Рассмотрев представленную Администрацией области Программу сохранения и развития культуры Псковской области на 1999-2000 годы, областное Собрание .депутатов постановляет:
1. Утвердить Программу сохранения и развития культуры Псковской области на 1999-2000 годы.
2. Объемы финансирования Программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Председатель областного Собрания депутатов |
Ю.А.Шматов |
Программа
сохранения и развития культуры Псковской области на 1999-2000 годы
(утв. постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 21 января 1999 г. N 191)
Паспорт программы
1. Кем и когда утверждена
2. Основные разработчики Комитет по культуре Псковской области
Программы
3. Наименование Программы Программа сохранения и развития культуры
Псковской области на 1999-2000 годы
4. Цели и задачи Программы Формирование культурной политики,
создание оптимальных условий для
творческой деятельности, усиление
позитивных и ослабление негативных
тенденций в период
социально-экономических реформ
5. Сроки и этапы реализации 1999 - 2000 гг.
Программы
6. Перечень подпрограмм и "Наследие"
основных мероприятий "Улучшение кинообслуживания населения
Псковской области на 1999-2000 годы"
(идет самостоятельной программой)
"Сельский клуб"
"Информационные ресурсы"
"Искусство"
"Кадры"
Инновационные проекты "Кабинет деловой информации"
"Центр гуманитарной культуры"
7. Исполнители подпрограмм и Комитет по культуре Псковской области,
основных мероприятий областные учреждения культуры,
творческие союзы области
8. Объемы и источники Федеральный бюджет - 1100,0 тыс.руб.
финансирования Внебюджетные средства - 100,0 тыс. руб.
Областной бюджет - 1637,5 тыс. руб.
9. Ожидаемые результаты Динамичность реформирования отрасли,
усиление роли культуры в
социально-экономическом обновлении
региона
10. Система организации Заслушивание на коллегии комитета по
контроля за исполнением культуре
Основание для разработки
Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1996 г. N 715 и планом законопроектной деятельности Администрации Псковской области на II полугодие 1998 года, планом мероприятий по реализации основных направлений государственной политики Администрации области на II полугодие 1998 года, утвержденных Главой Администрации области 14 августа 1998 года.
Основные цели Программы
Изучение и осознание феномена культуры Псковского края как основы формирования и реализации региональной культурной политики, основы социально-экономического развития области.
Раскрытие специфики области как одного из древнейших центров славянской культуры и хранительницы духовного и художественного наследия А. С. Пушкина.
Обновление культуротворческого мировоззрения, сохранение и наращивание кадрового и интеллектуального потенциала культуры.
Мобилизация внутренних резервов отрасли.
Усиление социальной направленности культуры, обеспечение доступности художественных ценностей для различных категорий населения.
Сохранение и наращивание информационных ресурсов культуры как части информационных ресурсов области.
Определение и наращивание соотношения традиций и инноваций в культуре, более четкое разграничение задач сохранения и развития.
Модернизация сети традиционных учреждений культуры. Разработка механизма поддержки инновационных процессов.
Формирование новых организационно-управленческих отношений, механизма саморазвития культуры, стимулирования творческой активности населения в социокультурной сфере.
Основные направления
1. Научно-методическое обеспечение региональной, культурной политики.
2. Задачи сохранения культуры области:
Подпрограммы: "Наследие"
"Сельский клуб"
программа "Улучшение кинообслуживания населения
Псковской области на 1999-2000 годы"
3. Задачи развития культуры области:
Подпрограммы: "Информационные ресурсы"
"Искусство"
"Кадры"
Инновационные проекты: "Кабинет деловой информации"
"Центр гуманитарной культуры"
Исполнитель и соискатели Программы
Комитет по культуре Псковской области, областные учреждения культуры и искусства, творческие союзы и объединения области.
Сроки реализации: 1999-2000 годы.
Проблемная ситуация в культуре Псковской области
Опыт программного регулирования сферы культуры, накопленный в области с начала 90-х годов, позволил учреждениям культуры и искусства перейти к выявлению приоритетов и концентрации ресурсов на решении ключевых проблем.
Программа сохранения и развития культуры Псковской области "Духовное возрождение", принятая областным Собранием депутатов в январе 1996 года, стала стратегическим документом общей социально-экономической политики региона. В ней обозначена специфика социокультурной ситуации, обусловленная, прежде всего, следующими факторами:
- наличием богатейшего историко-культурного потенциала;
- принципиально новым геополитическим положением области;
- преимущественно аграрно-промышленной направленностью хозяйственного комплекса.
Среди основных проблем, оказывающих влияние на функционирование и развитие культуры и требующих решения, были названы:
- слабая соотнесенность историко-культурного наследия области с практикой работы учреждений культуры и искусства;
- необходимость модернизации многих морально устаревших моделей и технологий культурно-досуговой деятельности, прежде всего в сельской местности;
- повышение роли современной интеллектуальной культуры не только как просветительского фактора, но и как инструмента решения сложных проблем духовной жизни и социального развития, обуславливающий прогресс области;
- необходимость диалога культур приграничных государств;
- создание механизма адаптации учреждений культуры в новых социально-экономических реалиях.
За период реализации программы сохранения и развития культуры Псковской области "Духовное возрождение" с января 1996 года по настоящее время комитет по культуре и учреждения культуры области сосредоточили основные усилия на решении концептуальных задач и приоритетных направлений программы.
