Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Организация выборов глав местного самоуправления
Статья 8. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления осуществляют:
избирательная комиссия области;
территориальные (районные, городские, поселковые, волостные) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 9. Порядок формирования избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и формируется в соответствии с Положением об избирательной комиссии области, утвержденным областным Собранием депутатов.
Статья 10. Полномочия избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области:
руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам глав местного самоуправления, формирует территориальные избирательные комиссии районов и городов Пскова и Великие Луки, если отсутствуют выборные органы местного самоуправления;
осуществляет контроль за соблюдением занятости при подготовке и проведении выборов глав местного самоуправления, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность главы местного самоуправления;
издает инструкции и постановления по вопросам применения настоящего Закона;
заслушивает сообщения глав местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий и других избирательных документов;
распределяет выделенные из областного бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий, контролирует их целевое использование;
контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
устанавливает единый порядок обработки выборной документации;
обобщает итоги выборов глав местного самоуправления;
контролирует организацию повторных выборов глав местного самоуправления;
обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и Положением об избирательной комиссии.
Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию.
Статья 11. Формирование территориальных избирательных комиссий
Территориальные избирательные комиссии по выборам глав местного самоуправления формируются в муниципальных образованиях выборными органами местного самоуправления не позднее 55 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5-9 членов избирательной комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства.
Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствуют не менее 20 избирателей.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии, как правило, должен иметь высшее юридическое образование.
В случае если выборный орган местного самоуправления в течение двадцати дней после опубликования постановления о назначении выборов главы местного самоуправления не назначил состав избирательной комиссии или выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области и территориальной избирательной комиссией района в соответствии с требованиями части третьей настоящей статьи.
Статья 12. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия по выборам главы местного самоуправления:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории муниципального образования;
руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий, принимает по ним решения;
регистрирует избирательные блоки;
формирует участковые избирательные комиссии;
регистрирует кандидатов на должность главы местного самоуправления;
выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца;
обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней;
организует досрочное голосование в помещении комиссии;
распределяет между избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
публикует сообщения и составе зарегистрированных кандидатов на должность главы местного самоуправления;
устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области;
организует повторные выборы глав местного самоуправления;
организует подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления вместо выбывших;
обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Решения территориальной избирательной комиссии, принятые а пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц.
Срок полномочий территориальных избирательных комиссий - четыре года.
Статья 13. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах глав местного самоуправления образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местного самоуправления муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей, из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 50 дней до дня выборов.
В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах руководителей этих органов могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов.
Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов избирательных комиссий публикуются территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 40 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5-10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных выборными органами местного самоуправления.
При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства.
Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав участковой избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав участковой избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20 избирателей.
Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
В случае, если выборные органы местного самоуправления не внесли предложения по составу участковых избирательных комиссий в течение семи дней после образования избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий производится территориальной избирательной комиссией в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи.
При проведении выборов главы местного самоуправления волости на территориальную избирательную комиссию волости могут быть возложены обязанности участковой избирательной комиссии, изложенные в статье 15 настоящего Закона.
Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
составляет списки избирателей по избирательному участку;
проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Законом;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом;
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются по истечении 30 дней после опубликования итогов выборов глав местного самоуправления.
Статья 16. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса
После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и участковые избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов территориальной избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если их кандидаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган; полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов глав местного самоуправления.
Статья 17. Статус члена избирательной комиссии
Члены избирательных комиссий, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность глав местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. В этих случаях орган, сформировавший комиссию, в двадцатидневный срок принимает решение об исключении данного члена комиссии из ее состава.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, не более одного человека от объединения, представители средств массовой информации.
Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации.
Средства массовой информации, частично или полностью финансируемые из бюджета публикуют передачи и информацию безвозмездно.
В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, по одному от общественных и избирательных объединений и по одному от каждого из кандидатов, выдвинутых избирателями.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатель вправе:
присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
знакомиться со списками избирателей;
обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
обжаловать действия участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматривается председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
Участковая избирательная комиссия предварительно уведомляется о направлении наблюдателя на избирательный участок не позднее чем за три дня.
Статья 19. Организация работы избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, установленного для данной комиссии.
Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отменен регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
Решение избирательной комиссии, противоречащее настоящему Закону либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
По решению территориальной избирательной комиссии председатель и отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса (не более двух) могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней.
По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (не более двух) могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней.
Освобождение от основной работы производится с сохранением среднемесячной заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов. Остальным членам избирательных комиссий за время работы в комиссии (но не более чем за три дня) заработная плата выплачивается по представлению председателя комиссии, из расчета их среднемесячного заработка.
Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий.
Председатель, заместитель председателя, секретарь, любой из членов избирательной комиссии могут быть выведены из состава комиссии образовавшим ее органом по их личному заявлению. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии взамен освобожденного производится в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 20. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, выделять помещения, транспорт, средства связи, а также предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок.
Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.
Статья 22. Список избирателей и порядок его составления
Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местного самоуправления. Соответствующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее чем за сорок дней до дня выборов.
Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются: фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Статья 23. Порядок включения граждан в списки избирателей
В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии с частью первой статьи третьей настоящего Закона избрать главу местного самоуправления.
Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Граждане, имеющие право участвовать в выборах глав местного самоуправления и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут, по решению территориальных избирательных комиссий, включаться в списки избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после предоставления списков избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в списки, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
Статья 24. Ознакомление избирателей со списками избирателей
Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем.
Заявление подается в участковую избирательную комиссию.
В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
<< Статья 3. Избирательное право |
Глава III. >> Избирательные объединения |
|
Содержание Закон Псковской области от 22 ноября 1995 г. N 30-ОЗ "О выборах глав местного самоуправления" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.