Принят областным Собранием депутатов 29 апреля 1999 года
Глава I Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с сохранением недвижимых памятников истории и культуры, устанавливает правила охраны и использования памятников истории и культуры как части историко-культурного наследия Российской Федерации и Псковской области в целях сохранения историко-культурной самобытности области и историко-культурной среды жизнедеятельности для современников и будущих поколений.
Статья 2. Законодательство о государственной охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры области
Настоящий Закон и принятые в его исполнение правовые акты области составляют законодательство области в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры.
Федеральное законодательство и законодательство области в сфере охраны и использования памятников составляют правовую основу сохранения недвижимых памятников истории и культуры области.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Недвижимые памятники истории и культуры Псковской области (именуемые далее памятниками истории и культуры или памятниками) - расположенные на территории области объекты недвижимости, имеющие фиксированную границу и площадь, обладающие общественно значимой историко-культурной ценностью, включенные в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения или в Государственный список памятников истории и культуры местного значения и подлежащие государственной охране вне зависимости от субъектов права собственности на них, характера использования и степени сохранности.
Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры (именуемая далее охраной памятников) - система осуществляемых органами государственной власти и иными уполномоченными органами и организациями области правовых, финансовых, контрольных, организационных и иных мер, включая осуществление специальных охранных мероприятий, направленных на сохранение недвижимых памятников истории и культуры.
Использование недвижимых памятников истории и культуры - эксплуатация памятников как объектов недвижимости юридическими и физическими лицами в хозяйственных, жилищно-бытовых, научных, культурных, просветительских и иных целях.
Пользователи недвижимых памятников истории и культуры - физические и юридические лица, использующие памятники на основании права собственности либо в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Зона охраны памятника истории и культуры - прилегающая к памятнику территория в утвержденных границах, необходимая для обеспечения сохранности памятника и обладающая для этого утвержденным режимом.
Режим зоны охраны - утвержденный порядок содержания и использования территории в границах зоны охраны, предусматривающий запрещение или ограничение градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, ухудшающей состояние памятника либо нарушающей его целостность и сохранность.
Вновь выявленные недвижимые памятники истории и культуры (именуемые далее вновь выявленными памятниками) расположенные на территории области объекты недвижимости, обладающие общественно значимой историко-культурной ценностью, включенные в списки вновь выявленных памятников и подлежащие государственной охране, независимо от субъектов права собственности на них, характера использования и степени сохранности.
Охранный договор - соглашение пользователя памятника с органом государственной охраны памятников, устанавливающее их взаимные обязательства по обеспечению сохранности памятника.
Охранное обязательство - подписываемый пользователем документ, устанавливающий обязанности пользователя по обеспечению сохранности памятника.
Статья 4. Категории недвижимых памятников истории и культуры
1. Недвижимые памятники истории и культуры в зависимости от степени общественно значимой историко-культурной ценности подразделяются на две категории:
памятники истории и культуры федерального значения;
памятники истории и культуры местного значения.
2. К памятникам истории и культуры федерального значения относятся памятники, находящиеся в федеральной собственности, включенные в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
3. К памятникам истории и культуры местного значения относятся памятники, находящиеся в государственной собственности области, в собственности муниципальных образований области и в собственности иных лиц, включенные в Государственный список памятников истории и культуры местного значения.
См. постановление Администрации Псковской области от 12 ноября 2001 г. N 399
См. решение Псковского областного Собрания депутатов от 29 июня 1995 г.
4. Государственной охране подлежат все находящиеся в границах области памятники истории и культуры независимо от категории.
Статья 5. Виды недвижимых памятников истории и культуры
К недвижимым памятникам истории и культуры относятся:
памятники истории - здания, сооружения, захоронения, памятные места вместе с их историческими территориями, связанные с важнейшими историческими событиями и деятелями, а также иные объекты;
памятники археологии - исторический культурный слой древних населенных пунктов вместе с находящимися в нем предметами материальной культуры, городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, каменные кресты, места совершения обрядов, а также иные объекты;
памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки, городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения ландшафтного и паркового искусства и иные объекты;
памятники искусства - произведения монументального искусства, витражи, мозаики, произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, не отделимые от интерьера памятников архитектуры, а также иные объекты.