В области сохранения историко-культурного наследия разрабатываются средовой подход к проблемам реставрации, использования памятников, методики включения историко-культурного потенциала в духовную жизнь современников. Произошла существенная корректировка понятия "историко-культурный потенциал области" с включением в него фондов библиотек и музеев и возвращением целого пласта явлений, памятников и имен, восстанавливающих преемственность развития и изучения как культуры области, так и российской культуры в целом.
Это нашло отражение в благоустройстве памятных мест и проведении крупных акций:
Дни памяти великой княгини Ольги
Всероссийская акция "Венок славы Александра Невского"
Исторические чтения "Псковские святые"
Научно-практическая конференция "Церковная археология"
Открытие памятника М. И. Кутузову и т. д.
Открыты памятные доски в память о 80-летии отречения от престола императора Николая II, к 90-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Тихона, к 90-летию со дня рождения В. А. Каверина.
На 155 объектах историко-культурного наследия проводился капитальный и текущий ремонт. Более 3 тысяч памятников местного значения поставлено на государственную охрану.
Разработан проект закона Псковской области об охране памятников. Создано Псковское отделение международной организации по охране наследия ИКОМОС.
Совместно с педагогическим институтом подготовлен и издан "Кадастр достопримечательностей и памятных мест Псковской области".
В области развития библиотечного дела идет освоение новых информационных технологий.
Принят Закон Псковской области "О библиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов".
Создан областной межведомственный координационный библиотечный Совет при Администрации Псковской области.
Централизованы и выделяются отдельной строкой в бюджете области средства на подписку для библиотек.
Ежегодно организуются выставки печатной продукции, изданной в области.
Проходит областной смотр-конкурс работы библиотек "За сохранение традиций и внедрение инноваций", продолжается формирование единой компьютерной сети библиотек области.
На базе библиотек идет создание клубов интеллектуального общения.
В области развития музейного дела проведены ремонтно-реставрационные и ландшафтно-восстановительные работы в музее-заповеднике "Михайловское".
Постановлением Правительства РФ от 16.01.1996 г. N 43 Изборскому историко-архитектурному и природному музею придан статус историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.
Проведены реэкспозиции в Изборском музее-заповеднике, музее-заповеднике "Михайловское", в Бежаницком, Дедовичском, Пустошкинском, Опочецком, Островском, Великолукском краеведческих музеях.
Проведена компьютеризация фондов Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Псковским объединенным музеем-заповедником разработаны программы для школьников по краеведению и художественной культуре.
В области профессионального искусства создан областной симфонический оркестр.
При участии Министерства культуры РФ и финансировании из федерального бюджета осуществлены следующие крупные проекты:
Пушкинский праздник поэзии;
Пушкинский театральный фестиваль;
Фестиваль русской музыки в усадьбах М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова;
Фестиваль народной музыки им. Б. Трояновского;
Рождественские музыкальные вечера.
В сфере традиционной народной культуры усилия были направлены на определение художественных критериев и создание условий производства и реализации изделий народных мастеров.
Создан художественно-экспертный совет по декоративно-прикладному и народному искусству.
Распоряжением Администрации области на основе соответствующего положения присваиваются звания "Мастер народного творчества" Псковской области.
Создана Гильдия народных мастеров Псковской области. Принята целевая программа "Сельский клуб". К 1998 году при отделах культуры и Домах культуры открыто 18 комнат и домов ремесел. В 1998 году Дом ремесел при Государственном центре народного творчества начал свою деятельность. Увеличилось в области количество кружков и студий декоративно-прикладного искусства, сегодня их действует более 280 взрослых и 80 детских.
Культурно-досуговая деятельность приобретает большую социальную направленность: складывается система работы с пожилыми людьми, с детьми-инвалидами, сиротами и т. п.
Разрабатываются новые модели культурно-досуговых учреждений, активно развивается любительское движение.
В области детского художественного творчества совершенствуется система работы с одаренными детьми:
учреждены стипендии комитета по культуре, ежегодно работают летние базы детского творчества, издан сборник стихов и прозы юных литераторов Псковщины.
К массовому детскому творчеству привлечено 247680 детей (23% от общего количества детей школьного возраста).
В области профессионального образования решается задача обеспечения преемственности начального, средне-специального и высшего художественного, образования. Идет процесс реорганизации детских музыкальных школ в школы искусства.
Областное училище культуры преобразовано в областной колледж культуры и искусства. Открыт филиал Санкт-Петербургской Академии культуры.
Период реализации программы совпал с острым социально-экономическим кризисом, с разрушением вертикали управления и сложившейся практики федеральной поддержки.
Дефицит бюджетного финансирования привел к крайнему истощению всех видов материальных и технических ресурсов.
Резко ухудшилась ситуация с сохранением памятников истории и культуры. Самой острой проблемой является недостаток средств на проведение первоочередных противоаварийных, консервационных работ.
Федеральная программа "Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия народов Российской Федерации" в 1996 году профинансирована на 10%, в 1997 году - на 0,8%, в 1998 году не финансировалась.
Областная программа по разделу "Наследие" в 1996 году профинансирована на 67%, в 1997 году - на 28,9%, к 1 сентября 1998 года - на 5% к запланированному.
С 1996 года не финансируется деятельность, связанная с выявлением, обследованием памятников, с научно-исследовательской деятельностью. В результате под угрозой разрушения находятся не менее 240 памятников истории и культуры. Дефицит бюджетного финансирования остро сказался на сокращении информационных ресурсов отрасли. Количество новых поступлений в библиотеки области сократилось в 4 раза, в фонды музеев - в 5 раз.
