся и педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений к федеральным, региональным и муниципальным образовательным ресурсам (не менее 50% общеобразовательных учреждений); Обеспечение оснащенности вычислительной техникой до 80 учащихся на один компьютер; Подготовка и переподготовка 80% педагогических кадров муниципальных общеобразовательных учреждений в области информационных технологий; Организация системы информационной, методической и технической поддержки единой муниципальной образовательной среды. |
Система контроля исполнения программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация города Пскова, Псковская городская Дума |
I. Введение.
Муниципальная целевая программа "Информатизация системы образования города Пскова" (2003 - 2006 годы) (далее именуемая - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (от 10.04.2000 г. N 51 - ФЗ), Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" (постановление Правительства РФ от 28.09.01г. N 630), областной целевой программой "Информатизация системы образования Псковской области в 2002-2005 годах" (распоряжение Администрации Псковской области от 04.09.02г. N 477 -р).
Программа имеет муниципальный статус.
Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования города.
Комплекс мероприятий Программы направлен на эффективное использование современных информационных технологий в управлении муниципальной системой образования города в целом и в образовательном процессе каждого общеобразовательного учреждения.
Программа ориентирована на учащихся, педагогических работников общеобразовательных учреждений, специалистов Управления образования города и городского методического кабинета.
Реализация цели Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования города, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Программы.
II. Содержание проблемы информатизации муниципальных
общеобразовательных учреждений города и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Информационные и коммуникативные технологии во всем мире признаны ключевыми технологиями XXI века. На ближайшие десятилетия они станут основными двигателями научно-технического прогресса. Это залог развития экономики страны, условие обеспечения ее технологической независимости и безопасности, полноправного участия в жизни мирового сообщества. В условиях широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Информатизация общеобразовательных учреждений - процесс изменения содержания, методов и организационных форм, общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию с использованием информационных технологий.
Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы компьютеризации образования. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 28.09.01 года N 630 утвердило федеральную целевую программу "Развитие единой образовательной среды (2001-2005 годы)" (РЕОИС).
Официальная статистика оснащенности компьютерной техникой в общеобразовательных учреждениях говорит, что в России на 500 учащихся, в Псковской области на 88 учащихся, по городу Пскову на 141 ученика приходится один компьютер, в то время как во многих европейских странах на 10-15 человек.
По итогам выполнения правительственной Программой РЕОИС в 2005 году поставлена задача, уменьшить этот показатель до 80 человек. В настоящее время в Пушкиногорском районе Псковской области на 1 школьный компьютер приходится 40 учащихся. В 2002 году 183 современных компьютеров по программе РЕОИС было получено муниципальными общеобразовательными учреждениями города Пскова, что составляет 59% обеспеченности. Однако из 27 общеобразовательных учреждений города только в 11 - учебные классы по информатике полностью укомплектованы компьютерной техникой и в 6 - учебные классы по информатике укомплектованы на 50%. В 20% общеобразовательных учреждений города имеется 1-2 компьютера. В городе не создана система технического обслуживания школьной компьютерной техники, отсутствует межшкольная компьютерная сеть. Доступ в глобальную сеть Интернет в настоящий момент имеет только 5 общеобразовательных учреждений города, что составляет 20%, и столько же имеют электронный адрес.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных учреждениях города пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. Причиной тому является неподготовленность учителей к использованию информационных технологий.
Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует перестройки содержания и организационных форм образовательной деятельности и переподготовки педагогических кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач.
Дистанционное обучение в системе образования города не реализуется.
Все это приводит к определенной информационной изолированности обучающихся и педагогов, создает неравные условия для получения качественного образования.
Очевидно, что, не решая вопросы информатизации системы образования города Пскова в полной мере, нельзя рассчитывать на экономическое и социальное развитие города.
Выпускники школ не будут качественно подготовлены для эффективного участия в системе общественных отношений.
Состояние муниципальной системы образования и современные тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных и коммуникативных технологий, создание в городе сегмента единой образовательной информационной среды.
Информатизация предполагает коренное изменение содержания, методов и организационных форм образования Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Реализация мероприятий Программы повысит качество, мобильность и доступность общего образования, позволит создать и развить в городе Пскове единую образовательную информационную среду, обеспечивающую:
единство образовательного пространства на всей территории города;
- повышение качества образования во всех общеобразовательных учреждениях города;
сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала города;
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
III. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является Создание# и развитие в городе Пскове единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования и создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Задачи Программы:
1. Формирование информационно-технологической инфраструктуры муниципальных общеобразовательных учреждений города:
- организация системы оперативного обмена управленческой информацией между общеобразовательными учреждениями и Управлением образования города, городским методическим кабинетом;
- создание городского информационно-образовательного центра, координирующего профессиональное, техническое, методическое и информационное обеспечение реализации Программы;
- создание системы информационного и научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- осуществление подготовки кадров для общеобразовательных учреждений, способных использовать в своей работе современные информационные технологии;
- создание экспериментальных площадок для отработки методик использования информационных технологий в образовательном процессе;
- приобретение средств информатизации для всех муниципальных общеобразовательных учреждений города.
