Постановление Псковского областного Собрания депутатов
от 24 сентября 1998 г. N 95
"Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика" на
1999-2000 годы и на период до 2005 года"
28 октября 2004 г., 15 июля 2005 г.
Рассмотрев представленную Администрацией области областную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы и на период до 2005 года, разработанную во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1206 "О продлении сроков реализации федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" и в соответствии с федеральной целевой программой "Вакцинопрофилактика" на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года и в целях комплексного решения проблем, связанных с массовой вакцинацией населения, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы и на период до 2005 года.
2. Объемы финансирования данной программы рассмотреть при принятии Закона Псковской области "Об областном бюджете на 1999 год".
3. Рекомендовать мэрам городов Пскова, Великие Луки, органам исполнительной власти городов и районов области разработать территориальные программы "Вакцинопрофилактика" и осуществить их финансирование за счет средств местных бюджетов.
Заместитель председателя областного Собрания |
Б.Г. Полозов |
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 15 июля 2005 г. N 1165 в настоящую Программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Вакцинопрофилактика" на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года
(утв. постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 24 сентября 1998 г. N 95)
28 октября 2004 г., 15 июля 2005 г.
Паспорт
областной целевой программы
"Вакцинопрофилактика" на 1999 - 2000 годы
и на период до 2005 года
Наименование программы Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика"
на 1999-2000 годы и на период до 2005 года
Основание для разработки Постановление Правительства Российской Федерации от
программы 19.09.97 г. N 1206 "О продлении сроков реализации
федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика"
на 1993-1997 годы и федеральная целевая программа
"Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы и на период
до 2005 года.
Государственный заказчик Государственный комитет Псковской области
программы по здравоохранению и фармации
Основные разработчики Государственный комитет Псковской области
программы по здравоохранению и фармации
Центр госсанэпиднадзора в области
Цели и задачи программы Основные цели:
- снижение заболеваемости корью до единичных случаев;
- резкое снижение заболеваемости дифтерией до
спорадических случаев, снижение заболеваемости коклюшем
до уровня не более 1 - 3 на 100 тыс. населения,
эпидемическим паротитом - до 5 на 100 тысяч населения,
вирусным гепатитом В - до 10 на 100 тысяч населения;
- ликвидация паралитического полиомиелита.
Основные задачи:
- достижение и поддержание высокого, не менее 90 - 95%,
уровня охвата профилактическими прививками детей в рамках
календаря профилактических прививок;
- обеспечение лечебно-профилактических учреждений области
современными и высокого качества вакцинами и
диагностикумами;
- создание единой компьютерной сети, обеспечивающей
передачу и сбор информации о заболеваемости и состоянии
коллективного иммунитета населения к управляемым
инфекциям и поствакцинальных осложнений;
- оснащение современным оборудованием, диагностическими
препаратами, питательными средами и термоконтейнерами для
транспортировки проб на полиомиелит вирусологической
лаборатории ОЦ ГСЭН, клинико-диагностической лаборатории
и лабораторий центральных районных больниц.
Сроки и этапы реализации Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия
программы финансовых средств программа устанавливает тактические и
стратегические цели и задачи, которые реализуются
поэтапно:
Первый этап (1999 - 2000 годы) - достижение охвата
вакцинацией не менее 90 - 95% детей, введение активной
иммунизации против вирусного гепатита В детей групп
риска, снижение заболеваемости детскими инфекциями,
ликвидация паралитического полиомиелита.
Второй этап (2001 - 2005 годы) - поддержание охвата
населения вакцинацией на уровне 90 - 95%, сокращение до
единичных случаев заболеваемости корью, резкое сокращение
и поддержание на уровне спорадических случаев
заболеваемости дифтерией, снижение заболеваемости
коклюшем до уровня не более 1 - 3 на 100 тыс. населения,
эпидемическим паротитом - до 5 на 100 тыс. населения,
вирусным гепатитом В - до 10 на 100 тыс. населения,
организация и проведение специфической профилактики
краснухи, внедрение в практику здравоохранения новых
современных вакцин и диагностикумов.