Резко сократилась сеть учреждений культуры на селе: клубов - более чем на 30%, киноустановок - в 6 раз.
Одна из фундаментальных функций культурной политики - поддержка творчества входит в противоречие с отсутствием финансовой поддержки областных организаций, творческих союзов.
Динамично изменяющаяся социально-экономическая ситуация ставит сегодня перед органами культуры и учреждениями отрасли следующие новые проблемы:
- необходимость повышения роли самого мощного стабилизирующего нормативно-ценностного фактора функционирования культуры, новых точек отсчета в период глубоких потрясений, которые оказывают долгосрочное влияние на общество, в том числе и на экономическую жизнь;
- создание механизма регулирования образовавшегося рынка художественных ценностей. Постепенное изменение соотношения традиционной отечественной, национальной и "рыночной" массовой культуры;
- адресная поддержка художника;
- модернизация сети традиционных учреждений культуры,
- формирование опережающего потенциала культуры;
- создание системы взаимоотношений с органами местного самоуправления, содействие развитию системы местного самоуправления как необходимого условия преодоления кризисных явлений на основе внутренних резервов и реализации потенциала местных организационных и творческих ресурсов;
- стимулирование межрайонного культурного обмена;
- создание рыночных элементов инфраструктуры отрасли;
- разработка кадровой политики, нацеленной на наращивание профессионального и творческого потенциала с учетом новых технологий и новых условий культурной деятельности;
- расширение прямого участия общественности в процессе принятия решений, создание и совершенствование работы экспертных советов;
- изыскание возможностей для целевых инвестиций в проекты, формирующие опережающий потенциал культуры, в сочетании с поддержанием минимизированного финансирования объектов, сохраняемых в режиме консервации.
Научно-методическое обеспечение региональной культурной политики
--------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятия |Финансирование (в тыс.руб.)
|-----------------------------
|всего |1999 |2000
--------------------------------------------+--------+---------+----------
Научно-практическая конференция "Проблемы |5,0 |5,0 |
актуализации историко-культурного наследия | | |
Псковской области" | | |
--------------------------------------------+--------+---------+----------
Круглый стол "Местное самоуправление Поиск |5,0 |5,0 |
внутренних резервов сохранения и развития | | |
культуры городов и районов области" | | |
--------------------------------------------+--------+---------+----------
Научно-практическая конференция "Культура и|10,0 | |10,0
рынок" | | |
--------------------------------------------+--------+---------+----------
ИТОГО |20,0 |10,0 |10,0
--------------------------------------------------------------------------
Подпрограмма "Наследие"
Цели и задачи подпрограммы
Осуществление чрезвычайных мер по сохранению уникальных объектов историко-культурного наследия Псковской области.
Основные направления
- проведение чрезвычайных мер по спасению особо значимых памятников области;
- научно-методическое обеспечение охраны и использования памятников истории и культуры области;
- совершенствование системы государственного учета памятников (в том числе использование электронных технологий).
Исполнители подпрограммы
Исполнителем подпрограммы является комитет по культуре и государственный центр по охране памятников истории и культуры.
Срок реализации - 1999-2000 гг.
Состояние историко-культурного наследия области
Псковская земля исключительно богата памятниками ее славной истории. На ее территории находятся 372 памятника федерального значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия, многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством подлинного мастерства русских зодчих XIV-XIX вв.
Обладая поистине бесценным историко-культурным наследием, Псковщина имеет крайне ограниченные собственные возможности для спасения уникальных памятников архитектуры.
Очевидно, что дефицит бюджета не позволит в ближайшее время осуществлять работы на всех объектах, нуждающихся в реставрации.
Предлагаемая подпрограмма ограничивается чрезвычайными мерами, направленными на проведение минимальных первоочередных работ по спасению памятников.
----------------------------------------------------------------------------
Наименование |Цели |Ожидаемые |Срок |Финансирование (тыс.
памятника |проекта |Результаты |испол- |руб.)
| | |нения |
| | | |-----------------------
| | | |Все-|1999 |2000
| | | |го | |обл.
| | | | |--------|
| | | | |обл.|фе-|
| | | | | |дер|
-----------------+-----------+--------------+-------+----+----+---+---------
Ремонтно-рестав-|Сохранение |Открытие Дома |1999- |50,0|27,0| |23,0
рационные |и |ремесел |2000 | | | |
работы здания |приспособ- | | | | | |
типовой |ление | | | | | |
исторической |памятника | | | | | |
застройки | | | | | | |
(Некрасова, 8а) | | | | | | |
-----------------+-----------+--------------+-------+----+----+---+---------
Выполнение |Сохранение |Консервация |1999- |50,0| | |50,0
противопожарных |неиспользу-|столярных |2000 | | | |
мероприятий по |емых памят-|заполнений | | | | |
памятникам |ников архи-| | | | | |
|тектуры | | | | | |
-----------------+-----------+--------------+-------+----+----+---+---------
Корректировка |Выработка |Спасение |1999 |2,0 | | |2,0
концепции охраны|новой |отдельных | | | | |
памятников |такти- |наибо- | | | | |
истории и |ки и |лее ценных па-| | | | |
культуры |страте- |мятников, | | | | |
|гии в |сохра- | | | | |
|деле |нение в режиме| | | | |
|сохранения |консервации | | | | |
|и |основной части| | | | |
|использова-|памятников | | | | |
|ния | | | | | |
|памятников | | | | | |
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
| | | |Финансирование
| | | |руб.)
