В соответствии с Законом Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" и в целях дальнейшего формирования и укрепления правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Дети-сироты" на 2003-2005 годы.
2. Объемы финансирования Программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Председатель областного Собрания депутатов |
Ю.А.Шматов |
Областная целевая программа
"Дети-сироты" на 2003-2005 годы
(утв. постановлением областного Собрания депутатов от 16 декабря 2002 г. N 251)
Паспорт областной целевой программы
"Дети-сироты" на 2003-2005 годы
Наименование Программы Областная целевая программа
"Дети-сироты" на 2003-2005
годы
Основание для разработки Распоряжение Администрации
Программы Псковской области N 594-р от
14.11.2002 "О разработке
областной целевой программы
"Дети-сироты" на 2003-2005
годы"
Областной заказчик Программы Главное управление
образования области
Цели и задачи Программы, совершенствование
важнейшие целевые показатели процесса социализации
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей, подготовка их к
самостоятельной жизни;
ресурсное обеспечение
процесса социализации детей-
сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
оснащение учреждений для
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей, средствами
реабилитации, укрепление их
материально-технической базы;
строительство детских домов;
обеспечение информационных и
организационных мероприятий
Программы;
разработка и реализация мер
по предупреждению сиротства
Сроки реализации Программы 2003-2005 годы
Исполнители основных Главное управление
мероприятий Программы образования области
Управление социальной защиты
населения области
Комитет здравоохранения
области
Департамент федеральной
государственной службы
занятости по Псковской области
Комитет по делам
молодежи и связям
с общественностью области
Объемы и источники 22430 тыс. рублей на 2003-
финансирования Программы 2005 годы, в том числе 9430
тыс. рублей за счет средств
областного бюджета и 13000
тыс. рублей за счет средств
федерального бюджета.
Всего по Программе на 2003-
2005 годы без капитальных
вложений 6430 тыс. рублей (в
2003 году-1700 тыс. рублей, в
2004 году-2255 тыс. рублей, в
2005 году- 2475 тыс. рублей)
Ожидаемые конечные результаты улучшение физического и
реализации Программы психического здоровья детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
расширение сети образовательных
реабилитационных учреждений
нового типа, обеспечивающих условия для
воспитания, развития и обучения
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей повышение качества
психолого-медико-педагогической,
социальной и трудовой реабилитации
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Контроль за исполнением областное Собрание депутатов;
Программы Администрация области
Характеристика проблемы
В условиях сложившейся социально-экономической и политической ситуации число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. На современном этапе распространенными стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. В последнее время увеличилось количество "социальных сирот"- детей, родители которых лишены родительских прав. К концу 2002 года число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 3250 человек. В настоящее время из выявленных органами опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2236 детей находятся под опекой, 1860 обучается и воспитывается в интернатных учреждениях области.
Проживание ребенка в условиях интернатного учреждения не обеспечивает в полной мере его готовности к самостоятельной жизни: поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, приводит к неумению организовать свой быт, досуг, создать и сохранить семью.
Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная областная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.
В ходе реализации предыдущих программ наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Создан и ведется банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Ведется работа по учету семей потенциальных усыновителей, в результате которой увеличилось число детей, переданных на усыновление и под опеку.
На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, ежегодно проводятся областные смотры художественной самодеятельности, организуется летний и зимний отдых детей-сирот, обеспечивается санаторно-курортное лечение воспитанников интернатных учреждений, приобретается оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, построены и введены в строй спальные корпуса Красногородской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,-"Агрошколы", Воронцовской специальной (коррекционной) школы-интерната.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Рост количества воспитанников в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот ведет к превышению наполняемости групп и классов, недостаток средств на материально-техническое обеспечение учреждений отрицательно отражается на положении детей, помещенных в интернатные учреждения.
До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях.
Из-за отсутствия надлежащей учебно-материальной базы должным образом не решаются вопросы формирования навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения.
Цель и задачи Программы
Целью областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы (далее -Программа) является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
формирование нормативно-правовой базы, разработка и поэтапное внедрение новых форм устройства детей-сирот в семью;
оказание помощи кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, создание центров по работе с семьей, разработка просветительской программы, раскрывающей негативные последствия сиротства, пропагандирующей ценности семьи и семейного воспитания;
создание устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки воспитанников детских домов и их выпускников;
дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения выпускников, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди воспитанников детских домов;
поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование условий для духовного и нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления, всестороннего развития личности;
организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот.
Основные направления реализации Программы
Предупреждение социального сиротства включает в себя комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организации работы с такими семьями, а также внедрение новых моделей устройства детей-сирот в семьи граждан.
Совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни, организации лечения и отдыха.
Предусматривается психолого-педагогическое и медицинское сопровождение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры, развитие системы постинтернатной адаптации.
Ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот
Предусматривается дооснащение детских домов современным оборудованием, улучшение социально-медико-психологической подготовки воспитателей, учителей-психологов, социальных педагогов.
Капитальное строительство
Предусматривается завершение строительства, реконструкция и ремонт детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение информационных и организационных мероприятий
Предусматривается полная, достоверная и своевременная информация о ходе реализации Программы, привлечение средств массовой информации.
Намечается распространение передового опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджетов и других источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены спонсорские средства и средства благотворительных фондов.
Объем финансирования мероприятий, направленных на
реализацию предупреждения социального сиротства,
совершенствование процесса социализации детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни, организацию лечения и отдыха,
ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот,
капитальное строительство и реконструкцию
в ценах 2002 года составляет 22430 тыс. рублей, в том числе 9430 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, 13000 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
Объем ассигнований на 2003 год составляет 8700 тыс. рублей, в том числе 2700 тыс. рублей за счет областного бюджета, за счет средств федерального бюджета - 6000 тыс. рублей.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
Механизм реализации Программы
Ежегодно выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются областным заказчиком среди исполнителей в соответствии с заключенными договорами.
К участию в реализации Программы привлекаются:
Главное управление образования области
Управление социальной защиты населения области
Комитет здравоохранения области
Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области
Комитет по делам молодежи и связям с общественностью области.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: проекта соглашения о намерениях Министерства образования Российской Федерации и Администрации области о реализации ФЦП "Дети-сироты"; плана совместных действий Главного управления образования области с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, управлениями образования районов и городов области.
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
уменьшить кризисное состояние детских домов и школ- интернатов и найти способы развития их деятельности;
улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
расширить сеть образовательных учреждений нового типа для детей-сирот;
создать условия для социального становления и самоопределения ребенка-сироты на основе разработки соответствующей нормативной правовой базы, целостной системы информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников детских домов.
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Дети-сироты"
на 2003-2005 годы
(тыс. рублей)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий |Сроки| Исполнители | Объемы и источники
|испо-| | финансирования
|лне- | |-------------------------------
|ния | | 2003 |2004 |2005| 2003-2005
| | | год |год |год | годы
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
I. Предупреждение социального сиротства
|
1.1. Формирование общественного|2003-|Главное управление образования|внебюджетные источники
мнения по проблемам социального|2005 |области, |
сиротства через СМИ годы|годы |Управление социальной защиты |
внебюджетные источники | |населения |
| | |
1.2. Организация работы с|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
неблагополучными 2003-2005 семьями|2005 |области |
с целью предупреждения социального|годы | | 5 5 5 15
годы сиротства через создание| | |
консультативных центров семейного| | |
воспитания | | |
| | |
1.3. Оказание помощи детям из|2003-|Главное управление образования|внебюджетные источники
неблагополучных семей: выявление|2005 |области |
детей группы социального риска,|годы | |
годы временное устройство детей| | |
в социальные приюты, развитие| | |
патронажных и семейных форм| | |
устройства детей-сирот | | |
| | |
1.4. Разработка и внедрение|2003-|Главное управление образования|внебюджетные источники
системы отбора и подготовки|2005 |области, |
приемных семей |годы |Управление социальной защиты |
| |населения |
| | |
1.5. Создание областной системы |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
информации о 2003-2005 семьях |2005 |области, |
потенциальных усыновителей, |годы |Управление социальной защиты | 2 2 2 6
опекунов, годы попечителей и | |населения |
приемных семьях | | |
| | |
1.6. Дальнейшее развитие |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
регионального банка 2003-2005 |2005 |области, |
данных о детях-сиротах и детях, |годы |комитет здравоохранения | 3 3 3 9
оставшихся без годы попечения | |области, |
родителей | |Управление социальной защиты |
| |населения |
| | |
Итого | | | 10 10 10 30
II. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, подготовка их к
самостоятельной жизни, организация лечения и отдыха
2.1. Психолого-педагогическое и|2003-|Главное управление образования|внебюджетные источники
медицинское 2003-2005 обеспечение |2005 |области, |(спонсорские средства)
процесса социализации детей-сирот. |годы |комитет здравоохранения |
годы Создание службы | |области, |
психолого-педагогической поддержки | | |
детей-сирот в | | |
учреждениях интернатного типа | | |
| | |
2.2. Разработка и внедрение новых|2003-|Главное управление образования|внебюджетные источники
технологий 2003-2005 воспитания в |2005 |области, |(спонсорские средства)
детских домах и школах-интернатах |годы |комитет здравоохранения |
| |области, |
| | |
2.3. Проведение мониторинга|2003-|Главное управление образования|внебюджетные источники
личностного интеллектуального|2005 |области, |(спонсорские средства)
развития детей-сирот в годы|годы |комитет здравоохранения |
учреждениях интернатного типа | |области |
| | |
2.4. Апробация новых форм|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
включения детей-|2005 |области, |
в культурную и спортивную жизнь|годы |комитет здравоохранения |150 200 200 550
общества: годы организация| |области, |
воспитательных, культурных,| |комитет по делам молодежи и |
спортивных мероприятий, проведение| |связям с общественностью |
областных конкурсов для детей-сирот | |области, |
| |Управление социальной защиты |
| |населения |
| | |
2.5. Комплектование библио-, видео-|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
и аудиотек в детских домах и|2005 |области |
школах-интернатах |годы | | 10 15 15 15
| | |
2.6. Организация годы летнего отдыха |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
детей-сирот в загородных |2005 |области, ГУП "Областной центр |
оздоровительных лагерях "Аленино- |годы |детского, семейного отдыха и |800 900 900 2600
Захонье" Порховского района, "Заря" | |оздоровления" |
Опочецкого района, "Анкундиново" | | |
Красногородского района | | |
| | |
2.7. Организация летнего отдыха|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
за пределами области, в том числе|2005 |области |
приобретение путевок в годы лагеря|годы | |500 500 500 1500
на Черноморском побережье | | |
| | |
2.8. Обеспечение проезда к мест|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
санаторно- курортного лечения|2005 |области, |
больных детей- сирот |годы |комитет здравоохранения | 10 10 10 30
| |области |
| | |
2.9. Апробация программ и|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
технологий формирования навыков|2005 |области, |
общения, здорового образа жизни, |годы |Управление социальной защиты | 5 5 5 15
общежитейских навыков и умений | |населения |
| | |
2.10. Оказание помощи в |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
профессиональном и личностном |2005 |области, |
самоопределении детей- сирот при |годы | | 5 5 5 15
годы подготовке их к поступлению в | | |
техникумы и вузы | | |
| | |
2.11. Организация профессионального |2003-|Департамент федеральной |внебюджетные источники
переобучения детей-сирот 16- 18 |2005 |государственной службы |(спонсорские средства)
лет при годы невозможности их |годы |занятости по Псковской |
трудоустройства по полученным | |области, Главное |
специальностям | |управление области |
| | |
2.12. Организация службы| |Главное управление образования|внебюджетные источники
временного и постоянного| |области, |(спонсорские средства)
трудоустройства детей-сирот, годы| |Департамент федеральной |
создание дополнительных рабочих| |государственной службы |
мест для выпускников из числа| |занятости по Псковской |
детей- сирот и детей, оставшихся| |области, органы местного |
без попечения родителей,| |самоуправления (по согласова- |
квотирование для них рабочих мест | |нию) |
| | |
2.13. Внедрение в практику |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
воспитательной работы специальных |2005 |области |
тренингов, программ, игр, годы |годы | | 2 2 2 6
моделирующих опыт социальной, | | |
экономической жизни, программы | | |
"Основы домашней экономики" | | |
| | |
2.14. Создание комнат |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
социально-бытовой ориентации в |2005 |области |
интернатных учреждениях области и |годы | | 10 20 20 50
оснащение их необходимыми | | |
бытовыми годы приборами | | |
(эл.плитами, пылесосами, кухонной | | |
посудой, стиральными машинами) | | |
| | |
2.15. Издание методической и |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
информационной литературы в помощь |2005 |области |
воспитателям, психологам, |годы | | 10 20 20 50
социальным работникам и | | |
другим специалистам | | |
| | |
| | |
2.16. Обеспечение для детей-сирот |2003-|Главное управление образования|областной бюджет
и детей, оставшихся без |2005 |области |
попечения родителей, ставших |годы | |158 168 168 494
воспитанниками воинских частей, | | |
выплаты выходного пособия, | | |
проведения каникулярного времени, | | |
улучшения условий быта | | |
Итого | | |1660 1845 1845 5350
| | |
III. Ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот
3.1. Приобретение транспортных|2004-|Главное управление образования|областной бюджет
средств для детских домов и|2005 |области |
школ-интернатов |годы | | - 200 400 600
| | |
3.2. Приобретение|2004-|Главное управление образования|областной бюджет
современного медицинского и|2005 |области |
стоматологического оборудования для|годы | | - 140 140 280
интернатных учреждений | | |
| | |
3.3. Подготовка и переподготовка|2003-|Главное управление образования|областной бюджет
психологов, коррекционных педагогов,|2005 |области, |
для детских домов разных типов,|годы |комитет здравоохранения | 30 60 80 170
социальных приютов и т.д. | |области, Управление социальной|
| |защиты населения области |
Итого | | | 30 400 620 1050
| | |
Детский дом в г. Великие Луки |2003-|Главное управление образования|федеральный бюджет
|2005 |области |(по согласованию)
|годы | | 6000 3000 4000 13000
| | |областной бюджет
| | | 1000 1000 1000 3000
Примечание
Всего по Программе 8700 6255 7475 22430
В том числе капитальные
вложения 7000 4000 5000 16000
Всего по Программе без капитальных вложений 1700 2255 2475 6430
Областной бюджет 2700 3255 3475 9430
В том числе капитальные
вложения 1000 1000 1000 3000
Федеральный бюджет 6000 3000 4000 13000
В том числе капитальные
вложения 6000 3000 4000 13000
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 16 декабря 2002 г. N 251 "Об утверждении областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Сборник законодательства Псковской области" выпуск N 52, 2002 г.