Глава II Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры
Статья 6. Полномочия областного Собрания депутатов по обеспечению сохранности памятников
В целях сохранения памятников истории и культуры областное Собрание депутатов:
принимает законы и иные нормативно-правовые акты;
утверждает областные программы, направленные на сохранение памятников истории и культуры;
утверждает при принятии бюджета области расходы на охранные мероприятия, а также расходы на содержание органа государственной охраны памятников;
утверждает Государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного значения;
утверждает границы зон охраны памятников и режим зон охраны;
принимает решения об исключении объектов из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения;
принимает решения о сносе, перемещении, изменении облика памятников местного значения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 7. Полномочия Администрации области по обеспечению сохранности памятников
1. В целях сохранения памятников истории и культуры Администрация области:
разрабатывает проекты областных программ, направленных на сохранение памятников истории и культуры;
создает в установленном порядке орган государственной охраны памятников истории и культуры;
при формировании бюджета области предусматривает расходы на охранные мероприятия (выявление, учет, изучение, реставрацию), а также расходы на содержание органа государственной охраны памятников;
принимает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной охраны и устанавливающие порядок использования памятников, организует контроль за их исполнением;
утверждает формы охранных договоров и охранных обязательств в отношении памятников истории и культуры местного значения;
выступает в судебных органах в защиту государственных интересов по охране и использованию памятников.
2. Администрация области при осуществлении иных своих полномочий, предусмотренных законодательством, учитывает интересы сохранности памятников истории и культуры.
Статья 8. Орган государственной охраны памятников истории и культуры
1. С целью непосредственного осуществления государственного учета памятников, контроля за их состоянием, за соблюдением порядка их использования, надзора за проведением ремонтно-реставрационных работ на памятниках всех категорий, находящихся в области, создается орган государственной охраны памятников истории и культуры (именуемый далее органом охраны памятников), подведомственный органу управления Администрации области в сфере культуры.
2. Орган охраны памятников:
планирует, организует и координирует работы по выявлению и исследованию объектов, имеющих общественно значимую историко-культурную ценность;
включает объекты, имеющие общественно значимую историко-культурную ценность, в списки вновь выявленных памятников истории и культуры;
разрабатывает и вносит в установленном порядке на утверждение в органы государственной власти предложения по включению объектов, имеющих общественно значимую историко-культурную ценность, в Перечень объектов культурного наследия федерального значения и Государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного значения;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов области, регулирующих вопросы государственной охраны и устанавливающих порядок использования памятников;
заключает охранные договоры с пользователями памятников и выдает охранные обязательства пользователям памятников; принимает решения о необходимости производства научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках и в зонах их охраны;
выступает по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом области арендодателем находящихся на своем балансе памятников истории и культуры;
выступает в судебных органах в защиту государственных интересов по охране и использованию памятников;
согласовывает научно-проектную документацию на производство научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках;
выполняет функции заказчика научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках и в зонах их охраны;
согласовывает решения о предоставлении в пользование и передачу в собственность земельных участков на землях, относящихся к категории земель историко-культурного назначения;
участвует в пределах своей компетенции в разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории области, территорий городских и сельских поселений и об их застройке;
участвует в пределах своей компетенции в проведении работ по межеванию земель;
осуществляет паспортизацию памятников и ведение иной учетной документации на памятники;
подготавливает и направляет в установленном порядке материалы о нарушениях законодательства об охране памятников для привлечения нарушителей к административной или уголовной ответственности;
разрабатывает и выпускает методические материалы по проблемам обеспечения сохранности памятников;
формирует информационный банк данных по недвижимым памятникам истории и культуры области;
контролирует осуществление полномочий по охране памятников органами местного самоуправления и государственными музеями-заповедниками, уполномоченными законодательством о местном самоуправлении и настоящим Законом;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области по охране и использованию памятников.
3. Орган охраны памятников выдает должностным лицам организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания, содержащие требования об устранении нарушений порядка использования памятников также# о соблюдении установленных ограничений деятельности, связанных с обеспечением сохранности памятников.
Предписания органа охраны памятников должны быть составлены в письменной форме и содержать указания на сроки исполнения содержащихся в них требований.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению сохранности памятников истории и культуры
1. В целях сохранения памятников истории и культуры, находящихся в собственности муниципальных образований, а также контроля за сохранением иных памятников, расположенных в границах территории муниципального образования, органы местного самоуправления:
обеспечивают рациональное и эффективное использование целевых поступлений из федерального и областного бюджетов на цели охраны памятников;
предусматривают при формировании местных бюджетов расходы на мероприятия по сохранению недвижимых памятников, находящихся в муниципальной собственности;
выдают охранные обязательства пользователям памятников, находящихся в муниципальной собственности;
контролируют соблюдение условий выданных охранных обязательств;
регистрируют открытые листы на производство археологических исследований на территории муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления при выдаче задания на разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке включают орган охраны памятников в перечень органов, наличие положительного заключения которых необходимо для утверждения указанной документации.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органу охраны памятников и государственным музеям-заповедникам по осуществлению ими полномочий по охране памятников, находящихся на территории муниципального образования.