Перечень основных Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с инфекциями,
мероприятий программы управляемыми средствами специфической профилактики;
- развитие системы информирования населения о мерах
профилактики инфекций, управляемых средствами
специфической профилактики;
- совершенствование эпидемиологического надзора за
инфекциями, управляемыми средствами специфической
профилактики и государственного контроля за проведением
профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- достижение высокого уровня охвата детей
профилактическими прививками;
- обеспечение бесперебойного снабжения необходимыми
вакцинными препаратами и одноразовыми шприцами для
проведения профилактических прививок
лечебно-профилактических учреждений;
- создание эффективной системы транспортировки и хранения
вакцин;
- подготовка медицинских работников, отвечающих за
управление и реализацию территориальных программ
"Вакцинопрофилактика".
Основные исполнители Органы и учреждения здравоохранения и центры
программы госсанэпиднадзора в городах и районах.
Объемы и источники Объем финансирования программы на 1999
финансирования - 2005 годы (в ценах 1998 г.) всего 4341 тыс.
рублей.
Затраты на реализацию: первого этапа (1999 - 2000) -
900,5 тыс. рублей, второго этапа (2001 - 2005) - 3410
тыс. рублей. Объем финансирования на 1999 год всего -
450,5 тыс. рублей. Источник финансирования программы:
областной бюджет - 4341 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные Выполнение определенных программой задач, в том числе ликвидация
результаты программы паралитического полиомиелита, снижение заболеваемости
корью до единичных случаев, дефтерией - до спорадических
случаев, коклюшем - до уровня 1 - 3 на 100 тысяч
населения, эпидемическим паротитом - до уровня 5 на 100
тыс. населения, врожденной краснухой; вирусным гепатитом В
- до 10 на 100 тыс. населения; обеспечение учреждений
здравоохранения вакцинами календаря прививок, в т. ч.
вакцинами и диагностикумами нового поколения.
Система организации Государственный заказчик программы осуществляет
контроля за исполнением непосредственный контроль за реализацией программы. Для
программы обеспечения управления и контроля за реализацией
программы предусматривается создание при Государственном
комитете Псковской области по здравоохранению и фармации
дирекции целевой программы под руководством одного из
заместителей председателя Государственного комитета
Псковской области по здравоохранению и фармации.
Дирекцией подготавливаются и предоставляются в
установленном порядке информация и доклады о ходе
выполнения программы и использования средств областного
бюджета.
Введение
Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы и на период до 2005 года (далее именуется программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Вакцинопрофилактика" на 1999 - 2000 гг. и на период до 2005 года
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, является одной из наиболее важных проблем как в Псковской области, так и в Российской Федерации. Всемирная организация здравоохранения с 1974 года осуществляет при поддержке России реализацию Расширенной программы иммунизации, направленной на снижение заболеваемости дифтерией, коклюшем, корью, туберкулезом, эпидемическим паротитом, врожденной краснухой, вирусным гепатитом В и с 1991 г. - на ликвидацию полиомиелита.
Главным направлением в снижении общей заболеваемости населения области является использование средств специфической профилактики. Рост инфекционных заболеваний приводит к значительным экономическим потерям и к снижению уровня эпидемиологической безопасности области.
Демографическая ситуация в области продолжает ухудшаться. В 1996 - 1997 годах отмечается сокращение рождаемости, остается высоким уровень общей заболеваемости. Естественная убыль населения области составила в 1997 г. 11,9 на 1000 человек. Имеет место значительное ухудшение показателей состояния здоровья детей. Число больных инфекционными заболеваниями колеблется от 170 до 180 тысяч в год. В 1997 году зарегистрировано 186966 тысяч больных инфекционными заболеваниями, что на 27,1% выше уровня 1996 года.
В результате реализации организационных, профилактических и медицинских мероприятий в рамках областных целевых программ "Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1995 годы и 1996 - 1997 годы увеличился уровень охвата профилактическими прививками среди детей первых трех лет жизни с 48,8 - 79,3% в 1992 г. до 90,5 - 99,3% в 1997 г. Произошел существенный перелом в эпидемии дифтерии, число больных в 1997 г. по сравнению с 1996 годом сократилось в 4,2 раза, среди детей - в 3 раза. Впервые за весь период регистрации кори число больных этой инфекцией в 1997 году составило 0,4 на 100 тыс. населения. Не регистрируется заболеваемость полиомиелитом.