| | | |----------------------
Наименование |Цели |Ожидаемые |Срок |
памятника |проекта |Результаты |испол-|
| | | |----------------------
| | | |Все- |1999 |2000
| | | |го | |
| | | | |----------|
| | | | |обл.|фе- |
| | | | | |дер. |
------------------+-----------+---------------+------+-----+----+-----+-----
Фиксация |Сбор -|Создание банка |1999- |50,0 | | |50,0
памятников. |наиболее |данных для |2000 | | | |
которым грозит |полного |восстановления | | | | |
физиче- |объема |памятников при | | | | |
ское разрушение |информации |стабилизации | | | | |
|о гибнущих |социально- | | | | |
|памятниках |экономической | | | | |
|(описание, |ситуации | | | | |
|обмеры, | | | | | |
|фотографи- | | | | | |
|рование) | | | | | |
------------------+-----------+---------------+------+-----+----+-----+-----
Ремонтно-рестав- | | | |150,0| |150,0|
рационные | | | | | | |
работы | | | | | | |
Изборской | | | | | | |
крепости | | | | | | |
------------------+-----------+---------------+------+-----+----+-----+-----
ИТОГО | | | |302,0|27,0|150,0|125,0
----------------------------------------------------------------------------
Подпрограмма "Сельский клуб"
Цель подпрограммы
Адаптация сельского клуба в современной социально-экономической ситуации, сохранение и развитие традиционной народной культуры, усиление позитивных тенденций в деятельности сельских культурно-досуговых учреждений.
Основные направления подпрограммы
- организационно-методическое обеспечение деятельности сельского клуба;
- материально-техническое обеспечение сельских домов культуры, занимающихся возрождением народных ремесел Псковской области.
Исполнители подпрограммы
Центр народного творчества. Дом ремесел.
Срок реализации - 1999-2000 гг.
Проблемная ситуация
Преимущественно аграрно-хозяйственное развитие области обуславливает особое внимание к сельской культуре. Сельские Дома культуры и клубы остаются единственными многофункциональными культурно-досуговыми учреждениями на селе.
Резкое сокращение сети (более чем на 30% с 1992 года), предельно истощенная материально-техническая база сельских клубов и Домов культуры ограничивают конституционные права сельских жителей на культурную деятельность, на приобщение к культурным ценностям. Первый этап подпрограммы "Сельский клуб", утвержденной областным Собранием депутатов 09.07.97 г., практически не финансировался. Поэтому только в Порховском, Великолукском и Красногородском районах за счет внутренних резервов на базе сельских культурно-досуговых учреждений начали создаваться Дома ремесел и фольклора, была заложена основа для расширения малого предпринимательства и рыночных инфраструктур в сфере народного творчества.
Мероприятия подпрограммы предполагают развитие этих направлений в других районах области.
Финансирование подпрограммы
-------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятия |Сроки реа-|Финансирование (тыс.
|лизации |руб.)
| |-----------------------
| |всего |1999 |2000
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
Научно-практический семинар |1999 |5,0 |5,0 |
"Адаптация сельского клуба к новым | | | |
социально-экономическим условиям" | | | |
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
Постоянно действующий |1999-2000 |20,0 |10,0 |10,0
семинар-практикум по овладению | | | |
традиционными Псковскими ремеслами | | | |
для руководителей кружков и мастеров | | | |
сельских клубов | | | |
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
Выпуск учебных пособий |1999-2000 |50,0 |25,0 |25,0
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
Проведение смотра-конкурса "Клуб |1999-2000 |20,0 |10,0 |10,0
года" | | | |
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
Проведение областных выставок-ярмарок|1999-2000 |80,0 |40,0 |40,0
прикладного творчества | | | |
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
Материально-техническое оснащение |1999-2000 |300,0 |150,0 |150,0
Домов ремесел | | | |
--------------------------------------+----------+------+-------+--------
ИТОГО | |475,0 |240,0 |235,0
-------------------------------------------------------------------------
Подпрограмма "Информационные ресурсы"
Основание для разработки подпрограммы
Подпрограмма разработана в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации "Об организации выполнения программы "Информационное обеспечение отрасли культуры на 1997-1999 годы" от 20.12.96 года N 1005.
Цель и задачи подпрограммы
Цель:
- создание современной системы информационного обеспечения развития и сохранения культуры и искусства области, гарантирующей доступ граждан к необходимой информации по культуре.
Задачи:
- внедрение новых информационных технологий с последовательным переходом от традиционных к современным компьютерным технологиям;
- формирование информационных ресурсов, их защита, обеспечение доступа к базам данных, информационный сервис;
- предоставление пользователям оперативной информации для принятия обоснованных и эффективных решений;
- информационная поддержка учебной, учебно-методической и научной деятельности отрасли культуры;
- стимулирование развивающихся коммерческих процессов информатизации культуры, рынка информационных услуг.
Основные направления подпрограммы:
- информатизация библиотечной системы (Министерства культуры) области (гг. Псков, Великие Луки, Опочецкий и Дедовичский районы);
- информатизация музейной деятельности;
- информатизация процессов сохранения историко-культурного наследия г. Пскова и Псковской области;
- информатизация управленческой деятельности в сфере культуры;
- подготовка и обучение кадров на основе новых технологий.
Исполнитель и соискатели подпрограммы
Исполнителем данной подпрограммы является комитет по культуре Псковской области.
Соискатели: областные и районные учреждения культуры, районы.