Статья 10. Осуществление государственными музеями-заповедниками полномочий по охране памятников
Находящиеся на территории области государственные музеи-заповедники федерального и областного подчинения осуществляют по согласованию с органом охраны памятников полномочия по охране памятников истории и культуры в пределах утвержденных границ территории музея-заповедника либо границ зон охраны памятников, находящихся в его оперативном управлении.
Полномочия государственного музея-заповедника по охране памятников закрепляются в положении (уставе) о музее-заповеднике, утвержденном в установленном порядке.
Статья 11. Участие граждан в обсуждении и принятии решений в сфере охраны памятников
1. Граждане участвуют в обсуждении и принятии решений в сфере охраны памятников истории и культуры через создаваемые ими на основе общности интересов общественные объединения.
2. Зарегистрированные на территории области общественные объединения, а также региональные отделения общероссийских общественных объединений, возникшие на основе общности интересов граждан в сфере сохранения историко-культурного наследия, имеют право:
получать от органа государственной охраны памятников информацию о состоянии недвижимых памятников и планируемых изменениях (предполагаемой реконструкции, реставрации и т. п.) и участвовать в обсуждении указанных планов и проектов;
вносить в установленном порядке в органы государственной власти области предложения о разработке нормативных правовых актов в сфере государственной охраны и использования памятников истории и культуры;
участвовать в обсуждении законопроектов в сфере государственной охраны и использования памятников истории и культуры.
Глава III Использование недвижимых памятников истории и культуры
Статья 12. Особенности использования памятников
1. Использование находящихся на территории области недвижимых памятников истории и культуры осуществляется с учетом установленных настоящим Законом ограничений и при обязательном соблюдении законодательства по охране и использованию памятников.
2. В связи с необходимостью обеспечения сохранности памятников истории и культуры настоящим Законом устанавливаются отдельные ограничения деятельности физических и юридических лиц.
Статья 13. Обязанности пользователей
Пользователи памятников истории и культуры обязаны:
соблюдать порядок использования памятников, установленный федеральным законодательством и законодательством области в сфере охраны и использования памятников;
соблюдать установленные настоящим Законом ограничения, связанные с использованием памятников;
заключать охранные договоры, подписывать охранные обязательства при приобретении в собственность, получении в пользование или аренду зданий, помещений в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, а также в иных случаях по требованию органа охраны памятников, музеев-заповедников или органов местного самоуправления в пределах их полномочий по охране памятников;
выполнять условия, установленные охранным договором, охранным обязательством;
проводить необходимые мероприятия по обеспечению сохранности памятника либо финансировать их проведение в размерах, определенных охранным договором, охранным обязательством;
выполнять предписания органа охраны памятников, а также требования государственных музеев-заповедников или органов местного самоуправления, предъявленные ими в пределах их полномочий.
Статья 14. Аренда недвижимых памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, а также вновь выявленные памятники могут быть сданы в аренду (субаренду) при условии обязательного заключения арендатором охранного договора либо подписания охранного обязательства.
2. Средства, полученные от арендаторов по договорам аренды (субаренды) памятников, балансодержателем которых является орган охраны памятников, зачисляются на расчетный счет органа охраны памятников и используются исключительно на мероприятия по обеспечению сохранности памятников.
Статья 15. Ограничения, связанные с использованием памятников
В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры запрещается использовать памятники:
под гаражи и стоянки транспортных средств;
для организации производства и хранения взрывчатых, огнеопасных материалов либо материалов, имеющих вредные газообразные и иные выделения;
для организации производства, предполагающего применение станков и иных механических двигателей, оказывающих динамическое и вибрационное воздействие на конструкции памятника;
для организации иной деятельности, создающей угрозу сохранности памятника.
Статья 16. Ограничение сноса или перемещения памятника
Снос или перемещение недвижимого памятника истории и культуры допускаются в исключительных случаях в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Законом.
В случае принятия решения о сносе или перемещении памятника орган охраны памятников обязан организовать работы по научному исследованию памятника и полной его фиксации путем выполнения обмерных чертежей и фотофиксации. Финансирование указанных работ осуществляется лицом, получившим разрешение на снос или перемещение памятника.
Статья 17. Ограничение движения транспортных средств
Движение транспортных средств по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим по зонам их охраны, а также по территориям музеев-заповедников, создающее угрозу существованию памятника, может быть ограничено или запрещено в установленном порядке по требованию органа охраны памятников.