Для поддержания высокого уровня иммунизации против дифтерии, кори, паротита, столбняка, коклюша, полиомиелита, туберкулеза ежегодно поставляется в область около 775700 тыс. доз вакцин календаря профилактических прививок, что соответствует потребности учреждений здравоохранения области.
Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация в области по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, остается напряженной. В 1997 году зарегистрирован 541 случай заболеваний краснухой, 1758 случаев эпидемического паротита, 147 случаев вирусного гепатита В, 400 случаев коклюша, 81 случай дифтерии. Участились случаи групповых заболеваний эпидемическим паротитом с тяжелым клиническим течением среди подростков и взрослых, число больных эпидемическим паротитом увеличилось в 1997 году по сравнению с 1996 годом в 19 раз.
В ряде административных территорий Российской Федерации, сохраняется циркуляция "дикого" вируса полиомиелита в окружающей среде, остается угроза возникновения и распространения этой инфекции среди людей. Продолжается рост заболеваемости туберкулезом.
Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" в 1996 - 1997 годах реализована неполностью из-за неудовлетворительного бюджетного финансирования. В соответствии с постановлением Администрации области общий объем финансирования на 1996 - 1997 годы должен составлять 1 млрд. 778 млн. 300 тыс. рублей в сопоставимых ценах 1997 года. Фактически профинансировано за 1996 - 1997 годы 312 млн. рублей, что составляет 17,6% от предусмотренного программой финансового обеспечения на этот период.
В Российской Федерации имеет место серьезное отставание в разработке и усовершенствовании вакцин. Крайне низкими темпами ведутся научные исследования и опытно-конструкторские работы по созданию вакцин против краснухи, комплексных вакцин (корь - паротит - краснуха, АКДС - гепатит В, менингококковая вакцина А, В, С и др.).
В настоящее время в мировой практике широко применяются комплексные вакцины, содержащие до 7 компонентов. Создание таких вакцин может дать большую экономию средств в сфере их применения. Использование только комплексной вакцины АКДС - гепатит В сократит количество инъекций на 3 миллиона. В стране отсутствуют вакцины со щадящими способами аппликации, не разработаны современные средства диагностики, в т. ч. и экспресс-диагностики таких детских инфекций как коклюш, корь, краснуха.
Из-за отсутствия вакцины против краснухи ежегодно в области этой инфекцией заболевают от 500 до 700 человек, а экономический ущерб измеряется десятками тысяч рублей.
Не разработана и отсутствует на обеспечении учреждений здравоохранения вакцина против инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae, хотя этот возбудитель в 50% случаев является причиной менингитов у детей.
Не создана система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики управляемых инфекций, единая компьютерная сеть, обеспечивающая передачу и сбор информации о заболеваемости и состоянии коллективного иммунитета населения управляемыми инфекциями, поствакцинальных осложнениях, система "холодовой цепи", т. е. необходимых условий транспортировки и хранения вакцин. Требуется продолжение работы по подготовке кадров медицинских работников по вопросам вакцинопрофилактики.
Вирусологическая лаборатория требует оснащения современным оборудованием, диагностическими препаратами, питательными средами.
Проблема инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, требует участия в ее решении органов исполнительной власти и должна решаться в рамках программы, обеспеченной финансовыми и материальными ресурсами.
В этой ситуации разработка программных методов специфической профилактики детских инфекций приобретает исключительно важное значение и позволяет обеспечить законодательно регламентацию специальных, организационных, структурных и финансово-экономических принципов.
Необходимость государственной поддержки мер борьбы с инфекционными заболеваниями возрастает в связи с общим социально-экономическим положением, падением жизненного уровня и ухудшением здоровья населения, и в первую очередь - подрастающего поколения.
С этой целью для обеспечения ожидаемых результатов реализации программы необходимо привлечение финансовых средств областного бюджета и внебюджетных источников.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является: ликвидация паралитического полиомиелита, снижение заболеваемости корью до единичных случаев, дифтерией - до спорадических случаев, коклюшем - до уровня не более 1 - 3 на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом - до 5 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В - до 10 на 100 тыс. населения, врожденной краснухой, менингитом.
Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств программа устанавливает тактические и стратегические цели и задачи, которые реализуются поэтапно.
На первом этапе (1999 - 2000 гг.) предполагается: достижение охвата вакцинацией не менее 90 - 95% детей, введение активной иммунизации против вирусного гепатита В детей групп риска, снижение заболеваемости детскими инфекциями, ликвидация паралитического полиомиелита.
Значительное улучшение ситуации на данном этапе предусмотрено достичь благодаря организационно-экономическим мерам, не требующим масштабных капиталовложений. К ним относятся: совершенствование законодательства, правовое информационное обеспечение мероприятий, совершенствование эпиднадзора.
На следующем этапе (2001 - 2005 гг.) предусматривается: поддержание охвата населения вакцинацией на уровне 90 - 95%, сокращение до единичных случаев заболеваемости корью, резкое сокращение и поддержание на уровне спорадических случаев заболеваемости дифтерией, снижение заболеваемости коклюшем до уровня не более 1 - 3 на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом - до 5 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В - до 10 на 100 тыс. населения, организация и проведение специфической профилактики краснухи.
Основными задачами программы являются:
- достижение и поддержание высокого, не менее 90 - 95%, уровня охвата профилактическими прививками детей в рамках календаря профилактических прививок;
- обеспечение лечебно-профилактических учреждений области современными и высокого качества вакцинами и диагностикумами;
- создание единой компьютерной сети, обеспечивающей передачу и сбор информации о заболеваемости и состоянии коллективного иммунитета населения к управляемым инфекциям и поствакцинальных осложнений;
- оснащение современным оборудованием, диагностическими препаратами, питательными средами и термоконтейнерами для транспортировки проб на полиомиелит вирусологической лаборатории ОЦ ГСЭН, клинико-диагностической лаборатории и лабораторий центральных районных больниц.
Реализация указанных выше задач позволит в значительной степени улучшить в 2000 - 2005 гг. эпидемиологическую ситуацию по инфекционным заболеваниям, повысить индекс здоровья детского населения, создать условия для обеспечения в полной мере населения и учреждений здравоохранения области современными качественными вакцинами и диагностикумами в расширенной номенклатуре.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных во времени, по ресурсам, исполнителям и средствам на всех стадиях решения проблемы вакцинопрофилактики.
Основными мероприятиями программы являются:
- правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
- развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики;
- совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- достижение высокого уровня охвата детей профилактическими прививками;
- обеспечение бесперебойного снабжения необходимыми вакцинными препаратами и одноразовыми шприцами для проведения профилактических прививок лечебно-профилактических учреждений;
- создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;
- подготовка медицинских работников, отвечающих за управление и реализацию территориальных программ "Вакцинопрофилактика".
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе
с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики
Вопросы профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, регулируются Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения. Однако выполнение указанных актов в ряде случаев затруднено в связи с отсутствием механизмов их реализации.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики |
Пересмотр устаревших и подготовка новых организационно-распорядительных документов Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации и центра госсанэпиднадзора области по вопросам эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний. Проведение необходимых организационных и практических мероприятий по внедрению Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека" Разработка и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы |
Развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций,
управляемых средствами специфической профилактики
Наиболее эффективным средством борьбы с управляемыми инфекциями является вакцинопрофилактика. Информированность населения о доступных мерах профилактики - проведении профилактических прививок является крайне важной.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специальной профилактики 1999-2005 годы |
Создание и трансляция по каналам телевидения и радио- вещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радио- передач радиоклипов. Подготовка пресс-релизов, публикаций в печати, выступлений по телевидению и радио ведущих работников здравоохранения, государственной санитарно-эпидемиологической службы, представителей общественных организаций по вопросам вакцинопрофилактики. Подготовка и издание санитарно-просветительных материалов для населения |
Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми
средствами специфической профилактики, и государственного контроля за
проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий
В области внедрена система эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Однако развитие социально-экономических процессов в обществе и особенностей течения эпидемического процесса управляемых инфекций в России требует пересмотра и совершенствования системы эпидемиологического надзора, усиления государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий. 1999-2005 годы |
Разработка и внедрение методических указаний по организации и проведению эпидемиологического надзора за инфекциями календаря прививок и контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий. Подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, информационных бюллетеней, аналитических обзоров эпидемиологической обстановки и результатах реализации программы. Разработка и внедрение единой информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. Оснащение вирусологической лаборатории для лабораторной диагностики полиомиелита необходимым лабораторным оборудованием, средами, диагностическими препаратами, компьютером |
Достижение высокого уровня охвата детей профилактическими прививками
Реальное снижение и ликвидация инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией, может быть достигнуто лишь при создании высокого уровня коллективного иммунитета населения к этим инфекциям.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Достижение высокого уровня охвата детей профилактическими прививками. 1999 - 2005 годы |
Обеспечение уровня охвата профилактическими прививками взрослых - 90%, детей - 90 - 95%. Организация работы прививочных кабинетов, иммуноло- гических комиссий, кабинетов иммунопрофилактики, кабинетов инфекционных заболеваний по максимальному охвату детей против дифтерии, коклюша, кори, эпидемического паротита и взрослого населения иммунизацией против дифтерии. Организация и проведение иммунизации против вирусного гепатита В. Совершенствование работы прививочных бригад для про ведения массовой вакцинопрофилактики среди населения. Создание картотечной формы иммунизации всего населения по месту жительства на всех территориях. Обеспечение контроля за напряженностью иммунитета к дифтерии, столбняку, кори, эпид. паротиту у различных социально- профессиональных групп населения. Обеспечение бесперебойного снабжения бактериологических лабораторий ЦГСЭН и ЛПУ препаратами для диагностики, проведение серологического мониторинга напряженности иммунитета. |
Обеспечение бесперебойного снабжения необходимыми вакцинными препаратами
и одноразовыми шприцами для проведения профилактических прививок
лечебно-профилактических учреждений
Закупка вакцин позволит привить против гепатита В, краснухи, менингококковой инфекции, брюшного тифа, бешенства детей и взрослых с наиболее высоким риском заражения.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Обеспечение бесперебойного снабжения необходимыми вакцинными препаратами и одноразовыми шприцами для проведения профилактических прививок лечебно- профилактических учреждений. 1999 - 2005 годы |
Приобретение иммунобиологических препаратов (вакцина против гепатита В, ассоциированная вакцина корь-паротит- краснуха, менингококковая вакцина, противодифтерийная сыворотка, антирабический иммуноглобулин, антирабическая вакцина, гриппозный иммуноглобулин, противоэнцефалитный, иммуноглобулин для профилактики вирусного гепатита А, туляремийная, лептоспирозная, сибиреязвенная, брюшнотифозная вакцины, примахин, делагил и др.). Приобретение шприцов. |
Создание эффективной системы транспортировки и хранения
вакцин на территориальном уровне
Температурные условия транспортировки и хранения вакцин по "холодовой цепи" в значительной степени определяют их качество и эффективность.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин на территориальном уровне. 1999 - 2005 годы |
Оснащение необходимым холодовым оборудованием центральных складов (областной уровень) для хранения и транспортировки вакцин массового применения. Поэтапное оснащение необходимым холодовым оборудованием складов для хранения вакцин городского, районного уровней, а также прививочных кабинетов детских поликлиник, фельдшерско- акушерских пунктов. Организация и проведение учебных курсов по подготовке работников, занимающихся вопросами хранения, транспортировки и использования вакцин массового применения ("холодовая цепь"). Использование термоиндикаторов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением "холодовой цепи" |
Подготовка медицинских работников, отвечающих за
управление и реализацию территориальных программ "Вакцинопрофилактика"
Подготовка кадров в области по проблеме вакцинопрофилактики проводится на базе Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России, в профильных научно-исследовательских институтах, в институтах повышения квалификации врачей, медицинских училищах и территориальных органах и учреждениях здравоохранения и центрах госсанэпиднадзора.
Внедрение в практику усовершенствованных методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам.
Наименование мероприятий. Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
Подготовка медицинских работников, отвечающих за управление и реализацию территориальных программ "Вакцинопрофилактика". 1999 - 2005 годы |
Адаптация и внедрение программ Всемирной организации здравоохранения для обучения медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики. Организация семинаров, совещаний, участие в международных конференциях, семинарах по этой проблеме. Составление и издание информационно-методических материалов, брошюр по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики |
4. Ресурсное обеспечение программы
Объемы и направления финансирования, тыс. руб.
(в ценах 1998 г.)
Наименование мероприятий |
Объем финанси- рования |
В том числе по годам |
||||||
Всего | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Всего | 4341,0 | 440,5 | 490,5 | 435,0 | 365,0 | 365,0 | 1010,0 | 1235 |
1. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике инфекций, управля- емых средствами специфической про- филактики (таблица N 1). |
1,0 | 0,5 | 0,5 | |||||
2. Развитие системы информирования населения о мерах профилактики ин- фекций, управляемых средствами спе- цифической профилактики (таблица N 2) |
70,0 | 15,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |
3. Совершенствование эпидемиологи- ческого надзора за инфекциями, управ- ляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилакти- ческих и противоэпидемических мероприятий (таблица N 3) |
200,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 20,0 |
4. Достижение высокого уровня охва- та детей профилактическими прививками (таблица N 4) |
750,0 | 10,0 | 120,0 | 120,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
5. Приобретение иммунобиологиче- ских препаратов и шприцов (таблица N 5) |
3150,0 | 50,0 | 300,0 | 250,0 | 200,0 | 200,0 | 850,0 | 1100 |
6. Создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин на территориальном уровне (таблица N 6) |
100,0 | 20,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
7. Подготовка медицинских работни- ков, отвечающих за управление и ре- ализацию территориальных программ "Вакцинопрофилактика" (таблица N 7) |
70,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 5,0 |
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе
с инфекциями, управляемыми средствами специфической
профилактики (таблица N 1)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Пересмотр устаревших и подготовка новых организационно- распорядительных доку- ментов Государственного комитета Псковской обла- сти по здравоохранению и фармации и центра госсанэпиднадзора области по вопросам эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний |
0.4 | 0,2 | 0,2 | |||||
2. Проведение необходимых организационных и практических мероприятий по внедрению Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека" |
0,3 | 0,15 | 0,15 | |||||
3. Разработка и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов, не- обходимых для реализации программы |
0,3 | 0,15 | 0,15 | |||||
Всего | 1,0 | 0,5 | 0,5 |
Развитие системы информирования населения о мерах
профилактики инфекций, управляемых средствами
специфической профилактики (таблица N 2)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов Подготовка пресс- релизов, публикаций в печати, выступлений по телевидению и радио ведущих работников здравоохранения, госу- дарственной санитарно- эпидемиологической службы, представителей общественных орга- низаций по вопросам вакцинопрофилактики |
50,0 | 10,0 | 10,0 | 7,0 | 7,0 | 8,0 | 8,0 | |
2. Подготовка и издание санитарно-просве- тительных материалов для населения |
20, | 5,0 | 5,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 | 2,0 | |
Всего | 70,0 | 15,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Совершенствование эпидемиологического надзора за
инфекциями, управляемыми средствами специфической
профилактики и государственного контроля за проведением
профилактических и противоэпидемических мероприятий
(таблица N 3)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Разработка и внедрение методических указаний по организации и проведению эпиде- миологического надзора за инфекциями ка- лендаря прививок и контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий |
30,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
2. Подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, ин- формационных бюллетеней, аналитических обзоров, эпидемиологической обстановки и результатов реализации программы |
70,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
3. Разработка и внедрение единой информа- ционно-аналитической системы эпидемиоло- гического надзора за инфекциями, управля- емыми средствами специфической профи- лактики |
30,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
4. Оснащение вирусологической лаборато- рии для лабораторной диагностики полио- миелита необходимым лабораторным обору- дованием, средами, диагностическими пре- паратами, компьютером |
70,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Всего | 200,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 20,0 |
Достижение высокого уровня охвата детей профилактическими
прививками (таблица N 4)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Обеспечение уровня охвата профилакти- ческими прививками взрослых - 90%, детей - 90 - 95%. Организация работы прививочных кабине- тов, иммунологических комиссий, кабинетов иммунопрофилактики, кабинетов инфекци- онных заболеваний по максимальному ох- вату детей против дифтерии, коклюша, кори, эпидемического паротита и взрослого насе- ления иммунизацией против дифтерии |
155,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
2. Организация и проведение иммунизации против вирусного гепатита В |
150,0 | 20,0 | 25,0 | 25,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
3. Совершенствование работы прививочных бригад для проведения массовой вакцино- профилактики среди населения |
150,0 | 20,0 | 25,0 | 25,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
4. Создание картотечной формы иммуниза- ции всего населения по месту жительства на всех территориях |
15,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | ||||
5. Обеспечение контроля за напряженностью иммунитета к дифтерии, столбняку, кори, эпид. паротиту у различных социально-про- фессиональных групп населения |
140,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
6. Обеспечение бесперебойного снабжения бактериологических лабораторий ЦГСЭН и ЛПУ препаратами для диагностики, прове- дение серологического мониторинга напря- женности иммунитета |
140,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
Всего | 750,0 | 11,0 | 12,0 | 12,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Обеспечение бесперебойного снабжения необходимыми вакцинными
препаратами и одноразовыми шприцами для проведения профилактических
прививок лечебно-профилактических учреждений (таблица N 5)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Приобретение иммунобиологических пре- паратов (вакцина против гепатита В, ассо- циированная вакцина корь - паротит - крас- нуха, менингококковая вакцина, противо- дифтерийная сыворотка, антирабический им- муноглобулин, антирабическая вакцина, гриппозный иммуноглобулин, противоэнце- фалитный, иммуноглобулин для профилак- тики вирусного гепатита А, туляремийная лептоспирозная, сибиреязвенная, брюшноти- фозная вакцины, примахин, делагил и др.) |
3075 | 240,0 | 280,0 | 240,0 | 190,0 | 190,0 | 840,0 | 1090 |
2. Приобретение шприцов | 75,0 | 10,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Всего | 3150 | 250,0 | 300,0 | 250,0 | 200,0 | 200,0 | 850,0 | 1100 |
Создание эффективной системы транспортировки и хранения
вакцин на территориальном уровне (таблица N 6)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Оснащение необходимым холодовым оборудованием центральных складов (област- ной уровень) для хранения и транспорти- ровки вакцин массового применения. Поэтапное оснащение необходимым холо- довым оборудованием складов для хране- ния вакцин городского, районного уровней, а также прививочных кабинетов детских поликлиник, фельдшерско- акушерских пунктов |
76,0 17,0 |
16,0 30,0 |
11,0 3,0 |
11,0 3,0 |
11,0 3,0 |
11,0 3,0 |
8,0 1,0 |
8,0 1,0 |
2. Организация и проведение учебных кур- сов по подготовке работников, занимающих- ся вопросами хранения, транспортировки и использования вакцин массового примене- ния ("холодовая цепь") |
7,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
3. Использование термоиндикаторов, необ- ходимых для осуществления контроля за соблюдением "холодовой цепи" |
||||||||
Всего | 100,0 | 20,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 |
Подготовка медицинских работников, отвечающих за
управление и реализацию территориальных программ
"Вакцинопрофилактика" (таблица N 7)
Наименование мероприятий |
Всего | В том числе по годам | ||||||
1999- 2005гг. |
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
1. Адаптация и внедрение программ Всемирной организации здравоохранения для обу- чения медицинских кадров по вопросам вак- цинопрофилактики. Организация семинаров, совещаний, участие в международных конференциях, семинарах по этой проблеме |
50,0 | 10,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | |
2. Составление и издание информационно- методических материалов, брошюр по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпи- демиологии и профилактики инфекций, управляемых средствами специфической про- филактики |
20,0 | 5,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 5,0 |
Всего | 70,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 5,0 |
Примечание: ежегодные объемы инвестиций уточняются при формировании Главным финансовым управлением области областного бюджета на соответствующие годы. Для реализации программных мероприятий необходимое финансовое обеспечение составляет на 1999 - 2005 годы 2691 тыс. руб. (в ценах 1998 года) за счет средств областного бюджета. Из них основную долю затрат составляют затраты на приобретение вакцин и холодильного оборудования в сумме 1600 тыс. руб. (или 60%).
Областной целевой программой "Вакцинопрофилактика" на 1996 - 1997 годы было предусмотрено финансирование из областного бюджета в размере 1 млрд. 778 млн. 300 тыс. рублей (в ценах 1996 года).
Эти бюджетные средства сопоставимы (с учетом инфляции) с предусматриваемыми объемами финансирования программы на 1999 - 2005 годы. Фактически профинансировано за 1996 - 1997 годы 312 млн. рублей, что составляет 17,6% от предусмотренного программой финансового обеспечения на этот период.
Таким образом, ресурсное обеспечение программы на 1999 - 2005 годы предусматривает финансовое обеспечение не реализованных ранее утвержденных мероприятий программы (из-за недофинансирования программы в 1996 - 1997 годах) и выполнение новых задач вакцинопрофилактики, связанных с расширением календаря профилактических прививок в Российской Федерации.
Необходимость закупки современных, вакцин и холодильного оборудования была определена программой "Вакцинопрофилактика" на 1996 - 1997 годы. Это также необходимо из условий обязательной сертификации территории области, свободной от полиомиелита. Однако предусмотренные программой бюджетные ассигнования в сумме 1 млрд. 466 млн. руб. на эти цели были выделены не в полном объеме.
Программой предусматривается закупка компьютерной техники и информационно-аналитических программ.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы определяется государственным заказчиком. Государственным заказчиком работ по программе является Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации. К участию в реализации программы привлекаются органы и учреждения здравоохранения и центры госсанэпиднадзора в городах и районах.
Механизм реализации программы включает в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных программой работ;
- методические и информационные мероприятия;
- технические мероприятия, обеспечивающие модернизацию на основе современных технологий и требований.
Механизм реализации программы предусматривает обеспечение заложенного в нее финансирования на основе бюджетных средств.
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации. Государственный заказчик программы, с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Для обеспечения управления и контроля за реализацией программы предусматривается создание при Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации дирекции целевой программы под руководством одного из заместителей председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров, соглашений и включает:
- периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
- контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
- контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров, соглашений, объемов запланированных работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программы мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Дирекция целевой программы проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежеквартально направляет в Администрацию области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы.
Кроме этого, ежегодно до 1 февраля государственный заказчик направляет в Администрацию области доклады о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств.
7. Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер.
Реализация программы позволит добиться стабильного охвата профилактическими прививками детского населения в пределах 90 - 95%, расширить иммунизацию контингентов против вирусного гепатита В, в результате проведенных научных разработок внедрить в практику здравоохранения новые вакцины против краснухи, менингококка В, Haemophilus influenzae, значительно сократить число аппликаций за счет применения в практике комплексных вакцин (корь -паротит - краснуха, АКДС + гепатит В, менингококковая А, В, С и др.).
Внедрение современных, в т. ч. экспресс-методов диагностики кори, краснухи, коклюша позволит обеспечить более раннюю и качественную диагностику этих заболеваний и своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Внедрение эффективной системы транспортировки и контроля позволит обеспечить учреждения здравоохранения препаратами более высокого и стабильного качества.
В результате будут решены многие проблемы здоровья детского населения, а именно: ликвидация паралитического полиомиелита, снижения заболеваемости корью до единичных случаев, дифтерией - до спорадических случаев, коклюшем - до уровня 1 - 3 на 100 тысяч населения, эпидемическим паротитом - до уровня 5 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В - до 10 на 100 тыс. населения, менингитом, врожденной краснухой.
Таким образом, осуществление программных мероприятий позволит значительно сократить экономический ущерб, наносимый народному хозяйству за счет заболеваний, смертности детского населения.
Эффективность программы характеризуется системой показателей, учитывающих соотношение затрат и результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 24 сентября 1998 г. N 95 "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика" на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Псковской области, N 7, 1998 г., ст. 20-37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 октября 2004 г. N 868
Изменения вступают в силу со дня подписания постановления