Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I
Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом;
местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно - распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Статья 2. Местное самоуправление в Псковской области
1. Местное самоуправление в Псковской области (далее - области) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации и Уставом области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Организация деятельности муниципальных образований по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования.
Статья 3. Право населения области на осуществление местного самоуправления
1. Население области осуществляет свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти области в сфере местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти области в сфере местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
3) регулирование законом порядка передачи и передача объектов собственности области в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетом области и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями органов государственной власти области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие областных целевых программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;
13) регулирование законами в соответствии с федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в поселениях и на других территориях компактного проживания национальных групп и общностей;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 5. Предметы ведения местного самоуправления
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью:
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования и здравоохранения;
7) обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного, социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципальных образований;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании, сохранение местных традиций;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, содействие сохранению иных памятников истории и культуры, находящихся на территории муниципального образования;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы:
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования:
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения:
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Законом Псковской области от 23 июля 2002 г. N 200-ОЗ пункт 2 после первого абзаца подпункта 30 статьи 5 настоящего Закона дополнен подпунктом 31
31) обеспечение в порядке, установленном федеральным законодательством, совершения нотариальных действий в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Глава администрации поселка, волости или его заместитель совершают следующие нотариальные действия:
а) удостоверение завещаний;
б) удостоверение доверенностей;
в) принятие мер к охране наследственного имущества;
г) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
д) свидетельствование подлинности подписи на документах.
Законом Псковской области от 23 июля 2002 г. N 200-ОЗ абзац второй подпункта 30 статьи 5 настоящего Закона считается пунктом 3
3. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Законом Псковской области от 23 июля 2002 г. N 200-ОЗ пункт 3 статьи 5 настоящего Закона считается пунктом 4
4. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом области.
Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований.
Статья 6. Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления:
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Псковской области.
2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления либо непосредственно населением на референдуме, сходе и подлежит обязательной государственной регистрации. Порядок регистрации определяется законом области.
3. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только его противоречие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован органами местного самоуправления и гражданами в судебном порядке.
4. Устав муниципального образования вступает в силу после официального опубликования (обнародования).
Статья 7. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления
1. Взаимоотношения между Администрацией области, областным Собранием депутатов и органами местного самоуправления осуществляется посредством:
принятия законов по вопросам местного самоуправления;
заключения договоров (соглашений);
создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих.
2. Представительные органы местного самоуправления, администрации районов и городов Пскова и Великие Луки обладают правом законодательной инициативы. Осуществление прав законодательной инициативы регулируется Регламентом областного Собрания депутатов.
Статья 8. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
1. Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
2. Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в пределах переданных им материальных и финансовых средств.
3. Осуществление государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законом, подконтрольно Администрации области и (или) иным органам исполнительной власти области. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий определяются законом области.
Статья 9. Отношения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами области.
Статья 10. Символика муниципального образования
Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, другую символику), отражающую исторические, культурные, социальные и иные местные традиции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.