Этапы реализации подпрограммы
На первом этапе реализации подпрограммы (1999-2000 гг.) предусматривается:
- основное техническое оснащение головных подразделений отрасли культуры;
- подготовка соответствующих специалистов отрасли;
- формирование баз данных каждого подразделения отрасли. На втором этапе (2000-2002 гг.) планируется создание единого информационного пространства отрасли культуры.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
Создание современной компьютерной инфраструктуры и внедрение информационных систем в учреждениях культуры области позволит:
- выйти в региональную информационную сеть;
- предоставлять информационные услуги с использованием ИНТЕРНЕТ;
- обеспечить централизованное хранение информации и доступ к ней.
Состояние информатизации сферы культуры и необходимость
ее развития и углубления
Информатизация на современном этапе превратилась в радикальное средство реформирования общества, повышения темпов его развития, в том числе И в сфере культуры. Информатизация обеспечивает сохранность и развитие культурного наследия области, неограниченно повышает возможность использования мировых достижений культуры каждым из членов мирового сообщества.
В соответствии с программой "Информатизация отрасли культуры Псковской области на 1995-1998 гг." главным направлением работы были: информатизация областных библиотек, областного музея, центра по охране памятников истории И культуры, комитета по культуре и туризму, колледжа культуры и искусства. Создание и внедрение информационных технологий в отрасли начиналось с технического оснащения, определения и формирования банка данных каждого структурного подразделения отрасли.
В настоящее время в учреждениях культуры и искусства установлено и работают 45 компьютеров. Исходя из установленных приоритетов программы почти половина ресурсов была направлена в областную научную библиотеку, на базе которой был создан информационный центр отрасли культуры области. Степень оснащения остальных учреждений в целом заметно ниже.
Одновременно с созданием технической базы велась работа по созданию электронных ресурсов культуры: в отрасли проводится работа по формированию 14 баз данных по основной деятельности организаций. Комитет по культуре, областная универсальная научная и юношеская библиотеки получили выход в сеть ИНТЕРНЕТ и осваивают ее возможности. Приобретены и внедряются 2 программы АИБС "Марк" (локальный и сетевой варианты).
В колледже культуры создан компьютерный класс, оснащенный современной техникой. На его базе организовано обучение студентов и работников культуры, которое проводится по двум направлениям: изучение компьютерной грамотности и овладение новыми технологиями для внедрения в практику работы учреждений культуры.
Несмотря на значительный объем проделанной работы, информатизация отрасли все еще находится на этапе становления. Это связано с тем, что парк компьютерной техники, которым владеют учреждения культуры, устарел и требует обновления и пополнения.
Маломощные ЭВМ не дают возможности интенсивной работы по созданию электронных баз данных и объединению в локальные информационные системы. Более того, на фоне быстрого прогресса информационных технологий, особенно в сфере мультимедиа и коммуникаций, результаты уже проделанной работы начинают выглядеть архаично.
Отсутствие должного финансового обеспечения предыдущей программы, как со стороны федеральных, так и местных органов, негативно отразилось на ее реализации.
Этапы формирования баз данных
Сохраняя преемственность стратегии информатизации отрасли, данная подпрограмма предусматривает сосредоточение ресурсов по следующим направлениям:
- развитие и качественное совершенствование компьютерной (программно-технической) инфраструктуры отрасли;
- внедрение перспективного системного программного обеспечения;
- внедрение перспективных технологических средств и комплексов, обеспечивающих надежную и эффективную эксплуатацию локальных сетей;
- формирование банков и баз данных учреждений культуры и искусства.
--------------------------------------------------------------------------
Учреждения культуры |Базы данных
------------------------+-------------------------------------------------
Музей |Спецсчет и драгметаллы
|Учет фонда 1
|Учет фонда 2
------------------------+-------------------------------------------------
Центр народного |Статистика (форма 7-НК)
творчества |Музыкально-поэтический фольклор
|Декоративно-прикладное творчество
|Репертуар
------------------------+-------------------------------------------------
Центр по охране |Инвентаризация
памятников |Свод памятников истории и культуры Псковской
|области
|Сводная карта памятников истории и культуры
------------------------+-------------------------------------------------
Комитет по культуре |Кадры сферы культуры
------------------------+-------------------------------------------------
Библиотеки |Создание базы данных по периодической литературе
|и книжному фонду
--------------------------------------------------------------------------
Краткое техническое описание принципа действия
информационного центра культуры области
Создаваемая информационная сеть строится по корпоративному принципу и будет базироваться на локальных сетях учреждений культуры области, объединенная через модемы с основной серверной группой (системы обработки данных и запросов, обслуживающие всю региональную сеть), установленной в областной библиотеке.
Учреждения культуры создают необходимые для своей работы информационные системы и базы данных. В каждую локальную сеть учреждения устанавливается модем, соединенный с основным сервером по телефонной линии.
В дальнейшем возможен переход на линии связи ИНТЕРНЕТ.
Для обслуживания как можно большего числа запросов на основном сервере устанавливается многоканальный модем.
Запрос, поступающий на основной сервер, обрабатывается и, в зависимости от запроса, сервер подключает необходимую базу данных или информационную систему, находящихся на одной из локальных сетей системы.
Таким образом, пользователь, включенный в реестр системы, может воспользоваться любой информацией, хранящейся в одной или нескольких локальных системах, отвечающей его запросам.
Распределение ресурсов и очередность доступа к базам данных будет осуществляться на основном сервере под руководством диспетчера на основании приоритета, согласованного с держателями баз данных, и кодового слова (пароля), присвоенного каждому пользователю системы.
В данном случае будет обеспечена система защиты от несанкционированного входа в сеть постороннего пользования и защиты баз данных от копирования.
Структура региональной информационной сети
/-------------------------\ |
| | |----------- комитет по культуре
|Областная библиотека | |----------- объединенный музей-заповедник
| | |----------- юношеская библиотека
|/-----------------\ | |----------- детская библиотека
|| Региональные | |-----+----------- библиотека для слепых
|| серверы | | |----------- библиотеки области
|\-----------------/ | |----------- центр народного творчества
| | |----------- центр по охране памятников
|Локальная сеть | |----------- музыкальное училище
| | |----------- колледж культуры и искусства
\-------------------------/ |
Информационная сеть строится по корпоративному принципу. Основная серверная группа систем обработки и запросов, обслуживающая всю региональную сеть, будет находиться в помещении областной научной библиотеки.
Финансирование подпрограммы
-------------------------------------------------------------------------
Наименование |Всего,|Финансирование (тыс.руб.)
мероприятий |в т.ч.|
|обл./ |-------------------------------
|фед. |1999 |2000
| |--------------+----------------
| |обл. |фед. |обл. |фед.
----------------------------------+------+-------+------+-------+--------
Внедрение современных |700.0 |100,0 |100,0 |250,0 |250,0
компьютерных техно- |350,0/| | | |
логий. Создание информационного |350,0 | | | |
центра на базе областной научной | | | | |
универсальной библиотеки | | | | |
----------------------------------+------+-------+------+-------+--------
Информатизация библиотечной |190,0 |90,0 | |100,0 |
системы (гг. Псков, Великие |190,0/| | | |
Луки, Опочецкий, Дедовичский, |- | | | |
Печорский районы) | | | | |
----------------------------------+------+-------+------+-------+--------
Формирование информационных |190.0 |40,0 | |150,0 |
ресурсов, |190,0/| | | |
обеспечение доступа к базам |- | | | |
данных | | | | |
----------------------------------+------+-------+------+-------+--------
Подготовка и обучение кадров |50,0 |20,0 | |30,0 |
на основе новых технологий |50,0/-| | | |
----------------------------------+------+-------+------+-------+--------
ИТОГО |1130,0|250,0 |100,0 |530,0 |250,0
-------------------------------------------------------------------------
Подпрограмма "Искусство"
Цели и задачи подпрограммы
Усиление нормативно-ценностного фактора развития искусства, регулирование рынка художественных ценностей, активизация творческого потенциала области, адресная поддержка мастеров искусств.
Исполнитель и соисполнители подпрограммы
Комитет по культуре, областные учреждения культуры, творческие союзы.
Сроки реализации - 1999-2000 гг.
Состояние кадрового потенциала области
В области сохранилась сеть учреждений искусства, творческих союзов и объединений. Переход к рынку, падение уровня жизни псковичей привели к снижению объемов театральной и концертной деятельности.
Сохраняющееся на минимальном уровне бюджетное финансирование государственных учреждений искусства, осуществление крупных проектов с участием Министерства культуры РФ и федерального бюджета позволяют формировать совокупную афишу художественной жизни области.
Однако в кризисном положении оказались областные организации творческих союзов, состав которых насчитывает более 300 человек. Отсутствие финансовой поддержки входит в противоречие с одной из основных функций государственной и региональной культурной политики - обеспечение условий для творческой деятельности, создание художественных ценностей.
Предлагаемая подпрограмма предполагает необходимый минимум мер государственной поддержки творчества и творческой личности в Псковской области.
Финансирование подпрограммы
--------------------------------------------------------------------------
| |Финансирование (тыс.
| |руб.)
| |-------------------------
Наименование мероприятий |в т. ч. |1999 |2000
| |------------+------------
|обл./ |обл.|фед. |обл.|фед.
|фед. | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
Проведение объединенного пленума |3,0 |3.0 | | |
областных |3,0/- | | | |
организаций творческих союзов России | | | | |
"Духовные | | | | |
художественные ценности в России на | | | | |
рубеже веков" | | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
Создание областного совета по этике и| | | | |
нравственности | | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
Поддержка деятельности творческой |87,0 |37,0| |50,0|
интеллигенции, |87,0/- | | | |
выплата ежегодной премии | | | | |
Администрации области | | | | |
за лучшие произведения в области | | | | |
искусства | | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
Пушкинский театральный фестиваль |250,0 | |150,0 | |100,0
|-/250,0 | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
XXXIII, XXXIV Пушкинские праздники |200,0 | |100,0 | |100,0
поэзии |-/200,0 | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
Издание книг, посвященных 200-летию |150,0 | |150,0 | |
А. С. Пушкина |-/150,0 | | | |
--------------------------------------+---------+----+-------+----+-------
ИТОГО |690,0 |40,0|400,0 |50,0|200,0
|90,0/ | | | |
|600,0 | | | |
--------------------------------------------------------------------------
Подпрограмма "Кадры"
Цели и задачи подпрограммы
Целенаправленная подготовка и переподготовка кадров культуры с учетом новых профессий и специализаций, новых технологий и экономических условий культурной деятельности. Стимулирование развития профессиональной творческой среды.
Исполнитель и соисполнители подпрограммы
Комитет по культуре области, творческие союзы и объединения области, учреждения искусства.
Срок реализации - 1999-2000 гг.
Проблемная ситуация
Разрушение вертикали управления и неустойчивость социальной среды, внедрение рыночных начал и функционирование в условиях ограниченных транспортных и иных коммуникаций ставит перед органами культуры задачу формирования собственной, независимой культурной политики, модернизации методов правления, освоения новых моделей и технологий культурной деятельности. Подпрограмма предполагает мероприятия в минимальном объеме по повышению квалификации руководителей и специалистов, позволяющем обеспечить инновационные процессы в отрасли, адаптацию к новым социально-экономическим реалиям.
Финансирование подпрограммы
-------------------------------------------------------------------------
Наименование |Всего |Финансирование (тыс.руб.)
мероприятий | |
| |-------------------------
| |1999 |2000
| |------------+------------
| |обл.|внеб. |обл. |внеб.
-------------------------------------+---------+----+-------+------+-----
Разработка концепции и программы |3,0 |3,0 | | |
совершенствования | | | | |
сквозной многоуровневой | | | | |
системы: школа искусств - средние | | | | |
специальные учебные заве- | | | | |
дения - вузы культуры - курсы | | | | |
переподготовки и повышения | | | | |
квалификации | | | | |
-------------------------------------+---------+----+-------+------+-----
Организация цикла методических и |35,0 |15,0| |20,0 |
проектных семинаров для руководи- | | | | |
телем сферы культуры по во- | | | | |
просам социально-культурного | | | | |
проектирования и программирования, | | | | |
по новым информационным и | | | | |
инновационным технологиям | | | | |
-------------------------------------+---------+----+-------+------+-----
Учреждение и ежегодное проведение |16.0 |8,0 | |8,0 |
конкурсов (профессионального | | | | |
мастерства в отрасли | | | | |
-------------------------------------+---------+----+-------+------+-----
Конкурс инновационных проектов в |10,0 |5,0 | |5,0 |
сфере культурной деятельности | | | | |
-------------------------------------+---------+----+-------+------+-----
Проектный семинар "Модернизация |100,0 | |100,0 | |
социокультурной | | | | |
деятельности Псковской области" | | | | |
-------------------------------------+---------+----+-------+------+-----
ИТОГО |164,0 |31,0|100,0 |33,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Инновационный проект
создания кабинета деловой информации в Псковской областной
универсальной научной библиотеке
(1999-2000 гг.)
Кабинет деловой информации (КДИ) создается на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки. Псковская областная универсальная научная библиотека располагает самым крупным фондом книг, периодических изданий по вопросам экономики, предпринимательства, бизнеса, права. Ежегодно ее посещают более 30 тысяч читателей.
Кабинет деловой информации даст возможность организовать комплексное информационное (сервисное) обслуживание на долговременной (абонементной) основе предприятий, фирм, учреждений, органов регионального управления. Расширение контактов повысит престиж библиотеки, расширит круг пользователей.
Работа КДИ будет более эффективной, значимой, если партнерами в его создании выступят комитет экономики Администрации области, Торгово-промышленная палата, областной Центр занятости населения, общественные структуры содействия малому и среднему бизнесу.
Деятельность КДИ по оказанию информационно-консультационных услуг на платной основе органам законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, коммерческим структурам региона и гражданам даст возможность улучшить финансовое положение областной универсальной научной библиотеки, дополнительно приобретать необходимую литературу, электронные базы данных, компьютерную и множительную технику.
Внедрение новых информационных технологий, улучшение комфортности обслуживания пользователей, привлечение профессионалов (экономистов, юристов) позволит КДИ, опираясь на положение о государственной системе научно-технической информации, вписаться в государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также заявить о себе на рынке информационных услуг.
Смета расходов (в тыс. руб.)
--------------------------------------------------------------------------
Название мероприятий |ВСЕГО |1999 |2000
| | |
--------------------------------------------+--------+---------+----------
Приобретение технического оборудования и |40,0 |20,0 |20,0
программ | | |
--------------------------------------------------------------------------
Инновационный проект
Центра гуманитарной культуры "Культура. XXI век"
Цель проекта
Содействие восстановлению духовных основ российской культуры, преемственности и органической связи между образованием и духовным наследием России.
Обновление культуротворческого мировоззрения, опережающее информирование интеллигенции о новых тенденциях в области гуманитарного знания.
Активное включение интеллектуального потенциала области в решение кризисных проблем социокультурной ситуации области Освоение новых технологий социально-культурного проектирования.
Учредители
Комитет по культуре области, Главное управление общего и профессионального образования области при участии филиала Санкт-Петербургской Академии культуры, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, религиозно-философское общество им. Кирилла и Мефодия, творческие союзы
Содержание проекта
Центр гуманитарной культуры создается на базе областной универсальной научной библиотеки.
В структуре Центра
- университет гуманитарной культуры с факультетами:
"Пушкинская традиция и современная культура",
"Русская религиозно-философская мысль",
"Культурология",
- творческие лаборатории по социально-культурному проектированию.
Смета расходов (тыс. руб.)
------------------------------------------------------------------------
Наименование |Всего |1999 |2000
мероприятий | | |
------------------------------------------+--------+---------+----------
Организация учебного процесса |15,0 |10,0 |5,0
------------------------------------------+--------+---------+----------
Печатная продукция и канцелярские расходы|1,5 |1,5 |
------------------------------------------+--------+---------+----------
ИТОГО |16,5 |11,5 |5,0
------------------------------------------------------------------------
Сводная смета
финансирования Программы
-------------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятия |ВСЕГО |Финансирование (в тыс.руб.)
|в т.ч. |------------------------------------
|обл./ |1999 |2000
|фед./ | |
|внебюд. |-----------------+------------------
| |обл. |фед. |внеб |обл |фед. |внеб.
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Научно-методическое обеспечение|20,0 |10 | | |10 | |
|20,0/-/- | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Подпрограмма "Наследие" |302.0 |27,0 |150,0| |125,0 | |
|152,0/ | | | | | |
|50,0/- | | | | | |
| | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Подпрограмма "Сельский клуб" |475,0 |240,0| | |235,0 | |
|475,0/-/-| | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Подпрограмма |1130.0 |250,0|100,0| |530,0 |250,0|
"Информационные ресурсы" |780,0/ | | | | | |
|350,0/- | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Подпрограмма "Искусство" |690.0 |40,0 |400,0| |50,0 |200,0|
|90,0/ | | | | | |
|600,0/- | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Подпрограмма "Кадры" |164.0 |31,0 | |100,0|33,0 | |
|64,0-/ | | | | | |
|100,0 | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Инновационные проекты |40.0 |20,0 | | |20,0 | |
|40,0/-/- | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
Центр гуманитарной культуры |16,5 |11,5 | | |5,0 | |
|16,5/-/- | | | | | |
--------------------------------+---------+-----+-----+-----+------+-----+-----
ВСЕГО |2837,5 |629,5|650,0|100,0|1008,0|450,0|-
| | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------------
областной - 1637,5
федеральный - 1100,0
внебюджетный - 100,0
Приложение
к Программе
сохранения и развития культуры Псковской
области на 1999-2000 годы
Бюджетная заявка
для финансирования Программы сохранения и развития культуры
Псковской области на 1999-2000 годы
Представлена в контрольное управление Администрации области
3.10.98 г. для последующего направления
в Псковское областное Собрание депутатов
(утв. постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 21 января 1999 г. N 191)
--------------------------------------------------------------------------
|Наименование разлета Программы |Проект 1999
| |год (гыс.
| |руб.)
-------+--------------------------------------------------+---------------
1. |Научно-методическое обеспечение Программы: |5,0
|- научно-практическая конференция "Проблемы |
|актуализации историко-культурного наследия |
|Псковской области" |
|- круглый стол "Местное самоуправление. |5,0
|Поиск внутренних резервов |
|сохранения и развития культуры городов и районов |
|области" |
| ИТОГО |10,0
-------+--------------------------------------------------+---------------
2. |Подпрограмма "Наследие" |
|Ремонт здания под областной Дом ремесел |27,0
| ИТОГО |27,0
-------+--------------------------------------------------+---------------
3. |Подпрограмма "Сельский клуб" |
|Научно-практический семинар "Адаптация сельского |5,0
|клуба к новым социально-экономическим условиям" |
-------+--------------------------------------------------+---------------
|Постоянно действующий семинар-практикум по |10,0
|овладению традиционными псковскими ремеслами для |
|руководителей кружков и мастеров сельских клубов |
|Выпуск учебных пособий |
|- ткачество |
|- художественная ковка |25,0
|- гончарное дело |
|- лоскутное шитье |
|- береста |
|- резьба по дереву |
|Проведение смотра-конкурса "Клуб года" |
|Проведение областных выставок-ярмарок прикладного |
|творчества (детская, взрослая) |
|Областной фестиваль фольклора |10,0
|Материально-техническое оснащение домов ремесел |10,0
|(закуп деревообрабатывающих станков, муфельных |
|печей, сушильных печей ткацких станков и др.) |10,0
|- Порховский Дом ремесел |
|- Великолукский районный Дом ремесел |
|- Печорский Дом ремесел |170,0
|- Новосокольнический Дом ремесел |
|- Островский Дом ремесел |
|- Опочецний Дом ремесел |
| ИТОГО |240,0
-------+--------------------------------------------------+---------------
|Внедрение современных компьютерных технологий |100,0
|Информатизация библиотечной системы (г.Псков, |90,0
|г.Великие Луки, Опочецкий Дедовичский районы) |
|Формирование информационных ресурсов, обеспечение |40,0
|доступа к базам данных |
|Подготовка и обучение кадров на основе новых |20,0
|технологий |
| ИТОГО |250,0
-------+--------------------------------------------------+---------------
| Подпрограмма "Искусство" |
|Поддержка деятельности творческой интеллигенции, |37,0
|выплата ежегодной премии Администрации области за |
|лучшие произведения в области искусства |
|Проведение объединенного пленума областных |
|организаций творческих союзов России "Духовные и |3,0
|художественные ценности в России на рубеже веков" |
| ИТОГО |40,0
-------+--------------------------------------------------+---------------
| Подпрограмма "Кадры" |
|Организация методических и проектных семинаров |15,0
|для руководителей сферы культуры по вопросам |
|социально-культурного проектирования |
|Учреждение и ежегодное проведение конкурсов |8,0
|профессионального мастерства |
|Разработка концепции и программы совершенствования|3,0
|сквозной многоуровневой системы школа искусств - |
|специальные учебные заведения - вузы культуры - |
|курсы переподготовки и повышения квалификации |
|Конкурс инновационных проектов в сфере культуры |5,0
| ИТ0ГО |31,0
-------+--------------------------------------------------+---------------
7. |Инновационные проекты |
|Кабинет деловой информации |20,0
|Центр гуманитарной культуры |11,5
| ИТОГО |31,5
-------+--------------------------------------------------+---------------
|ВСЕГО |629,5
--------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 21 января 1999 г. N 191 "Об утверждении Программы сохранения и развития культуры Псковской области на 1999-2000 годы"
Текст постановления опубликован в "Сборнике законодательства Псковской области" выпуск N 10, 1999 г., ст. 32-52