Закон Псковской области
от 8 декабря 1997 г. N 44-ОЗ
"О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов"
Принят областным Собранием депутатов 27 ноября 1997 года
Глава 4.
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов
Статья 47. Право выдвижения кандидатов
Кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, избирателями (группой избирателей) соответствующего избирательного округа, избирателем путем самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.
Статья 48. Избирательные блоки и избирательные объединения
1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя политическими общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом. В случае, если политическое общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать на выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки образуются после опубликования решения о назначении выборов.
2. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на конференции (собрании) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.
3. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области непосредственно после их образования. Регистрация производится не позднее чем в трехдневный срок после представления в избирательную комиссию протоколов конференций (собраний) избирательных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения избирательных объединений о создании избирательного блока, подписанного их уполномоченными представителями, свидетельств о регистрации, входящих в блок избирательных объединений, уставов избирательных объединений.
4. Избирательные блоки обладают правами избирательного объединения.
5. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов областного Собрания депутатов. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока регистрируется избирательной комиссией области.
Статья 49. Период выдвижения кандидатов
Период выдвижения кандидатов составляет не менее 30 дней. Выдвижение кандидатов начинается за 65 дней и заканчивается за 35 дней до дня выборов.
Статья 50. Порядок выдвижения кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, избирателей (группы избирателей), обладающих активным избирательным правом в избирательном округе с уведомлением об этом соответствующей окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.
2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе.
В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) место жительства выдвигаемого кандидата, избирательный округ, в котором будет баллотироваться кандидат. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в окружную избирательную комиссию должны быть представлены письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом (заявление о самовыдвижении) по данному избирательному округу, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
3. Окружная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии: наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона, наличия у избирателей, выдвигающих кандидата, активного избирательного права при голосовании за данного кандидата, представления полного перечня документов и необходимых сведений в них, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
4. Окружная избирательная комиссия выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме указанных документов и заверяет подписями председателя, секретаря, печатью окружной избирательной комиссии, представленные инициаторами сбора подписей бланки подписных листов, изготовленные по форме, установленной настоящим Законом, или выдает мотивированное решение об отказе в принятии документов. Решение об отказе может быть обжаловано в избирательную комиссию области или в суд.
Статья 51. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками производится на конференциях (собраниях) областных отделений избирательных объединений, избирательных блоков с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.
2. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на конференции (собрании) представителей избирательных объединений, входящим в избирательный блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.
3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.
4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в избирательном округе не более одного кандидата на один мандат депутата.
5. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, входящего в состав избирательного блока.
6. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков уведомляют в письменной форме окружные избирательные комиссии о выдвижении кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемых кандидатов, избирательный округ, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в окружную избирательную комиссию должны быть представлены письменные заявления лиц о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты по соответствующему избирательному округу, а также их письменные обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
7. Окружная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии: соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона, представления полного перечня документов и необходимых сведений в них, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
8. Окружная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов и заверяет подписями председателя, секретаря, печатью окружной избирательной комиссии представленные уполномоченными представителями бланки подписных листов, изготовленные по форме, установленной настоящим Законом, или выдает мотивированное решение в отказе о принятии документов.
Статья 52. Сбор подписей в поддержку кандидата
1. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи окружной избирательной комиссией письменного подтверждения о приеме документов от инициаторов сбора подписей, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков и получения заверенных бланков подписных листов.
2. В поддержку кандидата для его регистрации должно быть собрано, в порядке, установленном настоящим Законом, два процента достоверных подписей избирателей от общего числа избирателей данного одномандатного избирательного округа, а в многомандатном избирательном округе в количестве двух процентов от общего числа избирателей данного многомандатного округа, поделенного на число депутатов, избираемых в данном округе.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
4. Сбор подписей проводится по месту жительства, службы, учебы, работы, в том числе в трудовых коллективах, на предвыборных мероприятиях.
5. Сбор подписей по месту жительства, на улицах, в общественных местах не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.
Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей.
Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правил внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать технологическим процессам.
При сборе подписей в отношении избирателей не допускаются любые формы принуждения, угроз или запугивания, а также любые действия, направленные на подкуп или предоставление материальных благ, либо лишения материальных благ в обмен на подписи в подписных листах.
6. Участие руководителей организаций всех форм собственности в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается.
Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания окружной избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.
7. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
8. Подписные листы изготавливаются инициаторами сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по форме, установленной в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону.
9. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо его независимый статус, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.
10. Подписной лист заполняется лично избирателем, который собственноручно без сокращений заполняет все графы в подписном листе. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте до 18 лет - число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата.
11. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием года рождения (в возрасте 18 лет - число и месяц рождения), своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, с указанием даты подписи кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, с указанием фамилии, имени, отчества, даты подписи.
Статья 53. Права и обязанности кандидатов
1. Все выдвинутые в установленном настоящим Законом порядке кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях организации выдвижения, сбора подписей избирателей, представления документов в окружную избирательную комиссию для регистрации.
2. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается:
привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению;
использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для осуществления деятельности, способствующей выдвижению;
бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в статье 36 настоящего Закона, в целях проведения сбора подписей.
3. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, выдвинутыми кандидатами в областное Собрание депутатов, своих обязанностей перед избирателями.
4. Кандидат вправе в любое время до регистрации снять свою кандидатуру.
5. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время до регистрации отозвать выдвинутого кандидата по решению органа, уполномоченного на то конференцией (собранием) избирательного объединения, избирательного блока в порядке, установленном пунктом 3 статьи 51 настоящего Закона.
Статья 54. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в окружную избирательную комиссию представляются данные о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата, основные сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, наличии гражданства иностранного государства ("двойного" гражданства), об отбытии наказания в местах лишения свободы по приговору суда (о неснятой судимости), письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, в соответствии с пунктом 2 статьи 52 настоящего Закона, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу.
Окружная избирательная комиссия вправе организовать при содействии соответствующих государственных органов проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.
2. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующие окружные избирательные комиссии, не может превышать установленное настоящим Законом количество подписей, необходимое для регистрации, более чем на 15 процентов. В случае предоставления количества подписей избирателей более установленного предельного количества, инициаторы сбора подписей обязаны исключить (вычеркнуть) по своему усмотрению лишние подписи.
3. Подписные листы представляются в окружные избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов окружные избирательные комиссии заверяют каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. Подписные листы инициаторам сбора подписей не возвращаются.
4. Окружная избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
5. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, а также путем самовыдвижения, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению.
6. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая окружная избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, избирателю, группе избирателей, осуществлявшей выдвижение кандидата и сбор подписей в поддержку его выдвижения, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, установленное пунктом 2 статьи 52 настоящего Закона, нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные настоящим Законом.
7. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в избирательную комиссию области или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.
8. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой информации. Окружная избирательная комиссия не позднее чем за 15 дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи.
9. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня выборов.
10. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня выборов вправе отозвать зарегистрированного кандидата в том же порядке, в котором производилось выдвижение кандидата.
Статья 55. Проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов
1. Окружная избирательная комиссия до регистрации кандидатов обязана провести проверку достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов.
2. По решению окружной избирательной комиссии к проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов, могут привлекаться представители соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, члены участковых избирательных комиссий.
3. Проверке подлежат данные, содержащиеся в подписных листах, собранных в поддержку всех кандидатов в избирательном округе.
4. Проверке подлежат все представленные данные, содержащиеся в подписных листах.
5. О дне и времени проведения проверки избирательная комиссия должна своевременно извещать всех представивших установленное количество подписей избирателей для регистрации кандидата инициаторов выдвижения кандидата.
6. При проведении проверки вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей инициаторы выдвижения кандидата, в том числе представители избирателей, осуществившие инициативу выдвижения кандидата.
7. Проверке и учету не подлежат данные об избирателях, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписных листов в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживаются данные одного и того же лица несколько раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
9. Для проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем тремя членами избирательной комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
10. Вызов в избирательную комиссию избирателей для проверки достоверности их подписей не допускается.
11. Недостоверными данными, содержащимися в подписных листах, признаются:
подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления;
подписи, признанные недействительными на основании пункта 6 статьи 52 настоящего Закона;
подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 10 статьи 52 настоящего Закона данных (сведений);
все подписи избирателей в подписных листах: неустановленной формы; в которых нет подписи или даты подписи, или имени, отчества, или года рождения сборщика подписей, уполномоченного представителя избирательного объединения кандидата; которые содержат неполный адрес места жительства или неверные паспортные данные сборщика подписей; в которых дата подписи уполномоченного представителя избирательного объединения или кандидата проставлена раньше даты подписи сборщика, дата подписи сборщика подписей проставлена раньше подписи избирателя, подпись сборщика выполнена другим лицом; если дата подписи избирателя проставлена раньше даты уведомления о начале сбора подписей;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол заверяется подписями не менее чем трех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, при условии, что не установлена подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
13. Регистрация кандидата не производится, если количество представленных подписей избирателей, за вычетом подписей избирателей, данные о которых в подписных листах признаны недостоверными, недостаточно для регистрации.
14. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей окружная избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Статья 56. Основания для дополнительного выдвижения кандидатов
1. В случае, если в сроки, установленные в статье 54 настоящего Закона, по избирательному округу число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равных ему, либо не будет зарегистрирован ни один кандидат, выборы по данному избирательному округу откладываются по решению окружной избирательной комиссии на срок не более 120 дней со дня голосования для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
2. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
3. Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
4. При наступлении указанных в пункте 2 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру, либо его регистрация была отменена в соответствии со статьей 72 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей окружной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата.
Глава администрации Псковской области |
Е.Э.Михайлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Псковской области от 8 декабря 1997 г. N 44-ОЗ "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов"
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Псковская правда", N 243, от 16 декабря 1997 г.; в Сборнике законов Псковского областного Собрания депутатов, 1997 г., специальный выпуск, ст. 4-78
Законом Псковской области от 8 февраля 2002 г. N 172-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Псковской области от 4 июня 2001 г. N 133-ОЗ
Изменения вступают с силу через 10 дней после официального опубликования Закона
Закон Псковской области от 10 марта 2000 г. N 73-ОЗ настоящий Закон изложен в новой редакции