Статья 18. Обеспечение сохранности памятников при производстве научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ
1. Заказчики на производство научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ на памятниках и в зонах их охраны обязаны:
получить письменное разрешение органа охраны памятников на производство указанных работ;
согласовать с органом охраны памятников научно-проектную документацию на производство указанных работ.
2. Научно-исследовательские и ремонтно-реставрационные работы на памятниках и в зонах их охраны, производимые с нарушением требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должны быть приостановлены по предписанию органа охраны памятников либо по требованию музеев-заповедников и органов местного самоуправления в пределах их полномочий до получения положительного заключения на производство указанных работ органа охраны памятников.
3. Ответственность за обеспечение сохранности памятников, не имеющих пользователей, несут заказчики на производство научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работ.
Статья 19. Обеспечение сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ
1. Заказчики строительных, мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ на землях историко-культурного назначения обязаны согласовать производство указанных работ с органом охраны памятников.
2. Строительные, мелиоративные, дорожные, сельскохозяйственные и иные работы, производимые с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, в результате чего возникает угроза сохранности памятника, должны быть приостановлены по предписанию органа охраны памятников, а также по требованию государственных музеев-заповедников и органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Возобновление указанных работ допускается только после проведения охранных мероприятий, обеспечивающих сохранность памятника. Финансирование охранных мероприятий осуществляется заказчиком на производство строительных мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ.
Статья 20. Обеспечение сохранности памятников при предоставлении в пользование, передаче в собственность земельных участков на землях историко-культурного назначения
Предоставление в пользование, передача в собственность земельных участков, входящих в состав земель историко-культурного назначения, осуществляется в установленном порядке по согласованию с органом охраны памятников.
Статья 21. Обеспечение сохранности памятников при проведении археологических исследований
1. Организации, проводящие археологические исследования (раскопки, разведки) на территории области, обязаны:
информировать о планах своих научных исследований орган охраны памятников;
регистрировать полученные в установленном порядке открытые листы на проведение археологических исследований в органе охраны памятников, а также в органах местного самоуправления тех муниципальных образований, на территории которых будут осуществляться археологические исследования;
производить по завершении археологических исследований или в случае их приостановления консервацию памятника археологии и рекультивацию земельного участка в границах произведенных работ;
согласовывать с органом охраны памятников дальнейшее изучение и использование предметов материальной культуры, обнаруженных в культурном слое.
2. Производство дорожных, строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и иных работ, в процессе которых может быть разрушен памятник археологии, допускается лишь в исключительных случаях при условии предварительного проведения археологических исследований (раскопок, разведок) в месте предполагаемого производства работ. Указанные археологические исследования, а также работы по консервации памятника археологии и рекультивации земельного участка, производятся за счет заказчиков дорожных, строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и иных работ.
Глава IV Ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры
Статья 22. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании памятников
Лица, допустившие нарушения установленных федеральным законодательством и настоящим Законом правил охраны и использования памятников, могут быть привлечены к уголовной, административной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации Псковской области |
Е.Э. Михайлов |
г. Псков
10 мая 1999 года
N 37-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Псковской области от 10 мая 1999 г. N 37-ОЗ "О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Псковская правда" от 2 июня 1999 г. N 102, Сборнике законодательства Псковской области N 13, 1999 г., ст. 16-24
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Псковской области от 7 декабря 2022 г. N 2305-ОЗ
Изменения вступают в силу с 18 декабря 2022 г.
Закон Псковской области от 8 мая 2020 г. N 2075-ОЗ
Изменения вступают в силу с 18 мая 2020 г.
Закон Псковской области от 8 апреля 2019 г. N 1947-ОЗ
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2019 г.
Закон Псковской области от 2 февраля 2018 г. N 1838-ОЗ
Изменения вступают в силу с 2 февраля 2018 г.
Закон Псковской области от 14 июня 2017 г. N 1776-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 27 июня 2016 г. N 1685-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 12 апреля 2016 г. N 1652-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 15 декабря 2015 г. N 1612-ОЗ
Изменения вступают в силу c 1 января 2016 г.
Закон Псковской области от 6 октября 2015 г. N 1578-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 12 мая 2015 г. N 1528-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1486-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 14 октября 2014 г. N 1435-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 7 октября 2013 г. N 1299-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 5 июля 2013 г. N 1293-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 3 мая 2012 г. N 1165-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 23 декабря 2010 г. N 1033-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 17 сентября 2009 г. N 897-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 12 февраля 2009 г. N 836-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Псковской области от 3 июня 2004 г. N 353-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона