Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VII. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей,
установление результатов выборов и их опубликование
Статья 46. Помещение для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой местного самоуправления муниципального образования безвозмездно.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех региональных избирательных объединениях и выдвинутых ими кандидатах, в также о всех кандидатах, баллотирующихся на должность главы местного самоуправления.
Статья 47. Избирательные бюллетени
Для выборов главы местного самоуправления каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией области, а текст - соответствующей территориальной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность главы местного самоуправления и их данные, указанные в абзаце четвертом статьи 32 настоящего Закона. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению территориальной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на два процента.
Передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. После получения бюллетеней не менее, чем три члена участковой избирательной комиссии составляют акт о соответствии количества бюллетеней количеству, указанному в сопроводительном документе территориальной избирательной комиссии. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации.
Законом Псковской области от 5 февраля 1996 г. N 3-ОЗ часть 6 статьи 47 настоящего закона изложена в новой редакции
Все избирательные бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются в правом верхнем углу двумя членами участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются.
В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Статья 48. Порядок голосования
Голосование в день выборов проводится с 8 часов до 22 часов.
Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, территориальные избирательные комиссии могут, по согласованию с избирательной комиссией области, изменить время голосования при сохранении его продолжительности.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации, а также письменно не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15-4 дня) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии, так чтобы при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать либо подписи двух членов избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают заявления, списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в участковые избирательные комиссии одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей - "проголосовал досрочно".
В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии и не являющегося наблюдателем, фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя.
В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более пяти на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме, при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. В списке избирателей делается отметка, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявления избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Статья 49. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносные, затем стационарные.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.
Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбами о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
При подсчете голосов, прежде всего, отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более, чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке.
В протокол вносятся следующие данные:
число зарегистрированных бюллетеней и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность главы местного самоуправления;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Протокол подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикалываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана представить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Избирательная документация, включающая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее, чем через десять дней после официального объявления итогов выборов глав местного самоуправления.
Статья 50. Установление итогов голосования
На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования.
Территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующей территории, в который вносятся следующие данные:
общее количество избирательных комиссий в районе, городе, поселке, волости;
количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
По требованию любого челна территориальной избирательной комиссии или наблюдателя, территориальная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования и снять с него копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется избирательной комиссией.
При подписании протокола о результатах голосования члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Второй экземпляр протокола вместе с протоколом участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составления протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Избранным считается кандидат не должность главы местного самоуправления, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов.
Территориальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.
Территориальная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Территориальная избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не избран на должность главы местного самоуправления, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов.
При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей.
Официальное объявление о результатах выборов главы местного самоуправления в средствах массовой информации публикуется в течение пяти дней с момента подписания протокола территориальными избирательными комиссиями района, города, поселка, волости.
Статья 51. Регистрация избранного главы местного самоуправления
Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного главой местного самоуправления.
Кандидат, избранный главой местного самоуправления, в пятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления, с приложением к сообщению заверенной копии решения, приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей.
В случае, если избранный кандидат не выполнит в пятидневный срок требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом главы местного самоуправления, территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации избранного кандидата на должность главы местного самоуправления.
Территориальная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов главы местного самоуправления и после опубликования общих итогов выборов в десятидневный срок производит регистрацию избранного главы местного самоуправления и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, изложенных в части второй настоящей статьи.
Статья 52. Вступление в должность главы местного самоуправления
Глава местного самоуправления, избранный в соответствии с настоящим Законом, вступает в должность с момента регистрации его избрания территориальной избирательной комиссией.
Статья 53. Повторные выборы
В случае признания выборов главы местного самоуправления несостоявшимися, недействительными или если избранный кандидат не выполнил требования части второй статьи 51 настоящего Закона, представительный орган местного самоуправления назначает повторные выборы главы местного самоуправления.
Выдвижение и регистрация кандидата не должность главы местного самоуправления, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.
Повторные выборы проводятся не позднее шести месяцев после первоначальных выборов.
Статья 54. Опубликование итогов голосования и результатов выборов главы местного самоуправления
Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городу, поселку, волости в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю.
Территориальные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в их протоколах об итогах голосования, не позднее месяца со дня проведения выборов в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.