2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе и процессе управления образованием:
- внедрение в образовательный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств;
- подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в образовательном процессе новейшие информационные технологии;
- создание территориально-распределенной информационной образовательной сети как средства повышения качества системы образования;
- информатизация управления образованием;
- внедрение элементов открытого образования (дистанционного образования, виртуальной школы) в муниципальную систему образования города;
- разработка и внедрение программно-методических комплексов обучения учащихся с 1 по 11 класс и начальной профессиональной подготовки учащихся по специальностям, связанным с информационными технологиями;
- разработка системы работы с одаренными школьниками на базе информационных технологий.
Система программных мероприятий направлена на обеспечение комплексного решения поставленных задач.
Сроки реализации Программы - 2003-2006 годы.
Первый этап - 2003 год предусматривает:
- разработку, обсуждение, согласование и принятие Программы;
- организацию подготовки кадров общеобразовательных учреждений города к работе с информационными технологиями; организацию системы оперативного обмена управленческой информацией между общеобразовательными учреждениями и Управлением образования города.
Второй этап -2004 -2006 годы предусматривает:
- создание городского информационно-образовательного центра, координирующего профессиональное, техническое, методическое и информационное обеспечение реализации Программы;
- организацию подготовки педагогических кадров общеобразовательных учреждений города к работе с информационными технологиями; выбор прикладного программного обеспечения для использования в образовательном процессе;
- разработку методических материалов для учителей, использующих информационные технологии в преподавании учебных предметов;
- поставку средств информатизации в общеобразовательные учреждения города, доведение до соотношения один компьютер на 80 учащихся;
- создание территориально-распределенной информационной образовательной сети как средства повышения качества системы образования;
- организацию системы технического обслуживания школьного компьютерного оборудования;
создание экспериментальных площадок с оснащением классов компьютерной техникой на базе общеобразовательных учреждений для отработки использования информационных технологий в образовательном процессе;
поставку средств информатизации в общеобразовательные учреждения города.
На первом и втором этапах предполагается реализация основных мероприятий Программы согласно приложению.
IV. Система программных мероприятий
1. Формирование информационно-технологической инфраструктуры
муниципальных общеобразовательных учреждений города
Принципы оснащения образовательных учреждений средствами информационных и телекоммуникационных технологий обуславливаются:
- комплексным характером использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в различных областях образовательного процесса;
- быстрым изменением номенклатуры средств информатизации, технических характеристик устройств, интерфейсов, появлением принципиально новых моделей, существенно расширяющих образовательные применения информационных и телекоммуникационных технологий;
- значительным различием образовательных учреждений по готовности к использованию информационных и телекоммуникационных технологий;
- высокой стоимостью и быстрым моральным старением средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Оснащение образовательного процесса средствами информатизации планируется осуществлять поэтапно, постепенно охватывая все муниципальные общеобразовательные учреждения, в соответствии с необходимостью их включения в единую информационную среду.
Для эффективной работы учащихся целесообразно поставлять в образовательные учреждения компьютеры с последующим объединением их в локальную сеть. Это позволит осуществлять более эффективный контроль со стороны учителя, использовать сетевые версии электронных учебных материалов.
Поставляемая школьная мебель для компьютерных классов должна соответствовать требованиям государственных стандартов, а ее использование - различным возрастным группам учащихся.
В общеобразовательные учреждения поставляются:
- компьютерная техника для организации рабочих мест преподавателей и учащихся, административного персонала;
- дополнительная техника в соответствии с утвержденными перечнями необходимого оборудования (сервер, принтер, сканер, мультимедийный проектор);
- программно-методические комплексы по всем направлениям образовательного процесса;
- сетевое оборудование;
- специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов.
При этом должна быть обеспечена готовность образовательных учреждений к приему и размещению поставляемой техники с учетом специальных требований к размещению компьютеров.
Предусматривается на втором этапе создание городского информационно-образовательного центра, оснащенного современными средствами информатизации.
Также на первом и втором этапах предполагается оснастить компьютерной техникой общеобразовательных учреждениях# для использования в управленческом и учебном процессах.
Уровень организации технического обслуживания информационных средств имеет большое значение и обеспечении качества и эффективности реализации Программы в целом. Это обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим количеством потребителей и удаленностью потребителей от потенциальных поставщиков и структур технического обслуживания.
Техническое обслуживание должно производиться централизовано, и обеспечивать, главным образом, послегарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их модернизацию (частично) и учебно-методическую поддержку для адаптации в образовательном процессе.
В ходе реализации Программы возможно развертывание сервисного центра на базе создаваемого городского информационно-образовательного центра.
2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в
образовательном процессе и процессе управления образованием
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Для создания и развития информационно-образовательной среды должны быть полностью задействованы имеющиеся научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов российского образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные школе информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов.
Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре, эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся.
В ходе реализации Программы должна быть создана информационная система, ориентированная на повышение эффективности управления системой образования на всех ее уровнях, и разработана система мер защиты учащихся от возможных негативных последствий ненормируемого использования компьютерной техники.
В рамках Программы предполагается развитие сетевых ресурсов для организации системы работы с одаренными школьниками.
В целях создания педагогически эффективной информационнообразовательной среды необходимо осуществить приобретение материалов для образовательного портала, который должен содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и т. д.
В первую очередь должно быть осуществлено приобретение имеющихся положительно зарекомендовавших себя учебно-методических комплексов, обеспечивающих выполнение базисного учебного плана общеобразовательных учреждений.
Учебный комплекс может включать электронное учебное пособие, школьную мультимедийную энциклопедию или иные информационно-справочные материалы, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для учителей.
В целях организации повышения квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров организуется обучение по программам обучения различных категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе:
- административно-управленческого персонала, включающего работников Управления образования Администрации города и городского методического кабинета, руководителей методических служб, руководителей образовательных учреждений;
- педагогических работников и инженерно-технического персонала общеобразовательных учреждений;
Организация и проведение повышения квалификации различных категорий работников осуществляется в Псковском институте повышения квалификации работников образования. Организацию по обмену опытом и деятельности в городских профессиональных объединениях будет осуществлять городской методический кабинет и городской информационно-образовательный центр. Консультирование работников городского информационно-образовательного центра будут осуществлять преподаватели и сотрудники Псковского вольного института и Псковского Учебно-исследовательского центра регионального планирования и развития территорий, Представительства СПбГТУ "Центр региональных исследований, инноватики и технологий образования". Псковский Учебно-исследовательский центр регионального планирования и развития территорий, Представительство СПбГТУ "Центр региональных исследований, инноватики и технологий образования" будут осуществлять помощь в организации дистанционного обучения как педагогов, так и школьников.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей должны включать не только обучение работе с компьютером, но и освоение новых методов работы в преподавании учебных дисциплин. Они должны носить прикладной характер, направленный на использование опыта практического применения информационных и телекоммуникационных технологий.
Управление образования г. Пскова в лице городского методического кабинета будет ежегодно формировать планы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров по овладению информационными технологиями.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Ориентировочный общий объем финансирования Программы составляет 9341,774 тыс. рублей из средств городского бюджета.
Планируемое финансирование по годам реализации Программы:
2003 г. - городской бюджет - в пределах средств, предусмотренных в бюджете по отрасли "Образование";
2004 г. - городской бюджет - 910,684 тыс. рублей
2005 г. - городской бюджет - 4414,450 тыс. рублей;
2006 г. - городской бюджет - 4016,640 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы из городского бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.
VI. Механизм реализации Программы
Отбор участников программных проектов и мероприятий производит Управление образования Администрации города. Приобретение компьютерной техники, программного обеспечения, мебели для компьютерного оборудования выставляется на конкурс муниципального заказа.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:
- перечень первоочередных работ, входящих в состав системы мероприятий Программы, с указанием исполнителей, источников и объемов финансирования;
- координационный план совместных действий Управления образования Администрации г. Пскова, Главного управления образования Псковской области, Псковского областного информационного центра оценки качества образования, Псковского Учебно-исследовательского центра регионального планирования и развития территорий, Представительства СПбГТУ "Центр региональных исследований, инноватики и технологий образования", Псковского вольного института и Псковского института повышения квалификации работников образования.
VII. Управление и контроль за реализацией Программы
Организационно-методическое, текущее управление реализацией Программы, организационно-техническое сопровождение договоров и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются Управлением образования Администрации города.
Контроль за выполнением Программы осуществляет Псковская городская Дума и Администрация города. Ход выполнения Программы и программных мероприятий рассматривается на аппаратных совещаниях Управления образования Администрации города и заседаниях комитета по социальным вопросам Псковской городской Думы, при необходимости и на сессиях Псковской городской Думы.
Управление образования Администрации города по итогам года направляет в Администрацию города статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы.
VIII. Ожидаемые конечные результаты
В результате выполнения Программы будут созданы основы единой образовательной информационной среды города, которая позволит:
- сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития муниципальной системы образования города;
- повысить качество образования в образовательных учреждениях, путем организации доступа к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждого образовательного учреждения;
- довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер на 80 учащихся;
- обеспечить доступ образовательных учреждений к сети Интернет;
- организовать электронные библиотеки учебных материалов и обеспечить доступ к размешенным в них образовательным ресурсам;
- создать систему методической поддержки педагогов образовательных учреждений всех видов, провести подготовку и переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий;
- создать условия для использования в общеобразовательных учреждениях электронных учебных средств, необходимых для оказания квалифицированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении;
- создать городской информационно-образовательный центр для информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющий организацию обслуживания программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды города.
Настоящая Программа должна стать важным этапом в модернизации муниципальной системы образования города. С учетом достигнутых в ходе ее реализации результатов будут подготовлены новые предложения по организации дальнейшей работы по развитию муниципальной системы образования на основе новых технологий до 2010 года.
Повышение качества образования на основе информационных технологий, создающих условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений во все сферы общественной жизни, позволит городу Пскову развить интеллектуальный потенциал, что может стать основой его дальнейшего социально-экономического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.